Проект «Огород на окне»проект (средняя группа) на тему


Проект «Огород на окне»

Юлия Алексеевна Моторная

Проект «Огород на окне»

Материал на конкурс «Вернисаж идей»

педагогов Хвалынского района.

Номинация:Вернисаж идей на тему: «Чудо- огород»

в группе»

Ф. И. О. — Моторная Юлия Алексеевна

Должность- воспитатель.

Стаж работы — 6 лет.

Содержание

1. Актуальность выбранной темы ___ стр. 3

2. Описание работы по созданию предметно — развивающей среды___стр. 5

3. Организация деятельности детей___стр. 6

4. Конспект деятельности детей___стр. 7

Заключение___стр. 8

1. Актуальность выбранной темы.

Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи дошкольного учреждения.

Общение с природой положительно влияет на детей дошкольного возраста, делает их добрее, мягче, будит самые лучшие чувства.

Комнатные растения не только предоставляют возможность для организации интересной и содержательной воспитательно-образовательной работы с детьми, они оздоравливают микроклимат помещения,в котором находятся дети: увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом.

Актуальностью данной темы, является уточнение и закрепление представлений детей об овощах, отличающихся друг от друга по внешнему виду и способу произрастания, систематизировать знания о процессе посадки, учить принимать цель, определять предмет труда, отбирать инструменты и материалы для работы, определять последовательность трудовых действий.

Цель:

создание условий в группе для развития познавательного интереса к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений.

Задачи:

1. Учить детей ухаживать за огородными растениями.

2. Дать наглядное представление детям о потребностях растений в свете, тепле, влаге, почве для роста растений.

3. Развивать познавательные и творческие способности детей.

4. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.

5. Формировать осознанно – правильное отношение к природе родного края, к труду человека.

2. Описание работы по созданию предметно — развивающей среды.

«Предметно – развивающая среда»

— это система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Развивающая среда нужна, во- первых, для того, чтобы воспитать успешного, самостоятельного, инициативного, творческого ребенка.

В уголке природы мы стимулируем и поддерживаем познавательный интерес детей к природным объектам; формируем трудовые навыки по уходу за живыми объектами; воспитываем бережное отношение к природе.

В этом нам, конечно же,помогают:

— дидактические игры, направленные на формирование и развитие экологического познания окружающего мира;

— модели строения растений, признаков живого, фенологических изменений в природе;

— альбомы, фотографии, иллюстрации, картины;

— календари погоды и природы;

— подборка стихов, пословиц, поговорок, примет, загадок об овощных культурах;

— рисунки и поделки детей из природного материала;

— инвентарь для посадки семян и рассады;

«огород на окне»

Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять инвентарь для ухода за растениями, бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр инсценировок.

3. Организация деятельности детей.

В марте мы с детьми трудились как пчелки — занимались весенними посадками: готовили почву, сажали луковицы, овес, томаты, огурцы, укроп, поливали, рыхлили, с нетерпением ждали и наблюдали, когда появится первый росток.

Ухаживали за посадками с удовольствием, а иначе, и быть не могло! Ведь на подоконнике, рядом с луковой грядкой, поселились маленькие, улыбающиеся «Человечки»

с озорными глазками-пуговками и ежик, у которого зеленые иголки растут не по дням, а по часам.

Изменения, происходящие здесь, быстрые, яркие, наглядные. Положили в землю семечко, сказали волшебные слова — глядишь, через несколько дней пробились к свету ростки. День за днем набирают они силу, растут, радуя детей своей зеленью. Дети очень гордятся результатами своего труда. Это самое любимое, «волшебное»

место для ребят.

В процессе такой деятельности у детей закрепляются и расширяются знания об овощных культурах, их использовании, они осваивают навыки ухода за растениями, начинают понимать, какую важную роль играют условия в жизни растений, как человек может на них влиять.

Ухаживая за растениями, дети наблюдают рост растений от семечка до семечка. Все свои наблюдения они зарисовывают, создавая мини-книжки, а затем рассказывают другим детям, как они вырастили растения, какие условия повлияли на него рост. Ребята вместе со взрослыми придумывают рецепты блюд из овощей.

За окном еще лежит снег, а в группе уже царит весна и радует первой зеленью. Скоро ребята будут снимать первый урожай. Что может быть вкуснее и полезнее зелени, выращенной своими руками!

4. Конспект деятельности детей.

Мы постепенно собирали коллекцию семян. Изготовили алгоритмы ухода за растениями. Сделали подборку дидактических игр, стихов и загадок об овощах. Создали альбом с иллюстрациями овощных культур. Изготовили маски овощей и фруктов для обыгрывания сказок.

Были проведены следующие опыты:

— наблюдения за ростом корневой системы лука в воде;

— проращивание семян гороха, овса в вате между прозрачными плоскостями.

Дети наблюдали за ростом растений, вели дневник, где делали зарисовки. Также мы конструировали из бумаги корзинку для овощей и фруктов, играли в дидактические игры «Ботаническое лото»

,
«Найди овощ по описанию»
,
«Что растет на огороде»
,
«Чудесный мешочек»(овощи и фрукты)
.
«Отгадай по вкусу»
, проводили сюжетно-ролевую игру
«Овощной магазин»
. Отгадывали
«Загадки на грядке»
.Проводили беседы по теме:
«Какой вырос урожай»
,
«Что растет у вас на огороде»
.Составляли описательный рассказ на тему:
«Как мы растили овощи»
. И, конечно же,читали художественную литературу: Н. Надеждину
«Где щи, там и нас ищи!»
, Я. Тайц
«Послушный дождик»
, Ю. Тувим
«Овощи»
, В. Сутеева
«Яблоко»
. Русскую народную сказку
«Вершки и корешки»
, белорусскую сказку
«Пых»
, украинскую сказку
«Колосок»
. Рисовали натюрморт с овощами, лепили овощи и фрукты.

Трудились, ухаживая за растениями в уголке природы.

Заключение

Дети с большим удовольствием попробовали зелень выращенные своими руками. Была организована выставка детских работ. Но на этом наша забота об овощных культурах не закончилась, нашу рассаду мы высадим в огород и будем с нетерпением ждать урожая.

Огород на окне стал хорошим подспорьем и помощником в воспитании у детей экологической культуры, создание правильного отношения к живой природе. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.

Надо ли говорить о том, как приятно подать зимой (весной)

к столу блюда, украшенные зелёными веточками петрушки, укропа. И красиво и вкусно, и полезно для здоровья наших ребят. А главное — это доступно всем, и это вырастили дети.

Проект для подготовительной группы «Огород на подоконнике»

Проект для подготовительной группы

«Огород на подоконнике»

(проект рассчитан на 7 недель)

Участники проекта

: дети подготовительной группы, воспитатель, родители.

Тип проекта

: практический

Содержательный раздел:

познавательно-исследовательская деятельность.

По количеству участников

: групповой.

По времени проведения:

долгосрочный.

Источники информации:

методическая литература, интернет – ресурсы.

АКТУАЛЬНОСТЬ.

Заканчивается зима. Солнышко с каждым днём всё выше и выше, а день всё длиннее и теплее. Пришло время посадок. Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени или помидоров. Но нет ничего приятнее, чем первая весенняя зелень, которая радует ребят прямо в групповой комнате на подоконнике. Это могут быть лук, петрушка, укроп, и даже листья салата. Огород на подоконнике — отличный способ развеять сезонную тоску по природным цветам и теплу. Расширения представлений детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, обобщения представлений о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений, развития познавательных и творческих способностей детей.

Цель:

Обобщить и расширить знания детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечь родителей к сотворчеству.

Задачи:

1. Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

2. Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди садят, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.

3. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

4. Развивать познавательный интерес детей в ходе выращивания растений в комнатных условиях.

5. Воспитывать бережное отношение к своему труду, и труду взрослых и детей.

6. Учить выполнять индивидуальные поручения, и коллективные задания.

7. Формировать умение договариваться с воспитателем о распределении работы, ответственное отношение к порученному заданию.

8. Закрепить знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста растения; развивать речь детей, активизировать словарь (корень, луковица, посадить, углубление, условия, стрелка).

9.Воспитывать желание добиваться результата, чувство ответственности за участие в общем деле.

10.Разъяснять значимость труда.

11.Воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к его результатам.

12.Формировать положительное взаимоотношения ребенка как со взрослыми, так и со сверстниками.

13.Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.

14.Воспитывать уважительное взаимоотношение ребенка с взрослыми.

Проектная идея:

создать в групповой комнате детского сада огород на подоконнике.

Работа с родителями.

1.Сделать подборку стихов, загадок про овощи, и рецептов овощных блюд.

2.Предложить родителям приобрести для проведения проекта – контейнеры, землю, семена для посадки, палочки для рыхления, лейки.

3.Домашнее задание – с детьми придумать сказку о любом овоще, записать и нарисовать к ней рисунок.

Совместная деятельность детей и воспитателя

: опыты, наблюдения, эксперименты, рассматривание и посадка семян, дидактические игры,

беседы о правилах ухода за растениями в комнатных условиях, чтение художественной литературы об овощах, зарисовки, выставка детских рисунков и поделок из пластилина изготовление таблиц-указателей с названиями растений и датой посадки, уход за растениями.

Ожидаемые результаты.

У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях: для жизни и роста растений необходимы одновременно свет, вода, тепло, питательная почва (при малой освещённости растения вытягиваются в сторону света, листья и стебли бледнеют; без тепла семена не прорастают, листья не распускаются; без воды растения сохнут)

1 ЭТАП
– подготовительный ( в течение 1 недели ).
В группе детского сада разбили огород на подоконнике. Изготовили таблицы-указатели с названиями растений (датой посадки и первых всходов). Подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах.

2 ЭТАП – исследовательский (5 недель).

Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения — земля, растения — вода, растения – свет. Результаты экспериментов фиксировали в рисунках. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины. Проводились занятия, дидактические игры, беседы. Рассматривали и высаживали семена.

.

3 ЭТАП


заключительный ( в течение 1 недели )
Проводили анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Оформили стенгазету «От семени к ростку», в которой был представлен фотоматериал по уходу за комнатными растениями. Приготовили овощной салат и пригласили на угощение родителей в группу. Далее дети представили домашнее задание –сказку об овощах с иллюстрациями к ней.

Организационная деятельность воспитателя по реализации проекта.

1. Подобрать художественную литературу, иллюстрированный материал по данной теме.

2. Организовать работу с родителями по реализации проекта.

3. Подобрать материал и оборудование для опытно — экспериментальной деятельности.

4.Составить перспективный план мероприятий.

План реализации проекта

.

Подготовительный этап.

1.Сбор художественной литературы: стихи загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи (совместная деятельность с родителями). Экологические сказки (воспитатель группы) – последняя неделя февраля.

2.Консультация для родителей:«Участвуем в проекте « Огород на подоконнике» (воспитатель группы, родители) – последняя неделя февраля.

3.Приобретение необходимого оборудования: контейнеры, земля, удобрения, семена (родительский комитет) — последняя неделя февраля.

4.Разбивка огорода на подоконнике. Дети, воспитатель (последняя неделя февраля)

5.Изготовление табличек- указателей с названиями растений. Дети, воспитатель (последняя неделя февраля)

Исследовательский этап.

1.Рассматривание семян и посадка.

2.Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений», «Условия, необходимые для жизни растений», «Размножение, рост, развитие растений». (воспитатель группы, дети) – ( 4 неделя февраля – 2 неделя марта)

3.Занятия с детьми: « Растения огорода», «Вершки и корешки», «Посев семян», «Овощи» (воспитатель группы) В течение всего проекта.

4.Проведение дидактических игр: «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?», «Сбор урожая», «Узнай, что в корзинке», «Салат из овощей», «Варим суп» и другие (воспитатель группы) В течение всего проекта.

5.Разучиваниес детьми стихов, загадок, поговорок о растениях; рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу) — воспитатель группы. В течение всего проекта.

6.Беседы о том, как выращивают овощи на огороде, о правилах ухода за растениями в комнатных условиях (воспитатель группы) В течение всего проекта .

Заключительный этап.

1.Оформление стенгазеты «От семечки к ростку» (дети, родители, воспитатель группы) – 1-я неделя апреля.

2.Проведение конкурса «Угадай название овоща» (воспитатель группы- 1-я неделя апреля)

3.Выступление детей с домашним заданием. Представление сказки об овощах, рассматривание рисунков к сказке (воспитатель группы -2-я неделя апреля)

План работы с детьми и родителями по реализации

проекта «Огород на подоконнике».

Мероприятия Цели Ответственные
1.Беседа с родителями «Знакомство с проектом». Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту. Привлечь родителей к реализации проекта «Огород на подоконнике». воспитатель
2. Беседа с детьми о том, что такое огород и что на нём растёт. Расширять кругозор детей. воспитатель
3. Сбор семян, подготовка земли, творческое оформление огорода. Воспитывать трудолюбие; развивать творчество детей. воспитатель
4. Совместное создание в группе огорода. Посадка семян овощей, луковиц. Воспитывать желание помогать взрослым. воспитатель
5. Фоторепортаж «Как мы ухаживаем за растениями». Привлечь к совместному труду всех детей в группе. воспитатель
6. Разучивание потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом. Познакомить с фольклорными произведениями, связанными с огородом. воспитатель, музыкальный руководитель
7. Рассматривание иллюстраций, картинок. Рисование детьми овощей. Воспитывать желание заниматься творчеством самостоятельно. воспитатель
8. Выполнение совместно с родителями творческих работ (рисунки, поделки) согласно тематике проекта. Развивать творческие способности, умение работать совместно со взрослыми. родители
9. Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление, прореживание. Учить ухаживать за растениями. воспитатель
10. Фотоотчёт для родителей. Учить детей получать удовольствие от проделанной работы, радоваться результатам труда. воспитатель
11. Отгадывание загадок про овощи. Развивать смекалку, память, внимание. воспитатель
12. Рассматривание муляжей овощей и фруктов, уточнение формы, цвета. Формировать представление детей об овощах. воспитатель
13. Лепка овощей из пластилина.

Оформление мини выставки «Наш урожай».

Учить использовать во время лепки ранее приобретённые навыки. воспитатель
14. Игра драматизация по русской народной сказке «Репка». Развивать у детей актёрские способности. воспитатель
15.Создание фотоальбома «Огород на подоконнике». Подвести итог проделанной работы. воспитатель

Итог (презентация) проекта:

Рассматривание стенгазеты «От семечки к ростку» (дети, родители, воспитатель группы)

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]