Сущность проблемного обучения на дошкольном образовательном этапе
Определение 1
Технология проблемного обучения – это совокупность методов и приемов обучения, предполагающих создание в образовательном процессе поисковых, проблемных ситуаций, в ходе решения которых происходит получения знаний и усвоение навыков учащимися.
Данные технологии находят широкий спектр применения в дошкольном образовательном процессе. Это способствует всестороннему развитию детей разных возрастов и уровней развития. У них формируется мотивация к познавательной работе и активизируются коммуникативные навыки. При том, что ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игра, технологии проблемного обучения находят свое воплощение в различных видах игр.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Рисунок 1. Проблемная ситуация. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Сущность проблемного обучения, при его применении в ДОУ, заключается в том, что, посредством него:
- Формируется познавательная ситуация в образовательном процессе ДОУ.
- Реализуется опора на ранее усвоенные знания и навыки детей.
- Осуществляется поиск информации, а соответственно, формируется навыки оперирования различными информационными ресурсами.
- Формируется осведомленность об устройстве мира и взаимодействия с ним на основах доверия доброты.
- Реализуется побуждение детей к операциям сравнения, сопоставления, выявления сходных и отличительных черт различных объектов.
- Осуществляется объяснение тех аспектов мироустройства, которые не удается объяснить иным путем.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Технология проблемного обучения дошкольников в ДОО 400 ₽ Реферат Технология проблемного обучения дошкольников в ДОО 240 ₽ Контрольная работа Технология проблемного обучения дошкольников в ДОО 230 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Все это отражает актуальность использования проблемного обучения на дошкольном этапе развития и вариативность методов и приемов проблемного обучения, входящих в образовательный процесс ДОУ.
Рисунок 2. Особенности проблемного обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Известно, что с самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё в первые: солнце и дождь, страх и радость. Каждый ответ на детский вопрос рождает новые вопросы. Самостоятельно дошкольник ещё не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогаем мы – педагоги. В нашем дошкольном учреждении, на ряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения, используются методы технологии проблемного обучения (вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность). Технология проблемного обучения — это вовлечение в игру, практическую деятельность, труд через слово, произведения искусства, технические устройства. Технологии проблемного обучения могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Воспитатель использует проблемные ситуации в беседах по безопасности жизни и здоровья, на занятиях по математике, ознакомлению с окружающим миром, в игровой деятельности.
Проблемное обучение – это создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активная деятельность детей по их разрешению, в результате которой происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Однако, такой подход носит фрагментарный, эпизодический характер: логические задания практикуются лишь на отдельных занятиях по математике, ознакомлению с окружающим, развитию речи или конструкторских заданий. Для закрепления полученных знаний, умений и навыков мы широко используем интегрированные занятия, на которых на основе эмоционального воздействия на ребенка осуществляется взаимосвязь одного из разделов программы с другими в сочетании разнообразных видов деятельности. Однако, взаимосвязь между разделами программы не дает такой результативности в развитии познавательных творческих способностей детей и их коммуникативных навыков, как взаимопроникновение этих разделов друг в друга. Эффективным средством познавательного развития ребенка является метод технологии проблемного обучения – метод проекта. Основу метода проектов составляет: развитие познавательных навыков ребенка, умение самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, что и требуется в нашем современном мире. Метод проекта развивает у детей умение определять цели и задачи, планировать свою деятельность, разбиваться на группы, выполнять задание аккуратно, до конца, распределять роли внутри группы, определять необходимые для реализации проекта материалы, представлять результат проделанной работы. Проблемные ситуации могут быть различными по содержанию неизвестного, по уровню проблемности, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям. Методы проблемного обучения при создании проблемных ситуаций требуют активной познавательной деятельности детей, которая состоит в поиске решения сложных вопросов, требующих актуализацию знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами явления. Виды проблемных ситуаций: психологическая и педагогическая. Психологическая проблемная ситуация представляет деятельность детей. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Педагогическая проблемная ситуация представляет организацию учебного процесса, создается с помощью активизирующих действий, вопросов воспитателя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации – акт индивидуальный, поэтому от педагога требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.
Основы построения проблемного обучения в образовательном процессе ДОУ
Проблемные ситуации в образовательном процессе ДОУ начинаются с постановки проблемной задачи. Педагог стремится мотивировать детей к познанию, к действию.
В основе разработки проблемной ситуации в ДОУ реализуется опора на следующие методические приемы:
- Противоречие. Детям необходимо показать наличие того или иного противоречия, которое они должны сами разрешить;
- Вариативность решений. Формируется несколько вариантов решения поставленной задачи. Дети, должны уяснить, что может иметься несколько вариантов решения. При этом наиболее оптимальным является один вариант;
- Побуждение к действию. Данный прием основан на мотивации к сравнению, обобщению, сопоставлению, имеющихся данных, а также, логическое обоснование действий;
- Исследовательские приемы. В каждой проблемной ситуации должны содержаться исследовательские направления деятельности, приемы экспериментирования;
- Дидактические принципы. Проблемные ситуации включаются в образовательный процесс последовательно, в опоре на научные данные и доступность их понимания детьми конкретного возраста;
- Объективность местоположения. Место, в котором реализуется проблемная ситуация, должно быть актуальным для ее полноценной, плодотворной реализации;
- Оригинальность ситуаций. Проблемные ситуации должны носить необычный характер, вызывать у детей положительные эмоции, яркие впечатления;
- Приемы психологического комфорта. Предполагается, что педагог контролирует психологическое состояние детей в ходе решения проблемной ситуации, контролирует адекватность ситуаций психологическому настрою детей, оценивает наличие затруднений при решении проблемных задач и оказывает своевременную помощь и поддержку.
Проблемные ситуации имеют разное содержание. Оно определяется конкретной возрастной группой детей, для развития котоых они используются.
Каждая проблемная ситуация ориентирована на развитие творческого мышления ребенка, активизации его креативного подхода к деятельности. Дети становятся исследователями и учатся применять свои знания в обыденной жизнедеятельности.
Консультация для воспитателей «Технология проблемного обучения в детском саду»
марина богачева
Консультация для воспитателей «Технология проблемного обучения в детском саду»
«Технология проблемного обучения в детском саду«.
В жизни наши дети часто встречаются с теми или иными трудностями, но мы – взрослые –ограждаем детей от них, не давая им возможности самостоятельно подумать, поэкспериментировать, и, наконец, самостоятельно справиться с проблемами.
Почему так происходит? Чаще всего из-за нехватки нашего времени, из-за возможности возникновения опасности в некоторых ситуациях для ребенка. Мы считаем наших детей недостаточно компетентными во многих вопросах, неспособными разобраться в проблемах и найти выход из них. Дети привыкают просить помощи, подсказки у взрослых, вырастают неготовыми к реалиям жизни. Но проблемная ситуация не всегда становится проблемой для ребенка. Об этом явлении можно говорить лишь в том случае, если к этой проблеме дети проявили интерес. От мастерства воспитателя зависит, заинтересует ли детей новый материал, преподнесённый в виде проблемы, или нет.
Основная задача детского сада – наполнить повседневную жизнь ребенка в группе интересными делами, идеями, проблемами, включить каждого малыша в содержательную деятельность. Цель воспитателя – побудить у ребенка интерес к проблемным ситуациям и желание творчески решить их.
Появление такого инновационного веяния в дошкольной педагогике, как проблемное обучение связывают с идеями американского педагога и психолога Джона Дьюи, который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу. Автор разработал целую систему образования, которую позже назвали «обучение путем делания»
. Основу
обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность.
В России проблемным обучением занимались отечественные психологи И. Я. Лернер, Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин, они утверждают, что суть проблемного обучения в постановке перед ребенком проблемы, познавательной задачи, создания условий для исследования путей и способов ее решения для того, чтобы ребенок сам добывал знания.
Проблемное обучение в детском саду — это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.
При проблемном обучениидеятельностьпедагога изменяется коренным образом: он не преподносит детям знания и истины в готовом виде, а учит их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания. Что же такое проблемное обучение?
Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.
Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает к вопросу, догадкам.
Как организовать познавательную деятельность детей, чтобы развивать психические процессы? (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, а также развитие речи).
В каждом конкретном случае воспитатель сам решает,в какой форме проводить работу с детьми: группой или индивидуально. Тем не менее, чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и совместная деятельность с взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых, контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная деятельность организовывается в форме диалога ребенка с воспитателем и другими детьми в группе. Показатели такого диалога — простота общения, демократичность отношений.
Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.
Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения
1. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.
2. Быть доступным для обучающихся.
3. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.
4. Задания должны быть таковыми, чтобы обучающийся не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.
Почему современное образование активно внедряет данную технологию?
Достоинства проблемного обучения:
1. Высокая самостоятельность обучающихся;
2. Формирование познавательного интереса или личностной мотивации обучающихся;
3. Развитие мыслительных способностей детей.
Недостатки
Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний.
Проблемное обучениевключает несколько этапов:
1) осознание общей проблемной ситуации;
2) анализ проблемной ситуации, формулировка конкретной проблемы;
3) решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная их проверка)
;
4) проверка правильности решения проблемы.
Формы организации проблемного обучения в ДОУ.
Существуют следующие формы организации проблемного обучения:
— Проблемный вопрос
— Проблемная задача
— Проблемная ситуация
1) Проблемный вопрос: это не просто воспроизведение знания, которое уже знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения.
«Как вы думаете, почему в природе можно встретить ящериц и зелёного цвета и желтовато-коричневого?».
«Почему на участке одни лужи высохли быстро, а другие долго не высыхают?»
Т. е., вопрос «Когда опадают листья?»
предполагает конкретный ответ на основе знаний – это просто вопрос.
В вопрос «Почему осенью опадают листья?»
является
проблемным, т. к. требует от детей при ответе на него рассуждений.
Проблемные вопросы содержат в тесте вопросы «почему?»
,
«зачем»
?
Например, какие птицы наших краёв улетают на юг последними? (просто вопрос)
Почему дикие утки, гуси улетают на юг последними? (проблемный вопрос)
.
Почему утка плавает, а курица нет?
Почему обувь не делают из железа?
2) Проблемная задача: Проблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть условие (описание)
и есть вопрос?
Примеры проблемных задач.
Проблемная задача №1.
Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь?
Дети рассуждают: «Буратино сделан из дерева, а деревянные предметы в воде не тонут»
,
«Дерево легче воды, поэтому Буратино не может нырнуть за ключом»
. В ходе рассуждений они демонстрируют имеющиеся у них знания о свойствах дерева, а затем в силу своих творческих способностей приходят к поиску ответа в данной
проблемной задаче. «Можно искать ключ на дне магнитом на верёвочке, если ключ металлический», «Можно нырнуть на дно с аквалангом, как это делают водолазы»
, «Можно взять в руки груз, например, камень, а потом его оставить на дне и всплыть».
Проблемная задача №2.
— Одна подруга живёт на юге и никогда не видела снега. Другая — живёт на Крайнем севере. Там снег никогда не тает.
Что можно сделать, чтобы подруга, живущая на севере, увидела деревья и цветы, а подруга, живущая на юге, увидела снег и льды. Однако, переезжать они не хотят.
Проблемная задача №3
— Дети слепили двух одинаковых снеговиков. Один растаял через неделю, а другой стоял до донца зимы.
Почему?
3)Проблемная ситуация.
Проблемная ситуация наиболее сложная форма проблемного обучения.
При решении проблемной ситуации возникает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности. Именно проблемная ситуация, по мнению психологов, составляет необходимую закономерность творческого мышления. Противоречие – основное звено проблемной ситуации.
(Противоречие — положение, при котором одно исключает другое, несовместимое с ним, противоположное ему.)
Проблемная ситуация №1,металлические предметы в воде тонут, но корабль, построенный из металла, плавает. Возникает противоречие, неопределённость, почему?
Для того, чтобы решить данную проблемную ситуацию, педагог организует ряд опытов с предметами, демонстрируя, что металлическая гирька, опущенная в воду сразу тонет, но эта же гирька, положенная на металлическую крышку, не тонет. Почему? Что удерживает её на воде? Воспитатель вопросами наталкивает детей на поиск ответа, обращая внимание, что крышка заполнена воздухом, т. к. есть бортики. Чем выше бортики, тем больше воздуха в крышке, а, следовательно, и груз большего веса может удержаться на ней, не утонув.
Рассматривая корабль, дети приходят к выводу, что его подводная часть полая, наполнена воздухом, поэтому корабль, сделанный из металла, не тонет.
Проблемная ситуация №2, воспитатель предлагает детям по наклонной доске прокатить шарики из разных материалов (деревянные, пластмассовые, резиновые, стеклянные, металлические)
. Дети выполняют действия и видят, что все шарики скатываются, а металлические останавливаются посередине доски.
Неизвестное в данном случае – почему только металлический шарик остановился посередине доски.
Возникло противоречие: шарик должен скатиться, но не скатился.
Дети задумываются, пытаются высказать свои предположения. Те, кто не знаком со свойствами магнита – в затруднении.
Далее наступает момент познавательной деятельности. Дети обследуют доску, чтобы найти причину остановки металлических шариков. Проявляют свои творческие способности – что-то предполагают. Если у кого-то уже имеются знания о свойствах магнита, могут правильно разрешить возникшее противоречие без обследования доски. Обследование доски и находка закреплённого с её обратной стороны магнита полностью разрешает возникшее противоречие у всех детей. Такое знакомство со свойствами магнита запомнится лучше всех рассказов взрослых, т. к. основано на эмоциональном восприятии.
Данная проблемная ситуация была специально создана воспитателем, но очень часто проблемные ситуации возникают естественно. В этом случае воспитатель обязан помочь детям увидеть противоречие, несоответствие, замеченное одним ребенком (или несколькими, и включить их в активную поисковую деятельность.
Приемы создания проблемных ситуаций в работе с дошкольниками
— Акцентирование внимания детей на противоречии между знаниями и жизненным опытом.
— Побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам, сопоставлению фактов путем постановки эвристических и проблемных вопросов.
— Рассматривание какой-либо проблемы с различных позиций, часто ролевых.
— Создание противоречия, проблемной ситуации.
— Организация противоречия в практической деятельности детей
Требования к проблемным ситуациям:
— решение проблемной ситуации должно быть ориентировано на максимальную самостоятельность и творческую деятельность ребенка;
— проблема должна соответствовать учебной информации, которую познает
ребенок, а также уже имеющуюся у него информацию;
— формулировка проблемы должна быть максимально ясной и свободной от
непонятных для детей слов и выражений;
— проблемная ситуация должна создавать достаточную трудность в ее решении и в то же время быть посильной для ребенка. Это будет формировать потребность в ее решении;
— проблемная ситуация должна бросать вызов любознательности детей;
— в процессе решения проблемы должна возникать потребность в рассмотрении новых ситуаций, связанных с ней;
— проблемная ситуация должна строиться с учетом основных дидактических
принципов обучения;
— в основе проблемной ситуации должно быть противоречие.
Методы проблемного обучения:
• Объяснительно-иллюстративный большая опора излагаемого материала на наглядные формы взаимодействия;
• Репродуктивный – повторение за воспитателем способа действия или элемента деятельности;
• Проблемное изложение – присутствие видимого противоречия в знаниях и представлениях, которые уже знакомы детям;;
• Частично-поисковый – направляемая воспитателем исследовательская деятельность;
• Исследовательский метод — полностью самостоятельная исследовательская деятельность детей.
Рекомендации по стилю общения с детьми
Выслушивайте каждого желающего. Давайте только положительные оценки. Вместо «правильно»
лучше говорите
«интересно»
,
«необычно»
,
«любопытно»
,
«хорошо»
. Во время бесед идите за логикой ребенка, а не навязывайте своего мнения. Учите детей возражать Вам и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая. Если в группе есть яркий лидер, со временем переключайте его на какую-либо деятельность и беседуйте с детьми уже без него. В развитии творческих способностей детей используйте активные формы
обучения — групповые дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры, групповые и индивидуальные проекты, решение ситуационных задач.
ПРИМЕРЫ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ.
• В квартире пожар. Что ты будешь делать? Почему?
• Дым в соседней квартире. Твои действия?
• Видишь, что кто-то тонет. Как поступишь?
• В квартире прорвало кран. Ты один дома. Что предпримешь сначала, что потом? Почему?
• Сказка «Репка»
.У Деда неурожай: репка не выросла. Как ему помочь?
•Машенька заблудилась в лесу и не знает, как сообщить о себе и выйти из леса.
•Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать.
В результате работы по внедрению проблемного обучения в ДОУ дети становятся более активными, наблюдательными и общительными. Они сами «видят»
проблемные ситуации, формулируют противоречия, находят разные варианты решения. У детей развивается познавательный интерес, желание исследовать, экспериментировать, рассуждать и доказывать
Технологическая карта деятельности по проблемному обучению дошкольников
Технологическая карта – это алгоритм решения проблемной ситуации.
Она отражает этапы действий, деятельности, которая реализуется дошкольниками и педагогом, в ходе решения проблемной ситуации.
Технологическая карта включает в себя следующие этапы деятельности:
- Постановка проблемы. Это самый первый и самый сложный этап работы. Воспитателю необходимо объяснить детям суть проблемы, а детям, постичь эту суть и осознать необходимость разрешения, имеющейся проблемы.
- Актуализация знаний и навыков. Происходит напоминание детям, что они владеют определенными знаниями и навыками, которые помогут им в решении проблемы и станут основой их деятельности.
- Постановка гипотез. На данном этапе выдвигаются варианты решения проблемы. Педагог оказывает помощь детям в формулировании этих вариантов.
- Проверка гипотез. Здесь, реализуются разные виды деятельности детей, в которых они проверяют правильность выдвинутых предположений. Как правило, используются разные виды игр, а также проводятся опытные и исследовательские работы.
- Получение нового знания. В ходе деятельности осуществляется формирование нового знания. Педагог помогает детям в его утверждении и введении в практическую деятельность.
Согласно данному алгоритму, обучение становится самостоятельным поиском знаний детьми. Дети выступают в роли открывателей знаний.
Проблемно-поисковый метод обучения дошкольниковконсультация
«Проблемно-поисковый метод обучения дошкольников»
Использование проблемного метода обучения максимально способствует активизации речи детей, мыслительных процессов , поиску правильного ответа, нескольких ответов, путей решения на поставленный вопрос.
Поиск решений поставленной педагогом задачи – это и есть основа проблемного обучения. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Проблемное обучение – организованный педагогом способ активного взаимодействия ребенка с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям знания и способом их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания.
В основе проблемного метода обучения лежит не учебный план, а игры и трудовая деятельность.
Схема проблемного обучения представляется как последовательность процедур, включающих:
— постановку педагогом проблемной задачи,
— создание для детей проблемной ситуации,
— осознание, принятие и самостоятельное разрешение возникшей проблемы
Первым этапом процесса решения проблемы считается поиск средств анализа условий проблемы с актуализации прежних знаний и способов действия: «Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», «Что мы можем использовать из известного нам для нахождения неизвестного?» этот этап характеризуется растерянностью ребенка, исчерпавшего все известные ему способы решения проблемы и не нашедшего нужного способа. Наступает отказ от известных способов решения.
На втором этапе происходит процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т.е. выдвижение гипотез, поиск «ключа», идеи решения. На втором этапе решения ребенок ищет «во внешних условиях», в различных источниках знаний.
Третий этап решения проблемы – доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения. Практически это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью, с выполнением вычислений, с построением системы доказательств, обосновывающих решение.
В процессе образовательной деятельности с использованием проблемного метода обучения дети овладевают различными способами приобретения новых знаний и применением данных способов для решения конкретных задач.
Успехом такой образовательной деятельности становится грамотно созданная и поставленная педагогом проблемная ситуация.
С психологической точки зрения проблемная ситуация представляет собой более или менее явно осознанное затруднение, порождаемое несоответствием, несогласованностью между имеющимися знаниями ребенка и теми знаниями, которые необходимы для решения возникшей или предложенной задачи.
Задача, создающая проблемную ситуацию, и называется проблемной задачей или просто проблемой.
Основу проблемного метода обучения составляет необходимость в стимуляции творческой деятельности ребенка и оказании ему помощи в процессе исследовательской деятельности. Отсюда возникновение различных способов решения проблемы, возникновение познавательного интереса и, в конечном счете, результата всей образовательной деятельности.
Основными психологическими условиями для успешного применения проблемного метода обучения являются:
· Проблемная ситуация должна отвечать целям формирования системы знаний.
· Быть доступной для обучаемых.
· Должна вызывать собственную самостоятельную познавательную деятельность и активность детей.
· Задания должны быть таковыми, чтобы ребенок не мог их выполнить, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.
Достоинствами проблемного обучения являются:
ü Высокая самостоятельность детей,
ü Формирование познавательного интереса,
ü Формирование личностной мотивации ребенка,
ü Развитие мыслительных процессов в процессе деятельности у ребенка.
Таким образом, метод проблемного обучения предполагает осознание характера затруднения в связи с недостаточностью имеющихся знаний, раскрывает пути его преодоления, состоящие в поиске новых знаний, новых способов действий, и как следствие– развитие процесса творческого мышления.
Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут — не хватает знаний, жизненного опыта.
Существуют четыре уровня проблемности в обучении:
1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.
2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод)
В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.
В одном случае воспитатель может сам с помощью детей вести поиск. Поставив проблему, воспитатель вскрывает путь её решения, рассуждает вместе с детьми, высказывает предположения, обсуждает их вместе с детьми.
В другом случае роль воспитателя может быть минимальной – он предоставляет детям возможность совершенно самостоятельно искать пути решения проблем.
Метод обучения, связанный с самостоятельным поиском и открытиями детьми тех или иных истин, называют проблемно-эвристическим методом.
В каждом конкретном случае воспитатель сам решает, в какой форме проводить работу с детьми: группой или индивидуально. Тем не менее, чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и совместная деятельность со взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная деятельность организовывается в форме диалога ребенка с воспитателем и другими детьми в группе. Показатели такого диалога – простота общения, демократичность отношений.
Проблемное обучение – важнейшее средство развития дошкольников. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску. Тем самым войдя в жизнь ребенок будет более защищен от стрессов.
Итак, применение в учебном процессе проблемных ситуаций помогает воспитателю выполнить одну из важных задач, поставленных реформой детского сада, – формировать у учащихся самостоятельное, активное, творческое мышление.
Автор: Карпова Наталья Игоревна
Суть проблемного обучения в детском саду.
Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания. Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает к вопросу, догадкам. Как организовать познавательную деятельность детей, чтобы развивать психические процессы? (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, а также развитие речи). В каждом конкретном случае вы сами решаете, в какой форме проводить работу с детьми: группой или индивидуально. Тем не менее, чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и совместная деятельность со взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослы: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная деятельность организовывается в форме диалога ребенка с воспитателем и другими детьми в группе. Показатели такого диалога — простота общения, демократичность отношений. Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят. Основа проблемного обучения — вопросы и задания, которые предлагают детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым. Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом — сходства. Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями. Для этого дети должны пересмотреть свои прежние представления, перестроить их на новый лад. Активизируют мышление детей вопросы, которые побуждают искать ответ в воображаемом плане. Так, на летней прогулке воспитатель предлагает подумать, как изменились бы игры детей, если бы стоял морозный зимний день? Можно иногда и ошибиться — пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не забудьте о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению. Особенно, такие приемы нужны детям с недостаточной работоспособностью (неусидчивые): они мобилизуют их внимание и волевые усилия.
Проблемы применения проблемного обучения в образовательном процессе ДОУ
При всех положительных аспектах использования проблемного обучения, его применение в ДОУ сталкивается с рядом проблем. К ним относятся:
- Большие временные затраты. Подготовка к занятиям, основанным на проблемных методах обучения, требует от педагога больших временных затрат. Это обусловлено возрастными особенностями развития дошкольников и их восприимчивостью информации, а также, большими затратами времени на мотивацию к деятельности;
- Сложности управления познавательной деятельностью воспитанников. Познавательная деятельность детей дошкольного возраста не так просто поддается управлению. Требуется нахождение оптимального подхода к этому процессу;
- Необходимость активизации любознательности. Любая проблемная ситуация должна бросать вызов любознательности дошкольников. Потому, необходимо выбрать адекватную ситуацию и развить ее;
- Соответствие проблемной ситуации теме обучения.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы