Конспект рисования в подготовительной группе » Синие цветы Гжели».
За делами – заботами незаметно опускается на землю тихий синий зимний вечер… (Чтение педагогом стихотворения В.Фетисова «Зимний вечер»)
Вечер зимний в небе синем Звёзды синие зажёг. Ветви сыплют синий иней На подсиненный снежок. За ветвями дом синеет, Крытый синей ватою. Тени ходят по стене Сеткой синеватою. Красит синькою мороз В окнах незабудки, И зевает синий пёс Возле синей будки.
Может, потому, что снега вокруг такие ослепительно белые, а вечерние тени гжельские такие синие, да морозные узоры на окнах голубые, а небо над деревенькой ясное лазоревое, и выбрали гжельские мастера для росписи своей посуды синюю краску на белоснежном фоне. А так как долгой зимою мы всё же о весне мечтаем, мастера – художники морозными узорами весенние сказочные цветы рисовали.
(Стихотворение А.Плещеева «Подснежник»)
Ещё не растаял последний снежок, А смотрит уж нежно подснежник-цветок. За ним и фиалка проснулась от сна, Глазок свой лиловый открыла она. Вот ландыш белеет в затишье лесном, Глядит незабудка, склоняясь над ручьём.
Краски у гжельских мастеров с секретом: невзрачный серый порошок (кобальт называется), и узор на посуде серый. почти чёрный. А как покроют готовые поделки глазурью для блеска да ещё раз в печь для закалки поставят – так и заиграют они волшебными синими да голубыми красками.
Вот какие чудесные произведения у гжельских мастеров получались. (Показ репродукций и иллюстраций)
И пошла слава о чудесных цветах Гжели по всему свету. Роскошным подарком считаются изделия гжельских мастеров. Секреты мастерства передаются из поколения в поколение вот уже более 650 лет.
На прошлых занятиях мы изготовили формы для росписи, сделанные из папье-маше, а сегодня попробуем их расписать. Поучимся у настоящих гжельских мастеров.
Основные элементы гжельской росписи — «широкая и узкая полоса», «точка», «волна», «кустик», «лепесток», «сетка», «листок». Показ на демонстрационном листе, прикреплённом к доске.
Особый приём, отличающий гжельскую роспись – «растяжение» цвета, от тёмно-синего до бледно-голубого. Выполняется этот приём «всей кистью» за счёт неравномерного набора краски на кисть, на кончике — большее количество, к основанию — минимальное.
Гжельские мастера применяют сухую краску, в порошке. Работая акварелью или гуашью, «растяжение» цвета можно получить, нанеся равномерно окрашенный мазок синей краски и затем убрав сухой чистой кистью лишнюю краску с одной стороны широкого мазка.
Попробуйте выполнить на листе бумаги элементы росписи, поупражняйтесь в выполнении «растяжения» цвета. Сейчас мы приступим к росписи тарелочек из папье-маше, пользуясь только одной краской – синего цвета. Каждый попробует создать свой узор, используя традиционные мотивы гжельской росписи. Композиция рисунка – крупный рисунок в центре и мелкий узор по краю изделия.
Цветовая гамма гжельской росписи
Традиционно сложилось так, что рисунок выполняется только оттенками синего. На фоновом белом цвете фарфора мастер одним колером способен передать всю палитру мироздания. Но ведь и синий может быть разным: от блекло-голубого до выразительного глубокого синего, переходящего в оттенки ночи. Используется и темный кобальтовый цвет. И довершает лаконичный гжельский рисунок платиновый или золотой декор.
А до того популярной была лубочная гжель, когда посуду мастера расписывали синими, желтыми, коричневыми и фиолетовыми красками все по тому же белому фону. Но самыми красивыми изделиями промысла считаются надглазурные образцы: цветные краски умелец наносил прямо по глазури. После этого посуда или другие изделия должны быть пройти три, а то и четыре обжига.
Украшение разделочной доски
Наиболее популярна в последнее время городецкая роспись на разделочной доске. Этот необходимый предмет в обиходе любой хозяйки может стать настоящим произведением искусства в руках хорошего мастера. Поэтапно выполняя указания из схемы работ, начинающие мастера могут создать своё первое творение:
- Нарисовать эскиз узора для оформления доски или распечатать готовую композицию.
- Вырезать шаблоны основных форм по принципу аппликации.
- Подготовить доску для росписи. Для этого её шлифуют наждачной бумагой.
- Если по замыслу предусмотрен цветной фон, то грунтуют этим цветом отшлифованную доску.
- Обводят карандашом шаблоны, вырезанных деталей.
- Производят замалёвку основных форм.
- После просыхания переходят к тенёвке. На этом этапе раскраска доски приобретает более конкретные формы.
- Заключительный этап росписи — оживка. Светлыми красками придают изделию нарядный праздничный вид.
- Распыляют лак пульверизатором, равномерно покрывая поверхность изображения и всей доски.
Как перенести рисунок на заготовку
Профессиональные ремесленники сразу расписывают заготовку, но для начинающих мастеров потребуется предварительный перевод картинки на поверхность. Для этого существует несколько способов. Можно попробовать разные варианты переноса и подобрать более удобный.
Трафаретная методика
Перенести рисунок на заготовку можно при помощи трафарета. Для этого в интернете подобрать рисунок и с помощью канцелярского ножа вырезать его. Этот способ возможен для переноса только простых картинок, поскольку для витиеватых узоров понадобится время, ловкость рук и аккуратность.
Более удачный вариант – при помощи кальки. Для этого простым карандашом на шероховатую сторону переносят рисунок, затем прикладывают его к деревянной поверхности, закрепляют скотчем и обводят с обратной стороны. Один узор можно переносить до четырёх раз. Специалисты советуют использовать жёсткий валик. Его следует прокатать несколько раз по закреплённому эскизу.
Перенос рисунка при помощи кальки
Многие выбрали для себя термический перенос рисунка при помощи утюга. Для этого подойдет плотная бумага, а также глянцевые страницы журналов. Следует на лазерном принтере распечатать узор, затем приложить сторону с рисунком к заготовке и прогладить
Из-за неровной структуры дерева не весь рисунок хорошо переведётся, кроме того, здесь важно подобрать оптимальную температуру утюга, чтобы картинки с глянца тоже не перевелись на изделие
Термический способ перевода узора
Точечная методика
Точечная методика – это прекрасный вариант для тех, кто совсем не умеет рисовать. Техника заключается в нанесении на основу множества точек, которые впоследствии соединяются сплошной линией. Чем больше их будет нанесено на эскиз, тем точнее получится узор. Также её используют для соединения мелких элементов, например, травинок, стеблей, просветов между узорами.
Существует точечная техника росписи по дереву, в которой эскиз на заготовку переносят тремя способами.
- На заготовке делают разметку, отмечают основные точки и двигаются к ним при помощи точек.
- На поверхности из дерева последовательно отрабатывают каждый цвет.
- Последовательная работа с каждым участком рисунка, этот вариант самый удачный, поскольку картина вырисовывается сразу.
Рисунок по эскизам
Ещё один вариант переноса изображения – под копирку, для этого желательно подбирать её по цвету рисунка, поскольку могут остаться пятна. Работать нужно следующим образом.
- Распечатать рисунок.
- Положить его на копирку, красящая сторона которой должна лежать лицом к заготовке.
- Закрепить рисунок при помощи скотча и обвести его по контуру.
Перенос эскиза под копирку
Опытные художники самостоятельно рисуют эскиз на бумаге, это может быть целая картина или некоторая её часть. Затем рисунок переносят на поверхность и расписывают.
Что надо знать начинающему
Прежде всего, то, что занятие мезенской росписью может принести не моральное удовлетворение и эстетическое наслаждение, но это еще и неплохой вариант заработать деньги. Мода на старину никогда не пройдет, а мезень — слишком редкая роспись даже в ряду самых больших раритетов.
Учитывая то, что ей мало кто владеет, можно легко понять, какой на нее спрос среди знающих людей. Если задаться целью и сконцентрироваться на этом редком искусстве, можно завоевать большой авторитет и параллельно зарабатывать неплохие деньги.
Мода на старину никогда не пройдет, а мезень — слишком редкая роспись даже в ряду самых больших раритетов
Начало изображения
Чтобы рисунок получился действительно аккуратным и красивым с первого раза, мало одного желания и подготовленных материалов
Очень важно изучить технику нанесения изображения. Здесь нужно понять, как держать кисть, как вести, какими движениями пользоваться для изображения деталей рисунка
Вся городецкая роспись производится в три этапа. Первое, что необходимо сделать, – это нанести фон, на который и будет накладываться рисунок. Далее выполняем поэтапно рисунок.
Подмалевка. Крупные цветовые пятна, которые впоследствии будут служить основой для изображения. Это большие фигуры. Для детей элементы подмалевки очень легко даются.
Они наносятся тонким слоем, полностью заштриховываются. Зарисовать их нужно очень аккуратно, чтобы не было разводов, наплывов или пробелов. Для хорошего результата лучше рисовать плоской широкой кистью.
- Тканевка. Используется кисть № 2. Суть этого этапа — разбивание подмалевки на части и выделение деталей.
- Оживки. Это еще один прием в городецкой технике. Здесь в помощь идет черная и белая краска, которыми и выделяют акценты рисунка. Этот этап очень сложный и требует концентрации.
Черной и белой краской наносится на подмалевке и тканевке множество точек, которые и придают яркости и живости рисунку
Здесь важно не перестараться, так как большое количество оживки может испортить рисунок
Городецкая роспись получится очень хорошо, если научиться правильно держать кисть. Она должна быть перпендикулярна поверхности, на которую накладывается рисунок.
При этом рука должна быть оперта на локоть и фиксироваться им, а кисть остается подвижной и свободной. Если для ребенка долго держать в таком положении руку тяжело, то можно делать опор на мизинец. В этой позиции руки легче рисовать плавные и правильные линии.
Последнее в рисовании городецкой росписи – это соединять все элементы между собой поэтапно. Картинки должны получаться яркими и пестрыми.
Это главная черта такого направления в художественном искусстве. Если ребенок научился хорошо изображать элементы на бумаге, можно продолжить и предложить рисовать на деревянной основе.
Мастер-класс по росписи деревянной ложки
Для росписи ложки нужно купить саму заготовку. Деревянные ложки обычно легко найти в хозяйственном магазине, а также в маркете товаров для творчества. Не спешите сразу ее расписывать, пару дней дайте ей полежать: неизвестно, в каком помещении она хранилась. Пусть материал привыкнет к температуре и влажности вашего жилища.
Помимо красок, кистей, ластика и карандаша для работы вам понадобятся:
- акриловый грунт;
- темперные краски – черная, желтая, зеленая;
- акриловый лак;
- шкурка 000;
- зубочистки;
- чистая безворсовая тряпочка;
- палитра;
- банка с водой.
Выбирая между гуашью и акриловыми красками, возьмите последние. Делают роспись под хохлому узнаваемой красная, золотая и белая акриловые краски.
Хохлома – как рисовать узоры на ложке поэтапно:
- Ложечку сначала нужно зашкурить, но несильно. Потом от древесной пыли протрите ложку влажноватой тряпочкой.
- Но кончик ложки кистью № 18 нанесите грунт. Просушиваться он будет 25-30 минут. При сушке загрунтованный кончик должен свисать.
- Когда кончик подсохнет, возьмите ложку за него и покройте всю ложечку грунтом. И снова сушка – 40 минут.
- После сушки ворсинки ложки снова поднимутся и их нужно «причесать» шкуркой.
- Настало время нанесения узоров – простым карандашом на деревянную поверхность нанесите листочки и ягодки. Золотой краской и кистью № 5 прорисуйте листочки. Так как краска прозрачная, наносить нужно несколько слоев.
- Ягоды расписывают кистью № 4. Для красной краски достаточно двух слоев покрытия.
- Когда листики и ягодки подсохнут, можно приступать к фону. Для этого вам нужна черная темперная краска и кисть № 4.
Далее уже по просохшему черному фону рисуются цветки клубники – белые, с желтой сердцевинкой. Лепестки можно проставить ватными палочками, а сердцевинку – зубочистками.
- Смешав желтую и зеленую темперные краски, вы получите нужный оттенок для прорисовки травки. Тонкой кистью рисуйте стебельки, завитушки.
- Черенок ложки должен быть золотым – в несколько слоев покрывайте его золотой краской, всякий раз – с просушкой.
- Двое суток дайте ложечке на отдых, это подготовительный период перед лакировкой. Как и в случае с грунтом, сначала лакируется кончик, потом – вся ложка. Лак наносится в несколько слоев, каждый просыхает не менее 3 часов.
Подготовительные работы
Порядок прост: сначала нужно накапливать визуальный опыт. Просмотрите десятки примеров работ, оцените рисунки с точки зрения последующего воспроизведения. Определите, как художник выстраивает композицию, как раскрывается картинка, что объединяет работы. Чем больше образцов вы внимательно изучите, тем более точным будет представление о предстоящей работе.
Важно не только изучить каждый этап росписи, но и натренировать руку в изображении основных узоров и элементов
Если цель изучить жостовские подносы – поэтапное рисование для детей, нужно показать образцы ребятам, проговорить с ними отличительные черты расписных изделий. Дети, как правило, используют беличьи кисти, гуашь, заготовки в виде подносов из бумаги, которые им и предстоит расписывать. Такие заготовки обычно уже имеют цветной фон.
Но и для взрослых такая подготовительная работа тоже полезна: прорисовать не одну бумажную заготовку, чтобы на бумаге отточить умение. Чтобы роза раскрывалась, ее нужно прорисовать не один раз. Чтобы запомнить все этапы росписи жостовских подносов, каждый из них нужно проработать как тренажер: нарисовать несколько замалевков, поработать с тенежкой и бликовкой.
В данном видео наглядно показано выполнение основных элементов и простых узоров жостовской росписи.
Мотивы и элементы
Изображение сельской жизни в гжели
Тематика росписи – это отображение мировосприятия мастером, традиционное и культурное осмысление жизни, ее течения и основных событий. Художники могут обращаться к иконописным элементам, они запечатлевают сценки быта, наблюдения за естеством природы.
Тематика рисунка дифференцируется на 4 вида:
- сюжетный рисунок – предполагает отображение времен года, пейзажей;
- орнаментальный – это привычные сетки-гребенки, жемчужинки, а также усики, капельки, отводки и шашечки;
- растительные мотивы – ягоды, бутоны, трава, ветки и злаки;
- животные – обычно это птицы.
Природные мотивы и архитектуру сегодня часто можно обнаружить на чайных сервизах и другой посуде гжели. До сих пор на изделиях мастера изображают крестьянские строения, широкие городские улочки, церквушки. Популярен и цветочный орнамент: взять ту же гжельскую розу, перекочевавшую с фарфора на принт на одежде и т.д.
Немного истории
История указывает, что развитие этюдов по древесине привело к его применению на самых неожиданных предметах, которые включали в себя:
- мебель;
- сундуки;
- сани;
- утварь, используемая в помещении.
Чаще всего был символический характер, а фоновыми тонами были: зелёный, синий и иногда чёрный. Особенно популярными были и есть рисунки со специфической тематикой, где показаны люди и звери.
После I мировой войны искусство пришло в упадок, вынуждая специалистов искать другие источники дохода. Возрождение популярности направления связано с именем И.И. Овешкова, который открыл мастерскую для общественности.
В ней была организована подготовка соответствующих кадров, что и дало прирост умеющих обрабатывать исходник. Приобщение нового поколения к воссозданию обликов вырабатывает ощущение принадлежности к культуре своей страны и развивает художественное мышление на несхожих уровнях.