Непосредственно-образовательная деятельность «Творческие рассказы детей»

В детском саду у воспитателя есть возможность применять самые разнообразные способы обучения связной речи, но основным является рассказывание.

Обычно выделяют следующие виды рассказывания:

  • рассматривание и описание игрушек и предметов;
  • рассказывание по картине при помощи наводящих вопросов;
  • самостоятельное составление рассказов по картинкам;
  • придумывание продолжения историй или рассказывание о том, что предшествовало им;
  • рассказывание о чем-то из личного опыта.

Обучение детей творческому рассказыванию начинается с описанной выше подготовительной работы, которая способствует приобретению речевых навыков и помогает им самостоятельно выбирать развитие сюжета. Дети учатся выстраивать предметно-логические связи, определенную композицию, подбирать нужные слова.

Творческое рассказывание

Под творческим принято понимать рассказывание по предложенным сюжетам. В творческих рассказах детям предлагается описывать вымышленные ситуации, которых на самом деле не было. Дети самостоятельно придумывают сказки или рассказы, выбирая нужные образы и ситуации в рамках заданной педагогом темы.

Методика обучения дошкольников творческому рассказыванию включает сочинение творческого рассказа, приступая к которому, дети могут ориентироваться:

  • На реальные предметы или картины (Что случится дальше на картинке? Какая история может произойти с игрушечными зверушками?).
  • На словесную инструкцию (сочинить рассказ о том, как щенок помог котенку).

Желательно предложить детям разделить рассказ на две части: вначале рассказывать о том, что есть на самом деле, а потом уже пофантазировать или что-то вспомнить.

Малышей средней группы учат правильному пересказу услышанных историй и сказок, точному описанию предметов и природных объектов.

Дети старшей группы учатся сравнивать предметы между собой, рассказывать по памяти, составлять рассказы по картинкам, проявляя свою фантазию.

Творческое рассказывание в детском саду

Творческое рассказывание

– это вид творческой художественной деятельности, требующей запаса представлений, знаний и достаточной речевой культуры. Характерная его особенность – построение на материале воображения, требующего творческого преобразования полученного опыта.

Под творческим рассказыванием

мы понимаем речевую деятельность, результатом которой является придуманный детьми рассказ самостоятельно созданными новыми образами, ситуациями, действиями, с естественно развивающимся сюжетом, логически построенную и определенную словарную форму, соответствующую содержанию.

Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.

Л. С. Выготский, К. Н. Корнилов, С. Л. Рубинштейн, А. В.Запорожец рассматривают творческое воображение как сложный психический процесс, неразрывно связанный с жизненным опытом ребенка. Творческое воображение в дошкольном детстве обладает наибольшей пластичностью и наиболее легко поддается педагогическим воздействиям.

Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте

, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое.

Словесное творчество

— наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому
термин «творческие рассказы»
— условное название рассказов, которые дети придумывают сами.

Особенности творческого рассказывания

заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача — точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.

В основе словесного творчества, отмечает О.С.Ушакова, лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и художественной формы.

Словесное творчество детей

выражается
в различных формах
:

— в сочинении рассказов, сказок, описаний;

— в сочинении стихотворений, загадок, небылиц;

— в словотворчестве (создании новых слов — новообразований).

В формировании детского художественного творчества

А. Ветлугина выделяла
три этапа
.

На первом этапе

происходит
накопление опыта
. Роль педагога заключается в организации жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество. Ребенка надо учить образному видению окружающего (восприятие приобретает эстетическую окраску). В обогащении восприятия особую роль играет искусство. Произведения искусства помогают ребенку острее чувствовать прекрасное в жизни, способствуют зарождению художественных образов в его творчестве.

Второй этап


собственно процесс детского творчества
, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств. Процесс детского творчества не очень развернут во времени. Возникновение замысла у ребенка проходит успешно, если создана установка на новую деятельность (придумаем рассказ). Наличие замысла побуждает детей к поискам средств его реализации: поиски композиции, выделение поступков героев, выбор слов, эпитетов. Большое значение здесь имеют творческие задания.

На третьем этапе

появляется
новая продукция
. Ребенок интересуется ее качеством, стремится завершить ее, испытывая эстетическое удовольствие. Поэтому необходимы анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность. Анализ нужен и для формирования художественного вкуса.

Знание особенностей формирования детского словесного творчества дает возможность определить педагогические условия, необходимые для обучения детей творческому рассказыванию

.

1. Одним из условий успеха детей в творческой деятельности является постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни

. Эта работа может иметь разный характер в зависимости от конкретного задания: экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг.

2. Другим важным условием успешного обучения творческому рассказыванию принято считать обогащение и активизацию словаря.

3. Творческий рассказ — продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Поэтому одно из условий — умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.

Этим умениям дети обучаются на предыдущих возрастных этапах, воспроизводя литературные тексты, составляя описания игрушек и картин, придумывая по ним рассказы.

4. Еще одно условие — правильное понимание детьми задания «придумать»

, т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал» (хотя в опыте других подобный факт мог быть).

Речевые и воспитательные задачи по обучению детей творческому рассказыванию

Речевые задачи

:

1. Учить детей самостоятельно, целенаправленно составлять рассказ, соблюдая его композиционную целостность и художественную выразительность.

2. Развивать творческую продуктивность.

3. Учить совершенствовать новый вариант рассказа.

4. Формировать интерес к творческому рассказыванию в игровой деятельности.

5. Развивать оценочное суждение о качестве рассказывания как своих, так и товарищей.

Воспитательные задачи

:

Воспитывать положительное отношение к рассказам товарищей, умение выслушивать их внимательно, обращая внимание на построение сочинения, исполнения выразительных средств языка.

Требования к рассказыванию детей

:

1. Должно быть самостоятельным, это значит, что рассказ составляется без наводящих вопросов, сюжет повествования не заимствован из рассказа педагога и друзей.

2. Целенаправленность – умение подчинять все содержанию, общему замыслу, без лишней детализации и перечисления.

3. Зачин, развитие сюжета, кульминация, концовка, умелое описание места действия, природы, портрета героя, его настроения.

4. Показатель устной речи детей 5-6 лет – это умение придумывать несколько вариантов своего собственного рассказа или по аналогии с прочитанным.

В методике развития речи не существует строгой классификации творческих рассказов, но условно можно выделить следующие виды

:

— рассказы реалистического характера;

— сказки;

— описания природы.

Начинать обучение

творческому рассказыванию лучше
с придумывания рассказов реалистического характера
(«Как Миша варежку потерял», «Подарки маме к 8 Марта»).

Не рекомендуется начинать

обучение
с придумывания сказок
, так как особенности этого жанра заключаются в необыкновенных, иногда фантастических ситуациях, что может привести к ложному фантазированию.

Наиболее сложным

заданием является
создание текстов описательного характера о природе
, поскольку выразить в связном тексте свое отношение к природе ребенку сложно. Для выражения своих переживаний, связанных с природой, ему надо владеть большим количеством обобщенных понятий, в большей степени уметь синтезировать.

Виды занятий по обучению детей творческому рассказыванию

Э. П. Коробкова выделяет 7 видов занятия

:

1. Придумывания продолжения и завершения рассказа, предложенного педагогом.

2. Придумывание рассказа или сказки по плану педагога, составленные детьми.

3. Придумывание рассказа или сказки по теме, предложенной педагогом, без плана.

4. Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.

5. Описательные рассказы о природе, например, «Мое любимое время года», «Зимой и летом в лесу», «Весенняя встреча».

6. Придумывание детьми рассказов, аналогичных прочитанному в двух вариантах: заменить героев, сохраняя сюжет, или заменить сюжет, заменяя героев.

7. Придумывание небылиц.

Л. Ворошнина выделяет три вида занятия для детей 6-7 лет

:

1. Сочинение рассказов или сказок на тему, предложенную педагогом, а как усложнение данного вида – самостоятельный выбор темы.

2. Сочинение по литературному образцу в 2 вариантах.

3. Составление рассказа по пейзажной картине.

Приемы обучения

творческому рассказыванию зависят от умений детей, задач обучения и вида рассказа.

В старшей группе

в качестве подготовительного этапа можно использовать простейший прием рассказывания детей вместе с воспитателем по вопросам. Предлагается тема, задаются вопросы, на которые дети по мере их постановки придумывают ответ. В конце из лучших ответов составляется рассказ. По существу воспитатель «сочиняет» вместе с детьми.

В подготовительной к школе группе

задачи обучения творческому рассказыванию усложняются (умение четко выстраивать сюжетную линию, использовать средства связи, осознавать структурную организацию текста).

Используются все виды творческих рассказов, разные приемы обучения с постепенным усложнением.

Особенности использования приемов обучения в зависимости от вида рассказа.

1.

Наиболее легким принято считать
придумывание продолжения и завершения рассказа
. Воспитатель дает образец, который содержит завязку и определяет пути развития сюжета. Начало рассказа должно заинтересовывать детей, знакомить с главным героем и его характером, с обстановкой, в которой происходит действие.

Пример занятия: Придумывание детьми конца рассказа «Как папа и Ваня ходили в лес»

.

Воспитательница предлагает детям начало рассказа, в котором говорится о том, как мальчик Ваня ходил с папой в лес: «Папа обещал взять Ваню в лес. Ваня с нетерпением ждал этого дня. В воскресенье папа разбудил Ваню пораньше, и они отправились в лес…» Дети, вы придумайте, что увидел мальчик в лесу, и докончите рассказ сами. Повторять рассказы товарищей не надо. Пусть каждый придумает по-своему.

Вова (6 л. 5 мес). Разрешите мне?

Воспитательница. Говори.

Вова. Когда они пришли в лес, мальчик увидел большую поляну. На поляне росло много красивых цветов: ромашки, колокольчики, лютики, а где солнце светило больше, там росла земляника. Мальчик набрал земляники полную корзину для мамы и большой букет цветов. А потом они с папой ловили, бабочек. Бабочки были очень красивые: красные, желтые и с разными пятнышками. Потом они отправились домой.

Зина (6 л. 7 мес). В лесу мальчик увидел много деревьев: березу, елку, осину. В лесу солнце светило меньше, потому что росли большие деревья и не пускали солнце. Под деревьями росло много грибов: белые, подосиновики, подберезовики. Папа и мальчик быстро набрали по полной корзине грибов. Папа сказал мальчику, чтобы он послушал, как шумят деревья и как хорошо поют птички. Ваня стоял и наблюдал, как птички порхали с дерева на дерево и пели свои песни. Поздно вечером вернулись папа с мальчиком домой.

2. Вспомогательные вопросы

, по мнению Л.А Пеньевской, являются одним из приемов активного руководства творческим рассказыванием, облегчающим ребенку решение творческой задачи, влияющим на связность и выразительность речи.

План в виде вопросов помогает сосредоточить внимание детей на последовательности и полноте развития сюжета. Для плана целесообразно использовать 3 — 4 вопроса, большее их количество ведет к излишней детализации действий и описания, что может тормозить самостоятельность детского замысла. В процессе рассказывания вопросы задаются очень осторожно. Можно спросить, что случилось с героем, о котором ребенок забыл рассказать. Можно подсказать описание героя, его характеристику или как закончить рассказ.

Пример занятия: Придумывание детьми рассказа на тему «Как Сережа помог Наташе».

(
Прием обучения: указания в виде вопросов
.)

Воспитательница. Дети, сейчас каждый из вас придумает рассказ о том, как мальчик Сережа помог Наташе, которая попала в беду на прогулке. Придумайте, когда это было. Где играла Наташа? Что с ней случилось? Как Сережа помог ей в беде?

Что же может случиться на прогулке? Может быть, Наташа потеряла варежку, или она упала в сугроб, или у нее улетел воздушный шар, а может быть, ей встретилась большая незнакомая собака? Можно придумать по-разному.

На занятии было вызвано 10 человек; каждый дал связный, интересный по содержанию рассказ, дети не повторяли рассказов друг друга.Вот некоторые из детских рассказов.

Валерик. Это было летом. Наташа взяла щенка и пошла с ним гулять во двор. Щенок бегал и попал в разбитое стекло и порезал себе лапку. Наташа заплакала. Сережа спросил: «Что ты плачешь?» Наташа: «У меня щенок порезал лапку». Сережа принес бинт и перевязал лапку щенку.

Таня. Это было зимой. Сережа и Наташа взяли с собой санки и стали кататься с горки. Они поехали и упали. Сережа быстро встал, а Наташа себе ушибла руку. Сережа говорит: «Наташа, не плачь! Рука перестанет болеть». Он Наташу поднял, отряхнул пальто от снега, и они стали вместе кататься.

3. Более сложный прием


рассказывание по сюжету, предложенному педагогом.
Например, воспитатель напоминает, что скоро 8 Марта. Все дети будут поздравлять своих мам, дарить им подарки. Далее сообщает: «Сегодня будем учиться придумывать рассказ про то, как Таня и Сережа готовили подарок маме к этому дню. Рассказ назовем: «Подарок маме». Лучшие рассказы мы запишем».

Педагог поставил перед детьми учебную задачу, мотивировал ее, предложил тему, сюжет, назвал основных персонажей. Дети должны придумать содержание, оформить его словесно в форме повествования, расположить события в определенной последовательности. В конце такого занятия можно нарисовать поздравительные открытки для мам.

4. Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему


самое трудное задание.
Использование этого приема возможно при наличии у детей элементарных знаний о структуре повествования и средствах внутритекстовой связи, а также умения озаглавить свой рассказ.

Педагог советует, о чем можно придумать рассказ (об интересном случае, который произошел с мальчиком или девочкой, о дружбе зверей, о зайце и волке). Предлагает ребенку придумать название будущего рассказа и составить план («Сначала скажи, как твой рассказ будет называться, и коротко — о чем ты будешь рассказывать сначала, о чем в середине и о чем в конце. После этого расскажешь все»).

5. Обучение умению придумывать сказки

начинается с введения
элементов фантастики в реалистические сюжеты.
Например, воспитатель дает начало рассказа «Сон Андрюши»: «Мальчику Андрюше папа подарил велосипед «Орленок». Малышу он так понравился, что даже приснился ночью. Приснилось Андрюше, что он поехал путешествовать на своем велосипеде». Куда поехал Андрюша и что он там увидел, должны придумать дети. Этот образец в виде начала рассказа можно дополнить пояснениями: «Во сне может произойти что-то необыкновенное. Андрюша мог поехать в разные города и даже страны, увидеть что-нибудь интересное или смешное».

Сказки на первых порах

лучше ограничивать
сюжетами о животных
: «Что случилось в лесу с ежиком», «Приключения волка», «Волк и заяц».

Ребенку легче придумать сказку о животных, так как наблюдательность и любовь к животным дают ему возможность мысленно представить их в разных условиях. Но необходим определенный уровень знаний о повадках зверей, их внешнем виде. Поэтому обучение умению придумывать сказки о животных сопровождается рассматриванием игрушек, картин, просмотром диафильмов.

Чтение и рассказывание детям небольших рассказов, сказок

помогает обратить их внимание на форму и структуру произведения, подчеркнуть интересный факт, раскрытый в нем. Это положительно влияет на качество детских рассказов и сказок.

Развитие словесного творчества детей под влиянием русской народной сказки

происходит поэтапно.

На первом этапе

в речевой деятельности дошкольников
активизируется запас известных сказок
с целью усвоения их содержания, образов и сюжетов.

На втором этапе

под руководством воспитателя осуществляется
анализ схемы построения сказочного повествования, развития сюжета
(повторность, цепная композиция, традиционный зачин и концовка). Детей побуждают использовать эти элементы в их собственных сочинениях.

Воспитатель обращается к приемам совместного творчества

: выбирает тему, называет персонажей — героев будущей сказки, советует план, начинает сказку, помогает вопросами, подсказывает развитие сюжета.

На третьем этапе

активизируется
самостоятельное развитие сказочного повествования
: детям предлагается придумать сказку по готовым темам, сюжету, персонажам; самостоятельно выбрать тему, сюжет, персонажей

Пример занятия: Придумывание, продолжения сказки.

Программное содержание занятия

: развивать у детей воображение, учить придумывать небольшую сказку, рассказывать связно, последовательно.

Ход занятия

.

Воспитательница. Дети, сегодня мы с вами будем придумывать сказку. Сказка называется «Как мишка потерял свои сапожки и как он их нашел». Я придумала начало сказки, а вы, дети, будете придумывать продолжение. Послушайте начало сказки «Как мишка потерял сапожки и как он их нашел».

Жила в лесу медведица с медвежонком. Мишка был очень любопытный и большой проказник. Но медведица все равно его любила. Она подарила ему красные сапожки. Сапожки очень нравились мишке, он всюду бегал в них и даже не хотел снимать сапожки, когда ложился спать.

Однажды медведица ушла, а мишка захотел выкупаться в речке. Он выкупался, но потерял сапожки.

А вот как он потерял и как потом нашел сапожки, вы, дети, придумайте сами. Миша мог их снять и позабыть, куда положил; и сапожки могла унести сорока. Может быть, ему кто-нибудь помогал искать сапожки.

Вот некоторые из вариантов продолжения сказки

, придуманных детьми:

Алеша. Мишка прямо в сапожках влез в воду. А сапожки уплыли по реке. Мишка и не заметил, а когда вылез, заметил: сапожек-то нет! Он решил найти сапожки. И прыгнул обратно в речку. Долго искал. Потом увидел в реке что-то красное. Он подплыл ближе и увидел свои сапожки. Он достал их, надел. Он очень обрадовался и пошел домой.

Женя. Пошел мишка купаться. Снял сапожки и полез в воду. Когда он купался, лиса подкралась, схватила сапожки и унесла. Мишка вылез и видит: нет сапожек. Пошел он их искать. Шел, шел, устал и попросил у лисы отдохнуть у нее в норке. Там он увидел свои сапожки. Отобрал их и пошел домой.

В этих рассказах есть логически убедительная сюжетная развязка. Ценно то, что дети не повторяли друг друга, каждый придумал конец сказки по-своему. Это результат указаний воспитателя, который не ограничился заданием — придумать, как медвежонок потерял и нашел свои сапожки, но и предложил несколько возможных вариантов.

6.
Наиболее сложным видом детских сочинений
является
описание природы
. Эффективной считается

такая последовательность обучения описанию природы:

1. Обогащение детских представлений и впечатлений о природе в процессе наблюдений, обучение умению видеть красоту окружающей природы.

2. Углубление детских впечатлений о природе путем рассматривания художественных картин и сравнения красоты изображенного с живой действительностью.

3. Обучение детей описанию объектов природы по представлению.

4. Обучение умению описывать природу, обобщать свои знания, впечатления, полученные во время наблюдений, рассматривания картин, слушания художественных произведений.

Помощь детям оказывает образец воспитателя

.

Приведем пример: «Мне очень нравится осень. Я люблю рассматривать и собирать в букеты желтые листья клена и березы, красные — осокорей, салатовые — ивы и тополя. А когда подует ветер, мне нравится, как листики срываются с деревьев, кружат в воздухе, а потом тихо-тихо падают на землю. И когда идешь по земле, по такому ковру из осенних листьев, можно услышать, как он нежно шелестит».

7.

Детское словесное творчество не ограничивается рассказами и сказками. Дети также
сочиняют стихи, загадки, небылицы, считалки.
Популярны и повсеместно в детской среде бытуют считалки — короткие рифмованные стихи, которые дети используют для того, чтобы определить ведущих или распределить роли.

Сочинения-рассказы по воображению. Обучающие приемы

Чтобы научить детей творческому рассказыванию, нужно доходчиво объяснить им, что означает слово «придумайте». Здесь помогут такие средства:

  • сравнение придуманных и реальных рассказов детей на одинаковую тему;
  • внесение в рассказ из личного опыта придуманной детали или ситуации.

Творческое рассказывание в детском саду включает методы, помогающие развитию воображения:

  • Перед выполнением задания воспитатель предлагает разные варианты событий одной истории, затем дети, отталкиваясь от предложенных ситуаций, придумывают свои собственные.
  • Дети завершают историю, которую начинает рассказывать воспитатель; при этом предлагаемая ситуация должна быть «открыта» для разнообразных концовок.
  • Героям рассказа дается голос – включается прямая речь.
  • История рассказывается применительно к лицу автора – мальчика или девочки.

Развивая речь ребенка, взрослые тем самым развивают его мышление.

Чтобы дети смогли понять смысл истории, которую им нужно рассказать, воспитатель помогает им ориентироваться в системе сложившихся в ней отношений:

  • место действия (где это происходит?);
  • время (когда?);
  • цели героев (зачем они делают что-либо?);
  • порядок событий (что за чем следует?);
  • анализ причин и следствий (почему из одного вытекает другое?).

Когда содержание становится понятным, воспитатель предлагает детям придумать рассказ по заданному образцу или плану.

Под образцом рассказа понимается доступное для детей обобщенное описание предмета или события. Иногда достаточно бывает «частичного» образца: когда предлагается начало и конец истории. Такой прием используется, чтобы закрепить навыки рассказывания, а также для показа возможных вариантов творческого подхода.

План состоит, как правило, из двух-трех наводящих вопросов, которые определяют содержание рассказа и последовательность событий. План помогает решить творческую задачу, давая пищу воображению и мышлению.

Творческое рассказывание в подготовительной группе может опираться также на моделирование. В качестве модели применяется схема, в которой отражена структура выбранного предмета и отмечены его наиболее важные качества.

Чаще всего в качестве модели используется круг, состоящий из трех частей: зачина истории, основной части и завершения. Модель можно использовать, чтобы демонстрировать структуру предлагаемого для рассказа текста, а впоследствии – для наглядной подсказки при сочинении собственного рассказа.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Конспект НОД в подготовительной группе. Творческое рассказывание, придумывание сказки.

ОО Коммуникация.

Разработчик: Устинова Светлана Николаевна, воспитатель МДОУ «ЦРР-детский сад «Дружба»», город Качканар, Свердловская область.

Задачи:

Образовательные:

  • Учить придумывать и пересказывать сказку последовательно, эмоционально, логично, используя модели.

Создавать условия для:

  • совершенствования умения правильно строить сложные предложения, грамотно задавать вопросы, придумывать сказки разные по содержанию
  • проявления коммуникативных навыков, чувства уверенности в своих силах. Расширять активный и пассивный словарь детей.

Развивающие:

Создавать условия для:

  • развития способностей, интересов и мотивации деятельности (через домовенка Кузю)
  • развития творческого воображения, инициативы при сочинении сказок.

Воспитательные: Воспитывать в детях культуру поведения во время занятия (слушать других детей внимательно, не перебивая, с уважением относиться к высказываниям других). Создавать условия для воспитания способности удивляться, радоваться, восхищаться придуманным сказкам товарищей.

Ход занятия.

— Ребята, сегодня я в детский сад пришла не одна, а с домовенком Кузей. Он живет в моей квартире и каждый вечер перед сном рассказывает мне сказки Хотите с ним познакомиться? (да)

— Кузя, ты где?

— Я здесь, иду-иду. Здравствуйте, детишки, озорники и шалунишки!

— Кузенька, наши дети послушные и любознательные, славные и старательные, умнейшие и добрейшие.

— Я таких люблю, поэтому принес с собой сундучок, в котором сказки живут. Дети, а вы любите сказки? Прекрасно! я вам сейчас загадаю загадки, если вы их отгадаете, то узнаете какие сказки живут в моем сундучке. (Загадывает, открывает сундучок, начинает плакать.)

— Что случилось, Кузя?

— У меня в сундучке не осталось ни одной сказки.

— Не грусти, мы твоему горю поможем, дети придумают тебе много новых сказок. (Усаживают Кузю).

— Ребята, давайте вспомним из каких частей состоит сказка? (Зачин, середина, концовка).

— Какими словами она начинается? (Жили-были; в некотором царстве, в некотором государстве…)

— Какими словами заканчивается? (Я там был, мед-пиво пил, по устам текло, а в рот не попало; сказка ложь, да в ней намек, добру молодцу урок…)

— В сказке есть положительные и отрицательные герои. Назовите положительных — (Золушка, Мальвина…), отрицательных — (баба Яга, змей Горынович…)

— Кто вам больше нравиться, тот, кто поступает плохо или тот, кто поступает хорошо?

— Дети, а сказка получиться, если будут только положительные герои или только отрицательные? (Нет, потому что добро всегда побеждает зло.)

— Правильно, сказка не получиться интересной, если не будет злого серого волка, доброй Феи…Дети, в сказках всегда происходят чудеса, какие? (Есть колдовство, волшебные предметы, происходят чудеса.)

— Молодцы! А теперь немного отдохнем (физкультминутка):

«Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развел- Ключик видно не нашел,

Чтобы ключик тот достать, Надо на носочки встать».

— Ребята, сегодня мы с вами будем сказочниками. А эти модели помогут вам придумать сказку.

Давайте вспомним, что означает эта модель (показываю, дети рассказывают).

— Дети, вам надо самостоятельно выбрать персонажей сказки и опираясь на опорные картинки, придумать сказку со счастливым концом. Сказки должны быть разными, не похожими друг на друга. Кто интереснее придумает, оценит Кузя. Итак, кто самый смелый, кто готов рассказать нам сказку? (Дети рассказывают).

— Кузенька, чья сказка тебе больше понравилась

— Спасибо вам, дети, за сказки. Вы все старались, поэтому и сказки получились интересными. Ваши сказки я положу в сундучок, и буду рассказывать их другим ребятам.

Следующая >

Тематика творческих рассказов

Обучение детей творческому рассказыванию необходимо сочетать с ознакомительными беседами о правилах поведения. При выборе темы для рассказов по воображению, нужно ориентироваться на основные цели и задачи воспитания, делая акцент на этичности поступков вымышленных персонажей. В то же время не стоит забывать о доступности и привлекательности выбранной тематики.

Можно также сочинять с детьми стихи, небылицы; придумывать загадки и считалочки. Детям они очень нравятся.

Результаты детского творчества можно оформлять в виде книжек и потом перечитывать их. В книжки можно помещать и рисунки детей, иллюстрирующие их авторские тексты. В общем, здесь открывается большое поле для творчества самого воспитателя.

Конспект знятия по развитию речи в подготовительной группе «Рассказывание по воображению»

Введение.

Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит в общую задачу развития речи дошкольного возраста. Обучая ребенка рассказыванию, т.е. самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, мы помогаем ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звука и слово — произношения. Иными словами, совершенствуем все стороны речи ребенка — лексическую, грамматическую, фонематическую.

В подготовительной к школе группе новым для детей видом обучения являются занятия по творческому рассказыванию на предложенный сюжет. Рассказывание по сюжету усиливает интерес к рассказыванию в целом, подготавливает к литературно — словесному творчеству, с которым они встретятся в школе.

Тема: 1. Придумывание сказки по предложенному сюжету «Приключения зайца»

2. Слова — определения и слова, обозначающие действия

Программное содержание:

1) Продолжать учить детей различать литературные жанры.

2) Учить детей придумывать сказку по предложенному сюжету. Учить самостоятельно, придумывать завязку, ход события, развязку, описывать место, время действия, соблюдая логику развития сюжета, активно используя накопленные знания представления. Активизировать воображение; активизировать в речи прилагательные глаголы. Углублять интерес к речевой деятельности.

Ход занятия: — Ребята, вы уже научились различать разные литературные предложения, знаете уже, что такое рассказ, стихотворение, что такое сказка или почему произведение называется небылица и т.д. — Я сейчас вам прочитаю отрывок из знакомого всем произведения. Вы послушайте его внимательно (читаю). — Что я вам прочитала? Это сказка или рассказ, стихотворение или что-то другое? (Читаю отрывок из произведения В. Осеевой «Волшебное слово») (ответы детей) — Включаю в грамзаписи часть произведения (отрывок из сказки). — Что вы услышали — рассказ или сказку, или стих? Почему вы так думаете? Что такое сказка? — Читаю отрывок из произведения Чуковского «Путаница»

— Что вы теперь услышали — стихотворение, сказку или небылицу? Что же такое небылицы? — А теперь угадайте, про кого эта загадка:

Что за зверь лесной встал,

как столбик под сосной, И стоит, среди травы Уши больше головы!

— Правильно, эта загадка про зайца.

— Подумайте и скажите, какими словами можно ответить на вопрос:

Заяц какой? (шустрый, белый, серый, ушастый, косой, пушистый, трусливый, быстроногий, осторожный, умный и т.д.) — А когда убегает от волка. как можно сказать про него? Он что делает? (Мчится, несется) — Сегодня вы будите придумывать сказку, про зайца. — Давайте еще вспомним и скажем, что такое сказка? — Сказка, которую вы будите придумывать — называется «Приключения зайца». Придумывайте, как будут звать вашего зайца. Где и с кем мог жить заяц, что с ним могло приключиться, какое время года было, что мог делать заяц, куда мог пойти, и как закончилось его приключение. Не забывайте использовать в своих сказках те интересные слова, про зайца, которые вы уже называли. Сказки у вас должны быть разными, разными начало и конец. Сказку надо рассказывать выразительно, громко, так, чтобы слышно было, как разговаривают герои вашей сказки — вот тогда сказку будет интересно слушать.

(2-3 — минуты на обдумывание).

Рассказы детей (5-6 человек). После каждого рассказа давать оценку, к оценке привлекать, детей: «Что тебе понравилось, запомнилось в сказке? Как рассказывает сказку Юра?

Подготовительная группа. Старший дошкольный возраст. Дети 6-7 лет

Мастер-класс «Составление описательных рассказов с детьми старшего дошкольного возраста» Детский сад «Родничок»

, филиал МАОУ
«Новозаимская СОШ»
Мастер-класс «
Составление описательных рассказов с детьми старшего дошкольного возраста» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рады видеть вас на мастер-классе «Составление описательных рассказов с детьми старшего дошкольного…
Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков составления описательных рассказов с помощью мнемотаблиц План самообразования в подготовительной группе. Этап — теоретический Содержание работы Сроки выполнения Примечания (заполняется в процессе реализации плана)

1. Изучение нормативных документов:Закон РФ
«Об образовании»
.Конвенция о правах ребенка ФГОС ДО.Семейный кодекс…

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]