Организация опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе
Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе, — это особо важный процесс, который позволяет сформировать или расширить уже имеющиеся представления у дошкольников об объектах неживой и живой природы, что возможно благодаря самостоятельному познанию.
Такая техника характеризуется внедрением практически во всех случаях работы воспитателя, от прогулок и внеклассовых занятий, до определенного досуга исходя из тематики беседы.
Подобный процесс исследования значительно повышает общую мотивацию учащихся, потому как в этом случае присутствует научная методология, — дошкольники испытывают яркие и положительные эмоции, которые развиваются вследствие ощущения собственной значимости и ответственности в рамках определенной работы.
Помимо этого, дошкольник с энтузиазмом ожидает видимый результат от собственной работы, пытается получить больший объем информации и опыта от педагога и окружающего мира.
Задачи опытно-экспериментальной деятельности
Качества, характерные для исследовательской деятельности, наблюдаются у ребенка уже с 2 лет. В этом случае проведение экспериментов с предметами или явлениями происходит с помощью наиболее простых действий: размазать краски по листу, испытать что-либо на прочность, попробовать на вкус.
Ребенок тянется к каждому объекту только с одной целью, — исследовать его.
Развитие мелкой моторки и общей координации движений позволяет малышу проводить собственные исследования намного насыщеннее, при этом фактор спонтанности в эксперименте сохраняется у детей до 5-6 лет.
Дошкольники в средней группе отличаются более продолжительными наблюдениями, посредством которых они могут развивать словарный запас, благодаря чему происходит стремление к использованию самостоятельных видов деятельности, при помощи которых они изучают полученные навыки.
Поэтому, основные цели, которые преследует опытно-экспериментальная деятельность в детском учреждении, характеризуются и в дальнейшем внедряются в педагогический процесс исходя из основной типологии задачи.
Описание задачи:
Задача | Описание, подробности |
Образовательная | У ребенка формируется общее представление о тех или иных предметах, явлениях, что позволяет выделить их основные качества и свойства. Также дошкольник начинает определять наличие какой-либо взаимосвязи между исследуемыми объектами. Формируется способность к выводам или открытиям. |
Развивающая | В этом случае основной акцент идет на развитие когнитивных или интеллектуальных способностей, ребенок начинает обобщать и анализировать. Также дошкольник развивает мелкую моторику рук, лучше понимает визуальные, сенсорные или слуховые ощущения, совершенствует память, внимание и речевые навыки. |
Воспитательная | Педагог создает уникальную атмосферу, при которой у ребенка повышается мотивация к самостоятельному исследованию окружающего мира. Дошкольник воспитывает в себе навык работы в рамках коллектива или группы, начинает ощущать взаимопомощь. Также совершенствуется умение аккуратности и усидчивости. |
Во время непосредственного проведения исследований, дошкольники приобретают важные навыки, позволяющие им экспериментировать с объектами или окружающей средой. Также они учатся делать различные выводы и заключения, исходя из проведенных опытов.
Опыты с водой для детей
Опыты с водой можно проводить с детьми любого возраста — такие эксперименты просты, зрелищны и безопасны. Большую часть опытов детям под силу провести самостоятельно под руководством и присмотром взрослого.
Буря (смерч) в бутылке
Для детей от четырех лет.
Малыш увидит, как в бутылке воды образуется спиральный воронкообразный вихрь — ребёнок дошкольного или младшего школьного возраста вряд ли поймёт такие сложные термины, поэтому можно просто сказать, что сейчас вы сами сделаете бурю с помощью обычной воды.
Что понадобится:
- две пластиковые бутылки объёмом 1-1,5 литра;
- изолента;
- вода.
Пошаговая инструкция:
- Налейте воду в одну бутылку так, чтобы до горлышка оставался примерно 1 сантиметр.
- С помощью изоленты прикрепите сверху к первой бутылке вторую — горлышки бутылок должны совпадать друг с другом.
- Переверните полученную конструкцию и хорошенько встряхните — вода устремится в нижнюю бутылку, попутно образуя водяной вихрь.
- Постоянно переворачивая бутылки, опыт можно повторять много раз.
Видеоинструкция:
Эксперимент с водой, маслом и солью
Для детей 4 лет и старше.
Опыт продемонстрирует ребёнку свойства и особенности взаимодействия веществ, которые мы используем ежедневно.
Что понадобится:
- вода;
- растительное масло;
- соль;
- пищевой краситель;
- стакан.
Пошаговая инструкция:
- Наполните стакан водой на две трети.
- Налейте немного растительного масла — оно легче воды, и слой масла останется сверху, не опускаясь на дно стакана.
- Для большей наглядности насыпьте в стакан пищевой краситель.
- Медленно всыпьте в полученный раствор соль — примерно одну чайную ложку.
- Вы увидите, как масло вместе с подкрашенной солью опускаются на дно — хотя масло и легче воды, более тяжёлая соль увлекает масло вниз вместе с собой.
Видеоинструкция:
Шагающая радуга
Для детей от 4 лет.
В ходе эксперимента малыш изучит разные цвета и просто полюбуется необычным явлением. Ребёнку школьного возраста можно на примере опыта немного рассказать о принципе сообщающихся сосудов: о том, что одинаковые жидкости в связанных между собой сосудах в состоянии покоя всегда находятся на одном уровне.
Что понадобится:
- семь одноразовых стаканчиков;
- вода;
- разноцветные пищевые красители;
- бумажные полотенца.
Пошаговая инструкция:
- Налейте в четыре стакана воду: стаканы должны чередоваться — полный-пустой-снова полный-снова пустой, заканчивается ряд наполненным водой стаканом.
- В стаканчики с водой добавьте пищевой краситель.
- Бумажные полотенца сверните в 4-5 раз, чтобы получились трубочки — всего сделайте шесть бумажных трубочек.
- С помощью бумажных трубочек соедините соседние стаканы: в каждом стакане, кроме первого и последнего, окажутся части двух трубочек.
- Дождитесь, пока полоски окрасятся в разные цвета — получится необычная шагающая радуга.
Видеоинструкция к эксперименту:
Методы и приемы опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ
Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе характеризуется наличием множества приемов и методов, которые позволяют усовершенствовать педагогическую деятельность, а также развить навык самостоятельности у детей.
Наиболее актуальными из них являются:
- Поисково-проблемный прием. В этом случае усилиями педагога создается ситуация проблемного характера, которую дошкольник должен решить, включая выдвигание собственных гипотез и методов. Такой прием относится к ведущим методам, что характеризует высокую эффективность современного образования. Так, при помощи поиска проблемы, у детей совершенствуется мотивационное начало за счет прямого общения с педагогом. Ребенок стремится получить качественный результат, тем самым повышая активность к исследованию.
- Наблюдательская деятельность за объектом. Восприятие или ощущение определенных предметов может организовываться как на улице, так и в дошкольном учреждении. Так, непосредственно на прогулке, ребенок начинает погружаться в окружающую среду, исследуя новые зрительные, слуховые или тактильные образы. Такое наблюдение относится к одному из наиболее активных методов взаимодействия.
- Эксперименты и опыты. При помощи различных опытов и экспериментов (кидание на пол, попытки разломить что-либо, издать звук и прочее), ребенок учится понимать основные особенности, свойства и качества предметов или отдельных явлений. Учащиеся с большим энтузиазмом наблюдают за исследуемым веществом, особенно, если оно им уже известно. В таком случае дошкольник начинает проявлять инициативу, рассказывать другим сверстникам о собственном опыте проведения. Такой прием способен эффективно развить активность, наблюдательность и самостоятельность у ребенка. Также он способствует созданию дружеской коллективной атмосфере.
Вышеописанные методы и приемы необходимо использовать вместе. При их применении друг от друга, значительно теряется основная педагогическая цель, что приводит к ухудшению процесса исследовательской деятельности.
Современная педагогическая практика указывает на высокую эффективность использования данных методов в отношении различных явлений природы. В этом случае детям особо эффективно наблюдать за живыми растениями, животными или различными явлениями.
Хороший педагог обязательно попытается внедрить такую особенность в образовательную тематику, что значительно увеличит качество образования.
Картотека опытов на прогулке в разное время года
Галина Сатосова
Картотека опытов на прогулке в разное время года
Осень
«Солнце высушивает предметы»
Цель: наблюдать за способностью солнца нагревать предметы.
Ход опыта: Повесить на солнце кукольное белье, понаблюдать, как быстро оно высохнет; намочить песочек в песочнице и понаблюдать, как за время прогулки оно высохнет. Потрогать кирпичи, из которых выстроено здание детского сада, на солнечной и теневой сторонах.
Вывод: солнце нагревает предметы.
«Свойства мокрого песка»
Цель: познакомить со свойствами песка
Материал: песок, формочки
Ход опыта: засыпать сухой песок в формочки, перевернуть их, посмотреть, что получится. Просыпать песок струйкой на ладонь. Затем песок намочить и проделать те же операции.
Вывод: мокрый песок может принемать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, мокрый песок слипается.
«Радуга»
Цель: познакомить с радугой как с природным явлением.
Материал: таз с водой, зеркало
Ход опыта: воспитатель ставит зеркало в воду под небольшим углом. Ловит зеркалом солнечный луч и направляет его на стену. Поворачивает зеркало до тех пор, пока не появится на стене радуга. Вода выполняет роль призмы, разлагающей белый цвет на его составляющие. На что похоже слово «радуга»
? Что такое
«дуга»
? Какая она? Покажите дугу руками. С земли радуга напоминает дугу, а с самолета она кажется кругом.
«Буря»
Цель: доказать, что ветер-это движение воздуха.
Ход опыта: дети делают парусные кораблики. Опускают их в емкости с водой. Дети дуют на паруса, кораблики плывут. Большие кораблики движутся тоже благодаря ветру.
Вопросы: Что происходит с корабликом, если нет ветра? А если ветер очень сильный? (начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее кораблекрушение)
Вывод: ветер-это движение воздуха.
«В почве есть воздух, в воде есть воздух»
Цель: закреплять представления о том, что в почве и воде есть воздух.
Ход опыта: взять два стакана с водой. Бросить в один стакан кусочек почвы. На поверхности появятся пузырьки воздуха.Взять другой стакан и соломинку: один конец соломинки опустить в воду, а в другой осторожно подуть.
Вывод: мы выдохнули воздух, он виден в воде в виде пузырьков.
«Воздух невидим»
Цель: познакомить со свойствами воздуха (не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях, не имеет собственного запаха); развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования.
Ход опыта: воспитатель предлагает взять (последовательно)
ароматизированные салфетки, корки апельсина, чеснок и почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.
Вывод: воздух невидим, но он может передавать запахи на расстоянии.
«Летающие семена»
Цель: познакомить детей с ролью ветра в жизни растений
Ход опыта: дать детям по одному «летающему»
и по одному
«нелетающему»
семени. Предложить поднять руки как можно выше и
одновременно выпустить оба семени из рук (например, фасоль и семена клена, березы)
Вывод: семена имеют различные приспособления для полета, ветер помогает семенам перемещаться
«Потребность растений в воде»
Цель: формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растения
Ход опыта: из букета выбирается один цветок, нужно оставить его без воды. Через некоторое время сравнивают цветок, оставшийся без воды,и цветы в вазе с водой: чем они отличаются? Почему это произошло?
Вывод: вода необходима растениям, без нее они погибают
«Уличные тени»
Цель: показать на опыте, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение. Дети рассматривают свои тени. Когда появляется тень?
(Когда есть источник света)
. Что такое тень? Почему она образуется
(Это темное пятно)
Оно образуется, когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света гораздо меньше, поэтому появляется пятно)
Вывод: Тень появляется при наличии света и предмета; очертания предмета и тени схожи; чем выше источник света, тем короче тень; чем прозрачнее предмет, тем светлее тень.
«Полет семян одуванчика»
Цель: выяснить, от чего зависит направление полета семян одуванчика.
Аккуратно сорвать головку белого одуванчика и подуть на нее, посмотреть, как разлетаются воздушные парашютики одуванчика, как далеко они полетят ; подуть сильнее и определить, какие семена пролетают дальше.
Вывод: полет семян одуванчика зависит от силы дуновения, дальше летят те семена, которые сверху.
«Почему не тонут корабли?»
Цель: определить свойства предметов.
В лужу опустить металлические предметы, наблюдая за тем, как они тонут. Опустить в воду жестяную банку, постепенно заполняя ее металлическими предметами. Банка остается на плаву.
Вывод: банка не тонет, потому что площадь соприкосновения дна банки с водой больше, чем площадь соприкосновения любого предмета с водой, поэтому отдельные предметы, опущенные в воду, тонут.
«Пар — это тоже вода»
Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды.
Взять кружку с кипятком, чтобы дети видели пар. Поместить над паром стекло. На стекле образуются капельки воды.
Вывод: вода превращается в пар, а пар затем превращается в воду.
«Движение воздуха»
Цель: показать, что хотя воздух невидим, его можно почувствовать.
Предложить детям помахать рукой у лица. Какое ощущение? Подуть на руки. Что почувствовали? Все эти ощущения вызваны движением воздуха.
Вывод: воздух не» невидимка», его движение можно почувствовать, обмахивая лицо.
«Воздух- откуда он берется?»
Цель: убедиться, что воздух есть везде.
Потихоньку выпускаем воздух из надувного шарика. Если подставить руку под струю выходящего воздуха, то его можно почувствовать. Воздух постоянно перемещается. Движение воздуха- это ветер. Надувая воздушный шар,задаем детям вопрос: чем надуваем шар? (воздухом)
. А откуда он берется? Предложить детям закрыть нос и рот руками, не дышать Выяснить, что они испытывали при этом?
Вывод: В человеке есть тоже воздух, которым мы при выдохе заполняем воздушный шар. Если человек на некоторое время перестанет дышать, он испытывает дискомфорт, начинает задыхаться, значит, без воздуха невозможно жить.
«Состояние почвы в зависимости от температуры»
Цель: выявить зависимость состояния почвы от погодных условий.
В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать руками,какая она: теплая (ее нагрело солнце, сухая (рассыпается в руках, цвет (светло- коричневая)
. Полить землю из лейки
(условный дождь)
и предложить снова потрогать ее и рассмотреть. Земля потемнела, она стала мокрой, при нажимании на ее, она липнет, собирается в комочки. От холодной воды почва стала холодной как от холодного дождя.
Вывод: Изменение погодных условий приводит к изменению состояния почвы.
«Полет перышек»
Цель: выяснить, все ли перышки способны летать.
Предложить детям по два перышка. Маховое перышко — для полета. Пуховое — для согревания птиц. Дети подбрасывают перышки в воздух и наблюдают за их полетом.
Вывод: Пуховое перышко дольше держится в воздухе, оно легче махового.
«Здравствуй, ветер!»
Цель:показать детям движение воздуха, его свойство быть невидимым.
Дети подходят к луже. Это «море»
. Дети- это» ветры». Они дуют на лужу. Что получается? Чем сильнее дуть, тем больше волны. Дети опускают в воду кораблики с парусами, дуют, кораблики плывут. Что происходит с корабликами, если ветер очень сильный?
Вывод: Воздух невидим, но его движение можно ощутить и почувствовать.
Зима
«Прозрачность льда»
Цель: познакомить со свойствами льда
Ход опыта: в прозрачную емкость необходимо положить мелкие предметы, залить водой и поставить на ночь на окно. Утром рассмотреть с детьми, как свквозь лед видны замерзшие предметы
Вывод: предметы видны через лед потому, что он прозрачен
«Первый снег»
Цель: выяснить, как быстро растает одинаковое количество снега на ладошке или в рукавичке.
Слепить два снежка, один положить в рукавичку, а другой держать в руке. Сделать вывод.
Вывод: Снег в ладошке быстрее превратиться в воду от тепла ладошки.
«Что такое лед»
Цель: выяснить, как вода превращается в лед.
Взять две емкости с одинаковым количеством воды. Одна емкость выносится на улицу, а другую оставить в группе. На следующий день — в одной емкости вода превратилась в лед, так стояла на улице; в другой емкости вода была комнатной температуры и льда не образовалось.
Вывод: Вода превращается в лед при низкой температуре воздуха.
«Прозрачность льда»
Цель: Наблюдение за льдом, выявление его свойств.
Предложить детям пройти по кромке льда, выяснить, почему он хрустит. (Там, где воды много, лед твердый, прочный, не ломается под ногами)
. чтобы убедиться, что лед прозрачный, надо в емкость с водой поместить различные предметы и выставить на улицу. Утром рассматриваем и приходим к выводу, что все предметы, которые опускали в воду видны сквозь лед.
Вывод: Предметы видны потому, что лед прозрачен.
«Вода и снег»
Цель: с помощью эксперимента закрепить у детей знания о том, что вода может иметь различные состояния.
Внести в группу лед и снег и выяснить, что быстрее растает. Взять три емкости с рыхлым снегом, с утрамбованным снегом и со льдом.
Вывод: Рыхлый снег растает первым, затем — утрамбованный, а последним растает лед.
«Защитные свойства снега»
Цель: познакомить детей со свойствами снега.
Поместить емкости с одинаковым количеством воды на поверхность сугроба, зарыть неглубоко в снег, зарыть глубоко в снег. Понаблюдать за емкостями в течение прогулки и сделать вывод.
Вывод: Чем глубже будет находиться емкость с водой, тем теплее будет вода. Самая холодная вода будет в емкости, стоявшей на поверхности сугроба. Корням растений под снегом и почвой тепло. Чем больше снега, тем теплее растению.
«Таяние и замерзание воды»
Цель: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать экспериментально причинно- следственные зависимости.
Детям (один из них в рукавичках)
предложить взять кубик льда, и наблюдать, как лед растает и превратится в воду. Сравнить, у кого быстрее растает лед- кто держал его в рукавичках или голыми руками. Найти причину таяния льда и
разной скорости таяния.
Вывод: лед тает, превращается в воду от соприкосновения с теплом. В голых руках лед тает быстрее, а в рукавичках медленнее, потому что рукавички разъединяют тепло и холод льда.
«Свойства снега»
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами снега, развивать способность видеть красивое в зимней природе.
Рассмотреть снежинки. Какие они? На что они похожи? Как их лучше рассмотреть?
Вывод: В природе не встречаются ни одной одинаковой снежинки.
«Слепи снежок»
Цель: подвести к пониманию связи между состоянием снега и температурой воздуха (пластичность зависит от влажности, а влажность — от температуры воздуха)
В морозный день предложить детям слепить снежки (обратить внимание, что это невозможно)
. Принести в этот же день этот снег в группу, через некоторое
время слепить снежки и оказывается, что это легко сделать.
Вывод : Снег стал липкий, так как у него изменилась влажность.
«Глубина снега»
Цель: установить связь между силой ветра и формой, местонахождением сугроба; измерить условной меркой глубину сугробов до и после снегопада.
После снегопада измерить глубину сугробов в разных местах. Объяснить детям, что условной мерой длины люди установили метр, показать детям и промерить глубину выпавшего снега в разных местах.
Вывод: Чем выше сугроб, тем больше глубина.
«Лед — твердая вода»
Цель: продолжать знакомство со свойствами воды.
Принести сосульки в группы. Поместить их в емкости, каждую отдельно. Наблюдать за таянием сосулек. Если сосульки разного размера, то обратить внимание, какая их них растает быстрее.
Вывод: Лед — твердая вода.
«Чьи следы»
Цель: расширять кругозор, воспитывать любознательность.
Пройти, пробежать, пропрыгать на одной ноге, на двух ногах, на носочках, на пятках по свежему снегу. Рассмотреть следы птиц, животных.
Вывод: Разные люди оставляют разные следы. Следы птиц, животных тоже отличаются друг от друга.
«Белая береза»
Цель: продолжать знакомить детей с деревом, ставшим символом России.
Обратить внимание детей на ствол березы, определяют, в каком месте самое широкий ствол, в каком месте самый узкий. Дети обнимают дерево, пытаются вытащить дерево, но никак не получается. Если воткнуть веточку и попытаться выдернуть- это сделать легко.
Вывод: дерево стоит вертикально и крепко удерживается корнями в земле, поэтому береза не падает.
Весна
«Вода и снег»
Цель: экспериментально закрепить различные состояния воды.
Внести в группу снег и лед. Где вода быстрее растает?. В одном ведерке- рыхлый снег,
в другом- утрамбованный, в третьем- лед.
Вывод: Рыхлый снег растает первым, затем растает снег в утрамбованном ведре, лед — в последнем ведре.
«Зависимость роста травы и деревьев от освещенности места обитания»
Цель: показать зависимость роста растений от освещенности растения.
Обратить внимание детей, что на деревьях и кустарниках, расположенных в хорошо прогреваемых и защищенных от ветра местах, листья и цветы распускаются раньше, чем на аналогичных растениях, находящихся в тени.Такая же закономерность отмечается и для трав: в местах, прогреваемых солнцем, травы появляются раньше и растут быстрее.
Вывод: Чем больше солнца, тем быстрее растет трава и распускается листва на деревьях.
«Солнце высушивает предметы»
Цель: выявить способность солнца нагревать предметы.
Повесить на участке сушиться кукольное белье, намочить песок водой, разлить воду на асфальте. Потрогать здание детского сада на солнечной и теневой сторонах.
Вывод: Чем ярче светит солнце, тем быстрее высыхают и белье, и песок, и асфальт.
«Водопроницаемость песка и глины»
Цель: развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования.
Налить воду в лунку с песком. Каким он стал? (Влажным, мокрым)
. Куда исчезла вода? (Она» спряталась между песчинками»). В какой песок легче входит палочка?
(В сухой)
. Налить воду на землю. Как впитывается вода?
(Медленнее, чем в песок. Часть воды остается на глине.)
Легче воткнуть палочку во влажную глину, чем в сухую.
Вывод: Песок быстрее пропускает воду, чем глина.
«Зеленый кузнечик на зеленой бумаге. Зеленый кузнечик на белой бумаге»
Попытаться поймать кузнечика и рассмотреть его на зеленой бумаге, а затем на белой. Сделать вывод.
Вывод: Форма тела и окраска насекомого являются защитными приспособлениями насекомого.
«Выяснение причины выхода червей во время дождя на поверхность воды»
Цель: установить, почему во время дождя черви вылезают на поверхность.
В коробку с землей, камнями, палочками и дождевыми червями налить воды. Вода вытесняет воздух из свободного пространства, черви начинают вылезать на поверхность земли.
Вывод: Черви вылезают наружу из-за нехватки кислорода в почве.
«Следы насекомых»
Цель: продолжать расширять знания детей о многообразии насекомых.
Предложить детям аккуратно поймать майского жука и большого муравья (после эксперимента положить насекомых на место)
. Насыпать на лист
картона песок тонким слоем. Дать пойманным насекомым побегать по песку. Сравнить, какие следы оставляют насекомые на песке.
Вывод: Чем крупнее насекомое, тем глубже след на песке.
«Песчаный конус»
Цель: Показать с помощью эксперимента свойства песка.
Горсть песка выпустить струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, то в другом возникают сплывы. Движение песка похоже на течение.
Вывод: Песок может двигаться.
Лето
«Наблюдение за солнцем»
Цель: проверить с помощью эксперимента степень нагретости предметов.
Предложить детям потрогать камни и металлические предметы утром, днем и вечером, выяснить разницу между предметами.
Вывод: Более нагреты предметы в полдень.
«Отсутствие ветра»
Взять надувной шарик и подбросить его вверх
Вывод: Если нет ветра, то шарик будет летать только под действием руки.
«Запахи растений»
Цель: расширять кругозор, воспитывать любознательность.
Сорванные листочки мяты, перья лука, листочки укропа растереть пальцами, ощутив запах.
Вывод: Каждое растение пахнет по -своему.
«Испарение воды»
Цель: убедиться с помощью эксперимента, что быстрота испарения воды зависит от емкости.
В блюдце и в прозрачный стакан налить одинаковое количество воды. Сделать вывод.
Вывод: быстрее испаряется вода в блюдце, так как площадь испаряющейся поверхности у блюдца больше, чем у стакана.
«Цветок»
Цель: воспитывать доброе милосердное отношение к природе.
В начале прогулки сорвать один цветок. В конце прогулки посмотреть, что с ним стало. Сравнить его с цветами на клумбе.
Вывод: Растение без воды погибает.
«Солнечный зайчик»
Цель: показать с помощью эксперимента, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, то есть, увидеть его там, где его быть не должно.
Предложить детям с помощью» солнечного зайчика» увидеть, как он получается. Используя еще одно зеркало в том месте, где увидели на стене солнечный лучик, получим еще одного» солнечного зайчика» и
Вывод: Чтобы отразить солнечный свет несколько раз, надо иметь несколько зеркал.
Основные виды экспериментальной деятельности
Виды дошкольного экспериментирования отличаются исходя от основного предназначения и цели или проблемы, которые необходимо решить.
Также опытная деятельность может различаться в случае метода применения, этапа или характерных особенностей когнитивных операций:
Вид | Описание, нюансы |
По характеру исследовательской деятельности | В этом случае деятельность может быть иллюстрированной, поисковой или использоваться для решения бытовых задач. |
Исходя из этапа проведения в образовательном плане | Эксперименты и опыты различаются в качестве первичного, заключительного, вторичного или итогового цикла. Такая особенность особо важна при построении конкретного плана задач, исходя из особенностей дошкольной группы. |
По характеру когнитивных операций | В этом случае выделяют следующие типы исследовательской деятельности: констатирующий (наблюдение за свойствами предмета или явления), сравнительный (процесс исследования объекта во время его взаимодействия с другим процессом), обобщающий (способность к определению свойств или закономерностей между явлениями). |
Исходя из метода применения | Здесь определяют фронтальный и демонстрационный способ, использование которых отличается исходя из тех или иных особенностей когнитивного мышления у дошкольников. |
Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе осуществляется посредством планомерного совершенствования интеллектуальных и практических навыков, умений ребенка.
Если в процессе наблюдения, дошкольник сумел получить новую информацию и знания, экспериментальная работа выявляется в качестве познавательной системы.
Помимо основных видов занятий, исходя из методологии проведения, в педагогической практике существуют разновидности, которые учитывают непосредственно процесс экспериментирования.
Это следующие занятия:
- Игровые эксперименты. Так как основной деятельностью дошкольников является игровой процесс, исследования могут проводиться в комплексе с ним. На таких занятиях часто присутствует герой из любимого мультфильма или сказки, который предоставляет детям важную информацию или просит о помощи. Посредством такой техники учащиеся лучше воспринимают сказанное и действуют более ответственно.
- Моделирование. Понимание основных свойств или особенностей объекта можно получить в процессе построения небольших копий реально существующих предметов или явлений. Чаще всего дети строят вулканы, речки или небольшие строительные комплексы. Так, педагог может предложить дошкольникам смоделировать вихревой поток при помощи кусков бумаги.
Пример опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе — моделирование извержения вулкана - Опыты. Проведение различных исследований или опытов, — это основа деятельности ребенка. Абсолютно все навыки или умения, получаемые в детском саду, проходят через такой метод обучения. Дошкольники могут ставить различные опыты с жидкостью, воздухом, магнитами или землей. Все это способно быстро расширить представление о тех или иных особенностях окружающего мира.
Формирование важных навыков или умений при экспериментировании позволяет научить ребенка работе с различными приборами и инструментами. В этом случае опытная деятельность значительно ускоряет процесс обучения.
Важно, чтобы подход к исследовательской деятельности нес исключительно комплексный характер. В таком случае ребенок может укрепить уже имеющиеся базовые знания о тех или иных явлениях и предметах. Такой педагогический метод является основой любого дошкольного образования.
Мотивирующее начало занятия
Дошкольники по своему характеру мышления обладают сильно выраженным стремлением к процессу наблюдения или непосредственному исследованию изучаемых предметов, явлений. Также детям особо интересно самостоятельно ставить эксперименты и опыты.
В случае, если в группе отсутствует необходимая мотивация к обучению, педагог должен организовать урок по экспериментальной деятельности таким образом, чтобы главным стимулом было стремление к получению новых знаний или навыков.
Следует обратить особое внимание на то, что практическая сторона обучения нередко вызывает у дошкольника слишком яркие переживания, которые могут снизить общую ценность и радость от результата исследования.
Исходя из этого, лучше всего перед началом самого занятия делать акцент на том, что главное в опыте, — это конечный результат, а не само проведение.
Для таких целей могут использоваться различные материалы наглядного типа: карты, плакаты, иллюстрации или отдельные изображения. Педагог должен применить дидактические или подвижные игры, которые значительно увеличат мотивационную составляющую.
Многими экспертами в сфере педагогики доказано, что проведение небольших физкультурных пауз эффективно сказывается на самом процессе обучения, из-за чего дошкольники лучше усваивают материал и стремятся довести дело до конца.
Это объясняется высвобождением дополнительного резерва энергии.
Правила безопасности
Но если вы планируете проводить более сложные опыты, например, с использованием спичек, газовой горелки, химических реактивов — обязательно следуйте правилам безопасности:
- надевайте и на себя, и на ребёнка необходимые средства защиты: перчатки, маску, халат, очки;
- расскажите ребёнку, что никогда нельзя наклоняться к потенциально опасным реактивам или к огню слишком близко, и сами всегда следуйте этому правилу — такая предусмотрительность поможет избежать ожогов и других травм;
- накройте стол или другую рабочую поверхность материалом, который защитит мебель от повреждений.
Фиксация результатов опытно-исследовательской деятельности в детском саду
Процесс фиксации результата при проведении опытной или исследовательской работы является особо важным компонентом любой обучающей деятельности. Так, педагогу необходимо постепенно приучать дошкольников к выведению итога исследования, что значительно снизит риск утери мотивационного начала.
Фиксирование особо важно для того, чтобы весь процесс исследования надолго запечатался в памяти ребенка, включая сенсорную, слуховую, двигательную или зрительную.
Основные фиксирующие методы, часто используемые в педагогической практике:
- Графический или визуальный. Является наиболее простой техникой фиксации, при которой результаты оформляются в виде карточек, схем, изображений или фотографий. Несмотря на то, что такой метод лучше всего применяется в отношении младших групп, его использование показывает значительную эффективность и у старших учеников. Педагог должен предоставить дошкольнику возможность выбора той формы фиксации, которая ему больше всего нравится.
- Ментальный. В этом случае используются различные методы, влияющие на функцию речевого аппарата ребенка. Так, дошкольник может рассказать преподавателю о собственных результатах проведения исследования или указать на какие-либо ошибки с их дальнейшим обсуждением. Это позволяет сформировать личное мнение и развить качество речи. Старшая группа во время такого процесса совершенствует навык обобщения и систематизации полученной информации о явлении или объекте.
- Практический. Характеризуется фиксацией результатов исследования на бумаге, при котором ребенок записывает или зарисовывает полученный вывод. В этом случае чаще всего прибегают к использованию рисунков или простых символьных обозначений. Для повышения эффективности можно вести журнал наблюдений, дневник экспериментов, а также оформлять специальный календарь.
Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе должна обязательно проводиться в соответствии со всеми описанными методами конспектирования и фиксации, что планомерно развивает ребенка во всех областях.
Консультация с родителями
Для того чтобы увеличить эффективность обучения, педагогу рекомендуется несколько раз за год проводить комплексные собрания с родителями дошкольников, на которых освещаются их достижения, выводы экспериментов, а также другие немаловажные аспекты.
Каждому из родителей воспитатель должен сообщить основные задачи и цели постановки экспериментов и исследований, что позволит им понять значимость и важность такого развития для ребенка. Подобные опыты лучше всего ставить и в домашних условиях, что значительно укрепит знания дошкольника.
Опытно-экспериментальный вид деятельности дошкольников старшей группы может поддерживаться при помощи использования следующих задач:
- мотивирование ребенка при помощи личного примера, что способствует повышению авторитетности родителя;
- проявление настоящей заинтересованности к занятиям в ДОУ, что характеризуется частыми вопросами у ребенка по поводу упражнений, полученных знаний и методике проведения опытов;
- стимулирование любознательности дошкольника при помощи создания экспериментов в домашних условиях.
В рамках консультирования, педагог должен представить родителям наиболее эффективные или популярные тематики для проведения домашних экспериментов и исследований, включая прогулки на свежем воздухе.
Также родителю необходимо указать на важность закрепления навыков посредством диалога или принятия совместных решений, а также при помощи конспектирования получаемых результатов. При этом ребенок должен сам выбирать, как именно ему следует визуализировать проведение опыта.
Многие психологи указывают на то, что проведение опытно-экспериментальной деятельности в семейном кругу, в который включаются не только родители, но и все родные и близкие люди, — это не только получение важных знаний, но также яркие, позитивные эмоции и переживания для дошкольника из старшей группы.
Занимательная физика
На примере увлекательных опытов ребёнка школьного возраста можно познакомить с законами физики — получится гораздо интереснее, чем просто выучить правило из учебника.
Будьте внимательны: в некоторых физических опытах используется огонь, и зажечь спички или зажигалку — это задача взрослого.
Вилки и равновесие
Для детей 10 лет и старше.
Эксперимент доказывает, что тела могут удерживать равновесие даже в том положении, где удержать равновесие, казалось бы, невозможно — так происходит из-за того, что центр масс у тел причудливой формы смещается ниже, чем у геометрически простых тел.
Что понадобится:
- две вилки;
- зубочистка;
- спички;
- деревянная палочка.
Пошаговая инструкция:
- Поставьте деревянную палочку так, чтобы она была максимально устойчива — например, можно воткнуть палочку в апельсин или в другой плотный фрукт или овощ.
- Соедините вилки друг с другом зубчиками.
- В просвет между зубчиками вилок поместите зубочистку.
- Положите зубочистку на деревянную палочку: если всё сделано правильно, конструкция будет держать равновесие.
- Попробуйте вращать конструкцию и сжечь часть зубочистки — вилки продолжат держать равновесие.
Видео к эксперименту:
Опыт со спиртом и маслом
Для детей 10 лет и старше.
Ребёнок убедится на собственном опыте, что у каждой жидкости разная плотность.
Что понадобится:
- высокий стеклянный стакан;
- жидкое мыло;
- растительное масло;
- вода;
- спирт (спроси у родителей, какой спирт тебе можно взять для опыта)
- ложка с длинной ручкой или стеклянная палочка;
- краситель (пищевой или любой любой) – по желанию.
Пошаговая инструкция:
- В стеклянный стакан налейте жидкое мыло (ок. 100 мл).
- Добавьте в ёмкость с водой несколько капель красителя, перемешайте ложкой или стеклянной палочкой.
- Окрашенную воду очень медленно добавьте в ёмкость с жидким мылом, чтобы вода не смешалась с ним.
- Также постепенно налить масло. Каждый слой должен быть примерно 100 мл.
- Последним слоем налейте спирт.
Видеоинструкция:
Опыт со свечой и стаканом
Для детей 10 лет и старше.
Ребёнок убедится, что огонь сжигает кислород, а из-за отсутствия воздуха давление внутри ёмкости снижается и образуется вакуум.
Что понадобится:
- свеча;
- плоская тарелка;
- два стакана;
- вода;
- одна упаковка пищевого красителя;
- шприц;
- пипетка;
- спички или зажигалка.
Пошаговая инструкция:
- Один стакан наполовину наполните водой.
- С помощью пипетки добавьте в воду две капли красителя — обойтись можно и без красителя, но с окрашенной водой опыт получится более наглядным.
- Поставьте свечу в тарелку, туда же добавьте подкрашенную воду.
- Зажгите свечу.
- Накройте горящую свечу пустым чистым стаканом.
- Из-за снижения давления под стаканом образуется вакуум, вода из тарелки «втягивается» внутрь стакана и поднимается наверх, свеча из-за отсутствия кислорода гаснет.
Видеоинструкция:
Воздушный шар и огонь
Для детей старше 10 лет.
На примере опыта можно показать, что такое теплопроводность: объясните ребёнку, что вода проводит тепло быстрее, чем воздух, и именно поэтому наполненный водой воздушный шарик под воздействием огня лопнет не сразу, а только когда вода достаточно прогреется.
Что понадобится:
- два воздушных шарика;
- свеча;
- спички или зажигалка;
- мерный стаканчик, желательно с носиком (можно использовать дозатор для утюга);
- вода.
Пошаговая инструкция:
- С помощью стаканчика с носиком наполните шарик водой примерно наполовину.
- Надуйте наполненный водой шарик.
- Надуйте пустой шарик.
- Зажгите свечу.
- Поднесите к огню шарик с водой на 10-15 секунд, за это время шарик не лопнет.
- Для сравнения поднесите к огню пустой шарик — он лопнет мгновенно.