Консультация как форма методической работы с педагогамиметодическая разработка ( группа) на тему


Консультации для воспитателей

В разделе представлены консультации для воспитателей ДОУ детского сада на разную тематику, авторские рекомендации и консультации для педагогов детского сада. Посещая детский сад, ребёнок должен получить много знаний, должны сформироваться важные умения, навыки, он должен получить гармоничное развитие.

Известно, что одно из особенностей детей дошкольного возраста заключается в том, что решить эти задачи, усвоить, развиться, ребёнок сможет только в том случае, если он испытывает положительные эмоции от пребывания в детском саду, т.е. психологический комфорт. Очень тёплое, ласковое общение воспитателя с детьми с детьми во время приёма (обнять, приласкать, сказать что-то очень приятное).

В разделе сайта консультации для воспитателей детского сада для разных групп содержит много интересных публикаций для воспитателя по обучению детей на разные темы:

  • Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста. Советы воспитателю
  • Тест для молодого воспитателя
  • Тестопластика как средство обогащения словаря у детей старшего дошкольного возраста
  • Развитие ребёнка в раннем возрасте
  • Роль воспитателя в адаптации ребёнка к детскому саду
  • Консультация для воспитателя «Сказки нужны детям»
  • Развитие мелкой моторики у детей в детском саду с общим недоразвитием речи
  • Консультация для воспитателей ДОО «Оформление педагогического проекта»
  • Как работать над проектом?
  • Мелкая моторика у детей дошкольников
  • Арттерапевтические техники, помогающие снять нервное напряжение и подключить внутренние резервы организма ребёнка
  • Методика проведения НОД по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
  • Реализация системно-деятельностного подхода в познавательном развитии детей младшего дошкольного возраста
  • Развивающие принципы в работе с дошкольниками
  • Работа воспитателя с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми
  • Взаимодействие педагога дополнительного образования с воспитателем в процессе обучения родному языку
  • Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ
  • План работы воспитателя в межаттестационный период на пять лет
  • Консультация для воспитателей детских садов «Воспитание личности ребёнка через труд»
  • Консультация для воспитателей ДОУ «Новый взгляд на родительские собрания»
  • Развитие элементарного логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
  • Консультация для воспитателей «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности»
  • Консультация для воспитателя первая помощь при отравлении ядовитыми грибами
  • Роль и задача воспитателя в детском саду
  • Основные направления развития навыков социальных отношений у детей дошкольного возраста
  • Памятка для воспитателей ФГОС
  • Гендерное воспитание детей дошкольного возраста
  • Проблемы преемственности детского сада и школы. Пути их решения
  • Консультация для воспитателей детских садов «От ИЗО-деятельности к творчеству»
  • Консультация для воспитателей «Обучение решению задач на смекалку (головоломки)»

Раздел для воспитателей детских садов. На страницах раздела собраны материалы, необходимые в повседневной работе педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Воспитатель детского сада присматривает за детьми, пока их родители на работе, но на этом перечень функций этого специалиста не заканчивается: он проводит обучающие занятия, преподаёт основы чтения, математики, обучает лепке, аппликации, рисованию, музыке и танцу, а также занимается физкультурой. Педагог-воспитатель даёт ребёнку первые представления об окружающем мире, принципах взаимоотношений между людьми, помогает адаптироваться и социализироваться, учит отличать хорошее от плохого, объясняет правила поведения в обществе.

Раздел консультации для воспитателей предназначен для заведующих, заместителей руководителя, старших воспитателей, воспитателей, специалистов детского сада, родителей и просто интересующихся воспитанием детей.

Методическая консультация для начинающего педагога: структура и содержание

Методическая консультация для начинающего педагога:

структура и содержание

Егорова Алла Владимировна,

учитель начальных классов,

заместитель директора по УВР

МАОУ гимназии №29 г.Томска

Методической культурой должен обладать каждый участник образовательного процесса.

Методическая культура учителя состоит из двух компонентов.

Первый — это умение разработать практически значимый, конкретный урок, занятие, мероприятие и т. д. Второй — это умение видеть за конкретными материалами, действиями, закономерности. Эти закономерности и составляют суть методики, педагогической технологии. Отсутствие того или иного компонента сказывается на методике губительно. Так, если нет конкретных материалов, которые другой учитель может взять себе на вооружение, остаются пустые рассуждения и общие слова. Они могут быть правильными и красивыми, но за ними не стоят конкретные действия. Если нет второго компонента (методического обобщения), то материал превращается в простой конспект урока, занятия. Он даже может быть интересен, но другой учитель взять его не сможет.

К. Д. Ушинский отмечал, что передается не опыт, а мысль, выведенная из опыта. Вот эта мысль, обобщающая конкретику, и должна составить суть методики, методических рекомендаций и методических консультаций.

Почему именно «методическая консультация»?

Проблема профессионализма и компетенции работников образовательных учреждений приобретает сегодня все бо՛льшую значимость. Повышению педагогического мастерства, развитию личности, ее творческого начала способствуют разные формы методической работы, которые содействуют совершенствованию работы педагогов с детьми, освоению наиболее рациональных методов и приемов их обучения и воспитания. Задачей методической работы является не столько коррекция ошибок деятельности начинающего учителя или молодого специалиста, сколько, в первую очередь, оказание своевременной и действенной помощи педагогам.

В настоящее время применяется много новых интересных форм методической работы. Но нельзя сбрасывать со счетов и старые, проверенные. Актуальными остаются традиционные формы методической работы, которые обеспечивают непрерывный процесс совершенствования педагогического мастерства каждого педагога и доказавшие на практике свою результативность. Одной из таких распространенных малых форм методической работы является консультация.

Консультация (латин. consultatio — совещание) — обсуждение какого-нибудь специального вопроса со специалистом; совещание специалистов; совет, даваемый специалистом.

Из разнообразных форм методической работы в образовательном учреждении консультирование педагогов отличается особенной направленностью воздействия.

Это индивидуальные и групповые консультации, консультации по основным направлениям работы всего коллектива, по актуальным проблемам педагогики, по заявкам отдельных педагогов.

Прежде всего, хочется напомнить, что любая консультация требует от проводящего ее особой подготовки и профессиональной компетентности. Цель консультации – оказание методического и психологического содействия и практической помощи в решении профессиональных проблем начинающего/молодого педагога, содействие в повышении их профессионального уровня и развитии творческого потенциала. Другими словами, консультация должна учить применять теоретические знания на практике, совершенствовать, расширять и углублять их, вскрывать имеющиеся недостатки, помогать их устранению и способствовать преодолению возникающих затруднений.

Во многих образовательных учреждениях консультации проводятся по плану, составленному на учебный год. Основные консультации записываются в годовой план работы учреждения, план деятельности педагога-наставника и в план-маршрут индивидуальной программы развития профессиональных компетенций начинающего/молодого педагога, т.е. методические консультации являются заранее запланированными. Важно отметить, при этом, обязательно отводится время на внеплановые (эпизодические и/или спонтанные) консультации, необходимость в которых возникает довольно часто. Внеплановые консультации возникают по инициативе обеих сторон: как педагогов, так и специалистов, ответственных за методическую работу. Несомненно, по мере необходимости в план вносятся изменения и дополнения.

При составлении годового плана образовательного учреждения каждая задача решается через консультацию, как самую известную, распространенную и доступную форму методической работы, через активные методы обучения педагогов, через тематическую проверку и педагогический совет. Именно такова последовательность проведения мероприятий при его подготовке или при подготовке к участию начинающих/молодых педагогов в образовательных или методических событиях, конкурсах профессионального мастерства различных уровней.

Плановые консультации, как правило, являются групповыми и длительными по времени. На групповой плановой консультации, как правило, одна целевая установка познакомить с какими-то новейшими достижениями. Если цель консультации уточнение, закрепление знаний педагогов, то возможно рассмотрение несколько вопросов.

После проведения консультаций важно проконтролировать качество усвоения ее содержания, наблюдая и анализируя работу ее участников, а также опираясь на данные карт педагогического мастерства, анкетирование и пр. Контроль выступает средством определения и планирования дальнейшей деятельности.

Групповые консультации требуют тщательной подготовки, продумывания, отбора необходимого материала. Они организуются по общей тематике для определённых категорий. Поэтому их не рекомендуется проводить часто. Количество их определяется составом педагогических работников, состоянием педагогической деятельности.

Содержание методических консультаций зависит от годовых задач, стоящих перед образовательным учреждением, от интересов педагогов, от трудностей, которые испытывают начинающие/молодые педагоги в работе.

Вопросы содержания консультаций касаются знакомства педагогов с последними достижениями науки, с различными инновационными материалами, литературой, новыми методами и приемами работы и т.д.

Индивидуальные консультации не планируются. Они осуществляются по мере необходимости, т.е. являются внеплановыми (эпизодическими и/или спонтанные). Эта форма методической работы является наиболее трудной, сложно предугадать, в какой момент и с какими трудностями и вопросами может обратиться начинающий/молодой педагог. Поэтому важно хорошо знать сильные и слабые стороны, затруднения, личностные качества начинающего/молодого педагога, а также уметь анализировать ход и результаты его деятельности, формировать на основе знаний конкретные рекомендации и советы. Эта форма помощи может носить кратковременный характер, но лучше перспективный.

Любая консультация требует подготовки и профессиональной компетентности. Проведение консультаций осуществляют опытные и компетентные педагоги, обладающих высоким уровнем психолого-педагогических, научно-предметных знаний и умений в сочетании с соответствующим культурно-нравственным обликом, способных поделится своим опытом работы с коллегами. В связи с этим нелишним будет напомнить, что в отличие от «чистого знания», «компетентность» предполагает присвоение и практическое применение знания. Компетентный человек не только хорошо знает предмет консультации, но и имеет свое мнение о нем, умеет его применить на практике в различных ситуациях. Кроме того, проведение консультаций требует от педагога-наставника умений придерживаться личностно-индивидуального подхода к каждому педагогу. Только тогда процесс консультации пройдет плодотворно.

Каждой консультации предшествует качественная подготовка.

Следовательно, информационная консультация для педагогов должна отвечать следующим требованиям:

  1. Содержание должно быть научно достоверно, в соответствии с достижениями современной педагогики, психологии и педагогической практики.
  2. Материал должен быть логичен и последователен, четко излагаться. Для этого при подготовке к консультации необходимо составить заранее план изложения материала. Целесообразно сформулировать проблемы, которые будут рассматриваться в ходе консультации.
  3. Обеспечение дифференцированного подхода в изложении материала с учетом опыта педагогов, класса и/или возрастной группы детей, их особенностей.
  4. В процессе проведения консультации необходимо конкретизировать советы и рекомендации, которые должны быть реально выполнимы, обеспечивать синхронность изучения теоретических и практических аспектов каждого вопроса.
  5. Использование форм активного включения педагогов в ходе проведения консультации. Несмотря на то, что для консультаций характерна монологическая форма изложения информации, активные формы и методы работы должны мотивировать педагога на изучение темы и обеспечение закрепления и воспроизведения содержания консультации.
  6. Осуществление подбора методической литературы по проблеме, с которой, впоследствии, педагоги могут познакомиться и др. источников.

Каждый метод и форма консультации не являются универсальными. Они являются сугубо индивидуальными для каждой темы и коллектива (группы).

Соответствуя перечисленным требованиям, консультирование дает возможность начинающим/молодым педагогам:

— получить научную информацию четко, доходчиво;

— является наиболее оперативной формой взаимодействия с наставником;

— ориентируется на дифференцированный подход к личности педагога;

— затрагивает вопросы актуальные для конкретного человека;

— в групповых формах дает возможность педагогу почувствовать себя психологически комфортно;

— активизирует и развивает поисковую деятельность педагога;

— деловые игры, брифинг, дискуссии, проигрывание и решение педагогических ситуаций, кроссвордов помогает усвоить технологию проведения уроков, занятий и воспитательных мероприятий.

Конечный результат любого методического мероприятия, в том числе и консультирования, будет высок и отдача эффективна, если при подготовке и проведении использовались разнообразные методы включения каждого педагога в активную работу. Они создают условия мышления обучаемого, повышают степень мотивации, эмоциональности и творчества, способствуют установлению сотрудничества, содействуют приобретению опыта.

Методы проведения консультаций. Смена приоритетов в сфере образования, обращение к личности педагога, к его творчеству, активному началу, внесли свои коррективы в условия работы педагога, в частности, в методику проведения консультаций.

Сегодня используются различные методы проведения консультаций.

Так, при проблемном изложении материала

формируется проблема и показывается путь ее решения.
При использовании поискового метода
педагоги активно принимают участие в выдвижении гипотез, составлении плана действий, поиске путей решения проблемы. Чаще всего при проведении консультаций используется
метод объяснения.
Он обладает целым рядом положительных качеств достоверностью, экономным отбором конкретных фактов, научностью трактовки рассматриваемых явлений и др. Чтобы стимулировать внимание начинающих/молодых педагогов и побуждать их следовать за логикой изложения, в начале консультации полезно сформулировать вопросы, обращение к ним. Они помогают осмыслить свой опыт, высказывать свои соображения, сформулировать выводы.

В зависимости от уровня квалификации педагогов наставник определяет, в какой мере можно привлекать их к участию или ограничиваться собственным объяснением.

При обмене опытом целесообразен метод эвристической беседы

. В ходе беседы более детально раскрываются отдельные положения изученной методической литературы, даются разъяснения по темам, вопросам, которые в большей мере интересуют педагогов, выявляются ошибки в суждениях, степень понимания и усвоения новой информации. Однако эффективность эвристической беседы будет достигнута при соблюдении определенных условий:

— Предметом беседы лучше избрать практически значимый, актуальный вопрос, который требует всестороннего рассмотрения.

— Необходимо, чтобы начинающие/молодые педагоги располагали достаточным запасом теоретических знаний и профессиональным опытом.

— Тот, кто готовит консультацию, должен составить обоснованный план беседы, позволяющий четко представить, какие знания они получат и к каким выводам придут.

— Организуя эвристическую беседу, целесообразно чередовать высказывания опытных и начинающих педагогов. Эвристическая беседа, проводимая с целью передачи знаний, требует серьезной подготовки.

В ходе консультаций используются метод дискуссий

. По форме и содержанию дискуссия близка к методу беседы. Она также предполагает выбор важной темы, требующей всестороннего обсуждения, подготовки вопросов, вводного и заключительного слова. Но в отличие от беседы, в дискуссии необходимы борьба мнений, постановка спорных вопросов. В ходе дискуссии приходится задавать много других дополнительных вопросов, количество и содержание которых невозможно предвидеть заранее.

Поэтому использование дискуссии как метода требует от ведущего педагога-наставника высокой профессиональной компетентности, педагогического мастерства, большой культуры, такта. Ведущему дискуссии нужно обладать умением быстро ориентироваться в обстановке, улавливать ход мыслей и настроения участников, создавать атмосферу доверия. Участники дискуссии должны обладать знаниями теории и желанием совершенствовать свою деятельность. В заключительном слове кратко анализируется выступления участников и разъясняются принципиальные вопросы.

Еще одним вариантом проведения консультации может быть деловая игра

. Она приближает аудиторию к реальным условиям профессиональной деятельности, наглядно показывает поведенческие или тактические ошибки, совершаемые в той или иной ситуации, вырабатывает наилучшие подходы к решению различных педагогических и организационных проблем. Для проведения деловой игры требуется серьезная подготовка, необходимо предусмотреть определенные условия, отражение в содержании игры обучающего материала, выделение игровых целей и задач, соблюдение выработанных правил, активность и самостоятельность участников игры. Учитывая педагогические принципы последовательности и доступности, лучше начинать с простых эпизодов, постепенно усложняя задание.

Непосредственная разработка материалов деловой игры включает в себя следующие этапы:

  1. Создание проекта деловой игры.
  2. Описание последовательности действий.
  3. Описание организации проведения игры.
  4. Составление заданий для участников.
  5. Подготовка оборудования.

Изучение проблем воспитательно-образовательной работы через деловую игру помогает, как начинающему, так и опытному педагогу усвоить технологию проведения уроков, занятий и воспитательных мероприятий.

В рамках данной формы работы можно доверить проведение определенного практического занятия кому-либо из слушателей. Следующей формой консультирования является психологическая консультация —

специально организованный процесс общения, посредством которого у обратившегося за помощью могут быть актуализированы дополнительные психологические силы и способности для преодоления возникших проблем и трудностей.

Психологическое консультирование предполагает обсуждение проблем, с которыми сталкивается начинающий/молодой педагог в процессе воспитания и обучения ребенка. Ведется поиск решений обозначенных вопросов с опорой на теоретические знания и практический опыт. Правильная организация консультаций требует от педагога-наставника не только знаний и умений, но, прежде всего, быть хорошим психологом расположить к себе людей, вызвать их доверие.

Сложность работы консультанта состоит в том, что он должен успешно соединять в своей деятельности научные и обыденные знания понятия, закономерности, механизмы. Вместе с тем существует опасность упрощения языка и сведения всех психологических понятий до уровня обыденного знания, что не соответствует теоретическим и экспериментальным достижениям науки. В просветительской и консультативной работе, консультант должен точно дифференцировать адресата, с которым ведет общение.

Здесь учитывается возраст, образование, профессиональная специальность. Важнейшим принципом взаимодействие консультанта с консультируемым является обязательная доступность, доходчивость. Научные и обыденные понятия должны быть либо максимально сближены, либо ясно объяснено их соответствие. Во время консультирования педагог-наставник разъясняет значение различных специальных терминов, уточняет их понимание.

Наиважнейшим условием является уверенность консультанта в истинности, конечности результатов, фактов, сообщаемых ему. Все сомнения должны быть сняты, подавлены в момент беседы, консультирования. Это продиктовано спецификой решаемых задач — исследовательских, просветительских, консультационных.

На согласие или не согласие консультируемого с консультантом влияет межличностная дистанция, ее мера устанавливается в процессе общения. При более дистантном холодном взаимодействии скрываемые слабости консультируемого могут прикрывать больше, чем при близком теплом взаимодействии. Но дистантное взаимодействие может помочь осознать внешние наблюдаемые проблемы: конфликтность поведения, напряженность в отношениях и т. д. Главным условием взаимодействия является взаимопонимание, на основе которого возникает готовность субъектов к сотрудничеству, к личному контакту, к прогрессивному движению в направлении разрешения актуальной для субъектов общей проблемы.

Таким образом, взаимодействие между наставником и начинающим/молодым педагогом может быть охарактеризовано, как форма их совместной деятельности, основанная на взаимопонимании и личном общении. Профессионально необходимыми качествами контакта при организации методического консультирования выступают:

общительность;

контактность;

динамичность;

гибкость поведения;

умение избегать невротических и субъективных отклонений в собственных оценках и в поведении;

терпимость по отношению к другим;

умение понять общую культуру поведения;

профессиональный такт;

деликатность;

умение до конца построить и выдержать свою линию поведения;

умение проанализировать с консультируемым ситуацию затруднений.

При соблюдении всех условий основой эффективной педагогической деятельности станет непрерывный процесс образования и развития начинающего /молодого педагога.

Отзывы коллегматериал по теме

Я знаю Зинаиду Валентиновну долгое время и могу охарактеризовать как грамотного

специалиста. Очень коммуникабельный человек, легко находит контакт, как с детьми, так и

с родителями. Быстро разбирает проблемные ситуации и находит более эффективные

способы решения проблемы. Высочайший профессионализм, безграничная любовь к

своему делу, доброжелательная, и уважительное отношение как к воспитанникам, всегда

выделяет ее в коллективе.

Воспитатель Мартынова Раиса Степановна

Воспитателем работаю первый год и моим наставником является Зинаида Валентиновна. Она

всегда в поиске новых средств и форм обучения и воспитания дошкольников. Полна сил,

энергии и творческих замыслов. Зинаида Валентиновна умело использует в образовательной

деятельности творческие и проектные работы. Она пользуется большим уважением коллег

и родителей.

Воспитатель Васильева Мария Владимировна

Зинаида Валентиновна умна, талантлива, энергичная, артистична. Самое главное это то, что

она любит детей. Это человек, от которого исходит добро, искренность, свежие идеи.

Зинаида Валентиновна человек добрый, отзывчивый, позитивный. Всегда поделится своим

опытом, ищет новые методы и приемы в работе с детьми. Она активна, исполнительна,

трудолюбива.

Воспитатель Федотова Надежда Афанасьевна

Зинаида Валентиновна всегда приветлива, вежлива с детьми и родителями, они – активные

участники и помощники в организации воспитательной работы в группе. При создании

развивающей среды в группе она учитывает предпочтение и интересы детей. Принимает

активное участие в методической работе ДОУ. Педагоги детского сада высоко оценивают

профессиональные знания и умения Зинаиды Валентиновны. Во взаимодействии с ними

вежлива и тактична, пользуется уважением и вносит положительный эмоциональный

настрой в коллективе. Действует самостоятельно, имеет свое мнение, умеет быстро принимать

решение в сложных обстоятельствах. Свою работу с детьми проводит в игровой форме,

используя интеграцию образовательных областей программы в соответствии ФГОС. Хочу

пожелать своей коллеге, подруге и просто замечательному человеку дальнейшего творческого

подъема. Идти только вперед и ни в коем случае не останавливаться на достигнутом! Ведь для

этого у нее есть все необходимое. Процветания и новых побед!

Старший воспитатель Герасимова Екатерина Прокопьевна

С Зинаидой Валентиновной вместе работаем в одной группе. Она тесно сотрудничает с

родителями воспитанников. Родители всегда отзываются на ее просьбы, вместе обсуждают

проблемы воспитания детей. Дети охотно приходят в детский сад, рассказывают дома, что они

делали вместе в детском саду. Благоприятный микроклимат в группе способствует продуктив-

ному и творческому процессу деятельности. Общение ее с детьми в форме сотрудничества

– спокойное, эмоциональное, поддерживающее познавательный интерес к деятельности. Для

меня лично Зинаида Валентиновна стала близким человеком, с которым можно поделиться

переживаниями, попросить совет, которой можно доверять.

Воспитатель Кондратьева Айталина Филипповна

Зинаида Валентиновна пользуется уважением родителей своих воспитанников. Они всегда

советуются с ней по поводу проблем воспитания и обучения ребенка, делятся трудностями,

возникающими в общении с ребенком и готовы следовать ее рекомендациям. В каждом из детей

она видит умного, достойного и сильного человека, с любовью относится к каждому ребенку.

Воспитатель Данилова Марина Руслановна

Консультация для педагогов «Построение развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ»

«Предметно — развивающая среда в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» (консультация для воспитателей)

.

Оха,2016

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых». Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие. Функция педагога заключается в том, чтобы, используя предметно — развивающую среду и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку. Поэтому особое внимание в детском саду уделяется конструированию среды, в которой происходит обучение и саморазвитие творческой активности дошкольника. Цель воспитателя

: сконструировать многоуровневую многофукциональную предметно – развивающую среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.

При создании предметно-развивающей среды необходимо учитывать следующие нормативные документы:

  • Письмо Минобразования РФ от 17.05.1995 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (Текст документа по состоянию на июль 2011 года)
  • Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2004 г. № 03-51-46ин/14-03 «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»
  • Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 № 139-ФЗ)
  • Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
  • Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Зарегистрирован в Минюсте РФ от 14 ноября 2013 г. № 30384
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

Требования к развивающей предметно-пространственной среде в соответствии с ФГОС дошкольного образования

3.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала Организации…

3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда Организации (группы, участка) должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда…должна обеспечивать:

реализацию различных образовательных программ;

учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

учет возрастных особенностей детей.

3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

НАСЫЩЕННОСТЬ СРЕДЫ

  • Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
  • Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

ТРАНСФОРМИРУЕМОСТЬ

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ

  • Полифункциональность материалов предполагает:
  • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
  • наличие в Организации полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

ВАРИАТИВНОСТЬ

Вариативность среды предполагает:

  • наличие в Организации различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
  • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

ДОСТУПНОСТЬ

Доступность среды предполагает:

  • доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
  • свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
  • исправность и сохранность материалов и оборудования.

БЕЗОПАСНОСТЬ

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Функции предметно-развивающей среды

  • Информационная – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
  • Стимулирующая – должна быть мобильной и динамичной. В ее организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития», возрастные, индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности.
  • Развивающая – сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.

Предметно – развивающая среда в детском саду должна:

  • Иметь привлекательный вид;
  • Выступать в роли естественного фона жизни ребенка;
  • Снимать утомляемость;
  • Положительно влиять на эмоциональное состояние;
  • Помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;
  • Давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью.

Предметно – развивающая среда должна ориентироваться на «зону ближайшего развития»:

  • Содержать предметы и материалы известные детям, для самостоятельной деятельности, а также для деятельности со сверстниками;
  • Предметы и материалы, которыми дети будут овладевать в совместной деятельности с педагогом;
  • Совсем незнакомые предметы и материалы.

При организации предметно – развивающей среды в дошкольном учреждении важнейшим условием является учет возрастных особенностей и потребностей детей, которые имеют свои отличительные признаки.

• Для детей третьего года жизни является свободное и большое пространство, где они могут быть в активном движении – лазании, катании.

• На четвертом году жизни ребенку необходим развернутый центр сюжетно-ролевых игр с яркими особенностями атрибутов, дети стремятся быть похожими на взрослых, быть такими же важными и большими.

• В старшем дошкольном возрасте проявляется потребность в игре со сверстниками, создавать свой мир игры. Кроме того, в предметно-развивающей среде должно учитываться формирование психологических новообразований в разные годы жизни

Вся организация педагогического процесса детского сада предполагает свободу передвижения ребенка по всему зданию, а не только в пределах своего группового помещения. Детям должны быть доступны все функциональные пространства детского сада, включая те, которые предназначены для взрослых. Конечно, доступ в помещения для взрослых, например в методический кабинет, кухню или прачечную, должен быть ограничен, но не закрыт, так как труд взрослых всегда интересен детям. Способность детей-выпускников свободно ориентироваться в пространстве и времени помогает им легко адаптироваться к особенностям школьной жизни.

Если позволяют условия учреждения, можно обустроить места для самостоятельной деятельности детей не только в групповых помещениях, но и в спальнях, раздевалках. Все это способствует эмоциональному раскрепощению, укрепляет чувство уверенности в себе и защищенности.

Значительную роль в развитии дошкольника играет искусство, поэтому в оформлении детского сада большое место отводится изобразительному и декоративно-прикладному искусству. Картины, скульптуры, графика, роспись, витражи, декоративные кладки, изделия народного прикладного искусства и т. д. с детства входят в сознание и чувства ребенка. Они развивают мышление, нравственно-волевые качества, создают предпосылки формирования любви и уважения к труду людей.

Предметно-пространственная среда организуется по принципу небольших полузамкнутых микропространств, для того чтобы избежать скученности детей и способствовать играм подгруппами в 3-5 человек. Все материалы и игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей, создать условия для общения со сверстниками. Необходимо также предусмотреть «уголки уединения», где ребенок может отойти от общения, подумать, помечтать. Такие уголки можно создать, перегородив пространство ширмой, стеллажами, разместив там несколько мягких игрушек, книг, игр для уединившегося ребенка. В группе создаются различные центры активности:

  • «Центр познания»

    обеспечивает решение задач познавательноисследовательской деятельности детей (развивающие и логические игры, речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами; опыты и эксперименты);

  • «Центр творчества»

    обеспечивает решение задач активизации творчества детей (режиссерские и театрализованные, музыкальные игры и импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность);

  • «Игровой центр»

    , обеспечивающий организацию самостоятельных сюжетноролевых игр;

  • «Литературный центр»

    , обеспечивающий литературное развитие дошкольников;

  • «Спортивный центр»

    , обеспечивающей двигательную активность и организацию здоровьесберегающую деятельность детей.

Есть ряд показателей, по которым воспитатель может оценить качество созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень ее влияния на детей:

  • Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их размещения.
  • Низкий уровень шума в группе (так называемый «рабочий шум»), при этом голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но тем не менее хорошо всем слышен.
  • Низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной деятельностью.
  • Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей: много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и других продуктов создается детьми в течение дня.
  • Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать детский сад.

Младшая группа

Обстановка в младшей группе прежде всего создается как комфортная и безопасная для ребенка. Маленькие дети плохо реагируют на пространственные изменения обстановки, они предпочитают стабильность в этом отношении. В связи с этим необходимо спланировать расстановку оборудования еще до прихода малышей в детский сад.

Маленькие дети — это в первую очередь «деятели». Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. Пребывание ребенка в детском саду организуется так, чтобы каждый получил возможность участвовать в разнообразной деятельности: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов, в рисовании, лепке, элементарном труде, в творческой деятельности. В совместной деятельности с ребенком воспитатель помогает освоить новые способы и приемы действий, дает образец поведения и отношения. С учетом этого пространственно обстановка организуется для одновременной деятельности 2-3 детей и взрослого.

У младших детей активно развиваются движения, в том числе ходьба, бег, лазание. Вместе с тем, движения еще плохо координированы, нет ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому при пространственной организации среды оборудование целесообразно располагать по периметру группы, выделив игровую часть и место для хозяйственно-бытовых нужд, предусмотреть достаточно широкие, хорошо просматриваемые пути передвижения для ребенка. Не рекомендуется включать в обстановку много оборудования, примерно две трети пространства должны быть свободными.

Предметная среда группы организуется так, чтобы стимулировать восприятие детей, способствовать развитию анализаторов, «подсказывать» способы обследования и действий. Предметы подбираются чистых цветов, четкой несложной формы, разных размеров, выполненных из разнообразных (но безопасных для здоровья ребенка) материалов. Хорошо, если из предметов можно извлекать звуки, чувствовать аромат, запах, познавать характер поверхности (гладкость, шероховатость), прозрачность, твердость-мягкость и другие разнообразные свойства.

Для развития мелкой моторики кроме специальных дидактических игрушек: вкладышей, пирамидок, шнуровок, — нужно включать в обстановку пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки, другие хозяйственные предметы, вышедшие из употребления. Примеряя крышки к коробкам, ребенок накапливает опыт сравнения величин, форм, цветов.

В группе для четырехлетних детей используем игрушки, отражающие реальную жизнь (например, машина скорой помощи, грузовая, легковая машины, кукла-доктор и т.п.). Ряд игровых атрибутов нужно заменить предметами-заместителями для развития воображения ребенка, расширения творческих возможностей игры.

Маленькие дети предпочитают крупное игровое оборудование. Необходимо размещать материалы на открытых полках, а сами материалы подбираются внешне привлекательные, яркие, и довольно часто их надо менять (не реже одного раза в неделю). Все игрушки и пособия, находящиеся в группе, должны быть доступны для ребенка, это способствует развитию его активности, самостоятельности.

Много возможностей развития детей заложено в игре- экспериментировании. Игры с песком, водой, глиной, красками требуют специального оборудования это оборудование можно приобрести или сделать своими руками, сегодня наши воспитатели вам об этом подробно расскажут и покажут во время мастер классов. Из дидактических игр предпочтительны игры типа лото и парных картинок. Должны быть также мозаика (крупная пластиковая, магнитная и крупная гвоздиковая), пазл из 3-15 частей, наборы кубиков из 4-12 штук, развивающие игры (например, «Сложи узор», «Сложи квадрат»), а также игры с элементами моделирования и замещения. Разнообразные «мягкие конструкторы» на ковролиновой основе позволяют организовать игру по- разному: сидя за столом, стоя у стены, лежа на полу.

Ребенок младшего возраста начинает проявлять все более активный интерес к рисованию. Для накопления опыта изобразительной деятельности лучше всего иметь специальные самостирающиеся или восковые доски с палочкой для рисования или рулон простых белых обоев и восковые мелки (они не пачкают руки, не осыпаются). Обои закрепляются на стене, покрытой пленкой, или на столе и перематываются по мере использования. Любят малыши рисовать ладошками, для такого рисования лучше использовать гуашь с добавлением жидкого мыла или специальные краски.

Очень полезно в группе иметь много зеркал в разных местах, поскольку малыш сможет видеть себя среди других детей, наблюдать свои движения, мимику, внешний вид. А уголок ряженья позволит ему изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя, такого знакомого и незнакомого одновременно.

Средняя группа

В среднем дошкольном возрасте важно накапливать у детей опыт совместной со сверстниками деятельности, а также развивать познавательную деятельность и поддерживать попытки творчески отражать впечатления в продуктивных видах деятельности.

Средний дошкольный возраст — время расцвета сюжетно-ролевой игры. Дети 5-го года жизни, как и младшие дошкольники, любят многократно повторять полюбившиеся игровые действия и сюжеты. Поэтому, если сюжет игры воспроизводится с энтузиазмом и увлечением, не надо побуждать детей к новой игре и вносить к ней атрибуты. Сигналом о необходимости существенных изменений в игровой среде будет служить снижение эмоционального фона, речевой активности и быстрое сворачивание игры. В этом случае необходимо внести атрибуты для разворачивания новых сюжетов. Сюжеты в этом возрасте просты и связаны с имеющимся у ребенка опытом: семья, магазин (продуктовый, игрушек, одежды), детский сад, праздники, моряки, цирк, путешествие на дачу…

Пятилетний ребенок придает большое значение игрушке, она наталкивает его на новые игровые замыслы. В игровых наборах для средней группы должны быть куклы разного пола и «профессий» и мягкие игрушки (котята, лисята, собачки, зайцы, медведи и др.), лучше не очень крупных размеров — чуть больше ладони взрослого; наборы мебели (крупной и для игр на столе), посуды, одежды, разнообразные виды транспорта. В группе необходим запас дополнительного игрового материала: коробок разного размера и формы, бечевок, катушек, лоскутков ткани, палочек, трубок и пр.; все это найдет применение в игре, будет способствовать развитию игровых замыслов и творчества.

Усиливается познавательная активность дошкольников. Это проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?». Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают интерес к окружающему миру. С этой целью в группе организуется «сенсорный центр»

  • место, где подобраны предметы и материалы, познавать которые можно с помощью различных органов чувств. Например: музыкальные инструменты, шумовые предметы можно слышать; книги, картинки, калейдоскопы можно видеть; баночки с ароматизированными веществами.

В среднем дошкольном возрасте дети активно осваивают средства и способы познания. Среди дидактических игр, прежде всего, должны быть игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, функции), на группировку по свойствам, на воссоздание целого из частей (типа «Танграм», пазл из 12 — 24 частей), игры на счет. Примерно 15% игр предназначены для детей старшей возрастной группы, чтобы дать возможность детям, опережающим в развитии сверстников, не останавливаться, а продвигаться дальше.

Игры с песком, водой, глиной, красками, светом, зеркалом, пеной организуются в специальном месте для детского экспериментирования. Требования к нему примерно те же, что и для младшего возраста, но набор материалов шире, и представлены они постоянно. Также надо показать детям способы фиксации процесса и результата экспериментов, внести бумагу и ручку для самостоятельных зарисовок. Это будет способствовать развитию исследовательских умений, планирования, целеполагания.

В среднем дошкольном возрасте проявляется высокий интерес к языку, речи. По возможности, надо приобрести в группу технические средства (проектор, фильмоскоп, диктофон, магнитофон). Также большое место уделяется книгам: должны быть представлены не только художественные книги, но и познавательная и справочная литература для детей, обучающие книги и рабочие тетради. Воспитатели записывают творческие рассказы детей в альбомы, дети могут иллюстрировать их рисунками.

Старший дошкольный возраст

При переходе ребенка в старшую и, в особенности, в подготовительную группу, начинает меняться его психологическая позиция: он впервые начинает ощущать себя старшим среди детей детского сада. Важно поддержать это ощущение такой организацией среды, при которой ребенок будет активно проявлять познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу. Воспитателю следует чаще привлекать старших дошкольников к созданию окружающей обстановки, спрашивая мнение по поводу предстоящих действий по изменению среды, вовлекать в сам процесс преобразований.

Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки личного опыта. Через книги и предметы ребенок знакомится с животными и растениями дальних стран, с обычаями и внешним видом разных народов и эпох, с многообразными жанрами живописи и другими видами искусства.

Пространство группы желательно «разбить» на небольшие полузамкнутые микро пространства (в которых могут находиться одновременно 3-6 человек), поставив стеллажи торцом к стенам и хорошо закрепив их. Необходимо, чтобы дети вместе с воспитателем могли по собственному замыслу несколько раз в год менять пространственную организацию среды. Для этой цели также подойдут небольшие ширмы, деревянные или металлические каркасы и отрезы ткани, крупный модульный материал или обычные картонные коробки большого размера, окрашенные или оклеенные пленкой.

Предметно-игровая среда строится так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных, развивающих, в играх с готовым содержанием и правилами, в подвижных играх и спортивных развлечениях.

В сюжетно-ролевых играх дети отражают различные сюжеты: бытовые (магазин, семья), трудовые (строительство дома, доктор, школа), общественные (праздники, путешествия), содержание любимых литературных произведений и кинофильмов. Атрибутика игр для старших дошкольников более детализирована. Размер оборудования и игрушек лучше небольшой — для игр на столе. Допустимо и крупное напольное оборудование, если дети активно и длительно играют. Большая часть оборудования хранится в коробках, на которых есть картинка и надпись для узнавания игры, дети самостоятельно определяют, в какие игры будут играть. «Развернуты» только те игры, в которые дети играют; игры могут длиться несколько дней и даже недель. В группе должна быть коробка с бросовым материалом, пластиковой и картонной упаковкой, отходами бумаги, ткани, меха, кожи, картона и др. материалов для изготовления по ходу игры недостающих атрибутов. Желательно включить альбомы, книги-самоделки с описанием последовательности изготовления различных игрушек для расширения содержания игр, ножницы, клей, скотч, фломастеры и другие материалы.

В группе специальное место и оборудование выделено для игротеки. Это дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения. Обязательны тетради на печатной основе, познавательные книги для дошкольников. Также представлены игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности.

Замечено, что старшие дошкольники, умеющие играть в разные игры с правилами, успешно осваивают учебную деятельность в школе. Игр с правилами огромное многообразие, это и лото, и домино, и маршрутные игры («ходилки»). Главный принцип отбора — игры должны быть интересными для детей, носить соревновательный характер, вызывать желание играть и без участия взрослого.

Важная задача — развитие фонематического слуха. С этой целью воспитатель может предлагать детям в течение дня подбирать предметы и игрушки, названия которых начинаются с определенного звука, или этот звук есть в середине, конце слова. Для развития связной речи, стимулирования воображения и творчества в центре грамотности размещается 5-6 рамок (картонных или деревянных) и множество вырезанных из старых журналов картинок. Пусть ребенок покопается в кипе, выберет несколько разных картинок и разложит их в рамки в определенной последовательности, придумает и расскажет сюжет по этим картинкам.

Изобразительная деятельность — одна из самых любимых для старших дошкольников. Кроме обычных материалов (бумага, картон, карандаши, фломастеры, краски, кисти), необходимо включить схемы-способы создания образов с помощью разнообразных техник. Желательно иметь пооперационные карты, отражающие последовательность действий по созданию какого-либо образа из глины, бумаги, других материалов. Книги и альбомы самоделок также помогут дошкольникам в изготовлении каких-либо конструкций и поделок. Рядом или в других местах группы надо отвести место для демонстрации созданных детьми работ. Можно крепить детские работы не только на стенках, но и подвешивать с помощью нитей к потолку, заполняя работами воздушное пространство группы.

Организация самостоятельной повседневной трудовой деятельности диктует необходимость создания творческих мастерских, позволяющих детям работать с тканью, деревом, бумагой, мехом и др. материалами.

При организации детского экспериментирования стоит новая задача: показать детям различные возможности инструментов, помогающих познавать мир, например, микроскоп. Если позволяют условия в детском саду, желательно для старших дошкольников выделить отдельную комнату для экспериментов с использованием технических средств. А в группе оставить только небольшую часть оборудования для экспериментирования с материалами, шарами, подвесами, водой, природными материалами.

Важная роль в развитии ребенка отводится конструктивной деятельности. Для этого в среду группы помещают конструкторы и строительные наборы, выполненные из разного материала (пластика, дерева, металла), напольные и настольные, с разнообразными способами крепления деталей, разной тематической направленности. Кроме самих наборов необходимо включить в среду группы разнообразные схемы-образцы построек, фотоальбомы (с фотографиями архитектурных сооружений и детских построек), тетради для зарисовки схем созданных детьми конструкций.

Наряду с художественной литературой в книжном уголке должна быть представлена справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников. Желательно книги расставить в алфавитном порядке, как в библиотеке, или по темам (природоведческая литература, сказки народные и авторские, литература о городе, стране и т.п.).

У старших дошкольников начинает активизироваться интерес к будущему школьному обучению. Целесообразно выделить учебную зону, чтобы обстановка группы была приближена к учебной среде класса: поставить столы рядами, повесить школьную доску. В будущем это в определенной степени поможет адаптироваться к учебной среде класса.

Важная задача — развитие рефлексии, формирование адекватной самооценки. Необходимо показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий. Для этого успехи ребенка важно фиксировать рисунками или пиктограммами.

Умение планировать очень пригодится ребенку и в школе, и в жизни. План фиксируется разными способами записывается воспитателем, обозначается знаками, картинками). Для этого в группе надо иметь список имен детей, выставляя напротив каждого имени карточку с планом. Это легко сделать с помощью скотча, или закрепив на стене кусок белых обоев (на которых и вести записи), по мере необходимости обои прокручивать до чистого места.

Привлекают старших дошкольников возможности изменения имиджа, внешнего вида. Для этого можно внести в группу зеркала, краски для грима, парички из ниток, старых колготок, детали одежды взрослых людей. Например, такие как шляпа, галстук, длинная пышная юбка, солнечные очки, шаль, пилотка стюардессы, капитанская фуражка.

Для старших дошкольников расширяются возможности познания родного края, страны. В группу вносится герб города, края, в котором живут дети, герб и флаг страны. Изготавливаются газеты о том, как дошкольники путешествуют по родным местам с родителями, какие впечатления у них появились во время этих путешествий, что запомнилось больше всего. На карте страны отмечается место нахождения детского сада, а также те места (в стране, мире), в которых побывали дети группы. А рядом можно прикрепить рассказы детей об этих местах, о людях и их обычаях, фотографии. Можно вместе с детьми сделать макеты, отражающие содержание, с которым знакомятся дошкольники (деревня, древнее поселение, Петровская ассамблея).

В старшем дошкольном возрасте воспитатель продолжает расширять область социально-нравственных ориентации и чувств детей. В группе отводится место, в котором постоянно вывешиваются картинки с различными ситуациями, отражающими поступки людей и варианты реагирования на это («+» — правильно, возможно, «-» так поступать нежелательно). Предлагаются игры, в которых дети конструируют эмоциональные проявления людей, например, «Конструктор эмоций». Для него нужна основа (подкладка) и набор деталей, из которых составляется лицо человека: овал лица, брови, глаза, нос, рот. Детали представлены в 4-5 вариантах. Ребенок «набирает» лицо человека и определяет его эмоциональное состояние, возраст, пол, характер, составляет творческий рассказ о полученном изображении.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

В качестве таких центров развития могут быть:

  1. Уголок для ролевых игр.

Костюмы для ряженья, головные уборы, украшения, маски и оборудования для обыгрывания сказок. Большая ширма, маленькая ширма, фланелеграф стойка – вешалка для костюмов. Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, стержневой, кукольный, перчаточный, настольный) для обыгрывания сказок. Аудиокассеты с записью музыки для сопровождения театрализованных игр.

  1. Книжный уголок.

В каждой группе, в удобном месте комнаты с достаточным естественным и искусственным освещением организуется книжный уголок – стол и книжная полка – витрина. Содержание уголка книги определяется программой, которая реализуется в детском саду. Обычно в уголке бывают представлены как новые так и уже знакомые детям, прочитанные ранее произведения. Помимо книг, в уголке может быть помещен различный иллюстрированный материал по темам: сезоны, семья, животные, птицы и т. д.

  1. Зона для настольно – печатных игр.
  2. Выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и тд.)
  1. Уголок природы (наблюдения за природой).

Место для уголка природы выбирается с достаточным дневным и искусственным освещением, чаще всего у окна. Комнатные растения размещаются на подоконниках, полочках, подставках. Для уголков природы комнатные растения подбираются быстрорастущие, с красивыми цветками, листьями разной формы, величины и окраски, не требовательные к уходу и содержанию и в соответствии с возрастом.

Примерный подбор оборудования

  • Растения, требующие разных способов ухода, с учетом возраста детей (отбор по принципу: лучше меньше, но лучше).
  • Оборудование для ухода за растениями: передники, лейки, палочки для рыхления, тряпочки, пульверизаторы и т. д.
  • Календарь наблюдений за состоянием погоды, за растениями.
  • Литература природоведческого содержания (по изучаемой и изученной темам).
  • Картотеки: а) растения, имеющиеся в уголке природы (информация познавательного, занимательного характера, стихи, открытки из литературных произведений по каждому растению); б) растения ближайшего окружения (на участке); в) птицы, звери (нашей полосы, жарких стран, северных широт.)
  • Настольно – печатные, дидактические игры природоведческого содержания
  • Природный материал.
  • Информация по валеологии.

Рекомендованные растения для разных возрастных групп

Подготовительная группа

растения старшей группы без средней + новые:

  1. Узумбарская фиалка или симполия.
  2. Хлорофитум двух видов.
  3. Эпифилиум.
  4. Зигокактус.

Старшая группа

  1. Плющ обыкновенный.
  2. Традесканция трех видов.
  3. Амаралис.
  4. Зефирантес.
  5. Кринум.
  6. Цикламен.
  7. Кливия.
  8. 1 – 2 вида кактусов без колючек.

Средняя группа

  1. Герань душистая.
  2. Бегония пятнистая.
  3. Бегония металлическая.
  4. Бегония Рекс.
  5. Алоэ.
  6. Колеус.
  7. Аспарагус перистый.
  8. Маранте.

Младшая группа

  1. Фикус.
  2. Аукуба (золотое дерево) — 2
  3. Бегония вечноцветущая – 2
  4. Бальзамин (огонек) – 2
  5. Герань зональная.
  6. Китайский розан.
  7. Аралия.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Консультация «Тебе, начинающий воспитатель!»

МБДОУ ЦРР дс «Звёздочка»

Г. Черногорск, Хакасия

Выполнила:

воспитатель Аханькова Елена Александровна

Тебе, начинающий воспитатель!

Задачи, поставленные Федеральными Государственными требованиями 17. 09. 2013, обязывают педагогических работников совершенствовать развивающую работу с детьми, оптимизировать средства и методы работы.

Особую роль призваны сыграть педагоги дошкольных учреждений, которые являются экспериментальными площадками по внедрению ФГОСТ в работу педагогической системы, где указываются конкретные задачи воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Ведущая роль в воспитании детей принадлежит педагогу. Он проектирует будущее ребенка. Сознание высокой профессиональной ответственности, постоянное стремление развиваться, постоянное стремление к овладению искусством воспитания – характерные черты современного педагога.

Глубоко понимая задачи воспитания, педагог формирует у дошкольников основы моральных качеств, трудолюбие, любовь к Родине, толерантность. Педагог прививает детям полезные навыки и привычки, всесторонне развивает, формирует поведение, гуманные чувства, доброжелательное отношение к сверстникам.

В педагогическом процессе одновременно решаются задачи как запланированные, так и те, которые заранее предусмотреть трудно. Воспитание осуществляется и тогда, когда педагог преднамеренно ставит задачу развить интегративные качества ребенка, и тогда, когда ребенок сам выбирает ту или иную деятельность. Процесс воспитания непрерывен. Для педагогов это положение приобретает особое значение, так как воспитание осуществляется не от случая к случаю, не тогда, когда этого требует та или иная ситуация, а целенаправленно, постоянно. Удачный педагогический прием – это не случайность, не вдруг найденный выход из сложившейся ситуации, а профессиональная подготовка и каждодневная практика, анализ причин возникновения сходных обстоятельств и мотивов поведения ребенка. Вот почему педагог постоянно обдумывает каждый свой шаг в работе с детьми, изучает передовой педагогический опыт коллег.

Педагог организует жизнь детей в детском саду так, чтобы каждый день и час открывал им новое, развивал все их лучшие качества, формировал основы личности.

Воспитание – кропотливый процесс, требующий от педагога умения понимать детей, их особенности и использовать умение развивать ребенка по новым требованиям. Это обязывает его вникать в мотивы детских поступков, изучать своих воспитанников на протяжении всего пребывания в детском саду, повседневно, во всех видах деятельности.

Каждый следующий день ребенок уже не тот, что был накануне: новые впечатления, знания, разъяснения, общение со сверстниками – все обогащает опыт дошкольника, ведет к его всестороннему развитию. И только тогда работа педагога будет способствовать постоянному совершенствованию развиваемых качеств воспитанников, когда будет учитываться все возрастающий опыт ребенка.

Успех воспитания во многом зависит от контакта педагога с детьми. Важно, чтобы с первых дней дети почувствовали расположение к нему, уверенность в том, что в любой момент найдут у него поддержку и непременно будут поняты.

Как известно, воспитание и развитие ребенка осуществляется в игровой деятельности. Дети могут быть заняты различными делами, но задача, стоящая перед педагогом общая: он – организатор детской деятельности, следит за ее направленностью, способствует ее развитию, реализации интересов детей. Сопровождая деятельность детей, педагог использует ее как средство нравственного воспитания: развивает у дошкольников самостоятельность, настойчивость, формирует поведение в детском коллективе, положительное отношение к сверстникам.

Жизнь среди сверстников в детском саду создает условия для развития у детей навыков культуры поведения и деятельности. Задача педагога – добиться, чтобы внешние формы поведения стали выражением внутренней воспитанности ребенка.

Детская жизнь строится на основе режима, и в соответствии с ним развертывается любая деятельность. При руководстве режимными процессами (умывание, одевание на прогулку, прием пищи и пр.)

педагог наряду с формированием культурно-гигиенических навыков у детей решает задачи воспитания вежливости, внимания к сверстникам, основ поведения в социуме.

День ребенка наполнен разнообразной деятельностью. Каждая минута полезной занятости воспитывает его, заполняет досуг творческой радостью. Какие впечатления о детском саде, о воспитателе остаются в памяти ребенка? Может быть, не раз вспомнит кто-то из них, как с помощью своего воспитателя преодолевал трудности, учился творить. Или, может быть, сохранит в себе то ощущение радости, которое овладевало им, когда в объяснениях воспитателя он находил ответы на свои «почему»

, когда беседы с ним помогали раскрывать новое и удивительное. А может быть, у него надолго останется то ощущение теплоты и уюта, которое он испытывал в своем втором доме, где рос вместе со сверстниками, познавал радость дружбы, общих дел и общения.

Воспитание – сложный, трудоемкий и кропотливый процесс. Педагогу необходимо всегда быть в поиске путей и средств воспитания. Это и поиск подхода к ребенку, и поиск решения в трудном случае, это поиск положительных, сильных черт у ребенка, это поиск в себе самом терпения и любви, без которых невозможен контакт с детьми. Без творчества, вдохновения, любви к детям нет воспитателя.

Профессия воспитателя самая гуманная, и это обязывает его уважать детей, проявлять к ним разумную требовательность и справедливость, ласку и чуткость. Он выполняет благородную миссию – реализует право детей на счастливое настоящее и будущее. Это к тем, кому доверено воспитание будущего поколения, обращены слова В.А Сухомлинского: «…чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце»

.

Следующая >

Цель: Повысить профессиональную компетентность молодых специалистов в вопросах организации режимных моментов с дошкольниками.

Воспитание культурно – гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. «Одна из важнейших задач детского сада, — писала Н.К.Крупская – привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. С раннего возраста надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и так далее».

Все меры, которые разрабатывает дошкольная гигиена, способствуют нормальному физическому, гигиеническому развитию детей, укреплению их здоровья.

К числу основных условий успешного формирования культурно – гигиенических навыков относятся:

  • рационально организованная обстановка,
  • четкий режим дня,
  • руководство взрослых.

Для формирования культурно-гигиенических навыков нужно также выработать общие критерии в оценке отдельных действий, четко определить место расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Для малышей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи. Например, в умывальной комнате должно быть достаточное количество раковин необходимого размера, на каждой из которых лежит мыло; раковины и полотенца размещаются с учетом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем картинка. Это повышает интерес детей к умыванию.

Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время – это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения.

Формирование культурно — гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых — родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи.

Умывание: засучить рукава; намылить руки до образования пены; набрать в ладони нужное количество воды; вымыть лицо двумя руками; мыть руки до локтя с мылом; мыть шею и уши; обмыть руки; насухо вытереть руки; пользоваться личным полотенцем; не стряхивать воду с рук.

Чистка зубов: набирать зубной порошок на щетку; правильно чистить зубы щеткой; полоскать рот.

Причесывание: причесать волосы, если они растрепались; расчесать волосы и заплести косы; следить за аккуратностью головы.

Одевание: быть опрятным; вешать одежду на спинку стула и складывать на сиденье колготки; завязывать шнурки ботинок на бантики; завязывать и развязывать тесемки у зимней шапки; застегивать и расстегивать пуговицы на нижней и верхней одежде; зашнуровывать и расшнуровывать ботинки; надевать и снимать одежду; обуваться; самостоятельно или с помощью взрослых устранять неполадки в одежде; складывать одежду лицевой стороной; соблюдать рациональную последовательность при одевании и раздевании.

Чистка и мытье обуви: очищать обувь от грязи по возвращении с улицы в помещение; протирать загрязнившуюся обувь влажной тряпкой; мыть обувь, не заливая воду внутрь; намазывать ботинки гуталином; начищать ботинки до блеска щеткой.

Уход за верхней одеждой: счищать пыль с верхней одежды платяной щеткой; следить за чистотой и привлекательностью одежды.

Уборка постели: стелить постель перед сном; складывать покрывало; расправлять простыни после сна; стряхивать простыни; складывать одеяло пополам; прибирать постель после сна.

Прием пищи: мыть руки перед едой; аккуратно есть; брать хлеб и накладывать еду в тарелку столько, сколько съешь; есть молча; жевать с закрытым ртом; пользоваться салфеткой; правильно сидеть за столом; уметь обращаться с ложкой, вилкой, столовым ножом; тщательно пережевывать пищу.

Питье: ополаскивать стакан перед использованием; наливать воды в стакан сколько выпьешь; пить, не обливаясь.

В туалете: пользоваться туалетной бумагой; мыть руки после туалета.

Содержание носа в чистоте: своевременно пользоваться носовым платком.

Перемена одежды с учетом погоды: одеваться теплее при похолодании; покрывать голову при солнечных лучах; поднимать воротник при ветре; снимать лишнюю одежду на жаре.

Содержание личных вещей в порядке: всегда убирать за собой; бережно обращаться с каждой вещью; класть вещи на место; размещать их удобно для пользования и приятно для глаз.

Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением в одинаковых или сходных условиях. Если, например, ребенка научили аккуратно складывать кубики в коробку или ящик и требуют делать это всякий раз после игры, то постепенно у него закрепится привычка, и он станет складывать кубики без напоминания взрослых.

Пока привычка не закрепилась, ребенок нуждается в контроле и указаниях взрослых, а также в поощрении, похвале, одобрении.

Вежливость, доброжелательность, размеренная спокойная речь воспитателя, опрятный внешний вид, порядок в группе — все это имеет большое значение в формировании культурно-гигиенических навыков у дошкольников.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

  • личный пример взрослых
  • непосредственно образовательная деятельность
  • показ
  • объяснение
  • пояснение
  • поощрение
  • беседы
  • упражнения в действиях
  • дидактические игры
  • потешки
  • стихотворения
  • пословицы, поговорки
  • игровые приемы
  • викторины, развлечения

прием повторения действий (например, попросили перед мытьем: «Покажите, как вы засучили рукава» или после мытья посмотрели, насколько чисто и сухо вытерты руки.)

КРИТЕРИИ ОПРЯТНОЙ ЕДЫ ВКЛЮЧАЮТ УМЕНИЕ:

  • Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;
  • Не крошить хлеб;
  • Пережевывать пищу с закрытым ртом;
  • Не разговаривать с полным ртом;
  • Тихо выходить по окончании еды из-за стола;
  • Благодарить;
  • Пользоваться только своим прибором.
  • МЫТЬЯ РУК И ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ ВКЛЮЧАЮТ УМЕНИЕ:
  • Мыть лицо, уши, руки
  • Закатать рукава;
  • Смочить руки;
  • Взять мыло, намыливать до появления пены;
  • Смыть мыло;
  • Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку;
  • Пользоваться расческой.

СНИМАНИЯ И НАДЕВАНИЯ ОДЕЖДЫ В ОПРЕДЕЛЕННОМ ПОРЯДКЕ ВКЛЮЧАЮТ УМЕНИЕ:

  • Расстегнуть пуговицы;
  • Снять платье (брюки);
  • Аккуратно повесить;
  • Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки, шорты;
  • Снять обувь;
  • Снять колготки, повесить на рубашку (платье);
  • Надеть в обратной последовательности.

ДЛЯ УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НЕОБХОДИМЫ СЛЕДУЮЩИЕ УСЛОВИЯ:

  • организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и т.д.);
  • разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов;
  • многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, формы — разные;
  • индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками;
  • организация ситуаций, обеспечивающих контроль над выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий;
  • безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований.

ПОМНИТЕ!

  • Обучая детей нужно учитывать их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребёнка пользоваться вилкой, если он ещё не научился правильно есть ложкой.
  • Очень важна последовательность в обучении. Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребёнку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо.
  • Постепенное усложнение требований, переводит ребёнка на новую ступень самостоятельности, поддерживает его интерес к самообслуживанию, позволяет совершенствовать навыки.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]