Цель:
научить детей видеть, оценивать сложившуюся ситуацию, придумывать пути ее решения.
Ход занятия
Педагог (предлагает ситуацию): Петя дома один. Раздается звонок. Детский голос за дверью: «Я живу этажом выше, вышел вынести мусор, а дверь в мою квартиру захлопнулась. Ключи остались дома. Я замерз и не знаю, что делать. Помогите мне!» А что могло бы произойти дальше? Дети: — Петя откроет, а там что-нибудь придумает. Например, вызовет милицию, позвонит родителям, соседям. — Попробует сломать замок, если не получится, то пригласит домой. Пусть погреется. — Нет, Петя точно не откроет! Это опасно. Вдруг это бандиты или цыгане голос изменили? Взрослые могут говорить детским голосом. А Петя ведь не видит, кто стоит за дверью.
— А у нас на балконе окно выходит в подъезд, и видно, кто стоит у дверей. Если ребенок, то можно открыть. (Дети соглашаются.) Педагог: Безопасно ли это?
Дети: А вдруг бандиты или цыгане подговорили мальчика за игрушку, чтобы он попросил помощи? И когда Петя открыл бы, ворвались. Нет, он не откроет. Да, лучше не открывать. Педагог: Вы считаете, что лучше не открывать? Но ведь, возможно, мальчик попал в беду и просит о помощи. И Петя откажет? Дети: —Нужно придумать что-нибудь, не открывая дверей. Можно позвонить в милицию и сказать адрес, они приедут и помогут. А если бандиты, то заберут. —Можно кричать с балкона о помощи, стучать соседям в стенку.
Педагог: Ну а если Петя живет высоко? Будет кричать — никто не услышит. И соседей может не быть дома. Дети:
— Тогда можно сбросить на улицу пакет с водой, он разорвется, люди поднимут головы вверх, и Петя скинет им письмо о помощи.
— Нет, можно облить людей, и тогда Петю будут ругать.
— Петя должен спросить номер телефона его родителей и позвонить им. Вот и все.
— А если мальчик не помнит?
Педагог: А если у мальчика дома нет телефона? Что он сделает? Как может помочь Петя мальчику, не подвергая себя опасности? (Детям предлагается разбиться на пары и обыграть сложившуюся ситуацию. Ставится ширма-дверь. Задача: Вася должен убедить Петю помочь ему, а Петя должен что-то сделать, не подвергая себя опасности. Далее три пары детей разыгравают эту ситуацию. Следующий вариант получился наиболее удачным и, по мнению детей, решил задачу. Ира в роли мальчика, Арина в роли Пети.) Мальчик (плачет, уговаривает): Открой! Петя: Не открою. И не плачь. Слезами дверь не открыть! Мальчик: Но мне холодно, помоги мне! (Очень жалобно.) Представь себя на моем месте! Помоги, открой! (Мальчик сначала делал акцент на том, чтобы Петя немедленно открыл дверь, затем стал мотивировать тем, что замерз, а потом уже предложил Пете примерить ситуацию на себя.) Петя: Успокойся, я не брошу тебя. Сейчас что-нибудь придумаем… (Пауза.) Сначала начни прыгать, при движении теплее. (Мальчик прыгает.) Мальчик: Ну а дальше-то что? Петя: Попробуй позвонить в дверь соседям, живущим на другом этаже. Где-нибудь взрослые обязательно будут дома. Точно, на третьем этаже живет тетя Таня, у нее есть телефон. Беги к ней и звони в милицию. Давай быстрее, пока не замерз. Мальчик (многозначительно): Ну, спасибо, помог. Педагог: А помог ли Петя мальчику, так и не открыв дверь? Дети: Да! Самое главное — Пете ничего не угрожало. И мальчик, последовав совету Пети, точно найдет помощь у других соседей. Педагог: А закончилось бы все так хорошо, если б Петя открыл дверь? Дети: И да, и нет! Могло произойти все, что угодно! Педагог: Продолжите дома с родителями составлять рассказ, в котором Петя открыл дверь.
Образовательный проект «Один дома» для детей старшей группы детского сада
Проект «Один дома» для детей старшего дошкольного возраста
Автор: Пигалкина Ю.С.Описание работы: данный проект разработан для детей старшего дошкольного возраста. Направлен на формирование основ безопасного поведения в быту.
Проект «Один дома»
Вид проекта: практико-ориентированный. Продолжительность проекта: краткосрочный. месяц. Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители. Актуальность темы: с первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, становиться весьма не безопасной для него. Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Проблема: не все дети знают правила безопасности. Эти правила следует подробно разъяснять детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Цель проекта: формирование практических навыков безопасного поведения детей в различных ситуациях в быту. Задачи проекта: «Социально-коммуникативное развитие»:
1.формировать навыки безопасного поведения у детей дома через практическую деятельность; 2. формировать умение адекватно вести себя в различных ситуациях. 3. формировать навыки безопасного обращения с колющими и режущими предметами, учить оказывать первую помощь при колотых и резаных ранах; 4. формировать навыки безопасного поведения с огнем, навыки поведения при пожаре, учить оказывать первую помощь при ожогах и отравлениях 5. расширять педагогическую грамотность родителей по вопросам безопасного поведения в домашних условиях
«Речевое развитие»
: закрепить умение составлять небольшие рассказы по теме проекта;
«Художественно-эстетическое развитие»
: упражнять в отгадывании загадок; закрепить умение внимательно слушать и отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; закрепить навык раскрашивания контурного изображения предметов, навык рисования знакомых предметов.
Подготовительный этап: • Рассматривание иллюстраций по теме проекта. • обратиться с просьбой к родителям принять активное участие в реализации проекта «Одиин дома» Формы организации проекта: 1. Беседа. 2. Дидактические игры. 3. Викторина. 4. Самостоятельная деятельность детей. 5. Чтение художественных произведений и энциклопедий. 6.Обыгрывание проблемных ситуаций. 7. Рисование. 8. Анкетирование родителей. 9. Консультация для родителей. Материал: раскраски, цветные карандаши, бумага, фломастеры Этапы реализации проекта: I этап – подготовительный:
1. Опрос детей по проблеме. 2. Определение целей и задач. 3. Создание необходимых условий для реализации проекта.
II этап – основной (практический):
1. Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о безопасном поведении детей дома 2. Беседа «Предметы бывают разные: опасные и безопасные» 3. Рисование по теме проекта. 4. Чтение. 5. Разработка правил «Я остался один дома» 6. Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме.
III этап — заключительный:
1. Обработка результатов по реализации проекта. 2. Презентация проекта «Один дома». По окончании проекта «Один дома» деятельность в выбранном направлении будет продолжена в режимных моментах, так как необходимо сформировать навыки безопасного поведения детей в различных ситуациях в быту.
Работа с родителями: подбор материала по теме проекта, анкетирование, советы и рекомендации родителям «Как провести выходной день», «Какие предметы окружают ребенка дома» Схема проекта Игровая деятельность
:Д/игры «Опасно – неопасно», «Один дома» Обыгрывание проблемных ситуаций
Социально-коммуникативное развитие
: Беседы «Одни дома», «Предметы бывают разные: опасные и безопасные» Обыгрывание проблемных ситуаций
Речевое развитие:
Рассматривание и составление рассказа по иллюстрациям по теме проекта
Здоровье и физическое развитие
: Разработка правил «Я остался один дома»
Познавательное развитие
:Чтение и рассматривание энциклопедии «Почемучка» Викторина «Один дома»
Художественно-эстетическое развитие
:Подбор загадок, пословиц, стихов по теме проекта Отгадывание загадок о предметах Чтение художественной литературы по теме проекта Рисование на тему «Опасные предметы» Рисование «Спасательные машины»
Ожидаемые результаты. • Дети
: Участие детей в этом проекте позволит ознакомить их с правилами безопасного поведения дома •
Родители:
Повышение педагогической культуры родителей. Установить с ними доверительные и партнёрские отношения.
Викторина «Один дома»
Воспитатель: Мы с вами много говорили про опасные и неопасные предметы, которые окружают нас дома и я предлагаю вам сегодня провести викторину, чтобы узнать, как вы усвоили правила поведения в быту. Нам нужно разделиться на две команды. (Дети делятся на команды, выбирая жетончик, по цвету жетончиков образуются команды) В ходе викторины каждая команда за правильно выполненное задание получает жетон своего цвета. Начнем с разминки. 1.Разминка (Доскажи словечко) Первая команда Упал на пол уголек, Деревянный пол зажег, Не смотри, не жди, не стой, А залей его… (водой). Раскалился если вдруг Электрический утюг, Что должны вы делать детки? Вынуть вилку из…(розетки) Вторая команда Если младшие сестрички Зажигают дома спички, Что должны вы предпринять? Сразу спички…(отобрать) Если вдруг пожар возник, Ты обязан в тот же миг В часть пожарным позвонить, О пожаре…(сообщить). 2. Выбери машину. Перед детьми находятся машины разных служб. По заданию воспитателя дети выбирают нужную машину. После выбора машины, находят карточку с номером телефона данной службы. 3. Рассказывание стихов Каждая команда рассказывает стихотворение по теме 4. Составь рассказ по картинке. Каждой команде дается иллюстрация с ситуацией, произошедшей в быту. Дети составляют рассказ и в итоге проговаривают правило поведения в быту. Например: На первой картине. Квартира, на полу что-то несильно горит, девочка из чайника заливает огонь. На второй картинке. Квартира, горят шторы и часть пола, мальчик выбегает на лестничную клетку. 5. Д/игра «Назови предметы» Дети называют по очереди опасные предметы в быту. Чья команда закончит называть последней, становится победителем этого задания. 6. Спортивный конкурс-эстафета «Отнеси лекарство другу». Воспитатель: Ваш друг заболел и не может сам сходить в аптеку, но живет он далеко, туда никакой городской транспорт не ходит. Чтобы до него добраться, нужно перепрыгнуть через канаву (жгуты), пролезть через тоннель (дуга), пройти по узкому мостику (канат), перепрыгнуть через большие кочки (кубики). Чья команда быстрее справится с задачей? (У каждого ребенка по кегле – флакон с лекарством, на стульях кукла – друг, которому это лекарство надо доставить). 7. Нарисуй Каждой команде предлагается лист бумаги, где они должны изобразить правила безопасного поведения в быту. В конце викторины подводятся итоги и награждается команда победителей.
Рекомендуем посмотреть:
Проект в детском саду для старших дошкольников 5-7 лет по правовой тематике Проект в старшей группе детского сада Проект в старшей группе на тему «Деревья и кустарники весной» Проект в старшей и подготовительной группе детского сада
Похожие статьи:
Проект для детей старшей группы «Наш веселый огород»