Проект «Огород на окне»
Юлия Алексеевна Моторная
Проект «Огород на окне»
Материал на конкурс «Вернисаж идей»
педагогов Хвалынского района.
Номинация:Вернисаж идей на тему: «Чудо- огород»
в группе»
Ф. И. О. — Моторная Юлия Алексеевна
Должность- воспитатель.
Стаж работы — 6 лет.
Содержание
1. Актуальность выбранной темы ___ стр. 3
2. Описание работы по созданию предметно — развивающей среды___стр. 5
3. Организация деятельности детей___стр. 6
4. Конспект деятельности детей___стр. 7
Заключение___стр. 8
1. Актуальность выбранной темы.
Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи дошкольного учреждения.
Общение с природой положительно влияет на детей дошкольного возраста, делает их добрее, мягче, будит самые лучшие чувства.
Комнатные растения не только предоставляют возможность для организации интересной и содержательной воспитательно-образовательной работы с детьми, они оздоравливают микроклимат помещения,в котором находятся дети: увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом.
Актуальностью данной темы, является уточнение и закрепление представлений детей об овощах, отличающихся друг от друга по внешнему виду и способу произрастания, систематизировать знания о процессе посадки, учить принимать цель, определять предмет труда, отбирать инструменты и материалы для работы, определять последовательность трудовых действий.
Цель:
создание условий в группе для развития познавательного интереса к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений.
Задачи:
1. Учить детей ухаживать за огородными растениями.
2. Дать наглядное представление детям о потребностях растений в свете, тепле, влаге, почве для роста растений.
3. Развивать познавательные и творческие способности детей.
4. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.
5. Формировать осознанно – правильное отношение к природе родного края, к труду человека.
2. Описание работы по созданию предметно — развивающей среды.
«Предметно – развивающая среда»
— это система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Развивающая среда нужна, во- первых, для того, чтобы воспитать успешного, самостоятельного, инициативного, творческого ребенка.
В уголке природы мы стимулируем и поддерживаем познавательный интерес детей к природным объектам; формируем трудовые навыки по уходу за живыми объектами; воспитываем бережное отношение к природе.
В этом нам, конечно же,помогают:
— дидактические игры, направленные на формирование и развитие экологического познания окружающего мира;
— модели строения растений, признаков живого, фенологических изменений в природе;
— альбомы, фотографии, иллюстрации, картины;
— календари погоды и природы;
— подборка стихов, пословиц, поговорок, примет, загадок об овощных культурах;
— рисунки и поделки детей из природного материала;
— инвентарь для посадки семян и рассады;
— «огород на окне»
Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять инвентарь для ухода за растениями, бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр инсценировок.
3. Организация деятельности детей.
В марте мы с детьми трудились как пчелки — занимались весенними посадками: готовили почву, сажали луковицы, овес, томаты, огурцы, укроп, поливали, рыхлили, с нетерпением ждали и наблюдали, когда появится первый росток.
Ухаживали за посадками с удовольствием, а иначе, и быть не могло! Ведь на подоконнике, рядом с луковой грядкой, поселились маленькие, улыбающиеся «Человечки»
с озорными глазками-пуговками и ежик, у которого зеленые иголки растут не по дням, а по часам.
Изменения, происходящие здесь, быстрые, яркие, наглядные. Положили в землю семечко, сказали волшебные слова — глядишь, через несколько дней пробились к свету ростки. День за днем набирают они силу, растут, радуя детей своей зеленью. Дети очень гордятся результатами своего труда. Это самое любимое, «волшебное»
место для ребят.
В процессе такой деятельности у детей закрепляются и расширяются знания об овощных культурах, их использовании, они осваивают навыки ухода за растениями, начинают понимать, какую важную роль играют условия в жизни растений, как человек может на них влиять.
Ухаживая за растениями, дети наблюдают рост растений от семечка до семечка. Все свои наблюдения они зарисовывают, создавая мини-книжки, а затем рассказывают другим детям, как они вырастили растения, какие условия повлияли на него рост. Ребята вместе со взрослыми придумывают рецепты блюд из овощей.
За окном еще лежит снег, а в группе уже царит весна и радует первой зеленью. Скоро ребята будут снимать первый урожай. Что может быть вкуснее и полезнее зелени, выращенной своими руками!
4. Конспект деятельности детей.
Мы постепенно собирали коллекцию семян. Изготовили алгоритмы ухода за растениями. Сделали подборку дидактических игр, стихов и загадок об овощах. Создали альбом с иллюстрациями овощных культур. Изготовили маски овощей и фруктов для обыгрывания сказок.
Были проведены следующие опыты:
— наблюдения за ростом корневой системы лука в воде;
— проращивание семян гороха, овса в вате между прозрачными плоскостями.
Дети наблюдали за ростом растений, вели дневник, где делали зарисовки. Также мы конструировали из бумаги корзинку для овощей и фруктов, играли в дидактические игры «Ботаническое лото»
,
«Найди овощ по описанию»
,
«Что растет на огороде»
,
«Чудесный мешочек»(овощи и фрукты)
.
«Отгадай по вкусу»
, проводили сюжетно-ролевую игру
«Овощной магазин»
. Отгадывали
«Загадки на грядке»
.Проводили беседы по теме:
«Какой вырос урожай»
,
«Что растет у вас на огороде»
.Составляли описательный рассказ на тему:
«Как мы растили овощи»
. И, конечно же,читали художественную литературу: Н. Надеждину
«Где щи, там и нас ищи!»
, Я. Тайц
«Послушный дождик»
, Ю. Тувим
«Овощи»
, В. Сутеева
«Яблоко»
. Русскую народную сказку
«Вершки и корешки»
, белорусскую сказку
«Пых»
, украинскую сказку
«Колосок»
. Рисовали натюрморт с овощами, лепили овощи и фрукты.
Трудились, ухаживая за растениями в уголке природы.
Заключение
Дети с большим удовольствием попробовали зелень выращенные своими руками. Была организована выставка детских работ. Но на этом наша забота об овощных культурах не закончилась, нашу рассаду мы высадим в огород и будем с нетерпением ждать урожая.
Огород на окне стал хорошим подспорьем и помощником в воспитании у детей экологической культуры, создание правильного отношения к живой природе. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
Надо ли говорить о том, как приятно подать зимой (весной)
к столу блюда, украшенные зелёными веточками петрушки, укропа. И красиво и вкусно, и полезно для здоровья наших ребят. А главное — это доступно всем, и это вырастили дети.
Проект для подготовительной группы «Огород на подоконнике»
Проект для подготовительной группы
«Огород на подоконнике»
(проект рассчитан на 7 недель)
Участники проекта
: дети подготовительной группы, воспитатель, родители.
Тип проекта
: практический
Содержательный раздел:
познавательно-исследовательская деятельность.
По количеству участников
: групповой.
По времени проведения:
долгосрочный.
Источники информации:
методическая литература, интернет – ресурсы.
АКТУАЛЬНОСТЬ.
Заканчивается зима. Солнышко с каждым днём всё выше и выше, а день всё длиннее и теплее. Пришло время посадок. Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени или помидоров. Но нет ничего приятнее, чем первая весенняя зелень, которая радует ребят прямо в групповой комнате на подоконнике. Это могут быть лук, петрушка, укроп, и даже листья салата. Огород на подоконнике — отличный способ развеять сезонную тоску по природным цветам и теплу. Расширения представлений детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, обобщения представлений о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений, развития познавательных и творческих способностей детей.
Цель:
Обобщить и расширить знания детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечь родителей к сотворчеству.
Задачи:
1. Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
2. Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди садят, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.
3. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
4. Развивать познавательный интерес детей в ходе выращивания растений в комнатных условиях.
5. Воспитывать бережное отношение к своему труду, и труду взрослых и детей.
6. Учить выполнять индивидуальные поручения, и коллективные задания.
7. Формировать умение договариваться с воспитателем о распределении работы, ответственное отношение к порученному заданию.
8. Закрепить знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста растения; развивать речь детей, активизировать словарь (корень, луковица, посадить, углубление, условия, стрелка).
9.Воспитывать желание добиваться результата, чувство ответственности за участие в общем деле.
10.Разъяснять значимость труда.
11.Воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к его результатам.
12.Формировать положительное взаимоотношения ребенка как со взрослыми, так и со сверстниками.
13.Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.
14.Воспитывать уважительное взаимоотношение ребенка с взрослыми.
Проектная идея:
создать в групповой комнате детского сада огород на подоконнике.
Работа с родителями.
1.Сделать подборку стихов, загадок про овощи, и рецептов овощных блюд.
2.Предложить родителям приобрести для проведения проекта – контейнеры, землю, семена для посадки, палочки для рыхления, лейки.
3.Домашнее задание – с детьми придумать сказку о любом овоще, записать и нарисовать к ней рисунок.
Совместная деятельность детей и воспитателя
: опыты, наблюдения, эксперименты, рассматривание и посадка семян, дидактические игры,
беседы о правилах ухода за растениями в комнатных условиях, чтение художественной литературы об овощах, зарисовки, выставка детских рисунков и поделок из пластилина изготовление таблиц-указателей с названиями растений и датой посадки, уход за растениями.
Ожидаемые результаты.
У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях: для жизни и роста растений необходимы одновременно свет, вода, тепло, питательная почва (при малой освещённости растения вытягиваются в сторону света, листья и стебли бледнеют; без тепла семена не прорастают, листья не распускаются; без воды растения сохнут)
1 ЭТАП
– подготовительный ( в течение 1 недели ).
В группе детского сада разбили огород на подоконнике. Изготовили таблицы-указатели с названиями растений (датой посадки и первых всходов). Подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах.
2 ЭТАП – исследовательский (5 недель).
Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения — земля, растения — вода, растения – свет. Результаты экспериментов фиксировали в рисунках. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины. Проводились занятия, дидактические игры, беседы. Рассматривали и высаживали семена.
.
3 ЭТАП
—
заключительный ( в течение 1 недели )
Проводили анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Оформили стенгазету «От семени к ростку», в которой был представлен фотоматериал по уходу за комнатными растениями. Приготовили овощной салат и пригласили на угощение родителей в группу. Далее дети представили домашнее задание –сказку об овощах с иллюстрациями к ней.
Организационная деятельность воспитателя по реализации проекта.
1. Подобрать художественную литературу, иллюстрированный материал по данной теме.
2. Организовать работу с родителями по реализации проекта.
3. Подобрать материал и оборудование для опытно — экспериментальной деятельности.
4.Составить перспективный план мероприятий.
План реализации проекта
.
Подготовительный этап.
1.Сбор художественной литературы: стихи загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи (совместная деятельность с родителями). Экологические сказки (воспитатель группы) – последняя неделя февраля.
2.Консультация для родителей:«Участвуем в проекте « Огород на подоконнике» (воспитатель группы, родители) – последняя неделя февраля.
3.Приобретение необходимого оборудования: контейнеры, земля, удобрения, семена (родительский комитет) — последняя неделя февраля.
4.Разбивка огорода на подоконнике. Дети, воспитатель (последняя неделя февраля)
5.Изготовление табличек- указателей с названиями растений. Дети, воспитатель (последняя неделя февраля)
Исследовательский этап.
1.Рассматривание семян и посадка.
2.Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений», «Условия, необходимые для жизни растений», «Размножение, рост, развитие растений». (воспитатель группы, дети) – ( 4 неделя февраля – 2 неделя марта)
3.Занятия с детьми: « Растения огорода», «Вершки и корешки», «Посев семян», «Овощи» (воспитатель группы) В течение всего проекта.
4.Проведение дидактических игр: «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?», «Сбор урожая», «Узнай, что в корзинке», «Салат из овощей», «Варим суп» и другие (воспитатель группы) В течение всего проекта.
5.Разучиваниес детьми стихов, загадок, поговорок о растениях; рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу) — воспитатель группы. В течение всего проекта.
6.Беседы о том, как выращивают овощи на огороде, о правилах ухода за растениями в комнатных условиях (воспитатель группы) В течение всего проекта .
Заключительный этап.
1.Оформление стенгазеты «От семечки к ростку» (дети, родители, воспитатель группы) – 1-я неделя апреля.
2.Проведение конкурса «Угадай название овоща» (воспитатель группы- 1-я неделя апреля)
3.Выступление детей с домашним заданием. Представление сказки об овощах, рассматривание рисунков к сказке (воспитатель группы -2-я неделя апреля)
План работы с детьми и родителями по реализации
проекта «Огород на подоконнике».
Мероприятия | Цели | Ответственные |
1.Беседа с родителями «Знакомство с проектом». Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту. | Привлечь родителей к реализации проекта «Огород на подоконнике». | воспитатель |
2. Беседа с детьми о том, что такое огород и что на нём растёт. | Расширять кругозор детей. | воспитатель |
3. Сбор семян, подготовка земли, творческое оформление огорода. | Воспитывать трудолюбие; развивать творчество детей. | воспитатель |
4. Совместное создание в группе огорода. Посадка семян овощей, луковиц. | Воспитывать желание помогать взрослым. | воспитатель |
5. Фоторепортаж «Как мы ухаживаем за растениями». | Привлечь к совместному труду всех детей в группе. | воспитатель |
6. Разучивание потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом. | Познакомить с фольклорными произведениями, связанными с огородом. | воспитатель, музыкальный руководитель |
7. Рассматривание иллюстраций, картинок. Рисование детьми овощей. | Воспитывать желание заниматься творчеством самостоятельно. | воспитатель |
8. Выполнение совместно с родителями творческих работ (рисунки, поделки) согласно тематике проекта. | Развивать творческие способности, умение работать совместно со взрослыми. | родители |
9. Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление, прореживание. | Учить ухаживать за растениями. | воспитатель |
10. Фотоотчёт для родителей. | Учить детей получать удовольствие от проделанной работы, радоваться результатам труда. | воспитатель |
11. Отгадывание загадок про овощи. | Развивать смекалку, память, внимание. | воспитатель |
12. Рассматривание муляжей овощей и фруктов, уточнение формы, цвета. | Формировать представление детей об овощах. | воспитатель |
13. Лепка овощей из пластилина. Оформление мини выставки «Наш урожай». | Учить использовать во время лепки ранее приобретённые навыки. | воспитатель |
14. Игра драматизация по русской народной сказке «Репка». | Развивать у детей актёрские способности. | воспитатель |
15.Создание фотоальбома «Огород на подоконнике». | Подвести итог проделанной работы. | воспитатель |
Итог (презентация) проекта:
Рассматривание стенгазеты «От семечки к ростку» (дети, родители, воспитатель группы)