Упражнения для детей старшего дошкольного возраста
Риторика (упражнения для развития устной речи тренируют центры головного мозга) имеет разные уровни сложности. Для детей старшего дошкольного возраста проводятся занятия, содержание которых соответствует объему знаний каждого ребенка.
Упражнение «Рассказ на свободную тему»
Для выполнения этого коллективного упражнения достаточно, чтобы была сформирована группа детей в количестве от 5 до 10 человек. Средняя продолжительность занятия от 25 до 50 мин. Это тот период времени, который позволит добиться максимальной продуктивности в учебном процессе, а также сохранять у детей достаточный уровень заинтересованности. На выступление каждого ребенка отводится около 5 мин.
Цели и задачи
Основная цель и задача упражнения заключается в эффективном формировании культуры речевого поведения ребенка.
Оборудование и материалы
Для проведения данного занятия потребуется следующее оборудование и материалы:
- стулья для того, чтобы усадить всех участников группы, создав из них целевую аудиторию для выступающего;
- часы с таймером для фиксации продолжительности выступления каждого ребенка;
- стул и письменный стол для преподавателя, который сидит в стороне от детей;
- импровизированная сцена, на которую будет выходить каждый ребенок во время своего выступления.
После завершения подготовительных мероприятий можно приступать к выполнению данного упражнения.
Применяемая методика
Во время выполнения данного упражнения рекомендуется использовать методику оценки успехов каждого ребенка. Для этого понадобиться заранее подготовить чек-лист, в котором будут отображаться достижения всех воспитанников.
Введение
На данном этапе преподаватель предлагает детям поочередно выходить на сцену и совершать устный рассказ на заданную тему. Педагог акцентирует внимание на том, что повествование должно быть выразительным, интересным, но в тот же момент максимально лаконичным, так как у каждого выступающего только 5 мин.
Ход занятия
Выполнение упражнения «Рассказ на свободную тему» предусматривает соблюдение следующего алгоритма действий:
- Преподаватель приглашает ребенка на импровизированную сцену перед аудиторией из других детей.
- Затем педагог просит воспитанника рассказать историю о том или ином событии. Например, рассказ на тему: «Как я гостил у бабушки», «Поход на рыбалку с отцом», «Мой домашний питомец». Тема для рассказа подбирается свободная и доступная для ребенка соответствующего возраста.
- Ребенок рассказывает на заданную тематику 5 мин.
- После этого преподаватель вместе с детьми благодарит выступающего, а затем приглашает к выступлению следующего ребенка.
Детей, которые во время выступления теряются, смущаются или испытывают сложности в повествовании рассказа, необходимо подбадривать, придавать им уверенности в их действиях.
Контроль знаний
По завершению тренинга преподаватель заполняет чек-лист, в котором оценивает ораторские способности каждого ребенка.
Во внимание берутся следующие критерии:
- ясность речи;
- выразительность;
- богатство словарного запаса;
- содержательность выступления;
- лаконичность.
Для проведения оценки используется шкала в 5 или 10 баллов. При этом результаты контроля знаний детям не оглашаются, а используются только преподавателем для дальнейшего улучшения риторических навыков каждого ребенка.
Заключительный этап
На заключительном этапе данного занятия дети благодарят друг друга за интересные рассказы, которые они услышали во время этого упражнения.
Упражнение «Характеристика предмета»
Характеристика предмета — это упражнение, для проведения которого потребуется сформировать группу из 5 детей. Средняя продолжительность выступления 1 ребенка составляет 10 мин.
В целом занятие рассчитано на 50 мин. рабочего времени.
Цели и задачи
Задача данного занятия заключается в том, чтобы сформировать у ребенка начальные задатки к ораторскому мастерству, научить его правильному и последовательному изложению мыслей.
Оборудование и материалы
Для проведения этого занятия потребуется использовать следующие материалы:
- мяч;
- зубная щетка;
- карандаш;
- лист бумаги;
- пластилин.
Все дети младшего дошкольного возраста знакомы с данными предметами, а также могут описать их характеристики и целевое предназначение.
Применяемые методики
Во время проведения этого занятия используют методики в виде оценки способностей ребенка с помощью чек-листа, а также используют технику презентации.
Введение
На подготовительном этапе преподаватель раскладывает вышеперечисленные предметы на стол перед детьми. После этого педагог говорит детям, что им необходимо поочередно встать, выйти вперед и охарактеризовать одну из данных вещей.
Ход занятия
Упражнение по развитию риторических способностей «Характеристика предмета» выполняется следующим образом:
- Преподаватель приглашает ребенка на импровизированную сцену.
- Выступающий получает один из предметов, описанных в разделе выше.
- По заданию педагога ребенок в течение 10 мин. должен рассказать максимальное количество информации о данной ему вещи. Выполняется характеристика предмета, его целевое предназначение.
- По истечению указанного периода времени ребенок присаживается, а на выступление приглашается следующий участник группы.
Во время проведения данного занятия преподаватель может задавать ребенку наводящие вопросы, которые упрощают процесс повествования.
Контроль знаний
По результатам тренинга преподаватель выставляет оценки всем участникам в чек-листе.
Заключительный этап
На завершающей стадии занятия педагог благодарит детей за участие в тренинге, говорит о том, что они очень старались, а их рассказы были интересными.
Конспект занятия по риторике в подготовительной группе на тему «Конкурс Поступаем в театр»
Конспект занятия по риторике в подготовительной группе на тему: «Конкурс «Поступаем в театр»»
Программное содержание:
- Формировать умение ориентироваться в новой нестандартной ситуации. Продумывать способы действий и находить новые способы решения проблем.
- Учить детей драматизировать отрывки из знакомых сказок, вживаясь в образ.
- Совершенствовать умение принимать решения и применять знания в тех или иных жизненных ситуациях.
- Закреплять умение детей быстро разгадывать ребусы, загадки.
- Упражнять в четком внятном проговаривании звуков, слогов в чистоговорках, скороговорках.
- Развивать фонематический слух; логическое мышление.
- Упражнять детей в умении правильно дышать.
- Воспитывать находчивость, смелость.
Обогащение словаря:
ткет, ткач, зазнайка, кликнула, пластика, не спорится.
Активизация словаря:
мимика, жесты, звонит, свекла.
Материалы к занятию:
ребусы, кроссворды, таз с водой, бумажные лодочки, костюм волка, Красной шапочки, бабушки, режиссера, администратора, кассеты с записями музыки «Вальс» из фильма «Мой ласковый и нежный зверь», танец «Поворот» -муз. Н. Сушеной, «Парная пляска»- карельская народная мелодия.
Ход занятия:
Восп.: — Внимание! Внимание! Объявляется конкурс для поступления в театр. Желающие могут подойти ко входу. Администратор:- Для того, чтобы поступить в театр, нужно пройти конкурсный отбор. Восп.: А что это такое? Адм.: -Это тот же экзамен. Нужно показать все, что вы умеете: хорошо говорить, петь, читать стихи, да много еще чего. В.:- Попробуем, ребята? Дети:- Да! Да! Выходит администратор и приглашает на первый конкурс. Принимает экзамен режиссер театра.
1 конкурс: «Умеешь ли ты правильно дышать».
1. На выходе счет до 10. 2. «Едем в лифте» (объявляем этажи: 1й, 2й, 3й, и т.д.) 3. «Поднимаем бурю» (кто сильнее дунет). 4. «Шторм в море» (кто дальше отгонит лодку от берега). Реж.: — С этим конкурсом вы справились, перейдем к драгому.
2й конкурс
: Речевая гимнастика. Реж.:- Для артиста очень важно уметь четко проговаривать все звуки, правильно брать дыхание. Дети проговаривают скороговорки:
— Ткет ткач ткани на платок Тане. — У ежа ежата, у ужа ужата. — Во дворе горка, под горкой норка. — Сеня Незнайка, а Зина Зазнайка. — Клала Клава лук на полку, кликнула к себе Николку. — На окошке крошку- мошку ловко ловит лапкой кошка.
Реж.: — Хорошо, ребята! С этим заданием вы тоже справились. А теперь следующий конкурс.
3й конкурс
: Игра «Какой звук чаще слышится» (развитие фонематического слуха).
— Гусь Гыга и гусь Гага Друг без друга ни шага. — Мороза моржи не страшатся, Моржи на морозе резвятся. — Про пестрых птиц поет петух, Про перья пышные и пух. — Кот копеек накопил Кошке козочку купил.
Реж.: — С этим конкурсом вы справились отлично. Переходим к следующему:
4й конкурс:
Конкурс танца и пластики. Дети под музыку показывают элементы танцев: польки, вальса…
Реж.:- Молодцы! Это был один из легких конкурсов, а вот сейчас посмотрим, как вы можете драматизировать.
5й конкурс
: Например: отрывок из сказки «Красная шапочка». Эпизод встречи волка и девочки в лесу, а затем у бабушки в избушке. Обратить особое внимание детей на мимику, жесты, вживание в образ.
Реж.:- Ну что ж, и этот конкурс вы благополучно прошли. Молодцы!
6й конкурс:
— Внимание: кричалки!
- – Медведя поймал!
-Веди сюда! — Да не идет! — Так сам иди! — Да не пускает! 2. – Мартын! Ты пирог ел? — Нет, не я! — А еще хочешь? -Хочу!
3.– Лень, а лень! Отвори дверь, сгоришь! — Пускай сгорю, да не отворю!
Реж.:- Докричались! Молодцы!
7й конкурс:
Как правильно сказать? Звонит- звонит, Свекла- свекла, Положь- положи и т.д.
Реж.: — Честно говоря, не ожидал таких блестящих результатов. Молодцы! А сейчас конкурс чтецов. Кто сможет прочесть стихотворение с выражением, останавливаясь вовремя, меняя силу голоса, делая логические паузы. Кто смелее?
Реж.:- С удовольствием я послушал я стихи в вашем исполнении. Я хочу посмотреть, какие вы сообразительные. Следующий конкурс: разгадывание ребусов.
Дети разгадывают ребусы: (ребусы готовятся заранее)
Реж.:- Конкурс девятый
«Объясни пословицу»
- Криком изба не рубится.
- Труд кормит, а лень портит.
- Шумом дело не спорится.
Реж.: — Молодцы, ребята! А теперь последний конкурс, юмористический:
- Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон)
- Камень в воду упал, каким он стал? (мокрым)
- На какой вопрос никто никогда не ответит «да»? (ты спишь?)
- Что надо сделать, если во сне увидишь тигра? (проснутся)
Режиссер и администратор: — Поздравляем ребята! — Вы приняты в наш театр. Мы с удовольствием будем вас ждать. До скорой встречи!