Рабочая программа дополнительного образования. Кружок «Абвгдейка» в подготовительной к школе группе


Дополнительная общеразвивающая программа «Школа АБВГДейка»

Автор: Амелина Ирина Николаевна

Дополнительная общеразвивающая программа

«Школа АБВГДейка»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая программа «Школа АБВГДейка» рассчитана на одногодичное обучение детей 6-7-летнего возраста.

Развитие речи предполагает освоение детьми основных языковых единиц (звуков, слов, словосочетаний, предложений) и механизмов речи (восприятие речи, создание речевых высказываний, воспроизведение). Развитие речи идѐт по четырѐм основным направлениям: развитие звуковой стороны речи, обогащение словаря, работа над словосочетанием и предложением, развитие связной речи. На данных занятиях основное внимание уделяется развитию двух видов речевой деятельности: слушанию и говорению.

Основная цель:

всестороннее развитие ребенка: формирование мотивации учения, развитие мышления, фантазии, творческих способностей, увеличение объема памяти, развитие внимания, речи и умения аргументировать свои высказывания, выявление индивидуальных особенностей будущих первоклассников и формирование готовности к школьному обучению.

Задачи
программы:
— развивать фонематический слух;

— развивать артикуляционный аппарат, дикцию;

— расширять словарный запас детей;

— совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;

— развивать умение составлять речевые высказывания на основе личных впечатлений, на основе услышанного и прочитанного, на основе иллюстраций;

— обучать использованию в речи слов, словосочетаний и предложений разных видов;

— развивать умение отвечать и задавать вопросы;

— развивать интерес детей к самостоятельному словесному творчеству, созданию рассказов, сказок, стихотворений;

— развитие мелкой моторики рук с использованием ритмической и пальчиковой гимнастики (обводка, штриховка, игры с карандашами и т.п.).

Общая характеристика программы

Развитие речи – интегрированный курс, включающий основные направления развития дошкольников:

· игра;

· ознакомление с художественной литературой;

· развитие речи;

· развитие мелкой моторики;

· обучение чтению.

Структурно занятия по развитию речи разделяются на несколько этапов. В зависимости от содержания занятий и форм организации образовательного процесса на различные этапы отводится определённое количество времени. На некоторых занятиях работа с кубиками, таблицами и иллюстрациями может проводиться параллельно с работой над упражнениями по развитию мелкой моторики рук с использованием ритмической и пальчиковой гимнастики. При дифференциации заданий может быть использована индивидуальная или групповая форма работы с детьми по формированию и развитию навыка чтения.

Как известно, одним из мощнейших средств развития ребёнка является игра. Играя, ребёнок органично встраивается в сложный процесс овладения различными учебными умениями и навыками. При этом он осваивает то, что требует большого труда в школе. Буквально с первых шагов обучение превращается для детей в желанное, доставляющее радость занятие.

Содержание программы

Развитие звуковой стороны речи

Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Выработка отчѐтливого и достаточно громкого правильного произношения слов, слогов, звуков. Совершенствовать фонематический слух: дать представление о звуке, учить выделять отдельные звуки, называть слова с определѐнным звуком, определять место звука в слове.

Развитие связной речи

Развивать связную монологическую речь ребенка: построение связного высказывания, пересказ литературного произведения, составление рассказов, сочинение сказок, загадок. Воспитание культуры речевого общения: развернутость ответа, способность аргументировать свое мнение, умение слушать собеседника и задать ему вопросы.

Обогащение словар

я

Упражнять детей в подборе слов со сходными (синонимы) и противоположными (антонимы) значениями. Расширять запас слов, обозначающих название предметов, действий, признаков. Познакомить с разными способами образования слов, упражнять в образовании однокоренных слов, в сравнительной и превосходной степени имен прилагательных. Учить подбирать слова-ассоциации, рифмовать слова.

Основные этапы обучения дошкольников

I
этап

установочные занятия
На данном этапе дошкольники знакомятся с педагогом и ребятами группы, особенностями обучения. Происходит так называемое «вживание» в новую роль, в новые условия. Основными формами организации детской деятельности являются ролевые игры, игры с дидактическим материалом, беседы о правилах поведения в школе и дома и т.д.

II
этап

запоминание складов
На этапе запоминания складов ребёнок должен осмыслить, понять складовые слияния (МА, МО, МУ, МЫ, МЭ, мя, ме, мю, ми и т.д.). При данной работе используются как индивидуальные, так и групповые формы организации занятий.

III
этап — выход в слово, предложение, текст
Продолжительность данного этапа у детей различна, так как каждый ребёнок индивидуален в своем развитии (по особенностям психологических функций, темпераменту и т.п.). Выходом в слово дети овладевают в разное время: кто раньше, кто позже. Работа по формированию навыка чтения слов носит индивидуально-дифференцированный характер. На данном этапе начинается работа по «печатанию» (написанию печатными буквами) складов и слов в тетради в крупную клетку.

Ребята, раньше усвоившие слово как единицу речи, успешнее выходят в предложение. Дети знакомятся с поговорками, пословицами, чистоговорками. Продолжается работа по развитию мелкой моторики: печатание, обвод пальчиками букв.

Более успешные дети выходят в чтение текстов: отрывки из произведений, небольшие сказки, стихотворения. Введение книжного шрифта проходит постепенно, индивидуально в зависимости от усвоения навыка чтения каждым ребёнком. Организация занятий носит дифференцированный характер: работа в группе, в парах, индивидуальная работа, хоровое чтение.

Тематическое планирование

Программа курса: «Школа АБВГДейка» рассчитана на 1 год обучения в объёме 35 часов (1час в неделю).

№ п/п Раздел Количество часов
Практика Теория
1 Установочные занятия 2
2 Запоминание складов 10
3 Выход в слово, предложение, текст 14
4 Ритмопластика 6
5 Культура и техника речи 3
ИТОГО 35 часов

Описание методического обеспечения образовательного процесса

Учебно – методические пособия для учителя:

Овечкина А.Н. Школа АБВГДейка. Программа предшкольной подготовки детей 6 лет – М.: Школьная Пресса

Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста — М.: Под ред. 2-е издание

Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи — М.: Просвещение

Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. — М.: Педагогическое общество России

Белова Т.В., Солнцева В.А. Готов ли ребенок к обучению в первом классе? — М.: Ювента

Планируемые результаты освоения программы по развитию речи «Школа АБВГДейка» :

В результате воспитательно-образовательной работы дошкольники приобретают ряд навыков и умений, необходимых для успешного обучения и адаптации в школе.

Дети осваивают следующие конструктивные знания

(понимание) и
умения
:

1.Сформированный навык осознанного чтения ( индивидуально по отношению к каждому ребёнку: выход ребёнка в слово или в книгу зависит от познавательного и психологического потенциала каждого)

2.Умение рассказывать по картинке, пересказывать рассказы, сказки

3.Умение выражать свои мысли, правильно формулировать вопросы

4.Проявлять интерес к чтению, уважение к книге

5. Артикуляция, дикция, правильное произношение звуков

Календарно – тематическое планирование

№ занятия Тема занятия Виды упражнений
1 Давайте знакомиться. Экскурсия по школе Игра: Давайте знакомиться. Заучивание скороговорок
2 Вежливые слова. Правила школьной жизни. А. Барто «В школу» Составление рассказа
3 Моя семья. Как хлеб на стол пришёл? Русская народная сказка «Лёгкий хлеб» Пение «песенок» о членах семьи (м, п, б, д, с)
4 Животные дикие и домашние. Кто где живёт? Сказка «Зимовье зверей Пение «песенок» о животных (в, г, з, к, л)
5 Птицы перелётные и зимующие. А. Фет «Ласточки пропали» Пение «песенок» о животных (н, р, т, х)
6 Как дети помогают взрослым? Инструменты. А. Барто «Помощница» Пение песенок. Закрепление.
7 Разные профессии. Мужественные профессии. Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла?» Знакомство со складами. Пение «песенок» по складам ( с буквами А, Я)

.

8 Пассажирский и специальный транспорт. Правила дорожного движения Пение «песенок» по складам ( с буквами О, Ё)

.

9 Время суток. Режим дня. Дни недели. Сказка «Хаврошечка» Пение «песенок» по складам ( с буквами У, Ю)

.

10 Игрушки. Моя любимая игрушка.

В. Катаев «Цветик – семицветик»

Пение «песенок» по складам ( с буквами Ы, И)

.

11 Правила личной гигиены. К. Чуковский «Мойдодыр» Пение «песенок» по складам ( с буквами Э, Е)

.

12 К. Чуковский «Доктор Айболит» Пение «песенок» по складам. Закрепление.
13 Уроки вежливости. Добрые слова.

В. Осеева «Волшебное слово»

Составление слов из складов.
14 Школьные принадлежности. А. Барто «Как хорошо уметь читать!» Составление слов из складов.
15 Здравствуй, гостья Зима! В.Одоевский «Мороз Иванович» сказка. Составление слов из складов.
16 Народные зимние игры и развлечения. Составление слов из складов. Чтение слов из складных карточек.
17 Русская народная сказка «Заюшкина избушка». Составление слов из складов. Чтение слов из складных карточек.
18 Что такое мороз? Н. Образцов «Морозный день» Составление слов из складов. Чтение слов из складных карточек.
19 Что такое настроение? А. Барто «Морковный сок» Составление слов из складов. Чтение слов из складных карточек. Печатание складов и слов.
20 Что такое дружба? Н. Носов «Карасик» Чтение слов из складных карточек. Печатание складов и слов.
21 Что такое дружба? Л.Толстой «Два товарища» Чтение слов из складных карточек. Печатание складов и слов.
22 В гостях у сказки. Мои любимые сказки. Русская народная сказка «Колобок» Чтение слов из складных карточек. Печатание складов и слов.
23 Волшебные сказки. Русская народная сказка «Два мороза» Чтение слов из складных карточек. Печатание складов и слов.
24 Сказки о животных. Русская народная сказка «Теремок» Чтение слов из складных карточек. Печатание складов и слов.
25 Игра «Путешествие по сказкам» Закрепление навыка чтения и письма.
26 Разговор по телефону. Игра «Телеграф».

Н.Носов «Телефон»

Закрепление навыка чтения и письма.
27 Упражнения на развитие словотворчества.

Игра «Закончи слово»

Закрепление навыка чтения и письма.
28 Занимательные сказки о Веселом Язычке Закрепление навыка чтения и письма.
29 Учимся говорить правильно.

Игра «Живые слова» (составление картинного словаря)

Закрепление навыка чтения и письма.
30 Обучение творческому рассказыванию.

«Слова перепутались» (работа с деформированным текстом)

Закрепление навыка чтения и письма.
31 Обучение творческому рассказыванию.

Основы артикуляционной гимнастики.

Закрепление.
32 Обучение творческому рассказыванию. Закрепление.
33 Культура общения. Речевой эпитет. Чтение текстов.
34 Культура общения. Правила общения в школе. Чтение текстов.
35 Скоро стану школьником. Правила поведения в школе. А. Барто «Я выросла» Чтение текстов.

comments powered by HyperComments

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ
В жизни каждой семьи однажды наступает радостный момент: подросший малыш с новеньким ранцем за спиной и букетом в руках направляется первый раз в первый класс. И конечно, в каждой семье, где растут дети, перед взрослыми встает вопрос: как подготовить их к школе, к предстоящему труду?

Так, подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, – любознательности, инициативности, самостоятельности, производительности, творческого самовыражения.

По глубокому убеждению некоторых родителей, готовность ребенка к систематическому школьному обучению сводится к сумме знаний, которыми добросовестные взрослые напичкали маленького «абитуриента». А ведь в первую очередь необходимо позаботиться о психологической готовности детей к школьному обучению, о сформированности у ребенка тех качеств характера, которые помогут ему найти контакт с учителем и одноклассниками. К таким качествам можно отнести: умение ребенка построить общение со сверстниками, умение при необходимости подчиняться требованиям взрослых. Важно помнить, что в первом классе для ребенка самое главное – научиться учиться, а не получить конкретные знания и умения. Далеко не каждая семья может самостоятельно полноценно подготовить ребенка к посещению школы.

В связи с этим педагогами была разработана программа подготовки детей к школе «АБВГДЕйка». В ходе занятий по этой программе дети приобретают элементарные вычислительные навыки, делают первые шаги в чтении слогов, слов, предложений. Осуществляется развитие коммуникативных навыков, познавательных процессов, творческих способностей. Все это закрепляется в игровой и адаптированной к возрасту детей форме на занятиях по физической культуре.

Поступление ребенка в школу – это ответственный и сложный момент в его жизни. Детям с разным уровнем подготовки к обучению в новых для них условиях одинаково трудны смена привычной обстановки, встреча и общение с многочисленным коллективом детей и взрослых, привыкание к иному режиму, большей статичности двигательной деятельности и т. п.

Предлагаемый программный проект обоснован необходимостью поиска и подбора оптимально допустимых технологий и методик, обеспечивающих наибольшую интеграцию познавательной и двигательной деятельности детей дошкольного и раннего школьного возраста.

Цель данной программы: всесторонняя и планомерная подготовка детей к обучению в школе с реализацией мероприятий по профилактике возможных трудностей при адаптации и формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни через организацию специализированных интегрированных групп.

Реализация программы будет способствовать решению следующих задач:

– развитие познавательной сферы ребенка через организацию занятий по ознакомлению с социальной действительностью;

– определение готовности детей к школе при помощи педагогического и психологического тестирования;

– формирование психологической готовности детей к обучению в школе при помощи организации психолого-педагогических мероприятий;

– формирование речевой активности детей через организацию логопедических занятий;

– обучение основам чтения, формирование элементарных математических представлений через организацию специальных занятий;

– развитие творческих способностей ребенка через организацию художественно-продуктивной деятельности;

– привитие навыков здорового образа жизни при помощи организации динамических и физкультурных пауз.

Представленный материал был успешно апробирован педагогическим коллективом центра социальной помощи семье и детям и вводился через интеграцию познавательной, творческой и физкультурно-оздоровительной деятельности детей в ходе проведения специализированных занятий сюжетно-ролевого характера с педагогом-психологом, учителем-логопедом, артпедагогом, социальным педагогом и инструктором ЛФК.

Работая в проекте, специалисты центра разработали и апробировали технологии и методики, направленные на развитие интеллектуальных способностей ребенка, обеспечение благоприятного эмоционального фона детей с разными возможностями, разным уровнем развития и детей с социальными проблемами.

Составителями подобраны и разработаны комплексы развивающих и коррекционных занятий и упражнений с детьми 6–7 лет, организована предметно-развивающая среда.

Проведя первую диагностику уровня развития, даются индивидуальные рекомендации родителям по развитию конкретного ребенка. Психолого-педагогическая диагностика детей дает возможность прогнозировать их развитие.

Для детей с проблемами речи в проекте предусмотрена работа учителя-логопеда, который при помощи специально подобранных коррекционных занятий и упражнений максимально исправляет недостатки познавательно-речевой сферы, проводит занятия с детьми по обучению грамоте.

Для каждого ребенка педагогами разрабатывается индивидуальная коррекционная программа и оформляется «Карта индивидуального развития».

В программу включены занятия детей в изостудии, где они постигают различные изотехники, занимаются развитием сенсорики, мелкой моторики рук и координации движений.

Для проведения динамических пауз между занятиями подобраны различные техники лечебной и коррекционной физкультуры.

Результатами осуществления программы являются:

– первичность, главенство семейного воспитания по сравнению с общественным, где ведущая роль в решении педагогических задач принадлежит родителям ребенка, его семье;

– построение жизни группы детей по принципам большой семьи, которая как бы продолжает семью самого ребенка, возрождая тем самым исконно русскую традицию организации детской среды, где ребенок находится в постоянном общении с детским коллективом;

– естественный переход детей-дошкольников к школьному обучению.

К концу дошкольного возраста у большинства детей формируется учебный и предучебный мотив, а это позволяет им легко включиться в школьную жизнь.

Готовность детей к школе и жизни и есть главный результат предлагаемой программы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]