Картотека игр на развитие звуковой культуры речи
Предлагаем вам ознакомиться с подборкой игр, которые направлены на развитие звуковой культуры речи.
Для средней группы детского сада
Игра 1 “Звуковая цепочка”
Для проведения игры понадобятся карточка с изображением разных предметов. Например, на первом изображении дети видят помидор. Они определяют, с какой буквы слово начинается, а затем – какой буквой заканчивается. После этого малыши ищут изображение, которое начинается на последнюю букву предыдущего слова – в нашем случае это “Р”. И так минимум 10 слов в цепочке.
При этом дети должны называть слова и выделять в них голосом крайние звуки.
Игра 2 “Поищите место для звука”
Для этой игры взрослым нужны будут карточки с различными предметами и карточки со схемами расположения звуков (в них всегда одна клеточка с нужным звуком закрашена).
Выбирать нужно такие картинки, в которых встречается один и тот же звук, но в разных местах (например, автобус, платье и книга).
Малыши должны соотнести картинки с предложенными схемами.
Игра 3 ” Кто в домике живет?”
Нужно подготовить плоские домики с буквой на чердаке и карточки с изображением предметов. На чердаке каждого домика написана буква – например, с, з, к или п.
На столе разложить картинки со словами, которые начинаются на предложенные звуки. Для буквы “к” – кот, коза и курица, для буквы “с” – слон, сова, собака, для буквы “з” – заяц, зебра.
Задача детей заключается в том, чтобы “расселить” животных в соответствующие домики.
Игра 4 “Покупатель – продавец”
Игровое упражнение направлено на улучшение дифференциации звуков р-л и с-ш. Взрослый говорит детям, что сегодня он будет продавцом в большом магазине, а малыши – покупателями. При этом воспитанники получают вместо денег карточки со звуками. Тогда взрослый говорит, что за эти звуки в магазине можно купить все товары, в названиях которых присутствует тот или иной звук.
Товары нужно подбирать таким образом, чтобы в них были звуки р, л, с и ш.
Игра 5 “Подбери пару”
Данная игра развивает способность малышей различать слова, которые отличаются одним только звуком.
В один столбик выкладываются карточки со следующими изображениями: кот, коса, мишка, рак, крыша, дом, осы. А во второй столбик нужно выложить такие картинки: кит, коза, мышка, мак, крыса, дым, усы.
Задача детей проста – соединить слова попарно.
Для младшей группы детского сада
Игра 1 “Подуй на пушинку”
Следующие игры направлены на развитие фонематического слуха, речевого внимания и дыхания, а также закрепление правильного произношения звуков и целых слов.
Современные методики и игры по обучению речи для неговорящих детей
Дети встают по кругу, каждому из них раздается небольшая пушинка (можно заменить кусочком медицинской ваты). Малышам предлагается поставить ладонь перед лицом и подуть на пушинки, произнося “Фуууу”. Таких повторов должны быть не меньше пяти.
Игра 2 “Любители меда”
Взрослый говорит воспитанникам, что сегодня они побудут мишками. А мишки очень любят мед. Малыши должны поднести “лапку” ко рту и проимитировать, как мишки облизывают мед с лапок. При этом детям не нужно дотрагиваться до рук. Затем нужно облизнуть губы по кругу.
Воспитатель должен все движения показать детям на своем примере.
Потом воспитатель спрашивает: “Наши мишки наелись?”. Дети гладят себя по животикам и произносят: “Ууууу” (несколько раз).
Игра повторяется не меньше 4 раз.
Игра 3 “Накормите птичек”
Воспитатель говорит, что она будет мамой-птицей, а воспитанники – её птенчиками. Взрослый предлагает малышам бегать по кругу, размахивать крыльями и кричать: “Пи-пи-пи-пи”.
Потом “мама” говорит деткам, что они сейчас будут кушать. Дети должны присесть, поднять голову вверх и широко раскрыть рот. Задержаться в таком положении на несколько секунд.
Игра 4 “Часики”
Воспитатель спрашивает, как ходят часы, дети отвечают: “Тик-так”. Потом взрослый говорит: ” А как бьют часы?” Дети в ответ: “Бим-бом”. Воспитатель предлагает детям громко пробить часиками, потом показать, как они ходят – тоже громко. Повторить звукосочетания по 5 раз.
Затем детям нужно показать, как ходят и бьют маленькие часики – при этом голос детей нужно снизить. Повторить тоже 5-6 раз.
Картотека игр для детей старшей группы
Все следующие игровые упражнения выполняются для закрепления правильного произношения и дифференциации звуков.
Игра 1 “Скажи как я”
Для проведения игры понадобится мяч.
Дети становятся по кругу, а воспитатель бросает мяч и говорит любое слово с акцентом на твердый или мягкий звук. Ребенок повторяет слово с таким же акцентом. И так проговаривает каждый ребенок по кругу.
Если у малыша не получается произнести слово с первого раза, взрослый повторяет его несколько раз.
Игра 2 “Назови слова”
Воспитатель предлагает детям назвать все слова, в которых есть звук р или рь. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто соберет больше всего фишек.
То же самое упражнение проводят со звуками л или ль.
Игра 2 “Прочитай скороговорки”
Воспитатель предлагает правильно проговорить чистоговорки. Произносятся они на два выдоха. Первые две строчки – на один выдох, ещё две строчки – на второй выдох.
Предлагаемая скороговорка: “Дождик, дождик, Не дожди! Дай дойти до дому Дедушке седому.”
Сначала проговаривают хором громко, а потом каждый ребенок говорит отдельно по 2-3 раза.
Игра 3 “Придумай конец”
Воспитатель читает строчки стихотворений, а дети придумывают окончания строчек.
Примеры стихотворения:
“Не будильник, а разбудит, Запоет, проснутся люди.
На голове гребешок, Это Петя. (петушок).
Открытое занятие по речевому развитию во второй младшей группе
Я сегодня утром рано умывался из-под. (крана).
Солнце светит очень ярко, Бегемоту стало. (жарко).
Вдруг небо тучей затянуло, из тучи молния. (сверкнула).”
Игра 5 “Поиски одинакового звука”
Воспитатель называет пары слов, в которых есть одинаковые звуки. При этом сначала нужно произнести слоги протяжно, а потом четко, останавливаясь после каждого слога.
Например, берем слова “машина” и “малина”. Взрослый говорит: “Мааааашинаааа”, потом – “Маааааалинаааа”. После этого проговаривается с четкой паузой: “Ма-ши-на” и “Ма-ли-на”.
Дети должны хлопнуть в ладоши на каждый слог, посчитать, сколько их в каждом слове. А затем назвать те слоги, которые повторяются и в первом, и во втором слове.