Пальчиковые игры развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит.
Предлагаем лучшие пальчиковые игры для детей разного возраста — малышей и деток старше 5 лет.
«Рука — это инструмент для всех инструментов
«. — сказал Аристотель.
Как играть в пальчиковые игры
Рекомендации по проведению пальчиковых игр:
- Перед игрой с детьми обсуждаем её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволяет подготавливать малышей к правильному выполнению упражнений, но и создаёт необходимый эмоциональный настрой.
- Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
- Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
- Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой.
- При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
- Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
- Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.
- Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости детям оказывается помощь.
- В идеале: каждое занятие имеет своё название, длиться несколько минут и повторяется в течение дня 2 – 3 раза.
- При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком,соотнося слова с движением.
- Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяем их новыми. Наиболее понравившиеся игры оставляем в своём репертуаре и возвращаемся к ним по желанию детей.
- Очень чётко придерживаемся следующего правила: не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и произносить текст). Так как объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
- Никогда не принуждайте! Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
Комплексы пальчиковой гимнастики для детей старшей группы ДОУ
Энергично разминать. (делают массирующие движения)
.
Пальчиковая гимнастика «За ягодами»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Раз, два, три, четыре, (пальчики обеих рук «здороваются»
.)
В лес идём погулять, (пальчики
» шагают».)
За черникой, (загибают по одному пальцу.)
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдём
И братишке принесём.
Пальчиковая гимнастика «Мы рисовали»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Мы сегодня рисовали, (дети поднимают перед собой руки.)
Наши пальчики устали
.
Наши пальчики встряхнём
,
(встряхивают кистями.)
Рисовать опять начнём.
Пальчиковая гимнастика «У меня пропали руки»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
У меня пропали руки, (прячем руки за спину)
Может быть они от скуки
Убежали в зоосад?
Нет, нашлись мои беглянки, (показываем руки.)
Они с джемом были в банке.
Мои ручки просто клад.
Пальчиковая гимнастика «Вышли пальчики гулять»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Раз, два, три, четыре, пять (поочерёдно разгибаем пальчики из кулачков
, начиная с большого
пальца
.)
Вышли пальчики гулять
,
Раз, два, три, четыре, пять (поочерёдно сгибаем пальчики
в кулачки начиная с мизинца.)
В домик спрятались опять.
Пальчиковая гимнастика «На лужок»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
(Сгибание пальцев
в кулачок в ритме потешки. При перечислении животных сгибать
пальцы
на обеих руках поочерёдно.)
На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата,
Лягушата и енот.
Приходи и ты, дружок!
Пальчиковая гимнастика «Улей»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
(Пальцы сжимаем в кулак. Затем отгибаем их по одному.)
Вот маленький улей, где пчёлы
Спрятались, никто их не увидит.
Вот они показались из улья.
Одна, две, три, четыре, пять!
Пальчиковая гимнастика «Надо спать»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
А кто не лёг в кроватку? (Руки прижаты ладонями друг к другу. Лежат на тыльной стороне одной из рук на столе, коленях).
А кто не хочет спать? (Переворачиваем руки на другой «бок»
.)
Такого не послушного
Я буду щекотать! (Щекочем пальчиками то одну, то другую ладошку.)
Пальчиковая гимнастика «Рыбки»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Рыбки весело резвятся,
В чистой тёпленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
(Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом)
.
Пальчиковая гимнастика «Есть игрушки у меня»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Есть игрушки у меня: (Хлопают в ладоши и ударяют кулачками попеременно.)
Влияние пальчиковых игр на развитие детей
Игры, в которых руки выступают главными инструментами и персонажами, постепенно превращают пальчики из неуклюжих в послушные. Благодаря чему движения мелкой моторики становятся все более умелыми.
Пальчиковые игры оказывают непосредственное влияние на развитие кистей, и также опосредованно активизируют у детей работу головного мозга, воздействуют на формирование речевых функций.
Основные цели пальчиковых игр для дошкольников:
- Подготовить руку к письму
- Предотвратить возможное проявление писчего спазма при усиленной письменной нагрузке при поступлении в школу
- Стимулировать развитие речи
- Развивать произвольность движений
Не стоит снисходительно относиться к пальчиковым играм, считая их слишком простыми, чтобы оказывать существенное влияние на развитие ребенка. Это, действительно несложные, но эффективные упражнения. Особенно, если в игре задействуются все пальцы, а движения выполняются энергично.
Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников
Ученые-физиологи уже давно доказали влияние моторики руки на развитие речи. Сначала развиваются движения пальчиков ребенка, а вслед за этим появляется артикуляция слогов. В психологической литературе приводят таблицы соответствия уровня тонких движений детских пальчиков и степени развития речи.
Если развитие движений пальцев соответствует возрастной норме, то и речь ребенка уже достигла нормативных показателей. Наблюдается и другая зависимость – при недостаточно гибких и вариативных двигательных навыках рук малыша его речевое развитие запаздывает.
Следовательно, развитию детских пальчиков нужно уделять внимание уже с первого года жизни. Не зря наши мудрые предки придумывали потешки и задействовали детские ручки в таких простеньких играх как «Сорока-ворона».
Активная тренировка пальчиков никогда не бывает преждевременной. Чем раньше начать уделять внимание разработке руки, тем больше пользы принесут такие занятия малышу. Приемы могут быть различными, главное, чтобы в действия вовлекались все пальчики.
Большую подборку пальчиковых игр и упражнений составила психофизиолог Рузина М.С. Практикум этого автора содержит игры, применимы на всех этапах дошкольного возраста. Некоторые упражнения приведем в данной статье.
Пальчиковая гимнастика для детей 5-6 лет в детском саду картотека с целями по фгос
Детские пальчиковые игры
Пальчиковые игры – это упражнения, предназначенные для тренировки пальцев руки. Разминка и тренировка рук полезна не только в детстве. К примеру, в некоторых профессиях активизация тонких движений пальцев крайне важна. А в дошкольном возрасте, когда организм находится в активной стадии развития, каждому ребенку принесут пользу упражнения, способствующие формированию гибкости и подвижности пальчиков.
Игры с использованием пальцев давно зарекомендовали себя как метод развития мелкой моторики. Они имеют очевидный плюс по отношению к другим средствам.
Развитию моторики способствуют манипуляции с мелкими деталями – выкладывание мозаичных картинок, конструирование, нанизывание бусинок на нитку или шпажку, вырезание из бумаги и картона, шнуровка и пр.
Но в подобных действиях участвуют преимущественно три пальчика, а безымянный и мизинчик пассивны. Специальные игры для рук хороши тем, что они задействуют все пальцы.
Можно выделить виды пальчиковых игр, подходящих для дошкольного возраста:
- Движение и касание пальцами, имитирующие естественные движения, позаимствованные из окружающей природы.
- Выполнение определенных движений по команде в заданном ритме.
- Игры с использованием подручных предметов (веревочка, карандаш, камушки).
Разнообразие упражнений способствует гармоничному развитию кистей. Именно комплексный подход обеспечивает полноценное сочетание двигательных навыков: сжатие, растяжение, расслабление мышц.
Многие пальчиковые игры сопровождаются стихами или сказочной метафорой, что усиливает интерес детей к подобным занятиям. Ритмичные песенки легко запоминаются и подталкивают ребятишек к воспроизведению игр.
Пальчиковые игры для детей ясельной группыкартотека (младшая группа) на тему
Картотека пальчиковых игр для детей
ясельной группы
Пальчиковые игры — это легкой и приятный способ развития для самых маленьких детишек. Ведь дети узнают мир через прикосновения. Они не спроста пытаются сжевать провод, стянуть красивое блюдо со стола. Это все познание нового мира, новых вещей. Для малышей в возрасте 2-3 года нужные особые игры, в том числе и пальчиковые гимнастики. Очень важно с самого раннего возраста правильно развивать мышцы ребенка, чтобы в будущем у него была правильная моторика и хорошая реакция. Особенно важно это для развития ладошек и пальцев ребенка, ведь от этого зависит его дальнейшая жизнь. Педиатры рекомендуют всем родителям играть с детьми в пальчиковые игры. Особенно это касается родителей 2 и 3-летних малышей, у которых в этом возрасте происходит активный рост и развитие мышечной системы. Пальчиковые игры простые и забавные, улучшают память и восприимчивость ребенка и развивают мелкую моторику рук. Как видно из названия этих игр, главную роль тут играют движения пальцами.
ЗАЙКА
Зайка, зайка, где твой хвост? ( хлопки ) — Вот, вот, вот! ( руки за спиной )
Зайка, зайка, где твой нос? ( хлопки ) — Вот, вот, вот! ( показать нос )
Зайка, зайка, лапы где? ( хлопки ) — Вот, вот, вот! ( показать руки ) Зайка, зайка, ушки где? ( хлопки ) — Вот, вот, вот! ( показать ушки)
МАШИНКА
Заведу мою машину ( «мотор» ) — Би-би-би, налью бензину. ( 3 хлопка, топать ) Крепко-крепко руль держу ( «держать руль» ) На педаль ногою жму. ( топать правой ногой )
ПАРОВОЗ
Ехал, ехал паровоз ( руки в «замок») большие пальцы вращаются Прицепил вагон, повез. (сцепить указательные пальцы) Ехал, ехал паровоз. Прицепил вагон, повез…………..
КОРАБЛИК
Вот плывет кораблик мой (руки – «полочка» покачиваются) Он плывет ко мне домой (руки вперед, ладони сомкнуть углом) Крепко я держу штурвал («держать штурвал») Я ведь главный капитан (4 хлопка)
САМОЛЕТЫ
Мы сегодня самолеты, (И.П. сидя на пятках, «мотор» (вращение руками) Мы не дети, мы пилоты. (4 хлопка) Руки – нос, и руки – крылья («нос», «крылья») Полетела эскадрилья. (встать, разбежаться, руки – крылья)
КОШКИ — МЫШКИ
Вот кулак, ( показать кулак левой руки) А вот – ладошка, (раскрыть пальцы, ладонь) вверх. На ладошку села кошка. (когти» правой руки водят по ладошке левой) Села мышек посчитать, Раз, два, три, четыре пять. (правой рукой загибать по одному пальцу левой) Мышки очень испугались, (вращать кулаком) В норки быстро разбежались (спрятать кулак под. правую подмышку)
Зайчик и охотникРаз, два, три, четыре, пять (загибаем по очереди пальчики)Вышел зайка погулять Вдруг охотник выбегаетПрямо в зайчика стреляет (изображаем пистолет большим и указательным пальцами) Пиф! Паф! Ой-ой-ой (в такт стучим кулачками друг о друга) Умирает зайчик мой (кладём ладошки на стол или колени)Я кладу его в корзинку (складываем руки так, как будто хотим зачерпнуть воды) И несу его домой,Оказалось, он живой! (хлопаем в ладоши)
ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ –
Утром встали пальчики- маленькие мальчики, Друг другу обрадовались, Здороваться начали. Здравствуй, пальчик, здравствуй пальчик…. (поочерёдное соприкосновение большого пальца руки ребёнка с кончиками остальных пальцев той же руки)
МЫШКИ ИСПУГАЛИСЬ
(Берём кулак ребёнка в свой кулак, как бы сверху обнимаем плотно кулак ребёнка. На первые 2 строчки поворачиваем аккуратно кулак ребёнка по часовой стрелке. На слова «гулять» — отпускаем руку ребёнка, помогаем ему растопырить пальчики и пошевелить ими. На слова «спрятались опять», быстро собираем руку ребёнка опять в свой кулак-норку)Один, два, три, четыре, пять, Вышли мышки погулять! Испугались кошки, спрятались опять.
ЕРШИ
(Упражнение может выполняться на любой стороне ладони – внутри или на тыльной, если ребёнок пока ещё не даёт ладошку) (на каждый ударный слог первой фразы трогаем-покачиваем пальчики от большого – к мизинцу и обратно).
На реке камыши, расплескались там ерши Круг постарше, (рисуем большой круг по часовой стрелке на руке круг помладше, рисуем маленький круг по часовой стрелке на руке круг совсем малыши. (ставим — щекочем точечкой в серединке)
ФРУКТЫ-ОВОЩИКак у нашей Зинки Овощи в корзинке: Вот пузатый кабачок Положила на бочок, Перец и морковку Уложила ловко, Помидор и огурец, Наша Зина-молодец.
Как у нашей Зины Фрукты есть в корзине: Яблочко, груша, Чтоб ребята кушали, Персики и сливы, До чего ж красивы! Посмотрите на ранет, Вкуснее наших фруктов нет!
ПОМОЩНИК:Посуду моет наш Антошка: Моет вилку, чашку, ложку, Вымыл блюдце и стакан, И закрыл покрепче кран (тут мама ловит-сжимает ручку ребёнка своей рукой)
ИГРУШКИУ Антошки есть игрушки: Вот весёлая лягушка, Вот железная машина. Это мяч, он из резины. Разноцветная матрёшка И с хвостом пушистым кошка.
ТРАНСПОРТ Будем пальчики сгибать, будет пальцы называть: Автомобиль и вертолёт, трамвай, метро и самолёт. Пять пальцев мы в кулак зажали, Пять видов транспорта назвали.
ПОСЧИТАЕМ.
((сжимаются и разжимаются пальчики обеих рук поочерёдно) Один-два-три-четыре-пять, Буду транспорт я считать: Автобус, лодка и мопед, Мотоцикл, велосипед, Автомобиль и самолёт, Корабль, поезд, вертолёт.
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ
(с мизинца- к большому пальцу) Это зайчонок, это бельчонок, Это лисёнок, это волчонок, А это спешит, ковыляет спросонок Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.
ПО ГРИБЫ Один, два, три, четыре, пять, Мы идём грибы искать! (попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца) Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл. Этот пальчик чистить стал. Этот пальчик всё съел, Оттого и потолстел.
ГОСТИСтала Маша гостей созывать: И Иван приди, и Степан приди, И Матвей приди, и Сергей приди, А Никитушка — ну, пожалуйста. Вращение кистей рук к себе. Поочередный массаж пальцев на обеих руках.
СЕМЬЯЭтот пальчик — дедушка (большой), Этот пальчик — бабушка (указательный), Этот пальчик — папочка (средний), Этот пальчик — мамочка (безымянный), Этот пальчик — я (мизинец). Вот и вся моя семья. (Хлопать в ладоши).
ПАЛЬЧИКИУ девочек и мальчиков На руке пять пальчиков: Палец большой — парень с душой, Палец указательный — господин влиятельный, Палец средний — тоже не последний. Палец безымянный — с колечком ходит чванный, Пятый — мизинец, принёс вам гостинец.