Технология наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Наглядное моделирование как эффективное средство умственного развития детей дошкольного возраста
  • Харченко Анна Владимировна, Воспитатель МБДОУ г. Иркутска детский сад № 75;
  • Шатохина Марина Геннадьевна, Воспитатель МБДОУ г. Иркутска детский сад № 75

Современный мир очень быстро меняется. Вместе с ним меняется всё, в том числе и мышление. Задача нынешних воспитанников заключается не в простом овладении знаниями, а в умении добывать их самостоятельно и оперировать ими. Поэтому современная педагогика ищет возможности использовать скрытые резервы умственной деятельности детей, пути наиболее эффективного обучения. Процесс обучения, несомненно, должен быть как можно более наглядным и максимально динамичным. Следует отметить, что один из таких путей, развивающий детский интерес к познанию, — это моделирование.

Моделирование является наглядно-практическим методом обучения. Модель это обобщенный образ значимых свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т.д.) Метод моделирования был разработан Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым. Его сущность заключается в развитии мышления ребенка с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

В дошкольной педагогике выделяют три вида моделей:

  • Предметная модель. Это может быть физическая конструк-ция, предмет либо предметы, закономерно связанные друг с другом. Модель является аналогом предмета и воспроизводит его основные связи и особенности.
  • Предметно-схематическая модель. В данном случае сущест-венные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Такая модель показывает связи в обобщенном виде.
  • Графическая модель. Обобщенно передает разные виды от-ношений, представляет собой график, схему, карту и т. д.

К приемам наглядного моделирования относятся: заместители, пикто-граммы, мнемотаблицы.

При замещении одни объекты заменяются другими. В качестве заместителей используют, как правило, бумажные квадраты, круги, овалы, различные по цвету и величине, т. к. замещение основывается на каком-либо различии.

Пиктограмма – это символическое изображение, которое заменяет слово. Данный прием моделирования относится к невербальным средствам общения, и может использоваться в следующих случаях:

  • когда ребенок пока не говорит, но вскоре овладеет речью;
  • для постоянного общения с ребенком, неспособным говорить вообще;
  • для облегчения развития речи;
  • как подготовка к освоению письма и чтения;
  • в качестве средства, помогающего изложить мысли в устной форме.

Мнемотаблицы представляют собой схемы, в которых заложена какая-либо информация. Суть мнемосхемы такова: на каждое слово или маленькое словосочетание нужно придумать какую-либо картинку; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Ребёнок гораздо быстрее запомнит информацию, глядя на эти схемы-рисунки. Поэтому можно сказать, что мнемосхемы – это своеобразное средство для запоминания.

Многие исследователи считают, что использовать метод моделирования можно в различных видах детской деятельности (Н. Н. Кондратьева, М. В. Крулехт, А. К. Матвеева, Т. Д. Рихтерман, О. Н. Сомкова и др.).

Действительно, моделирование можно использовать везде – в математическом и речевом развитии, при ознакомлении с художественной литературой, в изобразительной деятельности и при знакомстве с окружающим миром. Педагог всегда ищет новые способы, приёмы, которые помогают облегчить усвоение детьми нового материала. Наглядное модели-рование – прекрасный помощник воспитателя. Оно развивает познавательный интерес, учит детей выделять главную мысль, систематизировать свои знания, а также способствует предотвращению утомляемости.

Использование метода наглядного моделирования в дошкольном образовании очень эффективно. Ведь различные схематические изображения дети понимают легко и быстро и успешно пользуются ими в дальнейшем. Старшим дошкольникам достаточно всего лишь одного объяснения, чтобы понять, что такое план помещения, и они свободно найдут спрятанный в комнате предмет, ориентируясь на отметки в плане. Дети легко узнают схематические изображения предметов, пользуются схемой типа географической карты, чтобы выбрать нужный путь в разветвленной системе дорожек, и т. д.

Известно, что многие виды знаний ребенку легче усвоить в виде действий с моделями, нежели на основе словесного объяснения взрослого. Например, при формировании математических представлений чрезвычайно трудно происходит ознакомление детей с отношениями части и целого. Словесные методы в данном случае не столь эффективны, как схематические изображения: при использовании наглядного моделирования дети легко понимают, что целый предмет может быть разделен и восстановлен из частей.

Какие цели должен преследовать педагог, используя в своей работе на-глядное моделирование? В первую очередь, развивать познавательный интерес, научить детей самостоятельно добывать информацию. Метод наглядного моделирования позволяет дошкольникам проводить исследование, делать сравнения, умозаключения.

Практика показывает, что использование моделирования помогает детям без затруднения ориентироваться в знаковой системе и способах кодирования, совершенствует устную речь, способствует развитию логического и образного мышления, памяти, внимания. Также формирует представления об окружающем мире, труде и т.д.

Таким образом, можно сказать, что моделирование — один из наиболее эффективных методов умственного воспитания детей дошкольного возраста, поскольку мышление их характеризуется предметной образностью и наглядной конкретностью. Поэтому использовать метод моделирования в практике дошкольного образования можно и нужно. Педагоги не должны бояться применять эту методику, так как она даёт ощутимые результаты.

Следующая >

Портал педагога

Автор:
Пушина Екатерина Андреевна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МБДОУ №1 «Чебурашка»
Населённый пункт:
г.Усть-Илимск, Иркутская область
Наименование материала:
Статья
Тема:
«Технология наглядного моделирования на практике в ДОУ»
Дата публикации:
16.03.2016
Раздел:
дошкольное образование

Тема: «Технология наглядного моделирования на практике в ДОУ»

Актуальность:

В наш динамический век значительно увеличился поток информации. Соответственно усложнился процесс восприятия этой информации. Ведущие специалисты дошкольного воспитания Н.Н.Подъякова справедливо подчёркивала, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей информации. В дошкольной педагогике инструментом познания может стать модель. Дошкольники лишены возможности записывать информацию, отметить что- либо письменно на занятии, поэтому в детском саду в основном задействован один вид памяти-вербальный.
Моделирование
— это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную и ассоциативную память Это оптимальная и результативная технология, позволяющая максимально активизировать речевую деятельность, сохраняя при этом интерес к занятию. Доступность моделирования дошкольникам отмечалась и в исследованиях Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконина. В основе моделирования лежит принцип замещения, где реальные предметы замещаются рисунком, схемой, значком.
Следовательно, актуальность в том, что:
1-дошкольник пластичен, легко обучаем, но быстро утомляется и теряет интерес. Моделирование же вызывает интерес и тем самым решает эту проблему. 2- Использование символов аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания. А ведь одно из правил запоминания гласит: «Когда учишь- записывай, рисуй, черти!» З-Графические аналогии помогают видеть главное, систематизировать полученные знания. Таким образом, моделирование- это наглядный практический метод обучения, разработанный Д.Б.Элькониным.Н.Н.Подъяковой, Н.А.Ветлугиной. Он заключается в том, что мышление ребёнка развивается с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Формирование навыков наглядного моделирования происходит с постоянным повышением доли самостоятельного участия детей в процессе работы. Данная технология обладает варьеативностью ,гибкостью, многофункциональностью, т.к.условности легко воспринимаются детьми. Использованные в работе пиктограммы, схемы. Мнемотаблицы, значки- символы, стелизованные картинки, графики, планы не только активизируют детей. Но и способствуют переводу речевых навыков из «зоны ближайшего развития» в «зону актуального развития».
В дошкольном возрасте применяются различные виды моделей:
 предметные — в которых воспроизводятся конструкторские особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть модели построек, глобуса, экосистемы.  Предметно-схематические модели — в них существуют признаки, связи, отношения, представленные в виде предметов-макетов. Примером могут служить алгоритмы, последовательности действий (умывание, сервировка, уход за растениями. Технологии приготовления блюд, логоритмические упражнения)  Графические модели (графики, схемы) передают условно-обобщённые признаки, связи, отношения. Явления. Примером может служить «Календарь погоды и природы», план группы, участка, кукольного уголка, маршрута путешествия. В ходе наглядного моделирования детей знакомят с графическим способом передачи информации — моделью.В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать геометрические фигуры, символические изображения, планы.
Добывая информацию методом наглядного моделирования, дети учатся:
 исследовать, сравнивать, составлять внутренний план умственных действий,совершенствовать речевые функции.  Формировать и высказывать суждения и умозаключения. Применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и не речевых: внимание, память, мышление. Технологии наглядного моделирования требуют соблюдения следующих принципов обучения:  развивающий и воспитывающий характер обучения;  системность и последовательность;  сознательность и самостоятельность;  творческая активность;  наглядность и доступность;  сочетание коллективной и индивидуальной работы. Формирование навыков наглядного моделирования происходит по следующим этапам:  усвоение и анализ сенсорного материала;  перевод его на знаково-символический язык;  работа с моделью.
Этапы развития навыков наглядного моделирования решают следующие
задачи:

1.Знакомство с графическим способом предоставленной информации. 2.Формирование навыка дешифровки модели. З.Формирование навыка самостоятельного моделирования. В школе знаково-символическая система используется постоянно. С помощью её детей учат кодировать изучаемую информацию.Это необходимый компонент обучения, а правильная речь — один из показателей готовности ребёнка к школе, залогом успешного усвоения грамоты и чтения. Введение нами наглядного моделирования в своей группе в процесс обучения позволило целенаправленно развивать речь, обогащать словарь, закреплять новое словообразование, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описание предметов, составление рассказов. Перессказывание, правильное использование предлогов. На начальных этапах своей работы по внедрению наглядного моделирования мы использовали следующий материал: картинки, предметы, стилизованные изображения, обеспечивающие опору на наглядно-образное мышление, что соответствовало начальному этапу обучения-мыслительным операциям: синтезу, анализу, классификации. На последующем этапе использовали более сложные операции — обобщение, абстракции, где наглядные модели опирались как на образное, так и на словесно-логическое мышление, то есть речевой образец.
Способы наглядного моделирования в нашей группе включают в себя:
 обозначение предметов с помощью разнообразных заместителей;  использование и создание разных видов условных схем, изображение реальных предметов и объектов;  умение считывать и создавать графические изображения признаков. Объектов, относящихся к тому или иному классу (одежда, обувь, фрукты, овощи и т. д.)  умение ориентироваться в пространстве по схеме;  умение составлять план реального пространства (комната.,группа, участок.)  умение использовать пространственно-временные модели при пересказе, составлении рассказа;  самостоятельное создание моделей по собственному замыслу. Таким образом, наглядное моделирование используется во всех видах детской деятельности и во всех образовательных областях, потому, что это источник развития умственных способностей и творчества в дошкольном детстве. В данном возрасте развитие воображения и образного мышления является главным направлением умственного развития. Моделирование мы большей частью используем на занятиях по обучению связной речи, грамоте, познанию, изодеятельности, труде, экспериментальной деятельности, самостоятельной, игровой, музыкальной, физкультурной, но конечно же с учётом возрастных особенностей.
Этапы внедрения в практику работы наглядного моделирования:
1 этап-научить читать таблицы: а. сообщение информации по теме в форме познавательной беседы; б. рассматривание готовой таблицы. Составленной по содержанию темы, расшифровка символов, раскодировка информации; в. пересказ информации детьми с опорой на схему с помощью взрослого и без него; г. графические зарисовки схем, мнемотаблиц по результатам деятельности. 2 этап: познакомить с общими моделями кодировки информации о предметах, объектах, явлениях. а.сообщение темы; б.рассматривание общей схемы кодировки (материалом для этого является любое обобщающее понятие: животные, органы чувств, транспорт, деревья и др.) в. составление модели-информации о конкретной теме с опорой на общую схему.  Моделирование осуществляется под руководством взрослого с использованием наводящих вопросов.  Что обозначает этот знак?  Что мы можем рассказать об этом объекте?  Как мы это изобразим в нашей модели?  Отгадывание загадок- мнемотаблиц составленных воспитателем с опорой на общую схему. З. этап: совместное кодирование информации, обсуждение вариантов знаков, отображающих то или иное свойство кодируемого предмета и самостоятельное придумывание таблиц по пройденному материалу. 4 этап: отрабатывание навыков кодирования в разных видах деятельности. Спомощью картинно-графического плана, представленного в виде пиктограмм, предметных картинок дети перессказывают тексты, учат загадки, составляют рассказы, зарисовывают тексты загадок, четверостиший, небольших рассказов. Набор пиктограмм позволяет показать многообразие однокоренных слов, а рисунок показывает направление мыслей. Самым положительным в использовании пиктограмм является то, что речь воспитателя сводится к минимуму. Пиктограммы можно менять, дополнять. Всё зависит от творчества педагога. На начальном этапе обучения составлению описательных рассказов мы делали схему из отдельных карточек, подставляя их поочерёдно к описываемому предмету, а затем постепенно их отдаляли друг от друга и в конце концов объединяли в единую схему-клетки (мнемотаблицу.)
Использование мнемотаблиц даёт положительный эффект:
1. мощно развивается визуальное мышление; 2. вырабатывается устойчивое внимание, длительная концентрация; 3. формируется способность к эффективному самостоятельному обучению. Таким образом, с помощью наглядного моделирования можно достичь следующих результатов: 1.появится интерес к заучиванию стихов, логоритмических упражнений, пальчиковых гимнастик; 2.увеличится словарный запас; З.дети преодолеют застенчивость, робость, а приобретённое умение поможет свободно держаться и высказываться перед аудиторией.Повышенное чувство заинтересованности, удовлетворение своими ответами, результатами своего труда совершенствуют у ребёнка психологические процессы: память, внимание, мышление, речь, что положительно сказывается на результатах коррекционной работы.

Консультация для воспитателей «Метод моделирования в образовательном процессе ДОУ»

МДОУ детский сад №47 «Ветерок»

Консультация для воспитателей

«Метод моделирования в образовательном процессе ДОУ»

«Метод моделирования в образовательном процессе ДОУ»

1.Моделирование и его суть.

2.Требования, предъявляемые к моделям.

4.Методические рекомендации по введению моделей в учебный процесс.

5.Использование метода моделирования в различных видах детской деятельности.

Моделирование –

процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов. Особенность моделирования как метода обучения в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений, при формировании знаний, приближающихся по содержанию к понятиям.

Доступность метода моделирования для дошкольников показана была психологами (А.В.Запорожцем, Л.А.Венгером, Н.Н.Поддьяковым, Д.Б.Элькониным). Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком. Разработаны модели для формирования природоведческих знаний, развития речи, звукового анализа слов, конструирования, изобразительной деятельности и т.д. ( Н.И. Ветрова, Л.Е. Журова, Н.М.Крылова, В.И.Логинова, Л.А.Парамонова, Т.Д. Рихтерман и др.).

Требования, предъявляемые к модели

Чтобы модель как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

1. чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту. 2. быть простой для восприятия и доступной для создания и действий с ней; 3. ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью; 4. она должна облегчать познание (М.И.Кондаков, В.П.Мизинцев).

В дидактике выделены три вида

моделей:

1.Предметная модель —

имеет вид физической конструкции предмета или предметов, закономерно связанных. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения частей в пространстве, взаимосвязь объектов. От игрушки такая модель отличается точностью воспроизведения существенных связей и зависимостей внутри моделируемого объекта или между ними, возможностью обнаружить эти зависимости в деятельности с моделью.

2.Предметно-схематическая модель. —

Здесь выделенные в объекте познания, существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Структура такой модели должна быть подобна главнейшим компонентом изучаемого объекта и тем связям, отношениям, которые становятся предметом познания. Предметно-схематическая модель должна обнаружить эти связи, отчётливо представить их в изолированном, обобщённом виде.

3.Графические модели. —

Обобщённо передают разные виды отношений (графики, формулы, схемы). Этот вид моделей используется преимущественно в школе.

Методические рекомендации по введению моделей

в образовательный процесс

Методика введения моделей в процесс познания должна учитывать ряд обстоятельств:

1.

Модель, обнажая необходимые для познания связи и отношения, упрощает объект, представляет лишь его отдельные стороны, отдельные связи. Следовательно, модель не может быть единственным методом познания: она используется тогда, когда нужно вскрыть для детей, то или иное существенное содержание в объекте. Это означает, что условием введения моделей в процесс познания является предварительное ознакомление детей с самими реальными предметами, явлениями, их внешними особенностями, конкретно представленными связями и опосредованиями в окружающей действительности.

2.

Введение модели требует определённого уровня сформированности умственной деятельности: умения анализировать, абстрагировать особенности предметов, явлений; образного мышления, позволяющего замещать объекты; умения устанавливать связи. И хотя все эти умения формируются у детей в процессе использования моделей в познавательной деятельности, для введения их, освоения и самой модели и использования её в целях дальнейшего познания требуется уже достаточно высокий для дошкольника уровень дифференцированного восприятия, образного мышления, связной речи и богатого словаря.

3.

Использование модели в целях познания существенных особенностей объектов требует предварительного освоения детьми модели. При этом простые предметные модели осваиваются, детьми достаточно быстро. Более сложные связи требуют более сложных предметно-схематических моделей и особой методики. При этом дети сначала включаются в процесс создания модели, который увязывается с наблюдением и анализом моделируемого явления. Это позволяет ребёнку выделять компоненты анализируемого объекта, осваивать то, что затем будет подлежать анализу их модели. Таким образом, само освоение модели представлено в виде участия детей в создании модели, участия в процессе замещения предметов схематическими образами. Это предварительное освоение модели является условием её использования для раскрытия отражённой в ней связи.

Использование метода «моделирования» в различных видах детской деятельности

1.Моделирование в математическом развитии детей.

а) Логические блоки Дьенеша – набор объёмных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру, толщине. б) Палочки Кюизинера – комплект счётных палочек разного цвета и разной длины. Палочки одинаковой длины окрашены в один и тот же цвет и обозначают одно и тоже число. Чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое оно выражает. в) Метод моделирования в математике часто встречается в виде «цепочек символов». Например, используются сочетания символов при ориентировке на листе бумаги. г) Так же можно обратиться к опорным схемам при использовании аббревиатур для обозначения месяцев года.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]