Дополнительная общеразвивающая программа «Школа АБВГДейка»
Автор: Амелина Ирина Николаевна
Дополнительная общеразвивающая программа
«Школа АБВГДейка»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа «Школа АБВГДейка» рассчитана на одногодичное обучение детей 6-7-летнего возраста.
Развитие речи предполагает освоение детьми основных языковых единиц (звуков, слов, словосочетаний, предложений) и механизмов речи (восприятие речи, создание речевых высказываний, воспроизведение). Развитие речи идѐт по четырѐм основным направлениям: развитие звуковой стороны речи, обогащение словаря, работа над словосочетанием и предложением, развитие связной речи. На данных занятиях основное внимание уделяется развитию двух видов речевой деятельности: слушанию и говорению.
Основная цель:
всестороннее развитие ребенка: формирование мотивации учения, развитие мышления, фантазии, творческих способностей, увеличение объема памяти, развитие внимания, речи и умения аргументировать свои высказывания, выявление индивидуальных особенностей будущих первоклассников и формирование готовности к школьному обучению.
Задачи
программы:
— развивать фонематический слух;
— развивать артикуляционный аппарат, дикцию;
— расширять словарный запас детей;
— совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
— развивать умение составлять речевые высказывания на основе личных впечатлений, на основе услышанного и прочитанного, на основе иллюстраций;
— обучать использованию в речи слов, словосочетаний и предложений разных видов;
— развивать умение отвечать и задавать вопросы;
— развивать интерес детей к самостоятельному словесному творчеству, созданию рассказов, сказок, стихотворений;
— развитие мелкой моторики рук с использованием ритмической и пальчиковой гимнастики (обводка, штриховка, игры с карандашами и т.п.).
Общая характеристика программы
Развитие речи – интегрированный курс, включающий основные направления развития дошкольников:
· игра;
· ознакомление с художественной литературой;
· развитие речи;
· развитие мелкой моторики;
· обучение чтению.
Структурно занятия по развитию речи разделяются на несколько этапов. В зависимости от содержания занятий и форм организации образовательного процесса на различные этапы отводится определённое количество времени. На некоторых занятиях работа с кубиками, таблицами и иллюстрациями может проводиться параллельно с работой над упражнениями по развитию мелкой моторики рук с использованием ритмической и пальчиковой гимнастики. При дифференциации заданий может быть использована индивидуальная или групповая форма работы с детьми по формированию и развитию навыка чтения.
Как известно, одним из мощнейших средств развития ребёнка является игра. Играя, ребёнок органично встраивается в сложный процесс овладения различными учебными умениями и навыками. При этом он осваивает то, что требует большого труда в школе. Буквально с первых шагов обучение превращается для детей в желанное, доставляющее радость занятие.
Содержание программы
Развитие звуковой стороны речи
Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Выработка отчѐтливого и достаточно громкого правильного произношения слов, слогов, звуков. Совершенствовать фонематический слух: дать представление о звуке, учить выделять отдельные звуки, называть слова с определѐнным звуком, определять место звука в слове.
Развитие связной речи
Развивать связную монологическую речь ребенка: построение связного высказывания, пересказ литературного произведения, составление рассказов, сочинение сказок, загадок. Воспитание культуры речевого общения: развернутость ответа, способность аргументировать свое мнение, умение слушать собеседника и задать ему вопросы.
Обогащение словар
я
Упражнять детей в подборе слов со сходными (синонимы) и противоположными (антонимы) значениями. Расширять запас слов, обозначающих название предметов, действий, признаков. Познакомить с разными способами образования слов, упражнять в образовании однокоренных слов, в сравнительной и превосходной степени имен прилагательных. Учить подбирать слова-ассоциации, рифмовать слова.
Основные этапы обучения дошкольников
I
этап
–
установочные занятия
На данном этапе дошкольники знакомятся с педагогом и ребятами группы, особенностями обучения. Происходит так называемое «вживание» в новую роль, в новые условия. Основными формами организации детской деятельности являются ролевые игры, игры с дидактическим материалом, беседы о правилах поведения в школе и дома и т.д.
II
этап
–
запоминание складов
На этапе запоминания складов ребёнок должен осмыслить, понять складовые слияния (МА, МО, МУ, МЫ, МЭ, мя, ме, мю, ми и т.д.). При данной работе используются как индивидуальные, так и групповые формы организации занятий.
III
этап — выход в слово, предложение, текст
Продолжительность данного этапа у детей различна, так как каждый ребёнок индивидуален в своем развитии (по особенностям психологических функций, темпераменту и т.п.). Выходом в слово дети овладевают в разное время: кто раньше, кто позже. Работа по формированию навыка чтения слов носит индивидуально-дифференцированный характер. На данном этапе начинается работа по «печатанию» (написанию печатными буквами) складов и слов в тетради в крупную клетку.
Ребята, раньше усвоившие слово как единицу речи, успешнее выходят в предложение. Дети знакомятся с поговорками, пословицами, чистоговорками. Продолжается работа по развитию мелкой моторики: печатание, обвод пальчиками букв.
Более успешные дети выходят в чтение текстов: отрывки из произведений, небольшие сказки, стихотворения. Введение книжного шрифта проходит постепенно, индивидуально в зависимости от усвоения навыка чтения каждым ребёнком. Организация занятий носит дифференцированный характер: работа в группе, в парах, индивидуальная работа, хоровое чтение.
Тематическое планирование
Программа курса: «Школа АБВГДейка» рассчитана на 1 год обучения в объёме 35 часов (1час в неделю).
№ п/п | Раздел | Количество часов | |
Практика | Теория | ||
1 | Установочные занятия | 2 | |
2 | Запоминание складов | 10 | |
3 | Выход в слово, предложение, текст | 14 | |
4 | Ритмопластика | 6 | |
5 | Культура и техника речи | 3 | |
ИТОГО | 35 часов |
Описание методического обеспечения образовательного процесса
Учебно – методические пособия для учителя:
Овечкина А.Н. Школа АБВГДейка. Программа предшкольной подготовки детей 6 лет – М.: Школьная Пресса
Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста — М.: Под ред. 2-е издание
Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи — М.: Просвещение
Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. — М.: Педагогическое общество России
Белова Т.В., Солнцева В.А. Готов ли ребенок к обучению в первом классе? — М.: Ювента
Планируемые результаты освоения программы по развитию речи «Школа АБВГДейка» :
В результате воспитательно-образовательной работы дошкольники приобретают ряд навыков и умений, необходимых для успешного обучения и адаптации в школе.
Дети осваивают следующие конструктивные знания
(понимание) и
умения
:
1.Сформированный навык осознанного чтения ( индивидуально по отношению к каждому ребёнку: выход ребёнка в слово или в книгу зависит от познавательного и психологического потенциала каждого)
2.Умение рассказывать по картинке, пересказывать рассказы, сказки
3.Умение выражать свои мысли, правильно формулировать вопросы
4.Проявлять интерес к чтению, уважение к книге
5. Артикуляция, дикция, правильное произношение звуков
Календарно – тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Виды упражнений |
1 | Давайте знакомиться. Экскурсия по школе | Игра: Давайте знакомиться. Заучивание скороговорок |
2 | Вежливые слова. Правила школьной жизни. А. Барто «В школу» | Составление рассказа |
3 | Моя семья. Как хлеб на стол пришёл? Русская народная сказка «Лёгкий хлеб» | Пение «песенок» о членах семьи (м, п, б, д, с) |
4 | Животные дикие и домашние. Кто где живёт? Сказка «Зимовье зверей | Пение «песенок» о животных (в, г, з, к, л) |
5 | Птицы перелётные и зимующие. А. Фет «Ласточки пропали» | Пение «песенок» о животных (н, р, т, х) |
6 | Как дети помогают взрослым? Инструменты. А. Барто «Помощница» | Пение песенок. Закрепление. |
7 | Разные профессии. Мужественные профессии. Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла?» | Знакомство со складами. Пение «песенок» по складам ( с буквами А, Я) . |
8 | Пассажирский и специальный транспорт. Правила дорожного движения | Пение «песенок» по складам ( с буквами О, Ё) . |
9 | Время суток. Режим дня. Дни недели. Сказка «Хаврошечка» | Пение «песенок» по складам ( с буквами У, Ю) . |
10 | Игрушки. Моя любимая игрушка. В. Катаев «Цветик – семицветик» | Пение «песенок» по складам ( с буквами Ы, И) . |
11 | Правила личной гигиены. К. Чуковский «Мойдодыр» | Пение «песенок» по складам ( с буквами Э, Е) . |
12 | К. Чуковский «Доктор Айболит» | Пение «песенок» по складам. Закрепление. |
13 | Уроки вежливости. Добрые слова. В. Осеева «Волшебное слово» | Составление слов из складов. |
14 | Школьные принадлежности. А. Барто «Как хорошо уметь читать!» | Составление слов из складов. |
15 | Здравствуй, гостья Зима! В.Одоевский «Мороз Иванович» сказка. | Составление слов из складов. |
16 | Народные зимние игры и развлечения. | Составление слов из складов. Чтение слов из складных карточек. |
17 | Русская народная сказка «Заюшкина избушка». | Составление слов из складов. Чтение слов из складных карточек. |
18 | Что такое мороз? Н. Образцов «Морозный день» | Составление слов из складов. Чтение слов из складных карточек. |
19 | Что такое настроение? А. Барто «Морковный сок» | Составление слов из складов. Чтение слов из складных карточек. Печатание складов и слов. |
20 | Что такое дружба? Н. Носов «Карасик» | Чтение слов из складных карточек. Печатание складов и слов. |
21 | Что такое дружба? Л.Толстой «Два товарища» | Чтение слов из складных карточек. Печатание складов и слов. |
22 | В гостях у сказки. Мои любимые сказки. Русская народная сказка «Колобок» | Чтение слов из складных карточек. Печатание складов и слов. |
23 | Волшебные сказки. Русская народная сказка «Два мороза» | Чтение слов из складных карточек. Печатание складов и слов. |
24 | Сказки о животных. Русская народная сказка «Теремок» | Чтение слов из складных карточек. Печатание складов и слов. |
25 | Игра «Путешествие по сказкам» | Закрепление навыка чтения и письма. |
26 | Разговор по телефону. Игра «Телеграф». Н.Носов «Телефон» | Закрепление навыка чтения и письма. |
27 | Упражнения на развитие словотворчества. Игра «Закончи слово» | Закрепление навыка чтения и письма. |
28 | Занимательные сказки о Веселом Язычке | Закрепление навыка чтения и письма. |
29 | Учимся говорить правильно. Игра «Живые слова» (составление картинного словаря) | Закрепление навыка чтения и письма. |
30 | Обучение творческому рассказыванию. «Слова перепутались» (работа с деформированным текстом) | Закрепление навыка чтения и письма. |
31 | Обучение творческому рассказыванию. Основы артикуляционной гимнастики. | Закрепление. |
32 | Обучение творческому рассказыванию. | Закрепление. |
33 | Культура общения. Речевой эпитет. | Чтение текстов. |
34 | Культура общения. Правила общения в школе. | Чтение текстов. |
35 | Скоро стану школьником. Правила поведения в школе. А. Барто «Я выросла» | Чтение текстов. |
comments powered by HyperComments
Подробное описание
ВВЕДЕНИЕ
В жизни каждой семьи однажды наступает радостный момент: подросший малыш с новеньким ранцем за спиной и букетом в руках направляется первый раз в первый класс. И конечно, в каждой семье, где растут дети, перед взрослыми встает вопрос: как подготовить их к школе, к предстоящему труду?
Так, подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, – любознательности, инициативности, самостоятельности, производительности, творческого самовыражения.
По глубокому убеждению некоторых родителей, готовность ребенка к систематическому школьному обучению сводится к сумме знаний, которыми добросовестные взрослые напичкали маленького «абитуриента». А ведь в первую очередь необходимо позаботиться о психологической готовности детей к школьному обучению, о сформированности у ребенка тех качеств характера, которые помогут ему найти контакт с учителем и одноклассниками. К таким качествам можно отнести: умение ребенка построить общение со сверстниками, умение при необходимости подчиняться требованиям взрослых. Важно помнить, что в первом классе для ребенка самое главное – научиться учиться, а не получить конкретные знания и умения. Далеко не каждая семья может самостоятельно полноценно подготовить ребенка к посещению школы.
В связи с этим педагогами была разработана программа подготовки детей к школе «АБВГДЕйка». В ходе занятий по этой программе дети приобретают элементарные вычислительные навыки, делают первые шаги в чтении слогов, слов, предложений. Осуществляется развитие коммуникативных навыков, познавательных процессов, творческих способностей. Все это закрепляется в игровой и адаптированной к возрасту детей форме на занятиях по физической культуре.
Поступление ребенка в школу – это ответственный и сложный момент в его жизни. Детям с разным уровнем подготовки к обучению в новых для них условиях одинаково трудны смена привычной обстановки, встреча и общение с многочисленным коллективом детей и взрослых, привыкание к иному режиму, большей статичности двигательной деятельности и т. п.
Предлагаемый программный проект обоснован необходимостью поиска и подбора оптимально допустимых технологий и методик, обеспечивающих наибольшую интеграцию познавательной и двигательной деятельности детей дошкольного и раннего школьного возраста.
Цель данной программы: всесторонняя и планомерная подготовка детей к обучению в школе с реализацией мероприятий по профилактике возможных трудностей при адаптации и формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни через организацию специализированных интегрированных групп.
Реализация программы будет способствовать решению следующих задач:
– развитие познавательной сферы ребенка через организацию занятий по ознакомлению с социальной действительностью;
– определение готовности детей к школе при помощи педагогического и психологического тестирования;
– формирование психологической готовности детей к обучению в школе при помощи организации психолого-педагогических мероприятий;
– формирование речевой активности детей через организацию логопедических занятий;
– обучение основам чтения, формирование элементарных математических представлений через организацию специальных занятий;
– развитие творческих способностей ребенка через организацию художественно-продуктивной деятельности;
– привитие навыков здорового образа жизни при помощи организации динамических и физкультурных пауз.
Представленный материал был успешно апробирован педагогическим коллективом центра социальной помощи семье и детям и вводился через интеграцию познавательной, творческой и физкультурно-оздоровительной деятельности детей в ходе проведения специализированных занятий сюжетно-ролевого характера с педагогом-психологом, учителем-логопедом, артпедагогом, социальным педагогом и инструктором ЛФК.
Работая в проекте, специалисты центра разработали и апробировали технологии и методики, направленные на развитие интеллектуальных способностей ребенка, обеспечение благоприятного эмоционального фона детей с разными возможностями, разным уровнем развития и детей с социальными проблемами.
Составителями подобраны и разработаны комплексы развивающих и коррекционных занятий и упражнений с детьми 6–7 лет, организована предметно-развивающая среда.
Проведя первую диагностику уровня развития, даются индивидуальные рекомендации родителям по развитию конкретного ребенка. Психолого-педагогическая диагностика детей дает возможность прогнозировать их развитие.
Для детей с проблемами речи в проекте предусмотрена работа учителя-логопеда, который при помощи специально подобранных коррекционных занятий и упражнений максимально исправляет недостатки познавательно-речевой сферы, проводит занятия с детьми по обучению грамоте.
Для каждого ребенка педагогами разрабатывается индивидуальная коррекционная программа и оформляется «Карта индивидуального развития».
В программу включены занятия детей в изостудии, где они постигают различные изотехники, занимаются развитием сенсорики, мелкой моторики рук и координации движений.
Для проведения динамических пауз между занятиями подобраны различные техники лечебной и коррекционной физкультуры.
Результатами осуществления программы являются:
– первичность, главенство семейного воспитания по сравнению с общественным, где ведущая роль в решении педагогических задач принадлежит родителям ребенка, его семье;
– построение жизни группы детей по принципам большой семьи, которая как бы продолжает семью самого ребенка, возрождая тем самым исконно русскую традицию организации детской среды, где ребенок находится в постоянном общении с детским коллективом;
– естественный переход детей-дошкольников к школьному обучению.
К концу дошкольного возраста у большинства детей формируется учебный и предучебный мотив, а это позволяет им легко включиться в школьную жизнь.
Готовность детей к школе и жизни и есть главный результат предлагаемой программы.