Дошкольное образование: современные тренды развитиястатья

Определение 1

Система дошкольного образования – это комплекс образовательных заведений, программ обучения, управленческих основ, закономерностей и принципов реализации образовательной деятельности на дошкольном возрастном этапе развития личности.

Система дошкольного образования играет ключевую роль в становлении личностей подрастающего поколения. Потому, требуется тщательная организация обучения на данном уровне и построение оптимальной системы, ориентированной на реализацию концепции образования на текущем этапе развития социальной среды и удовлетворение потребностей социума в образовательных услугах.

Рисунок 1. Система дошкольного образования в РФ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Модель современной системы дошкольного образования

На современном этапе развития общества, система дошкольного образования включает в свой состав следующие блоки, функционирование и развитие которых взаимосвязаны и взаимообусловлены:

  1. Принципы построения дошкольного образования. В настоящее время, система дошкольного образования опирается на следующие принципы:
    • Принцип динамизма. Он предполагает динамичное развитие образовательного и воспитательного процессов в соответствии с прогрессом общества и интенсивностью его процессов;
    • Принцип вариативности организационных форм. Он означает, что дошкольные образовательные организации, функционирующие на территории России могут быть представлены в разных формах, ориентированных на удовлетворение различных образовательных потребностей. В данный момент существует множество видов воспитательно-образовательных учреждений и наблюдается вариативность, предоставляемых образовательных услуг;

  2. Принцип гибкости. Он предполагает быструю реакцию на изменения, происходящие в обществе, потребности социума в образовании и потребности отдельной личности;
  3. Принцип целостности образовательного процесса. Он связан с ориентацией образовательных программ разного вида и типа на развитие личности каждого отдельного ребенка.
  4. Программы дошкольного образования. Они характеризуются вариативностью их содержания и направлений развития при ориентации на единые образовательные цели и задачи.
  5. Педагогические технологии, применяемые в системе дошкольного образования. Они связаны с реализацией программ дошкольного образования и реализацией индивидуального подхода к каждому воспитаннику. Потому, педагогические технологии характеризуются вариативностью, гибкостью и динамичностью использования.
  6. Предметно-развивающая пространственная среда. Она является необходимым условием полноценного развития подрастающего поколения, а потому, важным компонентом системы дошкольного образования, без которого невозможно ее полноценное и продуктивное функционирование.
  7. Педагогические кадры. Квалификация современных педагогов ДОУ требует их непрерывного профессионального роста и развития. Это необходимо для реализации вариативных образовательных программ в системе ДОУ и применения вариативных педагогических технологий.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Современная система дошкольного образования 490 ₽ Реферат Современная система дошкольного образования 230 ₽ Контрольная работа Современная система дошкольного образования 220 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Современная модель дошкольного образования предполагает использование вариативных образовательных программ, которые определяют содержание дошкольного этапе обучения, направленность деятельности, степень сложности и дают гарантию полноценного и всестороннего развития подрастающего поколения.

Основная образовательная программа ДОУ определяет специфику построения жизнедеятельности детей в стенах дошкольного учреждения, ориентированную на всесторонне развитие каждого воспитанника. Это реализуется на основе включения в образовательную программу вариативной детской деятельности, представленной в следующих формах:

  1. Занятия разной направленности – это форма учебной деятельности дошкольников.
  2. Нерегламентированные типы деятельности – это форма работы, не входящая в регламент ДОУ.
  3. Свободное время – предоставление детям самостоятельного времяпрепровождения, общения в коллективы, игры и взаимодействия со сверстниками.

На современном этапе развития общества, модель дошкольного образования опирается на государственно-частное партнерство в предоставлении образовательных услуг. Это означает, что функционируют учебные заведения дошкольного типа, подведомственные органам государственной власти, а есть частные дошкольные заведения. Каждое заведение имеет право использования своей образовательной программы, подстраиваясь под потребности различных семей.

Рисунок 2. Особенности современного дошкольного образования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Характеристика современных образовательных программ для дошкольников

Лидия Саломатина

Характеристика современных образовательных программ для дошкольников

Характеристика современных образовательных программ для дошкольников.

Саломатина Лидия Данииловна

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №32»

Город Солнечногорск

Аннотация: В данной статье рассмотрены основные задачи современного дошкольного образования, а также виды образовательных программ в России. Освещены требования к образовательным программам. Проведен сравнительных анализ основных комплексных и некоторых парциальных программ. Сделаны выводы о целесообразности использования парциальных программ образования для более успешной реализации задач воспитания детей дошкольного возраста.

В современном мире нельзя переоценить роль дошкольного образования. На сегодняшний день ступень дошкольного детства становится главным образовательным резервом нашей страны. Именно в дошкольном возрасте происходит активное становление личности ребёнка, закладываются основные духовно-нравственные принципы, нравственно-волевые качества, интеллектуальные умения и навыки, важные для будущего обучения в школе. Другими словами, дошкольное образование выступает в роли фундамента для дальнейшего гармоничного и всестороннего развития ребёнка. Поэтому колоссальное значение имеет выбор образовательной программы, которая, в свою очередь, должна соответствовать необходимым требованиям и максимально ёмко решать задачи всестороннего воспитания детей. К таким задачам относится физическое, умственное, трудовое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, духовно-нравственное развитие. Все эти задачи в практической деятельности должны быть в единстве, гармонии и взаимосвязи, органически дополнять друг друга. Только при соблюдении данного условия становится возможным реализовать основную цель воспитания детей – подготовка всесторонне развитой личности.

Существует большое количество образовательных программ, принятых и одобренных Министерством Образования РФ. Все эти программы можно разделить на комплексные образовательные программы и парциальные. Комплексные, или общеразвивающие программы, включают в себя основные направления развития ребёнка: физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое; содействуют формированию различных способностей,становлению специфических видов детской деятельности: предметной, игровой, театрализованной, музыкальной, изобразительной и так далее. Парциальные программы, в свою очередь, включают в себя углублённое развитие одного или нескольких направлений развития ребёнка. Вне зависимости от типа образовательной программы,любая из них должна соответствовать основным общим требованиям:

Программы для ДОУ должны соответствовать Закону РФ «Об образовании»

, Типовому положению о
дошкольном образовательном учреждении.
Должен соблюдаться светский характер образования

Программы должны строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми

Программы должны быть нацелены на развитие любознательности, как основы познавательной активности у дошкольника, способностей ребёнка, коммуникативности, а также на формирование творческого воображения

Программы должны обеспечить охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое и интеллектуальное развитие, эмоциональное благополучие каждого ребенка, создать условия для развития личности ребёнка, его творческих способностей. Программы должны быть нацелены на приобщение детей к общечеловеческим ценностям, на взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка

Программы должны предусматривать организацию детской жизни в трёх формах: занятия, как специально организованная форма обучения, нерегламентированные виды деятельности, свободное время, предусмотренное для ребёнка в детском саду в течение дня

В программах должно быть заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей. Программы должны строится с учётом специфических для детей дошкольного возраста видов деятельности

Программы должны предусматривать возможность реализации индивидуального подхода к ребёнку, работу с разными подгруппами детей, учитывать их возрастные особенности.

Программы должны включать описание организации развивающей среды с указанием основных перечней применяемых материалов и оборудования

Программы должны обеспечивать оптимальную нагрузку на ребёнка с целью защиты его от переутомления и дезадаптации.

Существует несколько комплексных образовательных программ, рекомендованных Министерством Образования РФ: «Программа воспитания и обучения в детском саду»

, авторский коллектив под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой;
«Программа Радуга»
, авторы Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и другие;
Программа «Детство»
, авторы В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и другие;
«Программа Истоки»
, авторы Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, А. Н. Давидчук и другие;
«Программа Развитие»
, авторы Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова и другие;
«Программа Кроха»
, авторы Г. Г. Григорьева, Д. В. Сергеева, Н. П. Кочетова и другие.

«Программа воспитания и обучения в детском саду»

, созданная авторским коллективом под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой основана на Типовой
программе воспитания и обучения в детском саду. Она является адаптированным вариантом для российских детских садов. Одним из её преимуществ является то, что во всех видах детской деятельности на каждом возрастном этапе первостепенное внимание уделяется развитию творческих способностей детей, их индивидуальности. Идеологической основой программы стали важнейшие этические принципы Конвенции «О правах ребёнка»
, что соответствует
современным нормам воспитания и развития ребёнка. Программа обеспечивает всестороннее, гармоничное развитие ребёнка, чётко определяет задачи воспитания и обучения, основана на преемственности всех возрастных периодов раннего и дошкольного детства, ориентирована на региональный компонент и на подготовку детей к школе. Основные направления воспитания, обучения и развития ребёнка представлены с учётом психофизиологических особенностей дошкольников. Большое место в программе отводится здоровью детей, их эмоциональному благополучию, использованию физических упражнений и подвижных игр.
В основу программы «Радуга»

положена идея о том, что каждый год жизни ребёнка является решающим для становления определенных психических
новообразований. Создаются специальные условия для развития самостоятельности детей, стимулируется постановка новых целей и поиск путей решения. Существенным моментов для этого является создание у детей мотивации трёх типов: игровой, мотивации общения и личной заинтересованности. Авторы программы назвали её «Радуга»
по аналогии с семицветной радугой, так как она включает в себя семь важных видов деятельности детей и занятий, в процессе которых происходит развитие ребёнка:
изобразительная деятельность, развитие речи, математика, конструирование, музыка, движение, окружающий мир. Программа имеет полный комплект методического обеспечения и представляет собой целостную систему воспитания, обучения и развития детей в условиях детского сада.
«Детство»

— комплексная
образовательная программа, разработанная авторами с позиции гуманистической педагогики, личностно-деятельного подхода к развитию и воспитанию дошкольника. В программе представлены произведения устного народного творчества, народные игры, музыка и танцы, декоративно-прикладное искусство России. Выделен новый важный раздел – отношение ребёнка к самому себе. Программа включает в себя три части в соответствии с возрастными особенностями детей -младший, средний, старший дошкольный возраст. Всё содержание программы объединяется вокруг четырёх блоков: «Познание»
,
«Гуманное отношение»
,
«Созидание»
,
«Здоровый образ жизни»
. Особый акцент в
программе сделан на приобщении детей к миру природы, воспитании бережного отношения к окружающему миру.
В программе «Истоки»

ребёнок является центральной фигурой воспитательного процесса. Гуманистическая по направленности
программа позволяет учитывать разный темп развития детей и реализовывать индивидуальный подход к ним за счет того, что в программе психологический возраст не совпадает с хронологическим. Основываясь на этих принципах, в программесформированы 4 стадии развития: младенческий возраст, ранний возраст, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст. Программа направлена на обогащение –амплификацию психического развития ребёнка. Такой подход предполагает максимальную реализацию его возможностей. В программе учтена специфика дошкольного образования, отведено место для взаимодействия с семьей ребёнка.
Программа «Развитие»

акцентирована на развивающее обучение с опорой на психологическую теорию Л. А. Венгера о развитии способностей детей. В основе
программы лежат две теории: теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития и теория Л. А. Венгера о развитии способностей. Основная направленность программы – это развитие умственных способностей. Программа составлена для каждого возраста и содержит в себе развернутые планы, педагогическую диагностику, полный комплект пособий в помощь педагогу. Особое внимание уделено формированию у дошкольников способов решения познавательных и творческих задач. Программа предполагает проведение занятий в подгруппах численностью 8-10 человек. Также, помимо традиционных разделов, программа включает в себя такие разделы,как: «Выразительное движение»
,
«Художественное конструирование»
,
«Режиссерская игра»
.

Своеобразие программы «Кроха»

заключается в широком диапазоне охвата периода развития ребёнка, начиная с подготовки матери к появлению ребёнка на свет, вплоть до его адаптации к поступлению в
дошкольное учреждение. Программа адресована в первую очередь семье и содержит в себе информационные материалы по всем направлениям развития личности ребёнка до трёх лет.
Целостность образовательного процесса может достигаться не только путём использования одной комплексной программы, но и методом квалифицированного подбора парциальных программ. Их существует достаточно много, каждая из них направлена на углубленное развитие тех или иных качеств у ребёнка.

Программа «Основы безопасности детей»

, созданная авторами Р. Б. Стеркиной, О. Л. Князевой, Н. Н. Авдеевой направлена на формирование у ребёнка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, воспитывает в детях самостоятельность и ответственность за своё поведение.
Программасодержит шесть разделов: «Ребёнок и другие люди»
,
«Ребёнок и природа»
,
«Ребёнок дома»
,
«Здоровье ребёнка»
,
«Эмоциональное благополучие ребёнка»
,
«Ребёнок на улицах города»
.

Программа «Наш дом – природа»

Н. А. Рыжовой направлена на воспитание с ранних лет гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней, экологической грамотности и безопасного поведения человека.

Программа «Гармония»

авторов К. В. Тарасовой, Т. В. Нестеренко, Т. Г. Рубан обеспечивает музыкальное развитие детей, формирование у них музыкальных способностей в процессе основных видов музыкальной деятельности. Особенность
программы заключается в том, что она основана на многолетних научных исследованиях развития музыкальных способностей. Программа методически обеспечена хрестоматиями, аудио кассетами, рекомендациями по организации работы с детьми всех возрастов с учётом их психологических особенностей.
Грамотно сочетая различные образовательные программы, педагог имеет возможность значительно повысить уровень развития своих воспитанников. Добавляя к основной комплексной программе ту или иную парциальную программу, задаётся вектор образования дошкольника, учитывается его индивидуальные особенности. Комбинируя программы, открываются новые возможности для дальнейшего всестороннего и гармоничного развития детей. Важно при этом сохранять целостность педагогического процесса, следить за тем, чтобы выбранные программы строились на единых принципах, не допускать дублирования или противоречия в содержании программ. Также важно обеспечить оптимальную нагрузку на ребёнка при комбинации программ, используемых в педагогическом процессе. Заботясь о здоровье и всестороннем развитии ребёнка, педагоги совместно с семьей должны стремиться сделать детство каждого ребёнка счастливым.

Используемая литература.

1. «Программа воспитания и обучения в детском саду»

, авторский коллектив под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой;

2. «Программа Радуга»

, авторы Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и другие;

3. Программа «Детство»

, авторы В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и другие;

4. «Программа Истоки»

, авторы Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, А. Н. Давидчук и другие;

5. «Программа Развитие»

, авторы Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова и другие;

6. «Программа Кроха»

, авторы Г. Г. Григорьева, Д. В. Сергеева, Н. П. Кочетова и другие.

7. Программа «Основы безопасности детей»

, авторы Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева

8. Программа «Наш дом – природа»

, автор Н. А. Рыжова

9. Программа «Гармония»

авторы К. В. Тарасова, Т. В. Нестеренко, Т. Г. Рубан

Вариативность программ дошкольного образования

Современная система образования представлена дошкольными образовательными заведениями шести видов, поэтому, образовательные программы, ориентированные на ДОУ, представлены различными вариантами. При этом, установлены ФГОС ДУ, регламентирующие реализацию образовательных программ ДОУ и, выдвигающие требования к их разработке.

Все программы дошкольного образования делятся на два типа:

  1. Комплексные программы – это общеразвивающие программы, ориентированные на реализацию обучения по всем основным направлениям развития детей: физическое, социальное, речевое, нравственное, познавательное, художественно-эстетическое, коммуникативное, личностное. Данные программы включают в себя мероприятия по раскрытию основных способностей ребенка, активизации его творческого потенциала, познавательных возможностей и развитие особенных видов детской деятельности, характерных для конкретной возрастной группы: предметная, игровая, изобразительная, театральная, музыкальная, конструирование.
  2. Парциальные программы – это специализированные программы, ориентированные на развитие дошкольников по конкретному направлению. Это могут быть программы здоровьесбережения, программы коррекционного обучения, программы экологического и патриотического развития, программы по освоению нестандартных видов деятельности (раннее чтение, рукоделие, приготовление пищи и т.д.).

Информационно-образовательная среда

В рамках единой образовательной информационной среды происходит формирование и развитие системы инновационного образования, оснащенной организационными, педагогическими и информационными технологиями. В этой среде архитектурные и структурные решения обеспечивают открытые стандарты интерфейсов, форматов и протоколов обмена информацией для обеспечения мобильности, стабильности, эффективности и других положительных характеристик, достигаемых при создании открытых систем.

Цель и принципы современного образования направлены на подготовку студентов к полноценному и эффективному участию в социальной и профессиональной сферах в условиях рыночных отношений. Придание системе образования качеств открытой системы означает коренное изменение ее характеристик в направлении большей свободы в планировании образования, выборе места, времени и темпа, в переходе от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование на всю жизнь». На практике эта система реализуется с помощью сетевых технологий. Изначально технологии онлайн-обучения широко использовались теми возрастными и социальными группами, которые вынуждены были отдавать предпочтение обучению на рабочем месте.

Сегодня открытое и дистанционное обучение предоставляет различным слоям населения возможность повысить уровень своего образования с помощью Интернета. Многие российские вузы активно используют информационные и сетевые технологии в системе очного образования. В результате более эффективное использование современных образовательных технологий в традиционной системе образования постепенно стирает различия между очной, заочной и дистанционной формами обучения, что является характерной чертой системы инновационного образования.

На современном этапе глобальные изменения в целях и содержании образования ориентированы на разработку качественно новой модели, которая готовит человека к жизни и деятельности в постиндустриальном обществе и вооружает его совершенно новыми личностными качествами и навыками, необходимыми для этих условий. Все это предъявляет новые требования к специалистам.

Модернизация российской системы образования и внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс по-новому ставят вопрос о качестве образования. И сегодня многие страны уделяют большое внимание проблемам качества и эффективности образования и объединяют свои усилия в разработке методологии, технологий и инструментов сравнительных исследований качества образования, создавая систему мониторинга качества образования в мире.

Сегодня в российской системе образования формируется новая модель подготовки специалиста, которая учитывает не только квалификационную модель специалиста, но и компетентностную. Компетентность специалиста включает в себя знания, умения, навыки, а также способ их реализации в деятельности и общении. В компетентностной модели специалиста цели образования связаны с междисциплинарными интегрированными требованиями к результату образовательного процесса. На первом месте стоят качественные характеристики личности, формируемые современными образовательными технологиями. Речь идет не столько о контроле знаний, навыков и умений, сколько о качестве системы образования.

Подготовка и переподготовка учителей является важным направлением повышения качества образования. Качество образования профессионалов во многом зависит от преподавателей. В университетах существует система повышения квалификации преподавателей, которая полностью отвечает требованиям нашего времени и уделяет большое внимание новым технологиям в образовании. Например, в Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина в Институте дополнительного профессионального образования повышение квалификации профессорско-преподавательского состава академии осуществляется в рамках следующих краткосрочных программ повышения квалификации «Переход на двухуровневое высшее юридическое образование на основе компетентностного подхода», «Повышение информационной компетентности преподавателей вуза» на основе инновационных образовательных технологий.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]