«Умные игры» конспект для детей подготовительной группы

Всех детей в мире объединяет любовь к играм.

Игра для ребенка — естественная потребность, поскольку именно в игровой форме малыши познают мир, разбираются в том, как он устроен, осознанно осмысливают полученный опыт.

Игра важна не просто как источник радости и хорошего настроения, она развивает мозг, воображение, творческие способности, словарный запас, социальные навыки, способность к обучению и восприятию более сложной информации.

Как развиваются 6-7-летние дети

В этом возрасте мыслительные способности малыша выходят на новый, более качественный виток развития.

К 6 года большинство детей:

  • осваивают чтение, письмо, счет до 20;
  • разбираются в простейших временных интервалах;
  • дольше фокусируются на одной решении одной логической задачи;
  • их рассуждения становятся более осмысленными;
  • лучше усваивают информацию на слух.

Какие игры полезны в этом возрасте

Для дошкольника полезными будут разные формы игр.

Психологи рекомендуют вовлекать детей в такие игровые форматы:

  • игра по инициативе ребенка;
  • игра по инициативе взрослого;
  • традиционная игра, когда инициативу может проявить и ребенок, и взрослый.

С точки зрения пользы, наиболее весомыми считаются игры, которые предлагают взрослые, поскольку в этом случае ребенок попадает в обучающую ситуацию, знакомится с новыми словами, понятиями и может сделать эту ситуацию управляемой.

Что касается выбора конкретного формата игры, все зависит от ситуации. Для улицы подбирают подвижные игры, в которых присутствует элемент спорта. В домашней обстановке можно поиграть в настольные или сюжетно-ролевые игры, собрать конструктор.

1. Подвижные игры развивают координацию, силу, выносливость, скорость реакции. В возрасте 6-7 лет игра длится около получаса.

2. Настольные игры помогают скрасить досуг, когда на улице плохая погода. С помощью кубиков, пазлов, фигурок, карточек ребенок совершенствует свои навыки — логику, пространственное мышление, социальное взаимодействие, речь, концентрацию внимания, волю.

Настольных игр огромное количество — ходилки, пазлы, кубики, мозаика, конструкторы, дидактические карточки, стратегии.

3. Развивающие игры — в данном случае речь идет о целенаправленном развитии конкретного умения или способности, например, речи, крупной моторики, интеллекта, воображения.

Применение таких игр готовит благодатную почву для дальнейшего развития творческих способностей, талантов ребенка. Программа обучения построена от простого к сложному, но при этом условия каждого задания должны немного опережать уровень развития ребенка.

Интеллектуальные конкурсы на Новый год для детей

Сосчитай

Игра подойдёт для тех, кто усидчиво может заниматься математическими подсчётами. Задача простая – сосчитать, сколько каждых дней недели будет в наступающем году. Кто первый справится – тот и побеждает. Игра отлично поможет потренировать подсчёты и справиться с нетерпеливым темпераментом.

Кто такой Дед Мороз?

Игра рассчитана не так на интеллект, как на способность быстро соображать и находить новые факты. Задача детей – по очереди называть по одному факту, который относится к главному виновнику новогоднего торжества. Важно не только назвать факт, но и суметь его истолковать. Игра помогает развить мышление и научить ребёнка объяснять собственную точку зрения.

Новый год – это …

Каждому участнику выдают по листку бумаги и карандашу. За одну минуту будет необходимо написать описание в 5 предложений Нового года. Важно отразить все нюансы, которые относятся к празднику. Игра подойдёт тем, кто умеет уже умеет писать и анализировать. В процессе ребёнок научится выделять главное на фоне массы другой информации, а также поможет ребёнку формулировать собственные мысли.

Викторина

Если у вас есть время и желание подготовить полноценную викторину для детей на Новый год, тогда это будет лучшая интеллектуальная игра на новогодний праздник. Главное – подбирать вопросы в соответствии с возрастом участником. Игроки научатся искать в потоке информации правильные ответы, формировать командный дух и работать в коллективе.

Новогодний мультфильм

Игрокам будет предложено восстановить хронологические события заранее продемонстрированного отрывка мультфильма. Ведущий показывает небольшой ролик 1-2 минут из известной новогодней картины, задача игроков – продолжить и рассказать, что будет дальше. Важно не просто вспомнить или придумать ход действий, а объяснить, почему герои именно так поступают. Игра отлично помогает ребёнку научиться критически мыслить, выстраивать логические цепочки и связывать разные действия между собой.

Игры 30. Растение

Прежде всего, нужно из любых подручных материалов сделать растение — деревце, цветок. Затем о нем ребенок сочиняет сказку. Главное, чтобы в истории малыш подробно описал — как чувствует себя растение — ему комфортно или что-то мешает.

Через эти метафоры взрослый может понять, что беспокоит ребенка. Если причина беспокойства есть, спросите у малыша, чем можно помочь растению — построить забор, позвать фею, посадить другие деревья. Так малыш будет на примере сказки справляться со своими тревогами.

Игры 31. Игры с лицом

У детей, которые перенесли какие-то неприятные события в жизни, на лице может появляться застывшая маска, исчезают эмоции. Расшевелить ребенка можно несколькими способами — предложите ему поиграть в кривлялки, постройте вместе с ним смешные рожицы или организуйте домашний театр.

Игры 32. Простые праздники

Позволяйте малышу как можно чаще чувствовать праздник в своей жизни. Старайтесь каждое простое событие превратить во что-то яркое и необычное. Например, праздник застилания постели, умывания, фестиваль обеда. Обязательно фиксируйте любые достижения ребенка, записывайте или рисуйте их — это мотивирует, формирует уверенность в себе и своих силах.

Игры 33. Цветотерапия

Если ребенок часто возвращается к неприятным событиям в прошлом, фокусируйте его внимание на текущем дне, например, придумайте для каждого дня недели определенный цвет и старайтесь его придерживаться. Например, понедельник пусть будет синего цвета — подберите такую одежду, ищите вокруг синие предметы.

Игры 34. Расписание

Чтобы стабилизировать состояние ребенка после стрессовой ситуации, необходимо структурировать его распорядок дня, составить расписание, украсить его. Малыш должен следить за его выполнением. С одной стороны это учит дисциплине, а с другой — отвлекает от неприятных мыслей.

Совет! Тревожные дети, склонные к стрессам, интуитивно выбирают подвижные игры, где нужно прыгать. Это помогает снять напряжение, почувствовать опору. Создайте для ребенка зону, где он может прыгать безопасно и с удовольствием.

​Между детьми иногда случаются конфликтные ситуации и тут игра приобретает критически важное значение, поскольку с ее помощью ребенок снимает стресс и расслабляется. Конечно, игры должны соответствовать возрасту и развитию малыша, быть разноплановыми и полезными. Вот об этом мы и поговорим в нашем материале.

Развитие критического мышления у ребёнка

Почемучка

Игра подойдёт для любых условий. Она научит ребёнка думать и анализировать. В неё можно играть даже по пути в детский сад или школу. Ребёнку необходимо постоянно задавать вопросы, которые не содержат в себе ответа. Важно, чтобы в процессе рассуждения малыш учился анализировать и искать причинно-следственную связь. Например, «почему не стоит прыгать в лужу?», «почему кричать на родителей – плохо?» и т.д.

Сочини конец

Игра отлично поможет ребёнку развить не только критическое мышление, но и фантазию. Так, необходимо читать вместе с детьми или ребёнком сказку или рассказ. В самый непредсказуемый момент нужно остановиться и попросить ребёнка додумать окончание истории. После этого можно сравнить варианты концовок ребёнок и автора, найдя плюсы и минусы обоих вариантов.

Если …, то …

Данное развлечение отлично учит малышей находит причинно-следственные связи. Ведущий говорит несколько фраз, которые дадут участникам понять суть. Например, если завтра будет дождь, надо взять с собой зонт, или если завтра пропустить школу, то отстанешь по нескольким предметам. Далее ведущий говорит лишь первую часть выражения, а игроки продолжают.

Дебаты

Игроков должны разделить на 2 команды. После чего ведущий предлагает выбрать какую-то из предложенных тем или действий. Одна команда должна говорить плюсы, а вторая – минусы. Игра отлично помогает научиться сопоставлять факты, критически мыслить, вырабатывать дух соперничества.

Переубеждение

Что, как ни доказывание обратного, учит ребёнка настаивать на своём и находить неопровержимые доказательства. Так, в данной игре, вы должны будете говорить ребёнку, к примеру, что ему лишь кажется, что трава зелёного цвета. На самом деле она фиолетовая. Ребёнок, естественно, не согласится и будет пытаться объяснить вам, почему же трава зелёного цвета.

Где найти время для игр с ребенком

Этот вопрос задают многие родители, поскольку современные мама и папа – это занятые люди, у которых много домашних обязанностей, работа, конечно, есть естественное желание уделить время и для себя, отдохнуть. Из-за того, что для занятий с малышом недостаточно времени, родители часто переживают, тревожатся. Психологи уверяют, что на общение с ребенком можно найти время, если следовать простым советам.

Совет 1 – играйте с ребенком и параллельно занимайтесь своими делами.

В игры, которые не требуют специальной подготовки, дополнительных предметов, можно играть в кухне, в ванной, на улице. Если играть не хочется, привлекайте ребенка к домашней работе, сделайте что-то вместе, например, приготовьте пиццу или пусть ребенок просто вам поможет.

Главное с ребенком больше разговаривать, объяснять, хвалить и поддерживать.

Совет 2 – используйте любую свободную минуту.

Транспорт, очереди, дорога куда-то – это время можно использовать с пользой. Рассказывайте малышу о природных явлениях, загадывайте загадки, сочиняйте сказки, играйте в счет, слова.

Совет 3 – игры и занятия должны стать привычкой.

Конечно, речь не идет о занятиях по часу или два. Возьмите за правило – заниматься с ребенком каждый день 15-20 минут, этого будет вполне достаточно для малыша в возрасте 6-7 лет. Например, читайте ребенку книгу перед сном.

Совет 4 – постарайтесь создать дома развивающую среду.

Используйте плакаты, пособия, карточки, магнитные игры. Чем больше развивающих предметов будет вокруг ребенка, тем быстрее он будет запоминать информацию. Обратите внимание, чтобы развивающие пособия должны быть яркими, красочными.

Совет 5 – найдите ребенку компанию.

Если так складываются обстоятельства, и вы не можете поиграть с малышом, постарайтесь найти для него детей, с которыми он сможет провести свое время.

Игровое развитие памяти

Что пропало?

На столе нужно разложить несколько изображений. Ребёнок смотрит на их, а ведущий рассказывает сюжет о каждом изображении, после чего игрок отворачивается. Ведущий за это время должен убрать одно фото. После чего ребёнок должен не только понять, какое изображение исчезло, но и рассказать, что оно значило.

Назову всё

Ребята садятся в круг. Совместно выбирают какую-то единую тему. После чего первый участник говорит слово. Второй игрок должен сказать первое слово первого участника и своё новое. Так каждый ребёнок должен дополнять цепочку слов своим. Главное – не сбиться.

Маршрут

Игроку завязывают глаза. Ведущий ведёт его по намеченному маршруту, говоря при это сколько шагов и куда нужно вступать. В конце маршрута участнику развязывают глаза и разворачивают. Его задача – сделать все шаги в точности наоборот и найти точку «старт».

Очередь игрушек

Ведущий выстраивает 5-6 игрушек друг за другом, объясняя, кто за кем стоит. После чего ведущий говорит, что игрушкам понадобилось отлучиться к хозяевам, а когда они вернулись – то не смогли восстановить очередь друг за другом. Нужно помочь им и выстроить их правильно друг за другом.

Что на подносе?

Ведущий кладёт на поднос 5-10 маленьких вещиц. В течение одной минуты участник смотрит на поднос и запоминает, что на нём лежит. После этого ведущий накрывает его полотенцем или другой тряпкой, а задача участника – вспомнить все вещи, которые на нём лежат.

Интеллект ребенка в возрасте 6-7 лет

В этом возрасте дети уже сформированные личности, имеют собственные взгляды на окружающий мир и происходящее в нем. Ребенок понимает свое положение как в детском коллективе, так и среди взрослых, соответственно, выстраивает линию поведения, формирует определенное отношение к людям, которые его окружают.

Уровень эмоционального развития у детей 6-7 лет также достаточно высок. Они проявляют сочувствие, сопереживают, чувствуют настроение других людей, предлагают помощь.

  1. Речь идет о детях, которые почти первоклассники, они могут управлять своим настроением, выполняют указания и просьбы взрослых, принимают участие в групповой, индивидуальной деятельности.

Совет! Поскольку дети 6-7 лет легко ориентируются в обстоятельствах, поэтому родители могут давать ребенку основы личной безопасности и учить искать выход в сложных ситуациях.

2. В 6-7 лет дети проявляют активный интерес к новым знаниям, поскольку в этом возрасте увеличивается объем памяти, внимание ребенка становится более сконцентрированным, расширяется словарный запас (до 6 тысяч слов).

3. Родителям необходимо продолжать занятия по развитию речи детей, знакомить детей со структурой языка, кроме этого, развивать мелкую моторику, логику, умение систематизировать предметы по признакам.

Конкурсы на внимание для детей

Мой цвет

Каждый игрок получает заранее подготовленную карточку. Все карточки должны быть разных цветов. По команде ведущего дети должны за минуту выстроиться в шеренгу от самой светлого до самой тёмной карточки. Игра отлично тренирует внимательность и сосредоточенность детей на деталях.

Напарник-зверь

Необходимо чётное количество игроков. Заранее ведущий готовит парные карточки с изображениями зверей. Участники знакомятся со своим животным. После этого выключается свет. Игроки должны найти свою пару, ориентируясь на издаваемые звуки. Нельзя говорить человеческим языком. Нужно лишь издавать звуки, характерные тем, что издаёт животное, изображенное на картинке.

Детали по кругу

Дети садятся в круг. Первый участник называет любое масштабное слово, к примеру, дом или город. Сосед справа должен назвать уточняющую деталь, к примеру, дом с окнами или город с парком. Каждый раз сосед справа должен называть всё более мелкую уточняющую деталь. Игра отлично развивает логику и внимательность к деталям.

Выполняй наоборот

Игра подойдёт тем, кто уже умеет писать. Ведущий определяет 2 команды, к примеру, «слово» и «линия». Когда ведущий говорит «слово», необходимо нарисовать линию, а когда говорит «линия» ─ нужно написать стол. Важно сконцентрироваться и не запутаться в заданиях. А для упрощения задачи ведущему, рекомендуем ему сделать подсказку в виде «ЛЛСЛССЛССЛЛЛССЛЛ».

Распутай нас

Для игры выбирают ведущего. Остальные участники берутся за руки. Ведущий должен будет покинуть комнату. Остальные начинают ходить в разные стороны, запутываясь тем самым. Главное – не отпускать руки друг друга. Задача ведущего, когда он вернётся – распутать «путаницу» из его друзей. Игра тренирует память, внимательность, логику и мышление у детей.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]