Социальный природоохранный проект «Покормите птиц зимой!»
- 5 мая 2021
Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийская конференция «Юный исследователь: проектная деятельность младших школьников»
«Охранять природу – значит охранять Родину» М.М. Пришвин
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность и основание выбора темы проектной работы.
Зима – чудесное время года. Но, в то же время, зима – это крепкие морозы, обильные снегопады и пронизывающий ветер. Зима – трудное время для всего живого.
В нашей местности зима наступает, как и положено, в начале ноября. Несмотря на непредсказуемость погоды, многие птицы всё же остаются на зимовку в родных местах. Однако, с наступлением холодов, пернатые жители леса слетаются ближе к жилью человека. Птицы ждут помощи от нас!
Морозы жестокие в этом году… Тревожно за яблоньку в нашем саду, Тревожно за Жучку. В её конуре Такой же морозище, Как на дворе. Но больше всего беспокойно за птиц, За наших воробышков, галок, синиц: Ведь очень уж холодно в воздухе им. Поможем ли мы беззащитным таким?
Е. Благинина
Большое количество птиц гибнет в зимнее время.
- Как помочь птицам в зимнее время?
- Что нужно сделать, чтобы защитить их зимой?
Проблемные вопросы послужили в выборе темы проекта.
Гипотеза: можно предположить, что для птиц не так страшен холод, как голод.
Цель: организовать помощь птицам в зимний период года.
Задачи:
Теоретические:
- Провести опрос по теме проекта.
- Изучить разнообразие зимующих птиц нашей местности.
- Узнать правила изготовления и размещения кормушек.
- Узнать правила подкормки птиц и составом корма.
- Презентовать полученные результаты.
Практические:
- Вести наблюдения за видовым составом птиц, прилетающих на кормушки.
- Смастерить и разместить кормушки на пришкольной территории.
- Организовать регулярную подкормку птиц.
Перспективные:
- Смастерить и разместить кормушки около дома.
- Продолжить работу по подкормке птиц в зимний период.
Практическое значение.
Забота о братьях наших меньших, оказание им помощи воспитывает сострадание, милосердие, формирует нравственные качества, вызывает положительные эмоции, а также помогают развивать внимание, воображение, наблюдательность, терпение, трудолюбие, волю и др.
Работа в данном направлении ведется не с целью получения наград, а призвана находить отклик в сердце.
Предметные области: окружающий мир, краеведение, экология, литературное чтение, технология, изобразительное искусство, музыка, физическая культура.
Методы:
- Опрос (анкетирование).
- Сбор информации.
- Наблюдение.
- Практическая работа.
- Анализ результатов.
Этапы работы:
- Подготовительный (постановка проблемы, определение цели и задач, планирование работы).
- Основной (работа по реализации плана, поиск и отбор материалов, изготовление кормушек, подкормка птиц, наблюдение).
- Заключительный (защита проекта, выводы, подведение итогов, рефлексия).
Проект «Покормите птиц зимой!»
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Подготовительный этап.
Важно оказывать посильную помощь нашим пернатым друзьям. К сожалению, не все задумаются о живых существах, которые живут рядом с нами. Мне хотелось донести эту информацию до одноклассников и постараться заинтересовать их проблемой зимующих птиц нашего посёлка. Поставленные задачи стали уточнением цели проекта.
Был проведён опрос одноклассников с целью выяснения имеющихся знаний:
- знают ли они, какие птицы зимую в нашей местности;
- знают ли они, чем питаются зимующие птицы;
- знают ли они, как помочь птицам в зимнюю пору.
Основной этап.
Воспользовавшись рекомендациями Воронежского заповедника, мы составили памятку о том, как правильно изготовить кормушку и где лучше её разместить.
Что за домики-избушки Закачались над землёй? Это новые кормушки Смастерили мы с тобой. Птиц согреем, угостим, Не дадим погибнуть им! И пускай грозит зима – Не страшна теперь она!
Е. Груданов
Вместе с одноклассниками мы смастерила самые разные кормушки из различных материалов: из пластиковых бутылок, коробок из-под сока, молока, были и деревянные кормушки.
Развешивать кормушки нам помогали родители. Нужно было помнить, что прибивать кормушки к деревьям гвоздями нельзя. Иначе, можно повредить дерево. Поэтому родители прикрепляли кормушки к деревьям с помощью проволоки и верёвок. Ещё нужно было учесть, чтобы кормушки должны размещаться в доступных местах. Должна иметься возможность пополнять их кормом.
С папиной помощью, я смастерила кормушку из дерева. Папа взял дощечку, обработал её и распилил на части. Потом эти детали я скрепила шурупами. Крышу сделали из пластика. Вот и готова наша кормушка! (Приложение 1).
Трудно птицам после сильных снегопадов. Не найти корма под снегом. Наступило время серьёзных испытаний!
Иногда, после оттепели, наступают морозы и деревья и кустарники покрываются ледяной корочкой, то и тут птицам приходится туго. Не помогут им ни цепкие коготки на лапках, ни острый клюв: лёд прочно сковал трещинки и щели, в которых прячутся насекомые.
Зимний день короткий – времени совсем мало, чтобы набраться сил!
Всё короче зимний день. Не успеешь пообедать, Солнце сядет за плетень. Ни комарика, ни мушки – Всюду только снег да снег…
Ю.Синицын
С помощью дополнительной литературы и наблюдений мы узнали какие птицы зимуют в нашей местности. Это – воробьи, синицы, дятлы, поползни, сороки, вороны и другие.
Мы выяснили, чем питаются зимующий птицы и составили памятку «Меню птичьей столовой».
Мы не забывали ежедневно оставлять угощенье в кормушках для наших пернатых друзей.
Перспективы на будущее.
Мы надеемся продолжить оказывать помощь птицам и в будущем году. Хотелось бы, чтобы оказание помощи братьям нашим меньшим стало доброй традицией в нашем классе.
У нас такой обычай; чуть выпадет снежок, Дощатый домик птичий повесим на сучок. Ни зёрен, ни травинок – голодная пора Блестят иголки льдинок, исчезла мошкара. Но здесь, в саду, за школой, среди седых ветвей, Готов обед весёлый для птичек у детей. Над домиком дощатым с утра немолчный гам, Как весело крылатым, порхающим гостям! Пшена и крошек хлебных отведать каждый рад От песенок хвалебных милей наш школьный сад. М. Пожарова
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наблюдения помогли выяснить, что рядом с жильём человека зимуют воробьи, синицы, из леса на подкормку прилетают поползни, дятлы.
Мы научились мастерить кормушки с помощью родителей. Узнали, каким кормом можно и каким нельзя кормить птиц.
После размещения кормушек на территории школы и организации регулярной подкормки птиц, увеличилось количество птиц, посещающих места прикорма.
Мы выяснили, что в холодную погоду на кормушки прилетает больше пернатых гостей, поэтому важно не забывать подкармливать птиц. Чем холоднее, тем больше птиц было на наших кормушках. Значит, гипотеза подтвердилась: «Для птиц страшен не холод, а голод!»
Своей работой хотелось бы привлечь внимание учеников школы и жителей посёлка к проблеме зимующих птиц в нашей местности. Если организовать подкормку, то мы поможем птицам пережить холодный период и сохранить численность. Ведь именно от птиц зависит, зазеленеют ли наши сады весной. Каждому из нас по силам помочь в трудный час пернатым друзьям!
Покормите птиц зимой. Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их – не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну.
А. Яшин
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Птицы. Полная энциклопедия/ Юлия Школьник. – М.: Эксмо, 2006
- Энциклопедия для детей. Птицы и звери/ под ред. В. Володина. –М.: Аванта, 2004
Презентация проекта
Название проекта: «Покормите птиц зимой».
автор: Боброва Анастасия Альбертовна
Педагог дополнительного образования по экологии город Инта Республика Коми МБДОУ «ЦРР-детский сад №31 «Крепыш»
Название проекта: «Покормите птиц зимой».
Название проекта
: «Покормите птиц зимой».
Автор проекта
: Боброва Анастасия Альбертовна, педагог дополнительного образования по экологии МБДОУ «ЦРР-детский сад №31 «Крепыш» город Инта Республика Коми
Проблема:
Холод птицам не так страшен, как страшен голод. Птицы гибнут зимой. Голодная птица не выдерживает морозов. Если птица сыта ей и сильный мороз не страшен. Можем ли мы им помочь? Как можем помочь птицам? А знаем ли мы чем можно кормить птиц?
Вид проекта
: информационно – практико – ориентированный.
Направленность проекта:
социально значимая деятельность.
Актуальность темы:
Данный проект является важным звеном экологического воспитания дошкольников, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми и внимательными, научить любить природу . Таким образом, привлечение дошкольников к практической природоохранительной деятельности помогает воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе.
Описание практической значимости
:
- В ходе работы над этим проектом расширяются знания детей о птицах Республики Коми, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц;
- У детей формируется активная жизненная позиция;
- Дети учатся сопереживать и помогать братьям нашим меньшим. Привлечение детей к оказанию помощи зимующим птицам является мощным воспитательным фактором в развитии экологического сознания.
- Привлечение родителей к участию в проектной деятельности (изготовление кормушек, приобретение корма для птиц) способствует укреплению детско-взрослого сообщества (педагоги – дети – родители.
Цель :
- Помочь зимующим птицам города Инты пережить холодную и суровую зиму.
- Воспитывать защитников природы, научить быть милосердными.
- Формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.
Задачи :
- Познакомить с зимующими в птицами нашего региона; узнать, чем они питаются;
- Выяснить – чем мы можем помочь зимующим птицам;
- Выяснить, какие бывают кормушки; Сделать различные виды кормушек своими руками и с помощью родителей.
- Составить памятку о том, чем можно покормить птиц зимой;
- Нарисовать плакаты –напоминание о необходимости кормить птиц зимой.
- Способствовать развитию познавательной активности, любознательности;
- Способствовать приобретению воспитанниками опыта сопричастности, милосердия, сочувствия к чужой беде;
- Способствовать осознанию детьми важности и необходимости их деятельности;
- Формировать заботливое, доброе отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.
Участники проекта:
дети старших и подготовительных групп и их родители.
Продолжительность :
среднесрочный (3 месяца)
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- Создание необходимых условий по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц.
- Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
- Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
- Активное участие родителей в реализации проекта.
- Формирование у детей и взрослых определенной системы природоведческих знаний, позволяющей осознать единство всей природы и место человека в ней.
Новизна проекта:
- добытые знания имеет практическую направленность, результатом которой является: включение знаний в различные игры, изготовление лэпбука, изготовление разных кормушек, подкормка птиц правильным кормом;
- воспитанники имеют возможность посмотреть на птиц с различных позиций: потребности птиц, народная мудрость, факты учёных;
- взаимодействие детей во время работы над проектом в специально организованных микрогруппах, состав которых определяется их возрастом.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный
- Создать условия для формирования расширения знаний о зимующих птицах.
- Составить план совместной деятельности по уходу и кормлению птиц зимой.
- Привлечь родителей к участию данного проекта (корм, кормушки)
4.Подбор литературы, картинок, энциклопедий о зимующих птицах.
- Обращение к детям детского сада (листовки).
II этап – основной
Цель: формирование представлений и знаний о зимующих птицах и навыка оказания помощи им зимой.
1.Беседы
- Беседа на тему «Синичкин День»
- «Что ты знаешь о птицах?»
- «Как живут наши пернатые друзья зимой»
- «Кто заботится о птицах»
- «Пользу или вред приносят птицы?»
- «Меню птиц»
- «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?»
- Наблюдения
- Наблюдение за синицей, вороной, снегирем, галкой, голубем
- Наблюдение за тем, какие птицы прилетают на кормушки
- Установка кормушек, кормление, регулярная подкормка птиц.
3.Труд
- изготовление кормушек (совместно с родителями)
- чистка кормушек
- подкормка птиц
- Игровая деятельность
- Дидактические игры: «Один-много», «Четвертый лишний», «Угадай птицу по описанию», «Чей хвост?», «Кто что ест», «Узнай по голосу», «Что едят птицы».
- Словесные игры: «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Кто как голос подает?», «Один-много», «Большой – маленький», «Сосчитай птиц», «Угадай по описанию», «Чье это?»
- Настольные игры: «Домино» (птицы), «Разрезные картинки»
- Подвижные игры: «Птицы в клетке», «Гуси лебеди», «Совушка» «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках», «Совушка – сова»; «Птички и кошка».
- Физ. минутки «Какая для кого зима?», «Чему человек научился у птиц?»
- Информация в уголке для родителей
- «Покормите птиц зимой»
- Памятка “Как подкармливать птиц”.
- Правила поведения возле кормушек.
6.Коммуникация
- Чтение рассказов: И. Тургенева «Воробей», М. Горького «Воробьишко»
- Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона»
- Э. Булгакова «Синички»
- Сухомлинского «О чѐм плачет синичка»
- Просмотр презентаций: «Зимующие птицы»
- Рассказ «Птичья столовая»
- Отгадывание загадок о зимующих птицах
- Рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц
- Художественное творчество
- Рисование «Синички», «Птички на ветках», «Птичка веселая и грустная»
- Лепка из пластилина «Учимся лепить птиц», «Снегири на снегу»
- Конструирование «Птица»
III этап — заключительный
- Выставка кормушек «Столовая для пернатых».
- Распределение кормушек для птиц на территории детского сада.
- Организация дежурства детей у птичьей столовой.
- Участие детей и родителей ВО Всероссийской Акции «Покормите птиц зимой» Организатор акции Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Югыд ва
- Участие в конкурсах Союза охраны птиц России
Продукт проектной деятельности:
- Занятия о зимующих птицах нашего региона;
- Изготовление и развешивание кормушек, изготовленных родителями дошкольников;
- Выпуск брошюры «Чем можно кормить птиц!»;
- Изготовление плакатов «Покормите птиц зимой» и развешивание их в магазинах нашего города;
- Посещение краеведческого музея по теме «Зимующие птицы Республики Коми.
- Рисование рисунков плакатов с детьми старших и подготовительных групп на тему «Зимующие птицы Югыд ва;
- Изготовление «Съедобной кормушки – печенюшки» детьми подготовительных групп.
- Составление народных примет о птицах.
Результативность
В ходе реализации проекта воспитанники и родители постоянно заботились о пернатых, но возник вопрос: «кто ещё может заботиться о птицах в зимний период времени?». И мы стали привлекать жителей нашего города к подкормке птиц и оформили листовки-плакаты «Покормите птиц зимой!» и памятки «Чем кормить птиц?» и развесили их в магазинах нашего города.
Таким образом у наших воспитанников успешно формируется гуманно — ценностное отношение к природе и ко всему живому. В ходе реализации проекта воспитанники не только расширили и систематизировали свои представления о видах птиц, но и в практической деятельности узнали, какие корма предпочитают птицы и какие разнообразные кормушки можно сделать своими руками, используя разный материал. За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить, и мы будем подкармливать их, пока не появятся насекомые.
Перспективы дальнейшего развития проекта
- Сделать помощь птицам зимой доброй традицией
- Привлечения взрослых к экологической акции « Покормите птиц»
- Привлечение большего количества детей к реализации проекта на следующий год.