Игровая технология ШАШКИ в образовательном пространстве ДОУ

Игра в шашки, наряду с шахматами, по праву признана одной из самых интеллектуальных игр. Она стимулирует:

  • мыслительную деятельность детей;
  • развивает пространственное воображение;
  • тренирует внимание и память;
  • развивает логику;
  • развивает коммуникативные навыки;
  • прививает усидчивость.

Когда можно начинать учиться играть в шашки?

Детсадовский возраст считается самым подходящим для того, чтобы начать поэтапное изучение правил игры в шашки. Умение, которые приобретёт ребёнок в результате игры: просчитать ситуацию на несколько ходов вперед, принимать важные решения и нести за них ответственность — качества, которые очень пригодятся ему и во взрослой жизни.

В мире существует несколько вариаций игры – турецкие, английские, итальянские шашки. Они отличаются цветовой палитрой, вариантами ходов, количеством полей и соответственно количеством фигур. Остановимся на классических русских шашках.

Игра в шашки: правила

  • Шашечная доска для русского варианта игры состоит из 64 клеток, окрашенных в черно-белые цвета, шашечки также имеют черную и белую окраску. Перед началом поединка все фигуры выставляются в три нижних ряда на темный фон.

  • Все ходы в игре осуществляются только на темном фоне.
  • Преимущество первого хода всегда принадлежит белым фигурам.
  • Фигурка делает ход вперед по диагонали на любую свободную клетку.
  • Если игрок коснулся фигуры, то он обязан ходить именно ей.
  • Ходы между соперниками чередуются.
  • Если перед шашкой стоит фигура противника, а после нее поле свободно, то ее можно съесть, делая ход и вперед, и назад.
  • Ходить в другую сторону при таком положении фигур запрещается, даже если вы подставляете себя по удар
  • За один ход, при удачном расположении фигур противника, можно съесть сразу несколько шашек.
  • Если игроку удалось дойти до противоположного конца доски, то он переворачивает свою фигуру, она превращается в дамку.
  • Дамка может ходить по диагонали вперед на любое количество клеток. Также дамке доступны ходы назад.
  • Съесть дамку, при соответствующем положении, может любая фигура.
  • Выигрывает тот игрок, кто первый съест все шашки противника.

Как научить ребенка играть в шашки?

  • Первый урок должен начаться с ознакомления с игровым полем. Пусть ребенок сначала самостоятельно попробует правильно расставить фигуры, если не получится – придите на помощь.
  • Не нужно спешить. Играйте только тогда, когда ребёнок этого захочет.
  • Не позволяйте малышу переутомляться. Как бы интересно ваша партия не проходила, но делать перерывы на физкультминутку обязательно.
  • Хвалите, подбадривайте своего ребенка, создавайте для него ситуацию успеха, указывайте на наиболее удачные комбинации, вдохновляйте на победы и новые свершения.
  • Не ругайте, если ребенок в чем-то не разобрался или сделал неверный ход, будьте терпеливее.
  • Не поддавайтесь! Если ребенок будет все время выигрывать благодаря тому, что вы все удачно «подстроили», то толка от такой игры не будет.

Вместе с классической игрой в шашки можно научить ребёнка играть в «Чапаева» и «Уголки». Эти разновидности шашек не менее интересны и увлекательны.

Правила игры в «Уголки»

  • Игрок должен выставить домик из шашек.
  • Один выставляет вверху доски справа, а второй участник внизу слева.
  • Домик выстраивается в виде прямоугольника, в длину ставятся 4 шашки, в высоту 3 штуки.
  • При помощи горизонтальных и вертикальных перемещений шашек, соперник должен выстраивать себе ходы, чтобы быстрее переместить все компоненты на место противника. Разрешается прыгать через одну, две или три шашки.
  • В любой момент ходы можно самостоятельно остановить.
  • Партия будет считаться оконченной, если один из участников первый перевел все шашки в противоположное место противника.

Объясните ребёнку стратегию игры в уголки:

  1. Нужно стремиться за один ход сделать несколько скачков — так шашка быстрее перестроится в противоположный угол и создавать условия для «многопрыжковых» ходов, выставляя одну или больше шашек так, чтобы через них можно было «прыгать».
  2. Как можно скорее нужно выводить шашки из своего уголка, выстраивая поближе к центру. Так создаётся барьер, блокирующий ходы противника. Чем дальше от своего дома сможете поставить эту преграду, тем лучше.
  3. Стараться выстраивать шашки так, чтобы противник был вынужден обходить ваш барьер, чтобы выиграть время.

Столбовые шашки (Русские башни)

Правила русских столбовых шашек совпадают с обычными шашечным правилами, но со следующими отличиями:

  1. Побитая шашка соперника не снимается с доски, а забирается под бьющую башню.
  2. Если под ударом оказывается башня, то с нее снимается только верхняя шашка, после чего шашка (или дамка), находившаяся под ней, вступает в права в соответствии со своим цветом и рангом.
  3. Если бьются несколько шашек соперника, то они забираются одна за другой под бьющую фигуру последовательно в процессе боя, и на конечном поле образуется «башня» («столб»).
  4. Башня передвигается вся сразу и ходит по правилам своей верхней шашки, как простая шашка или дамка.
  5. Башня, как и одиночная шашка, может проходить в дамки, причем дамкой становится только верхняя шашка.

Следствием правил взятия (1) и (2) является то, что игрок может освобождать свои шашки, захваченные ранее соперником, причем взятая в плен и впоследствии освобожденная дамка в дальнейшем, как принято в русских столбовых шашках, сохраняет статус дамки. (Но существует и вариант правил, в соответствии с которыми плененная дамка становится простой). Вторым следствием измененных правил игры, поскольку побитые шашки (башни) не уничтожаются и с доски не снимаются, становится изменение ЦЕЛИ игры. Целью игры в столбовые шашки является пленение всех шашек соперника, а также лишение ходов (запирание) его свободных шашек (башен).

Перечисленные правила иллюстрируются рисунком. Давйте проследим за ударным ходом белой простой шашки с поля с1 на конечное поле a7 через промежуточные поля a3 и с5. При этом:

  • с черной (трехшашечной) башни на поле b2 снимается одна верхняя шашка,
  • с поля b4 забирается одиночная шашка (точнее, башня состоящая из одной шашки),
  • с башни, состоящей из нижней белой и верхней черной шашки и стоящей на поле b6, снимается верхняя черная шашка и освобождается белая шашка,

В результате на конечном поле a7 образуется башня из одной верхней белой шашки и трех нижних черных.

Суть столбовых шашек определяют по-разному. Иногда их называют шашками с законом сохранения энергии; также говорят, что они представляют своеобразную смесь «крепких» шашек и поддавков, поскольку целью игры является пленение всех шашек соперника, однако в ходе «боевых действий» для достижения победы используются тактические и стратегические приемы, характерные для поддавков.

Стратегия игры в башни существенно отличается от общеизвестной стратегии игры в шашки: выгода от захвата определенных полей становится менее значимой, как менее значимой становится и потеря одной-двух и даже трех-четырех шашек, поскольку они в дальнейшем могут быть возвращены в свой лагерь.

Но значимыми становятся такие характеристики отдельных башен, как:

  • высота башни — чем больше в башню входит собственных шашек, тем большей ударной силой она обладает (Но! Чрезмерное увеличение высоты отдельной башни ведет к оголению других участков поля и следовательно к ослаблению позиции!);
  • «отрицательный потенциал» — «слабая» башня (или башня с 1-2 своими шашками сверху), держащая в «плену» несколько шашек соперника может быть атакована и превращена соперником в свою.

Достаточно эффективной является следующая стратегия:

  • захватывать под свои башни возможно большее количество шашек соперника, одновременно уводя башни с большим количеством «пленных» шашек вглубь своей позиции; противника атаковать наиболее тяжелыми башнями, пытаясь при этом разменивать наиболее слабые его башни с целью «освобождения» собственных фигур.

Существенному пересмотру подвергаются и известные из шашек приемы борьбы. Если в обычных шашках запирание шашек противника является редким и неожиданным игровым приемом, то в башенном эндшпиле запирание, по сути, становится одним из основных средств завершения партии. Все это превращает столбовые шашки в чрезвычайно динамичную и непредсказуемую игру.

Правила игры в «Чапаева»

  • Каждая сторона должна расставить шашки в горизонтальные ряды, в каждый ряд по 8 штук.
  • Соперник должен щелчком пальца по фишкам выбить все у противника.
  • Окончание партии будет считаться, когда у соперника выбиты все фигурки.
  • Соперник начинает ход, после того, как один участник теряет свою фигуру, или не может выбить чужую.
  • Игрок, который смог первым выбить все фишки у противника, во втором раунде передвигается на один ряд выше.

Кроме развивающего значения, игра в шашки воспитывает в детях такие немаловажные для их будущей жизни качества, как умение самостоятельно думать и нести ответственность за принятое решение, адекватно относиться к неудачам и поражениям. Поскольку большая часть детей в дошкольном возрасте по своей природе очень подвижны и активны и им трудно сосредоточить свое внимание на продолжительное время, то игра в шашки формирует у них такое качество, как усидчивость.

Надеюсь статья была полезна для вас и вы легко сможете научить своего ребёнка играть в шашки. Советую не забывать также об игре в шахматы. Желаю удачи!

Развивающая игра для детей дошкольного возраста 5-7 лет «Разноцветные шашки»

Игра «Разноцветные шашки» для старших дошкольников
Средина Ольга Станиславовна, воспитатель, руководитель изостудии ЦРР МДОУ №1 «Медвежонок» г. Юрюзань Челябинская обл.Цель: Обучение правилам игр с цветными шашками Задачи: Развивать логику, память, связную речь, мелкую моторику Обучать узнаванию силуэтов букв и их построению в заданном пространстве. Воспитывать внимание, точность и аккуратность. Закреплять знания цветов радуги их оттенков, понятия теплых, холодных и ахроматических цветов Изучать или проверять знание букв русского алфавита. Знакомить с разнообразием окружающего мира (названиями животных и птиц). Можно использовать имена детей, названия цветов, деревьев, рыб.


Возрастная категория: Старшие – подготовительные группы (4 – 7 лет)


В зависимости от возраста детей игровые задачи можно усложнять или делать проще. С младшими детьми можно брать разных героев и расселять их в городе на разных улицах в разных домах. Или брать один персонаж и путешествовать с ним (ходить в гости к друзьям) по разным подъездам дома (буквам) и разным этажам дома (цифрам). Старшим детям можно давать задание самим построить букву и продиктовать другим детям ее построение, а потом проверить и подсказать тем, у кого сразу буква не получилась. Пояснение: Этой игре уже очень много лет. Она доказала на практике свою пользу и долговечность. Мы используем ее на занятиях по рисованию перед тем, как дети начнут рисовать или раскрашивать силуэты букв. На доске можно начертить игровое поле, снабдив его буквами и цифрами и проигрывать задания вместе с детьми. Если доска магнитная, то к магнитам можно приклеить кружочки тех же оттенков, что и фишки у детей. Не обязательно использовать какой-то принцип подбора последовательности цветов (только теплые, только холодные или ахроматические). Можно выкладывать наши импровизированные фишки в любом порядке (придумывать свою последовательность «написания» букв). Количество выбранных для игры букв может варьироваться в зависимости от возраста . Материалы и оборудование:


Разноцветные крышечки от гуаши, коробка для крышечек. Доска, расчерченная как шахматная, но с клетками примерно 5 сантиметров на 5 (потому, что крышечки от гуаши крупнее шашек и при выкладывании букв рисунок смещается).


Расчерченная доска может быть изготовлена из любого материала (у нас – линолеум). Буквы и цифры могут быть нарисованы или напечатаны. Фигурки из киндер-сюрпризов (по одной или нескольким на каждого человека)
Ход игрового занятия:

Дети вынимают крышечки из коробок и раскладывают их на столе. Дети рассматривают номера и буквы. Мы договариваемся что буквы – это названия улиц, а цифры – номера домов. Берем фигурку (львенка, пингвинёнка, гномика или динозаврика) играем с ним. Где живет наш герой? Сначала педагог загадывает адрес и показывает на своей доске, помогает детям находить место расположения на их досках (А3, Б4, В1,Г 5, Д2) или другие варианты. Убедившись, что дети понимают задания, можно продолжать игру. Играя, дети следуют инструкциям взрослого, не догадываясь, что у них должно впоследствии получиться. Интересно составлять буквы, не меняя полностью фишки, а лишь переставляя некоторые из них. Если показать несколько примеров, то дети и сами могут придумать, как из П получить Н, переставив всего лишь одну фишку. Из Г можно сделать Т и наоборот. Из Б легко получится Ь.
1- буква П


Выкладываем крышечки по цветам: Б1- красный, Б2 — оранжевый, Б3- желтый, В3 — зеленый, Г3 – голубой, Г2 — синий, Г1- фиолетовый. Беседа: Узнайте и назовите букву. Какого она цвета? (всех цветов радуги по порядку) Словесная игра: Придумайте имя девочки (мальчика) на эту букву, название животного (птицы) Например: Полина, Петя, Паша, пантера, пони, петух, павлин. 2 — буква Г


Выкладываем крышечки по цветам: Б1- красный, Б2 – оранжевый, Б3- желтый, Б4- зеленый, Б5- голубой, В5 – синий, Г5 – фиолетовый. Беседа: Узнайте и назовите букву. Какого она цвета? (всех цветов радуги по порядку) Словесная игра: Придумайте имя девочки (мальчика) на эту букву, название животного (птицы) Например: Глеб, Галина, Гузель, Гарри, гиена, голубь. 3- буква Т


Выкладываем крышечки по цветам: Б1 – красный, Б2 – оранжевый, Б3 — желтый, Б4- белый, А4 – серый, В4 — черный Беседа: Узнайте и назовите букву. Какого цвета перекладина буквы? (ахроматическая). Какие цвета у ножки? (теплые) Словесная игра: Придумайте имя девочки (мальчика) на эту букву, название животного (птицы) Например: Толя, Тоня, Тимур, тапир, тигр, тушканчик, ткачик, 4 — буква М


Выкладываем крышечки по цветам: А1, А2, А3, А4 – все оттенки зеленого цвета. Д1,Д2, Д3. Д4 – теплые цвета, Б4, В4, Г3 – ахроматические цвета. Беседа: Узнайте и назовите букву. Словесная игра: Придумайте имя девочки (мальчика) на эту букву, название животного (птицы) Например: Маша, Марина, Миша, Макар, мамонт, 6 — буква Н


Выкладываем крышечки по цветам: Б1 -голубой , Б2-светло-зеленый, Б3 – розовый, Б4- желтый, Б5 – белый, Г1- коричневый, Г2 –охра, Г3- фиолетовый, Г4- темно-зеленый, Г5 – черный, В3 – серый. Беседа: Узнайте и назовите букву. Словесная игра: Придумайте имя девочки (мальчика) на эту букву, название животного (птицы) Например: Никита, Нина, носорог, нырок, 7 буква Б


Выкладываем крышечки по цветам: Б1 –голубой, Б 2 –светло-зеленый, Б3 — розовый, Б4- желтый, Б5- белый. В1 — коричневый, В3- серый, В5- темно-зеленый Г1-красный, Г2- охра. Г3- фиолетовый, Г5-черный Беседа: Узнайте и назовите букву. Словесная игра: Придумайте имя девочки (мальчика) на эту букву, название животного (птицы) Например: Боря, Барби, барс, барсук, бегемот, 8 буква Е


Букву Б легко превратить в другую букву Убираем Г2 Беседа: Узнайте и назовите букву. Словесная игра: Придумайте имя девочки (мальчика) на эту букву, название животного (птицы) Например: Егор, Елисей, Елена, енот, 9- буква Ь


С этой буквой играть не просто, но построить ее можно предложить самим детям. 10- буква У


11- буква Х


12- буква Ц


буква Р


буква С


Дети во время занятия (подготовительная группа)

Рекомендуем посмотреть:

Игры для развития визуального мышления у детей 5-7 лет Дидактическая игра по обучению грамоте старших дошкольников Дидактические игры на развитие внимания у детей 5 — 7 лет Игры на прогулке с детьми от 5 лет

Похожие статьи:

Игры на развитие образного мышления у детей 5-8 лет

Игры на развитие музыкальной памяти у детей 4-8 лет

Игры на развитие чувства ритма у детей 4-6 лет

Словесные игры на спортивную тему для старших дошкольников

Логические задания для детей 5-6 лет в картинках

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]