Дидактические игры на развитие мышления
Мышление одна из высших форм деятельности человека, а также является социально обусловленным, психическим процессом, неразрывно связанным с речью. В процессе мыслительной деятельности каждого человека вырабатываются определенные приёмы или операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация.
Существует три вида мышления:
1) наглядно-действенное (дети познают мир с помощью манипулирования предметами);
2) наглядно-образное (дети уже могут преставлять предметы или явления окружающей среды);
3) словесно-логическое (дети пользуются понятиями, умеют рассуждать).
Наглядно-действенное мышление с особой интенсивностью развивается у ребенка с 3 – 4 лет. Дети знакомятся со свойствами предметов, учатся оперировать предметами, устанавливать отношения между ними, а также решать самые разные практические задачи.
На основании наглядно-действенного мышления формируется более сложная форма мышления – наглядно-образное. Это мышление образами, представлениями, превращения ситуации в образной форме. Оно возникает тогда, когда у ребёнка есть достаточный опыт практических действий и, вместо реалий, он прибегает к умственным попыткам изменить ситуацию, представляя необходимые действия и полученные результаты. Также наглядно-образное мышление позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.
К шести – семи годам начинается более интенсивно формироваться у дошкольников словесно-логическое мышление, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Мышление выступает теперь не только в виде практических действий, а также не только в форме наглядных образов, а, прежде всего в форме отвлеченных понятий и рассуждений. Однако словесно-логическое мышление не является ведущим у дошкольников.
Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы, а в то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует от ребёнка словесных обобщений.
Чтение художественной литературы, конструирование, различные игры, лепка, рисование и т.д., то есть все то, чем занимается ребенок до школы, развивают у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать.
В развитии мышления и других психических процессов дошкольников большое значение имеет игра, процесс которой связан со свойствами предметов (их формой, весом, величиной, цветом, особенностями), произведением с ними различных действий. Это способствует комплексному изучению этих предметов, создает условия для одновременного взаимодействия различных органов чувств.
Примеры игр на развитие мышления дошкольников.
1) «Собери большую семью»
Подбираются картинки с изображением животных, овощей, фруктов, транспорта и т.п. Перед детьми раскладываются эти картинки и даётся задание собрать большие семьи»
2) «Любимая еда»
Подбираются картинки с изображением животных и пищи для этих животных. Перед дошкольниками раскладываются картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагается каждому животному разложить его любимую еду.
3) «Найди маму малышу»
Перед детьми раскладываются картинки домашних животных: собака, кошка, свинья, корова и т.п. и отдельно картинки: котёнка, щенка, поросёнка, телёнка и т.п., предлагается найти маму малышу.
4) «Назови одним словом»
Перед дошкольниками раскладываются картинки, взрослый просит рассмотреть и назвать их одним словом. Например: поезд, самолёт, машина – транспорт; лиса, заяц, медведь – дикие животные; яблоко, груша, слива – фрукты и т.п.
5) « Волшебный мешочек»
В мешочек подбираются игрушки: красного, синего, зелёного, желтого цветов. На столе раскладываются картинки с изображением: красного яблока, синего облака, зелёного кузнечика, жёлтого цыплёнка, дошкольникам предлагается подобрать им друзей по цвету, достав из мешочка соответствующие игрушки.
6) «Собери друзей»
Детям дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.
7) «Разложи картинки»
Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Дошкольникам дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение дети составляют рассказ по картинкам.
8 ) «Что лишнее?»
Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку (животные, транспорт, летает, прыгает, мягкое, холодное и т.п. ), а четвертая картинка – лишняя. Предложите детям найти лишнюю картинку. Спросите, почему они так думают и чем похожи картинки, которые они оставили.
9) «Чередование»
Предложите дошкольникам нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности, например за цветом: красная, синяя, жёлтая, зелёная и т.д. Таким же образом можно предложить нарисовать разноцветный забор, или же выложить его на столе из разноцветных палочек и т.д.
10) «Найди лишнее слово»
Взрослый читает серию слов, например: животные, овощи, фрукты и т.п. и предлагает дошкольникам хлопнуть в ладоши тогда, когда они услышат лишнее слово, можно также выбрать ребёнка, который объяснит, почему слово лишнее, к какой группе он бы его соотнёс.
11) «Кто быстрее»
Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, а ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно также называть не только цвет, но и качество (например: вкус, форму) предмета.
12) «Профессии»
Взрослый показывает детям картинки с профессиями людей и просит назвать чем занимаются люди определенной профессии. Например, доктор – лечит людей, строитель – строит дома, учитель – учит чему-либо детей в школе и т.д. Можно заменить показом мимикой и пантомимикой.
13) «Скажи мне наоборот»
Предложите дошкольникам игру «Я буду говорить слово, а вы тоже скажите мне его же, только наоборот, например, большой – маленький.» Можно использовать следующие пары слов: веселый – грустный, быстрый – медленный, пустой – полный, умный – глупый, трудолюбивый – ленивый, сильный – слабый, тяжелый – легкий, трусливый – храбрый, белый – черный, твердый – мягкий, шершавый – гладкий и т.д.
14) «Угадай»
Взрослый предлагает угадать о каком животном, овоще, фрукте, транспорте и т.п. он говорит. Обязательно нужно давать детям конкретное, чёткое описание каждого предмета. Например: Это фрукт. Он красный, круглый, сочный (Яблоко).
15) «Отгадывание загадок»
Предложите детям отгадать описательные загадки на различные тематики (растительный и животный мир, явления природы, овощи/фрукты, предметы и т.д.) Например: Длинноухий, пугливый, любит кушать морковь и капусту (Заяц); Рыжая, у неё пушистый хвост, ловко прыгает по деревьям (Белка) и т.д.
16) «Перелётные и зимующие птицы»
Перед дошкольниками раскладываются картинки с изображением перелётных и зимующих птиц, а также две одинаковые картинки с изображением дерева. Им нужно на одно дерево посадить всех перелётных птиц, например: ласточка, скворец, грач, кукушка, жайворонок и т.д., а на другое – зимующих, например: синица, воробей, ворона, снегирь и т.д.
17) «Летает, плавает, ползает»
Взрослый даёт детям картинки с изображением тех, кто умеет: летать, плавать, ползать. После чего на столе раскладывает картинки с изображением: неба, моря, травы и просит соотнести животного, птицу, насекомое, рыбу и т.п. с соответствующей картинкой, задавая при этом вопрос: «Что умеет делать…» (Птица, жук… – летать; заяц, кузнечик – прыгать…; змея, улитка – ползать…)
18) «Найди похожее»
Дошкольникам предлагаются геометрические фигуры и различные предметы. Задание – нужно сформировать группы предметов по сходству с определённой геометрической фигурой. Например, круг – кольцо, крышка…, квадрат – коробочка, кубик… и т.д.
19) «Домашние и дикие животные»
Перед детьми раскладываются картинки с изображением домашних и диких животных, а также две картинки: на первой изображён дом, на второй – лес. Им нужно вокруг дома разложить домашних животных, а вокруг леса – диких.
20) «Наша любимая зима и любимое лето»
Взрослый на столе перед дошкольниками раскладывает две картинки «Зима» и «Лето», а также картинки с изображением различной зимней, летней одежды и аксессуары. Детям нужно соотнести к поре года то, что люди обычно носят, когда она наступает. (Например, «Зима» – шуба, шарф, рукавички…, «Лето» – шорты, майка, шляпа… )
Автор: Багменко Ирина, магистр дошкольного воспитания, г. Луганск, Украина.
Развитие логического мышления
Дети уже в раннем дошкольном возрасте сталкиваются с многообразием размеров, форм, цвета предметов, находящихся вокруг. Восприятие окружающего мира идет без специальной подготовки. Однако, если усвоение происходит интуитивно, оно чаще всего бывает неполноценным, поверхностным.
Развитие логики и мышления является неотъемлемой частью успешной подготовки ребенка к школе и его гармоничного развития.
Старший дошкольный возраст знаменуется началом появления знаково-символической функции сознания. Этот период обретает важность в целом для умственного развития, для формирования готовности к школьному обучению.
Для обозначения предметов, последовательностей, множеств принято использовать знаковую символику, с чем и знакомят детей в период подготовки к школе. Малыши активно ее принимают.
Особенно, если такие модели придумывать сообща, акцентируя внимание на использовании обозначений не только словами, но и графически (например, в одну группу предметов попадают не только прямоугольники, но и другие фигуры, у которых 4 угла, делается акцент на число “4”).
Игра «Выбери предмет»
Перед учеником выкладываются разные предметы на выбор: яблоко, мяч, пуговица, фигура из шахмат для детей, книга и т. д. Чем старше дети, тем больше предметов и тем более они похожи друг на друга. Далее малышу дается инструкция. Например, «Этот предмет круглый. Он среднего размера. Он не красный и т. д.» или «Он синий, но не круглый». Задача найти этот предмет. Такая игра часто встречается в центрах подготовки детей к школе, так как первоклассник должен уметь видеть логические взаимосвязи и легко находить их.
Логические операции
В структуру мышления входят операции, наличие которых у ребенка дошкольного возраста подразумевает полноценное психическое развитие. Операции бывают:
- Сравнение – операция, связанная с установлением сходных и отличительных признаков каких – либо предметов. В результате логической операции может появиться классификация;
- Анализ – психический процесс, связанный с разделением сложного предмета на отдельные составляющие его характеристики или части. Следующим этапом анализа становится сравнение;
- Синтез – логическая операция, которая объединяет разобщенные части в одно целое понятие, объект;
В психологии обычно анализ и синтез рассматриваются как взаимозаменяющие операции.
- Абстрагирование – мысленное отделение существенных свойств, связей, характеристик объекта от несущественных. Наличие способности к такой операции говорит о появлении у малыша абстрактно – логического мышления;
- Обобщение – операция появляется по мере накопления словарного запаса ребенка, связана с воображаемым объединением явлений, предметов, действий по значительным признакам;
- Классификация – операция мышления, при которой происходит осмысление порядка вещей, явлений, деление их по какому-либо признаку;
- Конкретизация – логическая операция, с помощью которой дошкольник использует замену слова на понятие с более конкретным значением.
Что такое девиантное поведение детей-дошкольников
Родителям для развития логического мышления ребенка
Дошкольник, который умеет пользоваться логическими операциями, обречен на успешное обучение, отсутствие проблем в познавательной сфере, так как интеллектуальный уровень поможет справиться с трудностями.
Если вы хотите помочь ребенку быть благополучным, советуем воспользоваться следующими развивающими заданиями. Они превратят ваше общение в веселую и полезную игру.
Чтобы начать занятия с ребенком, не обязательно иметь педагогическое образование.
Рекомендуем чередовать типы игр для развития разных видов мышления.
Устные игры
Игры со словами – простые, доступные, не требующие особой подготовки, могут проводиться в любом удобном месте. Такие задания развивают кругозор, уточняют, обогащают словарный запас. Выбирайте те, которые учат находить аналогии, обобщать, классифицировать предметы и явления по группам, проводить логические связи.
- Придумать новую концовку для известной сказки;
- Сочинить историю, стихи сообща, то есть один начинает, другой по смыслу продолжает;
- Поиграть в «разгадалки»: родитель загадывает предмет, объект или явление и предлагает ребёнку отгадать его, используя вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет»;
- Поиграть в «верю — не верю». Вы произносите утверждение, например, «Все собаки породистые» или «Груша – это дерево». Ребенок отвечает, верное ли данное предложение. Если ответы и решения спорные, тем лучше, есть возможность поразмыслить и прийти к ответу, рассуждая логически.
Игра “Ассоциации” (развиваем словесно – логическое мышление)
Задание: подобрать подходящее слово к указанному по определенному признаку, соответствующему тому, который присутствует в предыдущей паре, объяснить свой выбор.
Игры и упражнения на развитие внимания у дошкольников
Например, птица – гнездо, человек – ?. Птица живет в гнезде, значит, к слову “человек” подберем слово, обозначающее жилье, – “дом”.
- Глухой – песня, слепой – … (картина);
- Самолет – летчик, автобус – … (водитель);
- Лето – кепка, зима – … (шапка);
- Половник – кастрюля, ложка – … (бокал, стакан);
- Ложка – суп, вилка – … (салат, картофель, мясо, вермишель) и др.
Игра «Назови одним словом» (развиваем логические операции классификации, обобщения)
Задание: представленную группу слов необходимо назвать одним обобщающим словом, объяснить свое решение.
- Кисель, компот, чай, морс (напитки);
- Микроволновая печь, пылесос, фен, хлебопечка;
- Гнездо, дупло, нора, муравейник;
- Велосипед, самокат, самолет, мотоцикл;
- Пекарь, экскурсовод, швея, продавец и др.
Игры с использованием карточек, бумаги, ручки
Дошкольникам нравятся игры с использованием ярких картинок. Необходимо этим воспользоваться, применив не только карточки, но и ручку с бумагой. Предложенные идеи можно дополнить своими, усложнив или упростив по своему усмотрению.
- Используйте игры на сравнение и группировку предметов;
- Применяйте готовые головоломки со спичками;
- Составляйте связные рассказы по сюжетным картинкам. Полезно будет в начале предложить их ребенку в неправильной последовательности;
- Проходите лабиринты, спасая героев, разгадывайте ребусы и головоломки на бумаге.
Настольные игры
Красочные коробки с наборами рисунков, правилами, фигурками привлекают не только дошкольников, но и их родителей. Вечер, проведенный в тесном семейном кругу, полезен как для общения с домашними, так и для развития маленького непоседы. Лото, морской бой, шахматы – классические игры, проверенные временем.
Это занятия, которые всегда будут актуальными, подходят для семейного отдыха. Они учат красиво побеждать и принимать поражения, получать удовольствие от общения и процесса игры.
Кроме того, фишки и картинки из настольных игр можно использовать для обучения. Рассмотрим несколько способов.
- Предлагайте дошкольнику узнать предметы с закрытыми глазами, на ощупь;
- Располагайте предметы по определенному алгоритму. Например, составляйте из них последовательности: возрастающую, убывающую, по цветам, размеру, форме;
- Изучайте с помощью домино и тримино счёт, сложение и вычитание.
alt: Правила игры “Тримино”
Диагностика логического мышления
Логическое мышление — это один из основных показателей качества мышления личности. Умение дошкольника самостоятельно логически мыслить, выделять существенные признаки предметов, действий и явлений, систематизировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения и выводы, обосновывать свои суждения, доказывать их истинность возникает и формируется в ходе его интеллектуального развития.
Подробнее о проведении диагностики мышления дошкольников мы писали ранее.
Развивая своего ребенка, обратите внимание на его способность логически мыслить. От этого важного показателя зависит, насколько он будет выгодно выделяться среди сверстников.
Упражнения для диагностики
alt: Диагностика мышления дошкольников
Логические цепочки
Находить закономерности и общие свойства между двумя предметами невероятно интересно! Дети в центрах раннего развития очень любят это делать. Предложите малышу два слова, например, «цветок» и «бабочка». Ему нужно найти как можно больше взаимосвязей между этими словами.
В Центре развития успешных детей «Имена Продакшн» мы используем комплексный подход к развитию детской личности. Наряду с творческими занятиями (детский вокал, обучение рисованию детей, актерское мастерство), ваш ребенок разовьет гибкое мышление, логику, умение анализировать и делать выводы, успешно коммуницировать. Сделайте первый шаг к успеху с «Имена Продакшн»!