Картотека игр по развитию звуковой культуры речи картотека по развитию речи (старшая группа) на тему


Картотека игр на развитие звуковой культуры речи

Предлагаем вам ознакомиться с подборкой игр, которые направлены на развитие звуковой культуры речи.

Для средней группы детского сада

Игра 1 “Звуковая цепочка”

Для проведения игры понадобятся карточка с изображением разных предметов. Например, на первом изображении дети видят помидор. Они определяют, с какой буквы слово начинается, а затем – какой буквой заканчивается. После этого малыши ищут изображение, которое начинается на последнюю букву предыдущего слова – в нашем случае это “Р”. И так минимум 10 слов в цепочке.

При этом дети должны называть слова и выделять в них голосом крайние звуки.

Игра 2 “Поищите место для звука”

Для этой игры взрослым нужны будут карточки с различными предметами и карточки со схемами расположения звуков (в них всегда одна клеточка с нужным звуком закрашена).

Выбирать нужно такие картинки, в которых встречается один и тот же звук, но в разных местах (например, автобус, платье и книга).

Малыши должны соотнести картинки с предложенными схемами.

Игра 3 ” Кто в домике живет?”

Нужно подготовить плоские домики с буквой на чердаке и карточки с изображением предметов. На чердаке каждого домика написана буква – например, с, з, к или п.

На столе разложить картинки со словами, которые начинаются на предложенные звуки. Для буквы “к” – кот, коза и курица, для буквы “с” – слон, сова, собака, для буквы “з” – заяц, зебра.

Задача детей заключается в том, чтобы “расселить” животных в соответствующие домики.

Игра 4 “Покупатель – продавец”

Игровое упражнение направлено на улучшение дифференциации звуков р-л и с-ш. Взрослый говорит детям, что сегодня он будет продавцом в большом магазине, а малыши – покупателями. При этом воспитанники получают вместо денег карточки со звуками. Тогда взрослый говорит, что за эти звуки в магазине можно купить все товары, в названиях которых присутствует тот или иной звук.

Товары нужно подбирать таким образом, чтобы в них были звуки р, л, с и ш.

Игра 5 “Подбери пару”

Данная игра развивает способность малышей различать слова, которые отличаются одним только звуком.

В один столбик выкладываются карточки со следующими изображениями: кот, коса, мишка, рак, крыша, дом, осы. А во второй столбик нужно выложить такие картинки: кит, коза, мышка, мак, крыса, дым, усы.

Задача детей проста – соединить слова попарно.

Для младшей группы детского сада

Игра 1 “Подуй на пушинку”

Следующие игры направлены на развитие фонематического слуха, речевого внимания и дыхания, а также закрепление правильного произношения звуков и целых слов.

Современные методики и игры по обучению речи для неговорящих детей

Дети встают по кругу, каждому из них раздается небольшая пушинка (можно заменить кусочком медицинской ваты). Малышам предлагается поставить ладонь перед лицом и подуть на пушинки, произнося “Фуууу”. Таких повторов должны быть не меньше пяти.

Игра 2 “Любители меда”

Взрослый говорит воспитанникам, что сегодня они побудут мишками. А мишки очень любят мед. Малыши должны поднести “лапку” ко рту и проимитировать, как мишки облизывают мед с лапок. При этом детям не нужно дотрагиваться до рук. Затем нужно облизнуть губы по кругу.

Воспитатель должен все движения показать детям на своем примере.

Потом воспитатель спрашивает: “Наши мишки наелись?”. Дети гладят себя по животикам и произносят: “Ууууу” (несколько раз).

Игра повторяется не меньше 4 раз.

Игра 3 “Накормите птичек”

Воспитатель говорит, что она будет мамой-птицей, а воспитанники – её птенчиками. Взрослый предлагает малышам бегать по кругу, размахивать крыльями и кричать: “Пи-пи-пи-пи”.

Потом “мама” говорит деткам, что они сейчас будут кушать. Дети должны присесть, поднять голову вверх и широко раскрыть рот. Задержаться в таком положении на несколько секунд.

Игра 4 “Часики”

Воспитатель спрашивает, как ходят часы, дети отвечают: “Тик-так”. Потом взрослый говорит: ” А как бьют часы?” Дети в ответ: “Бим-бом”. Воспитатель предлагает детям громко пробить часиками, потом показать, как они ходят – тоже громко. Повторить звукосочетания по 5 раз.

Затем детям нужно показать, как ходят и бьют маленькие часики – при этом голос детей нужно снизить. Повторить тоже 5-6 раз.

Картотека игр для детей старшей группы

Все следующие игровые упражнения выполняются для закрепления правильного произношения и дифференциации звуков.

Игра 1 “Скажи как я”

Для проведения игры понадобится мяч.

Дети становятся по кругу, а воспитатель бросает мяч и говорит любое слово с акцентом на твердый или мягкий звук. Ребенок повторяет слово с таким же акцентом. И так проговаривает каждый ребенок по кругу.

Если у малыша не получается произнести слово с первого раза, взрослый повторяет его несколько раз.

Игра 2 “Назови слова”

Воспитатель предлагает детям назвать все слова, в которых есть звук р или рь. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто соберет больше всего фишек.

То же самое упражнение проводят со звуками л или ль.

Игра 2 “Прочитай скороговорки”

Воспитатель предлагает правильно проговорить чистоговорки. Произносятся они на два выдоха. Первые две строчки – на один выдох, ещё две строчки – на второй выдох.

Предлагаемая скороговорка: “Дождик, дождик, Не дожди! Дай дойти до дому Дедушке седому.”

Сначала проговаривают хором громко, а потом каждый ребенок говорит отдельно по 2-3 раза.

Игра 3 “Придумай конец”

Воспитатель читает строчки стихотворений, а дети придумывают окончания строчек.

Примеры стихотворения:

“Не будильник, а разбудит, Запоет, проснутся люди.

На голове гребешок, Это Петя. (петушок).

Открытое занятие по речевому развитию во второй младшей группе

Я сегодня утром рано умывался из-под. (крана).

Солнце светит очень ярко, Бегемоту стало. (жарко).

Вдруг небо тучей затянуло, из тучи молния. (сверкнула).”

Игра 5 “Поиски одинакового звука”

Воспитатель называет пары слов, в которых есть одинаковые звуки. При этом сначала нужно произнести слоги протяжно, а потом четко, останавливаясь после каждого слога.

Например, берем слова “машина” и “малина”. Взрослый говорит: “Мааааашинаааа”, потом – “Маааааалинаааа”. После этого проговаривается с четкой паузой: “Ма-ши-на” и “Ма-ли-на”.

Дети должны хлопнуть в ладоши на каждый слог, посчитать, сколько их в каждом слове. А затем назвать те слоги, которые повторяются и в первом, и во втором слове.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]