Проект с дошкольниками и родителями «Покормите птиц зимой»


Социальный природоохранный проект «Покормите птиц зимой!»

  • 5 мая 2021

Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийская конференция «Юный исследователь: проектная деятельность младших школьников»

«Охранять природу – значит охранять Родину» М.М. Пришвин

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность и основание выбора темы проектной работы.

Зима – чудесное время года. Но, в то же время, зима – это крепкие морозы, обильные снегопады и пронизывающий ветер. Зима – трудное время для всего живого.

В нашей местности зима наступает, как и положено, в начале ноября. Несмотря на непредсказуемость погоды, многие птицы всё же остаются на зимовку в родных местах. Однако, с наступлением холодов, пернатые жители леса слетаются ближе к жилью человека. Птицы ждут помощи от нас!

Морозы жестокие в этом году… Тревожно за яблоньку в нашем саду, Тревожно за Жучку. В её конуре Такой же морозище, Как на дворе. Но больше всего беспокойно за птиц, За наших воробышков, галок, синиц: Ведь очень уж холодно в воздухе им. Поможем ли мы беззащитным таким?

Е. Благинина

Большое количество птиц гибнет в зимнее время.

  1. Как помочь птицам в зимнее время?
  2. Что нужно сделать, чтобы защитить их зимой?

Проблемные вопросы послужили в выборе темы проекта.

Гипотеза: можно предположить, что для птиц не так страшен холод, как голод.

Цель: организовать помощь птицам в зимний период года.

Задачи:

Теоретические:

  1. Провести опрос по теме проекта.
  2. Изучить разнообразие зимующих птиц нашей местности.
  3. Узнать правила изготовления и размещения кормушек.
  4. Узнать правила подкормки птиц и составом корма.
  5. Презентовать полученные результаты.

Практические:

  1. Вести наблюдения за видовым составом птиц, прилетающих на кормушки.
  2. Смастерить и разместить кормушки на пришкольной территории.
  3. Организовать регулярную подкормку птиц.

Перспективные:

  1. Смастерить и разместить кормушки около дома.
  2. Продолжить работу по подкормке птиц в зимний период.

Практическое значение.

Забота о братьях наших меньших, оказание им помощи воспитывает сострадание, милосердие, формирует нравственные качества, вызывает положительные эмоции, а также помогают развивать внимание, воображение, наблюдательность, терпение, трудолюбие, волю и др.

Работа в данном направлении ведется не с целью получения наград, а призвана находить отклик в сердце.

Предметные области: окружающий мир, краеведение, экология, литературное чтение, технология, изобразительное искусство, музыка, физическая культура.

Методы:

  1. Опрос (анкетирование).
  2. Сбор информации.
  3. Наблюдение.
  4. Практическая работа.
  5. Анализ результатов.

Этапы работы:

  1. Подготовительный (постановка проблемы, определение цели и задач, планирование работы).
  2. Основной (работа по реализации плана, поиск и отбор материалов, изготовление кормушек, подкормка птиц, наблюдение).
  3. Заключительный (защита проекта, выводы, подведение итогов, рефлексия).

Проект «Покормите птиц зимой!»

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Подготовительный этап.

Важно оказывать посильную помощь нашим пернатым друзьям. К сожалению, не все задумаются о живых существах, которые живут рядом с нами. Мне хотелось донести эту информацию до одноклассников и постараться заинтересовать их проблемой зимующих птиц нашего посёлка. Поставленные задачи стали уточнением цели проекта.

Был проведён опрос одноклассников с целью выяснения имеющихся знаний:

  • знают ли они, какие птицы зимую в нашей местности;
  • знают ли они, чем питаются зимующие птицы;
  • знают ли они, как помочь птицам в зимнюю пору.

Основной этап.

Воспользовавшись рекомендациями Воронежского заповедника, мы составили памятку о том, как правильно изготовить кормушку и где лучше её разместить.

Что за домики-избушки Закачались над землёй? Это новые кормушки Смастерили мы с тобой. Птиц согреем, угостим, Не дадим погибнуть им! И пускай грозит зима – Не страшна теперь она!

Е. Груданов

Вместе с одноклассниками мы смастерила самые разные кормушки из различных материалов: из пластиковых бутылок, коробок из-под сока, молока, были и деревянные кормушки.

Развешивать кормушки нам помогали родители. Нужно было помнить, что прибивать кормушки к деревьям гвоздями нельзя. Иначе, можно повредить дерево. Поэтому родители прикрепляли кормушки к деревьям с помощью проволоки и верёвок. Ещё нужно было учесть, чтобы кормушки должны размещаться в доступных местах. Должна иметься возможность пополнять их кормом.

С папиной помощью, я смастерила кормушку из дерева. Папа взял дощечку, обработал её и распилил на части. Потом эти детали я скрепила шурупами. Крышу сделали из пластика. Вот и готова наша кормушка! (Приложение 1).

Трудно птицам после сильных снегопадов. Не найти корма под снегом. Наступило время серьёзных испытаний!

Иногда, после оттепели, наступают морозы и деревья и кустарники покрываются ледяной корочкой, то и тут птицам приходится туго. Не помогут им ни цепкие коготки на лапках, ни острый клюв: лёд прочно сковал трещинки и щели, в которых прячутся насекомые.

Зимний день короткий – времени совсем мало, чтобы набраться сил!

Всё короче зимний день. Не успеешь пообедать, Солнце сядет за плетень. Ни комарика, ни мушки – Всюду только снег да снег…

Ю.Синицын

С помощью дополнительной литературы и наблюдений мы узнали какие птицы зимуют в нашей местности. Это – воробьи, синицы, дятлы, поползни, сороки, вороны и другие.

Мы выяснили, чем питаются зимующий птицы и составили памятку «Меню птичьей столовой».

Мы не забывали ежедневно оставлять угощенье в кормушках для наших пернатых друзей.

Перспективы на будущее.

Мы надеемся продолжить оказывать помощь птицам и в будущем году. Хотелось бы, чтобы оказание помощи братьям нашим меньшим стало доброй традицией в нашем классе.

У нас такой обычай; чуть выпадет снежок, Дощатый домик птичий повесим на сучок. Ни зёрен, ни травинок – голодная пора Блестят иголки льдинок, исчезла мошкара. Но здесь, в саду, за школой, среди седых ветвей, Готов обед весёлый для птичек у детей. Над домиком дощатым с утра немолчный гам, Как весело крылатым, порхающим гостям! Пшена и крошек хлебных отведать каждый рад От песенок хвалебных милей наш школьный сад. М. Пожарова

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наблюдения помогли выяснить, что рядом с жильём человека зимуют воробьи, синицы, из леса на подкормку прилетают поползни, дятлы.

Мы научились мастерить кормушки с помощью родителей. Узнали, каким кормом можно и каким нельзя кормить птиц.

После размещения кормушек на территории школы и организации регулярной подкормки птиц, увеличилось количество птиц, посещающих места прикорма.

Мы выяснили, что в холодную погоду на кормушки прилетает больше пернатых гостей, поэтому важно не забывать подкармливать птиц. Чем холоднее, тем больше птиц было на наших кормушках. Значит, гипотеза подтвердилась: «Для птиц страшен не холод, а голод!»

Своей работой хотелось бы привлечь внимание учеников школы и жителей посёлка к проблеме зимующих птиц в нашей местности. Если организовать подкормку, то мы поможем птицам пережить холодный период и сохранить численность. Ведь именно от птиц зависит, зазеленеют ли наши сады весной. Каждому из нас по силам помочь в трудный час пернатым друзьям!

Покормите птиц зимой. Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их – не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну.

А. Яшин

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Птицы. Полная энциклопедия/ Юлия Школьник. – М.: Эксмо, 2006
  2. Энциклопедия для детей. Птицы и звери/ под ред. В. Володина. –М.: Аванта, 2004

Презентация проекта

Название проекта: «Покормите птиц зимой».

автор: Боброва Анастасия Альбертовна

Педагог дополнительного образования по экологии город Инта Республика Коми МБДОУ «ЦРР-детский сад №31 «Крепыш»

Название проекта: «Покормите птиц зимой».

Название проекта

: «Покормите птиц зимой».

Автор проекта

: Боброва Анастасия Альбертовна, педагог дополнительного образования по экологии МБДОУ «ЦРР-детский сад №31 «Крепыш» город Инта Республика Коми

Проблема:

Холод птицам не так страшен, как страшен голод. Птицы гибнут зимой. Голодная птица не выдерживает морозов. Если птица сыта ей и сильный мороз не страшен. Можем ли мы им помочь? Как можем помочь птицам? А знаем ли мы чем можно кормить птиц?

Вид проекта

: информационно – практико – ориентированный.

Направленность проекта:

социально значимая деятельность.

Актуальность темы:

Данный проект является важным звеном экологического воспитания дошкольников, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми и внимательными, научить любить природу . Таким образом, привлечение дошкольников к практической природоохранительной деятельности помогает воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе.

Описание практической значимости

:

  • В ходе работы над этим проектом расширяются знания детей о птицах Республики Коми, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц;
  • У детей формируется активная жизненная позиция;
  • Дети учатся сопереживать и помогать братьям нашим меньшим. Привлечение детей к оказанию помощи зимующим птицам является мощным воспитательным фактором в развитии экологического сознания.
  • Привлечение родителей к участию в проектной деятельности (изготовление кормушек, приобретение корма для птиц) способствует укреплению детско-взрослого сообщества (педагоги – дети – родители.

Цель :

  • Помочь зимующим птицам города Инты пережить холодную и суровую зиму.
  • Воспитывать защитников природы, научить быть милосердными.
  • Формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.

Задачи :

  • Познакомить с зимующими в птицами нашего региона; узнать, чем они питаются;
  • Выяснить – чем мы можем помочь зимующим птицам;
  • Выяснить, какие бывают кормушки; Сделать различные виды кормушек своими руками и с помощью родителей.
  • Составить памятку о том, чем можно покормить птиц зимой;
  • Нарисовать плакаты –напоминание о необходимости кормить птиц зимой.
  • Способствовать развитию познавательной активности, любознательности;
  • Способствовать приобретению воспитанниками опыта сопричастности, милосердия, сочувствия к чужой беде;
  • Способствовать осознанию детьми важности и необходимости их деятельности;
  • Формировать заботливое, доброе отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.

Участники проекта:

дети старших и подготовительных групп и их родители.

Продолжительность :

среднесрочный (3 месяца)

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  • Создание необходимых условий по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц.
  • Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
  • Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
  • Активное участие родителей в реализации проекта.
  • Формирование у детей и взрослых определенной системы природоведческих знаний, позволяющей осознать единство всей природы и место человека в ней.

Новизна проекта:

  • добытые знания имеет практическую направленность, результатом которой является: включение знаний в различные игры, изготовление лэпбука, изготовление разных кормушек, подкормка птиц правильным кормом;
  • воспитанники имеют возможность посмотреть на птиц с различных позиций: потребности птиц, народная мудрость, факты учёных;
  • взаимодействие детей во время работы над проектом в специально организованных микрогруппах, состав которых определяется их возрастом.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный

  1. Создать условия для формирования расширения знаний о зимующих птицах.
  2. Составить план совместной деятельности по уходу и кормлению птиц зимой.
  3. Привлечь родителей к участию данного проекта (корм, кормушки)

4.Подбор литературы, картинок, энциклопедий о зимующих птицах.

  1. Обращение к детям детского сада (листовки).

II этап – основной

Цель: формирование представлений и знаний о зимующих птицах и навыка оказания помощи им зимой.

1.Беседы

  • Беседа на тему «Синичкин День»
  • «Что ты знаешь о птицах?»
  • «Как живут наши пернатые друзья зимой»
  • «Кто заботится о птицах»
  • «Пользу или вред приносят птицы?»
  • «Меню птиц»
  • «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?»
  1. Наблюдения
  • Наблюдение за синицей, вороной, снегирем, галкой, голубем
  • Наблюдение за тем, какие птицы прилетают на кормушки
  • Установка кормушек, кормление, регулярная подкормка птиц.

3.Труд

  • изготовление кормушек (совместно с родителями)
  • чистка кормушек
  • подкормка птиц
  1. Игровая деятельность
  • Дидактические игры: «Один-много», «Четвертый лишний», «Угадай птицу по описанию», «Чей хвост?», «Кто что ест», «Узнай по голосу», «Что едят птицы».
  • Словесные игры: «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Кто как голос подает?», «Один-много», «Большой – маленький», «Сосчитай птиц», «Угадай по описанию», «Чье это?»
  • Настольные игры: «Домино» (птицы), «Разрезные картинки»
  • Подвижные игры: «Птицы в клетке», «Гуси лебеди», «Совушка» «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках», «Совушка – сова»; «Птички и кошка».
  • Физ. минутки «Какая для кого зима?», «Чему человек научился у птиц?»
  1. Информация в уголке для родителей
  • «Покормите птиц зимой»
  • Памятка “Как подкармливать птиц”.
  • Правила поведения возле кормушек.

6.Коммуникация

  • Чтение рассказов: И. Тургенева «Воробей», М. Горького «Воробьишко»
  • Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона»
  • Э. Булгакова «Синички»
  • Сухомлинского «О чѐм плачет синичка»
  • Просмотр презентаций: «Зимующие птицы»
  • Рассказ «Птичья столовая»
  • Отгадывание загадок о зимующих птицах
  • Рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц
  1. Художественное творчество
  • Рисование «Синички», «Птички на ветках», «Птичка веселая и грустная»
  • Лепка из пластилина «Учимся лепить птиц», «Снегири на снегу»
  • Конструирование «Птица»

III этап — заключительный

  • Выставка кормушек «Столовая для пернатых».
  • Распределение кормушек для птиц на территории детского сада.
  • Организация дежурства детей у птичьей столовой.
  • Участие детей и родителей ВО Всероссийской Акции «Покормите птиц зимой» Организатор акции Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Югыд ва
  • Участие в конкурсах Союза охраны птиц России

Продукт проектной деятельности:

  • Занятия о зимующих птицах нашего региона;
  • Изготовление и развешивание кормушек, изготовленных родителями дошкольников;
  • Выпуск брошюры «Чем можно кормить птиц!»;
  • Изготовление плакатов «Покормите птиц зимой» и развешивание их в магазинах нашего города;
  • Посещение краеведческого музея по теме «Зимующие птицы Республики Коми.
  • Рисование рисунков плакатов с детьми старших и подготовительных групп на тему «Зимующие птицы Югыд ва;
  • Изготовление «Съедобной кормушки – печенюшки» детьми подготовительных групп.
  • Составление народных примет о птицах.

Результативность

В ходе реализации проекта воспитанники и родители постоянно заботились о пернатых, но возник вопрос: «кто ещё может заботиться о птицах в зимний период времени?». И мы стали привлекать жителей нашего города к подкормке птиц и оформили листовки-плакаты «Покормите птиц зимой!» и памятки «Чем кормить птиц?» и развесили их в магазинах нашего города.

Таким образом у наших воспитанников успешно формируется гуманно — ценностное отношение к природе и ко всему живому. В ходе реализации проекта воспитанники не только расширили и систематизировали свои представления о видах птиц, но и в практической деятельности узнали, какие корма предпочитают птицы и какие разнообразные кормушки можно сделать своими руками, используя разный материал. За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить, и мы будем подкармливать их, пока не появятся насекомые.

Перспективы дальнейшего развития проекта

  • Сделать помощь птицам зимой доброй традицией
  • Привлечения взрослых к экологической акции « Покормите птиц»
  • Привлечение большего количества детей к реализации проекта на следующий год.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]