Кружок по экологическому воспитанию детей в подготовительной группе
Кружок
по экологическому воспитанию дошкольников
«Рябинка» в подготовительной группе
Руководитель: Василенко Е.В.
Воспитатель
Расписание работы
Кружок работает в течение учебного года (сентябрь – май включительно), один раз в неделю – вторник/пятница в 16.00ч
. План кружка рассчитан на год. Количество детей посещающих кружок «Рябинка» — 10 детей. Возраст детей: от 6 до 7 лет.
Пояснительная записка
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В.Сухомлинский.
Кружок «Рябинка» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью
экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше.При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
В основу содержания кружка легла парциальная программа С.Н. Николаевой «Юный эколог» и программа дополнительного экологического образования детей старшего дошкольного возраста Е.Ю.Борзовой «Экологическое лукошко», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве и формирование у дошкольников экологической культуры посредством их приобщения к ценностным основам отношения к природе.
Основная цель
работы кружка — формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Работа кружка «Рябинка» призвана решать следующие задачи
:
1. Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.
2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.
3. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды, развитие чувства первооткрывателя.
Методы
, используемые для реализации работы кружка:
- Наглядные методы:
— экскурсии, целевые прогулки;
— наблюдения;
— показа сказок (педагогом, детьми);
— рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
— проведение дидактических игр;
- Словесные методы:
— чтение литературных произведений;
— беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
- Игровые методы:
— проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр — драматизаций и др.);
— загадывание загадок;
— проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
- Практические методы
— организация продуктивной деятельности детей;
— оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;
— постановка сказок, отрывков литературных произведений;
— изготовление с детьми наглядных пособий.
При построении системы работы экологического кружка мы обратили особое внимание на следующие основные направления
.
- Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
- Практическое направление — изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).
- Исследовательское направлениеосуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.
Ожидаемый результат
взаимодействия с детьми:
- Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)
- Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
- Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.
Перспективный план работы кружка «Рябинка»
2015 – 2016 учебный год
Тема | Задачи | Содержание |
«Цветы на осеннем участке» | Закрепить знания детей об осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду, стадии созревания семян. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь детей словами, означающими названия садовых цветов. | Загадывание загадок, д/игра «Угадай по описанию», наблюдение. |
«Осенний урожай» | Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. Активизировать словарь детей словами, обозначающими овощи и трудовые действия. | Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е.Благинина, наблюдение, беседа «Что растет на грядке?» |
«Осень в белые туманы» | Уточнить знания детей о таком природном явлении, как туман. Развить познавательную активность. Активизировать словарь детей: туман, сыро, влажно, густой покров. | Беседа «Что это – туман?», чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение. |
«То березка, то рябинка» | Продолжить знакомство детей с характерными особенностями деревьев, сезонными изменениями. Воспитывать любовь к природе. | Чтение стихов: «Березонька», «Рябинка», д/игра «Опиши дерево», загадывание загадок, наблюдение |
«Шестиногие и восьминогие» | Продолжать формировать представления детей о насекомых и пауках, об особенностях их жизни осенью, развивать способности детей к моделированию признаков и понятий | Рассматривание схемы «Насекомые»; работа с карточками — заданиями; придумывание; Чтение К. Чуковс-кого «Муха-Цокотуха»; рассказ |
«Особенности передвижения насекомых» | Расширять представления детей о способах передвижения насекомых, развивать познавательный интерес к жизни живых маленьких существ, воспитывать любознательность | Беседа; работа с карточками, просмотр видеоматериала «Микрокосмос» |
«Обманчивая окраска. Защита» | Дать представление детям об окраске как способе защиты от врагов, продемонстрировать зависимость окраски от места обитания насекомого, развивать познавательный интерес к природе | Загадки, рассматривание плаката «Кто где спрятался?»; Беседа «Зачем насекомым такая окраска?», Д/игра «Помоги насекомому спрятаться» |
«Где и как зимуют насекомые?» | Познакомить детей с метаморфозой насекомых. Показать на примере насекомых, что к зиме природа только замирает, чтобы весной возродиться вновь. Формировать интерес и доброе отношение к этим живым существам | Прослушивание «Звуки насекомых»; Беседа; изготовление коллажа «Где зимуют насекомые?» |
«Летающий цветок» | Заинтересовать детей познанием секретов жизни бабочек, помочь детям насладиться внешней красотой этих насекомых | Беседа «Кто такие бабочки?»; рассматривание иллюстраций о бабочках, рассказ, игра «Бабочки на лугу», аппликация «Бабочка» |
«Кто живёт четыре жизни?» | Расширять представления детей о жизни бабочек, познакомить со стадиями развития бабочек. | Загадка; Демонстрация иллюстраций этапов развития бабочки; чтение рассказа «А бабочка крылышками»; д/игра «Путаница» |
«Удивительные факты из жизни насекомых» | Расширять и углублять представления детей о жизни насекомых, познакомить с насекомыми — рекордсменами; воспитывать симпатию к этим животным. | Беседа; рассматривание энциклопедии; Рассказ; Д/игра «Продолжи фразу» |
Викторина «Шестиногие малыши» | Обобщить знания детей о насекомых, пауках и других мелких животных; развивать речь, внимание, быстроту реакции; воспитывать экологическую культуру детей | Конспект |
«Предки современных животных — динозавры» | Познакомить детей с историей появления и исчезновением динозавров; расширять кругозор; развивать мышление, речь, любознательность | Беседа «Древняя планета», д/пауза «Динозаврики», рассказ; н/п. игра «Доисторическая земля» |
«Жизнь под микроскопом» | Расширять представления детей о формах жизни, формировать потребность в здоровом образе жизни, воспитывать бережное отношение к себе и окружающим | Рассказ; рассматривание предметов и кожи под лупой; беседа,опыт, д/игра «Хорошо-плохо» |
«Откуда берётся плесень?» | Расширять представления детей о мельчайших живых организмах – плесневых грибах, развивать познавательный интерес детей к живым организмам | Рассматривание продуктов питания с плесенью, опыт «Заплесневелый хлеб», рассматривание плесени через лупу, Рассказ воспитателя. |
«Кто такие млекопитающие?» | Обобщить и расширить представление детей о млекопитающих как живых существах; учить различать понятия «млекопитающие», «звери», «животные», развивать способность детей к моделированию | Беседа «Признаки млекопитающих», д/игра «Помоги зверям найти свой дом», д/игра «Переселение», игра «Загадочный гость» |
«Экзотические животные» | Уточнить и углубить у детей знания об экзотических животных, развивать интерес к ним, воспитывать доброе и чуткое отношение к животным | Игра «Путешествие в Африку», беседа, этюд «Зверинец», рассказ о заповедниках |
«Морские млекопитающие» | Формировать представление о морских млекопитающих, особенностях передвижения, питания, дыхания, расширять детский кругозор | Исследовательская деятельность, Чтение рассказа «Дельфины», просмотр видеосюжета, Беседа «Кто такие моржи и тюлени?», рассказ |
«Обитатели живого уголка» | Расширять представления детей о жизни обитателей живого уголка, особен-ностях ухода за ними, развивать познавательный интерес, воспитывать любознательность. | Беседа, наблюдение, рассматривание иллюстраций. |
«Про кошек и собак» | Познакомить детей с разнообразием пород кошек и собак. Раскрыть их значение для человека; воспитывать любознательность. | Беседа, рассматривание иллюстраций, рассказ ребят о своих питомцах, рисование любимого домашнего животного |
«Бездомные животные» | Показать, какой урон причиняют бродячие кошки и собаки; воспитывать в детях бережное отношение к домашним животным. | Загадки, рассматривание иллюстраций, беседа «Воробей – наш частый гость», рассказ воспитателя, чтение «Большая синица» |
«Зубы, носы, уши» | Конкретизировать представления детей о способах приспособления жизни животных на Земле, развивать способности детей, мышление, воображение, речь, познавательный интерес к природе | Беседа «Для чего животным нос, зубы, уши?», рассматривание иллюстраций, игра «Лиса и мыши», игра «Кто спрятался?» |
«Какие бывают лапы? Следы животных» | Расширять представления детей о строении лап и способах передвижения зверей, закрепить представления о строении тел животных, учить детей «читать» следы животных | Беседа, сравнение лап зверей, игра «Что за зверь?», «Кто пошёл по снегу?» |
«Мастера спасаться от врагов» | Конкретизировать представления детей о способах защиты зверей от врагов; воспитывать экологическую грамотность. | Беседа «Чем похожи?», д/игра «Кто кого боится?», игра «Кто как спасается от врагов?» |
«Что где растёт? Кто где живёт?» | Обобщать и систематизировать представления детей о растениях и животных различных мест обитания, показать приспособленность организмов к условиям жизни | Д/игры «Рассади растения», «Звери заблудились», слов./игра «Загадай, а мы отгадаем» |
«Чёрное золото» | Познакомить детей с полезным ископаемым – нефтью, воспитывать бережное отношение к природе и её богатствам | Рассказ воспитателя, исследовательская деятельность, Беседа о вреде, наносимом природе. |
«Тундра и человек» | Обобщить знания детей о тундре, её растительном и животном мире, коренных народностях, воспитывать бережное отношение к природе родного края | Игра «Цепочка», «Что лишнее?», беседа «Каков ты, Ямал?», рассматривание иллюстраций |
«Планета заболела» | Уточнить и расширить представления детей о воздухе, его составе, о ветре, рассказать об основных причинах загрязнения воздуха, развивать логическое мышление. | Рассказ о воздухе, опыт «Свойства воздуха», беседа. |
«Откуда в кране вода?» | Обобщить представления детей о воде как источнике жизни, расширять представления о значении водопровода, воспитывать бережное отношение к природе родного края | Беседа «Откуда в кране вода?», рассказ, опыт по очищению воды |
«Что такое экология?» | Вызвать интерес детей к решению экологических вопросов. Ввести понятия «окружающая среда», «экология» | Рассматривание фотографий «Экологическая тревога», беседа, чтение рассказа, рисование «Подарок планете Земля» |
«Планета Земля – наш космический дом» | Познакомить детей с глобусом – моделью земного шара – и картой, дать элементарные представления о доме человека и доме – природе, воспитывать бережное отношение к Земле – своему дому. | рассказ воспитателя, Беседа, игра – моделирование «Живая планета» |
«Сбережём удивительный мир растений и животных» | Закрепить знания детей о мире растений и животных, воспитывать у детей бережное отношение к растительному и животному миру, эмоциональную отзывчивость. | Беседа, д/игра «Какие деревья растут в лесу?», игра «Что? Для чего?», чтение стихотворения К.Бальмонта «За грибами» |
«Солнышко на травке» | Уточнить знания детьми цветка, умение найти его по листьям, форме соцветия, формировать у детей интерес к работе с краской. Продолжать вызывать у детей интерес к живым цветам. | Чтение стихов, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность |
«Кому нужна вода?» | Уточнить и расширить знания детей о воде, её свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, дать представления об основных причинах загрязнения воды, его последствиях. | Беседа по вопросам, рассматривание иллюстраций «Вода нужна всем», опыт, составление рассказа. Рисование природоохранных знаков |
«Цветущие деревья» | Способствовать ознакомлению детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев, формировать умения устанавливать простейшие связи: изменение условий в окружающей среде воспитывать интерес к растениям, бережное отношение и заботу. | беседа о яблони, вишни, сирени. д/игра «От какого дерева цветок, игра — имитация «Собери нектар» |
«Что такое облака, дождь, гроза?» | Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы. | Наблюдение, рассматривание иллюстраций, чтение. |
Викторина «Будь природе другом» | Обобщить и систематизировать знания детей о природе и месте человека в ней, развивать внимание, мышление, речь, воспитывать любознательность, бережное отношение к природе. | Конспект |
Список литературы:
- Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.
- Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. — М.: ООО « — 1998. — 320 с.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999. — 207 с.
- Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес: — М; Мозаика-Синтез, 2009. — 79с.
- Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа/авт.-сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 330 с.
- Борзова Е.Ю. Экологическое лукошко. Программа дополнительного экологического образования детей дошкольного возраста: — Салехард: ГОУ ДПО «ЯНОИПКРО», 2010. – 136с.
- https://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac409.html
« Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности»
« Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности»
В работе дается перспективное планирование в подготовительной группе на год.Образовательная область –мир природы. Работа планируется на основе методических пособий Бондаренко Т.М. «Практический материал. Познание», Воронкевич О.А.«Добро пожаловать в экологию!»
МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №82»
Г.Саратов
Воспитатель.
(Подготовительная группа)
Образовательная область | Мир природы. | ||||
сентябрь | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
Экологическое воспитание Беседа о лете. Цель: Углубить и обобщить представления детей о лете, его типичных признаках. Закрепить представление о жизнедеятельности растений и животных, играх детей летом, труде и отдыхе взрослых. Учить устанавливать простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов, выражать свои мысли в связной речи Бондаренко Т.М. «Практический материал. Познание» стр 130 | Экологическое воспитание «Какие бывают насекомые» Цель: Систематизировать представления детей о многообразии насекомых, учить составлять группы по разным основаниям: Закрепить знания об общих признаках насекомых, учить устанавливать связи между особенностями внешнего строения и способом передвижения, между внешним видом и способом защиты от врагов, между способами передвижения и средой обитания. Воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним. Бондаренко Т.М. «Практический материал. Познание» стр 133 | Экологическое воспитание «Планета Земля в опасности» Цель: Дать детям представление о том, что планета Земля — это громадный шар. Большая часть земного шара покрыта водой – океанами и морями. Кроме воды есть материки — твердая земля — суша, где живут люди. Планета Земля сейчас в опасности: во многих местах вода, почва, воздух стали грязными. Всем трудно дышать, люди и животные болеют. Чтобы спасти нашу планету, надо с детства любить природу, изучать ее, правильно с ней общаться. Бондаренко Т.М. «Практический материал. Познание» стр 135 | Экологическое воспитание «Что такое природа? Живая и неживая природа» Цель:Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы — от объектов неживой природы. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой (человек — часть природы). Познакомить с основными природными компонентами и их связями. Бондаренко Т.М. «Практический материал. Познание» стр. 139 | ||
Октябрь | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
«Лекарственные растения – средства оздоровления организма» Развивать познавательную активность, формировать представление о лекарственных растениях., о правилах их сбора, хранения и применения. Развивать исследовательскую деятельность. Бондаренко Т.М. «Практический материал. Познание» стр. 143 | «Экскурсия в осенний лес» Сформировать у детей представление о том как растения готовятся к осени, дать знания о плодах и семенах. Уточнить об условии жизни растений осенью. Познакомить с трудом взрослых в парке. Бондаренко Т.М. «Практический материал. Познание» стр.154 | «Водоемы России» Дифференцировать представления детей о водоеме, их обитателей. Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности. Бондаренко Т.М. «Практический материал. Познание» стр. 145 | «Почему белые медведи не живут в лесу?» Познакомить детей с белым медведем и его образом жизни. Бондаренко Т.М. «Практический материал. Познание» стр 149 | ||
Ноябрь | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
Экологическое воспитание «Комнатные растения. Зеленые помощники» Расширять и систематизировать знания детей о комнатных растениях; об их пользе, которую они нам приносят; закреплять знания о строении растений, об уходе за ними, о вредителях комнатных растений. Воронкевич О.А.«Добро пожаловать в экологию!» с.240 | Экологическое воспитание «Беседа об осени» Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осени. Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме. Воспитывать бережное отношение к растениям и животным. Бондаренко Т.М. «Практический материал. Познание» стр 163 | Экологическое воспитание «Царство Снежной Королевы» Формировать представления детей о климатических условиях Крайнего Севера и тундры; учить устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе; закрепить представление о приспособлении растений и животных к условиям северного климата; развивать умственную операцию сравнения . Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию! Стр205 | Экологическое воспитание «Что же бьется там в груди?» Дать простейшие знания о самом важном органе человека – сердце; о том, что оно является опорой нашего организма. Воспитывать любознательность, бережное отношение к своему организму. Воронкевич О.А.«Добро пожаловать в экологию!» (с.214) | ||
Декабрь | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
Экологическое воспитание . Беседа о лесе Цель: Уточнить и расширить представления детей о лесе, закрепить знания детей о деревьях, различных их частях (корни, ствол, крона и т. д.). Учить отличать дуб от сосны. Бондаренко Т.М. «Практический материал. Познание» стр. 167 | Экологическое воспитание « Дуб и сосна» Цель: Дать детям представление о взаимосвязях живых организмов. Рассказать, что жизнь одних из них связана с дубом, жизнь других — с сосной. Обратить внимание детей на то, что с каждым из деревьев связаны разные организмы: растения, животные (причем – разные птицы, насекомые, звери), грибы. Рассказать о возможных последствиях рубки отдельных деревьев и лесов в целом. Бондаренко Т.М. «Практический материал. Познание» . Познание стр. 171 | Экологическое воспитание «Волк и лиса — лесные хищники» Цель: Уточнить представления детей об образе жизни лисы и волка в зимнее время. Формировать представление о приспособленности хищников к добыванию пищи: чуткие уши, острое зрение, хороший нюх, выносливость. Упражнять детей в умении сравнивать и описывать животных. Бондаренко Т.М. «Практический материал. Познание» стр. 172 | Экологическое воспитание Беседа «Кто главный в лесу?» Цель: Дать детям представление о леснике — человеке, который заботится о лесе. Способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу. Бондаренко Т.М. «Практический материал. Познание» стр. 180 | ||
Январь | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
Экологическое воспитание «Огонь-друг, огонь- враг!» Познакомить детей с огнём как явлением неживой природы; показать необходимость огня как условия жизни на Земле; показать противоречивость этого явления (несёт жизнь и смерть); познакомить с историей использования огня человеком; активизировать словарный запас. Воронкевич.О.А.«Добро пожаловать в экологию!» (с.208) | Экологическое воспитание . «Сравнение диких и домашних животных» Уточнить с детьми признаки домашних животных. Показать, что они отличаются от диких. Упражнять умственные способности детей. Бондаренко Т.М. «Практический материал. Познание» стр .185 | Экологическое воспитание «Я — человек» На основе исследовательской деятельности развивать представление о том, что человек — часть природы, и одновременно существо мыслящее; совершенствовать речь детей, развивать фантазию, творческое воображение, коммуникативное общение. Бондаренко Т.М. «Практический материал. Познание» стр.183 | |||
февраль | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
Экологическое воспитание «Покормите птиц зимой……» Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за птицами; установить связи между формой клюва и питанием птиц; отметить взаимоотношения птиц во время зимовки; вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу. Воронкевич О.А.«Добро пожаловать в экологию!» (с.200) | Экологическое воспитание « Рассказ об экологических пирамидах» Цель: Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса — растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга Бондаренко Т.М. «Практический материал. Познание» стр. 190 | Экологическое воспитание « Двугорбый верблюд пустыни» Углубить представления детей о многообразии живых существ, населяющих нашу планету, познакомить с жителем пустыни — верблюдом, рассказать, как он приспособился к условиям жизни. Развивать познавательную активность детей, творческое воображение. Бондаренко Т.М. «Практический материал. Познание» стр. 192 | Экологическое воспитание «Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу» Формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Бондаренко Т.М. «Практический материал. Познание» стр. 195 | ||
Март | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
Экологическое воспитание Беседа «Лес как экологическая система» Цель: знакомить с деревьями, кустарниками, травами ;расширять словарного запаса; развивать память, внимание. Источник: Воронкевич О.А.«Добро пожаловать в экологию!» ,с.9-11 | Экологическое воспитание Беседа «Тайные страницы леса…» Цель: рассказать о приметах в лесу, о способах ориентирования. Дидактическая игра «Компас» Источник: Воронкевич О.А.«Добро пожаловать в экологию!» ,с. 28-30 | Экологическое воспитание Проект «Экоград».Цель: конкретизировать знания детей о факторах окружающей среды для жизни в при роде и в городе ;развивать воображение, творчество; воспитывать умение прогнозировать последствия своих действий, желание жить в чистом городе. Источник: Воронкевич О.А.«Добро пожаловать в экологию!» ,с. 38-43 | Экологическое воспитание Проект «Экоград».Цель: конкретизировать знания детей о факторах окружающей среды для жизни в при роде и в городе; развивать воображение, творчество; воспитывать умение прогнозировать последствия своих действий, желание жить в чистом городе. Источник: О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!» ,с. 38-43 | ||
Апрель | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
Экологическое воспитание Мини-проект «Земля- наш общий дом».Цель: прививать чувство ответственности,бережного отношения к природе;воспитывать чувства единства и гармонии с природой. Источник: Аджи А.В., «Конспекты интегрированных занятий»,с. 202-205 | Экологическое воспитание Мини-проект «Земля- наш общий дом».Цель: прививать чувство ответственности,бережного отношения к природе;воспитывать чувства единства и гармонии с природой. Источник: Аджи А.В., «Конспекты интегрированных занятий»,,с. 202-205 | Экологическое воспитание Эксперимент-наблюдение«Ветка каштана» Цель:воспитывать бережное отношение к природе, учить получать эстетическое наслаждение от общения с природой. | Экологическое воспитание Эксперимент-наблюдение«Ветка каштана» Цель:воспитывать бережное отношение к природе, учить получать эстетическое наслаждение от общения с природой. | ||
Май | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
Экологическое воспитание Проект «Экоград» (продолжение) «Какой город нужен людям?» Цель: обобщить представления детей о том, какой город нужен людям . Воронкевич О.А.«Добро пожаловать в экологию!» с.42. | Экологическое воспитание Проект «Экоград» (продолжение) «Как сделать воздух в городе чистым и свежим?» Цель: обобщить представления детей о том, какой город нужен людям. Воронкевич О.А.«Добро пожаловать в экологию!» с.44 | Экологическое воспитание «Живая природа. Эволюция. Многообразие живых организмов» Источник: О.В. Дыбина «Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дощкольников»Москва,2011,с.135 | Экологическое воспитание « Неживая природа. Вода и воздух» Источник: О.В. Дыбина «Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дощкольников»Москва,2011,с.143 |
Литература:
1.Бондаренко Т.М. «Практический материал. Познание»,
2. Воронкевич О.А.«Добро пожаловать в экологию!»
3. ДыбинаО.В. «Неизведанное рядом Опыты и эксперименты для дощкольников»Москва,2011.
4. Аджи А.В., «Конспекты интегрированных занятий».
Скачано с www.znanio.ru
Зачем нужны дидактические игры по экологии в подготовительных группах ДОУ
Дидактические игры по экологии в подготовительной группе занимают особое место. В младших группах дети только начинают познавать мир, а вот ребенок среднего или старшего возраста формирует свои собственные представления об окружающем мире. Поэтому экологическое воспитание дошколят является отправной точкой и основой его собственного видения.
Обсуждение экологических проблем в детском саду
Начиная с этого момента все знания ребенка будут осознанными и станут частью его личности. Поэтому и привить бережное отношение к природе легче всего в игровой форме.
К сведению! Играя, малыш лучше чувствует, радуется, испытывает более глубокие эмоции. Вместе с тем групповые занятия развивают сплоченность и делают процесс обучения более веселым.
По требованию ФГОС, занятия осуществляются на протяжении всего года. Они не должны прерываться. После курса дидактических игр в детском саду ребенок должен знать правила отношения к природе.
Играющие малыши в ДОУ
Экологические игры в подготовительной группе: картотека с целями
Воспитатели могут как самостоятельно придумывать мероприятия, так и брать готовые варианты из методических пособий и прочих источников. На тему экологических занятий в подготовительной группе есть обширная картотека дидактических игр по экологии.
Угадывание овощей с закрытыми глазами
«Угадай-ка»
Цель: научить ребенка тактильно различать предметы.
Занятие по рисованию на тему «Красивая птичка» в средних группах
Ход: воспитатель использует для занятий игрушечные фрукты и овощи. Можно и настоящие. Малыши встают в круг, и по очереди даются в руки муляжи. Глаза должны быть закрыты. Ребенок должен угадать, что у него находится в руках. При необходимости можно добавить подсказки, например, «у него красный цвет».
«Кто, что ест?»
Цель: развить у ребенка знания о природе, научить отличать хищников от травоядных.
Ход: ребят делят на группы. Каждая получает два вида карточек, на которых изображены животные и их еда. Малыши должны сложить карточки таким образом, чтобы было понятно, кто, чем питается. В качестве соревновательного элемента одним из условий можно объявить скорость выполнения.
«Времена года»
Цель: сформировать представление о явлениях, сопровождающих различные времена года.
Ход: воспитатель называет разные явления, а дети должны отгадать, к каким временам года оно относится.
Примеры вопросов:
- таяние снега (весна);
- выпадает и ложится снег (зима);
- желтеют листья (осень);
- люди купаются на речке (лето).
«Кто как перемещается»
Цель: получение знаний о животном мире.
Ход: воспитатель называет каждому ребенку по животному.
К сведению! Дети должны воспроизвести, как передвигается тот или иной зверь.
«Свойства живого»
Цель: научить ребят различать разные свойства и находить предметы по единому признаку, параллели в разных предметах, а также рассказать, что разные предметы могут иметь одинаковые признаки и свойства.
Ход: основным реквизитом являются карточки. Они могут содержать любые экологические элементы. Воспитатель дает задание найти предметы с одинаковыми свойствами или цветами. Например, при запросе «овощ», дети должны выбрать все карточки с овощами. При запросе «красный», отобрать все карточки, на которых размещены элементы нужного оттенка.
Физминутка
Цель: совместить интеллектуальное развитие с физическим. Это отличная интерпретация разминки. Упражнение учит давать оценку действиям, связанным с природой.
Ход: дошколята должны вставать, если действие приносит вред окружающему миру, и садиться, если наоборот.
Примеры вопросов:
- мужчина ломает ветки;
- девочка белит березку;
- мальчик поливает дерево;
- люди оставили мусор на берегу речки;
- ребята лечат заболевшего птенца.
Тематическая неделя «Профессии» в средней группе
«Отгадай-ка»
Цель игры: научить детей отгадывать предметные загадки, изучить животный мир, развить внимательность.
Ход игры: ведущий выразительно читает загадку. Задача детей — найти верный вариант разгадки среди картинок на столе.
В конце игры загадать спорное действие и попросить ребят высказать свои мнения. В конце обязательно объяснить, какой вариант верный.
«Угадай, о чем я говорю»
Цель игры: развитие мышления, умение анализировать и выделять информацию.
Ход игры: воспитатель озвучивает качества какого-либо предмета. Нужно подобрать столько свойств, чтобы было понятно, о чем идет речь. На столе лежат муляжи или картинки. Дети должны найти среди них тот предмет, о котором говорил воспитатель.