Программа «Детство».
Уважительное отношение к промыслам родного края, к художественному наследию России. Проявление интереса к творческому труду. Проявление предпочтений.
Посещение музея.
Представления о музее как о сокровищнице ценностей и произведений искусства. Экспонаты и коллекция. Интерес к посещению музеев, галерей; знание и стремление соблюдать правила поведения в музее.
Развитие продуктивной деятельности и детского творчества
Задачи образовательной деятельности:
Развивать изобразительную деятельность детей: самостоятельное определение замысла будущей работы, стремление создать выразительный образ, умение самостоятельно отбирать впечатления, переживания для определения сюжета, выбирать соответствующие образу изобразительные техники и материалы, планировать деятельность и достигать результата, оценивать его, взаимодействовать с другими детьми в процессе коллективных творческих работ. Развивать технические и изобразительно-выразительные умения.
Поддерживать личностные проявления старших дошкольников в процессе освоения искусства и собственной творческой деятельности: самостоятельность, инициативность, индивидуальность, творчество.
Продолжать развивать эмоционально-эстетические, творческие, сенсорные и познавательные способности.
Содержание образовательной деятельности
Развитие умений определять замысел будущей работы, самостоятельно отбирать впечатления, переживания для определения сюжета, создавать выразительный образ и передавать свое отношение.
Проявление инициативы в художественно-игровой деятельности, высказывание собственных эстетических суждений и оценок.
Развитие умений планировать деятельность, доводить работу до результата, оценивать его; экономично использовать материалы. Знакомство со способом создания наброска. Умение рисовать контур предмета простым карандашом. Освоение новых, более сложных способов создания изображения.
Создание изображений по представлению, памяти, с натуры; умения анализировать объект, свойства, устанавливать пространственные, пропорциональные отношения, передавать их в работе.
Изобразительно-выразительные умения
Продолжение развития умений выделять главное, используя адекватные средства выразительности.
Использование цвета как средства передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения главного в картине; свойства цвета (теплая, холодная гамма), красота, яркость насыщенных или приглушенных тонов. Умения тонко различать оттенки (развитое цветовое восприятие). Умения подбирать фон бумаги и сочетание красок. Развитие умений передавать многообразие форм, фактуры, пропорциональных отношений . В изображении предметного мира: и передавать сходства с реальными объектами; при изображении с натуры передавать характерные и индивидуальные признаки предметов, живых объектов; при изображении сказочных образов передавать признаки необычности, в сюжетном изображении передавать отношения между объектами, используя все средства выразительности и композицию: изображать предметы на близком, среднем и дальнем планах, рисовать линию горизонта; в декоративном изображении
создавать нарядные, обобщенные образы; украшать предметы с помощью орнаментов и узоров, используя ритм, симметрию в композиционном построении; украшать плоские и объемные формы, предметные изображения и геометрические основы.
Перспективное планирование НОД в старшей группе (по программе «Детство»)
26.03.15 | Безопасность на дороге | В.Н. Волчкова стр.182 |
30.03.15 | Растения легкие Земли | В. Н. Волчкова стр.84 |
06.04.15 | Как вести себя в цирке? | В.Н. Волчкова стр.145 |
09.04.15 | Природа родного края | конспект |
13.04.15 | Где растения любят жить? | В.Н.Волчкова стр.87 |
20.04.15 | Кто нас обувает и одевает? | В.Н. Волчкова стр.33 |
23.04.15 | Ядовитые грибы и ягоды | В.Н. Волчкова стр.198 |
27.04.15 | Кто больше всех радуется весне? | В.Н. Волчкова стр.97 |
07.05.15 | Путешествие по реке Кубань | Т.П. Хлопова стр.69 |
18.05.15 | Искусственные материалы необходимы | В. Н. Волчкова стр.98 |
21.05.15 | Безопасность на природе | В.Н. Волчкова стр.195 |
25.05.15 | Земля – наш общий дом | В.Н. Волчкова стр.119 |
Список используемой литературы.
Математика. Старшая группа. Разработки занятий. Части I и IIАвтор: Жукова Р.А. Издательство: ИТД «Корифей» 2009 г.
Волчкова В.Н., Степанова Н.В.: Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006
Д.Г. Шумаева: Как хорошо уметь читать: Обучение дошкольников чтению: Программа-конспект. СПб.: Акцидент, 1998 г
Волчкова В.Н., Степанова Н.В.: Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2008
Волчкова В.Н., Степанова Н.В.: Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2008 г.
Волчкова В.Н., Степанова Н.В.: Конспекты занятий в старшей группе детского сада. ИЗО. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2008
Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 5-7 лет. Конспекты занятий.- М.: ТЦ Сфера, 2010.-224с.- (Развитие речи).
Сборник статей и материалов, посвященных юбилею станицы Темижбекской. 200 лет станице Темижбекской.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты, занятия, методические рекомендации. Старшая группа.- М.: Карапуз-Дидактик, 2007 г.
Людмила Куцакова: Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий Издательство: Сфера, 2008 г.
Э.Гульянц, И.Базик , Что можно сделать из природных материалов Издательство: Москва «Просвещение»Год: 1991
Ирина Новикова: Конструирование из бумаги в детском саду. Издательство: Академия Развития, 2010 г.
Н.Н. Леонова Художественно- эстетическое развитие детей старшей группы ДОУ. Перспективное планирование, конспекты.- СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014г
Т.М. Бондаренко: Комплексные занятия в старшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2007г
Общая характеристика программ экологического образования дошкольников
Ознакомление дошкольников с природой в современных программах. Структура программ. Общая характеристика содержания знаний дошкольников о природе, его структурные компоненты.
В программе «Детство» раздел «Ребенок открывает для себя мир природы» предполагает обстоятельное знакомство детей с самыми различными явлениями из жизни растений, животных, их сообществ. Программный материал (для каждого возраста) включает четыре содержательных блока: первый — сведения о растениях, животных как представителях живой природы; дети познают особенности внешнего строения и жизненных функций организма (питание, дыхание и пр.), перед ними раскрываются связи живых существ со средой обитания, их неповторимость. Второй раскрывает перед детьми механизмы приспособительной взаимосвязи живых организмов со средой обитания; дети подробно знакомятся со свойствами различных сред, у них формируется представление о группах животных, проживающих в однородной среде. Третий блок знания о росте, развитии и размножении знакомых детям растений и животных; дети получают представления о последовательных изменениях организмов, цикличности процесса. Четвертый блок — знания экосистемного характера; дети знакомятся с растениями и животными, проживающими в одном сообществе и взаимозависимостью. Дети узнают также, что человек может по-разному воздействовать на сообщества живых организмов – может их разрушать, а может поддерживать.
На основе данной программы у детей в старшем дошкольном возрасте формируется большое количество разных обобщений – травы, кустарники, деревья, живое, неживое, сезонные изменения, рыбы, птицы, звери, среда обитания и др.
В программе «Радуга» «Мир природы» является составляющей познавательного развития детей, в рамках которого им дают информацию, развивают познавательные процессы, формируют отношение к окружающему миру — все вместе создает у детей образ мира, целостное представление об окружающем. В методическом материале программы имеется значительное количество занятий о растениях, животных, о планете Земля и строении Солнечной системы. Детям дается много географических знаний и экзотических сведений (о природе Африки, о динозаврах и др.), на основе сезонных наблюдений составляются «портреты» каждого месяца, детей знакомят с историей часов, календарей, глобусов. Дошкольники получают много интересных знаний, но недостаточно — экологических. Дети учатся созерцать природу, эмоционально откликаться на ее состояние, но важно и осмысливать увиденное, понимать, что оно означает. В программу включены привлекательные в познавательном отношении факты о мире и о природе, но они не могут обеспечить детям понимания природы, непосредственно окружающей ребенка, выработать ценностное отношение к ней. Не может способствовать этому и частое использование словесного метода — рассказа воспитателя, объяснения вместо наблюдений.
Программа «Мы» предполагает традиционные виды детской деятельности — наблюдение, моделирование, труд в природе, игра, изодеятельность и конструирование. С их содержанием и результатом автор связывает проявление у детей экологической и общечеловеческой культуры. Особое значение приобретает природоохранная деятельность, включенная в 4-й раздел «Азбуки экологии», которая может осуществляться старшими дошкольниками во все сезоны года. Это не только внимательное отношение к насекомым, к редким видам растений и животных, не только подкормка птиц зимой, но и бережное отношение к ним весной (в очень ответственное время, когда они выводят птенцов) экономия ресурсов планеты (воды и электроэнергии), бережное отношение к своему здоровью и забота о среде, в которой живут дети в детском саду.
Программа «Наш дом — природа». Разработана Н. А. Рыжовой (доктор педагогических наук).Основная цель экологической программы «Наш дом — природа» – воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.
Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом местных условий: эколого-географических, национально-культурных. Программа «Наш дом-природа» состоит из десяти блоков. Каждый включает обучающий и воспитывающий компоненты-знания о природе и развитие к детей разных аспектов отношения к ней (бережной заботы, умения видеть красоту и др.) Половина программы (пять блоков) рассматривает область неживой природы (вода, воздух, почва и др.), три блока посвящены живой природе — растениям, животным и экосистеме леса, два — взаимодействию человека с природой.
«Наш дом – природа» является авторской программой обеспечивающей преемственность в экологическом образовании дошкольников. Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.
Важное значение придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоциональному положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту. Дети приобретают также первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края. Программа предна значена для работы с детьми старшей и подготовительной к школе групп (5—7 лет). Именно в этом возрасте у детей появляется способность к осмыслению причинно-следственных связей и к абстрактному мышлению, что необхо димо для понимания существующих в природе взаимосвязей. Содержание программы и методика работы учиты вают психологические и физиологи ческие особенности этого возраста. Весь материал дается в доступной и привлекательной для детей форме.
Программа «Юный эколог» Одной из первых в 90-х годах появилась программа С. Николаевой «Юный эколог», созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников. «Юный эколог» — программа, направленная на формирование начал экологической культуры у детей 2-7 лет в условиях детского сада.
Основные цели подпрограммы: ознакомление детей с окружающим миром: разнообразием растений, животных, сезонных явлений, деятельности человека в природе; формирование у ребенка осознанного и гуманного отношения к природным явлениям, объектам и живым существам; формирование навыков ухода за обитателями уголков природы.
Экологический подход в ознакомлении детей с природой строится на главной закономерности природы — приспособлении живых организмов к среде обитания. Основные компоненты программы: передача ЗНАНИЙ об окружающем мире, формирование ОТНОШЕНИЯ к природе
Содержание программы отражает биоцентрический взгляд на природу, прослеживает взаимосвязь организма со средой обитания в разных аспектах как закономерные проявления морфофункциональной приспособленности любимых растений и животных к среде, как смену форм приспособительной взаимосвязи организма со средой в процессе его онтогенетического развития, как сходство разных живых существ, проживающих в однородной среде.
Программа «Юный эколог» включает в себя:
концептуальный научно обоснованный психолого-педагогический взгляд на проблему экологического воспитания дошкольников;
экологически обоснованный подход к построению содержания и методов обучения, отбор форм работы, как в детском саду, так и в семье;
подготовку персонала, особенно воспитателей и экологов (повышение уровня экологической культуры, экологической грамотности и эколого-педагогической готовности работе с детьми);
технологию формирования начал экологической культуры во всех возрастных группах.
Началом работы по экологическому воспитанию детей в детском саду является правильная организация природной зоны, той части помещения и участка дошкольного учреждения, на которой произрастают растения, содержатся какие-либо животные.
Программа А. Вересова «Мы земляне» имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания, она демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности. цель программы — создание условий для становления основ экологического сознания у старших дошкольников; в основе сознания — ценностное отношение к миру, система личностных смыслов.
Программа «Мы — земляне» исходит из философской концепции, в основе которой лежит идея: образование есть приобщение растущей личности к культуре.
Задачи программы:
обеспечение условий для выработки смысловых позиций, важнейшая из которых — позиция землянина;
творческое самовыражение ребенка и педагога;
развитие способностей ребенка;
обогащение детей знаниями.
В основе программы лежат три подхода: естественнонаучный, натуралистический и гуманистический (гуманитарный).
Суть естественнонаучного подхода экология рассматривается как часть биологии, изучающая в специфических аспектах проблемы взаимодействия организма и окружающей среды. Этот подход можно было бы назвать «экологией выживания». И если система экологического воспитания строится на основе такого подхода, то его целью не может быть ни что другое, как защита от разрушительных воздействий среды. Заметим, что естественнонаучный подход в полном смысле становится возможным только в среднем и старшем школьном возрасте, когда дети начинают изучать биологию. Наиболее благоприятным периодом для формирования структур сознания (прежде всего рефлексивных) является старший дошкольный и младший школьный возраст.
Натуралистический подход. Его можно было бы определить как «экологию среды», ибо в его основе — изучение того, как гибнет и разрушается окружающая среда под воздействием результатов деятельности человека. Если экологическое воспитание строить на основе этого, очень популярного и исключительно важного подхода, то цель его не сможет выйти за рамки практической экологии (очистных мероприятий, экологических десантов и т. д.). Конечно, такие программы и мероприятия необходимы.
Принципы.
Научность. Этот принцип предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат для формирования основ мировоззрения, для развития познавательных интересов. У дошкольников можно и должно формировать систему научных понятий о природе, однако их содержание может быть объяснено через дошкольные виды деятельности. Опыт показывает, что большинство дошкольников с большим интересов относятся к природе. Однако нередко эти знания они черпают из рекламы, мультфильмов, сказок. Так, опросы детей старшей группы показал, что более 50% детей уверены, что крот питается клубникой (рекламный ролик), 94 % детей утверждали, что еж питается яблоками, грибами, орехами.
Доступность. В обучении дошкольников не следует употреблять научные термины, хотя содержание некоторых из них может быть объяснено в доступной и привлекательной форме (сосуды – живые трубочки).
Принцип воспитывающего и развивающего характера знаний. Так, дети осваивают свойства различных природных объектов: песка, глины, воды, снега, льда, что им помогает в конструктивно-игровой деятельности. Знания о животном организме, его потребностях в определенных условиях среды, о способах удовлетворения потребностей делают труд в природе осознанным, стимулируют активную позицию. Большое значение знания о природе имеют и для развития познавательной деятельности.
Гуманистичность. формирование человека, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни. Содержание экологического образования должно способствовать также формированию у ребенка представлений о человеке как части природы, воспитывать уважительное отношение ко всем формам жизни на планете.
Прогностичность. в результате экологического образования у детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений – умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время игр, труда в природе бытовых условиях.
Деятельностность. Экологические знания должны помочь понять ребенку, что нужно сделать для того, чтобы сохранить окружающую его самого и его близких среду. Он должен обязательно принимать участие в посильных ориентированных на природу видах деятельности.
Интеграция. интегрированным характером знаний о природе как таковых, во-вторых, рассмотрением природы как средства всестороннего развития личности ребенка, в-третьих, особенностями организации и методики всей работы в дошкольном учреждении. На дошкольном уровне реализация этого принципа осуществляется в экологизации всей деятельности педагогического коллектива и экологизации различных видов деятельности детей.
Конструктивизм. Данный принцип особо важен при отборе содержания знаний о природе именно для дошкольников. в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация. Последняя предполагает, что приводя отрицательные факты влияния человека на природу, педагог обязан показать ребенку положительный пример или вероятный выход из обсуждаемой ситуации. Крайне важно при этом подчеркнуть, что именно может сделать сам ребенок, его семья, детский сад, привести примеры успешного решения проблем, желательно на примере ближайшего окружения.
Регионализм. В работе с дошкольниками предпочтение должно быть отдано принципу регионализма, а не глобальности. Изучение глобальных проблем – кислотных дождей, утончения озонового слоя и т.п., информация о которых иногда включается в содержание занятий, представляется нецелесообразным. Объяснить сущность глобальных проблем в большинстве случаев воспитатель может только при помощи беседы.
Системность. Наиболее эффективным представляется формирование у ребенка системы знаний и организация системы различных видов детской деятельности.
Преемственность. Проблема преемственности в содержании знаний о природе заключается: — в упорядоченности, — в отборе основных компонентов этого содержания, — в соответствии их друг другу, — реализации принципа системности на всех ступенях дошкольного образования и в начальной школе, — отработке системы усложнения знаний по возрастающей, в зависимости от возраста детей.
Общая характеристика программ экологического образования дошкольников
Программа культурно-экологического воспитания «Семицветик»(В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова) направлена на обеспечение целостного и всестороннего развития творческих, способностей ребенка, экологической культуры и нравственности на основе комплексного использования разных видов искусств и организации детской творческой деятельности. Программа состоит из двух базовых блоков: «Природа», в котором раскрывается взаимосвязь элементов естественной природы, и «Человек», который знакомит детей с «рукотворной» природой, духовными ценностями своего народа и мировой культуры.
Цель программы «Юный эколог»(С.Н. Николаева) — заложить начала ценностного отношения к природе, к своему здоровью, вещам и материалам. Такое отношение строится на понимании зависимости жизни природы и человека. Значительное место в программе отведено творческим процессам: восприятию произведений искусства, словесно-литературному творчеству, рисованию иллюстраций к рассказам и сказкам, изготовлению самодельных книг и т.д.
Содержание программы «Мы — земляне»(Н.К. Вересова) интегрируется вокруг идеи «приобщения растущей личности к культуре». Цель программы — создание условий для становления экологической культуры через формирование отношения к своему дому как к безусловной ценности, и в связи с этим осмысление своего места и роли в мире, осознание своей ответственности за него. Ребенок и взрослый совместно открывают и осваивают средства, накопленные Культурой (игры, сказки, фольклор, живопись), используют их для творческого самовыражения в стихах, рисунках и т.д.
В программе «Наш дом — природа»(Н.А. Рыжова) внимание уделяется формированию ценностных ориентации, восприятию себя как части природы, осознанию взаимосвязи человека и природы; открытию ценности общении с природой. Приоритет отдается совместной практической деятельности воспитателя и детей. Существенное место в программе занимают художественно-эстетические виды деятельности: рисование, лепка, конструирование и др.
Целью программы «Планета — наш дом» (И.Г. Келавина) является развитие у детей чувства красоты природы, открытие ее разнообразия и уникальности, хрупкости и долговечности, формирование положительного эмоционального отношения к природе через расширение взаимодействия с объектами окружающего мира. Природная среда выступает источником формирования у детей ярких художественных и музыкальных образов. Через наблюдения и опыты, чтение художественной литературы и этические беседы, трудовую и художественно-продуктивную деятельность дети приобщаются к природе, учатся видеть ее красоту.
Программа «Мы»(Н.Я. Кондратьева) направлена на осознание многообразия связей человека с природой. Содержание развертывается от познания внутренних связей живого к освоению внешних связей организма и среды и далее — к раскрытию многообразных связей живого в экосистеме. У детей развиваются представления о целостности и самоценности природы. Средствами формирования эмоционально позитивного опыта общения с природой выступают наблюдение, моделирование, игра, рисование, конструирование.
В содержании современных программ экологического образования дошкольников акцент ставится на формировании у детей понимания единства человека и природы, которое способствует психологической включенности личности в мир природы, делает ее экологичной.