Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с природой на тему: «К нам весна шагает»


ОЗНАКОМЛЕНИЕ С СЕЗОННЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ ПРИРОДЫ

Ознакомление детей с сезонными явлениями природы преж­де всего проходит в процессе повседневных наблюдений на прогулке. Дети наблюдают явления неживой природы, особен­ности изменения растительного и животного мира в каждый сезон, прослеживают взаимосвязь явлений в природе.

Содержанием наблюдений в младших и средних группах детского сада являются отдельные явления природы, то или иное состояние растений, жизнедеятельность животных. Пред­ставления старших дошкольников о временах года должны отражать не только характерные особенности каждого сезона, но и постепенные их изменения, переход одного сезона в дру­гой. Они наблюдают пожелтение и опадание листвы, увядание травянистых растений, нарастание похолодания, исчезновение разных животных и т. д.

Результаты наблюдений сезонных изменении в природе не­обходимо периодически заносить в календарь. Для старших дошкольников вполне может быть приемлемым недельный ка­лендарь, который вносится в группу ежемесячно на каждую третью неделю. Ежедневно в течение недели наблюдая за по­годой, растительным и животным миром, дети смогут отразить в календаре состояние природы в данный отрезок сезона.

Календарь имеет три вертикальные графы: «Дни недели», «Погода», «Состояние живой природы». Первые две графы де­ти должны заполнять ежедневно, третью — один раз в конце недели, когда накопится опыт ежедневных наблюдений за рас­тительным и животным миром. Дни недели обозначаются цветными прямоугольниками, погода — условными значками, а состояние живой природы надо показать с помощью картин­ки, на которой обязательно должны быть нарисованы 1—2 де­рева, куст, соответствующий покров земли, некоторые насеко­мые и птицы. Заполнять календарь дети должны самостоя­тельно, но после подробного объяснения и показа воспитате­ля. В понедельник следующей недели необходимо заполнить графу «Погода» за субботу и воскресенье, обсудить результа­ты наблюдений, отраженные в календаре, а затем его убрать. Новая страница календаря вносится в третью неделю следую­щего месяца. Аналогичная работа проводится во все месяцы каждого сезона.

В качестве примера можно привести недельный цикл на­блюдений за состоянием природы (например, в третью неде­лю октября).

Наблюдение 1 (понедельник)

Воспитатель предлагает детям полминуты-минуту наблю­дать погоду, затем ответить на вопросы: «Холодно или тепло? Как и почему дети одеты? Ветрено или спокойно? Как узна­ли, что ветрено (или спокойно)? Солнечно или пасмурно? Идет дождь или нет? Был ли дождь недавно? Как об этом узнали? Будет ли еще дождь? Как об этом можно узнать?»

В группе после прогулки воспитатель подводит детей к ка­лендарю, показывает, как надо отмечать в нем день недели, погоду, которую они наблюдали.

Наблюдение 2 (вторник)

Наблюдение погоды проводится так же, воспитатель за­дает вопросы по мере надобности. Он предлагает посмотреть на деревья, вспомнить, какие они были летом, сказать, что изменилось, почему деревья начали меняться. Одно дерево, которое будет зарисовано в календаре, рассматривается под­робно. Вопросы: «Какого цвета листья? Каких листьев боль­ше (зеленых, желтых, красных)? Как листья разного цвета расположены на дереве? Много ли листьев на дереве? Видно ли небо сквозь листья (много или мало)? Много ли опало ли­стьев? Какого цвета трава? Какого цвета опавшие листья?» Так же рассматривается куст, который дети затем нарисуют в календаре. В заключение воспитатель предлагает полюбо­ваться красотой осенней природы.

В группе дети самостоятельно (под контролем воспитате­ля) отмечают погоду в календаре. Вечером того же дня (или на следующий, если планируется на занятии рисование по теме «Золотая осень») дети рисуют дерево и куст, которые рассматривали. Воспитатель предлагает изобразить природу как можно точнее: лучший рисунок будет помещен в календаре.

Наблюдение 3 (среда)

Наблюдение погоды проводится так же, как и в предыду­щие дни. Рисунок, выбранный для календаря, сравнивают с природными объектами, изображенными на нем. Дети оцени­вают рисунок, насколько точно переданы в нем дерево, куст, покров земли, дают советы по уточнению рисунка. Воспита­тель дает задание обратить внимание и запомнить насекомых, которых они увидят во время прогулки.

В группе дети отмечают погоду в календаре, воспитатель предлагает назвать, каких насекомых они видели. Вечером де­ти дополняют рисунок, который затем прикрепляют к кален­дарю в графу «Состояние живой природы».

Наблюдение 4 (четверг)

Дети наблюдают погоду, замечают насекомых и птиц. В группе самостоятельно фиксируют погоду в календаре. Вос­питатель показывает, как надо дополнить рисунок изображе­нием животных, которых видели на прогулке.

Наблюдение 5 (пятница)

Проводится наблюдение погоды, наблюдение за встречаю­щимися насекомыми и птицами. Рассматривая растительность участка, дети любуются нарядным и пестрым убором золотой осени.

В группе самостоятельно фиксируют погоду и дополняют рисунок новыми видами насекомых и птиц.

В понедельник в свободное время дети отмечают в календа­ре субботнюю и воскресную погоду. Воспитатель обсуждает с ними результаты недельных наблюдений за природой. Беседу можно провести примерно по следующим вопросам: «Какая погода была на прошлой неделе? Как это видно из календа­ря? Какими стали растения участка (деревья, кусты, травы)? Как это видно из календаря? Почему меняется состояние рас­тений? Какие животные (насекомые, птицы) есть на участке? Замеченные птицы — это зимующие или перелетные?»

Календарь убирается. Воспитатель сообщает, что следую­щие наблюдения за природой будут в конце ноября.

Проводя работу по ознакомлению дошкольников с сезона­ми, воспитатель должен использовать литературные произве­дения (прозаические, стихотворные), диафильмы, картины, дидактические игры. В свободное время с детьми можно про­вести, например, такие игры: «Когда это бывает», «Весной, летом, осенью», «Что сначала, что потом».

В конце каждого сезона с детьми старшей группы проводит­ся беседа. С детьми подготовительной группы следует прове­сти занятие по формированию обобщенного представления о данном времени года.

Занятие. Осень как время года.

Программное содержание. Сформировать у де­тей обобщенное представление об осеннем сезоне по следую­щим признакам: 1. Меняется погода: становится все холоднее, чаще идут дожди; день становится короче, солнце греет сла­бее. 2. Изменяется растительность: листья на деревьях и ку­стах желтеют и опадают; увядают травянистые растения; со­зревают плоды и семена. 3. Животные готовятся к зиме: пере­летные птицы улетают на юг, зимующие — приближаются к жилью человека; насекомые исчезают, прячутся; звери запа­сают корма, утепляют норы, готовятся к спячке, линяют.

Материал к занятию: календарь природы, стихи об осени.

Ход занятия.

Воспитатель читает стихотворение А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало». Спрашивает детей, о чем оно. Го­ворит, что сегодня они должны рассказать об осени все, что знают. Обращает внимание на календари приро­ды, вывешенные один под другим в порядке месяцев. Спра­шивает у детей, когда заполняли верхний (сентябрьский) ка­лендарь, когда — средний (октябрьский), когда — нижний (ноябрьский). Говорит, что по этим календарям можно про­следить, какие изменения произошли осенью. Вопросы: «Ка­кая погода была в конце сентября (октября, ноября)? Как она менялась? Как это видно из календарей?» После ответов детей подводится итог изменений погоды осенью. Воспитатель с помощью вопросов помогает детям рассказать, как менялась живая природа: «Что произошло с деревьями и кустами за три месяца? Как это видно из календарей? Как менялся покров земли? Как это отмечено в календарях?»

Затем воспитатель обсуждает с детьми состояние животно­го мира осенью. Вопросы: «Что произошло с насекомыми? Когда исчезли они? Как это видно из календарей? Изменился ли состав птиц на участке? Куда исчезли скворцы, ласточки и др.? Какие птицы стали часто появляться на участке? Поче­му?» После ответов детей воспитатель подводит итог об изме­нениях в живой природе осенью, которые можно проследить по календарям. Предлагает рассказать, какие изменения на­ступают в жизни лесных зверей осенью, назвать все главные признаки осени по порядку, чтобы можно было понять, что такое осень.

Если дети затрудняются дать развернутое определение осе­ни, то воспитатель дает его сам: «Осень — это такое время го­да, когда в природе все меняется: день становится короче, солнце греет слабее, становится холоднее с каждым днем, ча­сто идут дожди, небо пасмурное, хмурое. Листья желтеют я опадают, вянут цветы и травы. Насекомые прячутся в опав­ших листьях, под корой. Перелетные птицы улетают на юг, зи­мующие — переселяются поближе к жилью человека. Звери в лесу готовятся к зиме: запасают корма, линяют, утепляют но­ры, готовятся к спячке». Предлагает 1—2 детям повторить это обобщение.

В заключение занятия дети читают стихотворения Е. Трут­невой «Осень», А. Толстого «Осень».

назад далее

Для любознательных: о лесных детенышах и их мамах. Интересная информация о животных весной

Зайцы весной

Мама — зайчиха

кормит зайчат, и сразу же убегает, оставляя их одних под кустом. А зайчата сидят под кустиком три — четыре дня – ждут, когда их покормит новая мама — зайчиха.

У зайчих чужих зайчат не бывает – все свои, всегда накормят. Молоко у зайчих жирное и питательное, зайчатам его хватает на 3-4 дня.

Почему так устроено в природе? Дело в том, что у зайцев потовые и сальные железы находятся только на подошвах лап. И если бы зайчиха жила бы с зайчатами, их бы быстро нашли – учуяли по запаху — лиса или волк. У зайчат ведь много врагов – и лиса, и волк, и куница, и рысь, и хищные птицы. А когда малюсенький зайчонок сидит под кустом и под себя лапки спрячет, то по запаху его найти невозможно. Получается, что убегая от зайчат, зайчиха их спасает.

Через 8-9 дней у зайчат появятся зубы, а тут и травка появится, и они начнут питаться сами.

Белки весной

У белки

тоже появляются весной бельчата. Они рождаются голыми, беспомощными, ничего не видят. Мама-белка о них заботится, два месяца кормит бельчат молоком. А вот папа — белка не живет с семьей, он живет отдельно.

Много времени мама — белка тратит на поиски корма, иначе бельчата вырастут хилыми и больными. Бельчата требуют особого внимания от белки — мамы, их нужно укрывать, согревать, кормить. Только через месяц бельчата открывают глаза и начинают выглядывать из гнезда.

Весной белка – это враг всех птиц и самый опасный хищник для многих пернатых. Она разоряет птичьи гнёзда на ветках деревьев и таскает из них птенцов и яйца.

Ежи весной

В апреле появляются и ежата. Они рождаются в ежином гнезде, похожем на шалаш из сухих листьев, веточек и мха. Ежиха вскармливает ежат молоком, заботится о них.

Ежата, как и бельчата, рождаются беспомощными и голыми, без иголочек. Спустя несколько часов после рождения на коже ежат появляются бугорки, затем они лопаются, и из них появляются тоненькие иголочки. Потом иголочки затвердеют и превратятся в колючки. Мама – ежиха сначала кормит ежат молоком, а потом, когда они подрастут, приносит им в гнездо дождевых червей, слизней.

Медведи весной

В апреле просыпается и выходит из берлоги медведица с подросшими медвежатами. Она бродит по лесу – ищет пищу: вырывает луковицы и корешки растений, ищет личинок.

Выйдя из берлоги, медведь потягивается, катается, старается размяться после зимней спячки, приводит в порядок свою шубу. И ищет еду.

Ко времени выхода из берлоги медведи линяют. У них выпадает зимняя густая шерсть и вырастает короткая, более темная. Всё лето шерсть будет снова расти и вырастет к новой зиме густая и теплая (осенью медведи не линяют).

Медведица весной не только кормит медвежат своим молоком, но и учит их самих добывать себе пищу – выкапывать корешки из земли, искать насекомых, прошлогодние ягоды. Даже если медведица голодна, в первую очередь она отдаст еду своим малышам – медвежатам. Защищая медвежат, медведица может броситься на любого врага.

Весной медведица купает своих медвежат в ручьях и озерах: возьмет за загривок и опускает в воду. Позже, когда малыши подрастут, они станут купаться сами.

Творческое задание «Неумытый Енотик».

Прочитайте детям замечательную сказку об Енотике. И придумайте вместе с ребенком, чем закончилась эта история.

Э. Шим «Кто на кого похож?»

«Маленький Енотик прибежал домой, а мама так и ахнула:

— Батюшки, на кого ты похож?! Ты это где извозился? Почему вся шёрстка в мусоре?

— А я муравейник ворошил.

— Почему лапы в болотной тине?

— А я за лягушкой гонялся.

— Нос почему в земле?!

— Я жука выкапывал…

— Нет, Вы только посмотрите на него! – мама говорит. – Разве так порядочные звери выглядят?

А как порядочные звери выглядят?

— У порядочных зверей шёрстка блестит, носы вылизаны, коготки вычищены! А ты погляди-ка на себя!

— Я хотел поглядеть, — Енотик отвечает, — да только не дали.

— Кто не дал?

— А Медведица. Я не речку пришел, к воде спустился – вдруг Медведица с медвежатами! Страааашная такая! Злю-ю-ущая!

— Да ты знаешь, зачем она на речку пришла?

— Не знаю. Я скорей убежал.

— Она медвежат купать привела. И ей стыдно, когда дети чумазые!

— Вот оно что… — говорит Енотик. – Теперь понимаю. А то я догадаться не мог, почему она лапой машет и рычит: «Ах ты, чумичка, ах ты Енот неумытый!»

Вопросы для детей:

  1. Почему Енотик не смог посмотреть на себя – на своё отражение в воде?
  2. Зачем Медведица на речку пришла? Почему Медведица рычала и сердилась?
  3. Что дальше сделал Енотик, когда он узнал, почему Медведица сердилась и ругалась «Енот неумытый»?
  4. Придумайте вместе с детьми, чем закончилась эта история. (Например, побежал быстро Енотик на речку, умылся, причесался, коготки почистил. Вернулся домой, даже мама его не узнала, и очень порадовалась…)

Иногда в семье медведей есть старший медвежонок – «пестун» (медвежонок из прошлогоднего выводка). Так его называют от слова «пестовать». Медвежонок — пестун – главный помощник мамы — медведицы, пример для подражания для малышей – медвежат. Он показывает им, как лазать по дуплам за медом, как лакомиться муравьями и их личинками. Он разнимает медвежат, если они подрались и наводит среди них порядок. Вот такой помощник есть у медведицы! А папа – медведь не принимает участия в воспитании малышей – медвежат.

Медвежонок – пестун хоть и старший медвежонок, но поиграть очень любит. Прочитайте ребенку диалог Сороки и Медвежонка – пестуна:

Э. Шим «Сорока и медвежонок»

«- Медвежонок, ты эту рябинку сломать собрался?

— Не-а.

— Ты ее в дугу сгибаешь?

— Не-а.

— Ты ее ободрать хочешь?

— Отстань ты, Сорока. Ничего я не хочу. Просто взял и на этой рябинке качаюсь. Дайте мне хоть чуток поиграться, пока мать не пришла да меньшого братца нянчить не заставила!»

Лисы весной

Появляются детеныши и у лисиц. Обычно в марте – апреле рождаются у лисы 4-6 лисят. Маленькие лисята — темно-бурого цвета, а кончики хвостов у них – белые! Через 3-4 недели лисята перестают есть молоко мамы — лисицы, но живут еще в норе. Родители им приносят в нору пищу.

К лисятам никого не подпускает их мама – лиса. Она охраняет нору. Мама — лиса внимательно следит, нет ли рядом опасности. В случае опасности лиса громко тявкает, и лисята быстро убегают — прячутся глубоко в норе. А если у лисьей норы побывали люди или собаки, то лиса обязательно перенесет своих лисят в другое безопасное место – подальше от прежней норы. Папа – лис тоже помогает выращивать лисят. Он их учит, приносят добычу.

Волки весной

Чтобы вырастить волчат, волки устраивают логово в лесной чащобе. Весной у волчицы рождается 4-7 волчат. Они рождаются беспомощными и покрытыми серым пухом. Сначала волчица кормит волчат своим молоком, и никуда от них не отходит. А папа – волк приносит волчице пищу. Когда волчата подрастают, то уже и мама, и папа вместе их кормят.

Лоси весной

Весной у лосихи рождается 1- 2 лосенка. Мама – лосиха облизывает их после рождения, и они сразу же встают на ножки. А уже через 3-4 дня маленькие лосята бегают за мамой! Долго кормит их мать – лосиха своим молоком, а лосята растут как богатыри – не по дням, а по часам!

Барсуки весной

Барсук просыпается и вылезает из норы. Барсук – это очень аккуратное и чистоплотное животное. Поэтому он весной принимается за ремонт своего дома, обновляет свою подстилку, чистит ходы, выбрасывает мусор.

Весной барсук есть всё съедобное, что может найти, так как ему нужно быстро восстановить силы после зимней спячки. Ест он личинки, дождевых червей, мышей, разоряет гнезда птиц.

В апреле у барсучихи рождаются 3-6 барсучат. Она их воспитывает одна. Несколько дней она вообще не выходит из норы, потом выходит, но ненадолго. Чтобы малыши росли быстрее, барсучиха их по одному выносит на солнышко на свежий воздух – возьмет в зубы, принесет и положит рядышком под кустик или под дерево. Когда барсучатам исполняется два месяца, они выходят из норы сами.

Рыбы весной

Весной лед на реке тает, и по нему уже нельзя ходить. А потом и вовсе начинается ледоход. Все обитатели водоемов радуются тому, что под водой стало светло. Рыбы выплывают на мелкие места, где вода более прогрета солнцем.

Весной рыбы начинают расти, причем их чешуйки нарастают колечками. И по их числу можно определить, сколько рыбе лет.

В мае рыбы мечут икру. Из нее появляются мальки.

Сначала мальки голые, без чешуи, потом у них вырастает чешуя. Прежде всего вырастают грудные плавники будущей рыбки, потом – плавники на спине, а потом уже на животе. Когда мальки подрастут, у него появляется хвост.

Мальки прячутся от своих врагов в темноту. У некоторых рыб мальки прячутся родителям в рот и сидят там в безопасности. Иногда мальки прячутся рядышком с родителями, присасываясь к их боку и уплывая от опасного места подальше.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]