Преимущество методики «Палочки Кюизенера»
С палочками удобно выполнять очень много разных заданий и упражнений, даже порой далеко не связанных с математикой. Как я уже выше упомянула, их можно использовать для формирование творческого потенциала, представлений о цвете и т.п.
Таким образом, ни один ребёнок с палочками Кюизенера точно не заскучает. Скажу по секрету, они мне и самой очень помогают справиться с различными стрессово-жизненными ситуациями. Начинаешь с ними заниматься, и сразу все тревожные мысли куда-то улетучиваются. А перед тобой появляется возможность творить и удивлятся, восхищаться и радоваться.
Игры и упражнения для детей 5-7 лет
Для дошколят среднего и старшего возраста занятия становятся более сложными, так как предполагается наличие у них достаточно устойчивых знаний. Поэтому игры будут направлены на решение развивающих задач:
1. Развитие психических процессов: пространственного мышления, воображения, мелкой моторики:
- составить плоскую картинку из брусочков, используя геометрические фигуры;
- создать из брусков объемную конструкцию: колодец, домик, крепость;
- построить лабиринт или картинку по предложенной схеме. Ребенок сразу же видит результаты своего труда, при этом формируются не только базовые навыки мышления и запоминания, но и чувство прекрасного, любовь к эстетике и художественному самовыражению. Например, это могут быть цветы; изображения людей и животных; объекты неживой природы;
- выложить на столе фигуры по инструкциям (положить на стол красную, зеленую расположить справа от нее);
- пересказать фольклорную сказку “Заюшкина избушка” и построить дома для каждого из героев (ледяной домик лисы сделать из палочек холодных оттенков, а деревянный заячий – из теплых тонов);
- перенести фигуру из плоскости в пространство (построить ее по нарисованному макету);
- найти в комнате все предметы, равные оранжевому бруску, предметы такого же цвета;
- на расчерченный лист разложить брусочки в соответствии с цветом и размером, заданным на рисунке;
- построить дом: на деталь определенной длины надо положить две меньшие так, чтобы они совпали по длине, и таким образом “возвести” стены, потом поперек положить другие палочки в качестве крыши.
2. Запоминание цветов:
- сложить “поезд”, состоящий из вагончиков-брусков, в цветную полоску в определенной последовательности (например, чтобы зеленый вагон был правее красного, но левее желтого);
- собрать из одних оттенков брусков “семейство” из трех человечков, каждому из которых построить дом с условиями, что самый большой человечек будет жить только в желтом доме и т.д.;
- разложить все бруски одного “семейства” по порядку от самого яркого до самого бледного цвета;
- достать из коробки, где лежит набор, брусок продиктованного цвета;
- методом исключения угадать брусок по характеристикам, задавая закрытые вопросы, на которые ответ будет да или нет.
3. Усвоение натурального ряда чисел, понятий больше, меньше, равно:
- последовательно разложить палочки в соответствии с их цветом, длиной;
- выстроить из брусков лесенку от большего числа к меньшему и наоборот, а потом “пройтись” по этой лесенке пальчиками, вслух называя пройденные числа;
- положить на места пропущенных номеров на улице, изображенной на листе бумаги, подходящие брусочки (улица делится пополам дорогой, на одной стороне которой стоят четные дома, а на другой – нечетные);
- положить параллельно друг другу три оранжевые палочки Кюизенера, а справа четыре такого же цвета, и определить, какая из получившихся фигур шире остальных, а какая самая узкая;
- насколько розовый брусок короче синего? Какой смог бы уместиться между ними?
- найти в лесенке пропущенную ступеньку;
- определить, какая деталь самая длинная, и проверить это наложением ее на остальные;
- взять в правую и левую руку как можно больше палочек, а потом подсчитать, в какой руке сумма чисел была больше;
- из четырех белых кубиков выложить квадрат, потом один из брусков фигуры убрать; определить, какая часть от кубика больше – четверть или половина;
- назвать все палочки, длиннее красной и короче синей.
4. Усвоение вычислительных действий:
- из нескольких одинаковых палочек составить по длине такую же, как черная, желтая, бордовая;
- сделать то же самое, но из нескольких разных палочек;
- обозначить палочки за деньги (красная равна двум условным единицам, синяя – трем) и купить разные предметы в комнате, посчитав, сколько денег есть в “бюджете” и сколько стоят вещи;
- с закрытыми глазами взять в руки несколько палочек, потом сосчитать их сумму и заменить две из них на одну, чтобы значение суммы не изменилось;
- составить из палочек каждое из чисел от одиннадцати до двадцати;
- с закрытыми глазами вытянуть пару палочек разной длины и определить цвет второй, если первая – синяя;
- измерить длину книги, карандаша, стола с помощью палочек;
- освоить сложение. Если положить красный брусочек, а рядом голубой с белым, получатся отрезки одинаковой длины (4=3+1). Постепенно усложняйте задания, добавлять примеры, в которых какая-то из двух палочка исчезла, то есть примеры на вычитание.
Описание набора «Палочки Кюизенера»
Палочки представляют собой не всегда и не совсем палочки. Этакие брусочки, а при небольшой длине, так и вовсе кубики. Размер брусочков от 1 до 10 см. По количеству есть наборы попроще, включающих в себя 116 брусочков, а есть наборы традиционно-классические с 241-й палочкой.
Раскрашены они в 10 цветов различных оттенков. Для полноценных занятий с ребёнком я предпочитаю выбирать набор, где палочек побольше.
Игры с палочками Кюизенера для детей от 3 до 5 лет
Для деток постарше отличными помощниками в играх станут такие пособия как:
- Комплект игр «На золотом крыльце» для детей от 3 до 9 лет.
- Игровые развивающие ситуации для детей 3-4 лет «Веселые цветные числа».
- Альбом-игра «Дом с колокольчиком» для детей от 3 до 5 лет.
Эти пособия научат ребят сравнивать предметы по длине, ширине, расположению в пространстве; определять и называть числовые значения цветных палочек; осваивать счет; находить признаки сходства и различия между предметами; обобщать по цвету, количеству, числу.
— Анечка, к нам сегодня в гости пришли Мальвина с Буратино. Ой, что-то случилось с их одеждой. Аня, они просят тебя помочь им. Укрась, пожалуйста, их одежду разноцветными палочками.
— Ой, какие милые мальчики. Давай посмотрим, кто из них самый высокий, а кто — самый низкий. Рост их измерим с помощью волшебных палочек.
Пособие с игровыми развивающими ситуациями для детей 3-4 лет «Веселые цветные числа» помимо интересных карточек включает в себя разноцветные полоски, разделенные на квадраты таких же цветов, как и палочки Кюизенера. Эти полоски можно вырезать и использовать их вместо палочек.
— Анечка, давай построим квадратный коврик для кошки и котенка. Только будь внимательна. Коврик для котенка должен быть маленьким, а коврик для кошки — большим.
Треугольники
Цель: закрепление счета в пределах 3-х, навыков ориентировки в пространстве.
Детям предлагаются по три палочки красного, желтого и голубого цветов. Педагог дает задание построить треугольники из палочек одного цвета. Далее мы считаем треугольник по количеству и порядку:
- сколько треугольников?
- который по счету красный (желтый, голубой);
- какой треугольник в центре (справа, слева).
Задание можно усложнить и предложить детям конкретные задания: в центре сделать желтый треугольник, справа голубой, слева красный и т.д.
Рамки для картин
Цель: обучение соотнесению предметов по размеру.
Детям даются палочки разного цвета в пределах 4-х. Дети играют в художников, они выкладывают на столе рамочки для картин, Для этого выбирается картинка и вокруг нее из палочек делается рамочка. Важно чтобы дети соотносили размеры картины и размеры палочек. Можно посчитать количество палочек, закрепить название цветов. В качестве усложнения предлагается использовать по две коротких по две длинных палочки – чтобы рамочки были не квадратные, а прямоугольные. Снова считаем палочки и закрепляем состав числа 4.
Скворечники
Цель: закрепление счета в пределах 5, умения преобразовывать предметы.
Детям даются палочки: 2 желтые, 2 красные, 2 голубые, 1 черная и 1 белая. Педагог предлагает построить (сложить) домик из палочек. Для этого сначала вспоминаем сколько стен, где пол и потолок, что должно быть одинаковой длины (пол и потолок, стены), какая бывает крыша. Дети делают домик так, чтобы в основе был квадрат.
Воспитатель загадывает загадку про скворечник и показывает рисунок. Предлагает изменить домик так, чтобы получился скворечник (укоротить пол и потолок). Считаем палочки, сравниваем длину.
Игры с палочками Кюизенера для детей от 2 до 3 лет
Для игр с малышами идеально подойдут такие пособия как:
- Альбом-игра «Вместе весело играть» для детей от 2 до 3 лет.
- Альбом-игра «Волшебные дорожки для самых маленьких» (от 2 до 3 лет).
Малыши смогут выкладывать с помощью палочек по образцу простейшие изображения, а также познакомиться с основными цветами и такими понятиями, как «одна — много», «высокая — низкая».
— Анечка, посмотри, кто к нам сегодня пришел в гости. Так ведь это настоящая сороконожка. По синей дорожке спешит сороконожка. А чтобы ей было удобно ползти, дорожку давай мы ей из палочек построим.
— Аня, наши друзья мышки попали в беду. За ними охотится хитрый кот Васька. Давай скорей спрячем мышек в домиках. Для этого мы закроем домики нашими чудо-палочкам, и злой кот Васька не сможет найти мышек. Закрывай скорей окошки — ты спасешь мышей от кошки.
Змейка
Цель: закрепление понятий «один» и «много», умения составлять группу предметов.
Для игры используются палочки двух цветов: розовые и голубые (по 4). Детям предлагается выложить две змейки с поднятыми головами (голубую и розовую), для этого три палочки кладутся горизонтально, а одна вертикально. Предлагаем сравнить змейки по длине, проводим пальчиком по палочкам и определяем, какая длиннее.
Как же можно заниматься с палочками Кюизинера:
- Просто игра на начальном этапе. Дети перебирают их, раскладывают по-разному и просто играют ими как обычными кубиками, изучая, в ходе игр и занятий, цвет, размер и форму.
- Использование для сопоставления их как аналоги чисел, обозначая разницу между ними. Ребёнок наглядно ощущает разницу между понятиями больше и меньше.
- Оперировать палочками, обозначая операции сложения и вычитания. Здесь палочки используются в качестве наглядного пособия для обучения понятиям из курса элементарной математики.
- Играть с палочками и выкладывать их как мозаику. При этом узнавать их числовые значения и возможности сравнения их как аналогов чисел.
- Постепенно подводить к идее арифметических операций, которые с наглядной помощью тактильно и визуально знакомых предметов, становятся куда более доступными их пониманию.
Существует множество способов, как заниматься с палочками Кюизинера.
Например, с детьми в возрасте от двух до четырёх лет можно поиграть следующим образом:
- Знакомимся с палочками. Вместе с ребёнком рассмотрите, переберите, потрогайте все палочки, расскажите какого они цвета, длины.
- Выкладываем из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики, гаражи.
- Выкладываем лесенку из 10 палочек Кюизенера от меньшей к большей и наоборот. Пройдитесь пальчиками по ступенькам лесенки, можно посчитать вслух от 1 до 10 и обратно.
- Выкладываем лесенку, пропуская по 1 палочке. Ребёнку нужно найти место для недостающих палочек.
- Можно строить из палочек, как из конструктора, объёмные постройки: колодцы, башенки, избушки и т. п. Раскладывать палочки по цвету, длине. «Найди палочку того же цвета, что и у меня. Какого они цвета?» «Положи столько же палочек, сколько и у меня». «Выложи палочки, чередуя их по цвету: красная, жёлтая, красная, жёлтая» (в дальнейшем алгоритм усложняется).
- Выложите несколько счётных палочек Кюизенера, предложите ребёнку их запомнить, а потом, пока малыш не видит, спрячьте одну из палочек. Ребёнку нужно догадаться, какая палочка исчезла.
- Выложите несколько палочек, предложите ребёнку запомнить их взаиморасположение и поменяйте их местами. Малышу надо вернуть все на место.
- Выложите перед ребёнком две палочки: «Какая палочка длиннее? Какая короче?» Наложите эти палочки друг на друга, подровняв концы, и проверьте.
- Выложите перед ребёнком несколько палочек Кюизенера и спросите: «Какая самая длинная? Какая самая короткая?»
- Задание найти любую палочку, которая короче синей, длиннее красной.
- Разложите палочки на 2 кучки: в одной 10 штук, а в другой 2. Спросите, где палочек больше и на сколько.
- Задание показать палочку, чтобы она была не жёлтой (не красной и т.д.).
- Попросите найти 2 абсолютно одинаковые палочки Кюизенера. Спросите: «Какие они по длине? Какого они цвета?»
- Постройте поезд из вагонов разной длины начиная от самого короткого и заканчивая самым длинным. Спросите, какого цвета вагон стоит пятым, восьмым. Какой вагон справа от синего, слева от жёлтого. Какой вагон тут самый короткий, самый длинный? Какие вагоны длиннее жёлтого, короче синего.
- Выложите несколько пар одинаковых палочек и попросите ребёнка «поставить палочки парами».
- Из нескольких палочек нужно составить такую же по длине, как бордовая, оранжевая. Из нескольких одинаковых палочек нужно составить такую же по длине, как оранжевая. Сколько белых палочек уложится в синей палочке? С помощью оранжевой палочки нужно измерить длину книги, карандаша и т. п.
- «Найди в наборе самую длинную и самую короткую палочку. Поставь их друг на друга; а теперь рядом друг с другом».
- «Выбери 2 палочки одного цвета. Какие они по длине? Теперь найди 2 палочки одной длины. Какого они цвета?»
- «Возьми любые 2 палочки и положи их так, чтобы длинная оказалась внизу».
- Положите параллельно друг другу три бордовые счётные палочки Кюизенера, а справа четыре такого же цвета. Спросите, какая фигура шире остальных, а какая самая узкая.
- «Поставь палочки от самой низкой к самой большой (параллельно друг другу). К этим палочкам пристрой сверху такой же ряд, только в обратном порядке». (Получится квадрат).
- «Положи синюю палочку между красной и жёлтой, а оранжевую слева от красной, розовую слева от красной».
- «С закрытыми глазами возьми любую палочку из коробки, посмотри на неё и назови какого она цвета» (позже можно определять цвет палочек даже с закрытыми глазами).
- С закрытыми глазами найди в наборе 2 палочки одинаковой длины.
- Одна из палочек у тебя в руках синяя, а другая тогда какого цвета?»
- «С закрытыми глазами найди 2 палочки разной длины. Если одна из палочек жёлтая, то можешь определить цвет другой палочки?» «У меня в руках палочка чуть-чуть длиннее голубой, угадай её цвет». «Назови все палочки длиннее красной, короче синей», — и т. д.
- «Найди две любые палочки, которые не будут равны этой палочке».
- Строим из палочек Кюизенера пирамидку и определяем, какая палочка в самом низу, какая на самом верху, какая между голубой и жёлтой, под синей, над розовой, какая палочка ниже: бордовая или синяя.
- «Выложи из двух белых палочек одну, а рядом положи соответствующую их длине палочку (розовую). Теперь кладём три белых палочки — им соответствует голубая», — и т. д.
- «Возьми в руку палочки. Посчитай, сколько палочек у тебя в руке». Из каких двух палочек можно составить красную? (состав числа)
- У нас лежит белая счётная палочка Кюизенера. Какую палочку надо добавить, чтобы она стала по длине, как красная.
- Из каких палочек можно составить число 5? (разные способы)
- «Составь два поезда. Первый из розовой и фиолетовой, а второй из голубой и красной». «Один поезд состоит из голубой и красной палочки. Из белых палочек составь поезд длиннее имеющегося на 1 вагон».
- «Составь поезд из двух жёлтых палочек. Построй поезд такой же длины из белых палочек». Сколько розовых палочек уместится в оранжевой? и т.д.
Игры с палочками Кюизенера для детей от 5 до 9 лет
Для старших деток отличным подспорьем для игр будут такие пособия, как:
- Комплект игр «На золотом крыльце» для детей от 3 до 9 лет.
- Комплект игр «Посудная лавка. Кростики» для детей от 5 до 8 лет.
С помощью этих комплектов ребята с легкостью познакомятся с принципом окраски палочек, с соотношениями цвет — длина — число; смогут распознать закономерность и выкладывать палочки в соответствии с ней; сумеют выкладывать (воспроизводить) предмет по его контуру, освоят операции «декодирования» изображений; познакомятся с симметрией; научатся ориентироваться на плоскости и работать с системой координат.
— Жили-были разноцветные палочки. Лежали они в тесной коробке. И вот однажды, когда все палочки были высыпаны из коробки, они решили построить себе разноцветные домики и жить там семьями.
— Анечка, давай расколдуем маленького котеночка и выложим его из палочек.
Интересными карточками являются карточки с заданиями, позволяющими самостоятельно выкладывать изображение по схеме.
К заданиям повышенной сложности относятся карточки, содержание изображение, закодированное цифрами. Юному игроку необходимо «декодировать» данное изображение и построить его с помощью палочек.
Отличным пособием является математическая игра «Посудная лавка. Кростики» для детей от 5 до 8 лет. В данном пособии ребятам предлагаются задания на конструирование в системе координат. Выполнение заданий такого уровня сложности вначале было непосильно даже для моей старшей 8-летней дочки Маши.
Деревня
Цель: обучение сравнению предметов с помощью условной мерки; закрепление умений ориентироваться в пространстве.
Каждый ребенок получает «участок земли» (карточку) и строительный материал (палочки) и строит свой домик в деревне: дом, забор, сарай и гараж, сажает дерево и т.д. Важно, чтобы ребенок рассказал, что он построил, что слева, что справа, что за домом. Карточки объединяются, и получается деревня. А вот теперь можно сравнить, чей дом (дерево, забор) выше (ниже), длиннее. В спорных ситуациях учим детей пользоваться условной меркой – самой маленькой палочкой – белой, которая обозначает число «один».
Разноцветные фигуры
Цель: формирование обобщенных понятий: треугольник, четырехугольник, многоугольник.
Детям даются наборы палочек, чтобы одинаковой длины было не более чем по две палочки. Дается задание построить фигуру: треугольник, четырехугольник, пятиугольник и т.д. Каждый раз фигуры сравниваются. Должно быть много неправильных треугольников. Задаем вопрос: ты уверен, что у тебя треугольник? Как докажешь? Аналогичная работа проводится и с другими фигурами.
Зоопарк
Цель: развитие образного мышления, конструктивных способностей, закрепление знания названий животных.
Детям даются наборы цветных палочек. Эта игра может проводиться по образцу (схематичные рисунки животных), а может полностью полагаться на детскую фантазию. Важно, чтобы другие дети угадали, какого животного изобразил ребенок с помощью палочек.
Правила использование палочек Кюизенера
Как и любое дидактическое пособие палочками можно заниматься, поэтапно усложняя задания для ребёнка.
Первый этап — игра с цветом
В зависимости от возраста ребёнка палочки используются по-разному. В возрасте 2.5-3 лет палочки Кюизенера просто раскладываются, группируя по цвету, длине. Можно задания усложнять — предложить собирать группами по три палочки разного цвета (красный, синий, зелёный) и таких групп собрать три, например.
Рисунок 1
В 2-3 года ребёнок уже сможет выкладывать дорожки, чередуя палочки по цвету. Также и дорожки можно выкладывать по определённой схеме: красная — белая, красная — белая. Либо красная-белая-синяя-белая-красная. В середине окажется синяя палочка.
Рисунок 2
Второй этап — добавляем размер
Затем задания выполняются на обучение размерам. Выбирают палочки конкретного размера в одну группу, другой размер — в другую группу, а самые маленькие — в третью.
Рисунок 3
Возможно устраивать пирамидки по размеру. Снизу ложится палочка самая длинная, на неё покороче, а сверху — самая короткая.
Рисунок 4
Третий этап — цвет плюс размер
Теперь задания придумываются, чтобы палочки Кюизенера использовались уже и с цветом, и по размеру. Выбрать все красные палочки в одну группу, синие — в другую, зелёные — в третью (см.рисунок 1).
Далее выбрать палочки одного цвета, но разного размера и построить пирамидку, как в примере второго этапа на рисунке 4.
Задание с усложнением — построить пирамидки, чередуя цвет и размер палочек как на рисунке.
Рисунок 7
Усложняем задание и даём схему, по которой необходимо разложить палочки Кюизенера. Это может быть домик, ёлочка или что-то ещё.
Рисунок 8
А можно вообще сложить шикарный ковёр из палочек.
Рисунок 9
Такие задания помогают развивать внимание, фантазию, а самое главное, мелкую моторику. Продолжаю логическую цепочку — а развитие мелкой моторики приводит к чему? Правильно, стимулирует специальные области головного мозга, отвечающие за развитие речи.