Программные задачи: закрепление произношения звука [л*], развитие умения правильного произношения согласных звуков, артикуляция гласных звуков, определение места звука в слове, звуковой анализ слов, закрепление умения составлять предложения; развитие слухового внимания, памяти, мелкой моторики; воспитание чувства взаимопомощи, ответственности за свои поступки.
Оборудование: предметные картинки (олень, шмель, цапля, улитка, лягушка), пеналы (с кругами красного, зелёного, синего цвета), настольные зеркала, игрушка зайца, игрушка паука, карточки с заданиями, макет мухомора с загадками, нитки.
Ход ООД.
I.Организационный момент. — Ребята, у вас сегодня хорошее настроение? Если не у всех, то давайте его улучшим! Психогимнастика «Улыбка»: В круг скорее соберёмся, Вместе за руки возмёмся. Мы друг другу улыбнёмся! — У всех теперь хорошее настроение. Я предлагаю пойти в гости к зайцу Степашке в лес. Он нас сегодня пригласил к себе. Вы согласны? — Но что-то он опаздывает. Неужели что-то случилось? (Воспитатель вносит игрушку зайца). — Степашка, здравствуй. Расскажи, что случилось? (Воспитатель от имени зайца рассказывает). — К нам в лес пришли молчуны. Всё в лесу замерло: перестали петь птицы, не стало слышно шума трав, обычного гомона лесного. Лес спит. Его надо разбудить. Но это смогут сделать те, кто умеет хорошо говорить, хорошо знает звуки, умеет составлять предложения. Вы согласны помочь лесу? II. Основная часть. 1. Работа со звуками. 1) Артикуляция. — Степашка, мы готовы тебе помочь, но сначала мы подготовимся к таким трудным заданиям. — Ребята, садитесь за столы, придвиньте зеркала. Выполним упражнения для губ, языка. (Дети, каждый перед своим зеркалом выполняют артикуляционные упражнения «Заборчик», «Улыбочка», «Трубочка», «Лопаточка», «Часики», «Качели», «Лошадка»). — Теперь мы готовы пойти в лес. 2) Выделение звука среди ряда других. — Перед нами вход в лес, у входа сидит опасный страж. (Поставить 2 высоких комнатных растения и между ними на нитках повесить игрушку паука и карточку с заданиями). — Давайте прочитаем и выполним задания. №1 «Назовите все гласные звуки». №2 «С какого звука начинается слово лес?». №3 «Хлопните в ладоши, если услышите звук [л*] среди других звуков». (К заданию №3 можно перечислять любые звуки: [с*], [л], [н*], [р*], [м], [д*], [к]). 3) Чистоговорки. — Мы можем зайти в лес. (Воспитатель разрывает нити.) — Пока мы идём по тропинке, повторяйте за мной чистоговорки: Ли-ли-ли – вот мы в лес пришли. Ва-ва-ва – а в лесу трава. Бы-бы-бы – а в траве грибы. Ви-ви-ви – ты их все не рви. 4) Определение места звука в слове. — Какой интересный гриб! (Воспитатель показывает мухомор с загадками.) — Как этот гриб называется? — На его белых горошинах что-то написано. А около гриба карточка №2. Читаем задание: «Расколдуйте лесных обитателей, разгадав загадки и определив место звука [л*] в слове-отгадке». а) Зелены мы, как трава, Наша песенка: «Ква-ква». (Лягушка – первый)
б) Теремок ползёт, На спине его везёт Хозяйка богатая, рогатая. (Улитка – второй)
в) На одной ноге стоит, В воду пристально глядит. Тычет клювом наугад — Ищет в речке лягушат. (Цапля – четвёртый)
г) Летит – жужжит, Сядет на цветок – молчит. А если укусит, То всяк кричит. (Шмель – последний)
д) Трав копытами касаясь, Ходит по двору красавец. Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. (Олень — второй)
(Как только дети отгадывают загадку, воспитатель переворачивает картинки на наборном полотне и уточняет место звука [л*] в слове.) — Ребята, вы оживили шмеля, он полетит к цветам и травам и разбудит их; оживили улитку – она разбудит насекомых; лягушка – всех речных обитателей; цапля – всех птиц; олень – всех зверей.
2. Работа над словосочетаниями. — Какие красивые обитатели леса! Например, людт говорят не просто олень, а благородный олень. А ещё какой олень (лягушка, улитка, шмель, цапля)? (Приблизительные ответы детей: олень – рогатый, высокий, быстрый, краствый; улитка – медлительная, маленькая, ползающая; лягушка – зелёная, пятнистая, болотная; цапля – белая, крылатая, длинноногая; шмель – полосатый, опасный, жужжащий).
3. Физкультминутка. — Ребята, посмотрите, на какой полянке мы очутились! Давайте на ней отдохнём. Мы к лесной лужайке вышли, Поднимая ноги выше Через кустики и кочки, Через ветки и пенёчки. Кто высоко так шагал — Не споткнулся, не упал!
4. Звуковой анализ слова. — Мы подошли к лесной школе. А вот ещё одна карточка. Что же здесь написано? Карточка №3 «Отгадайте слово и дайте его анализ». (Карточка-анаграмма со словами-рисунками: Лист-Игла-Собака-Арбуз). (Дети отгадывают слово.) — С какого звука начинается слово лист? — С какого звука начинается слово игла? — С какого звука начинается слово собака? — С какого звука начинается слово арбуз? — Какое слово получилось? — Давайте сядем за столы, возмём пеналы и перевернём карточки-схемы со словом лиса. — Сколько слогов в слове? (Два) — Как определили? (Хлопки, подбородок) — Назовите первый слог. (Ли) — Назовите второй слог. (Са) — Сколько звуков в слове? (4) — Назовите первый звук (второй, третий, четвёртый). [л*] – согласный, мягкий, зелёный кружок из пенала, [и] – гласный, красный кружок, [с] – согласный, твёрдый, синий кружок, [а] – гласный, красный кружок. (Дети по очереди проговаривают и выкладывают круги в схеме.) — Молодцы, справились и с этим заданием.
5. Работа над предложениями. — А вот и карточка №4 «Составте предложения со словами». — А с какими словами? Тут есть приписка: «Эти слова определите сами, закончив правильно предложения». а) В небе высоко светит жёлтое… (солнце) б) В лесу много зелёных, колючих… (елей) в) В траве краснеет лесная ягода… (земляника) г) На дубе висят созревшие… (жёлуди) д) Высоко на дереве сидит пучеглазая… (сова) е) По листочку ползёт усатый… (жук) — Теперь каждому из вас надо составить своё предложение с одной из этих картинок. (Дети составляют предложения по выбранной картинке.) — Вот мы и справились со всеми заданиями! — Давайте расскажем стихотворение, которое учили о лесе. Чтобы сосны, липы, ели Не болели, зеленели, Чтобы новые леса Поднимались в небеса. Их под звон и гомон птичий Охраняет друг – лесничий! — Ребята, а кто такой лесничий? Кто сможет рассказать об этой профессии? (Если дети затрудняются, воспитатель сам рассказывает о лесничем.)
III. Подведение итога. — Куда и с кем мы сегодня путешествовали? — Как мы помогали лесу? Что мы для этого делали? — Кому какое задание было легко выполнять? — Степашка, если ещё что-то случится, приходи к нам за помощью. Мы обязательно поможем. Или просто приходи к нам в гости. Мы будем рады снова видеть тебя. До свидания! Перспектива. — А для вас, ребята, есть задание, то, что вы сегодня делали, нарисуйте и продолжите альбом «Звуковая лесенка».
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе с презентацией. Тема: Пересказ сказки «Почтовая улитка»
Цель: обучение связному последовательному пересказу текста с опорой на графические схемы, отображающие последовательность событий. Задачи: 1. Образовательные:
— познакомить со сказкой «Почтовая улитка»; — учить составлять простые предложения, самостоятельно опираясь на графические схемы; — закреплять представления детей об особенностях сказки, ее отличиях от рассказа.
2. Развивающие:
— продолжать формировать умение внимательно слушать художественное произведение, понимать его смысл, умение отвечать на поставленные вопросы; — развивать основные мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение; — развивать монологическую речь; — совершенствовать связную речь.
3. Воспитательные:
— формировать интерес к речевой деятельности; самостоятельность, инициативу в решении речевых задач; — воспитывать ценностное отношение к литературе.
Предварительная работа: чтение сказок других народов, сказок русских писателей, чтение художественной литературы о природе, рассматривание иллюстраций с изображением растительного и животного мира, отгадывание загадок, дидактические и подвижные игры. Словарная работа: травоядная, влаголюбивая, почтальон, сотрудники озадачились, ценный конверт, ответственный работник. Методы и приемы: 1) Игровые: игровая мотивация, физкультминутка. 2) Словесные: беседы, чтение художественной литературы, объяснения. 3) Наглядные: рассматривание иллюстраций, картинок. 4) Практические: работа с опорными схемами. Оборудование: слайд-шоу, иллюстрации к сказке, графические схемы к сказке, мольберт.
Ход образовательной деятельности
1. Орг. момент. Воспитатель: — Посмотрите ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся. — Какое у вас сегодня настроение? (ответы детей) — У меня тоже сегодня хорошее, радостное настроение. Игра приветствие Нежные, добрые девочки! Сильные, смелые мальчики! Встанем в круг и за руки все возьмемся И радостно друг другу улыбнемся!Воспитатель: — Давайте мы улыбнёмся, и подарим своё настроение всем, кто нас окружает. 2. Мотивационно – ориентировочный этап. Воспитатель: — Сегодня я предлагаю вам отправиться в удивительный мир животных. Где нам предстоит открыть самые интересные тайны жизни животных, их самые необычные особенности и узнать много нового. И сегодня мы будем говорить…. А о ком, вы узнаете, если отгадаете мою загадку: В домике всегда своем, Даже в гости ходит в нем… Рожки есть, а не бодает, Кто к ладошке прилипает? (Улитка)1 слайд — Чем питается улитка?
Воспитатель: — Улитка — травоядная. Что это значит? Травоядная – это значит, питается травой и другими растениями и овощами. 2 слайд – Как ест улитка?
Воспитатель: — На языке улитки, как на напильнике, расположены сотни маленьких зубов, ими улитка срезает и перемалывает пищу. 3 слайд – Как живет улитка?
Воспитатель: — Влаголюбива — это значит, влагу любит. Улитка в сухую погоду прячется под камнями, в тени растений или в сыром мхе. Обычно день проводит, спрятавшись в свою раковину, питаться выходит ночью. Наиболее активна улитка ночью или после ливня. 4 слайд – Как двигается улитка?
]
Воспитатель: — Улитка движется очень медленно. Попробуем все вместе сказать такие слова: «Улитка, проползи немножко на своей ножке!» (Дети произносят хором эти слова). Посмотрите, пока мы говорили, улитка успела проползти вот такое расстояние. (Показ отрезка длиной 1, 5 см). 5 слайд — Зачем улитке рожки?
Воспитатель: — У улитки не просто рожки, а одна пара рожек, одна пара усиков. Усики — маленькие, улитка ими нюхает. А рожки — большие — это глаза. И рожки и усики улиток очень чувствительны: если они случайно касаются какого — либо предмета, то улитка моментально убирает их внутрь. — Вот сколько всего мы узнали про жизнь улитки. 3. Поисковый этап Воспитатель: — Ребята, я хочу рассказать вам одну интересную сказку, садитесь удобнее, примите позу слушателя, итак…. Чтение сказки «Почтовая улитка». Больше всего на свете улитка хотела быть почтальоном. «Как же это замечательно, — думала она, — разносить хорошие новости и доставлять ценные посылки! Быть почтальоном – самая интересная, самая важная и самая радостная работа!» Но в почтальоны улитку не брали. Вы, наверное, уже догадались, почему: ползала она о-о-очень медленно. — Как же ты будешь разносить новости? – посмеялись над малышкой на почте. -Улиток в почтальоны не берут. Пока ты доберешься до адресата, новости устареют! Это же будут уже не новости, а «старости» какие то! Кому они будут нужны? «Эх, — вздыхала улитка, — и почему я не родилась зайцем или голубем? Тогда бы никто не смеялся, сразу бы приняли! Вот бы мне стать такой быстрой, как они!» И она решила тренироваться, чтобы стать быстрее. Каждое утро малышка просыпалась затемно и выходила на пробежку. К рассвету она была уже на беговой дорожке. А к обеду проползала целых два метра! Потом два метра и ещё немножечко…. Но, увы, сколько бы она ни старалась, она оставалась чуть быстрой, но все же улиткой. И по-прежнему не годилась для работы на почте. — Брось ты эту затею! – кричал заяц, поправляя на бегу сумку, набитую письмами и журналами. — Только зря время теряешь. Даже самая быстрая в мире улитка не сможет работать почтальоном! Улитка понимала, что он прав, только отказаться от мечты все равно не могла. Но однажды на почту попало письмо с особой пометкой. «Дорогой почтальон, — было написано на конверте, — пожалуйста, будьте бережны с этим письмом: оно полно нежных чувств и может повредиться». Сотрудники почты озадачились. Кому же доверить доставку такого ценного конверта? Вдруг заяц помнет нежные чувства? Или они испортятся от тряски? — Улитка! – вдруг вспомнила сорока. — Вот кто сможет справиться с такой задачей! Правда, она не сможет доставить нежные чувства быстро, зато они прибудут в целости и сохранности! И все согласились, что так будет лучше. Улитка очень старалась! И, конечно же, она справилась! Теперь малышка работает на почте и очень счастлива. Когда нужно доставить что-нибудь очень бережно и аккуратно, это доверяют улитке. И все очень гордятся тем, что у них есть такой ответственный работник! (материал из простор интернета)Работа по содержанию. Воспитатель: — Ребята, вы внимательно слушали сказку? (Ответы детей). — Давайте с вами побеседуем по содержанию этой сказки. Отвечаем полным предложением. — Скажите, про кого эта сказка? (Ответы детей) — Кем хотела быть улитка? — Почему ей нравилась профессия почтальон? — Почему сотрудники почты не брали на работу улитку? — Какие усилия прилагала улитка, чтоб стать быстрой? — Что советовал заяц улитке? — Что произошло дальше? (Ответы детей) — Что значит «сотрудники озадачились»? (Ответы детей) Воспитатель дает определение выражения. — «Озадачились», значит попасть в трудное положение, затруднение с ответом. — Что предложила сорока? — Что значит «ответственный работник»? Воспитатель дает определение выражения. — «Ответственный работник», значит выполняющий работу аккуратно, на отлично. Воспитатель: — А сейчас я приглашаю вас на улиточную прогулку. Физкуль. Ползет улитка по тропе Свой домик носит на спине. Ползет тихонько, не спешит По сторонам всегда глядит. Ну, а когда устанет очень И отдохнуть она захочет, То может быстренько свернуться И шаром круглым обернуться.Повторное чтение сказки. Воспитатель: — Я вам прочитаю сказку еще раз, вы слушайте внимательно, потом мы будем пересказывать. А читать сказку я буду с опорой на схемы. Воспитатель во время чтения выставляет схемы. 4. Практический этап. Пересказ сказки с опорой схемы (можно использовать презентацию) Воспитатель: — Ребята, пересказывать такую большую сказку одному сложно. А если разбить текст на части, сказку можно пересказать втроем, даже вчетвером. Пересказ сказки с опорой на схемы (по цепочке по частям). Воспитатель: — Ребята, пожалуйста, кто желает рассказать по схемам? А как вы назовёте свой рассказ? (вызывает 4 детей к мольберту, потом еще 4 детей) — А как бы ты озаглавил эту сказку? Анализ ООД. Воспитатель: — С какой сказкой вы сегодня познакомились? — Что вам больше всего запомнилось из сказки? Индивидуальный анализ деятельности детей на занятии. 5. Рефлексивно-оценочный этап. — Кто был героем нашего занятия? — Что вы там узнали нового? — В следующий раз мы с вами познакомимся еще с одной доброй и поучительной сказкой.
Презентация на тему: Почтовая улитка
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: Транспорт специального назначения Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы ДОУ Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Дикие животные России» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Носов «Огородники»
Похожие статьи:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление описательного рассказа по картине
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Чтение художественных произведений
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ художественного произведения. Чарушин «Воробей»
Конспект занятия по экологии в старшей группе детского сада на тему «Человек и природа»
Занятие по эмоциональному развитию в старшей группе