Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему: Весна


Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему: Весна

Конспект непосредственно — образовательной деятельности по развитию речи «Наступила весна» для детей старшей группы
Автор: Вицкова Марина Викторовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад » Золотая рыбка» Астраханской области Черноярского района. Данный материал будет полезен воспитателям при проведении бесед и НОД по теме: «Весна» с детьми старшей группы.Цель: способствовать обобщению представлений о весне, как времени года, о погодных условиях в весеннее время. Задачи: Углубить представления о сезонных изменениях в природе; Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями о весне; развивать логическое мышление, связную речь, обогащать и активизировать словарный запас, развивать коммуникативные навыки. Воспитывать у детей отзывчивость, формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней природы. Материалы: Картинки с изображением примет и признаков весны. Предварительная работа: Рассматривание с детьми иллюстраций о весне, весенних изменениях в природе, беседы с детьми о признаках весны, о приметах. Чтение художественной литературы о весне, заучивание стихов о весне, загадывание загадок, поговорок и пословиц.

Ход НОД
Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Сейчас я загадаю вам загадку, а вы ее отгадайте.
Загадка.

Зазвенели ручьи, Прилетели грачи. В дом свой — улей пчела Первый мед принесла. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает?
Дети. Весной Воспитатель. А сейчас мы поиграем в игру.
Проводится дидактическая игра: «Весенние слова»
Цель. Упражнять в подборе определений к существительным. — Зимой небо, какое? Дети. (Ясное, хмурое, низкое, тяжёлое. холодное, мрачное.) Весной небо, какое? Дети. (Голубое, яркое, чистое, весеннее, высокое, весёлое. ясное.) — Весной солнце, какое? Дети. (Яркое, лучистое, тёплое, ласковое.) Травка весной, какая? Дети. (Молодая, зелёная, первая, нежная, душистая.) Воспитатель. Ребята, а сейчас я предлагаю вам подобрать определения к слову Весна. Весна, она какая? Дети. Весна — ранняя, солнечная, праздничная, дождливая, долгожданная, теплая, радостная. Воспитатель. Ручеёк в лесу смеётся, И запел в саду скворец. Солнце жарче пригревает, И пришёл зиме конец. Первый маленький подснежник Пробудился ото сна, Он расправил лепесточки: — Вырос я, пришла весна! Воспитатель. Дети назовите мне приметы весны? Дети. Ранний прилет жаворонка — к ранней весне Когда прилетают дрозды, значит, морозов уже не будет Если в марте видно дятла, то весна поздней будет Увидел скворца — знай: весна у порога Весной паутины много — будет жаркое лето. Воспитатель. Ребята а какие весенние месяцы вы знаете? Дети. Март, апрель, май. Воспитатель. А какие пословицы и поговорки о весне вам знакомы, расскажите? Дети. Весна — как пава: всему свету краса и слава. Красна весна, да голодна. Как ни дуйся лягушка, а до вола далеко. Лягушка в колодце о море и не ведает. Было бы болото, а лягушки будут. Всяк кулик в своём болоте велик. В своём болоте и лягушка поёт. Весна — красна зиму — земскую на нет сводит. Одна ласточка не делает весны. Воспитатель. Ребята, а вам нравится весна, а что делает она, какими словами можно сказать от ней? Дети. Весна наступает, приходит, идёт, цветет, приближается, пахнет. Проводится дидактическая игра: «Назови, одним словом»Цель: расширять и активизировать словарный запас. Закреплять навыки словообразования имен существительных. Цветок, распускающийся сразу после таяния снега. Дети. Подснежник. Место, где стаял снег, и открылась земля. Дети. Проталина Теплая погода с таянием снега, льда. Дети. Оттепель. Первый цветок, появившийся ранней весной. Дети. Первоцвет. Падение капель оттаявшего снега. Дети. Капель.
Проводится физкуль

Весна, весна! Пришла весна!
Хлопки в ладоши.
Тепло на крыльях принесла.
Короткие взмахи руками-крыльями
И вот на самом солнцепеке
Ходьба.
С поднятой гордой головой.
Приподнять повыше подбородок.
Расцвел подснежник голубой.
Руки в стороны.
Он весь пушистый, серебристый,
Приседания.
На солнце маленький стоит.
Прыжки.
Посланец он весны надежный,
Наклоны туловища.
Он не боится холодов. За ним придут цветы другие,
Повороты влево — вправо.
Он первенец среди цветов.
Воспитатель. Ребята, а чем же Весна пахнет, как вы думаете? Дети. Весна пахнет свежестью, цветами, травой Воспитатель. А теперь назовите мне какие весенние праздники вы знаете? Дети. Всемирный день кошек, 8 марта, Всемирный день воды, День Земли, День писателя, День смеха, День птиц, День здоровья, День космонавтики, Праздник весны и труда, День солнца, День Победы, День семьи, День пограничника. Воспитатель. Молодцы, ребята, очень хорошо поработали! Воспитатель. А о каком времени года мы сегодня с вами говорили ? Какие признаки и приметы весны вы запомнили? (Ответы детей)

Рекомендуем посмотреть:

Конспект комплексного занятия в старшей группе на тему: Весна Конспект занятия для детей старшей группы. Красота родного края Конспект ОД на весеннюю тему в детском саду в старшей группе. Путешествие в мир весны Тематическое весеннее музыкальное занятие в старшей группе «Весенние звуки и краски»

Похожие статьи:

Конспект занятия на весеннюю тему в старшей группе. Описание картины Саврасов «Грачи прилетели»

Прогулки в старшей группе. Картотека с целями на Март

Прогулки в старшей группе. Картотека с целями на Апрель

Прогулки в старшей группе. Картотека с целями на Май

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Весна»

Задачи:

  1. Формировать у детей умение правильно определять настроение, отраженное художником в пейзаже (И. Левитан «Весна. Большая вода.») и писателем – в литературном произведении (И. Соколов — Микитов «Лесные картинки»), и передавать его в своем рассказе.
  2. Развивать умение составлять предложения и произносить их с различной интонационной окраской, передавать голосом радость и огорчение.

Материалы: репродукция картины И. Левитана «Весна. Большая вода.»

Ход образовательной деятельности:

Педагог: Дети, какое сейчас время года?

Дети: Весна.

Педагог: Посмотрите (показывает репродукцию): на картине художника Левитана тоже нарисована весна. Исаак Левитан очень любил свою Родину и писал картины, на которых изображал родную природу. Эта картина называется «Весна. Большая вода.» Давайте внимательно рассмотрим картину. Что изобразил художник на картине?

Дети: Художник изобразил весну, лес, стоящий в воде.

Педагог: Как вы думаете, почему художник назвал картину «Большая вода»?

Дети: Художник так назвал свою картину потому, что весной после таяния снега образуется много воды.

Педагог: Правильно, тает лед на речке, река разливается и заливает лес. Поэтому лес на картине Левитана стоит в воде. Как вы думаете, художник изобразил на своей картине какую весну – раннюю или позднюю?

Дети: Художник изобразил на картине раннюю весну.

Педагог: Правильно, молодцы! Давайте мы с вами немного поиграем: становитесь в круг, повторяйте слова и выполняйте движения.

Физкуль

Солнышко, солнышко, золотое донышко,

Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (Дети идут по кругу, взявшись за руки.)

Побежал в саду ручей, (Бегут по кругу друг за другом на носочках.)

Прилетели сто грачей (Бегут, взмахивая руками, как крыльями.)

А сугробы тают, тают, (Медленно приседают.)

А цветочки подрастают. (Тянутся вверх, встав на носочки и подняв руки.)

А теперь послушайте отрывок из рассказа Ивана – Соколова Микитова «Лесные картинки».

(Радостна, шумна и пахуча весна! Звонко поют птицы, звенят под деревьями весенние ручейки. Смолкой пахнут набухшие почки. Теплый ветер пробегает в высоких вершинах. Скоро, скоро оденется лес листвой, зацветет на опушках черемуха, защелкают над ручьями голосистые соловьи. Прилетят, закукуют длиннохвостые кукушки: «Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!» Забегают по кочкам хлопотливые муравьи, вылетит из зимнего убежища, загудит первый шмель. Побегами молодой травы, голубыми и белыми подснежниками покроются лесные полянки.)

Дети, о какой весне говорится в рассказе?

Дети: В рассказе говорится о ранней весне.

Педагог: Почему вы решили, что в рассказе говорится о ранней весне?

Дети: Смолой пахнут набухшие почки. Кукушки еще не прилетели. Подснежники еще не расцвели.

Педагог: Какими словами автор говорит о весне?

Дети: Весна радостна, шумна, пахуча.

Педагог: Как описывает весну автор?

Дети: Звонко поют птицы. Звенят весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки. Теплый ветер пробегает в вершинах.

Педагог: Давайте мы поиграем в игру «Скажи наоборот»: я буду называть слово, а вы должны подобрать слово, противоположное по значению.

Игра «Скажи наоборот»

Весна ранняя – поздняя.

Весна теплая – холодная.

Весна веселая –грустная.

Ветер холодный – теплый.

Ветер сильный – слабый.

А теперь давайте подберем к словам «весна», «вода», «ветер» слова, похожие по смыслу.

Дети: Весна, весенняя, веснушка, веснянка. Вода, водный, водяная, водянка. Ветер, ветряная, ветерок, ветрянка.

Педагог: Сегодня мы с вами рассматривали картину Левитана «Весна» и слушали отрывок из рассказа Соколова – Микитова «Лесные картинки». Что общего в этих двух произведениях?

Дети: Весна.

Педагог: Какая весна?

Дети: Весна ранняя.

Педагог: Правильно, художник и писатель изобразили в своих произведениях раннюю весну. Подумайте и скажите, одинаковая весна в этих двух произведениях?

Дети: Нет! Весна на картине грустная, а в рассказе – веселая.

Педагог: А чем еще отличаются эти произведения?

Дети: На картине лес стоит в воде, а в рассказе под деревьями бегут ручейки.

Педагог: Правильно, молодцы! А теперь придумайте предложение о весне и произнесите его так, чтобы было понятно: вы рады весне. Скажите радостно и весело.

Дети: Весна пришла, все кругом в цветах!

Педагог: А теперь придумайте предложение о весне и произнесите его так, чтобы было понятно, что весна не всегда в радость. Скажите с огорчением.

Дети: Весна пришла, кругом грязь и вода.

Педагог: Молодцы.

Следующая >

Конспект НОД в образовательной области речевое развитие «Весна идет! Весне дорогу!»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста

(подготовительная группа)

в образовательной области «Речевое развитие»

на тему:

«Весна идет, весне дорогу»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Задачи:

1). Закрепить и расширить словарный запас детей по теме «Весна».

Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными).

Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности.

( «Речевое развитие»)

2) Формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы.

Развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами.

(«Познавательное развитие»)

3). Совершенствовать навыки учебной деятельности, воспитывать умение действовать сообща, доводить начатое дело до конца.

Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей.

(Социально-коммуникативное развитие»)

Методы и приемы:

практические —

подвижные игры, физминутка, игр. упражнение;

наглядные

— рассматривание картинок, схемы, фланелеграф
;
словесные

— беседа, загадки, вопросы.

Материалы и оборудование:

мнемотаблица стихотворения «Весна», мяч, запись музыки П. Чайковского «Времена года», запись журчания ручейка, пения птиц, мультфильм «Как мы весну делали», таблица с пустыми клетками, альбомная бумага, цветные карандаши.

Конспект НОД по развитию связной речи

по теме «Весна идет, весне дорогу» в подготовительной группе

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Задачи:

1). Закрепить и расширить словарный запас детей по теме «Весна».

Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными).

Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности.

( «Речевое развитие»)

2) Формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы.

Развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами.

(«Познавательное развитие»)

3). Совершенствовать навыки учебной деятельности, воспитывать умение действовать сообща, доводить начатое дело до конца.

Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей.

(«Социально-коммуникативное развитие»)

4.) Развитие двигательной координации (Физическое развитие)

Методы и приемы:

практические —

музыкально – ритмические игры, рисование

наглядные

— просмотр презентации, мультфильма, работа с мнемотаблицей

словесные

— беседа, вопросы, чтение стихотворений..

Материалы и оборудование:

мнемотаблица «Весна», запись музыки П. И. Чайковского «Времена года», мультфильм «Как мы весну делали», шаблоны цветов, цветные карандаши, колокольчик, атрибут «Жаворонок».

Ход занятия.

Дети стоят полукругом.

Воспитатель:

Здравствуйте, ребята! У вас сегодня хорошее настроение? Давайте поздороваемся со всеми!

— Доброе утро, солнце! (все поднимают руки, затем опускают).

— Доброе утро, небо! (аналогичное движение).

— Доброе утро, всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают).

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель:

Ребята, а вы знаете, о чем мы сегодня будем говорить? Отгадайте загадку, которую мы вам приготовили.

1 ребенок.
Светает рано по утрам

Проталины и тут и там

Ручей шумит, как водопад,

Скворцы к скворечнику летят.

2 ребенок.

Звенят под крышами капели,

Медведь с еловой встал постели.

Всех солнышко теплом ласкает.

Кто это время знает?

Ответы детей.

Воспитатель:

Правильно, это весна. Мы сегодня поговорим о весне. Устраивайтесь поудобнее и послушайте прекрасную музыку, которую сочинил П. И Чайковский (звучит фрагмент из цикла «Времена года. Март») Что вы увидели, когда слушали музыку? (ответы детей) Очень красивая мелодия, она называется «Март». Март – это первый весенний месяц. В народе говорят, что есть три весны: весна света – март, весна воды – апрель, весна травы – май. Как вы думаете, почему март называют весной света? (ответы детей) А вы знаете, что именно в марте после долгого зимнего сна просыпаются в своей берлоге бурые медведи? Во время спячки у них рождаются детеныши. Как зовут детеныша медведя? (ответы детей). А если их много, тогда как мы их назовем? Сегодня я расскажу вам о приключениях маленького медвежонка Мишутки. Он только родился, еще ничего не знает, но уже сделал весну. Хотите узнать, как? (ответы детей) Внимание на экран.

Просмотр фрагмента мультфильма «Как мы весну делали»

Воспитатель:

Ребята, скажите, почему Мишутка проснулся? Кто его разбудил? (ответы детей) Почему же зимой солнышко не будило Мишутку? А весной оно греет как? Солнышко греет ярко, ласково. И сразу же хочется всем говорить ласковые слова.

Игра: «Скажи ласково»: Солнце-(солнышко), ветер-(ветерок), сосулька-(сосулечка), ручей-(ручеек), ночь-(ноченька), лист-(листик), трава-(травинка), дождь – (дождик), снег – (снежок), лужа – (лужица) (дети называют слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Воспитатель:

Какие вы молодцы! Хотите узнать, что произошло с Мишуткой дальше?

Просмотр следующего фрагмента мультфильма «Как мы весну делали» с комментариями воспитателя.

Воспитатель:

Вы внимательно смотрели мультфильм? Значит, вспомнили все приметы весны. Давайте составим предложения про весну, каждое предложение должно начинаться со слова «весной» (ответы детей):

Например: Весной ярко светит солнце. Весной появляются первые листочки и цветы. Весной прилетают с юга птицы. Весной птицы вьют гнезда. Весной тает снег. Весной тает лед на реках. Весной просыпаются от спячки медведи и ежи. Весной журчат ручейки. Весной солнышко греет ярче. и т.д.

Воспитатель:

Ребята, напомните мне, пожалуйста, с кем Мишутка весну делал. Верно, с солнышком (показ слайда – кадр из м/ф). Скажите, солнышко в мультфильме какое? (яркое, лучистое, озорное, веселое, трудолюбивое, рыжее и т.д.) Давайте мы с солнышком поиграем.

Речевая игра на развитие общей моторики «Заботливое солнышко»

Солнце с неба посылает Лучик, лучик, лучик. И им смело разгоняет Тучи, тучи, тучи. Летом нежно согревает Щечки, щечки, щечки. А весной на носик ставит Точки-точки-точки. Золотят веснушки деток. Очень нравится им это! Дети ритмично скрещивают руки над головой.

Плавно покачивают руки вверху.

Ритмично потирают щеки.

Ритмично постукивают пальцем по носу.

Воспитатель:

Как вы думаете, а почему же апрель называют весной воды? Верно. Послушайте еще одну мелодию П.И. Чайковского, она называется «Апрель» Что вы услышали в ней? (журчание ручейков, весеннюю капель, свежий ветерок, ледоход на реке)

Воспитатель:

Весной возвращаются к нам из теплых стран перелетные птицы. В том числе и жаворонки. Послушайте, как поет жаворонок (запись пения жаворонка). Вот и к нам прилетел жаворонок и принес интересную игру. Она так и называется «Жаворонок».

Музыкально-ри

Дети встают в круг, в с колокольчиком в руке. Дети идут по кругу и поют:

В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел. Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве, Тот, кто песенку найдет, будет весел целый год. («Жаворонок» кладет любому игроку сзади колокольчик).

Воспитатель:

Но у весны есть еще один месяц – май, который называют весной травы. Почему?

Звучит музыка П.И.Чайковского «Май».

В мае становится совсем тепло: ярко зеленеют трава и деревья, жужжат насекомые, порхают бабочки, цветут цветы. Я предлагаю вам наполнить цветами корзинку для Мишуткиной мамы.

Дети рисуют цветы на заранее приготовленных шаблонах.

Вот как красиво у нас получилось! Мишуткина мама уже ищет своего малыша – непоседу. Давайте посмотрим, чем закончилась эта история.

Просмотр фрагмента мультфильма «Как мы весну делали»

Воспитатель:

Приключение любознательного медвежонка закончилось благополучно. Маме Мишутки мы отправим в подарок нашу корзину с цветами и расскажем стихотворение о весне, которое мы с вами выучили.

Дети рассказывают стихотворение о весне, используя мнемотаблицу. Это стихотворение взято из видеофильма «Уроки Тетушки Совы», в нем много весенних примет, что позволяет закрепить полученные знания и подвести итог занятию.

В марте снег холодный тает, и подснежник расцветает, Пробуждает ото сна лес, красавица – весна.
Просыпаются мышата, барсуки и медвежата. Набухают соком почки, чтобы выпустить листочки.

На деревьях там и тут птицы радостно поют. Скоро станут гнезда вить, чтобы там птенцов кормить. Наступает праздник мам,

Этот праздник самый главный, В этот день по всей планете мам своих целуют дети.

Воспитатель:

Молодцы, вы сегодня узнали много интересного, хорошо поработали и можете себя похвалить (дети гладят себя по голове и произносят «Я молодец!»)

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]