Нравственное воспитание в младшей группе
С переходом детей из ясельной в младшую группу их образ жизни во многом меняется. В их деятельности появляются рисование, ролевая игра, аппликация, лепка. Дети постепенно переходят от одиночных игр к простым формам совместной трудовой и игровой деятельности. Педагоги в этот возрастной период уже могут активно подключать детей к обязательной и систематической групповой деятельности. На занятиях они должны освоить новые правила, которые будут направлять их поведение. Все это будет способствовать формированию новых интересов, эмоциональных переживаний, потребностей. А это будет иметь немалое значение для нравственного развития.
Нравственное воспитание в младшей группе должно быть направлено на формирование доброжелательных дружеских отношений с приветливым, вежливым обращением друг к другу, развитие у детей умения проявлять сочувствие и отзывчивость к своим сверстникам.
Ребенок должен чувствовать себя равноправным членом детского коллектива. Понять равенство обязанностей и прав всех детей в младшей группе помогает выполнение одинаковых требований для всех. Эти требования дети чаще всего быстро усваивают. Они обеспечивают развитие элементов дисциплинированности и коллективизма.
Совместный образ жизни при нравственном воспитании в детском саду должен строиться на основе общих эмоциональных переживаний. Утренники, новогодние праздники, интересные игры и занятия сближают детей, укрепляют их дружеские контакты.
Для формирования дружеских отношений со сверстниками педагог должен активно вовлекать детей в ситуации, которые требуют внимания, заботы, сочувствия. При таком воспитании дети постепенно приучатся проявлять заботу о товарищах самостоятельно, без помощи воспитателя.
Игра при нравственном воспитании в младшей группе становится школой нравственного поведения. Воспитатели в игре с несложными сюжетами должны добиться положительного морального содержания реальных и игровых взаимоотношений детей друг с другом, как членов единого коллектива.
Педагог должен научить детей проявлять добровольную уступчивость. Это нетрудно сделать при наличии большого количества однородных предметов и игрушек, которые рассчитаны на удовлетворение потребностей всех детей.
При нравственном воспитании в детском саду очень важно приучать детей к элементарному сотрудничеству, к выполнению коллективных поручений.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 19 «Светлячок»
«Покров Пресвятой Богородицы»
(Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе)
Яковлева Г.П.
воспитатель
2011г. Программное содержание:
- Познакомить детей с историей возникновения праздника Покрова Пресвятой Богородицы.
- Закреплять благоговейное отношение детей к Пресвятой Богородице, Помощнице и Заступнице всех христиан, Покровительнице земли Русской.
- Воспитывать любовь и уважение к родной маме и Матери всех людей — Царице Небесной.
Материал:
Иллюстрации, изображающие праздники: Благовещение Пресвятой Богородицы, Рождества Пресвятой Богородицы, Введение во Храм Пресвятой Богородицы, Икона Покрова Пресвятой Богородицы.
Разноцветные квадраты цветной бумаги, ножницы, диск с записями песнопений с молитвой «Достойно есть…», свеча.
Ход занятияВоспитатель:
Дорогие мои ребята, прежде чем начать наше занятие мы, как перед началом всякого дела, попросим благословения у Бога:
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Господи, благослови!
— А сейчас, садитесь поудобнее и послушайте стихотворение, которое написал И. Косяков и называется оно «Всё она»
Я буду читать начало строки, а вы будете ее заканчивать.
«Кто вас, детки, больше любит?
Кто вас нежно так голубит?
И заботится о вас, не смыкая ночью глаз?
Дети: — «
Мама дорогая».
Воспитатель:
Колыбель кто вам качает?
Кто вам песни напевает?
Кто вам сказки говорит?
И игрушки вам дарит? Дети
: — «Мама дорогая»
Воспитатель:
Если, дети, вы ленивы
Непослушны, шаловливы,
Что бывает иногда,-
Кто же слезы льет тогда? Дети: —
«Все она, родная»
Воспитатель:
-Да, ребята, это все любимая, родная наша мамочка так заботится о нас, так любит нас. Но есть еще у нас с вами и у всех людей Земли еще одна мать — Богородица. Царица Небесная.
— А кто такая Богородица? Дети:
Это мама Иисуса Христа.
Воспитатель:
-Правильно. Богоматерь любит нас и непрестанно молится за нас пред Господом. А что же мы знаем о Богородице?
Я сейчас буду показывать вам картины из нашего детского Евангелия, а вы скажете, какое событие из жизни Богородицы изображено здесь? (Вывешивает картину Рождества Богородицы).
Воспитатель:
-Скажите, ребятки, что нам говорит это изображение?
Дети:
Это Рождество Богородицы.
Воспитатель:
— Правильно. А как звали родителей Девы Марии?
Дети.
Иоаким и Анна.
Воспитатель:
— Молодцы. переходим к следующей картине (Введение во Храм Пресвятой Богородицы).
— Какое здесь событие изображено? Дети:
Введение во Храм Пресвятой Богородицы.
Воспитатель:
— Верно. Переходим к следующей (Благовещение).
— Что мы здесь видим? Дети:
Ангел Гавриил явился Деве Марии и принес Ей весть о том, что у Нее родится Сын и Она даст Ему имя Иисус.
Воспитатель:
— Правильно, дети. В разные времена, в разных странах люди нуждались в заступничестве Богородицы, получали от Неё уверение в том, что Она слышит их молитвы и часто даже удостаивались видеть Саму Владычицу.
Помните, ребята, я рассказывала вам об одном святом — блаженном Андрее. Этот святой увидел на земле Святую Богородицу. А было это так.
В далекой стране Византии шла война. Город Константинополь осадили враги. Днем и ночью в Городских Храмах люди молили Господа о спасении от врагов своего города. В одном из таких дней во время молитвы, когда Храм был полон людей, стояли среди них и блаженный Андрей со своим учеником Епифанием. Вдруг блаженный Андрей поднял свой взор к небу и увидел идущую по воздуху Пресвятую Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную святыми и Ангелами. Креститель Господен Иоанн и апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную.
Преклонив колени, Пресвятая Дева, долго пребывала в молитве. Закончив молиться, Она сняла со Своей Головы покров и распростерла его над всеми молившимися людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. И покров этот в руках Владычицы «блестел, ярче лучей солнечных». Святой Андрей спросил, рядом стоящего своего ученика Епифания: «Видишь ли ты Царицу и Владычицу?»
— Вижу,- ответил Епифаний,- и сердце мое замирает.
Пресвятая Богородица просила Сына Своего, Иисуса Христа, принять молитву всех людей и исполнить их прошения. Господь услышал молитву Матери Своей и враг отступил — люди были спасены.
В память этого события и установилась традиция — 14 октября праздновать день Покрова Пресвятой Богородицы.
— А сейчас для нас с вами внесут настоящую Икону Покрова Пресвятой Богородицы.
(вносят Икону — воспитатель помещает ее на мольберт).
Воспитатель:
-Дети, как иконописец дал нам понять, что действия происходят в Храме?
Дети:
Мы видим Иконы, диякона, Царские Врата.
Воспитатель:
— Как мы можем узнать изображение Пречистой Владычицы на Иконе?
Дети:
Пресвятая Богородица изображена в центре Иконы, мы узнали Ее по одеянию).
Воспитатель:
— Можно ли найти на Иконе изображение блаженного Андрея и его ученика Епифания?
Дети:
Св. блаженный Андрей изображен босым, он наклонился к Епифанию, а одной рукой показывает на Царицу Небесную.
Воспитатель:
Сейчас мы поместим нашу Икону в наш святой угол и зажжем свечу. Сегодня во всех Храмах нашей Святой Руси православные люди прославляют Богородицу молитвами и песнопениями. Мы сейчас тоже послушаем их.
(стоя, слушаем песнопение «Достойно есть…»)Воспитатель:
И совсем не случайно праздник Покрова приходится на осень. Крестьяне очень много трудились, старались убрать весь урожай с поля. Вспомните пословицы об этой поре, о переменах погоды.
Дети. «Осенью один день — весь день кормит»,
«Осень — перемен восемь», «Осенью даже и у воробья пир».
Воспитатель:
Много пословиц люди сочинили и про Покров. Ведь Покров в деревне считался началом наступление зимы.
— «Покров землю покроет, где листиком, где снегом»,
— «Покров — первые заморозки».
В Покров крестьяне старались наблюдать за погодой, чтобы предсказать, какой будет зима.
— «На Покров ветер с востока — к холодной зиме»,
— «Какой Покров — такова и осень»
Так как любит нас Пресвятая Богородица, укрывая нас своим покрывалом, так и матушка — природа заботится о земле и укрывает ее сначала лиственным, а потом снежным покрывалом, защищая ее от зимней стужи. Каждую осень деревья сбрасывают свои листочки на землю. а потом уж и снежок ложится.
Мы с вами сейчас тоже сделаем лиственное одеяло. (Дети под музыку вырезывают разные листья)
Воспитатель:
— Возьмите свои листочки и выйдите на коврик. Представьте, ребята, что мы с вами деревья: туловище — ствол, руки-ветки, на ветках -листочки.
Подул ветер — «ветки» закачались, листочки задрожали. Ветер стих — листочки тихо упали на «землю». Вот какой красивый получился у нас лиственный ковер.
— О каком празднике мы говорили сегодня?
Дети. О празднике Покрова Пресвятой Богородицы. Воспитатель:
А что бы вы пожелали в честь Праздника нашим гостям?
Дети:
Любви, здоровья, мира, радости, успехов.
Воспитатель:
— А я желаю, чтобы духовным взором вы видели этот светлый Покров над всем миром, радовались бы ему и находили бы в нем радость и утешение.
Пасхальный колобок Праздник для детей. Действующие лица:
Дед
— Дима Борисов,
Баба
— Марина Макарушина,
Рассказчица
— Галина Павловна Яковлева,
Колобок
— Таня Прасолова,
Волк
— Матвей Моловичкин,
Лиса
— Настя Тасоева,
Медведь
— Нарек Неркарерян,
Зайчик
— Коля Шевченко
Батюшка
— иерей храма апостола Иакова, брата Господня, и
благоверного князя Александра Невского — Федор
Зал празднично оформлен в виде весеннего леса,у центральной стены декорация избы.Ведущая
. Жили-были дед да баба и были они очень
бедные. Не было у них курочки-рябы, не снесла она им
яичко, не могпи они испечь пасхального колобка. Вот
дед и бабе говорит…
Дед.
Чем же, милая, нам на Пасху гостей встречать да
угощать?
Баба
. Ох, уж и не знаю, дорогой, ведь мука у нас давно кон-
чилась.
Дед.
А давай, баба, не будем унывать, а по амбару
пометёмм- может, хоть на колобок наберём.
Рассказчица.
Так они и сделали: по амбару помели, по
сусекам поскребли, муку на воде замесили, слезой
посолили. Испекли постный колобок и на окно положили,
чтобы до утра просох.а на утро проснулся Колобок
самый первый. Колобок
. Что-то бабушки с дедушкой не видно. Спят, поди.
Намаялись вчера со мной, даже службу в церкви проспали.
Покачусь-ка я в храм, пока они спят, окроплюсь у батюшки
святой водой, хоть этим стариков порадую.
Рассказчица
. Соскочил Колобок с подоконника на землю
и — айда в церковь! Да не по дороге, а прямиком через
лес. Тут навстречу ему Волк. Волк
. (
с плеером в рукахах
). Здравствуй, Колобок, куда
катишься?
Колобок
. Спешу в церковь, святой водичкой окропиться, а
это что у тебя такое?
Волк
. Что, не видишь- развлекаюсь я,музыку слушаю.
Праздник ведь всё-таки, Пасха! Можно и повеселиться.
Колобок
. Да ты что, Волк, разве так Пасху празднуют?
Волк
.а как празднуют7
Колобок.
Пошли со мной, увидишь!
Волк.
Ладно, уговорил.
Рассказчица
. И пошли они по лесу вместе, а навстречу им Лиса.
Лиса.
Далеко пи вы, мои сладенькие, направились?
Колобок
. Мы, Лисонька, в церковь торопимся; я — святой
водичкой окропиться, а Волк — пасхальную музыку
послушать. Лиса.
Я что-то глуховата стала, подойди ко мне, мой
постненький, поближе!
Колобок.(громко
). В храм идем, на службу пасхальную!
Лиса
. Как же, как же, знаю — Пасха ведь сегодня. Я вот
тоже себе в честь праздника новый наряд приобрела-
буду по лесу щеголять, пусть все завидуют, какая у
меня юбка цветастая!
Колобок
. Да что ты, Лисонька, разве так Пасху празднуют?
Лиса.
А как празднуют?
Колоблок.
Пойдем с нами, увидишь.
Лиса
. Ну что ж, прогуляюсь.
Рассказчица.
Пошли они по лесу втроём и вскоре
встретили Мишу косолапого.
Медведь
. (
выходит, зевая, с подушкой
). Что шумите, спать
мешаете?
Лиса.
Эх ты, косолапый, всё Рождество проспал, хочешь и
Пасху проспать! Вставай, весна ведь уже!
Медвведь.
Пасха-это я знаю, это я слышал. Так ведь в
праздник нам дополнительный выходной дают, чтобы
поспать, а то зачем ещё праздник нужен-то? Колобок
. Что ты, Миша, разве так Пасху прахднуют?
Миша.
Акак празднуют,
Колобок.
Пойдем с нами, увидишь — мы ведь в храм идём, на
службу пасхальную.
Рассказчица.
Идут они вчетвером, беседуют. Вдруг
навстречу им Зайчёнок.
Колобок
. Здравыствуй, Заинька, чтол ты такой испуганный?
Зайчик.
Да вот не пойму, что вокруг пароисходит? Все
куда-то торолятся, отчего колокола так громко звонят?
Волк
. А ты разве не знаешь, что Пасха сегодня?
Зайчик.
А я еще ничего не знаю, я только вчера родился.
Колобок.
А мы идём в храм, на службу пасхальную.
Зайчик.
И я с вами!
Рассказчица
. Так и пришли они все вместе на службу.
Стояли звери в храме, не шелохнувшись. Какая крвсота,
какое пение! А Колобок прикатился прямо к батюшке. (Батюшка сидит в зале, в первом ряду).
Окропил его
батюшка святой водой и спрашивает…
Батюшка.
Где же , Колобок, твоё красное яичко?
Колоюок.
Нету у меня, батюшка, красного яичка-мои
бабушка с дедушкой бедные.
Батюшка.
На, возьми, Колобок, отнеси им по яичку.
Рассказчица.
А прихожане услышали их разговор
и подарили Колобку целую корзину яичек.
(Зрители, дети из других групп,родители,дают колобку
целую корзину с яйцами крашенками и куличами).
Как служба закончилась, вышли звери из храма и го-
ворят Колобку… Волк.
Ну что, Колобок,будем мы тебя сейчас пробовать!
Лиса.
Ох, и полакомимся!
Колобок
.Экие вы, ззвери, неразумные.
Ведь я же постный:по амбару метен,по сусекам скребен,
на водице мешен, слезицей солён.Как же вы мной полако-
митесь?
Медведь.
А что же нам теперь делать?
Колобок
. Возьмите вот по красному яичку.Христос воскресе!
(Колобок раздает зверям яички).
Звери
. Воистину воскресе!(Колобок уходит).
Рассказчица
.Укатился Колобок домой, а звери советоваться
стали.
Зайчик.
Неудобно как-то получилось. Колобок нам свои
яички пасхальные подарил, а дедушка с бабушкой у него
бедные, нечем им стол праздничный накрывать и гостей
угощать.
Волк.
Может, им совсем есть нечего?
Лиса
. Может,им совсем нарядиться не во что?
Медведь
. Пойду-ка я домой, да посмотрю для них
подврочек какой-нибудь .
Звери
. И мы тоже!
Рассказчица.
А Колобок в это время прикатился домой.
Дед.
Где ты был, Колобок?
Баба.
Мы о тебе сильно беспокоились!
Колобок.
А я в церкви был, святой водичкой окропился
и вам по красному яичку принёс!
(Стук в дверь). Дед.
Кто бы это мог быть?Баба
.Сама не знаю.
(громко
). Ну, заходите, гости дорогие1
(входят звери)
Звери.
Христос воскресе!
Дед и Баба
. Воистину воскресе!
Колобок.
Это мои новые друзья.
Медведь
. Я вот вам медку к празднику принёс!
Зайчик.
А я морковку!
Волк
. А я дрова для печи-лето еще не скоро.
Лиса.
А вот для бабушки платочек цветной, праздничный!
Дед и Баба.
Спасибо, гости дорогие!
Звучит весёлая праздничная музыка. Все героивыходят вперёдЗайчик.
Я сегодня понял, как нужно Пасху праздновать!
Волк.
Не самого себя музыкой веселить…
Лиса.
И не в нарядах цветных щеголять…
Медведь
. И не спать-отдыхать подольше…
Все.
(
вместе
).А нужно доброту свою и радость другим
дарить!
Рассказчица.
И тогда доброты будет много-много- на весь
мир хватит!
Дети и взрослые иисполняют гимн «Христос Воскрес!»(муз. И. Кошминой, сл. А. Майкова).
Нравственное воспитание в подготовительной группе
В основе нравственного воспитания в подготовительной группе лежит разнообразная коллективная деятельность, в которой дети учатся уступать и договариваться друг с другом, оказывать взаимопомощь, согласовывать свои действия.
В подготовительной группе воспитатель уже может гораздо шире использовать методы косвенного влияния на игру. Педагог уже может обогатить сюжет, установить правильные взаимоотношения. При выполнении общих поручений, при совместных дежурствах у детей формируется опыт коллективного сотрудничества. Воспитатель с помощью специальных педагогических приемов должен создать у ребенка соответствующие эмоциональные переживания и чувства.
К примеру, воспитатель может привлечь детей к подготовке открытки заболевшему товарищу. Он должен эмоционально объяснить детям, как друг будет рад открытке, как ему хочется встретиться с детьми.
При нравственном воспитании в подготовительной группе очень важно привить ребенку самостоятельность. При этом педагог должен быть ненавязчивым и очень осторожным. Тогда у детей будет возникать ощущение полной самостоятельности во время выбора линии поведения. Самостоятельность поможет сформировать эмоционально-положительный тонус ребенка в коллективе, уравновешенность его поведения, активность в отношениях со сверстниками. При своевременном развитии самостоятельности дошкольники уже проявляют заботу об окружающих, активную взаимопомощь, бережное отношение к вещам.