Сущность и виды образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений
Подавляющее количество детских дошкольных учреждений занимается общим развитием детей, но уже сейчас на современном этапе появляется все больше учреждений, которые преследуют цели:
- раннего развития навыков и способностей детей дошкольного возраста (детские центры, группы детских садов при лицеях и гимназиях и т.д.);
- объединения в процессе воспитания здоровых детей с детьми, имеющими проблемы в физическом развитии;
- формирования групп, которые функционируют в условиях изучения двух языков, и так далее.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Указанные изменения в работе дошкольных организаций происходят в связи с растущими с каждым годом запросами родителей, которые видят необходимость поднятия уровня развития детей, раскрытия у детей определенных способностей, а также подготовки их к школе. Помимо этого, их причиной является изменение самого процесса образования в школах.
Все существующие программы ДОУ делятся на две большие группы:
- комплексные (общие) программы, которые состоят из основных направлений в развитии детей: речевого, физического, познавательного, личностного, социального, эстетического, художественного. Они развивают у ребенка коммуникативные, умственные, творческие, двигательные способности, а также формируют специфические виды деятельности — игровую, предметную, театрализованную, музыкальную, изобразительную и пр;
- парциальные (локальные) программы, состоящие, как правило, из одного или нескольких направлений по развитию детей.
Замечание 1
Целостность в процессе образования может быть достигнута не только в случае применения одной комплексной программы, но и путем применения определенных локальных программ.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Современные образовательные программы для дошкольных образовательных учреждений 440 ₽ Реферат Современные образовательные программы для дошкольных образовательных учреждений 220 ₽ Контрольная работа Современные образовательные программы для дошкольных образовательных учреждений 250 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Принципы построения Программы
При разработке Программы авторы опирались на ряд принципов:
- Принцип гуманно-личностного отношения к воспитанникам – предполагает своевременное и всестороннее развития личности ребенка, формирование у него необходимых духовных и нравственных качеств.
- Принцип комплексного решения задач воспитания и обучения – предусматривает совокупное решение задач по защите и укреплению здоровья детей, их всестороннего воспитания и развития.
- Принцип развивающего обучения – данный принцип является традиционным, основанным на научном положении Л.С. Выготского, предполагающего, что грамотно организованное обучение «ведет» за собой развитие.
- Принцип культуросообразности – предполагает учет национальных и этнических особенностей воспитания детей, национальных и исторических традиций. В соответствии с данным принципом детей знакомят с традициями народа, национальными и культурными ценностями, формируют уважительное отношение к историческим корням.
Помимо данных принципов, организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с Программой осуществляется и с опорой на ряд традиционных принципов воспитания (систематичность, последовательность, доступность и т.д.).
Характеристика основных комплексных программ современности
Истоки. Данная программа дошкольного образования направлена на обеспечение целостного и разностороннего формирования интеллектуальных, физических и личностных особенностей детей. Она закрепляет базовые особенности организации деятельности ребенка в дошкольном учреждении, структуру процесса образования и воспитания, а также обязательные условия для превращения программы в жизнь.
Золотой ключик. Разработана для детей 3-10 лет, и направлена на предоставление максимально комфортных условий обучения детям в соответствии с их возрастом. Особенностью ее является создание таких условий, которые не только обеспечат возможности обучения, но и сохранят радость, эмоции и счастье в процессе обучения малышей.
Детский сад — дом радости. Первая программа, которая главной целью ставит неповторимую индивидуальность каждого воспитанника. Приветствуется самосознание и саморазвитие.
Тропинки. Эта программа разработана для детей 3-7 лет и имеет своей целью психическое развитие ребенка путем применения творчества и воображения.
Теремок. Программа для самых маленьких детей — 2 месяца-3 года. Методы, описанные в программе являются инновационными, вариативными, комплексными.
Ступеньки к школе. Программа подлежит применению к детям в возрасте 3-7 лет. Она всесторонне развивает детей, сохраняет и укрепляет их здоровье, формирует значимые для школы функции, снижает риск неправильной адаптации к школе.
Первые шаги. Предназначена для детей 1-3 лет и имеет своей целью развитие активности, эмоциональности, самостоятельности ребенка.
Мозаика. Возрастной контингент — дети 2-7 лет. Программа призвана расширить потенциал каждого ребенка, открыть возможности для положительной адаптации и социализации, обеспечить развитие личности ребенка, проявить каждому свои творческие способности. Предложены новейшие способы организации воспитательной работы.
ПРОдетей. В программе приветствуются совместная деятельность дошкольников, когда они узнают о регулировании своих действий в процессе и действий, осуществляемых их партнерами. Задача педагогов — сформировать у детей навыки коммуникации, логического мышления, научить самостоятельности и ответственности.
Вдохновение. Программа ставит перед собой четкие цели и предлагает для этого необходимые для педагогов инструменты. В ней предусматривается выстраивание качественного процесса дошкольного образования, формируется эффективная и современная среда для обучения дошкольников.
От рождения до школы. Новая программа была разработана из старой, созданной в 2004 году. Она включила в себя новые достижения практики и науки дошкольного российского образования.
Детский сад 2100. Программа должна обеспечить психологическое и педагогическое сопровождение развития личности дошкольников, мотивировать детей к раскрытию своих способностей.
Существует также множество других комплексных программ, которые невозможно рассмотреть в рамках данной работы.
Общая характеристика программ дошкольного образования
Анализируя современное состояние организации педагогического процесса и нормативно-программное обеспечение дошкольных учреждений, целесообразно сделать небольшой экскурс в историю.
Развитие системы дошкольного воспитания шло по пути увеличения количества детских садов, создания программно-методического обеспечения. На протяжении многих лет изменялось и дополнялось содержание раздела “Физическое воспитание” в программах для ДОУ. Первый проект программы, включающий раздел “Физическое воспитание”, был разработан дошкольным сектором научно-исследовательского института и выпущен в 1932 г., а последующее совершенствование этого документа продолжалось вплоть до 1962 г.
Открытие научно-исследовательских институтов физической культуры содействовало совершенствованию системы дошкольного физического воспитания. В 1938 г. были опубликованы “Устав детского сада” и программно-методические указания, названные “Руководством для воспитателя детского сада”; эти документы стали обязательными для всех детских садов. В разделе “Физическое воспитание” воспитателям предписывались обязательные занятия по развитию движений, которые должны проводиться раз в неделю в каждой возрастной группе.
В 1962 г. на основе обобщения многолетних научных исследований и практики работы отечественных детских садов творческим коллективом под руководством А.П. Усовой была разработана “Программа воспитания в детском саду”.
На основе исследований и опыта 70-80-х гг. и с учетом потребности в обновлении программных материалов в 1985 г. была опубликована “Программа воспитания и обучения в детском саду”. Обучение дошкольников двигательным умениям и навыкам осуществлялось на физкультурных занятиях, проводимых три раза в неделю. Наряду с развитием у детей физических качеств (ловкости, быстроты, силы, выносливости, гибкости) подчеркивалась необходимость формирования умения оценивать качество выполнения упражнений, воспитания выразительности движений.
Появление в 1989 г. “Концепции дошкольного воспитания” положило начало обсуждению вопросов теоретического и прикладного характера, связанных с обновлением содержания дошкольного образования, в том числе, в области физического воспитания.
Произошедшие в нашей стране коренные политические и экономические изменения затронули все сферы жизни общества, в том числе – систему образования. В настоящее время ДОУ самостоятельно в выборе программы из комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными органами управления образования, внесении изменений в них, в разработке собственных (авторских) программ в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов.
Несмотря на тревожную тенденцию прогрессивного ухудшения состояния здоровья дошкольников и признание того, что среди различных факторов, оказывающих влияние на физическое и психическое развитие детей, по интенсивности воздействия важное место занимает физическое воспитание, во многих современных программах для ДОУ оно не является приоритетным разделом образования. Проблема состоит в ориентации содержания программ, преимущественно, на умственное (интеллектуальное) развитие детей, что зачастую оставляет за рамками интересов педагогов физическое и социально-личностное развитие ребенка.
Одной из особенностей современного образовательного процесса в ДОУ является возрастание объема и интенсивности познавательной деятельности. В недельное расписание занятий вводятся дополнительные предметы, например, ТРИЗ, иностранные языки, обучение чтению, письму и др. Особую озабоченность вызывает превышение количества занятий в течение дня и их длительности без учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.
При этом отсутствует четкое разделение ответственности за дозирование учебной нагрузки на дошкольников и, следовательно, за их эмоциональное и физическое благополучие. Введение подобных дополнительных занятий неизбежно приводит не только к выраженному утомлению детей, но и к серьезным нарушениям режима дня: сокращению прогулки, дневного сна, времени для самостоятельной игровой и двигательной деятельности, что, безусловно, отрицательно сказывается на состоянии здоровья.
В прежней, единой для всех ДОУ России, государственной Программе воспитания и обучения в детском саду занятия по физической культуре проводились с кратностью три раза в неделю для всех возрастных групп (за исключением первой младшей). Сегодня, в соответствии с некоторыми современными программами для ДОУ, например, “Детство”, “Радуга”, прошедшими экспертизу федерального уровня и рекомендованными Министерством Образования Российской Федерации, количество занятий по физической культуре снизилось до двух, а иногда – и одного раза в неделю.
Большинство ДОУ сегодня пытаются отойти от традиционной системы образования, ищут новые формы педагогического процесса, изменяют его содержание. В условиях вариативности образования в последние годы появилось значительное количество программ, определяющих новое представление о развитии и воспитании ребенка, в том числе – физическом. Хотя количество программ по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с каждым годом увеличивается, немногие из них по своему содержанию и структуре соответствуют должному уровню.
Выполненный анализ содержания отечественных программ по физической культуре дошкольников, появившихся в печати в последние годы, позволил выявить целый ряд недостатков. Отмечается, что многие разработки, заявленные как программы, таковыми не являются, поскольку представляют собой лишь описание идеи автора и опыта его работы. Кроме того, большинство так называемых “новых” программ являются лишь вариациями прежней Программы воспитания и обучения в детском саду.
Многие программы основываются только на гипотезах и не подкреплены объективными результатами педагогического эксперимента, а, следовательно, результат их воздействия на здоровье и физическое развитие ребенка непредсказуем. Часто за новацию выдается модифицированная программа, предназначенная изначально для школьников, а то и взрослых, и непригодная для детей дошкольного возраста.
С 1995 года в соответствии с “Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении” каждое ДОУ имеет право выбирать комплексную образовательную программу, а каждый педагог – специализированную. Однако, анализируя деятельность педагогов, констатируется, что большинство из них недостаточно осведомлены или вовсе не имеют представления о современных программах по физическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Реализация ДОУ права на внесение изменений в программы, рекомендованные государственными органами образования, с одной стороны, стимулирует педагогическое творчество, способствует разнообразию содержания физического воспитания, использованию новых, в том числе нетрадиционных оздоровительных систем (например, йога, ушу, цигун и др.). С другой стороны, нередко вызывает сомнение обоснованность внесенных изменений или применения новых авторских программ, как с точки зрения их оздоровительной эффективности и соответствия возрастным возможностям детей, так и квалификации преподавателей. Подчас это приводит к тому, что, выпускаясь из детского сада для поступления в школу, ребенок не осваивает программный материал по физическому воспитанию в полном объеме и не достигает необходимого уровня физической подготовленности.
Демократизация системы общественного дошкольного образования вызвала тенденцию проявления со стороны педагогов творческой инициативы в составлении различных вариантов так называемых “авторских” программ по физическому воспитанию дошкольников. Стремление к частичным изменениям или полной замене содержания действующих государственных программ “авторскими” заслуживает одобрения, если оно продиктовано профессионально значимыми мотивами, например, целесообразностью замены некоторых видов физических упражнений более действенными по своему развивающему эффекту.
На практике это приводит к неоправданному увеличению объема одних видов физических упражнений в ущерб другим. Отсутствие оптимальной сбалансированности содержания программ снижает возможность реализации разностороннего и гармоничного физического развития детей, полноценности их двигательной подготовленности и физкультурного образования.
Современные программы дошкольного образования подразделяют на комплексные и парциальные.
Комплексные (общеразвивающие) программы охватывают все разделы воспитания, в том числе – физическое; к ним отнесены: “Программа воспитания и обучения в детском саду”; “Детство”; “Радуга”; “Истоки”.
Парциальные (специализированные) программы по физическому воспитанию имеют различную направленность:
1. Физкультурно-оздоровительная – к ней отнесены следующие программы “Физическая культура – дошкольникам” (Глазырина), “Развивающая педагогика оздоровления” (Кудрявцев), “Здоровье” (Алямовская), “Театр физического воспитания дошкольников” (Ефименко), “Программа по физической культуре от 3 до 17 лет” (Щербаков), “Воспитание здорового ребенка” (Маханева).
2. Валеологическая – к ней отнесены программы “Здоровье с детства” (Казаковцева), “Здравствуй” (Лазарев).
3. Узкоспециализированная. К узкоспециализированным программам физического воспитания отнесены “Старт” (Яковлева, Юдина) и “Са-Фи-Дансе” (Фирмлева, Сайкина).
Практически все программы предлагают стандартный набор средств физического воспитания, включая гимнастику, подвижные игры, элементы спортивных игр, спортивные упражнения. Хотя новые программы отличаются друг от друга по структуре и содержанию, раздел “Физическое воспитание” базируется на основе комплексной “Программы воспитания и обучения в детском саду”. Эта программа, бывшая на протяжении многих лет основным и обязательным документом для всех ДОУ, сегодня является одной из альтернативных программ, которые рекомендованы Министерством образования Российской Федерации.
В комплексной программе “Детство” материал по физическому воспитанию представлен в разделе “Приобщаемся к двигательной культуре” программного блока “Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными”. Для каждой возрастной группы приведено содержание физических упражнений; перечислены умения, которыми дети должны овладеть в течение учебного года; выделены критерии для оценки уровня их освоения, даны методические советы. В качестве ориентира представлены минимальные результаты физической подготовленности дошкольников. Несомненными достоинствами программы являются ее четкое структурирование, а также наличие методического обеспечения и рекомендаций по планированию содержания учебного материала.
К существенным недостаткам раздела по физическому воспитанию комплексной программы “Радуга” можно отнести отсутствие четкой структуры. Не приведено содержание физических упражнений для каждой возрастной группы, не сформулированы программные задачи, так как, по мнению авторов, их следует конкретизировать для каждого ребенка, что противоречит требованиям, предъявляемым к программам дошкольного образования. Даны лишь общие рекомендации гигиенического и организационного характера, а приводимый перечень физических упражнений весьма ограничен.
В разделе “Физическая культура” для старшей группы приведен неоправданно ограниченный перечень двигательных навыков, которыми ребенок должен овладеть к шести годам, и даны общие советы по организации физического воспитания. В программе по воспитанию, развитию и образованию детей 6-7 лет раздел “Физическая культура” отсутствует вообще. Следовательно, качественно осуществлять процесс физического воспитания в ДОУ на основе раздела “Формируем культуру движений” программы “Радуга” не представляется возможным.
Одним из несомненных достоинств комплексной программы “Истоки” является наличие двух блоков – базиса и варианта его реализации. Базисную часть составляют такие компоненты, как характеристики возрастных возможностей развития ребенка, задачи и показатели развития, базисные характеристики личности и общие условия реализации программы. Вариант реализации базиса приводится в разделе “Содержание и условия педагогической работы”. Программа “Истоки”, как и программа “Детство”, имеет четкую структуру, что также заслуживает положительной оценки.
Для каждой возрастной группы в разделе “Физическое развитие” дана характеристика возможностей детей, предложен примерный двигательный режим, приведены минимальные показатели развития моторики для мальчиков и девочек и ориентировочные показатели физического развития детей (длины, массы тела, окружности грудной клетки, жизненной емкости легких, кистевой динамометрии, физической работоспособности).
Отличительная особенность специализированной программы “Физическая культура – дошкольникам” состоит в нестандартной методике применения упражнений. Содержание упражнений приближено к природным явлениям, которые окружают дошкольников. Обучение движениям построено как творческий процесс, на основе исследовательской деятельности самих детей. Раскрыты принципы, регламентирующие деятельность педагога в физическом воспитании детей, дана характеристика основных направлений и задач физического воспитания.
Для всех возрастных групп представлены планы-конспекты занятий по физической культуре. Все выше перечисленное можно отнести к бесспорным достоинствам анализируемой программы. В то же время, вызывает некоторые сомнения последовательность освоения программного материала, в представленных планах-конспектах, где не прослеживается взаимосвязь задач и содержания данного занятия по физической культуре с предыдущим.
Основная идея специализированной программы “Развивающая педагогика оздоровления” состоит в том, что приобщение детей к физической культуре разворачивается как процесс проблематизации, инверсии, творческого преобразования обыденного двигательного опыта ребенка и эталонов движений. Любые движения рассматриваются как особый объект освоения, преобразования, познания и оценки детей. В ходе постановки и решения различных двигательных проблем у дошкольников интенсивно формируется двигательное воображение – основа творческой, осмысленной моторики. Формирование двигательного воображения и осмысленной моторики неразрывно связано с развитием у детей выразительных движений, чему отводится особое место. На наш взгляд, все это заслуживает безусловного одобрения.
В программе для каждой возрастной группы обозначены общие приоритеты по приобщению детей к физической культуре, дана краткая характеристика физического и психического развития детей. Большое внимание уделяется предупреждению функциональных отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки, плоскостопия) путем систематического применения общеразвивающих упражнений для укрепления определенных мышечных групп и упражнений корригирующего характера. Все перечисленное выше позволяет положительно оценить данную программу.
В специализированной программе “Здоровье” содержание программного материала приведено в форме ежемесячных планов для каждой возрастной группы. Ежедневная гимнастика после дневного сна включает комплексы корригирующих упражнений, направленных на профилактику и ликвидацию функциональных отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки, плоскостопия). В дополнение к учебной работе (занятия по физической культуре) рекомендованы занятия лечебной физической культурой (ЛФК) и секционная работа (занятия различными видами спорта). Данная программа позволяет успешно решать задачи физического воспитания детей дошкольного возраста.
Специализированная программа “Воспитание здорового ребенка” рекомендована как дополнение к программе “Развитие”. Основная цель последней – развитие умственных и художественных способностей детей, в связи, с чем она не содержит раздела по физическому развитию дошкольников, хотя и предусматривает свободное время для проведения занятий по физической культуре, а также включает в себя дополнительный раздел “Выразительное движение”. В программе сформулированы основные задачи физического воспитания дошкольников, представлено перспективное планирование физкультурных занятий в спортивном зале. К недостаткам программы можно отнести отсутствие комплекса умений и навыков, которыми дети должны овладеть в течение учебного года, а также критериев оценки уровня их освоения.
Специализированная “Программа по физической культуре от 3 до 17 лет” направлена на формирование у детей умения управлять жизненно необходимыми двигательными действиями в различных условиях и воспитание потребности в систематических занятиях физическими упражнениями. К недостаткам программы можно отнести использование упражнений, взятых из школьной методики (например, в содержание строевых упражнений для детей четвертого года жизни введены повороты прыжком). Достаточно сложными для детей дошкольного возраста являются и ряд элементов акробатики.
Отличительная особенность узкоспециализированной программы “Старт” заключается в том, что программный материал, распределен по конкретным направлениям: прикладные, общеразвивающие, акробатические, дыхательные упражнения, элементы спортивной гимнастики (упражнения на снарядах – кольцах, турнике, батуте, прыжки через козла), художественной гимнастики (без предмета и с предметами), ритмика. Распределение его по возрастным группам условно, и дети средней группы могут выполнять программу для старших дошкольников, что не всегда оправдано. В процессе занятий происходит частая смена двигательных действий с разной физической нагрузкой, разным темпом, чередование развлекающих движений с движениями, требующими умственного и физического напряжения.
К недостаткам программы можно отнести следующее: не определены задачи, показатели и критерии оценки физического развития и физической подготовленности для каждой возрастной группы, не представлен перспективный план занятий. Анализ программы “Старт” показал, что по своему содержанию (большинство упражнений носит ациклический характер), условиям реализации (гимнастическое оборудование) и прогнозируемым достижениям воспитанников (больше подходящих для группы начальной подготовки детской спортивной школы по гимнастике) она является программой дополнительного образования, хотя частично может быть включена и в общеразвивающую программу. Эта программа может применяться в процессе физического воспитания в ДОУ в секционной работе, в дополнение, а не вместо занятий по физической культуре, проводимых на основе комплексных программ дошкольного образования или специализированных программ физического воспитания.
Основная цель узкоспециализированной программы танцевально-игровой гимнастики “Са-Фи-Дансе” заключается в содействии всестороннему развитию дошкольников средствами танцевально-игровой гимнастики. Ее содержание составляют средства основной гимнастики, музыкально-ритмического воспитания, хореографии, игрового самомассажа, креативной гимнастики, игропластики и музыкально-подвижные игры. Положительной стороной анализируемой программы является игровой метод проведения занятий, что придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.
В программе представлены планы-конспекты занятий по всем возрастным группам, приведены требования по освоению знаний, умений и навыков, даны рекомендации к организации и проведению занятий, методике обучения, подбору музыкального сопровождения. Все это обеспечивает успешность реализации рассматриваемой программы дополнительного образования в практике работы ДОУ и ее популярность среди педагогов.
Программа – с одной стороны – документ, отражающий деятельность конкретного педагога, учреждения или целого региона; с другой стороны – вид творческой разработки (технологии) по какому-либо педагогическому учебно-воспитательному творческому виду деятельности как самого педагога (учреждения), так и занимающихся у него детей, поскольку педагогический процесс всегда носит двусторонний характер.
Программа (греч. “объявление, распоряжение”) – это содержание и план деятельности, изложение основных положений деятельности организации или отдельного деятеля, а также краткое изложение учебного предмета.
Образовательная программа – нормативный документ, определяющий приоритетные ценности и цели, особенности содержания организации, методическое обеспечение образовательного процесса.
Поташник, Лазарев выделяют следующие качества, которыми должна обладать программа:
1. Актуальность – ориентация на решение наиболее значимых проблем.
2. Прогностичность – способность соответствовать изменяющимся требованиям и условиям ее реализации.
3. Рациональность – возможность получать максимально полезный результат при достижении поставленной цели при помощи реально имеющихся ресурсов.
4. Реалистичность – соответствие между желаемым и возможным, между целями и реально необходимыми средствами.
5. Целостность – полнота и согласованность действий, необходимых для достижения цели.
6. Контролируемость – определение промежуточных целей, т.е. реальных способов проверки получаемых результатов.
7. Чувствительность к сбоям – возможность оперативного обнаружения отклонения и коррекции действий.
Образовательная программа включает следующие структурные элементы:
1. Титульный лист (дата, название программы, возраст детей, на который она рассчитана, срок реализации программы, Ф.И.О. авторов, год составления).
2. Оглавление.
3. Пояснительная записка. Раскрывает образовательную область и предмет изучения, новизну, актуальность, педагогическую целесообразность изучаемого курса (раздела), цель и задачи программы, ее отличительные особенности, возраст детей, участвующих в реализации данной программы, краткая характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей, продолжительность реализации, формы и режим занятий, ожидаемые результаты, формы подведения итогов реализации программы.
4. Учебно-тематический план. Содержит перечень разделов, тем, количество часов по каждой теме, формы занятий.
5. Содержание. Раскрывается через программные задачи физического воспитания по возрастным группам, характеристику возрастных особенностей развития моторики детей разных возрастных групп, рекомендации по реализации двигательного режима, содержание физического воспитания (перечень физических упражнений, перечень знаний, двигательных умений и навыков), критерии и нормативы оценки уровня физической подготовленности дошкольников.
6. Информационное обеспечение образовательной программы. Включает список литературы (методическое сопровождение), перечень видео- и аудиопродукции.
Дополнительные и примерные программы
Дополнительные программы дошкольного образования. На основании п. 6 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может вводить дополнительные образовательные программы к основным образовательным программам и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус основных образовательных программ.
Оказание дополнительных образовательных услуг (платных, бесплатных) и реализация дополнительных образовательных программ осуществляется только по желанию родителей (их законных представителей) на договорной основе. Использование дополнительных образовательных программ в дошкольном образовании (далее — дополнительные программы) стало возможным с развитием новых, гибких форм обучения дошкольников в творческих мастерских, кружках, секциях и т.д., организуемых в дошкольных учреждениях и на их базе. В ряде регионов Российской Федерации (Краснодарский, Ставропольский края, Архангельская, Вологодская, Нижегородская, Ростовская области и др.) дополнительные программы создают полную систему профессионального образования для детей от детского сада до высшего образования.
Дополнительные программы включают образовательные программы различной направленности: художественно-эстетического цикла, этнокультурные, культурологические, интеллектуально-развивающие, коммуникативно-лингвистические, экологические, физкультурно-оздоровительные, различной пенитенциарной направленности и др. В некоторых случаях в качестве дополнительных программ могут использоваться подпрограммы дошкольного образования.
Дополнительные образовательные программы не могут проводиться вместо или в рамках основной образовательной деятельности за счет времени, отведенного на проведение основных образовательных программ дошкольного образования (прогулки, сон, основные занятия, игры).
Модельные образовательные программы. В отличие от различных авторских программ (основных, дополнительных), примерная образовательная программа не является конкретным рабочим документом, определяющим содержание и специфику деятельности учителя на каждый день.
В соответствии с пунктом 5 статьи 14 Закона РФ «Об образовании» разработка примерных образовательных программ организуется государственными органами управления образованием на основе государственных образовательных стандартов. Целью разработки примерных программ является реализация требований к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ, расширение трактовки государственных стандартов каждого уровня образования, обеспечение преемственности общего образования на всех его уровнях. В области дошкольного образования, при отсутствии государственного образовательного стандарта дошкольного образования, основой для разработки примерных программ являются проект и «Предварительные (примерные) требования к содержанию и методам обучения и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях». В примерной программе дошкольного образования примерные блоки содержания основных компонентов дошкольного образования представлены крупными блоками, что позволяет разработчикам программы создавать различные образовательные модули для конкретных типов центров дошкольного образования и варьировать содержание образования в соответствии с региональными, национальными, местными или сложившимися традициями в воспитании детей.
Примерная программа содержит обязательные критерии результатов образования детей на основе нормативных показателей физического и психического развития ребенка на каждой возрастной ступени дошкольного детства, минимальные требования к оснащению образовательного процесса в дошкольных центрах (минимум оборудования, наглядных пособий для демонстрационных целей и индивидуального использования). При разработке инновационных (вариативных) программ на основе примерных программ можно расширить объем содержания и более глубоко представить отдельные темы (блоки) примерной программы, чтобы на практике реализовать принцип вариативности в дошкольном образовании.