Обучение детей дошкольного возраста составлению рассказов по сюжетным картинкам
Валерия Фокина
Обучение детей дошкольного возраста составлению рассказов по сюжетным картинкам
Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, потому что необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа и т. д. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. В то же время монологическая речь опирается на мышление, логически более последовательное, чем в процессе диалога, разговора.
Монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Для того чтобы она была понятна слушателям, в ней должны использоваться полные, распространенные предложения, наиболее точный словарь.
Умение рассказывать играет большую роль в процессе общения. Для ребенка это умение является также средством познания, средством проверки своих знаний, представлений, оценок.
Важно, чтобы дети чувствовали радость и удовлетворение от своих рассказов, видели их пользу.
По форме рассказы могут быть описательными и сюжетными.
Описание- это изложение характерных признаков отдельного предмета или явления. Обычно описание носит деловой характер, в нем много точных определений, обстоятельств, но желательно, чтобы присутствовали элементы образности, которая так привлекает детей. Кроме того, описание должно быть лаконичным.
Рассматривание картин,в раннем детстве преследует тройную цель:
1) упражнение способности к наблюдению;
2) поощрение сопутствующих наблюдению интеллектуальных процессов (мышления, воображения, логического суждения)
;
3) развитие языка ребенка.
Ведя с детьми занятии по картинкам,следует руководствоваться следующими основными положениями:
1) Картина должна быть графически грамотной и ни одной из своих деталей не искажать действительности.
2) Но своим содержанием картина должна психологически соответствовать возрасту ребёнка, а потому картины должны предлагаться детям в соответствующей последовательности.
3) Рассматривание картины может продолжаться лишь до тех пор, пока ребёнок проявляет интерес и внимание.
4) Число картин, вводимых в детскую жизнь, должно быть педагогически обоснованно.
5) Воспитание наблюдательности и сознательного созерцания отнюдь не должно ограничиваться использованием одних картин.
6) Занятия по картинам достигают всех связанных с ними целей только при активном использовании педагогом и детьми речевого общения.
7) Картина, показываемая детям, выставляется на доске или мольберте против света. Дети усаживаются против неё полукругом. Для показа необходима специальная палочка. Показывать пальцем не дозволяется.
Участвуя в игре или занятии, педагог своим примером, показом стимулирует детей к желательным речевым реакциям.
Во второй младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картинке, поскольку трехлетний ребенок еще не может составить связного изложения. Как правило, дети ограничиваются перечислением объектов, отдельных их свойств и действий.
На данном этапе главным является учить детей рассматривать картинку, замечать в ней самое главное и постепенно переводить их от простого перечисления предметов к связным высказываниям (ответам на вопросы педагога)
.
Первые картины для младших дошкольников – это картины, изображающие отдельные объекты/(игрушки, предметы домашнего обихода, домашние животные, а также несложные сюжеты, близкие личному опыту детей (серии «Наша Таня»
О. Соловьевой,
«Мы играем»
Е. Батуриной, «
Картины для развития речи и расширения представлений детей второго и третьего рода жизни» Е. Радиной и В. Езикеевой и др.
Можно загадать загадку. Можно спеть с детьми знакомую им песенку о кошечке, собачке, курочке.
Во второй младшей группе особенно важно использовать разнообразные игровые приёмы. М. М. Конина предлагает, например, такие “Расскажем кукле”, “Что мы расскажем собачке”. С помощью педагога дети с удовольствием расск5азывают по картине, пришедшей к ним в гости кукле (собаке и др.)
Рассматривание предметной картины можно связать и с рассматриванием похожей игрушки. Педагог задаёт детям вопросы, закрепляющие полученные знания о данном объекте. Этот прием побуждает детей к новым высказываниям.
После занятия картина остаётся в группе на несколько дней. Дети ещё раз рассматривают её, замечают то, что не заметили раньше, высказываются. Педагог руководит и этим рассматриванием, уточняет высказывания детей, поощряя и поддерживая их.
В средней группе становится возможным составление детьми небольшого связного повествования, так как в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает речевая и мыслительная активность.
Детей среднего дошкольного возраста учат составлять главным образом описательные рассказы, как по предметным, так и по сюжетным картинкам.
Рассказывание по картинке проводится по вопросам и образцу рассказа педагога. Первое время многие дети почти дословно повторяют предложенный образец, но постепенно в их рассказах всё чаще начинают появляться элементы творчества.
В конце года, если дети научились рассказывать по образцу, задания можно усложнять, подводя дошкольников к самостоятельному рассказыванию. Так, педагог дает образец рассказа по одной картинке, а дети рассказывают по другой (используются, например, картины из серии «Наша Таня»
). Можно ввести
рассказывание по плану. Например, по картине «Таня и голуби»
предлагается такой план:
расскажите, где гуляет Таня. Что она делает? Во что играет? Что видно за забором?
В старшей группе и подготовительной к школе группах в связи с тем, что возрастает активность детей, совершенствуется речь, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинкам. К рассказам детейпредъявляют более высокие требования: точная передача сюжета, использование разнообразных языковых средств. Рассказ-образец дается в старшей и особенно в подготовительной к школе группах для обобщенного подражания, а не для простого воспроизведения. Используются литературные образцы. В некоторых случаях бывает целесообразным просто подсказать детям возможный сюжет или же наметить основные этапы его развития.
В работе со старшими дошкольниками широко используется серия сюжетных картин для составления рассказов с завязкой, кульминацией, развязкой. Сюжеты могут быть самыми разными («Как еж спас ежонка»
,
«Медвежонок на прогулке»
и др.).
Очень важно учить детей не только видеть то, что изображено на картине, но и воображать предшествующие и последующие события. В таких случаях педагог ставит ряд вопросов, которых как бы намечают сюжетную линию, выходящую за пределы содержания картины. Придумывая начало или конец к изображенному, ребенок приобретает умение, необходимые для самостоятельного рассказывания.
Одну и ту же картину можно использовать в течение года несколько раз, но при этом педагог должен ставить разные задачи, постепенно усложняя их. Когда дети будут достаточно свободно владеть навыками рассказывания, им можно предложить две или несколько картин (знакомых или совсем новых)
для
составления рассказа по любой из них на выбор (например, картинки на тему «Наш участок зимой и летом»
). Это дает возможность каждому ребенку выбрать наиболее интересный для него или же наиболее доступный
сюжет.
Детей старшего дошкольного возраста необходимо учить замечать в картине детали: фон, пейзаж, состояние погоды, включать в свои рассказы описания природы.
Развитие связной речи на занятиях по картине занимает центральное место,но вместе с тем очень важно сочетать эту задачу с другими речевыми задачами: обогащением и активизацией словаря, формированием грамматического строя речи. Так, например, в беседы по содержанию картины можно включать различные грамматические и лексические упражнения. В результате таких упражнений рассказы детей станут красочнее, обогатятся разнообразными описаниями (времен года, погоды, персонажей и т. п.)
.
Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию связной речи у дошкольников с ОНР (II-III уровень) Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи относится к одной из важнейших задач логопедической работы с дошкольниками.
Источник