ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ В ДОУметодическая разработка по математике (старшая группа) на тему


Математика в детском саду

Математика в детском саду начинается во второй младшей группы, где начинают проводить специальную работу по формированию элементарных математических представлений. Математика для дошкольников, как правило, включена в традиционную программу развития в детском саду.

Освоение дошкольниками математики играет важную роль не только в подготовке к школьной жизни, но и для формирования навыков логического мышления, развития интеллекта и понимания.

В разделе сайта математика в детском саду для разных групп содержит много интересных публикаций для воспитателя по обучению детей на разные темы:

  • Развлечение для детей в средней группе по математике
  • Конспект непосредственно образовательной деятельности «Занимательная геометрия» для детей старшей группы
  • Занятие по развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в детском саду
  • Конспект занятия по математике в ДОУ
  • Занятие по формированию элементарных математических представлений в средней группе
  • Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений «Путешествие в страну «Логики» подготовительная группа для детей с ОВЗ
  • Занятие по математике в детском саду «Познавательное развитие» на тему Число 6
  • Конспект-занятия по математике во 2 младшей группе на тему «В гостях у лесных зверят»
  • ФЭМП «Сравнение чисел 1 и 2, 2 и 2» в детском саду
  • Образовательная деятельность по математике в детском саду на тему «Путешествие в страну математики»
  • Конспект занятия по математике на тему «Путешествие в сказку» в старшей группе
  • Комплексно-тематическое планирование по разделу формирование элементарных математических представлений образовательной области «Познание»
  • Сценарий занятия по формированию элементарных математических представлений средний дошкольный возраст
  • Числовая прямая как средство обучения дошкольников навыкам арифметических действий
  • Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике в детском саду «Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4, 5 Соотнесение цифры с числом»
  • Занятие для подготовительной группы детского сада «Весёлое путешествие в страну Математика»

Математика для маленьких детей довольно сложная наука, которая может вызвать трудности во время обучения в школе. Кроме того, далеко не все дети имеют математический склад ума, и не у всех есть природная тяга к точным наукам. Поэтому развитие у дошкольника интереса к математике в раннем возрасте значительно облегчит ему обучение в школе. Ведь современная школьная программа довольна насыщенна и далеко не проста даже для первоклашки.

Почему это так важно?

  1. Математика является одним из наиболее значимых, предметов. Однако именно он зачастую вызывает у учащихся немалые трудности
  2. Изучение этого предмета благотворно сказывается на познавательных способностях ребенка (мышлении, памяти, речи)
  3. Математические навыки совершенствуют эмоционально-волевую сферу, формируют настойчивость и целеустремленность
  4. Совершенствуется основы воображения ребенка


Роль математики в жизни

Какие навыки должны быть сформированы у ребенка к концу дошкольного периода?

К окончанию дошкольного периода ребенок должен обладать следующими математическими умениями и навыками:

  • Способность к сравнению величин по базовым признакам; сформированность представлений о понятиях «больше-меньше», «выше-ниже» и т.д.
  • Способность к группировке предметов по их базовым свойствам (основы – величина, цвет, назначение, материал, форма)
  • Способность к сопоставлению части-целого; умение собирать картинку не менее чем из 12-24 фрагментов
  • Сформированные навыки счета и умение производить математические операции с числами в пределах десяти
  • Сформированность у детей количественных и качественных представлений предмета


Суть математического развития

Необходимые условия проведения математических занятий с ребенком

На чем строится теория и методика математического развития для дошкольников? Для того чтобы занятия были по-настоящему интересны для ребенка, а информация усваивалась им быстрее и легче, их необходимо строить с учетом следующих рекомендаций:

  1. Использование наглядного дидактического материала, подобранного с учетом возрастных и других индивидуальных особенностей ребенка
  2. Наличие у занятия четкого сюжета, согласно которого будет происходить его развитие
  3. Подбор задач в строгом соответствии с возрастными особенностями ребёнка, уровнем его интеллектуального развития
  4. Использование разнообразных методов и форм для создания основы работы (к ним можно отнести решение логических задач, дидактические игры, работа с раздаточным материалом и т.д.)
  5. Многозадачность (направленность на развитие пространственных, временных, количественных представлений)
  6. Использование игровой формы ведения занятий
  7. Акцент на формировании игровой мотивации; элементы сюрпризов и внезапности
  8. Помощь ребенку не только в освоении определенной системы знаний и навыков, но также развитие у него навыков самостоятельной познавательной активности, независимости суждений и т.д.
  9. Формирование оптимальной развивающей среды для развития у ребенка базовых познавательных процессов
  10. Научение детей восприятию количественных и качественных особенностей предмеов, формирование соответствующих представлений


Задачи развития математических способностей

Какие методы лучше всего использовать для развития математических представлений дошкольника?

Наглядный метод играет наиболее важную роль в обучении детей математике, особенно – если речь идет о младшем дошкольном периоде.


Методы развития математических знаний

Различают следующие разновидности наглядного метода обучения:

  • Работа с раздаточным, либо демонстрационным материалом. Использование бессюжетного или сюжетного метода (за основу можно взять сюжет любой знакомой ребенку сказки, где фигурировали бы счет или числа)
  • Объемный или плоскостной. Занятия с использованием специальных счетных материалов (например, детских счет, палочек, кубиков и т.д.)
  • Самодельный, либо фабричный.


Раздаточный материал для математических занятий
Для того чтобы эффективнее использовать наглядный материал, необходимо строить развивающие занятия с учетом следующих закономерностей:

  1. Изучение каждой новой темы должно начинаться с более объемного наглядного материала. Это упростит его восприятие ребенком
  2. По мере взросления ребенка необходимо сделать так, чтобы доля объемного и сюжетного наглядного материала понижалась, а доля плоского и бессюжетного возрастала
  3. Желательно использовать несколько типов наглядного материала для решения одной программной задачи
  4. Очень желательно заранее ознакомить ребенка с новым для него для него материалом

Отдельно стоит рассмотреть требования, предъявляемые к наглядным пособиям.


Дидактический материал для занятий
Как мы уже указали выше, он может быть как готовым заводским, так и сделанным руками родителей. Тем не менее важно, чтобы он соответствовал следующему:

  • Гигиеничность. Игрушки должны быть сделаны из экологически чистых, безопасных материалов и иметь все необходимые сертификаты
  • Эстетичность. Привлекательный материал скорее привлечет внимание ребенка
  • Реальность, позволяющая ребенку воспринимать изучаемый материал без искажений
  • Прочность и надежность
  • Разнообразие и достаточное количество для возможности использовать вариативные техники
  • Принцип логического построения, объединяющего основы материала
  • Однородность


Игровой уголок с дидактическим материалов
Существенным плюсом практического метода обучения является то, что он в наиболее полной степени объясняет ребенку то, зачем он изучает тот или иной материал. И как именно полученные знания смогут пригодиться ему в будущем?

  1. Активное применение на практике разнообразного дидактического материала
  2. Выполнение разнообразных как умственных, так и практических действий
  3. Развитие навыка прогнозирования результата действий с дидактическим материалом различного вида
  4. Не только привитие ребенку математических навыков, но и подробное разъяснение их роли в жизни ребенка (в игровой деятельности, в быту и т.д.)

Словесный метод обучения строится на непосредственном взаимодействии ребенка с родителем, либо воспитателем.

Именно поэтому основные требования, предъявляемые к этому методу, будут направлены на речь участников процесса

Речь родителя, либо воспитателя, должна быть:

  • Грамотной
  • Четкой
  • Эмоциональной и живой
  • Доступной
  • Доброжелательной
  • Умеренно громкой


Развитие речи на занятиях по математике
Темп речь, ее интонацию и другие особенности необходимо корректировать в зависимости от индивидуально-возрастных особенностей ребенка. Например, ребенок младшего дошкольного возраста намного лучше воспринимает довольно медленную речь; несформированные процессы памяти требуют многократных повторений.


Развитие логики и пространственного мышления в игровой форме

Разговаривая с ребенком более старшего возраста, можно несколько ускорить темп речи, а также активнее использовать проблемные ситуации.

Определенные требования предъявляются также и к речи детей. Она должна быть:

  • Грамотная
  • Содержать необходимую математическую терминологию и основы математики по возрасту
  • Разборчивая и понятная
  • Ребенок должен говорить полными распространенными предложениями с правильным грамматическим строем
  • Иметь достаточную громкость

Цифры, количество, счет

Дети знакомятся с числами 0…20, учатся писать печатные цифры в тетради. Обучаются счету в пределах 20, с использованием порядковых числительных (второй, пятый). Учатся сравнивать соседние цифры. Знакомятся с такими понятиями как меньше, больше, одинаковое количество. Преобразовывают равенства в неравенства и наоборот. Знакомятся с математическими знаками + — = < >. Учатся сопоставлять число, цифру, количество предметов до 20. Обучаются счету 2-ми и 3-ми в пределах 21. Изучают состав числа первого десятка. Придумывают по рисункам задачи и решают их с опорой на наглядность.

Ориентировка в пространстве

1) Дошкольники учатся определять положение предметов в пространстве — справа, слева, внизу, вверху.

2) Определять направление движения — справа налево, сверху вниз, назад, вперед, в противоположную сторону, в том же направлении;

3) Знакомятся с понятиями – близко и далеко, низко и высоко, ближе, дальше, рядом.

4) Определяют свое положение в пространстве – вне или внутри. Среди предметов: на, в, под, над, перед, между, к, от, через.

5) Ориентируются на листке бумаги, в столбике и строчке клеток.

Формирование элементарных представлений о времени

В детском саду можно активно формировать у детей элементарные знания о времени. Дети должны знать все четыре части суток, называть, в какое время суток они ложатся спать, а когда пора вставать и идти в садик. В этом процессе большую роль отводят режиму дня в группе.

Воспитатель называет время суток и говорит, что детки должны сейчас делать: завтракать ли, идти ли на прогулку или у них будет сончас.

С детьми регулярно должны проводиться беседы, в которых упоминаются части суток, объясняется, почему то или иное действие должно осуществляться в определенное время суток (спать — ночью, умываться и завтракать — утром, гулять, обедать — днем, вечером — в кругу семьи играть, заниматься различными видами деятельности).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]