Поликультурное образование детей дошкольного возраста


Поликультурное воспитание детей в детском саду

Поликультурное воспитание дошкольников
Описание. В статье прослеживается актуальность поликультурного образования в современном государстве. Цели и задачи поликультурного воспитания детей дошкольного возраста. Формы, способы и средства реализации данных задач в дошкольной организации. Материал будет интересен воспитателям дошкольных организации. Мы живем в многонациональном государстве. Исторически сложилось так, что Россия – родина разных народов, говорящих на разных языках, исповедующих разные религии, отличающихся самобытностью культур и менталитетов. У нас – общая история и общее будущее. Веками взаимопонимание и взаимопомощь людей разных культур были основой исторического развития нации. И мы должны постоянно учиться и учить наших детей принимать друг друга такими, какие они есть – независимо от национальности, вероисповедания, убеждения и обычаев. Учиться уважать друг друга и беречь межнациональное согласие в нашей стране. В Законе Российской Федерации «Об образовании» (ст. 14) указывается, что «содержание образования должно обеспечивать … интеграцию личности в национальную и мировую культуру». Следовательно, каждый член современного общества поставлен перед необходимостью быть готовым к межнациональному общению с объектами иной национальной культуры и сегодня, как никогда, стало важно уметь жить в многонациональном обществе. Наряду с этим, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописаны основные принципы, это: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учет этнокультурной ситуации развития ребенка. Поликультурность любой территории нашей страны обуславливает необходимость поликультурного воспитания. Поликультурное воспитание – это воспитание ребенка на культуре народов региона, где проживает малыш, с приоритетом для него культуры его национальности, формирование толерантности. Умение жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей, т. е. толерантность не передается по наследству. В каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь. Образование, начиная с дошкольного должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенок осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой – привить ему уважение к другим культурам. Каждый наделен правом развиваться духовно на основе культурного наследия своего народа, соблюдая народные традиции, обычаи, обряды, приобщая ко всему этому подрастающее поколение, опираясь на многовековую народную педагогику. Знать только о своем народе для современного человека очень мало. Хочется же еще уметь делать то, что могут делать другие народы: танцевать, играть в их игры, попробовать готовить их национальные блюда, петь и говорить, как они. Чтобы легче было общаться, изучать языки, знать хотя бы 3-4. Такое стремление способствует расширению кругозора у ребенка, формированию мировоззрения, толерантности. У детей развиваются познавательные способности, ум, мышление, чувство патриотизма, гордости за свой народ, и не только за свой. Значит, ребенок должен получать не только национальное, но и поликультурное воспитание. Погружение в культуру своего края, своей местности позволяет ребенку почувствовать и понять не только особенности национальных культур, но и механизмы их взаимодействия. Национальные составляющие региональной культуры на протяжении длительного времени не просто соседствовали, но и взаимопроникали, взаимодополняли, взаимообогащали друг друга, сохраняя при этом собственную уникальную неповторимость. Постигая региональную культуру, дошкольник усваивает этнические нормы и правила, предписывающие симпатию, дружелюбие и уважение к сверстникам и взрослым различных национальностей, интерес к их жизни, их культуре. Идея поликультурности на региональной основе – самоуважение и уважение другого. Познание национальных традиций живущих на данной территории народов через их анализ и сравнение. Принимая во внимание социальный опыт, интересы и психофизиологические особенности развития детей дошкольного возраста, «поликультурной личностью дошкольника» можно назвать ребенка дошкольного возраста, если он имеет элементарные представления о родном крае, его природе, материальной и духовной культуре, искусстве, литературе, традициях своего народа и народов ближайшего и отдаленного национального окружения; знает нормы поведения в быту и обществе, умеет их соблюдать; умеет воспроизводить полученные знания и представления в своей жизнедеятельности. Другими словами, целью поликультурного воспитания в дошкольной педагогике можно рассматривать формирование именно такой поликультурной личности. Это определяет конкретные задачи поликультурного воспитания дошкольников: формирование у детей представлений о многообразии культур в мире и России, воспитание позитивного отношения к культурным различиям; развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур; воспитание детей в духе мира, толерантности, гуманного межнационального общения. Для претворения в жизнь этих задач содержание поликультурного воспитания должно отвечать следующим требованиям: — отражение в материале гуманистических идей; — характеристика самобытных уникальных черт в культуре народов России и других стран; — раскрытие в культуре российских народов общих элементов традиций, позволяющих жить в мире и согласии; — приобщение детей к родной культуре, а от нее – к российской и мировой. Поликультурное воспитание детей осуществляется в трех направлениях: — информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т.д.); — эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления «информационного насыщения» важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства); — поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении). Для реализации этих трех направлений используются разнообразные средства: — устное народное творчество; — художественная литература; — музыкальное народное творчество; — декоративно-прикладное искусство, живопись; — народные праздники, обряды, традиции; — этнические мини-музеи. В нашей республике живет очень много представителей народов Поволжья. А наш район можно считать чисто татарским. Актанышский район Республики Татарстан расположен на северо-востоке республики, граничит с Башкортостаном и Удмуртией. Район состоит из 26 сельских поселений, включающих в себя 87 населенных пунктов. На сегодняшний день численность населения района составляет 32 тыс. человек. Из них татары – 98,07%, марийцы – 1,83%, русские – 0,09%. Наш «Детский сад комбинированного вида №6» находится в центре Актанышского района – в селе Актаныш, в котором проживают в основном татары, но есть и интернациональные семьи. Дети, начиная со средней группы, изучают русский язык. Обучение языку проводится по учебно-методическому комплекту «Изучаем русский язык» (С.М.Гаффарова), который включает в себя методические пособия, рабочие тетради, демонстрационный и раздаточный материал, аудиозаписи и мультфильмы. И вместе с этим, наряду с татарской народной культурой, дошкольники начинают знакомиться с культурой русского народа и других народов Поволжья. Основными направлениями, через которые реализуется поликультурное образование детей в нашем дошкольном образовательном учреждении, является: — образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов деятельности; — образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов; — самостоятельная деятельность детей; — взаимодействие с семьями детей. Поликультурное образование дошкольников интегрируется в различных видах деятельности и реализуется в образовательных областях: — социально-коммуникативное развитие; — познавательное развитие; — речевое развитие; — художественно-эстетическое развитие; — физическое развитие. Для решения задач поликультурного воспитания в группах созданы уголки ознакомления с родным краем: «Родная земля – Татарстан». Там размещены куклы в национальных костюмах, муляжи национальных блюд, альбомы о разнообразии народного искусства, художественных промыслов; материалы для познавательных бесед о родном крае, о Родине – России, о Москве – столице России; государственная символика Татарстана, России; элементарные сведения об истории, традициях и обычаях народов Поволжья. Проводимые в рамках августовской конференции работников образования конкурсы: «Кукла в русском национальном костюме», «Кукла в татарском национальном костюме», помогают увидеть разнообразие и красоту национального костюма. Материалы конкурса пополняют коллекцию краеведческого уголка. Разработан цикл тематических занятий по обучению русскому языку: «Украсим бабушке фартук», «Дружно живем в Татарстане», «Россия», «Народы Поволжья», который включает в себя интеграцию различных видов деятельности. На музыкальных занятиях дети знакомятся с обрядовыми песнями, танцами разных народов. В процессе непо¬средственной образовательной деятельности, через восприятие произведений художествен¬ной культуры дошкольники открывают для себя мир ценностей человека, отраженных в искусстве художественно-выразительными средствами му¬зыки, живописи, литературы и способами комму¬никации. Приобщение детей к культурному богат¬ству русского народа осуществляется через уст¬ное народное творчество: пословицы, поговорки, сказки, легенды. Важным моментом в освоении детьми поликультурного пространства является ознакомление с художественной литературой. Знакомство с литературным богатством родного края позволяет привить детям любовь к «малой» родине, уважение к своей истории, народам, языку; сформировать первичные ценностные ориентации. Организуя «Конкурс чтецов», в ходе которого дети выразительно читают стихи на татарском и русском языках, мы прививаем любовь к родному и уважение к русскому языку. Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Очень любят дети народные игры: подвижные, словесные, хороводные. В процессе дидактических игр мы имеем возможность закладывать у детей основы поликультурного образования, например, «Назови элементы национального костюма», «Четвертый лишний», «Из какой сказки герой?», «Назови блюдо», «Одень куклу в национальный костюм». Созданном в саду этническом мини-музее декоративно-прикладного искусства дети знакомятся с народной игрушкой, с образцами гжельской, хохломской, городецкой, филимоновской росписей. Учатся видеть красоту народной игрушки. С помощью таких дидактических игр, как «Составь узор», «Найди фрагмент», лото «Какая роспись?» развивают умение различать росписи. С детьми подготовительной к школе группы я организовала кружок русского языка «Посиделки». Там мы учим потешки, пословицы и поговорки, загадки, песни и хороводы русского народа; драматизируем сказки; играем в народные игры. Неотъемлемая часть народной культуры – это народные праздники, обычаи, традиции. Традиционно в детском саду проводятся татарские народные праздники: «Сабантуй», «Сюмбеля», «Науруз», «Каз омэсе». Как результат кружковой работы вместе с детьми и родителями мы проводим «Посиделки», «Вечера загадок и отгадок», празднуем «Масленицу. Одним из важных звеньев поликультурного образования дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Вовлечение родителей в образовательный процесс осуществляем, через подготовку детей к этническим праздникам, конкурсам чтецов, тематическим выставкам, изготовлению книжек-самоделок, альбомов, поделок. Активно привлекаем родителей к организации фотовыставок, к изготовлению костюмов для кукол, в которых отражены региональные особенности культуры, совместному изготовлению книг-самоделок, созданию краеведческого уголка. Таким образом, целостная система позволяет нам в условиях дошкольного учреждения формировать у детей дошкольного возраста представление о региональных особенностях и иных культурных различиях, а также приобщать к восприятию людей другой культуры, других традиций, проживающих в данной местности, одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь). Формирование культуры межэтнических отношений – сложный и длительный процесс. Способность к межкультурному взаимодействию нельзя «отработать» в течение цикла занятий, в рамках серии мероприятий, потому что сам факт нашего существования в обществе постоянно бу¬дет давать нам пищу для размышления, осмыс¬ления, переосмысления и расширения имеюще¬гося культурного багажа, обновления моделей поведения и привычной картины мира. Следо-вательно, нам необходимо продолжать работу в этом направлении.

Рекомендуем посмотреть:

Половое воспитание старших дошкольников Патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ Воспитание детей дошкольников через ознакомление с природой Ямала Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Похожие статьи:

Взаимодействие воспитателя с родителями в детском саду

Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста

Литература

  • Бабаева Т. И. Детство. Примерная основная  общеобразовательная  программа  дошкольного  образования.  — СПб., 2011. —  С. 498—508.
  • Бабаева Т. И. Мониторинг  в детском саду: науч.-метод. пособие. — СПб., 2011. —  С. 172—189.
  • Евдокимова Е. С. Технология проектирования  в  ДОУ. —  М.,  2006.
  • Лосев П. Н. Управление  методической  работой  в  современном ДОУ. —  М., 2005.
  • Шмонина Л. В. Инновационные технологии в методической работе ДОУ: планирование, формы работы. — Волгоград, 2011.

Материал предоставлен журналом ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА, №1, 2014 год.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]