Годовой план кружка настольные игры. «Чудо Шашки»,«Тырыынка» Старшая подготовительная группа. на г.
Транскрипт
1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида«солнышко». Утверждено От 2022г. Заведующая: Никитина С.П. Годовой план кружка настольные игры «Чудо Шашки»,«Тырыынка» Старшая подготовительная группа. на г. Руководитель: Черкашина Г.Н. Воспитанников 5 детей.
2 План работы кружка «Чудо Шашки», «Тырыынка» Пояснительная записка. «Чудо Шашки» Виды игр для детей очень разнообразны. В детском саду используются игры, которые предназначены специально для развития умственных способностей детей совершенствования и тренировки их памяти, мышления. Одной из такой игр является игра «Шашки». Шашки — увлекательная игра, развивающая усидчивость и умение сосредоточиться, тренировать гибкость ума. Правила игры несложные, если ее не превращать в скучную игру. Знакомство со своеобразным миром шашек поможет подготовить разум ребенка к восприятию абстрактных логических категорий. Увлеченным «сражением» ребенок в «Стране шашек» сумеет заставить себя усидеть на месте, постарается сосредоточить свое внимание на событиях, происходящих на доске. Кружок познавательно- речевой направленности с интеграцией образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическая культура, художественно-эстетическое развитие, социальнокоммуникативное развитие, для детей возраста 5-6 лет. Настольная игра народов Саха «Тырыынка» — настольные игры отражают традиции, образ жизни, быт народа Саха. — они развивают гибкость пальцев и кисти, ловкость, координацию, находчивость и умственные способности. -они способствуют передаче жизненно важных умений и навыков, воспитанию нравственности, уважения к народным традициям, обычаям. — преимущество: играют и дети и взрослые, материал и изготовление инвентаря доступны всем, экологически чистый. — народные настольные игры — лучший способ совместного досуга детей иродителей. Цель:Обучение дошкольника принципам игры, воспитаниеу них интерес и любовь к этим играм, подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития. Заинтересовать и увлечь детей к настольным играм. Задачи: Обучающие: — обучить основам настольных игр; — обучить простым комбинациям, теории и практике игры.
3 Воспитательные: — воспитывать отношение к играм как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность; — воспитать: настойчивость, целеустремленность, находчивость, внимательность, уверенность в своих силах и умение преодолевать трудности; — выработать у детей умение применять полученные знания на практике. — воспитание уважения и любви к якутским настольным играм; Развивающие: — развивать стремление детей к самостоятельности; — развивать умственные способности детей: логическое мышление, умение производить расчеты на несколько ходов вперед, развитие мелкой моторики Физическое: — осуществлять всестороннее физическое развитие детей. Основными формами работы и средствами обучения являются: — практическая игра; — решение задач, комбинаций; — дидактические игры и задания, игровые упражнения; — развлечения, познавательные досуги, игры в шашки и Тырыынка. Ожидаемые результаты: — играть в настольные игры«шашки», «Тырыынка» — правилами хода, ориентироваться на шашечной доске — решать простые шашечные задачи — знание основы настольных игр — выполнять технические приемы игры «Тырыынка» Организационно-методические указания по проведению кружковых занятий «Чудо Шашки», «Тырыынка». — Занятия проводятся 1 раз в неделю, во вторую половину дня, по мин., состоят из трех частей: вводной, основной, заключительной. — Занятия по Якутской народной игре «Тырыынка» проводятся в конце каждого месяца. — Перед образовательной деятельностью проводится малоподвижная игра.
4 — Занятия в игре постепенно усложняются. Раздаточный материал: шашечные доски и наборы шашек, палочки для игры Тырыынка Привлечь к работе кружка родителей, для изготовления атрибутов. Работа с родителями: Познакомить родителей с программой кружка. Провести анкетирование родителей на тему «Играем в шашки вместе с детьми». Обновить шашечные доски и наборы шашек, палочки к игре «Тырыынка» Помощь родителей изготовлений шашечных досок, фишек для игры (совместно с детьми), палочек. Список воспитанников: 1. Пудов Альберт Стручков Артур Сосин Паша Павлова Регина. 5. Черкашина Вероника. Перспективное планирование работы кружка «Чудо Шашки» «Тырыынка». Цель: научить детей обращаться с шахматной доской, фигурами, научить играм в «Шашки», «Уголки», «Поддавки», учить детей пользоваться терминами при игре; воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным, развивать логическое мышление, мелкую моторику, координации движения, смекалки, ловкость. Сентябрь Знакомство с «Горизонталь». шахматной доской. Знакомство с игрой народов Саха «Тырыынка». Подготовка игровой зоны для детей. Цель: научить детей обращаться с шахматной доской и фигурами. Цель: Научить заполнять одну из горизонтальных линий шахматной Цель: научить детей правилам обращения с палочками. Цель: создание условий. Разучивание пальчиковой гимнастики с
5 доски кубиками (фишками). использованием палочек для игры. Октябрь «Вертикаль». «Диагональ».Определение Научить детей длинной и короткой самостоятельно и с диагоналей. удовольствием играть. Цель: Научить заполнять одну из вертикальных линий шахматной доски кубиками (фишками). Цель: развитие способностей. Обучение ходам при игре. Ноябрь Знакомство с шашечными фигурами. Начальная расстановка фигур Обучение игре. Ходы и взятие фигур. Объяснение положения в игре. Игра с соперниками. Цель: Поощрять умение самостоятельно расставлять фигуры в начальную позицию, определять направление ходов.. Цель: Познакомить с правилами хода и взятие фигур. Цель: продолжать учить играть в игру «Тырыынка». Цель: воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным, развивать логическое мышление, мелкую моторику. Декабрь Задания и задачи развивающие логическое мышление. соперниками. соперниками. Соревнования по шашкам и «Тырыынка» на сладкий приз.
6 Цель: формирование умения логически рассуждать, обобщать свои знания… Цель: предоставить возможность выбрать игру пожеланию Январь Знакомство с игрой в поддавки. Продолжение ознакомления с играми народов Саха. детьми и взрослыми (воспитатели). Цель: научить играм в «Поддавки» Цель: развитие способностей. Февраль Кто проиграл, тот победил. соперниками в соперниками. Игра с соперниками. «Шашки» и «Поддавки». Цель: Продолжать отрабатывать на практике правила поддавков, стремление к преодолению трудностей, уверенности в себе. Цель: закрепление навыков игры в «Шашки» и «Поддавки».. Цель: воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным, развивать логическое мышление, мелкую моторику. Март Развивающие игры. Показ и обучение игры «Уголки». Цель: Продолжение и обучение якутских игр. соперниками
7 формирование умения логически рассуждать, обобщать свои знания. Цель: знакомство с новой игрой, развитие способностей у детей. Цель: знакомство с новой игрой «Хабылык»- палочки, развитие способностей у детей. Апрель Соревнование игра «Поддавки» 1 тур Соревнование игра «Уголки» 2 тур соперниками. Цель: воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным, развивать логическое мышление, мелкую моторику. соперниками Цель: развитие способностей у детей, воспитывать усидчивость и любознательность Май Соревнование по шашкам 1 тур Цель: учить детей пользоваться терминами при игре, воспитывать усидчивость Соревнование по настольной игре «Тырыынка» 1 тур Игра «Тырыынка» с родителями. Цель: воспитание коммуникативных навыков, стремление преодолению трудностей, уверенности в себе.
8 Якутская настольная игра «Тырыынка» длядетей старшей группы Актуальность: — настольные игры отражают традиции, образ жизни, быт народа Саха. — они развивают гибкость пальцев и кисти, ловкость, координацию, находчивость и умственные способности. -они способствуют передаче жизненно важных умений и навыков, воспитанию нравственности, уважения к народным традициям, обычаям. — преимущество: играют и дети и взрослые, материал и изготовление инвентаря доступны всем, экологически чистый. — народные настольные игры — лучший способ совместного досуга детей иродителей. 1. Тема: Якутская настольная игра Тырыынка (вытаскивание лучинок по одному). Цель: 1. Знакомить детей с якутской настольной игрой Тырыынка Задачи: 1. Научить детей самостоятельно и с удовольствием играть. 2. Развивать внимание, мышление и ловкость у детей. 3. Привлечь и заинтересовать детей и родителей к настольной игре Тырыынка. — Основной этап: 1. Знакомство с правилами игры Тырыынка 2. Разучивание пальчиковой гимнастики с использованием палочек для игры. 3. Придумай и сложи игра — составление фигур с использованием палочек для игры Тырыынка 4. ОБЖ правила обращения с палочками. 5. Круглый стол для родителей Тырыынка Саха трт оонньуулара 6. Изготовление атрибутов для игры Тырыынка 7. Соревнование между детьми.
9 Ожидаемый результат: — В результате работы расширятся знание и интерес детей и родителей кякутской настольной игре Тырыынка. — Дети овладеют техникой игры Тырыынка — Для каждого ребенка родители изготовят набор палочек для игры. Литература: «Приключения на шашечной доске» -Л.; Ленинздат, 1969 г., «Учимся играть в шашки» — Василевский Р.Г. Киев: Здоровья, 1985г., «Книга о шашках» — Городецкий Б.Г. М.: Физкультура и спорт, «Шашки-это интересно» — Герцензон Б., Напреенков А. СПб.; Литера, 1992г. Dvorsportinfo.ru, ynqa.ucoz.ru- Тырыынка.
Рабочая программа кружка в ДОУ «Русские шашки» в подготовительной группе
Январь | Решение простых задач на доске | 4 |
Февраль | Тренировочные турниры | 4 |
Март | Турнир на приз детского сада | 1 |
Городской шашечный турнир | 1 | |
Апрель | Игры с детьми 5 – 6 лет | 4 |
Май | Шашечный турнир с родителями | 2 |
Итого | 32 |
Один год обучения предполагает одно занятие в неделю продолжительностью 20 – 30 мин. Количество в кружке 14, возраст детей 6 – 7 лет.
Содержание программы
На первом этапе педагог проводит беседу с детьми. Предлагает доски для рассматривания, дети выделяют чёрные и белые поля, раздаёт каждому ребёнку шашки в руки, предлагает обследовать фишки и с внутренней стороны, убедиться в особенностях внешнего вида перевёрнутой шашки (будущеё дамки).
На следующем этапе педагог раздаёт воспитанникам по две фишки разных цветов и объясняет, что шашки на поле (независимо от их цвета) стоят и двигаются только по чёрным клеткам. Воспитатель предлагает детям самостоятельно разместить свои фишки в любом месте доски, при этом следит за правильностью их расстановки на чёрные поля. После того как дети рассмотрели шашки, подержали в руках. Педагог даёт детям задание правильно расставить шашки на игровом поле. Он объясняет дошкольникам, что перед началом игры фишки разных цветов находятся на своих половинах игрового поля. При этом остаётся свободен для того, чтобы можно было совершать ход. Размещать шашки следует в три ряда от ближнего к себе края игрового поля и только на чёрные клетки. Для закрепления полученной информации детям раздаются по 12 шашек одного цвета с заданием разместить их на поле.
Далее происходит обучение ходам по диагонали вперёд на свободное соседнее чёрное поле. Количество шашек сокращается с 12(24) до 4(8).
Когда дошкольники получат представление о том, где находятся шашки на поле и как они ходят, следует объяснить им смысл игры. Задача заключается в том, чтобы уничтожить шашки соперника при продвижении своих шашек вперёд. Простая шашка назад не ходит. Проигравшим считается тот, у кого не осталось на игровом поле шашек или отсутствует возможность делать ходы.
Тренировочная игра проводится с ограниченным количеством шашек на поле. Отрабатывая ходы, дети столкнуться с положением, когда шашки соперников встретились на соседних полях по диагонали, а поле за шашкой соперника свободно. Педагог показывает, что тот из игроков, чья очередь делать ход, обязан взять (бить) шашку противника и убрать её с поля. Простая шашка может бить шашку соперника и ходом назад.
На следующем этапе можно рассказать детям. Что в любом бою, в том числе и шашечном, есть герои. Это простые шашки, которые достигнув последнего ряда поля соперника, становятся ударными шашками – дамками и продолжают бой. Дамка может ходить по всем диагоналям игрового поля, уничтожая шашки соперника. Она представляет собой перевёрнутую фишку.