Танграм: сказка с заданиями
Наиболее интересным вариантом занятия с магическим квадратом для детей будет занятие в форме сказки. Можно выбрать любую сказку в соответствии с возрастными интересами дошкольников.
Возьмем, к примеру, мультфильм «Приключения Лунтика и его друзей». Дошкольникам хорошо известны все его персонажи. Можно предложить им собрать образ главного героя – Лунтика, бабу Капу, генерала Шера, Кузю, Пчеленка, Вупсеня и Пупсеня, жабу Клаву и других.
Начало сказки, как правило, помнят все дети: «Однажды, на Луне родился малыш…». Далее, в соответствии с сюжетом выбранной серии, герои могут встретиться на цветочной поляне (собираем цветок), поиграть в мяч (собираем мяч), сидеть за столом и пить чай с пирогом (собираем стол, затем посуду, пирог…).
В соответствии с возрастными особенностями и интересами дошкольников воспитатель может усложнить занятие, внеся соревновательный элемент: мальчики собирают персонажей мужского рода – Лунтика, Кузю, паука Шнюка, а девочки – женского – Милу, бабу Капу, бабочек, жабу Клаву, пиявку и т.д.
Можно также посмотреть с ребятами одну из полюбившихся серий мультфильма и вместе выбрать образы героев и предметов для составления их из фигур танграма.
Предлагая задания танграма детям, воспитателю важно напоминать дошкольникам о соблюдении правил игры. Игра танграм отлично развивает сообразительность, фантазию, логическое мышление, обучает началам геометрии
Игра танграм бесспорно полезна для дошкольников
Игра танграм отлично развивает сообразительность, фантазию, логическое мышление, обучает началам геометрии. Игра танграм бесспорно полезна для дошкольников.
Что такое танграм и как с ним играть?
Танграм – развивающая головоломка, которая состоит из 7 плоских фигур (танов) разного размера. В нее входит: квадрат, параллелограмм и 5 треугольников (2 маленьких, 1 средний, 2 больших). В сложенном виде из такого набора элементов получается равносторонний квадрат.
Суть головоломки заключается в сборке различных фигур с помощью этих элементов. При этом все они должны располагаться только в одной плоскости, нахлест одной на другую не допускается. Начинается сборка с самого большого треугольника. По разным источникам, с помощью набора можно создать до 7 тысяч комбинаций, самые распространенные из которых фигуры людей и животных.
Как собирать танграм с детьми? Познакомьте ребенка с увлекательной головоломкой, объясните, как называются детали. Сделать это можно уже в 3-4 года. После предложите ему один из самых легких вариантов – собрать фигуру по расчерченным контурам. Ребенку потребуется только подобрать элемент, который полностью совпадает с рисунком на схеме и положить его сверху.
Затем пусть потренируется составлять определенные геометрические фигуры из 2-3 элементов, например, квадрат из 2 треугольников или трапецию. И простейшие конструкции: грибок, дом, елку и т.д.
Далее необходимо усложнять задачи. Предложите малышу собрать фигуру не поверх схемы, а рядом с ней. Начните с самых элементарных вариантов, например, кораблика.
Освоившись с игрушкой и поняв ее возможности, малыш постепенно научится самостоятельно складывать фигуру, видя только внешний контур схемы, без деления на секции. Это более сложный, но интересный вариант игры. По сути исчезает основная подсказка, позволяя ребенку научиться самому придумывать фигуры, в том числе копируя их с окружающих предметов. Для дошкольников такие задания очень полезны.
Игра танграм – отличное решение для занятий с детьми старшей группы в ДОУ. Лучше, если наборы будут деревянными, – такой материал долговечный, прочный, безопасный, прослужит не одной группе детворы. Играть можно не только по одному, но и устраивать соревнования между игроками.
Многообразие заданий
Танграм для дошкольников – увлекательное и полезное занятие, к которому можно приступать с 4-5 лет. Сначала малыши знакомятся с новым для себя набором, изучают его элементы, находят по заданию родителей треугольник, показывают, какой из них большой, какой – маленький. Далее взрослые распечатывают схему в полную величину, предлагая крохам наложить элементы на рисунок. Это могут быть домики, животные, птицы, рыбы, елочка, человечек.
Постепенно задания усложняются, детям предлагается схема-подсказка, которая по размеру уже может не соответствовать реальным «габаритам» фигурок, и задание сложить что-либо, например птицу.
Детям, как правило, становится интересно еще и то, что из конкретного числа элементов можно сложить несколько разновидностей пернатых.
Чтобы дошкольникам не было скучно, следует придумать сюжет – например, сочинить сказку про животных, которые хотели бы поселиться в домике. Чтобы каждый из них занял свою «комнату», следует собрать зверя из элементов головоломки. Далее дошкольникам предлагается следующая схема:
Они делают котика, зайца, лошадь, рыбу, утку, собаку. Рядом с домиком мы можем «посадить» ель, чтобы было красиво (ее схема также представлена выше). Наконец, жилище для зверинца выстроил человек – его фигурка также есть на схеме.
Любителям котиков можно предложить составить этих животных из элементов головоломки по следующим схемам:
Установка дается примерно такая: сегодня день кошек, давай попробуем собрать как можно большее количество различных видов. Или другой вариант: к нам в гости пришла кошка, рассказала много нового о своих родственниках. Давай покажем ей, как мы умеем собирать котиков.
Еще очень интересны домики, которых из элементов танграма можно составить огромное множество:
Вместе с ребенком следует обсудить, какой именно домик он хотел бы построить, например, для своих питомцев, после чего предложить ему поработать. Если что-то не получается, не стоит нервничать и кричать на малыша, такое отношение только уничтожит его стремление к постижению тайн китайской головоломки. Лучше всего помочь, подержать, похвалить за старания, тогда и результат будет очень скоро.
Далее следует усложнить задания, предложив малышу уже более сложные схемы:
При работе с танграмом важно использовать игровой элемент, придумывать сказки и увлекательные сюжеты. В противном случае малыш быстро заскучает и будет заниматься через силу
Поэтому лучше рассказать ему про волшебный квадрат, который по велению доброй волшебницы распался на несколько фрагментов, из них можно создать буквально все. Но волшебнице нужен помощник, поэтому ребенок на время наделяется чудесной силой, а по магической книге (рисункам и схемам) он будет населять вымышленное царство различными жителями, строить там дома, лодки, елки и прочее.
Танграм – замечательная тренировка для ума, которая поможет весело провести время и закрепить полезные навыки. Среди огромного количества схем можно найти те, которые придутся по душе каждому дошкольнику.
https://youtube.com/watch?v=0WDj1bA3Xqo
Польза развивающей игры танграм
Несмотря на кажущуюся простоту, танграм является отличным развивающим пособием. Не зря его называют также разрезной головоломкой или геометрическим конструктором. Собирая различные фигуры из деталей танграма, ребенок может многому научиться.
Что развивает танграм:
усидчивость (как и любая другая головоломка, танграм требует времени); внимание, умение концентрироваться на деталях; воображение – ребенок представляет себе конечный результат и способы его достижения; логическое мышление, поскольку ребенок создает из частей целое, анализирует варианты; умение действовать по правилам.
Все эти качества и навыки являются важными не только для обучения, но и для жизни в целом.
Как играть в танграм?
Казалось бы, наипростейшая комбинация, что сложного. Однако, это набор для миллионов вариаций. Вся суть игры – из имеющихся элементов создавать свои образы. Это похоже на конструктор, из которого можно собрать предметы, только в данном случае они будут не объёмными, а на плоскости. Тут есть три основных условия:
- каждая собранная фигура должна включать в себя все семь танов;
- при конструировании таны располагаются каждый на плоскости, друг на дружку их класть нельзя;
- каждый тан должен соседничать хотя бы одной своей стороной либо вершиной с другим таном.
В результате из простых геометрических фигур можно сложить наиболее сложную, например, сделать из танов человечка либо дом, сложить букву либо цифру. Всё зависит от фантазии вашей и вашего ребёнка.
Вообще, такая игрушка у педагогов выступает отличным дидактическим материалом для дошкольников, позволяющим выучить в математике основные геометрические фигуры, дающим понимание величины и формы, части и целого, тренирующим мышление и комбинаторские способности.
Вы только представьте, что история танграмовского творчества насчитывает более 6,13 миллионов различных вариаций, придуманных простыми игроками, от простейших фантастических до наисложнейших, близких к реалиям!
Изюминка головоломки в её парадоксах, когда из всего набора танов иногда получаются две фигуры, и одна при этом – подмножество другой. Вот вам задачка – парадокс, обнаруженный математиком Генри Дьюдени. Сможете собрать двух его монахов, один из которых с ногой, а другой – абсолютно такой же, но безногий?
А вот у парадоксальной, логически необъяснимой комбинации американского шахматиста Сэма Лойда у одного квадрата срезали угол, а частей-то всё так же семь!
Согласитесь, есть над чем призадуматься!
Для детей можно использовать простейшие примеры по принципу мозаики, когда из частей составляется целое. Это помогает дошкольникам освоить навыки присоединения элементов друг к другу, дадут представление о пропорциях. На следующем этапе овладения техникой танграма собираются фигурки по предложенному образцу, что учит анализу и сравнению.
Самым сложным будет процесс игры по контуру, когда нужно зрительно разобрать форму на его составляющие и подобрать нужные таны. Овладевшие основными правилами танграма, они обычно впоследствии сами «лепят» себе образы.
Не забудьте подписаться на новости блога и добавиться в нашу группу «ВКонтакте», что бы наверняка не пропустить ничего важного и интересного)
До новых встреч!
Ваша «ШколаЛа»
Танграм
На наших предыдущих занятиях вы уже, наверное, убедились, что для решения головоломок нам нужны не только хорошие знания, но и хорошее воображение.
«В голове у Архимеда было гораздо больше воображения, чем в голове у Гомера». Так сказал великий французский просветитель Вольтер.
Архимед был великим древнегреческим учёным, а Гомер – великим поэтом Древней Греции.
Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с одной занимательной головоломкой, которую называют «Танграм»
.
Давайте возьмём квадрат размером 6 на 6 клеток. Разрежем его вот таким образом:
У нас получилось 2 больших треугольника, 2 маленьких и 1 средний.
А также получилось 2 четырёхугольника, один из которых – квадрат.
То есть получилось всего 7 элементов.
Это и есть популярная китайская головоломка танграм. Каждый из её 7 элементов называют таном.
В Китае эту головоломку называют «чи чао ту», что означает «умственная головоломка из 7 частей».
Подтверждением тому, что головоломку действительно изобрели в Китае, служит первая известная книга о танграме «Собрание фигур из 7 частей».
А вот название «танграм» возникло в Европе, скорее всего, от слова «тань» и корня «грамма».
«Тань» означает «китаец». «Грамма» в переводе с греческого означает «буква».
Такую головоломку вы можете изготовить самостоятельно.
Суть игры заключается в конструировании на плоскости из 7 элементов различных более сложных фигур. Причём эти фигуры обычно задаются в виде силуэта или внешнего контура.
В каждую собираемую фигуру должны войти все 7 элементов танграма. При составлении фигуры элементы не должны накладываться друг на друга.
Фигура, которую вы сейчас видите на экране, составлена из всех элементов головоломки.
В танграме среди его 7 частей уже есть треугольники разных размеров, но из его частей можно складывать и другие треугольники.
Выполним задание. Сложите треугольник, используя 4 части танграма:
а) один большой треугольник, два маленьких треугольника и квадрат;
б) один большой треугольник, один средний треугольник и два маленьких треугольника.
Решение.
Можно составить и другие треугольники
.
Можно составить квадраты
.
Также можно составить прямоугольники
.
А ещё из частей данной головоломки можно составить, например, пятиугольник
.
Сейчас познакомимся с ещё одной известной игрой, которая называется стомахион
. Она похожа на танграм, но разрезается не квадрат, а прямоугольник, у которого длина в 2 раза больше ширины. И разрезается этот прямоугольник вот таким образом на четырнадцать частей.
Может показаться, что прямоугольник разбит на части случайным образом, но на самом деле это не так.
Здесь есть 1 пятиугольник, 2 четырёхугольника и 11 треугольников.
Этой известной игре уже более 2000 лет. Её создателем считали Архимеда.
В 1899 году швейцарский историк Генрих Зутер обнаружил в книгохранилищах Берлина и Кембриджа арабскую рукопись «Книга Архимеда о разбиении стомахиона на 14 частей, находившихся в рациональных отношениях».
Позже датский математик Гейберг подтвердит, что создателем игры является именно Архимед.
Из элементов игры можно составлять различные фигуры – силуэты животных, геометрические фигуры и многое другое.
Эту головоломку вы тоже можете изготовить самостоятельно. Надо просто на плотную бумагу перевести прямоугольник, разделённый на 14 частей, а затем разрезать его.
Игра стомахион требует большого терпения, ведь она намного сложнее игры танграм. Недаром слово «стомахион» переводится как «приводящая в ярость».
Познакомимся ещё с одной головоломкой, которая называется «Колумбово яйцо»
.
Для её изготовления игры берут за основу овал (например, размером 15 на 12 см) и разрезают его на 10 частей вот таким образом…
Так, у нас получаются 2 больших треугольника и 2 маленьких. А ещё 2 фигуры, которые похожи на четырёхугольник. При этом одна из сторон такого четырёхугольника закруглённая. Также получаются 4 фигуры, которые имеют сходство с треугольником, но с одной закруглённой стороной.
В «Колумбово яйцо» можно играть, составляя из частей фигурки всевозможных предметов, животных, птиц.
При этом элементы игры должны соединяться таким образом, чтобы они не перекрывали друг друга. В составленной фигуре должны использоваться все 10 элементов головоломки.
Элементы геометрических головоломок участвуют в жизни современного человека. Так, танграм во всех его проявлениях можно встретить, например, в дизайне одежды, а также в архитектуре. Танграм часто можно встретить в дизайне мебели.
В чём загадка танграма?
Игра танграм значится как семь дощечек мастерства. И это название неслучайно. Головоломка в действительности состоит из семи геометрических фигур, прозванных танами. Дощечки – это потому что в игре используются плоские фигуры. Получились они из разделённого на части квадрата. Сначала его делят на два больших равных треугольника с углами вершин по 45 градусов, а потом согласно схеме из этих треугольников получается семь танграмовских фигур:
- два больших треугольника, у которых одна сторона (гипотенуза) получается равной стороне изначального большого шаблона-квадрата;
- один средних размеров треугольник, у него по схеме катеты длиной по половинке длины стороны квадратного прародителя;
- два маленьких треугольника с гипотенузами, равными половинкам длины стороны большого квадрата;
- один параллелограмм с углами в 45 и 135 градусов;
- один средний квадрат.
Вот вам наглядное изображение с размерами, чтобы попонятнее было:
Сделать игрушку для мозгов можно из обычного картона. У некоторых есть деревянные наборы.
Как сделать танграм
Танграм можно сделать из картона или бумаги, распечатав шаблон и разрезав по линиям. Вы можете скачать и распечатать схему квадрата танграма, кликнув по картинке и выбрав «печать» или «сохранить картинку как…».
Можно и без шаблона. В квадрате чертим диагональ — получается 2 треугольника. Один из них разрезаем пополам на 2 небольших треугольника. Отмечаем на каждой стороне второго большого треугольника середину. Отсекаем по этим отметкам средний треугольник и остальные фигуры. Есть и другие варианты, как расчертить танграм, но когда вы его разрежете на части, они будут абсолютно те же самые.
Более практичный и долговечный танграм можно вырезать из жесткой офисной папки или пластиковой коробки из под DVD. Можно немного усложнить себе задачу, вырезав танграм из кусочков разного фетра, обметав их по краям, или вовсе из фанеры или дерева.
Какая загадка кроется в этой игре?
Происхождение игры
Игра родилась в Китае более 3000 лет назад. Хотя слово «Танграм» было придумано чуть более века назад в Северной Америке, китайская игра была известна под названием «доска из семи фигур мудрости».
Согласно одной легенде Великий дракон, который жил среди людей, вступил в бой с Богом Грома. И Бог Грома разрубил небо топором на 7 частей, которые упали на землю. Куски были настолько черными, что поглотили весь свет на земле, уничтожив тем самым формы всех объектов. Дракон, опечаленный такой трагедией, взял эти семь частей и принялся строить различные формы и существа, начиная с человека, животных и растений.
Другая легенда рассказывает о монахе, который поручил своим ученикам путешествовать, рисуя разнообразие красоты мира на керамической плитке. Но однажды плитка упала и разбилась на 7 частей. Ученики пытались в течение семи дней собрать плитку в квадрат, но безуспешно. И тогда они решили: красоту и разнообразие мира можно составить и из этих семи частей.
Что представляет из себя игра?
Головоломка состоит их семи геометрических фигур путем рассечения квадрата:
2 больших прямоугольных треугольника
1 средний прямоугольный треугольник
2 маленьких прямоугольных треугольника
1 квадрат
1 параллелограмм
Каждая из этих частей называется Тан (по-китайски «часть»).
Из этих фигур выкладываются самые разные ситуэты. Игра имеет 1600 вариантов решений, которые включают большое разнообразие животных и человека, объектов и геометрических фигур.
Как и с другими головоломками, танграм можно собирать одному, а можно соревноваться с другими игроками.
Как играть в Танграм?
Начертите на картоне квадрат и разделите его на части. Лучше использовать двусторонний цветной картон. Если такового не имеется, возьмите обычный цветной картон, склейте его изнаночной стороной и вырежьте фигуры. Так детали получатся более плотными. Сделайте несколько таких наборов разного цвета.
Для начала попросите ребенка сложить из этих кусочков снова квадрат. Лучше, если ребенок справится с заданием, не глядя на рисунок квадрата. Но если не получается, можно воспользоваться образцом.
Выкладывая фигуры, ребенку проще пользоваться образцами с прорисованными составными частями. Контурные образцы более сложны для воспроизведения.
На заметку
Танграм можно вырезать из листа мягкого магнита (магнитной ленты). Отличным вариантом будет взять листы разного цвета. Тогда можно будет собирать танграм прямо на холодильнике.
При игре следует соблюдать следующие правила
- при составлении изображений используются все семь фигур;
- фигуры должны быть в одной плоскости, т.е. не должны перекрывать друг друга, располагаться поверх других частей;
- все части должны быть смежными, т.е. иметь точку соприкосновения с другими частями.
Очень полезны реальные рисунки тех предметов, силуэтное изображение которых создается с помощью игры-головоломки. В этом случае ребенку будет легче представить изображаемый объект и, может быть, составить свой вариант. Такие занятия очень полезны при подготовке детей к обучению в школе.
Видео взято с youtube.comПользователь WwwIgrovedRu
Автор Сейтнефесова Светлана
Источник схем: walls360.com
Мастер класс Танграмконсультация по математике (подготовительная группа) на тему
Игру «Танграм» можно использовать в детском саду, как на занятиях по математике, так и в свободное от занятий время на математических викторинах и досугах, в индивидуальной работе с детьми и дома, в семье. Дети выкладывают картинки из танов, заучивают лексический материал к ним. При этом у детей развивается и тренируется память, автоматизируются поставленные логопедом звуки, решаются образовательные и коррекционные задачи.
Одной из составных частей методического сопровождения по разделу “Элементарные математические представления в детском саду” является игра “Танграм”, посредством которой можно решать математические, речевые и коррекционные задачи.
Игра “Танграм” — одна из несложных математических игр. Игра проста в изготовлении. Квадрат 10 на 10 см. из картона или пластика, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезают на 7 частей, которые называются танами. В результате получаются 2 больших, 2 маленьких и 1 средний треугольники, квадрат и параллелограмм. Каждому ребенку дается конверт с 7 танами и лист картона, на котором они выкладывают картинку с образца. Используя все 7 танов, плотно присоединяя их один к другому, дети составляют очень много различных изображений по образцам и по собственному замыслу.
Игра интересна и детям, и взрослым. Детей увлекает результат – они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.
Успешность освоения игры в дошкольном возрасте зависит от уровня сенсорного развития детей. Играя, дети запоминают названия геометрических фигур, их свойства, отличительные признаки, обследуют формы зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещают их с целью получения новой фигуры. У детей развивается умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей.
На первом этапе освоения игры “Танграм” проводится ряд упражнений, направленных на развитие у детей пространственных представлений, элементов геометрического воображения, на выработку практических умений в составлении новых фигур путем присоединения одной из них к другой.
Детям предлагаются разные задания: составлять фигуры по образцу, устному заданию, замыслу. Эти упражнения являются подготовительными ко второму этапу освоения игры – составлению фигур по расчлененным образцам >.
Для успешного воссоздания фигур необходимо умение зрительно анализировать форму плоскостной фигуры и ее частей. Дети часто допускают ошибки в соединении фигур по сторонам и в пропорциональном соотношении.
Итак, содержание работы на втором этапе развертывания игр: это обучение детей анализу образца и словесному выражению способа соединения пространственного расположения частей.
Затем следуют упражнения в составлении фигур. В случае затруднений дети обращаются к образцу. Он изготовляется в виде таблицы на листе бумаги такой же по размеру фигуры-силуэта, как и наборы фигур, имеющиеся у детей. Это облегчает на первых занятиях анализ и проверку воссозданного изображения с образцом .
Третий этап освоения игры – это составление фигур по образцам контурного характера, нерасчлененных Приложение №1>. Это доступно детям 6-7 лет при условии обучения. За играми на составление фигур по образцам следуют упражнения в составлении изображений по собственному замыслу.
Этапы работы по введению игры “Танграм” с детьми старшего дошкольного возраста были следующими.
Сначала игра “Танграм” проводилась как часть занятия по математике в течение 5-7 минут. Наблюдения за детьми во время игры подтвердили тот факт, что игра детям понравилась. После этого был введен элемент соревнования, и тот, кто быстрее других выкладывал картинку, получал награду-фишку.
Детей это еще больше заинтересовывало. Они стали просить оставлять побольше времени для игры “Танграм”. Это позволило проводить математические досуги, викторины, где дети играли до 20-40 минут.
Для обогащения тематики игры возникла необходимость разнообразия данного материала, его находили в журналах “Начальная школа”, “Дошкольное воспитание”, в книгах З.А.Михайловой, Т.И.Тарабариной, Н.В.Елкиной. и др.
Много картинок разрабатывалось воспитателем. Ряд картинок придумали дети подготовительной группы. Наблюдения за детьми подтвердили, что данная игра развивает умственные и речевые способности у детей.
Были ребята с диагнозом “общее недоразвитие речи”, с плохой памятью, с малым запасом слов, замкнутые. Они чаще играли в одиночку. С такими детьми воспитатели играли индивидуально, предлагали картинки для игры дома всей семьей. Результаты были неожиданными, дети стали выравниваться, кто-то быстрее, кто-то медленнее, но они уже не отставали от сверстников в выкладывании картинок и даже опережали некоторых. Победив свою застенчивость, замкнутость, эти ребята стали быстрее овладевать азбукой, чтением, математикой и в школу уходили из детского сада с чистой речью, умея хорошо читать и считать.
Следующим этапом по усложнению данной игры был подбор речевого материала к картинкам: загадки, веселые короткие стишки, скороговорки, чистоговорки, считалки, физминутки. В логопедическом детском саду этот речевой материал для детей с нарушениями звукопроизношения и речи стал особенно полезен. Играя в “Танграм”, дети заучивали этот материал, закрепляли и автоматизировали звуки в чистоговорках и скороговорках. У детей обогащалась речь, тренировалась память.
Во время игры в “Танграм” у детей закреплялись навыки количественного счета. (Всего 5 треугольников, 2 больших треугольника, 2 маленьких треугольника, 1 средний по величине треугольник. Всего в игре 7 танов).
Дети практически овладевали порядковым счетом. Так, если считать таны картинки “Ракета” сверху вниз, то квадрат стоит на пятом месте, маленькие треугольники стоят на первом и четвертом месте, средний треугольник – на третьем, большие треугольники – на шестом и седьмом месте >.
Считая таны сверху вниз, слева направо, дети упражняются в ориентировке на листе бумаги.
Составляя ту или иную картинку, дети сравнивают по величине треугольники, определяют место для маленьких, больших и средних треугольников в картинках игры “Танграм”.
Постоянно закрепляется знание детьми геометрических фигур в данной игре (треугольника, квадрата и четырехугольника).
Играя, переставляя маленькие картонные фигурки-таны, дети тренируют мелкие мышцы рук и пальцев.
В логопедических группах детского сада работа ведется по лексико-грамматическим темам, в рамках которых уточняются и закрепляются знания детей об окружающем мире. По многим темам разработаны картинки к игре “Танграм” (дикие и домашние животные и птицы, деревья, дома, мебель, игрушки, посуда, транспорт, человек, семья, цветы, грибы, насекомые, рыбы и др.). По теме “Дикие животные” разработаны картинки: заяц, лиса, волк, медведь, белка, лев, кенгуру >. Играя с картинками, выкладывая их, дети заучивают разнообразный речевой материал, а также закрепляют и автоматизируют поставленные логопедом звуки.
Предлагаю вашему вниманию речевой материал к картинке заяц:
Чистоговорки (автоматизация звука “ч”):
Чу-чу-чу идет зайчик ко врачу, Ча-ча-ча сидит зайчик у врача.
Скороговорки (автоматизация звука “з”):
У зайки Бубы заболели зубы.
Зоиного зайку зовут Зазнайка, А Зининого зайку зовут Всезнайка.
Зина – зайкина хозяйка,
У Зины в корзине заснул зайка.
“Доскажи словечко”:
Хитрый след плести стараясь, По сугробам прыгал… (заяц)
— Ой! – кричат вокруг хозяйки, — В огород забрались… (зайки)
Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки. Мчится, что есть духу, хвост короче уха. Живо угадайте-ка, кто же?.. (зайка)
Веселые стихи:
Едет зайка на трамвае, Едет зайка, рассуждает: “Если я купил билет, Кто я? Заяц или нет?”
Заяц зайцу говорит: “Мне бы волчий аппетит!” — В аппетите мало толку, мне бы зубы как у волка!
Зайке холодно в лесочке, свяжем зайчику носочки, Чисто поле исписал, на другое поскакал. Без конца он пишет фразу, чтоб лиса прочла не сразу.
Загадки:
Его обижают и звери, и птицы. Он каждого кустика в поле боится, Зимою под елкою так замерзает, Что летом шубейку свою не снимает.
У косого нет берлоги, не нужна ему нора, От врагов спасают ноги, а от голода – кора.
Кто прыгает ловко и любит морковку, Портит в огороде грядки, удирает без оглядки?!
Не барашек и не кот, носит шубу круглый год. Шуба серая для лета, для зимы – другого цвета.
Комочек пуха, длинное ухо, Прыгает ловко, любит морковку.
Физминутка:
Раз, два, три, четыре, пять Начал заинька скакать, Прыгать заинька горазд, он подпрыгнул 10 раз. (прыжки на одном месте и с продвижением)
Считалки:
Раз, два, три, четыре, пять, негде зайчику скакать, Всюду ходит волк, волк; он зубами щелк, щелк! А мы прячемся в кусты, прячься, заинька, и ты! Ты, волчище, погоди, как попрячемся – иди!
Зайчишка-трусишка по полю бежал, В огород забежал – капустку нашел, Морковку нашел, сидит, грызет. Хозяин идет!
Бежит заяц через мост, длинны уши, куцый хвост. Ты далеко не беги, посчитать нам помоги. Раз, два, три – выйди ты!
После выкладывания картинки животного для закрепления материала по теме можно предложить детям следующие речевые игры и задания:
- “Назови других животных”
- “Назови ласково” (предмет или его части – лисичка, медвежонок, головка, ушко, хвостик)
- “Сосчитай до 5” (1 лисенок, 2 лисенка, 5 лисят)
- “Назови слова-действия” (Что делает лисичка? Бежит, сидит, петляет, хитрит)
- “1 и много” (лиса – лисы, медвежонок – медвежата, ухо – уши)
- “Кого нет?” (Медведей, зайчат, кенгуру, волчат)
- “Назови слова-признаки” (Какой щенок? – добрый, ласковый, доверчивый)
- “Из 2-х слов одно” (у зайца быстрые ноги — быстроногий)
- “Скажи наоборот” (подбор слов-антонимов: смелый – трусливый, добрый — злой)
- “Назови, чей, чья, чье?” (Работа с притяжательными прилагательными – лисий хвост, медвежье ухо, заячья губа, волчьи следы)
Рассказывая про картинку, дети упражняются в согласовании прилагательного с существительным в роде, числе и падеже; в употреблении прилагательных сравнительной и превосходной степени (один предмет широкий, другой шире, третий самый широкий).
Дети составляют предложения простые и сложные, можно составить даже рассказ о своих действиях при выкладывании той или иной картинки.
Речевой материал к картинкам для игры “Танграм” подбирался так, чтобы загадки, стихи, скороговорки были короткими, веселыми, меткими, интересными, чтобы они легко воспринимались и запоминались детьми, чтоб дети получили эмоциональную разрядку, отдых.
Предлагаем примерный конспект досуга по математике в старшей группе с детьми с общим недоразвитием речи.
Тема: “Развитие речи на занятии по математике с использованием загадок, скороговорок, чистоговорок, коротких стихов в игре “Танграм”.
Цель: сочетать выкладывание картинок из геометрических фигур (танов) с речевым материалом (стихи, загадки, чистоговорки, скороговорки, “доскажи словечко”, физминутки с пальчиками).
Образовательные задачи:
- учить детей выкладывать контурную картинку (картинка зайчика, нерасчлененная на 7 геометрических фигур, 7 танов);
- продолжать учить детей ориентировке на листе бумаги в клетку;
- закрепить знание геометрических фигур, дней недели по порядку, счет от 5 до 10, от 7 до 10, от 4 до 1, от 6 до 1;
- закрепить речевой материал по теме “Животные”;
- развивать память детей.
Коррекционные задачи:
- учить четко проговаривать скороговорки, чистоговорки, речевой материал из физминуток с пальчиками, правильно согласовывать прилагательные с существительными (какая елочка?), существительные с глаголами (что делает зайчик?), учить образовывать слова с двумя корнями (у зайца длинные уши – длинноухий, косоглазый, короткохвостый);
- развивать у детей логическое мышление;
- автоматизировать поставленные логопедом звуки в речи детей (“з”, “р”, “с”, “ш”);
- развивать мелкие мышцы пальцев в работе с Танграмом и в игре “Узнай наощупь” (используются цифры из наждачной бумаги).
Воспитательные задачи:
- воспитывать внимание, память, выдержку, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца;
- воспитывать аккуратность в работе;
- воспитывать желание прийти на помощь товарищу.
Предварительная работа:
- Вырезание вместе с детьми из бумаги и картона танов из квадрата.
- Выкладывание простейших фигур, картинок путем наложения на изображение танов.
- Включение игры “Танграм” в занятие по математике (5-7 минут).
- Индивидуальная работа в свободное время в группе и домашнее задание родителям поиграть всей семьей.
- Знакомство и заучивание речевого материала к картинкам, использование его в игре “Танграм”, в закреплении поставленных звуков.
Материал:
Раздаточный: конверты с танами, картинки из игры “Танграм”, лист, тетрадь в клетку, ручка; мяч, наклейки для каждого ребенка.
Демонстрационный: “Чудесный мешочек” с цифрами из наждачной бумаги, картинки из игры “Танграм”.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Объявляется тема занятия и предлагается “Разминка для ума” в кругу с мячом. (Воспитатель бросает мяч ребенку, задает вопрос. Ребенок отвечает и бросает мяч воспитателю).
Вопросы:
- Считай дальше – 5 (ребенок считает: “6, 7, 8…”)
- Считай дальше – 7 (8, 9, 10)
- Считай обратно – 4 (3, 2, 1)
- Считай обратно – 6 (5, 4, 3, 2, 1)
- Назови дни недели по порядку
- Назови соседей числа 5
- Назови соседей числа 7
- Назови соседей вторника и др.
Предложить сесть за столы. Работа в тетрадях.
- Задание “Нарисуй от точки” (не отрывая ручки на бумаге в клетку под диктовку воспитателя: нарисуй 2 клетки вверх, одну вправо, 2 вверх, 1 вправо, 4 клетки вниз, дети рисуют изображение). Если дети задание выполнили верно, то должен получиться зайчик >.
Кого мы нарисовали? Зайчика (проверить у ребят, похвалить).
- Физминутка. Ребенок произносит слова из физминутки, дети прыгают на месте и с продвижением.
“1, 2, 3, 4, 5 – начал заинька скакать,
- Прыгать заинька горазд, (Слова сопровождаются прыжками на месте)
Он подпрыгнул 10 раз”. (Прыжки с продвижением по кругу)
- Предложить вспомнить чистоговорку (на закрепление поставленного звука “ч”):
— Чу-чу-чу идет зайчик ко врачу, — Ча-ча-ча сидит зайчик у врача.
- Задание. “Составим из двух слов одно новое” — у зайца длинные уши – длинноухий, косые глаза – косоглазый, короткий хвост – короткохвостый и т.д.
Игра “Танграм”
Воспитатель задает вопросы:
— Из чего мы вырезали части для этой игры? — Из квадрата. — Давайте выложим из танов квадрат >. — Сколько сторон, вершин, углов у квадрата? — По четыре. — Сколько танов в игре “Танграм”? — Семь. — Вспомните загадку-стишок про квадрат. — Не овал я и не круг, — Треугольнику не друг, — Прямоугольнику я брат, — А зовут меня … (квардат).
При этом нужно следить, чтобы дети четко произносили звук “р”.
II. Воспитатель показывает детям картинку, которую они вместе составили из рисунков игры “Танграм” и сочинили сказку про девочку Машу Приложение №2>.
Вспоминают сказку про Машу, и воспитатель предлагает следующие задания, опираясь на содержание сказки.
- Пальчиковая гимнастика. Дети указательным и средним пальцами “бегают” по столу взад-вперед. Это они имитируют, как Маша бегала по тропинке.
- Задание. Вспомнить загадки про елочку:
“Зимой и летом одним цветом”.
“Что же это за девица, не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год” и др.
- Задание. Выложить елочки из танов: один ряд детей – самую низкую, другой ряд – самую высокую, третий – среднюю по высоте елочку Приложение №2>.
- Задание. Рассказать о совместных действиях: “Я выложила самую высокую елочку, а Саша – самую низкую”.
- Задание. Придумать слова-признаки про елочку. Какая елочка? (Высокая, низкая, пушистая, зеленая и т.д.).
- Задание. Выложить на фланеграфе бегущего зайчика (нерасчлененного).
- Задание. Вспомнить веселый стишок и скороговорку про зайца:
Едет зайка на трамвае, Едет зайка, рассуждает! Если я купил билет, Кто я, заяц или нет? (Стишок)
Зининого зайку зовут Зазнайкой, А Зоиного зайку зовут Всезнайка (скороговорка)
Следить, чтобы дети четко произносили звук “з”.
- Придумать слова-действия про зайчика.
— Что делал зайка в сказке про Машу?
— Сидел, испугался, убежал, спрятался, трусил, скакал, стоял, ел, дрожал (словарь глаголов).
В сказке девочка Маша нашла волшебный цветок. Провести физминутку с пальчиками про цветок. Проводит ребенок. Дети выполняют движения пальчиками и ладонями.
Наши алые цветки распускают лепестки, Ветерок чуть дышит, лепестки колышет, Наши нежные цветки закрывают лепестки, Тихо засыпают, головой качают.
— Маша очутилась в домике, и там был Чудесный мешочек, давайте поглядим, что в мешочке? (Цифры из наждачной бумаги)
Проводится игра “Узнай наощупь цифру”.
Воспитатель вместе с детьми анализирует их работу, поощряет и раздает призы.
Подобные занятия, досуги, викторины можно разрабатывать и проводить с детьми, используя другие картинки из игры “Танграм”.
Особенности
Игру под названием «Танграм» создали в Китае много столетий назад. Она имеет несколько легенд своего происхождения. Согласно наиболее распространенной из них, головоломку придумали три мудреца для сына императора, не интересующегося обучением. «Танграм» понравился капризному принцу, игра помогла ему постичь основы математики и философии.
Игра представлена набором из семи фигур. В него входит пять треугольников определенного размера (два из них большие, два – маленькие, а один – средний), один параллелограмм и один квадрат. Сами фигуры плоские и могут быть сложены в большой квадрат.
С какого возраста играют в танграм
Есть множество мнений, удачных и неудачных опытов обучения детей разного возраста геометрической головоломке. Зачастую, дошкольники 2,5 лет еще не понимают правил игры. Дети 3 — 4 лет вполне способны передвигать, складывать фигурки, но им не всегда хватает усидчивости. Как правило, дело заканчивается 2-3 композициями под руководством воспитателя или мамы, далее требуется переключение внимания, видов деятельности. Но наиболее усидчивые дети 3,5 — 4 лет уже могут сами придумывать образы либо собирать их по имеющимся схемам. А если заинтересовать их не просто составлением фигур, а изготовлением разноцветного танграма, органично вплести в ходе занятия сказку, повествование с элементами приключения и яркие образы, то дошкольники могут самостоятельно придумать неожиданные решения головоломки.
Со скольки лет начать ребенку играть в танграм каждый воспитатель или родитель решает сам. Дети могут освоить его очень рано, а могут не проявить интерес и в старшем дошкольном возрасте. Ребенок должен быть готов к головоломкам подобного рода.
Воспитателю стоит учесть, что, если занятие предполагает изготовление танграма своими руками, то дети должны уметь работать с ножницами.
Как играть?
Первый этап, без которого играть точно не получится, заключается в объяснении правил. Объясните и покажите ребёнку, как сложить фигурки – их надо собрать так, чтобы элементы плотно прилегали друг к другу, но не накладывались, лишнего оставаться не должно. Будьте готовы, что ребенок не поймёт вас с первого раза, а невзначай нарушать правила будет ещё очень долго – не ругайте ни в коем случае, а мягко поправляйте и напоминайте, что так делать нельзя.
Даже если у вас набор без схем, карточки всё равно понадобятся – иначе нужно даже во взрослых масштабах мощное воображение, чтобы придумать, как должен выглядеть условный человек или медведь, собранный из семи геометрических частей. Даже если вы купили танграм сравнительно поздно, помните, что для малыша такая игра в новинку, и он не должен перенапрягаться, выполняя поставленные задания. Именно поэтому начинайте с тех карточек, где показан не только итоговый силуэт, но и контуры отдельных частиц в нём.
Помните, что образы из заданий должны быть известны ребенку. Кошка, домик, кораблик, рыбка или человечек – это понятия, известные с самых младых ногтей. При этом в случае с силуэтами животных даже взрослому не всегда понятно, как однозначно отличить лису от собаки, кота от зайца, лебедя (в геометрическом исполнении танграма) от любой другой птицы. Не стремитесь учить новые понятия по танграму – если малыш вдруг никогда не видел ракету, ему не будет интересно собирать то, что для него является полной абстракцией, и успеху он не обрадуется. Если с условной лисичкой он сталкивался только в танграме, будьте готовы к тому, что в реальной жизни он рыжего зверька просто не узнает.
Следующий уровень – складывание фигурок по силуэту без разбивки его на детали. Это уже чуть более сложная задача, поэтому начинать надо только с хорошо знакомых вещей, вроде дома. Тут не стоит избегать простоты задачи – пусть поначалу по силуэту будет очевидно, где используется тот же параллелограмм. Не забывайте: если у игрока совсем ничего не будет получаться с самого начала, он крайне быстро забросит игру.
Со временем, особенно если набор у вас не один или малыш сам вырезает детали по шаблонам, можно создавать целые сюжетные аппликации – например, пытаясь пересказать сюжет сказки.
О том, что такое танграм и как в него играть, смотрите в следующем видео.
Танграм схемы с задачами для дошкольников:животные
Заяц и медведь.
Лиса и лошадь.
Волк и кошка.
Кенгуру и собака.
Утка, гусь, лебедь.
Ворона, воробей, цапля.
Черепаха, краб, змея.
Бабочка, птица.
История возникновения
Эта знаменитая головоломка родом из Китая. По легенде ее изобрели учителя сына императора — математик, художник и философ. С помощью увлекательной игры они учили ленивого наследника вычислению и комбинаторному мышлению. Учили постигать красоту образов и познавать сложный мир через простые фигуры. Головоломка представляет собой квадрат из семи геометрических фигур. Передвигая и расставляя фигуры, можно придумать более 6 миллионов композиций. В Китае ее называют «чи – чао – тю». Переводят как «семь дощечек мастерства» или «узор из семи умных частей». В Европе танграм изготавливали из дорогих пород дерева и слоновой кости. Им увлекались многие исторические знаменитости, такие как Наполеон Бонапарт, Томас Хилл, Льюис Кэрролл.
До появления компьютеров и различных электронных игр танграм был популярен наряду с шахматами и домино. В настоящее время танграм чаще используется в детских образовательных учреждениях для развития детей.
Как играть в танграм: правила
Танграм – игра простая и бесхитростная. Правила ее заключаются в следующем:
- Из деталей танграма нужно сложить изображение животного, человека, предмета, буквы, цифры, геометрической фигуры;
- Собранная фигура должна включать все 7 частей танграма;
- Детали должны соприкасаться, не перекрывая друг друга;
- Сложение фигуры начинается с нахождения места большого треугольника.
Для дошкольников: цели и задачи
Танграм развивает множество способностей. Одна из целей танграма заключается в обучении детей самостоятельному поиску решения. Складывая фигурки в том или ином порядке, дошкольники пробуют различные варианты, выбирая оптимальную композицию в соответствии с заданными правилами. Магический квадрат, как и другие логические задачи и головоломки, отлично активизирует умственную деятельность, воспитывает характер.
Задачи:
Развивать у детей память, внимание, мелкую моторику рук, различные виды мышления (логическое, пространственное, образное, конструктивное), сообразительность, воображение, Формировать у детей восприятие цвета и формы, Научить соблюдать инструкцию и играть по заданным правилам, Вырабатывать усидчивость, терпение, как необходимые качества для будущего школьного периода, Воспитывать в детях ответственность, серьезное отношение к выполнению поставленной задачи.
С какого возраста играют в танграм
Есть множество мнений, удачных и неудачных опытов обучения детей разного возраста геометрической головоломке. Зачастую, дошкольники 2,5 лет еще не понимают правил игры. Дети 3 — 4 лет вполне способны передвигать, складывать фигурки, но им не всегда хватает усидчивости. Как правило, дело заканчивается 2-3 композициями под руководством воспитателя или мамы, далее требуется переключение внимания, видов деятельности. Но наиболее усидчивые дети 3,5 — 4 лет уже могут сами придумывать образы либо собирать их по имеющимся схемам. А если заинтересовать их не просто составлением фигур, а изготовлением разноцветного танграма, органично вплести в ходе занятия сказку, повествование с элементами приключения и яркие образы, то дошкольники могут самостоятельно придумать неожиданные решения головоломки.
Во сколько лет начать ребенку играть в танграм, каждый воспитатель или родитель решает сам. Дети могут освоить его очень рано, а могут не проявить интерес и в старшем дошкольном возрасте. Ребенок должен быть готов к головоломкам подобного рода.
Воспитателю стоит учесть, что, если занятие предполагает изготовление танграма своими руками, то дети должны уметь работать с ножницами.
Краткая история методики
Легенда гласит, что впервые использовать танграм начал некий император Китая, которого очень тревожило, что его будущий наследник не проявлял должного интереса к процессу обучения. Тогда монарх призвал на помощь трех мудрецов – математика, художника и философа, которые совместными усилиями и придумали магический квадрат. Благодаря ему можно выполнить огромное количество задач. И капризный принц наконец начал обучаться.
Известно, что даже Наполеон в свое время занимался складыванием фигурок танграм.
Схемы и фигуры игры танграм
В последнее время танграм частенько используют дизайнеры. Самое удачное применение танграма, пожалуй, в качестве мебели. Есть и столы-танграмы, и трансформируемая мягкая мебель, и корпусная мебель. Вся мебель, построенная по принципу танграма, довольно удобна и функциональна. Она может видоизменятся в зависимости от настроения и желания хозяина. Сколько всевозможных вариантов и комбинаций можно составить из треугольных, квадратных и четырехугольных полок. При покупке такой мебели вместе с инструкцией покупателю выдаются несколько листов с картинками на разные темы, которые можно сложить из этих полок. В гостиной можно повесить полки в виде людей, в детской из этих же полок можно сложить котов, зайцев и птиц, а в столовой или библиотеке – рисунок может быть на строительную тему – дома, замки, храмы.
Вот такой многофункциональный танграм.
- https://vospitatelyu.ru/poznavatelnoe-razvitie/igra-tangram-dlja-doshkolnikov
- https://LovingMama.ru/article/1110-igra-tangram-istoriya-kitayskoy-golovolomki-pravila-shemy-polza-dlya-detskogo-razvitiya
- https://o-krohe.ru/razvivayushchie-igry/tangram-kak-igrat/
- https://7gy.ru/detskoe-tvorchestvo/podelki/694-tangram.html
Китайская игра-головоломка танграм: правила и история возникновения
Танграм (от китайского «семь дощечек мастерства») состоит из семи плоских фигур, или танов. Их необходимо сложить определенным образом для получения более сложной фигуры, изображающей человека, животное, растение, предмет, цифру, букву и т.д. Условиями игры являются использование всех семи фигур танграма и отсутствие наложения между фигурами. Начинать сложение головоломки следует с нахождения местоположения самого большого треугольника.
Танграм считается древней игрой, возникшей более 4000 лет назад. По легенде у одного человека выпала из рук и разбилась фарфоровая плитка. Получилось 7 частей, и расстроенный человек попытался поскорее сложить их снова в единое целое, но результатом стало появление разнообразных фигур. Занятие оказалось очень увлекательным, впоследствии оно превратилось в игру и нашло множество поклонников.
Еще одно красивое сказание повествует о битве Бога Грома и Великого дракона. Бог Грома разбил небо на 7 частей, упавших на землю. Черные куски поглотили земной свет и все существовавшие формы объектов. Дракон начал создавать из «кусков неба» различные формы – животных, растения, человека.
Однако, несмотря на устоявшееся представление о танграме как о древнейшей игре, самое раннее изображение его фигур в китайской книге датируется 1813 годом. Уже в начале XIX века благодаря развитию торговых отношений с Китаем эта игра стала популярна в Европе и Америке. Старейший экземпляр танграма был подарен сыну американского судовладельца в 1802 году; он сделан из слоновой кости и хранится в шелковом футляре.
Любителями игры были, например, Эдгар Аллан По и Льюис Кэрролл. В библиотеке последнего имелась книга с 323 заданиями для этой головоломки.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Введение:
Я услышала о старинной китайской игре — головоломке танграм. Меня очень заинтересовала эта игра. И мне захотелось, как можно больше узнать о танграме. Я решила подробно изучить историю возникновения этой головоломки и исследовать возможности этой игры, применение ее в форме игры. Каждый из нас с детства знает, что такое игра. Порой в самой простой игре можно найти необычное и увлекательное. В игре мы обучаемся, уходим от проблем, стремимся к результату (пусть даже маленькому, заметным только для нас). Игры не только занимают досуг, но и обучают. Наш современный мир переполнен техническими новинками. Наш быт модернизирован, роботы-люди научились думать и решать, а порой заменять самих людей. Мир вокруг становится техническим, а душевная теплота уходит постепенно в небытиё. Порой в самом простом можно найти необычное и увлекательное, даже в обыкновенной игре. А вы знаете, что такое секрет, задача, логика? Головоломка – вот это всё и включает в себя одна очень старая игра…
Актуальность
Головоломки – игрушки на все времена. До появления компьютерных и бурного развития настольных игр, одним из основных развлечений для большинства людей была игра — головоломка. И в наше время очень много людей увлекаются головоломками. Они любимы не только детьми, но и взрослыми. Игра помогает развивать логическое мышление, геометрическую интуицию. Это способ отвлечения от повседневных проблем, в тоже время он направлен на развитие различных мыслительных процессов — сопоставление, обобщение, установление последовательности, определение отношений «целое» — «часть».
Что такое танграм?
Танграм — это, пожалуй, самая популярная игра из серии так называемых «геометрических конструкторов».
Танграм – древняя китайская головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, и т. д.). Фигура, которую необходимо получить, при этом обычно задаётся в виде силуэта или внешнего контура. При решении головоломки требуется соблюдать два условия: первое – необходимо использовать все семь фигур танграма, и второе – фигуры не должны перекрываться между собой.
Цель: Учить детей составлять из геометрических фигур животных, птиц, людей, архитектурные строения, транспорт.
Задачи: Строить простейшие фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, по заданным параметрам. Развитие познавательного интереса мелкой моторики, памяти, внимания, наглядно образного мышления. Воспитание аккуратности, вежливости в индивидуальной и совместной деятельности.
Гипотеза: если человек увлекается волшебной игрой Танграм, то он не только расширяет свой интеллектуальный кругозор, но и развивает мышление, воображение, зрительную память.
История происхождения
Происхождение слова «танграм» доподлинно не известно. Вот какие версии о значении этого слова мы смогли найти.
В Китае название Танграм неизвестно, а игра имеет название Ши-Чао-Тю (семь хитроумных фигур).
В Оксфордском словаре английского языка — название Танграм появляется с ссылкой на авторитетного Генри Э.Дьюдени, его версию принял составитель словаря Д.Мюррей. Он обнаружил, что слово танграм впервые встречается в словаре Вебстера издания 1864 г. По мнению в Мюррея, само слово танграм было придумано в середине прошлого столетия неким американцем, образовавшим неологизм из слова Тан, что означает на кантонском диалекте китайский, и распространенного суффикса -грам (как в словах анаграмма или криптограмма).
Иная теория происхождения слова танграм была выдвинута Питером Ван Ноутом в предисловии к новому изданию книги Ллойда: китайские семьи, живущие на лодках, называются танка.
В книге «Китайский философский и математический транграм» (1817 г.) слово транграм трактуется, как старинное английское слово, обозначающие — игрушка головоломка. На первых порах головоломкой пользовались не для развлечения, а для обучения геометрии. Первое изображение танграма (1780) обнаружено на ксилографии японского художника Утомаро, где две девушки складывают фигурки.
Как и значение слова, история появления этой игры дошла до нас лишь в легендах.
Легенда первая: версия про разбитую плитку
Более 4000 тысяч лет назад у одного человека из рук выпала фарфоровая плитка и разбилась на семь частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал все новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи геометрических фигур, назвали Доской Мудрости.
Легенда вторая: три мудреца придумали «Ши-Чао-Тю»
Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали «Ши-Чао-Тю»- квадрат, разрезанный на семь частей.
Легенда третья: семь книг Тана
«В записках покойного профессора Челленора, попавших в руки автора, — утверждал Лойд, — имеются сведения о том, что семь книг о танграмах, каждая из которых насчитывает ровно тысячу фигур, были составлены в Китае более 4000 лет назад. Эти книги ныне стали столь большой редкостью, что за те сорок лет, которые профессор Челленор провел в Китае, ему лишь раз удалось видеть первое издание первого из семи томов (сохранившихся полностью) и несколько разрозненных фрагмента второго тома». Согласно легенде Лойда, Тан был легендарным китайским мудрецом, которому его соотечественники поклонялись как божеству. Фигуры в своих семи книгах он расположил в соответствии с семью стадиями в эволюции Земли. Его танграмы начинаются с символических изображений хаоса и принципа «инь и ян». Затем следуют простейшие формы жизни, по мере продвижения по древу эволюции появляются фигуры рыб, птиц, животных и человека. По пути в различных местах попадаются изображения того, что создано человеком: орудию труда, мебель, одежда и архитектурные сооружения. Лойд часто цитирует высказывания Конфуция, философа по имени Шуфуце, комментатора Ли Хуанчжан и вымышленного профессора Челленора. Ли Хуанчжан упоминается в связи с тем, что по преданию он знал все фигуры из семи книг Тана прежде, чем научился говорить. Встречаются у Лойда и ссылки на «известные» китайские пословицы типа «Только глупец взялся бы написать восьмую книгу Тана».
Яков Исидорович Перельман — российский учёный, популяризатор физики, математики и астрономии, посвятил танграму одну из своих книг «Фигурки-головоломки из 7 кусочков» изданную в 1927 году. С именем этого замечательного человека связано возникновение и развитие особого – занимательного – жанра научной популяризации основ знаний. Автор более ста книг и брошюр, он обладал редким даром захватывающе интересно рассказывать о сухих научных истинах, возбуждать жгучее любопытство и любознательность – эти первые ступени самостоятельной работы ума.
Вот, что он пишет: «Из 7 кусочков разрезанного квадрата можно не только складывать забавные фигурки. Но и почерпнуть некоторые сведения из геометрии». Например, что такое квадрат, четырехугольник, пятиугольник, дать определение равновеликих фигур.
Правила игры
Танграм – одна из удивительных головоломок, которой может увлечься абсолютно любой человек. Для математиков это неиссякаемый источник геометрических соотношений. Учителя не редко используют его, как наглядное пособие. Танграм можно сделать самому, для этого нужны лишь ножницы, бумага и линейка.
Суть игры заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов. Многообразие и различная степень сложности геометрических конструкторов позволяет учитывать возрастные особенности, склонности, возможности, уровень подготовки играющего.
Все собираемые фигуры должны иметь одну площадь т.к. собираются из одинаковых элементов. Отсюда следует:
Правила игры:
В каждую собранную фигуру должны входить все семь элементов.
При составлении фигур элементы не должны налегать друг на друга.
Элементы фигур должны примыкать один к другому.
Начинать нужно с того, чтобы найти место самого большого треугольника.
При составлении силуэтов воспитатель постоянно напоминает детям,
что необходимо использовать все части набора, плотно присоединяя их друг к другу.
Взрослый может применять некоторые приёмы, которые помогут дошкольнику
достичь наилучших результатов: предложить анализ образца в целом или
наиболее сложной его части, указать на расположение одной-двух фигур
в составляемом силуэте, начать выкладывание, а затем предложить ребёнку закончить
силуэт или, наоборот, завершить то, что начато ребёнком. Следует постоянно
подтверждать правильность хода мысли и действий ребёнка, побуждать его
планировать ход своей работы, обсуждать способы выкладывания и результаты,
поощрять стремление доводить начатое дело до конца, преодолевая трудности в
достижении поставленной цели, выполнении задуманного. Помощь ребёнку должна
быть тактичной, побуждающей к самостоятельности, активности, настойчивости, инициативным действиям, ведущим к достижению результата. Прямых указаний,
что и как делать, лучше избегать. Уместны такие советы детям: «Посмотри (рассмотри) картинку внимательно. Из каких фигур она составлена?», «Попробуй сделать ещё раз,
но по-другому», «Вспомни, как ты выкладывал в прошлый раз, и начни так же»,
«Вначале хорошо подумай, а потом делай».
Игра «Танграм» вызывает у детей огромный интерес, способствует развитию аналитико-синтетической и планирующей деятельности, открывает новые возможности для совершенствования сенсорики, развития творческого, продуктивного мышления, а также нравственно-волевых качеств личности.
В результате игры получается плоскостное силуэтное изображение. Оно условно, схематично, но образ легко угадывается по основным характерным признакам предмета:
его строению, пропорциональному соотношению частей и форме.
Типы задач, решаемых танграмом Многообразие фигур-задач
- Необходимо сложить фигуру по контурному рисунку.
- Необходимо сложить фигуру по рисунку сплошной заливкой.
- Необходимо сложить с наибольшей точностью силуэты узнаваемых предметов.
Затем можно попрактиковаться самостоятельно, создавая свои — простейшие изображения. Тем самым развивается собственная фантазия. Можно не останавливаться лишь на конструктивной части игры. Увлекает перенесение получившихся силуэтов на бумагу. Можно сделать подрисовку, создать и проработать фон, придумать сюжет. А удачные композиции вполне можно использовать для украшения интерьера комнаты или игрового уголка.
Можно составить более сложный двойной или тройной танграма (для этого используются два или три комплекта из семи «танов»).
Изготовление танграма
Для изготовления танграм возьмите плотный картон, начертите на нем квадрат. Затем разлинуйте его так, чтобы получились следующие фигуры: 5 треугольников (2 больших, 1 средний и 2 маленьких), квадрат и параллелограмм — всего 7 фигур. Вы можете воспользоваться шаблоном, представленным ниже.
Так же танграм можно изготовить из оргстекла, кусочка линолеума и других подручных средств.
Современные головоломки — «складушки»
Самая старинная из сохранившихся русских головоломок этого типа датирована 1820 годом. Она состоит из семи кусочков картона с приложением карточек-заданий, где нарисованы фигуры, которые требуется сложить. Головоломка хранится в крупнейшем в нашей стране
Следующая > |
Ход мастер-класса.
I. Вступительная часть. Слайд №1.
Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию мастер-класс «Использование головоломки «Танграм»
в работе с дошкольниками».
Слайд №2. Танграм в переводе с китайского означает «семь дощечек мастерства»
. Это головоломка, которая представляет из себя квадрат, разрезанный на 7 частей определенным образом.
Из полученных частей можно складывать самые разнообразные фигуры (изображения людей, животных, предметов обихода, буквы, цифры и т. д.)
.
Слайд №3. Легенда о происхождении танграма.
Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник.
Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным.Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали головоломку «Ши-Чао-Тю»
— квадрат, разрезанный на семь частей. Позднее игру – головоломку завезли в Америку китайские моряки, из Америки она уже попала в Европу, где и получила свое название
«Танграм»
, что в переводе обозначает
«тан»
– китаец,
«грам»
– буква.
Слайд №4. Танграм, способен заинтересовать не только детей, но и серьёзных взрослых – учёных и знаменитых людей.
• Писатель и математик Льюис Кэролл считается энтузиастом танграма. У него хранилась китайская книга с 323 задачами.
• У Наполеона во время его изгнания на остров Святой Елены был набор для танграма и книга, содержащая задачи и решения.
Слайд №5 Педагогическое значение игры “Танграм”.
Игра способствует развитию у детей умений
играть по правилам и выполнять инструкции, наглядно-образного мышления, воображения, внимания, понимания цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей.
Слайд №6. В результате упражнений и заданий к этой игре ребенок научится анализировать простые изображения, выделять в них геометрические фигуры, научится визуально разбивать целый объект на части и наоборот составлять из элементов заданную модель. Кроме того, для малышей игра «Танграм»
станет ещё и пальчиковым тренажером.
Слайд №7. При решении головоломки требуется соблюдать 2 условия.
• необходимо использовать все семь фигур танграма;
• фигуры не должны перекрываться между собой.
Слайд №8 Изготовление танграма.
• Приготовьте квадратный лист картона, тонкого пластика, фоамирана, карандаш, линейку и ножницы.
• Разделите квадрат на 7 частей, как это показано на рисунке.
• Аккуратно вырежьте ножницами каждую часть головоломки
Слайд №9. Знакомство дошкольников с танграмом проходит в несколько этапов.
С чего начать?
Самое первое упражнение с такой игрой – составление фигуры из двух-трех элементов. Например, из треугольников составить квадрат, дом. Ребенок должен сориентироваться в головоломке: посчитать все треугольники, сравнить их по размеру.
Слайд №10. 2 этап. Складывание фигур по схеме-контуру, где дети накладывают части танграма непосредственно на схему.
Слайд №11. 3 этап. складывание фигурок по образцу. На этом этапе дети визуально делят образец на части и выкладывают фигуру на плоскости.
Слайд №12. Можно придумать множество игр с танграмом. Например, игры на взаимодействие. Разбиться на пары, взяться за руки и свободными руками собирать заданные фигуры либо в воздухе, либо на плоскости.Пары могут составлять: ребенок + ребенок, ребенок + родитель.
Слайд №13
Спасибо за внимание!
О пользе
Упражнения с головоломкой, безусловно, полезны для детей дошкольного возраста, поскольку в ненавязчивой форме развивают у них полезные умения:
- учат пространственному мышлению;
- формируют и закрепляют понятия цвета и формы;
- улучшают внимание, воображение;
- развивают способность «читать» схему-инструкцию;
- учат визуально делить целый объект на части;
- помогают развитию мелкой моторики, поскольку фигурки малыши складывают на столе при помощи пальцев.
Целью таких тренировок становится улучшение мышления ребенка. При этом многообразие схем помогает поддерживать интерес.