Развитие творческих способностей у дошкольников в изобразительной деятельности
Всё, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается все усвоенное в детские годы.
К. Д. Ушинский
Знакомство детей с изобразительным искусством и приобщение их к художественному творчеству начинается уже с дошкольного возраста, т. к. это один из признанных путей формирования личности, развития её творческого потенциала.
Вызвать интерес к окружающему миру, осознать себя в нём, отразить личное впечатление о чём-либо, развить воображение и фантазию, воспитать эмоциональную отзывчивость, вызвать стремление детей видеть в окружающем мире прекрасное, формировать эстетическое отношение к миру и многое другое поможет ребёнку, как нам кажется, именно художественное творчество, развитие которого, поэтому, должно начинаться как можно раньше.
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Вначале созданные детьми «картины», так называемые «каракули», понятны только самим «художникам». На раннем этапе им иногда не нужны краски, кисточки и карандаши. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте, иногда оставленной без присмотра маминой помадой или пастой на зеркале, водой, разлитой на столе, составляют изображения пуговицами или бусинками, взятыми из бабушкиной шкатулки. То есть всем тем, что может оставлять видимый след. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а ещё знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами.
Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приёмы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В тот момент педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Включить в учебный процесс самые необычные средства изображения: парафиновую свечку, расчёску, зубную щётку, ватную палочку, нитки и многое другое. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов: а вот пальчиком да в краску. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гаму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.
Для своей работы мы выбираем тему нетрадиционных техник рисования потому, что она интересна и воспитателям и нашим детям. Все они, без исключения, быстро и охотно включаются в работу на занятиях, а после её выполнения очень эмоционально реагируют на результат своего труда — свой рисунок. Наши воспитанники очень любят рисовать такими техниками как рисование пальчиками. Рисование в этой нетрадиционной технике доставляет большую радость детям, раскрепощает и повышает их самооценку. Также им нравится оттиск печатками из картофеля. Оттиск печатками позволяет подготовить малышей к последующему изображению предметов окружающего мира с натуры, обучению композиционному рисованию, учит координировать движения рук. Тычок жёсткой полусухой кистью. Такой способ рисования позволяет придать рисунку нужную выразительность, реалистичность, а ребёнку получить удовольствие от своей работы. Восковые мелки и акварель. Эту технику рисования используют для создания нужного общего тона или заднего плана рисунка, например: небо, песок, вода и др. Также в своей работе мы используем такие виды техник нетрадиционного рисования как: монотипию, кляксографию, набрызг, граттаж, батик и другие.
Мы знаем, что художественные способности раньше других обнаруживают себя. Дети одарены ко всем видам искусства, но самое прочное признание они получили в изотворчестве, и не удивительно, ведь продукт их деятельности — рисунки можно хранить, экспонировать, изучать, как свидетельство талантливости маленького автора. У детей существуют богатейшие предпосылки к развитию не только художественного, но и творчества вообще. Ребенок еще не выстроил непроницаемую стену между «Я» и «не Я». Он готов отнестись ко всему, как к живому, увидеть в любом предмете и явлении душу, характер, стремление — все, что присуще ему самому. У ребенка формируется свое отношение, собственное понимание предмета, не случайно даже цвет для малыша является средством выражения отношения к предмету: темные, небрежные тона и линии — «плохой, злой, страшный»; и наоборот, яркие, светлые тона для красивых, любимых, добрых рисунков. Воображение для юного художника не изобретательность, не оригинальность, а способность создать чувственный образ, выразительно раскрывающий неповторимое внутреннее содержание. Одаренные дети часто делают «банальные изображения», но первые отличаются не тем, «что» изображают, а тем «как» и «ради чего» они это делают.
Одним из отличительных признаков одаренности в изобразительной деятельности будет выразительность цветовых решений, неподчинение шаблонам, «говорящий» цвет; большая динамичность рисунков. Но для изобразительной одаренности, больше чем для других, присуща некая «возрастная талантливость», которая накатывает на всех детей, и потом, практически со всех, сходит на нет. Конечно, мы понимаем, что в детской изодеятельности реализуются важные стороны возрастного развития, потом эти возможности оказываются исчерпанными и развитие находит другой путь, или малыш рисует как попало, «неправильно» — и в этом вся прелесть. Мы хотим сказать, что художественная деятельность отличается некоторой специфичностью. В искусстве не может быть оценки «правильно — неправильно» — иначе не было бы огромного разнообразия художников, а был бы один-единственный, принятый за образец эталон. Более того, гениальными названы художники «далеко» уходящие от шаблонов, от реального видения мира: Пабло Пикассо, Сальвадор Дали, Иероним Босх. А как же быть с величайшим полотном Каземира Малевича «Черный квадрат», если оценивать его лишь с позиции натуралистического иллюзионизма — адекватного изображения чисто объективных отношений?
Гениальность закрыта не в форме, а в глубоком содержании рисунка, не «как» написано, а «ради чего». Именно поэтому мы в своей работе ставим первоочередной задачей воспитания и развития художественно одаренных детей не овладение графическими навыками, а развитие творческой активности, нестандартного видения мира. Ведь именно креативность есть основа любого таланта.
Конечно, мы все знаем, что впечатления, полученные на занятиях, находят отражение в детских рисунках. Поэтому, мы считаем, наиболее эффективными принципами активации детей следующее:
— насыщенность материалом учебно-наглядным и музыкальными пособиями
— динамичность
— заинтересованность детей и воспитателей
— разнообразие приемов и форм деятельности
— эмоциональность преподнесения материала
— дифференцированный подход к каждому ребенку
— использование соответствующего возрасту музыкального сопровождения, дающего воспитательный эффект, творческий порыв.
Мы ориентируемся на такие парциальные программы по художественно-творческому развитию дошкольников как «Природа и художник» Т. А. Копцевой и «Живой мир образов» Р. Г. Казаковой, Л. М. Даниловой и др., где выделены следующие направления работы:
1. Развитие любознательности как основы познавательной активности. Развитие познавательных процессов.
«Как показывают современные исследования (С. М. Вайнерман), детское рисование на всех его этапах связано с чувственным познанием действительности, прежде всего со зрительными образами… Создавая изображение, ребенок опирается на имеющиеся у него представления о предметах, а не на непосредственное их восприятие».
2. Обучение способам изобразительной деятельности.
«Главным условием совершенствования изобразительных умений, пробуждения интереса к изобразительной деятельности, развития творческой активности стало использование в работе широкого спектра нетрадиционных материалов.
3. Развитие творческого воображения.
«Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и развития прежнего опыта человека. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает воображение». Л. С. Выготский.
4. Развитие коммуникативности. «Все увиденное и услышанное нужно непременно проговаривать вслух, т. е. словесно выражать свой замысел. Но необходимо не только словесно замысливать, но и кратко, образно резюмировать сюжет, попросту назвать рисунок. Речь — первый союзник рисования». Мухина В. С.
Мы считаем, что и индивидуальный подход к дошкольникам оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка, если он осуществляется в определенной системе: изучение проявлений ребенка, установление причины формирования особенностей его характера и поведения, определение соответствующих средств и методов, четких организационных форм осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку в общей педагогической работе со всеми детьми.
Заканчивая, хочется сказать о том, изобразительная деятельность особо интересна для дошкольников, так как вызывает у них чувство радости, удивления, новизны, восхищения окружающим миром. Все занятия направлены на развитие у дошкольников творчества и представляют широкие возможности для изучения особенностей детей и осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку, что способствует развитию у них не только художественных способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли. Формирование этих качеств является существенным условием для подготовки ребенка к обучению в школе и полноценного развития личности.
Литература:
1. Алехин А. Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1998.
2. Белявский И. Г. Эстетическое восприятие живописи старшими школьниками: Автореф.дисс..канд.пед.наук (психология).1. М., 2001.
3. Вопросы художественного развития школьников на занятиях изобразительным искусством: (Сборник научных трудов) /Под ред. Б. П. Юсова. М., 2007.
4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. 2-е изд. — М.: Просвещение, 2004.
5. Журкин А. А. Формирование интереса учащихся к художественно-оформительской деятельности: Автореф.дисс..канд.пед.наук. Л., 1999.
6. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М.: Педагогика, 2001.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
С внедрением ФГОС ДО проблемы одаренности становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Происходящий в последнее время рост объема информации требует изменения подходов к содержанию и условиям образовательной деятельности.
Способность творчески мыслить, нестандартно видеть проблемы окружающего мира, очень важна для человека, поэтому раскрытие его творческих способностей является ведущей целью образования и воспитания.
Наш век открыл возможность творить во всех областях человеческой деятельности. Причём основным критерием творчества стала новизна.
Творчество детей — естественный компонент их развития. В дошкольном возрасте ребёнок обнаруживает и раскрывает много возможностей для творчества, легко создаёт один вариант творческого продукта за другим.
У каждого ребенка есть потребность в творческой деятельности: ребенок ищет возможность реализовать свой потенциал, через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность.
Творчество для ребенка – это больше процесс, нежели результат. В ходе этого процесса он лучше расширяет свой опыт, радуется общению, начинает больше доверять себе.
Педагогическая практика располагает целым комплексом инновационных методов и средств по развитию творческой ЛИЧНОСТИ.
Наиболее эффективным средством достижения развития творческих способностей и самостоятельности являются нетрадиционные виды изобразительной деятельности детей.
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Согласно требованиям ФГОС одним из условий развития творческой личности – это возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; поддержка инициативы и самостоятельности детей. Всё это я стараюсь реализовывать через такой вид изобразительного творчества, как лепка.
Лепка — это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объёмные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Трехмерность, объемность изображения дает огромный простор для фантазии, воплощения творческой мысли и развития воображения.
Лепка из различных пластических материалов это — увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать с материалами, а самое главное, самовыражаться.
Традиционно считается, что лучшим материалом для лепки в детском саду является глина. К сожалению в последнее время этот материал редко используется для работы с детьми. Предметы, вылепленные из нее, быстро высыхают, их можно окрасить, покрыть росписью. Главное же состоит в том, что глина одноцветна и работая с нею, ребенок основное внимание направляет на создание образа, пролепливание формы предмета в целом. Из глины дети лепят с большей последовательностью и внимательнее следят за превращениями куска пластичного материала в готовый предмет, чем из цветного пластилина. Навыки, полученные при лепке из глины, могут быть легко перенесены на лепку из других материалов.
Пластилин является одним из самых доступных и простых в использовании материалов для лепки. Однако одним из минусов работы с пластилином является то, что перед началом работы его необходимо размять. Рука от такой работы устает, и тонкая работа пальцами затрудняется. Поэтому лепку из пластилина желательно брать ближе к старшей группе. Трудность может вызвать также то, что лепка из цветного пластилина ведется главным образом приемами соединения, прикрепления мелких цветных кусочков друг к другу. При такой лепке ребенок теряет из виду общую форму предмета. Но, несмотря на перечисленные сложности в работе с пластилином, именно этот материал позволяет наиболее творчески подходить к работе.
Лепка из нетрадиционных пластических материалов собственного изготовления (как соленое тесто или бумажная масса) — это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
В соответствии с ФГОС ДО основной модели организации образовательного процесса – совместная деятельность взрослого и ребенка.
На занятиях по лепке предполагаю совместное творчество взрослого и ребенка. Для того чтобы заинтересовать детей, обыгрываю ситуацию, показываю им способы действия с пластичными материалами. После того как у детей будут сформированы основные навыки работы с пластичными материалами, у них появляется больше возможностей для самостоятельной работы. Это позволяет предоставить детям определенную свободу выбора при изготовлении поделок. Ребенок сам выбирает, какого цвета будет пластилиновый цветочек или где будет располагаться пластилиновая снежинка. Такой подход позволяет развивать воображение детей, их креативность (творческое начало личности).
И, конечно же, очень важно эмоционально зарядить детей, превратить занятие в увлекательную игру. Готовые работы внимательно рассматриваем, а маленького автора хвалю за старание. Стараюсь внимательно и осознанно относиться к дальнейшей судьбе детских работ. Очень важно, чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям. Нельзя забывать, что детям необходимо постоянное внимание значимого взрослого, его похвала и одобрение. Ожидание такого внимания является одним из самых сильных психологических мотивов, побуждающих детей к деятельности и достижению результата.
Поэтому организовываю выставки детских работ и регулярно обновляю их. Часто хвалю детей, и не боюсь их перехвалить. Ведь такое отношение сегодня позволит им чувствовать себя компетентными и уверенными в себе людьми в будущем.
Путь в творчество имеет множество дорого, известных и пока неизвестных. Творчество для детей – это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс – это настоящее чудо.
Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать свои действия, быть открытыми для новых контактов.
Следующая > |