Подвижные игры для подготовительных групп детского сада


Организация подвижных игр в подготовительной группе

В подготовительную группу ходят дети 6-7 лет. В этом возрасте они выбирают занятия в соответствии со своими интересами. Воспитатель должен предложить забаву, которая увлечёт, погрузит в процесс и принесёт пользу.

Подвижная деятельность в детском саду

Подвижные занятия являются обязательным ежедневным досугом. Правильно подобранная и организованная деятельность способствует гармоничному развитию.

Игровая деятельность оказывает следующее влияние:

  • Укрепляет здоровье. Во время забавы дети активно дышат. В организм попадает больше кислорода и ускоряются обменные процессы. Это способствует: повышению аппетита, укреплению иммунитета, полноценному развитию дыхательной системы и мышечной массы.
  • Улучшает навык обучения. Каждая игра строится на правилах. Двигательная моторика способствует повышению интеллектуальных способностей.
  • Развивает эмоциональную сферу. Весёлая и интересная деятельность повышает настроение и укрепляет дружеские взаимоотношения в коллективе.
  • Стимулирует развитие личных качеств. Деятельность, построенная на соревновательном характере, помогает формированию лидерских качеств и стимулирует стремление к победе. Групповые упражнения развивают чувство поддержки и побуждают оказать помощь партнёру по игре, чтобы совместными усилиями привести команду к победе.

Занятия с подвижными действиями формируют в детях дисциплинированность и терпение, вырабатывают чувство ответственности.

Обратите внимание. В процессе выплёскиваются эмоции и растрачивается избыточная энергия. Нервная система укрепляется, а проявление эмоций в виде истерик и повышенной агрессии в течение дня значительно снижается.

Требования к организации подвижных игр

Подвижные игры должны соответствовать требованиям, разработанным Министерством Здравоохранения и входить в образовательный стандарт. Они составлены с учётом возраста, физических возможностей и места проведения.

Проведение упражнений в соответствии с разработанными нормами

Нормы проведения включают в себя следующие предписания:

  • количество отведенных часов на физическую активность в неделю не должно превышать более 8;
  • должны проводиться ежедневно. Утром длиться не более 15-30 мин, а вечером — 15-20 минут;
  • занятия с активной физической нагрузкой не должны продолжаться более получаса;
  • в зависимости от погодных условий и времени года нужно выделять как минимум один день в неделю для забав на свежем воздухе;
  • все обязательно должны иметь спортивную одежду во время занятий.

Обратите внимание. Время, отведённое для занятий, должно состоять из активных упражнений. Они занимают по времени от общей продолжительности занятия: до 80% на свежем воздухе и до 70% внутри помещения.

Педагог, прежде чем подобрать и организовать игру, должен учитывать следующие моменты:

Педагогический результат:

Педагог должен чётко знать, какой навык во время игры должен быть развит. Это может быть: умение играть на большой площади, развития равновесия и координации движения, навык сотрудничества в паре и другое.

Командный результат зависит от слаженных действий

Количество участников и время проведения:

  • Игра должна быть подобрана так, чтобы в ней участвовали все. Никто не должен оставаться в стороне.
  • Если ранее была спокойная деятельность, то скопившуюся энергию нужно выплеснуть через активные движения. И, наоборот, незадолго до сна или перед занятиями, требующей концентрации, забавы стоит подбирать спокойные, без соревновательного характера.

Обратите внимание. Также все игры стоит подбирать в зависимости от наличия спортивного инвентаря.

Упражнения для правильной осанки у детей дошкольного возраста

ГЛАВА 6. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Подвижные игры и эстафеты являются эффективным средством физического воспитания детей младшего школьного возраста. Они включают в себя разнообразные упражнения, требующие проявле­ния внимания, сообразительности, ловкости, быстроты, силы, вы­носливости; благотворно влияют на сердечнососудистую, мышеч­ную, дыхательную и другие системы организма, активизируют об­мен веществ, стимулируют функции желез внутренней секреции.

Играя, дети учатся проявлять инициативу, быстро ориентиро­ваться в конкретной обстановке и принимать оптимальное реше­ние. При этом у них формируются такие качества, как целеустрем­ленность, настойчивость и др. Игры помогают бороться с моно­тонностью, возникающей в учебном процессе. Любая игра всякий раз проходит по-новому, но всегда оживленно, с интересом. Часто достаточно одного сообщения о предстоящей игре, чтобы вызвать у детей положительные эмоции, приятное волнение перед началом игры.

Игры можно использовать на уроках физической культуры, на физкультурных занятиях в группах продленного дня, в секциях общей физической подготовки, в туристических походах, при са­мостоятельных занятиях.

В методике организации и проведения подвижных игр опреде­лены следующие этапы:

— выбор игры;

— подготовка к проведению игры;

— проведение игры (руководство процессом игры);

— подведение итогов игры.

Выбор игрызависит в основном от педагогических задач, кото­рые ставятся перед занятием (уроком); от физической и технической подготовленности занимающихся; от условий и места проведения игры (спортивный зал, пришкольная спортивная площадка, рекре­ация, их размеры); от наличия инвентаря и оборудования.

Учителю физической культуры следует так подбирать игры и эстафеты, чтобы в течение учебного года они обеспечивали раз­ностороннюю физическую подготовку занимающихся и закрепля­ли приобретенные ими двигательные умения и навыки.

Для воспитания чувства коллективизма и товарищества, вза­имовыручки и поддержки игры должны содержать задания, успех выполнения которых зависит от согласованности действий всех участников. Для воспитания смелости и решительности нужны игры, связанные с определенным риском, с проявлением волевых усилий.

Навыки, закрепляемые в играх и игровых заданиях, должны ус­ложняться постепенно. Вначале следует включать в занятия про­стые игры, затем, по мере их освоения, переходить к играм более сложным и требующим больше времени. Оживление и интерес у детей младшего школьного возраста вызывают различные эста­феты.

Подготовка к проведению игры.На этом этапе происходит изу­чение игры. Нужно подготовить место для нее и необходимый ин­вентарь (кегли, кубики, обручи, поворотные стойки, мячи, мише­ни, веревки, флажки разного цвета и т.д.). С учетом содержания игры делается разметка на полу (на площадке), устанавливается и раскладывается в определенных местах спортивный и игровой инвентарь.

С целью предупреждения травматизма при использовании ин­вентаря и различных препятствий нужно соблюдать следующие правила безопасности:

– планировать расстановку команд, интервал между участника­ми и пути передвижения так, чтобы полностью исключить возмож­ность столкновений;

– на пути движения участников не должно быть посторонних предметов, о которые участники могут споткнуться;

– высота препятствий для перелезания, прыжков, соскоков в глубину, бега по узкой опоре должна регулироваться с учетом под­готовленности занимающихся;

– если препятствие преодолевается прыжком в длину с разбега, то за ним следует оставлять свободное пространство до 4 – 5 м;

– в местах соскока с высоких препятствий укладывать маты (в спортзале) или предусмотреть ямы с песком (на спортплощадке).

Проведение игры (руководство процессом игры).Необходимо разместить учащихся на площадке, кратко и четко объяснить игру, наблюдать за командами и отдельными участниками, руководить ими (на всех этапах игровой деятельности). В играх и эстафетах, где условиями предусмотрена фиксация нарушений и ошибок, следует привлекать к судейству помощников.

По ходу игры учитель может усложнить или упростить отде­льные правила, изменить размеры площадки, количество и разме­ры препятствий, которые преодолевают игроки.

Подведение итогов игры.Определение результатов игры, выяв­ление ошибок, неверных действий участников имеет большое во­спитательное значение. Анализировать итоги надо после каждого повторения игрового задания, указывая на то, что привело к победе и поражению, разъясняя эффективность разумных, быстрых и точ­ных действий. При подведении итогов следует учитывать не только быстроту, но и качество выполнения игровых действий. Полезно отметить тех, кто лучше других действовал во время игры.

На уроках гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки рекомендуется проводить от 3 до 5 игр: в подготовительной час­ти – игры малой подвижности, в основной части – 2 – 3 игры боль­шой подвижности, в заключительной части – игры для развития внимания и малой интенсивности. Игры, совершенствующие рав­новесие и координационные способности занимающихся, лучше давать в первой половине основной части урока, пока внимание не ослаблено утомлением; игровые задания и эстафеты, развива­ющие выносливость, – после игр на совершенствование коорди­национных и скоростных способностей. Периодически в млад­ших классах можно проводить урок-соревнование, т. е. такой урок, который полностью состоит из подвижных игр и различных эстафет.

Игры на внимание

«Классдля нас».Игроки строятся в одну шеренгу. Учитель, стоя лицом к шеренге, подает команды, которые игроки должны выполнить только в том случае, если перед командой произнесено слово «класс», например: «Класс, налево!». Тот, кто ошибся, дол­жен сделать шаг вперед. После 6 – 8 команд подвести итоги.

«Карлики и великаны».Игроки строятся в одну шеренгу (или в круг). По команде «Великаны» они встают на носки и поднимают руки вверх, а по команде «Карлики» – приседают как можно ниже, руки на пол. Тот, кто ошибся, должен сделать шаг вперед. После 6 – 8 команд подвести итоги.

Вариант. Можно усложнить игру. Учитель подает команду «Карлики», а сам поднимается на носки; по команде «Великаны» – приседает. Игроки должны выполнять то, что слышат, а не то, что видят.

«У кого длинный хвост».Игроки образуют круг. Учитель называ­ет разных животных. Если у животного длинный хвост, дети должны поднять правую руку и помахать ею; если же хвоста нет или он ко­роткий, поднимать руку не нужно. Могут быть названы такие жи­вотные: лошадь (длинный), коза (короткий), корова (длинный), лиса (длинный), заяц (короткий), овца (короткий), тигр (длинный), кот (длинный), медведь (короткий), свинья (короткий), осёл (длин­ный), белка (длинный) и т.д. Учитель поднимает руку во всех слу­чаях. Тому, кто ошибается, начисляется штрафное очко. Побеждает тот, кто за время игры набрал меньше штрафных очков.

«Овощи и фрукты».Игроки строятся в шеренгу по одному. Учи­тель называет различные овощи и фрукты. Если слово относится к овощам, то игроки должны быстро присесть, а если к фруктам – поднять руки вверх. Те, кто ошибся, делают шаг вперед. Побежда­ют игроки, сделавшие меньше ошибок.

Вариант. Можно провести игру иначе. Игроки делятся на две команды и встают в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии 3 – 4 м. На одном из флангов – ведущий (учитель). При назывании фруктов поднимают руки игроки шеренги, стоящей справа от веду­щего, а при назывании овощей – игроки, стоящие слева. За каждую ошибку, допущенную игроком, его команда получает штрафное очко. Побеждает команда, получившая меньше штрафных очков.

«Запрещенное движение».Учитель перед строем показывает ряд простых общеразвивающих упражнений, которые дети повторяют за ним. Перед игрой договариваются об одном или двух «запрещен­ных движениях», которые нельзя выполнять, хотя учитель может их показывать (например, руки на пояс, упор присев). Совершив­ший ошибку выбывает из игры.

«Опасная зона».Заранее оговаривается положение, которое бу­дет сигналом об «опасной зоне». Учитель проводит комплекс уп­ражнений в разомкнутом строю в колонну по четыре или по три. Каждая колонна представляет отдельную команду. Если при по­казе упражнения учитель дал сигнал об «опасной зоне» (например, руки в стороны), то все игроки должны принять положение «упор присев» или другое заранее оговоренное положение. Коман­да, выполнившая это первой, получает одно очко. После проведе­ния комплекса упражнений подводят итоги и объявляют команду-победительницу.

«Делай наоборот».Учитель показывает упражнение, а игроки должны выполнить его в противоположную сторону. Например, учитель выполняет наклон вперед, а дети – наклон назад; учитель делает шаг вперед, а дети – шаг назад и т.д.

«Обманные движения».Дети реагируют только на словесные ко­манды, не обращая внимания на отвлекающие действия учителя. Например, произнося команду «Руки вперед – ставь!», учитель по­казывает положение «руки вверх». Все должны выполнить задание «руки вперед», а не «руки вверх».

«Лес, болото, море».На противоположных сторонах площад­ки проводят линии старта. В середине площадки чертят три кру­га диаметром 3 м в один ряд параллельно линиям старта. В одном круге мелом пишут «лес», в другом – «болото», в третьем – «море». Игроки делятся на две команды, каждая из которых становится в шеренгу за своей линией старта. Нужно рассчитаться по порядку номеров.

Ведущий (учитель) называет один из номеров и добавляет ка­кое-нибудь слово, например: «Третий – лисица». Третьи номе­ра обеих команд должны бежать в круг с надписью «лес». Игрок, первым вбежавший в круг, получает для своей команды одно очко. Затем ведущий говорит, например: «Шестой – кит». Шестые номе­ра должны как можно быстрее оказаться в «море». Если ведущий скажет, например: «Второй – лягушка», то вторые номера должны бежать в «болото». Побеждает команда, набравшая больше очков.

«Никтактук».Дети идут колонной друг за другом. Учитель по­дает сигнал «Тик», тогда все делают наклоны влево-вправо; по сиг­налу «Так» – останавливаются, а по сигналу «Тук» – подпрыгива­ют на месте. Все сигналы повторяются 5 – 8 раз. Тот, кто ошибся, выходит из игры. Последовательность сигналов должна меняться. По окончании игры нужно отметить самого внимательного игрока.

«Тритринадцатьтридцать».Дети движутся в колонне по одно­му. Ведущий (учитель), находящийся в середине площадки (зала), быстро называет то одно, то другое число, а игроки каждый раз вы­полняют заранее определенные движения. Например, на число «три» нужно поставить руки на пояс, «тринадцать» – руки вперед, «тридцать» – руки за голову. Сам же ведущий принимает положе­ния, не соответствующие названному числу. Игроки, допустившие ошибки, становятся в конец колонны. Побеждают самые внима­тельные.

«Семафор».Учитель поднимает руку вверх – «путь открыт», тог­да дети бегут в колонне по одному. Учитель опускает руку до уровня плеч – «путь закрыт», тогда все останавливаются и выполняют бег на месте. Если рука учителя опущена вниз – «семафор поломал­ся», то группа прекращает всякое движение. Сигналы чередуются. Игроки, допустившие ошибки, становятся в конец колонны.

Игры с бегом

«Лошадки». Вдоль зала (площадки) разложены обручи (стой­ла). Их должно быть на два-три меньше числа игроков. Игроки – в колонне. По команде «Шагом!» они шагают: руки согнуты в лок­тях, локти прижаты к туловищу, ладони обращены вниз – высо­ко поднимать колени, касаться ими ладоней. По команде «Пово­рот!» – повернуться кругом, идти в обратную сторону. По команде «Рысью!» – бежать. Эти команды можно чередовать. По команде

«В стойла!» игроки стараются быстро встать в обруч. Те, кому не до­стался обруч, выбывают из игры. Игру повторяют 3 – 4 раза.

«Салки».Выбирают водящего. Он старается догнать и коснуть­ся рукой (осалить) игроков. Осаленный игрок становится водящим, и игра продолжается. В конце игры отмечают лучшего водящего и тех игроков, которые не были осалены.

«Третий лишний».Игроки образуют круг, встав попарно (один за другим лицом к центру); интервал между парами – 1 – 2 м. За кругом – двое игроков: один убегает, другой догоняет. Убегаю­щий, спасаясь от преследования, становится впереди какой-либо пары. Игрок, стоящий в этой паре сзади, становится «третьим лиш­ним» – теперь он должен убегать от водящего. Если водящему удас­тся осалить убегающего игрока, они меняются ролями.

«Белые медведи».В зале (на площадке) обозначается «льдина», где располагаются двое водящих – Медведь и Медведица. Осталь­ные игроки — Медвежата; они бегают по всей площадке (купают­ся в море). По сигналу Медведи-родители начинают ловить своих Медвежат, чтобы посадить на «льдину». Пойманным считается тот, кого удалось охватить руками. Когда на «льдине» окажется вторая пара Медвежат (один, затем другой), два Медвежонка, пойман­ные первыми, берутся за руки и начинают ловить своих «братьев» и «сестер» (помогать родителям). Когда на «льдину» доставят тре­тью пару, присоединяются к ведущим игроки, составившие вторую пару, и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока останутся непой­манными два Медвежонка. Их признают самыми ловкими и при повторной игре назначают водящими. Медвежатам не разрешается разъединять руки тех, кто их поймал, и вырываться, а тем, кто ло­вит, — хватать убегающих за руки и одежду. Нельзя выбегать за гра­ницу площадки (эти игроки считаются пойманными).

«Невод».Двое из играющих – Рыбаки, остальные – Рыбки, Рыбаки, взявшись за руки, ловят Рыбок, окружая их свободными руками. Пойманные Рыбки присоединяются к Рыбакам – «невод» увеличивается. Ловлю Рыбок прекращают, когда останутся непой­манными две-три Рыбки. Во время ловли «невод» не должен раз­рываться.

«Сокол и утки».Игровая площадка разделена на три части: по краям – «озёра», в Сокола. По сигналу начина­ется «перелет» Уток с одного озера на другое. Сокол стремится их поймать (осалить). Осаленная Утка выбывает из игры, а последняя побеждает (этот игрок становится Соколом в повторной игре).

Вариант. В поле могут летать два или три Сокола.

«Вороны и воробьи».Одна команда – Вороны, другая – Воробьи. На краю зала (площадки) Вороны стоят в шеренге спи­ной к Воробьям, которые по команде учителя выполняют присе­ды (на носках, на всей ступне, руки – на поясе, вперед, в сторо­ны) и прыжки в приседе. Вороны включаются в игру по команде «Вороны!» (можно подать сигнал, громко каркнув). Они повора­чиваются кругом и стараются коснуться рукой (осалить) «улетаю­щих» Воробьев. Разрешается салить только до определенной «гра­ницы» – заранее провести черту, постелить маты (Воробьи прячут­ся, например, под крышу дома). Осаленные игроки выбывают из игры. Позже команды могут поменяться ролями.

«Кошки и воробьи».Две команды располагаются в шеренгах на противоположных сторонах площадки, за линиями. Одна ко­манда (смелые Воробьи) идет шеренгой по направлению к другой (к команде Кошек). Когда до Кошек остается 3 – 5 м, учитель вне­запно подает сигнал (может дать команду «Кошки!» или громко мя­укнуть). Тогда Воробьи улетают от Кошек, а Кошки стараются их догнать (осалить). Осаленные игроки выбывают из игры. За «гра­ницей» (черта, постеленные маты) салить нельзя. Позже команды могут поменяться ролями.

«Светофор».Команды — в колоннах перед стартовой линией. Радом с каждой командой – 5 – 10 предметов (кегли, мячики, куби­ки) зеленого цвета, а в отдалении — столько же предметов красного цвета. Задача игроков каждой команды – как можно быстрее поме­нять красные предметы на зеленые и наоборот. Каждый раз игрок может переносить только один предмет.

«Бег по коридору».С помощью веревок (лент) на полу или на площадке обозначается «коридор». Длина «коридоров» – 10 – 20 м, ширина – 50 см (позже можно уменьшить до 30 см). Детей делят на две команды, и они в колоннах по одному становятся перед стар­товой линией. В конце «коридора» – поворотная стойка (флажок, кегля). По сигналу учителя первые игроки команд бегут каждый по своему «коридору», обегают поворотную стойку, возвращают­ся и касанием руки дают старт следующему игроку своей команды, а сами становятся в конец колонны. Из «коридора» выбегать не­льзя. Игрок, нарушивший это правило, наказывается штрафными очками.

«Линейная эстафета».Учитель делит учеников (в зависимости от их числа) на две, три или четыре команды. Команды строятся в колонны по одному у стартовой линии: интервал между ними – 2 – 3 м. На расстоянии 15 – 30 м от старта ставятся поворотные стойки (кегли, набивные мячи и т.п.).

По сигналу первые игроки каж­дой команды бегут до стоек, обегают их слева, возвращаются и ка­саются рукой следующего игрока своей команды, после чего ста­новятся в конец колонны. Команда, закончившая эстафету раньше других и не нарушившая правил, побеждает.

«Встречная эстафета».Половина игроков каждой команды сто­ит на одном краю площадки, другая половина – на противополож­ном (каждая группа – в колонне). По сигналу первые игроки с од­ной стороны площадки бегут на другую сторону, дотрагиваются рукой до руки игрока своей команды, стоящего первым (дают ему старт), а сами становятся в конец колонны. Выигрывает та коман­да, чьи игроки быстрее переместятся на другую сторону или вер­нутся на свою сторону.

«Слалом».Команды – в колоннах по одному за линией старта. Впереди каждой команды – по 3 – 5 стоек с интервалом 2 – 3 м (пер­вая стойка в 3 – 4 м от линии старта). По сигналу игроки поочеред­но зигзагами обегают все стойки, тем же способом возвращаются и передают эстафету другому: нужно дотронуться рукой до руки това­рища по команде или передать ему мяч, палочку и т.п. Побеждает команда, первой закончившая эстафету.

Игры с прыжками

«Воробышки».Чертится круг диаметром 4 – 6 м. Водящий (Кош­ка) становится в центр круга, а остальные игроки (Воробышки) – за кругом. По сигналу Воробышки впрыгивают в круг, прыгают в нем, выпрыгивают из него. Кошка старается поймать (осалить) их в круге. Осаленный игрок становится водящим (Кошкой).

Вариант. Воробышки прыгают на одной ноге.

«Волк во рву».Поперек зала (площадки) – «ров» шириной в 1,5 – 2 детских шага (обозначенный веревками, лентами). Во рву сидит Волк. Козы по сигналу перебегают с одной стороны зала (площадки) на другую, перепрыгивая по пути через ров. Волк, не выбегая изо рва, старается поймать перепрыгивающих Коз (оса­лить касанием руки). Осаленные игроки выбывают из игры. Пере­бежки Коз повторяются три-четыре раза, после чего назначается новый водящий (Волк).

Варианты. Во рву могут быть два-три Волка.

«Зайцы и Жучка».На одной стороне площадки собачка Жучка, а на другой – Зайцы (их домики, норы можно обозначить обруча­ми). Посередине зала (площадки) – «забор» (обозначают веревкой, натянутой на высоте 30 – 40 см от пола; ее можно привязать к стой­кам или просто держать). За забором находится огород, который охраняет Жучка.

Перед началом игры Зайцы находятся в норах, а Жучка – дома. Если Зайцев много, то они сидят в норах парами (тройками). Учи­тель подает команду «Зайцы, в огород!». Зайцы по очереди пере­прыгивают через забор (нужно приземляться на обе ноги) и, ока­завшись в огороде, едят капусту (бегают, прыгают).

Когда учитель произнесет: «Жучка!» или «Гав-гав!» – Жучка на­чинает ловить Зайцев (нужно дотронуться до Зайца рукой, и он остается на месте). Зайцы бегут к норам, где они оказываются в безопасности. Заяц должен бежать в свою, а не в соседнюю нору. Прибежавшие встают позади ожидающих очереди бежать в огород. Учитель отмечает пойманных Зайцев и отпускает их в норы (позже они могут снова наведаться в огород). Жучка идет на свое место. По условиям игры она может: добежать только до забора; пере­прыгнуть через забор и преследовать Зайцев до их нор. Наиболее ловкими считаются ребята, которые ни разу не попались Жучке.

«Прыжки по кочкам».Команды построены у стартовой линии. Перед ними «болото», где есть «кочки» (круги диаметром до 40 см). Расстояние между «кочками» варьируется в зависимости от возрас­та и физической подготовленности детей. По сигналу учителя каж­дый из участников поочередно преодолевает «болото» прыжками по «кочкам» туда и обратно, обогнув флажок (поворотную стойку). Выигрывает команда, выполнившая задание первой и с наимень­шим числом штрафных очков (штрафное очко – если прыжок не­точный, нога соскочила с «кочки»).

«Кузнечики».Команды – в колоннах у стартовой линии. В отда­лении – поворотные стойки (кегли, набивные мячи). Игроки каждой команды поочередно прыгают на одной ноге до стойки, огиба­ют ее слева и прыгают обратно. Вернувшись к своей команде, иг­рок дотрагивается рукой до руки следующего игрока (этим дает ему старт), после чего встает в конец колонны. Команда, первой закон­чившая эстафету, побеждает.

Вариант. Вперед – прыжки на левой ноге, обратно – на пра­вой или наоборот.

Игры с метанием мячей

«Меткий глаз». На расстоянии 5 – 6 м от детей – плетеная кор­зинка (пластмассовое ведро), куда дети поочередно кидают тен­нисный мяч.

«Попади в мяч». Команды выстраиваются в шеренгу по краям площадки (расстояние между шеренгами – 10 – 12 м). Посереди­не площадки на возвышении (на гимнастическом бревне, скамей­ке) лежит волейбольный мяч. У каждого игрока – маленький мяч. По сигналу учителя игроки одной команды поочередно выполняют броски, стараясь сбить волейбольный мяч. Если кому-то это удается, команде засчитывается одно очко. Потом мячики

бросают игроки другой команды. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

«Снайперы».Игроки делятся на две команды. По жребию одна из команд выходит на линию «огня» (обозначенная линия) и выстраивается в шеренгу. Все получают по маленькому мячу (можно по два-три мяча). В 5 – 8 м от них расставлены 10 – 12 кег­лей (с интервалом 50-80 см). По сигналу учителя все игроки ко­манды залпом бросают мячи, стараясь сбить кегли. Затем мячи­ки кидает другая команда. Выигрывает команда, сбившая боль­ше кеглей.

«Точный расчет».Команды строятся за линией метания, у всех по мячу. На расстоянии 6 – 8 м от линии метания перед командами лежат обручи. По сигналу игроки поочередно бросают мяч, стара­ясь попасть им в обруч. Выигрывает команда, поразившая мишень большее число раз.

«Веселый мячик».На полу (на земле) обозначается линия брос­ка. На расстоянии 3 м от этой линии – круг диаметром 80 см. На расстоянии 5 м от круга – первая линия, за которой – другие линии с интервалом 1 м (всего 8 – 10 линий). Дети бросают мяч по очереди. Если мяч, попав в круг, отскочит за первую линию, то иг­рок, бросивший его, получает одно очко; за вторую – два очка и т.д. Броски можно выполнять как правой, так и левой рукой.

«Охотники и волк».Охотники стоят за линией круга диаметром 10 м, у одного из них в руках мяч. В центре круга – Волк. Охотники бросают мяч в Волка (стараются попасть в него) или передают мяч товарищу, чтобы тот выполнил прицельный бросок. Волк уверты­вается от мяча (бегает, прыгает, приседает и т.д.) в пределах круга. Игрок, попавший мячом в Волка, становится на его место.

«Охотники и утки».Игроки одной команды (Охотники) стано­вятся за линией круга (вокруг озера), а второй (Утки) – располага­ются в круге (на озере). Охотники стреляют в Уток (кидают малень­кие мячи). Утки перемещаются в пределах круга (как хотят). Под­битая Утка покидает озеро. Игра продолжается до тех пор, пока все Утки не будут подбиты. После этого команды меняются ролями. Выигрывает команда, затратившая на «охоту» меньше времени.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агаджанян, Н. А., Дегтярев, В. П., Русанова, Е. И. Здоровье студентов. – М., 1997. – 132 с.

2. Былеева, Л. В., Коротков, И. М., Яковлев, В. Г. Подвижные игры: учебное пособие для ин-тов физической культуры; 4-е изд., перераб. и дополн. М. : Физкультура и спорт, 1974. – 208 с.

3. Васильков, Г. А. Гимнастика для детей младшего школьного возраста. Сборник общеразвивающих упражнений для занятий в школе и дома: пособие для учителей 1-4 классов и родителей. – М., 1966. – 141 с.

4. Гриженя, В. Е.Организация и методические приемы проведения занятий по подвижным играм в вузе и в школе: учебно-методическое пособие.–М. : Советский спорт, 2005. – 40 с.

5. Гуревич, И. А. Круговая тренировка при развитии физических ка-честв. 3-е изд. перераб. и доп. – М. : Высшая школа, 1985. – 265 с.

6. Евсеев, Ю. И. Физическая культура / Ю. И. Евсеев; изд. 3-е., 2005. – 382 с.

7. Захаров, Е. Н., Карасев, А. В., Сафонов, А. А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / А. В. Карасева. – М. : Лептос, 1994. – 368 с.

8. Кузнецов, В. С., Колодницкий, Г. А. Физическая культура. Упраж-нения и игры на занятиях в начальной школе: методическое пособие. – М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. – 272 с.

9. Нечаев, А. В., Обидова, О. А. Средства и методы развития двига-тельных качеств студентов: учебно-методическое пособие. – Коломна : КГПИ, 2007. – 73 с.

10. Нечаев, А. В. Развитие профессионально важных физических качеств на занятиях по физической культуре студентов педагогических вузов: учебное пособие. – Коломна : КГПИ, 2008. – 126 с.

11. Попова, Е. Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике. – М. : Терра-Спорт, 2000. – 72 с.

12. Примерная программа дисциплины «Физическая культура» в вузе. – М. : Мин. Образов. Р.Ф., 2000. – 34 с.

13. Талага Е. Энциклопедия физических упражнений / пер. с польск. – М. : Физкультура и спорт, 1998. – 142 с.

14. Юдина, Н. Н. Методика проведения урока физической культуры, подвижных игр и других форм физического воспитания: Методические рекомендации для студентов 3 – 4 курсов. – Коломна, 1998. – 35 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1.

Примерный конспект урока физической культуры

Задачи урока: 1. Воспитание дисциплины. 2. Развитие ловкости

и быстроты.

№ ппСодержаниеДозиров-каМетодические указания
Подготовительная часть урока 12 – 15 мин. урока1. Построение. Рапорт. Приветствие. 2. Сообщение задач урока. 3. Выполнение команд: «равняйсь, смирно, вольно» «направо, налево, кругом» 4. Общеразвивающие упражнения: 1. Упражнения в движении: – ходьба; – бег различной интенсивности; – упражнения в ходьбе на основные группы мышц. 2. Упражнения на месте.12 – 15’Проверить наличие спортивной формы Следить за правиль-ной осанкой
Основная часть урока 25 – 30 мин.Построение. Объяснение и прове-дение подвижных игр. 1. «Два Мороза» 2. «День и ночь» 3. «Выталкивание из круга » 4. «Встречная эстафета с мячом» 5. «Веселый поезд»25 – 30’Водящих меняют 3 – 4 раза Направляющими ставят юношей
Заключительная часть урока 3 – 5 мин.Построение. Упражнения на восстановление дыхания. Подведение итогов урока. Домашнее задание.3 – 5’Определить наибо-лее активных уче-ников

* ’ —минуты

Приложение № 2.

Примерный конспект общеразвивающих упражнений (разминка)

№ ппСодержаниеДозиров-каМетодические указания
Подготовительная часть урока 10 – 12 мин.Упражнения в движении: 5. а) Ходьба: 6. 1. И.п. – руки на пояс. 1 – 4 ходьба на носках, 5 – 8 ходьба на пятках. 7. 2. И.п. – руки за головой. 1 – 4 ходьба на внешней стороне стопы, 5 – 8 ходьба на внутренней стороне стопы. 8. б) Бег: – приставным шагом правым и левым боком вперед; – скрестным шагом правым и левым боком вперед; – бег спиной вперед; – бег «змейкой». в) Упражнения в ходьбе: 1. И.п. – руки перед грудью, сог-нуты в локтях. 1 – 2 рывки руками перед грудью, 3 – 4 рывки прямы-ми руками в стороны. 2. И.п. – руки за голову. 1 – 2 по-ворот туловища в правую сторону, 3 – 4 в левую сторону. 3. И.п. – руки вперед. 1 – мах пра-вой ногой к левой руке, 2 – и.п., 3 – мах левой ногой к правой руке, 4 – и.п. 4. И.п. – руки на пояс. 1 – наклон к правой ноге, 2 – и.п., 3 – наклон к левой, 4 – и.п. 5. И.п. – руки на пояс. 1 – 2 выпад правой ногой вперед, 3 – 4 выпад левой ногой вперед,4 – 6 раз 4 – 6 30” 30” 30” 30” 4 – 6 4 – 6 4 – 6 4 – 6 4 – 6Плечи отвести назад Локти в стороны, держать осанку. Руки на поясе. Руки на уровне плеч Локти не соединять. Маховая нога пря-мая. Ноги в коленях не сгибать. Сзади стоящая нога прямая.
Подготовительная часть урока 10 – 12 мин.6. И.п. – полный присед, руки на поясе. Ходьба в полном приседе. 7. И.п. – полный присед, руки на поясе. Прыжки в полном приседе. Упражнения на месте: 1. И.п. – ноги вместе, правая рука вверх, левая вниз. Встречные махи, 1 – 2 правая вверху, левая внизу, 3 – 4 смена рук. 2. И.п. – о.с.. 1 – 4 вращения пря-мыми руками в плечевом суставе вперед, 3 – 4 назад. 3. И.п. ноги врозь, руки на пояс. 1 – 2 наклон туловища в правую сторону, 3 – 4 в левую сторону. 4. И.п. – упор присев. 1 – прыжком упор лежа ноги врозь, 2 – и.п., 3 – 4 тоже самое. 5. И.п. – ноги вместе, руки на пояс. 1 – выпад правой ногой вперед, 2 – и.п., 3 выпад левой ногой вперед, 4 – и.п. 6. И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1 – присед, руки вперед, 2 – и.п., 3 – присед, руки вперед, 4 – и.п. 7. И.п. – о.с., 1 – 4 прыжки на правой ноге, 5 – 8 на левой ноге. 8. И.п. – о.с. 1 – 2 руки через стороны вверх, 3 – 4 руки вниз.6 – 8 6 – 8 4 – 6 раз 4 – 6 4 – 6 4 – 6 4 – 6 6 – 8 6 – 8 4 – 6Соблюдать дистан-цию между партне-рами. Спина прямая. Махи заканчивать рывками. Руки не сгибать. Наклон глубокий. Ноги прямые. Сзади стоящая нога прямая. Приседание на пол-ной стопе. Прыжки на носках. Вдох через нос, выдох через рот

* ” — секунды

Приложение № 3.

Примерная игровая карточка

Игровая карточка № 1

«Два Мороза»

Место проведения – спортивная площадка, спортзал.

ПостроениеСодержаниеПравилаОрганизационно-методические указания
— «морозы» — играющие — руководи- тельНа противопо­ложных сторонах зала пло-щад­ки на расстоянии 10 – 20 м ли­ниями о и «шко­лу». Выбираются два водя­щих – «морозы», ос-тальные иг­рающие – «ребята». Ребята рас-полагаются в одну шеренгу за линией дома, а посредине площадки – «на улице» стоят два мороза.1. Играющие вы-бегают из дома только после слов «И не страшен нам мороз». 2. Выбежав из до-ма, нельзя бежать обратно или задер-живаться в доме. В том и другом случае игрок считается пойманным. 3. Пойманный ос-тается на том месте, где его поймали – «заморозили».Морозы об­ращаются к ребятам со слова­ми: «Мы два брата молодые, Два мороза удалые». Один из них, указывая на себя, говорит: «Я мороз – красный нос». Другой: «Я мороз – синий нос». И вместе: «Кто из вас решится В путь-дороженьку пуститься?» Все ребята отвечают: «Не боимся мы угроз И не страшен нам мороз!» После этих слов ребята бегут из дома в школу (за черту на другой стороне).

Учебное издание

На каких занятиях проводятся подвижные игры

Весь комплекс игровых действий распределён на несколько временных промежутков в течение дня.

Проведение игр по времени:

  • Утренние. Длятся не более 10-15 минут. Могут завершиться гимнастическими упражнениями.
  • После завтрака. Она не должна состоять из действий, требующих физической нагрузки.
  • Вечерние. Проводятся после полдника. Могут быть активными и продолжительными по времени.
  • Пятиминутки. Их проводят в виде перерыва во время занятий, требующих усидчивости. Дети выполняют комплекс упражнений в игровой форме. Пятиминутку можно провести возле парт и столов, отойдя от них на пару шагов.
  • Во время прогулки. Педагог занимает весёлой деятельностью на свежем воздухе.

Обратите внимание. Во время занятий воспитатель должен уделить внимание детям, не успевающим за сверстниками в некоторых видах игровой деятельности. Ребята могут повысить координацию с помощью инвентаря, забав с мячом, прыжками через скакалку.

Виды подвижных игр для подготовительных групп

Все подвижные игры можно разделить на несколько категорий. К ним относятся:

Включающие правила:

  • Сюжетные. Здесь используются образы сказочных героев. Малыши вживаются в роль и пробуют повторить повадки и движения персонажей.
  • Бессюжетные. Смысл заключается в воплощении замысла — построить фигуру с помощью товарищей по игре. Для этого детям нужно уметь объединять усилия для достижения результата.
  • Спортивные. Педагог учит ребят основам взрослых занятий, таких как футбол, баскетбол, теннис и другие. При данной деятельности используется инвентарь.
  • Народные. Они просты и основной задачей является сплочение детского коллектива. Элементами игры служат хороводы, ручеек и гуси-лебеди.

Требующие разной физической активности:

В разное временя суток и места проведения, малышей нагружают физической упражнениями разной интенсивности: от лёгкой до средней или активной.

Различающиеся по целенаправленности дви­жений:

В зависимости от занятий и физических возможностей ребят, забавы подбираются для оттачивания определённого навыка. К ним относятся: метание мяча, бег и прыжки через препятствия, лазанье по канату и другие.

Классификация игр по степени подвижности

Цель подвижной игры для детей подготовительной группы — создать условия для развития силы, скорости, умения выдерживать нагрузки, ловкости, пластичности, координации движений и способности ориентироваться в пространстве.

Игровая деятельность по степени интенсивности физической нагрузки делится на три группы:

С небольшой динамикой. Движения плавные, не интенсивные и не резкие, с небольшими наклонами и поворотами. Такие игры предназначены для снятия напряжения после продолжительного сидения в одной позе, а также помогают расслабиться.

Обратите внимание. Подходят для проведения зимой.

Подходящие забавы:

  • Создание фигур. Ведущий озвучивает нужный образ, а участники пробуют его изобразить.
  • Замри-отомри. Дети свободно ходят и по команде ведущего замирают.

Со средней динамичностью. Ребята совершают во время игры активные движения. Они ходят бодрым шагом, приседают, прыгают и делают упражнения с инвентарём. Игры помогают укрепить физическую форму и развить координацию движений.

Забавы со средней динамикой

Подходящие забавы:

  • С мячом. Задача попасть в цель. Это может быть кегля или другой ориентир.
  • Передача предметов. Участники преодолевают несложное препятствие в виде узкой полосы или обогнуть столб, чтобы передать предмет следующему члену команды.

С повышенной динамичностью. Занятия состоят из упражнений, которые быстро сменяют друг друга. Ребёнок бегает, активно прыгает и приседает. Часто используется инвентарь.

Подходящие забавы:

  • С мячом. Дети перекидывают мяч друг другу или участвуют в другие спортивные игры.
  • С воспитателем. Педагог предстаёт в образе персонажа, который ловит детей.
  • Соревнование. Делятся на команды и выполняют ряд действий, направленных на общекомандный результат в виде победы.

Подвижные игры на улице, для подготовительной группы

Алдана Албегова

Подвижные игры на улице, для подготовительной группы

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

разновидность игровой деятельности, основу которой составляют разнообразные активные движения, двигательные действия, мотивированные сюжетом игры. П. и. способствует комплексномусовершенствованию и закреплению двигательных навыков, жизненно важных двигательных качеств

«Бездомный заяц»

.Цель: развивать быстроту движения, ориентирование в пространстве. Ход
игры. Выбирается «охотник»
и
«бездомный заяц»
, остальные
«зайцы»
стоят в обручах – домиках.
«Бездомный заяц»
убегает, а
«охотник»
его догоняет.
«Заяц»
может встать в домик, тогда
«заяц»
, находившийся там, должен убежать. Когда
«охотник»
поймает
«зайца»
, он сам становится им, а
«заяц»

«охотником»
.

«Красочки»

.Цели: учить различать цвета; развивать ловкость. Ход
игры. Играет 5 человек и более. Выбирается ведущий («монах»
, который уходит в сторону, пока игроки (
«краски»
) выбирают себе цвет.
«Краски»
садятся на скамейку. Приходит
«монах»
и стучит в дверь. – Кто там? – спрашивает ведущий. – Это я, монах в синих штанах, на лбу шишка, в кармане мышка! – За чем пришел? – За краской. – За какой? – За…
(называет цвет)
. Если нет
«краски»
,
«монах»
уходит. Если есть, он ее догоняет. Дети меняются ролями.

«Садовник»

.Цели: разучить названия цветов; развивать ловкость. Ход
игры. Участники игры садятся в ряд. Каждый выбирает себе имя (название любого цветка)
. Считалкой выбираются ведущий и
«садовник»
. Ведущий называет
«садовнику»
имена цветов, выбранных игроками.
«Садовник»
говорит: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме…»
(Называет любой цветок.)
Тот, кто назвался этим цветком, убегает.
«Садовник»
догоняет. Если догонит, то убегающий занимает его место, то есть становится
«садовником»
.

«Ручейки и озера»

.Цель: развивать ловкость. Ход
игры. Дети строятся друг за другом по 4–6 человек, руки кладут на пояс или плечи стоящему впереди – это ручейки. По сигналу «Ручейки бегут!»
дети бегут каждый в своей колонне за ведущим. По сигналу
«Озеро»
каждая команда, взявшись за руки, образует круг.
Выигрывает команда, которая быстрее построила круг. При повторении игры дети бегут с высоким подниманием колен, в полуприседе.
«Пятнашки»

.Цель: развивать ловкость, умение ориентироваться в пространстве. Ход
игры. Выбирается водящий, который получает цветную повязку и становится в центр площадки. После сигнала «Лови»
все дети разбегаются по площадке, а водящий старается догнать кого-либо из играющих. Тот, кого коснулся водящий, отходит в сторону. Через некоторое время воспитатель подает команду
«Стой!»
, игра останавливается, подсчитывают количество пойманных и выбирают нового водящего.

«Сороконожка идет по детсадовской дорожке»

.Цель: развивать двигательную активность. Ход
игры. Дети встают друг за другом, берут впереди стоящего за пояс, садятся на корточки и двигаются по кругу. Задача – не упасть.
«Маргаритки»

.Цели: закрепить знания о растениях цветника; упражнять в беге с увертыванием. Ход
игры. С помощью считалки выбирают ведущего. Он в игре будет исполнять роль девочки Маргариты. Все остальные дети будут представлять цветы маргаритки. «Цветы»
становятся в круг, а Маргарита находится в его центре. Дети идут по кругу, взявшись за руки,и произносят слова: Собирала Маргарита маргаритки на горе, Растеряла Маргарита маргаритки во дворе. Хочет снова все собрать, Только надо нас догнать. Дети разбегаются по всей площадке, а Маргарита пытается их догнать и запятнать. Ведущий, догоняя ребенка,произносит:
«Цветник»
. По этому сигналу запятнанный игрок должен пойти в
«цветник»
. Когда там будет 5–6 детей, игра останавливается. Маргарита считает, сколько собрала
«маргариток»
, и называет других соседей маргариток в
«цветнике»
. Воспитатель отмечает, кто из детей был ловким в игре, кто назвал больше растений цветника. Правила
игры. «Маргаритки»
начинают убегать только после команды
«Догнать!»
. Названные растения второй раз повторять

«Передал – садись»

.Цель: развивать ловкость, быстроту движения. Ход
игры. Дети делятся на две команды и выстраиваются в колонны, одна параллельно другой. Каждая команда выбирает капитана, который встает напротив своей команды на расстоянии 3–4 м. У капитанов в руках по мячу. По сигналу ведущего капитан бросает мяч (любым или заранее установленным способом – от груди, от плеча, снизу, двумя руками из-за головы и т. п.) первому игроку в своей команде. Тот ловит, возвращает капитану и сразу приседает. Затем капитан обменивается передачами со вторым, третьим и остальными игроками команды. Каждый игрок, вернув мяч капитану, приседает. Когда последний в колонне игрок отдает мяч капитану, тот поднимает его вверх, и вся команда быстро встает. Чья команда быстрее и точнее выполнит передачи мяча от капитана к игрокам и обратно, та команда будет считается победительницей.
«Догони свою тень»

.Цель: познакомить понятием света и тени. Ход
игры Воспитатель. Кто отгадает загадку? Я иду, она идет; я стою, она стоит; побегу, она бежит. (Тень.)
В солнечный день, если вы встанете лицом, спиной или боком к солнышку, то на земле появится темное пятно, это ваше отражение. Оно называется тенью. Солнце посылает на землю свои лучи, они распространяются во все стороны. Стоя на свету, вы закрываете путь лучам, они освещают вас, но на землю падает ваша тень.
(Где еще есть? На что похожа)
«Что мы видели, не скажем, а что делали, покажем»

.Цель: развивать сообразительность и наблюдательность детей. Ход
игры. Выбирается водящий. Он выходит за дверь. Оставшиеся дети договариваются, какие движения они будут делать. Потом приглашают водящего. Ведущий. Здравствуйте, дети! Где вы были, Что вы делали? Дети. Где мы были, мы не скажем, А что делали – покажем. Если водящий отгадал выполняемое детьми движение, то выбирается новый водящий. Если не смог отгадать, снова водит.
«Огурцы»

.Цели: развивать быстроту реакции, внимание; закрепить знания об употреблении огурцов в пищу. Ход
игры. Игру проводят на игровой площадке, которая в данном случае будет «огородом»
. Дети ходят в колонне друг за другом по всему
«огороду»
,произносят слова и выполняют соответствующие движения: Вырастали на грядке Дети ходят в колонне. Зеленые прядки,Переход в полуприсед. Прятались в них огурцы. Приседают. А солнце пригрело, Встают, поднимают руки вверх. Вмиг пожелтели. Руки опустили. Но в бочке они хороши! После слова хороши дети бегут и занимают место в
«бочке»(нарисованном круге или обруче)
по пять человек. Кто остался вне
«бочки»
, тот называет блюдо, приготовленное из огурцов. В конце
игры воспитатель привлекает детей к оценке выполнения движений, отмечает, как быстро ребята действовали по сигналу, что узнали они об огурцах в этой игре.
«Вратарь»

.Цели: закрепить умение ориентироваться в пространстве; развивать быстроту реакции, точность движения. Ход
игры. Взрослый бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая, куда должен лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении. Ребенок.Вратарем зовусь не зря: Мяч всегда поймаю я.Взрослый: Раз, два, три, Справа (слева, прямо)
мяч смотри!

«Напои лошадку»

.Цель: развивать ловкость движений. Ход
игры. Ребенок становится на расстоянии 4–5 метров от игрушки лошадки. Ему дают в руки ведерки и завязывают глаза. Надо подойти к лошадке и «напоить»
ее из ведра (поднести ведерко к морде лошади

«Бабочки, лягушки и цапли»

.Цель: развивать подражательные движения. Ход
игры. Дети свободно бегают по площадке. По сигналу воспитателя они начинают подражать движениям бабочек (машут руками, лягушек (опускаются на четвереньки и скачут, цапель (замирают, стоя на одной ноге)
.Как только воспитатель произносит:
«Снова побежали»
, дети начинают бегать по лугу в произвольном направлении.

«Угадай, какой наш дом?»

.Цель: описать деревья и найти их по описанию. Ход
игры. Из группы детей выбирается водящий, остальные дети делятся на две группы. Каждая подгруппа выбирает себе дерево, описывает его водящему, а он должен узнать растение и назвать «дом»
, в котором
«живут»
дети. Например,дети говорят хором:
«Угадай, какой наш дом, все расскажем мы о нем»
.Затем один из детей дает описание: называет цвет ствола, вспоминает о высоте дерева, форме, величине листьев, плодах и семенах.

«Ловишки»

Цель:Упражнять в беге. Развивать ловкость, умение быстро ориентироваться.

Ход:С помощью считалки выбирается водящий – ловишка и становится на середину зала (площадки)

.По сигналу: «Раз, два, три – лови!» все играющие разбегаются и увертываются от ловишки, который старается догнать кого – либо и коснуться рукой
(запятнать)
. Тот, кого ловишка коснулся, отходит в сторону. Когда будут пойманы 2-3 игрока, выбирается другой ловишка. Игра повторяется 3 раза. Если
группа большая, то выбираются двое ловишек.
«Ловкие ребята»

Цель:Развивать ловкость, глазомер и точность движений.

Ход:Играющие распределяются на тройки и встают треугольником (расстояние между детьми 1,5м)

. Один ребенок в тройке бросает мяч вверх двумя руками, второй – должен подхватить его и снова бросить вверх, третий игрок ловит мяч и бросает его вверх, поймать мяч должен первый игрок и т. д.

«Догони свою пару»

Цель:Упражнять детей в беге с ускорением.

Ход:Дети встают в две шеренги; расстояние между шеренгами 3-4 шага. По сигналу воспитателя выполняется бег на противоположную сторону площадки (дистанция 15 – 20)

. Игрок второй шеренги старается дотронуться
(запятнать)
до игрока первой, прежде чем тот пересечет условную линию. Воспитатель подсчитывает количество проигравших. При повторении игрового задания дети меняются ролями.

«Вершки и корешки»

Цель:Закреплять знания о способе произрастания овощей, развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие, память, упражнять в умении ловить мяч.

Ход:1. Взрослый показывает овощ (муляжи или натуральные)

или называет, дети называют его и показывают движениями, где он произрастает, если на земле — тянут руки вверх, если под землёй — приседают. В качестве взрослого может выступать и ребёнок, который сам показывает овощи.

Дети стоят по кругу. В центре водящий с мячом. Он бросает мяч первому игроку и называет любой овощ. Игрок возвращает мяч ведущему и отвечает вершки это или корешки. Выигрывает тот кто ни разу не ошибется.

«Не оставайся на полу»

Цель:Упражнять детей в равномерном беге с соблюдением дистанции, развивать координацию движений в прыжках.

Ход:С помощью считалки выбирается водящий – ловишка. Ловишка бегает вместе с детьми по залу (площадке)

. Как только воспитатель произнесет «Лови!» все дети разбегаются и стараются забраться на любое возвышение
(гимнастические скамейки, кубы, гимнастическая стенка)
. Ловишка старается осалить. Ребята, до которых он дотронулся, отходят в сторону. По окончании
игры подсчитывают количество проигравших и выбирается новый водящий.
«Летает – не летает»

Цель:Развитие внимания, реакции на словесную команду и произвольной регуляции поведения.

Ход:Дети стоят в шеренге. Ведущий называет различные предметы и поднимает руки вверх. Дети должны поднимать руки вверх только тогда, когда названный предмет летающий. В конце отметить тех, кто ни разу не ошибся.

«Быстро встань в колонну»

Цель:Развивать внимание и быстроту движений.

Ход:Играющие строятся в три колонны (перед каждой колонной кубик своего цвета)

. Воспитатель предлагает запомнить свое место в колонне и цвет кубика. По сигналу играющие разбегаются по всему залу
(площадке)
. Через 30-35 сек. Подается сигнал «Быстро в колонну!», и каждый ребенок должен быстро занять свое место в колонне.

«Совушка»

Цель:Развитие внимания, реакции на словесную команду и произвольной регуляции поведения.

Ход:На площадке обозначается гнездо совы. Остальные – мышки, жучки, бабочки. По сигналу «День!» — все ходят, бегают. Через некоторое время звучит сигнал «Ночь!» и все останавливаются, оставаясь в той позе, в которой их застала команда. Совушка просыпается, вылетает из гнезда, обегает вокруг детей, внимательно наблюдает, и того, кто пошевелится, уводит в свое гнездо.По сигналу: «День!» — игра продолжается.

Правила:Останавливаться в позе,предложенной воспитателем: стоять на одном колене, на носках, образовав пары, поставив стопы на одну линию.

«Великаны и гномы»

Цель:Упражнять детей действовать по сигналу.

Ход:Водящий (чаще всего взрослый)

объясняет ребятам, что он может произносить только слова «великаны» и «гномы». При слове «великаны», все должны подняться на носки и поднять руки. А при слове «гномы», все должны присесть пониже. Тот, кто ошибается — выбывает из
игры.
Конечно, водящий хочет добиться, чтобы игроки ошибались. Для этого он вначале произносит слова «великаны!» громко и басом, а «гномы» — тихим писклявым шёпотом. А потом, в какой-то момент — наоборот. Или произнося «великаны», водящий приседает, а говоря «гномы» — поднимается на носочки.

Темп игры всё ускоряется и все игроки постепенно выбывают. Последний игрок, который ни разу не ошибся, становится водящим.

Картотека подвижных игр с целями по ФГОС

Воспитатель выбирает игру из программы, предложенной и разработанной ведущими педагогами. Игры, предложенные в ней, ориентированы на всестороннее развитие ребёнка в физическом, эмоциональном и умственном плане.

Обратите внимание. Подвижные игры в подготовительной группе по картотеке с целями по фгос рассчитаны на проведение в любую погоду.

Комплекс утренней гимнастики для 2-ой младшей группы

Для проведения на улице

Проведение занятий на свежем воздухе

В хорошую погоду, а также весной и осенью на свежем воздухе воспитатель может занять детей следующими играми:

  • Весёлые ребята. Дети становятся в круг и берутся за руки. Педагог находится в середине и даёт команду к движению. Дети начинают двигаться по кругу и петь: Мы весёлые ребята, любим бегать и скакать. Ну, попробуй нас догнать! Раз, два, три — лови! Дети разбегаются, педагог их ловит. Пойманные ребята отходят в сторонку. Оставшиеся смыкают круг и снова поют, ведя хоровод. Роль ловца может быть предложена любому из детей.
  • Иголочка. Дети берутся за руки и выстраиваются в ряд. Направляющий начинает движение проходя между детьми и окружающими предметами. Не расцепляя рук, малыши должны следовать друг за другом.
  • Мышеловка. Ребята делятся на две неравные группы. Маленькая группа представляет собой мышеловку, остальные дети мышей. Дети из группы мышеловки сцепляют руки и становятся в круг. Начинают хороводное движение. Остальные бегают вокруг круга и забегают в него. По команде дети-мышеловки присаживаются на корточки. Те дети-мышки, кто остался в круге, считаются пойманными.
  • ПДД. Дети знакомятся с правилами дорожного движения и учатся переходить дорогу на зеленый свет.

Для игр в помещении детского сада

Для проведения забав внутри помещения в зимнее время и в плохую погоду стоит выбирать менее интенсивные по действиям.

К ним относятся:

  • Пять шагов. Участвуют одновременно несколько детей. Они становятся в ряд, а затем быстро делают шаги по прямой. На каждом шаге приостанавливаются и произносят слово. Слова выбираются из одной категории: имена, фрукты, названия животных.
  • Неправильное движение. Дети становятся в круг, а педагог в центре. Он делает 5-6 несложных движений, одно из которых неправильное и его нельзя повторять. Далее, дети пытаются воспроизвести все движения и пропустить неправильное.
  • Повтор. Педагог располагает детей напротив себя и предлагает изобразить какое-то животное или предмет.

Коллективные упражнения в помещении

Внимание! Больше игр можно найти в специализированной литературе.

При проведении подвижной игры в подготовительной группе, педагог должен ориентироваться на приготовленный заранее конспект, в котором прописан план подвижных игр.

При его составлении стоит ориентироваться на следующие рекомендации:

  • Мероприятие не должно длиться более получаса.
  • Перед началом игры воспитатель должен заинтересовать детей. Рассказать о предстоящем веселье. По времени это не должно занять более нескольких минут.
  • Объяснить правила. Проконтролировать, чтобы все дети поняли. Для этого ребята должны сами проговорить основные правила. Стоит отвести на это 2-4 минуты.
  • Сама игра длится 15-20 минут. Воспитатель контролирует процесс и старается вовлечь в неё всех детей. Все возникающие конфликты и обиды старается устранить.

Обратите внимание. В конце воспитатель подводит итоги и спрашивает мнение ребят. Важно узнать, понравилось ли занятие, были ли сложности или, наоборот. Стоит уложиться в несколько минут.

Подвижные игры в подготовительной группе на прогулке в детском саду

Представлена картотека подвижных игр во время прогулки для детей дошкольников в подготовительной группе детского сада.

«Белые медведи»

Цель: Развивать быстроту, ловкость, выносливость.

Ход игры: На краю площадки, представляющей собой море, очерчивается небольшое место – льдина. На ней стоит водящий — «белый медведь». Остальные «медвежата» произвольно размешаются по всей площадке.

«Медведь» рычит: «Выхожу на ловлю!» — и бежит ловить «медвежат». Поймав одного «медвежонка», отводит его на льдину, затем ловит другого. После этого два пойманных «медвежонка» берутся за руки и начинают ловить остальных играющих. В это время «медведь» отходит на льдину. Настигнув кого-нибудь, два «медвежонка» соединяют свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: «Медведь, на помощь!». «Медведь» подбегает, осаливает пойманного и отводит на льдину. Следующие двое пойманных также берутся за руки и ловят остальных «медвежат». Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все «медвежата».

Побеждает последний пойманный игрок, который и становится «белым медведем».

Правила: Пойманный «медвежонок» не может выскальзывать из-под рук окружившей его пары, пока его не осалил «медведь». При ловле запрещается хватать играющих за одежду, а убегающим выбегать за границы площадки.

Подвижная игра «У медведя во бору».

Цель: Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу, навык коллективного движения. Упражнять в беге по определенному направлению, с увертыванием, развивать речь,

Ход игры: На одной стороне площадки проводится черта – это опушка леса. За чертой, на расстоянии 2-3 шагов очерчивается место для медведя. На противоположной стороне дом детей. Воспитатель назначает медведя, остальные дети – у себя дома. Воспитатель говорит: «Идите гулять!». Дети направляются к опушке леса, собирая ягоды, грибы, имитируя движения и хором говорят: «У медведя во бору, грибы ягоды беру. А медведь сидит и на нас рычит». Медведь в это время сидит на своем месте. Когда играющие произносят «Рычит!» медведь встает, дети бегут домой. Медведь старается их поймать – коснуться. Пойманного медведь отводит к себе. После 2-3 пойманных выбирается новый медведь.

Л.И Пензулаева «Физическая культура в детском саду» (подг. группа)2015

Игра «Будь внимателен»

Цель:учить детей быстро бегать за предметами, слушая команду, какой из предметов нужно принести. Развивать внимание, ловкость, быстроту движений.

Ход игры: На одной стороне площадки 5-6 играющих, на противоположной (дистанция 8-10м) напротив каждого лежат три предмета (кубик, погремушка, флажок) на сигнал «Беги!» дети устремляются к предметам. Примерно на середине пути следует сигнал, какой из трёх предметов нужно взять, например кубик. Дети берут названный предмет и бегут с ним на исходную линию, выигрывает тот, кто первым принёс предмет, если взят не тот предмет, нужно вернуться и заменить его.

2 вариант

Детям сразу сказать, какой предмет принести. Прибежать взять предмет и поднять его вверх.

«Салки со скакалкой»

Цель:учить детей бегать парами, тройками по площадке, держась за скакалку, стараясь осалить детей, бегающих врассыпную. Развивать умение действовать согласованно в парах, тройках, координацию движений, ловкость.

Ход игры: Двое детей берут за концы обычную короткую скакалку, бегут по площадке, стараясь свободной рукой осалить остальных детей, убегающих от них. Первый пойманный становится между водящими, берётся одной рукой за середину скакалки и включается в ловлю. Чтобы тройка водящих освободилась от своих обязанностей, надо каждому из них поймать по одному игроку.

Усложнение: в игру включить 2 пары ловишек.

«Совушка»

Цель: учить детей действовать по сигналу, бегать, врассыпную имитируя птиц, сохранять неподвижную позу. Развивать равновесие.

Ход игры:

Все играющие птички, один ребёнок – сова, которая находится в стороне площадки. По сигналу «день» птички разлетаются, машут крыльями, клюют зёрнышки. На сигнал «ночь» все останавливаются и стоят неподвижно. Вылетает сова, высматривает тех, кто шевелится и забирает в гнездо. через 15-20 сек. Снова даётся сигнал «день», сова улетает в гнездо, дети – птички летают по площадке.

«Перемена мест»

Цель:учить детей перебегать с одной стороны площадки на другую шеренгой, не наталкиваясь друг на друга. Развивать умение строится в шеренгу ровно, действовать согласованно, по сигналу. Закреплять боковой галоп, бег с прямыми ногами.

Ход игры: Две команды по 8-10 человек выстраиваются шеренгами лицом друг к другу на противоположных сторонах площадки за линиями городов (дистанция 10-12м), и расходятся на ширину вытянутых рук. По сигналу бегут навстречу друг к другу, стараясь как можно быстрее оказаться за чертой противоположного города, затем поворачиваются лицом к центру площадки и строятся в шеренгу. Побеждает команда сделавшая это быстрее.

2 вариант.

Перебегать боковым галопом, с прямыми ногами.

«Великаны и гномы»

Цель: Упражнять детей действовать по сигналу.

Ход игры: Водящий (чаще всего взрослый) объясняет ребятам, что он может произносить только слова «великаны» и «гномы». При слове «великаны», все должны подняться на носки и поднять руки. А при слове «гномы», все должны присесть пониже. Тот, кто ошибается — выбывает из игры.

Конечно, водящий хочет добиться, чтобы игроки ошибались. Для этого он вначале произносит слова «великаны!» громко и басом, а «гномы» — тихим писклявым шёпотом. А потом, в какой-то момент — наоборот. Или произнося «великаны», водящий приседает, а говоря «гномы» — поднимается на носочки.

Темп игры всё ускоряется и все игроки постепенно выбывают. Последний игрок, который ни разу не ошибся, становится водящим.

Подвижная игра «Перелет птиц»

Цель: Упражнять в лазании, развивая ловкость и силу.

Ход игры:

На одной стороне зала находятся дети – птицы. На другой стороне располагают различные пособия – гимнастические скамейки, кубы и т.д. – это деревья. По сигналу «Птицы улетают!» дети, помахивая руками, как крыльями, разбегаются по всему залу. По сигналу «Буря!» все птицы бегут к деревьям и стараются как можно быстрее занять какое – либо место. Когда воспитатель произносит «Буря прекратилась!». Дети спускаются с возвышений и снова разбегаются по залу – «птицы продолжают свой полет».

Подвижная игра «Мышеловка»

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, по слову, быстро строится в круг. Упражнять в игре сообща.

Ход игры: Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая (примерно треть играющих) образует круг — мышеловку. Остальные изображают мышей и находятся вне круга.

Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу то влево, то вправо, приговаривая:

«Ах, как мыши надоели, Развелось их просто страсть. Все погрызли, все поели, Всюду лезут — вот напасть.

Берегитесь же, плутовки, Доберемся мы до вас. Вот поставим мышеловки, Переловим всех за раз».

По окончании стихотворения дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Мыши вбегают в мышеловку и тут же выбегают с другой стороны. По сигналу воспитателя:

«Хлоп!» — дети, стоящие по кругу, опускают руки и приседают — мышеловка захлопнута. Мыши, не успевшие выбежать из круга, читаются пойманными. Они тоже становятся в круг (и размер мышеловки увеличивается). Когда большая часть мышей будет поймана, дети меняются ролями, и игра возобновляется.

Л.И Пензулаева «Физическая культура в детском саду» (подг. группа) 2015

Игра «Салки – не попади в болото»

Цель: учить детей бегать, не забегая за зрительные ориентиры, с увёртыванием. Развивать ловкость, быстроту движений, ориентировку в пространстве.

Ход игры: На площадке палочками, шишками, камешками обозначается место, куда нельзя забегать – болото (муравейник, огород). Выбирают ловишку. По сигналу он догоняет детей, стараясь их осалить.

Осаленный ловишкой выходит из игры.

2 вариант.

Ловишка стоит в центре круга начерченного на земле или выложенного из шнура. Дети забегают в круг и выбегают из круга, а Ловишка пытается осалить того, кто не успевает выбежать из круга.

Подвижная игра «Пробеги тихо»

Цель: учить бесшумно двигаться.

Ход игры: Дети делятся на группы из 4-5 человек, распределяются на три группы и выстраиваются за чертой. Выбирают водящего, он садится посередине площадки и закрывает глаза. По сигналу одна подгруппа бесшумно бежит мимо водящего на другой конец площадки. Если водящий услышит, он говорит «Стой!» и бегущие останавливаются. Не открывая глаз, водящий говорит какая группа бежала. Если он правильно указал группу, дети отходят в сторону. Если ошибся, они возвращаются на свои места. Так поочередно пробегают все группы. Выигрывает та группа, которая пробежала тихо и которую водящий не смог обнаружить.

Л.И Пензулаева «Физическая культура в детском саду» (подг. группа)2015

«Горелки»

Цель: учить детей бегать в парах на скорость, начинать бег только после окончания слов. Развивать у детей быстроту движений, ловкость.

Ход игры: Дети становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов проводится линия. По считалке выбирается Ловишка. Он становится на линию спиной к остальным детям. Все стоящие парами говорят:

«Гори, гори ясно,чтобы не погасло.Глянь на небо – птички летят,Колокольчики звенят.Раз, два, три – беги!»

С окончанием слов дети стоящие в последней паре бегут вдоль колонны (один – справа, другой — слева, стремясь схватиться за руки. Ловишка старается поймать одного из пары и соединить с ним руки.

Если ловящий успел это сделать, он образует с пойманным новую пару и становится впереди колонны, а оставшийся без пары становится ловишкой. Если Ловишка не поймал, он остаётся в той же роли.

Во время произнесения слов Ловишка не оглядывается, ловить можно до того, как играющие возьмутся за руки.

Подвижная игра «Воробушки и кот»

Цель:упражнять детей действовать в соответствии с текстом стихотворения, выполнять бег в прямом направлении одновременно всей группой, использовать всю площадь зала.

Ход игры:«Кот» располагается на одной стороне зала (площадки), а дети – «воробышки» — на другой. Дети – «воробышки» приближаются к «коту» вместе с воспитателем, который произносит: Котя, котенька, коток, Котя – черненький хвосток, он на бревнышке лежит, притворился, будто спит. На слова «Будто спит», «кот» восклицает: «Мяу!» — и начинает ловить «воробышков», которые убегают от него в свой домик (за черту).

Л.И Пензулаева «Физическая культура в детском саду» (подг. группа) 2015

«Горячая картошка»

Это подвижное развлечение, которое собирает всех детей во дворе. Оно отлично формирует такие навыки как ловкость, скорость реакции, командная работа, стратегическое мышление, ориентация в пространстве, а время, проведенное за увлекательной игрой, пролетает незаметно. Все, что вам понадобится — это мяч и компания друзей.

Цель: Остаться единственным человеком, который стоит в круге, усадив соперников в центр.

Описание и правила игры: участвовать в развлечении могут от 6-ти до 12-ти ребят. Дети встают в круг и начинают в произвольном порядке перекидывать друг другу мяч, который в этой игре и является «горячей картошкой». Каждый должен поймать снаряд и, не задерживая его в руках дольше одной секунды, перекинуть дальше. Игроки также могут не ловить, а отбивать мяч ладошками, чтобы усложнить правила.

Участник временно выбывает из игры и садится в центр круга, если он не поймал, не отбил или уронил мячик. То же самое происходит с теми, кто задержал его в руках дольше одной секунды и «обжегся» горячей картошкой.

Вернуться в круг можно, поймав игрушку из положения сидя (вставать в «штрафной зоне» запрещается). Если кому-то одному удалось это сделать, в круг возвращаются все участники, находящиеся внутри. При этом игрок, кидавший мяч, занимает их место.

Если мяч при перекидывании задевает кого-то из сидящих в центре круга, то этот игрок возвращается в круг. При этом все участники, которые соприкасались с ним руками в центре круга, также возобновляют игру.

Действие продолжается до тех пор, пока в круге не останется один ребенок, который и считается победителем.

Станьте самым ловким и умелым во дворе!

Подвижная игра «Не попадись»

Цель:упражнять детей в прыжках на двух ногах с продвижением вперед

Ход игры: Играющие располагаются вокруг шнура, положенного в форме круга. В центре — двое водящих. По сигналу воспитателя дети прыгают на двух ногах в круг и выпрыгивают по мере приближения ловишек. Кого успели запятнать, получает штрафное очко. Через 40—50 с игра останавливается, подсчитываются проигравшие, и игра повторяется с новыми водящими.

Л.И Пензулаева «Физическая культура в детском саду» (подг. группа) 2015

«Перемени предмет»

Цель:учить детей быстро перебегать на противоположную сторону площадки, брать предмет и предавать своему товарищу . развивать умение действовать в команде, соблюдать правила, ловкость, общую выносливость. Воспитывать настойчивость в достижении положительных результатов.

Ход игры: На одной стороне площадки за линией становятся играющие, образуя 4-5 колонн. На противоположной стороне площадки напротив каждой колонны очерчены круги диаметром 60-80 см. каждый первый в колонне держит в руках мешочек с песком, кубик или другой предмет. В центр каждого кружка кладётся такой же предмет. По сигналу игроки бегут к кружкам, кладут предмет и берут другой, затем возвращаются бегом на своё место и поднимают принесённый предмет над головой. Тот кто сделал это первым считается выигравшим. Прибежавшие передают предметы стоящим сзади них, а сами бегут в конец колонны. Когда все выполнят задание, отмечается колонна, набравшая большее количество выигрышей.

Усложнение: бежать за предметом змейкой между кеглями, не уронив кегли.

Подвижная игра «Медведи и пчелы »

Цель: упражнять в беге по всей площадке, в лазанье по гимн.стенке

Ход игры: Играющие делятся на две равные команды: одна — пчелы, другая — медведи.

На одной стороне зала находится улей, а на противоположной луг. В стороне располагается берлога медведей. По условному сигналу воспитателя пчелы вылетают из улья (слезают с возвышений гимнастической стенки, гимнастических скамеек и т. д.), жужжат и летят на луг за медом. Как только пчелы улетят, медведи выбегают из берлоги, забираются в улей (влезают на возвышения) и лакомятся медом. Воспитатель подает сигнал:

«Медведи!», пчелы летят к ульям, стараясь ужалить (дотронуться рукой) медведей, те убегают в берлогу. Ужаленные медведи пропускают одну игру. Игра возобновляется, и после повторения дети меняются ролями.

Перед игрой воспитатель напоминает детям, что с возвышений нужно слезать, а не спрыгивать, на лестницу залезать не выше 4—5-й рейки.

Л.И Пензулаева «Физическая культура в детском саду» (подг. группа)2015

Методы анализа проведения подвижных игры

Чтобы всесторонне развить ребёнка и скорректировать его поведение, нужно проводить ежедневный анализ по нескольким характеристикам и заносить в специальные карточки.

Педагогу стоит обращать внимание на следующее:

  • Игра должна соответствовать времени её проведения.
  • В процессе стоит выявлять лидеров и стеснительных детей. Предлагать им другие роли для полноценного развития личности и воспитания волевых качеств.
  • Следить за поведением детей во время игры. Воспитывать в них уважительное отношение к членам коллектива.
  • Обращать внимание на физическое состояние ребёнка и подбирать некоторым детям особые игры для развития навыков, которые недостаточно у них развиты.
  • Мотивировать детей на повторение некоторых действий для развития дисциплины и силы воли.

Обратите внимание. Своевременное внесение корректировок в план будущих игр позволяет вовлечь всех детей в игру и сделать её не только полезной, но и весёлой.

При правильном подборе и организации подвижных игр происходит всестороннее развитие детей. Пробуждается интерес к новому и стремление к победе. Нервная система не перенапрягается и в большинстве случаев снимается избыточное напряжение. Дети всесторонне развиваются и учатся взаимодействовать с коллективом.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]