Правила этикета для детей — одна из важных тем, которую родители должны поднимать в своей семье своевременно. Человек любого возраста, живущий в обществе, должен считаться с нормами поведения, принятыми этим обществом, и следовать им. От того, насколько добросовестно родители воспитывают свое чадо, зависит место ребенка в социуме.
Что такое этикет?
Этикет – это свод норм и правил, регулирующих поведение людей в обществе или отдельно взятой социальной группе. Говоря об этикете для детей, мы подразумеваем правила хорошего поведения, в первую очередь, в отношении взрослых, потому что именно они могут оценить поведение как «хорошее» или «плохое» в силу своего опыта.
Этикет подразделяется на разные виды – есть как общепринятые правила, так и особый этикет для отдельных случаев (например, служебный, религиозный, траурный). Обучать детей этикету следует постепенно, и для дошкольного возраста достаточно тех правил хорошего тона, которые малыши могут применить в повседневных ситуациях.
Вывод
Вы видите, что в целом правила поведения за столом не так уж и сложны, и не требуют таких уж больших усилий от детей. Все ограничения строятся лишь на уважении чужого пространства и комфорта.
Значение, которое имеет столовый этикет для детей, сопоставимо со значением других правил вежливости. Такие правила делают из них достойных людей, приятных собеседников и развивают чувство собственного достоинства.
В заключение хочу поделиться интересным обучающим видео про столовый этикет для детей:
А на этом у меня все. Надеюсь, мои советы оказались для вас полезными! Читайте, размышляйте, применяйте их на практике, показывайте друзьям и делитесь записью в соцсетях. И обязательно заходите еще. До новых встреч!
Когда прививать правила хорошего тона?
Учить детей правилам поведения можно уже с младшего возраста, хотя осознание придет гораздо позже – после 5 лет. Малышей нужно знакомить с правилами поведения за столом с 2 лет. Ребенок уже вполне может кушать сам, а значит, самое время начать объяснять, как можно и как нельзя себя вести во время еды.
Дошкольников этикету обучают родители дома и педагоги в детском саду. Малыш находится в обществе взрослых и детей, ежедневно вокруг него складываются ситуации, требующие проявления вежливости, уважения к старшим, умения взаимодействовать со сверстниками.
Когда ребенок повзрослеет и пойдет в школу, уровень его свободы повысится, контроля со стороны взрослых станет меньше. Все упущения родителей в воспитании будут видны как на ладони, а исправлять поведение школьников нелегко. Именно поэтому правила этикета и этики (основы нравственности и морали) должны закладываться с малых лет.
Что должен знать дошкольник?
Лучшим примером для ребенка служат члены семьи, в первую очередь – родители. Подражая им, малыш учится хорошему и плохому, поэтому родители должны контролировать свое поведение при ребенке. Не стоит насильно учить малыша вежливости, если он из-за своего возраста еще не может понять, зачем ему здороваться с незнакомыми людьми. Или с теми, о ком не очень хорошо отзываются его родители. К тому же, навязывание правил может привести к обратной реакции – протесту.
Ближе к 5 годам, как раз когда подражание взрослым в полном разгаре, самое время начать обращать внимание ребенка на то, как вы общаетесь с другими людьми, особенно за пределами семьи. Вот правила, которые нужно знать дошкольнику, чтобы не попасть в неловкую ситуацию и не заставлять краснеть родителей.
Речевой этикет
Соблюдать правила речевого этикета необходимо не только с членами своей семьи, но вообще со всеми детьми и взрослыми, не обязательно только со знакомыми. Взрослые должны подавать пример детям и также соблюдать правила общения:
- здороваться с родными утром, желать спокойной ночи перед отходом ко сну;
- здороваться со знакомыми на улице и в гостях, а после – прощаться с ними;
- здороваться с соседями, даже если вы лично не знакомы;
- употреблять слова «спасибо», «пожалуйста», «будьте добры», «извините»;
- к чужим людям обращаться на «Вы»;
- не оскорблять, не дразнить других детей, не ябедничать, не провоцировать;
- извиняться, если сделал пакость;
- говорить «разрешите вас перебить», если нужно обратиться к одному из говорящих.
Столовый этикет
Приучать малыша к правилам поведения за столом следует с малых лет, а по мере взросления требования к ребенку будут расти. То, как ведет себя ребенок за столом, создает главное представление о его воспитанности, чистоплотности и уважении к такому семейному ритуалу, как прием пищи.
За трапезой необходимо соблюдать столовый этикет:
- кушать нужно только в отведенном для этого месте (кухне или столовой);
- во время семейной трапезы пользоваться столовыми приборами, это касается и маленьких детей (пресекать размазывание еды пальцами по тарелке);
- кушать нужно из своей тарелки, не комментировать содержимое чужой;
- не набрасываться на еду, если собрались не все члены семьи;
- не болтать с набитым ртом, помнить правило «когда я ем, я глух и нем»;
- жевать с закрытым ртом;
- не играть с едой, не баловаться напитком (не расплескивать чай, воду, не пить громко сок через трубочку);
- неприлично высказывать свое негативное мнение о еде («фу, ну и гадость», «я не буду это есть»);
- неприлично класть локти на стол, толкаться;
- некрасиво тянуться через весь стол, нужно попросить рядом сидящего человека передать что-то;
- нельзя ковыряться во рту за столом;
- нужно пользоваться салфеткой или полотенцем, уметь попросить чистую салфетку;
- брать с тарелки тот кусок хлеба (кусок пирога, бутерброд, фрукт), который ближе, а не выбирать тот, что больше или красивее;
- тем более неприлично взять кусок с общей тарелки, подержать и положить обратно;
- перед тем как выйти из-за стола, нужно подождать, пока все члены семьи закончат трапезу, либо попросить разрешения выйти у взрослых;
- нельзя взять тарелку с едой и пойти к телевизору или в другую комнату.
Гостевой этикет
В гостях нужно вести себя спокойно, проявлять уважение к хозяевам дома и соблюдать правила:
- не приходить с пустыми руками (принести какое-то угощение, даже символическое);
- не напрашиваться на чай без приглашения;
- всегда здороваться с хозяевами дома;
- нельзя ходить по комнатам без разрешения и трогать чужие вещи на полках, внутри шкафов;
- категорически запрещается прыгать по кроватям, дивану, креслам, даже если хозяйский ребенок это делает;
- не устраивать истерики, не требовать чего-то от хозяев квартиры;
- соблюдать чистоту, выбрасывать за собой мусор (обертки от конфет, пачку из-под сока), собирать после себя игрушки;
- спокойно собираться и уходить, когда придет время, не требовать играть еще;
- обязательно сказать «спасибо» за гостеприимство и угощение, попрощаться с хозяевами дома.
Семейный этикет
Правила поведения в каждой семье устанавливаются индивидуально, но есть общие для всех – уважение и взаимопонимание.
Общаясь с членами семьи, нужно придерживаться следующих правил:
- к старшим родственникам нужно обращаться уважительно, не грубить, не дерзить, не подрывать авторитет главы семьи;
- ругаться, кричать на членов семьи нельзя;
- если нужно попасть в комнату к родителям (или другим родственникам), следует обязательно постучаться;
- ябедничать или «докладывать» на брата или сестру как минимум некрасиво;
- важно уважать труд членов семьи, будь то готовка еды, уборка по дому или совместные игры.
Правила поведения на улице
Если дома о воспитанности ребенка могут судить только члены семьи, то на улице все огрехи воспитания бросаются в глаза. Чтобы вам не пришлось неловко краснеть и смущенно уводить малыша подальше, научите его следующим правилам:
- для мусора существует урна;
- запрещено ходить по газонам, рвать цветы с клумб;
- неприлично показывать на людей пальцем и вслух обсуждать их внешность;
- нельзя перебегать дорогу, когда и где вздумается, если по ней ездят машины;
- нельзя навязчиво рассказывать какие-то личные сведения незнакомым людям;
- запрещено уходить с того места, где родитель оставил ребенка ждать его, или где они условились встретиться;
- нельзя на прогулке убегать далеко вперед от родителей или прятаться в оживленных местах;
- двигаясь по тротуару, нужно идти по правой стороне (аналогия с полосами движения для машин);
- не останавливаться посреди тротуара, чтобы завязать шнурок или поболтать со знакомым, – нужно отойти в сторону.
Поведение в транспорте
Рано или поздно вам с ребенком придется поехать куда-то на общественном транспорте, поэтому заранее проинструктируйте маленького пассажира о том, как вести себя в автобусе, электричке, поезде, самолете:
- в автобусе уступать место пожилым людям (если ребенок еще мал, то объяснить, что сейчас ему нужно сидеть для его же безопасности, а место бабушке уступит другой человек);
- предлагать место беременным женщинам (когда ребенок уже знает такое понятие);
- в поезде дальнего следования нельзя бегать по вагону, стучаться в чужие купе;
- не кричать, не стучать по стене купе поезда;
- в самолете нельзя вставать с места, если это временно запрещено, громко кричать, толкать ногами впереди стоящее кресло;
- в любом виде транспорта неприлично пачкать ногами впереди сидящего человека или толкать грязной обувью спинку кресла;
- запрещается кричать, громко смеяться, петь песни.
Правила поведения в театре, цирке или на другом культурном мероприятии
Родители имеют возможность знакомить детей с культурной жизнью уже с малых лет – театры, музеи и другие заведения сейчас доступны почти с рождения. Поэтому перед посещением подобных мест нужно объяснить ребенку, как себя вести:
- не опаздывать на представление, а прибыть с запасом времени, чтобы сдать верхнюю одежду, посетить уборную, если нужно;
- прийти в зал раньше, чем начнется программа, чтобы занять свое место и не беспокоить соседей;
- если вы все же опоздали, продвигаться к своему месту по ряду нужно лицом, при этом извиниться за доставленное неудобство;
- не хрустеть едой, не шуметь напитком во время представления или киносеанса;
- не разговаривать во время сеанса, не отвечать на звонки по телефону, поставить устройство на беззвучный режим.
Общие правила поведения
Есть вещи, которые недопустимы в любом месте, в любом коллективе:
- чесаться, ковырять в зубах, ушах, носу на людях;
- лезть впереди других при проходе через дверь, например, в магазине;
- кричать, бегать, хлопать дверями;
- грубить, недоброжелательно отвечать на вопросы;
- кашлять, не прикрывая рот, и отрыгивать, не извиняясь;
- кричать в общественном транспорте;
- бегать и наступать на ноги;
- шаркать ногами при ходьбе;
- жевать жвачку, не прикрывая рот, громко чавкать на людях.
У меня зазвонил телефон
Когда малыш немного подрастёт, он уже может сам звонить и отвечать на телефонные звонки.
Научите его вести беседу по телефону:
- Расскажите ребёнку, что общение по телефону должно быть кратким и вежливым.
- Считается неприличным звонить до 08:00 и после 21:00.
- Набрав номер, разговор начинают с приветствия.
- Не лишним будет спросить, не отвлекает ли этот звонок человека.
- Если поступил звонок, в котором просят пригласить к телефону кого-то из членов семьи, не нужно задавать бесцеремонных вопросов типа «А зачем он Вам?». Человек представится и скажет, зачем звонит, если решит, что это нужно.
- Если звонят маме (папе, бабушке), а её нет дома, уместно поинтересоваться, кто звонил и что передать.
- Не нужно забывать отвечать на приветствие.
- Если ребёнок совершил звонок и услышал в трубке незнакомый голос, то нужно представиться и попросит позвать того, кого нужно.
- Если ребёнок неправильно набрал номер, нужно извиниться и положить трубку. Если ошиблись номером, позвонив к вам домой, не нужно сердиться, а вежливо пояснить: «Вы ошиблись».
- Если позвонил незнакомец, то не следует выкладывать подробности о жизни семьи, лучше позвать кого-то из взрослых. Если ребёнок дома один — не нужно об этом оповещать по телефону кого-либо.
Правила поведения для дошкольников в картинках
Обучать ребенка этикету можно как своим примером, так и по наглядным пособиям. Можно объяснять, как вести себе в обществе, и показывать иллюстрации. Для этого подойдет книга «Этикет для малышей» в картинках под авторством Е. В. Соколовой и Н. Н. Янковской.
Показывая малышу картинку, можно задавать наводящие вопросы: «Как думаешь, что здесь изображено? Как нужно себя вести?». Пусть ребенок пробует сам сформулировать правила поведения.
Обучаемся, играя
Учить ребенка правилам хорошего тона можно также в игре. Проводите домашние уроки вежливости, когда занимаетесь с ним или просто играете в детской. Обыгрывать ситуации можно с помощью кукол и любимых игрушек – сочинить сказку о ком-то невоспитанном, разыграть мини-сценку, придумать игры по этикету («чаепитие у кукол», «мишка пошел в гости» и т.п.), а после — обсудить и поспрашивать: «Кто правильно поступил? А почему? Кого мама похвалит?». Для малышей можно разыграть целое театральное представление.
Читайте книги на эту тематику и обсуждайте, кто из героев ведет себя правильно, а кто невежлив с другими. Книг на тему детского этикета множество, вот некоторые из них:
- «Этикет для детей различных лет», А. Усачев;
- «Правила поведения», Э. Бомон;
- «Вежливые слова», О. Корнеева;
- «Общительные сказки», Т. Шорыгина;
- «Азбука вежливости», Л. Васильева-Гангнус;
- «Школа вежливости для маленьких хозяев», Н. Иванова, Г. Шалаева;
- «Правила поведения для воспитанных детей», Г. Шалаева, О. Журавлева, О. Сазонова;
- «Самые главные правила поведения для воспитанных детей», издательство «Харвест»;
- «Этикет для непосед», издательство Clever;
- «Как вести себя за столом. Этикет для всех в рассказах, стихах, картинках» под ред. Р. Данковой.
В дошкольных образовательных учреждениях обучение детей вежливости проводится по специально разработанным программам. Педагоги организуют занятия и учат детей правилам хорошего тона, но это не значит, что родители должны оставить эту тему и положиться только на воспитателей.
С чего стоит начать?
С чего начинаются правила хорошего поведения и этикет для детей? На начальных этапах, приучать ребенка к дисциплине следует с постепенного ввода в его жизнь распорядка дня. Он должен ложиться спать и просыпаться вовремя, а также усваивать простые последовательности действий: умывание, чистка зубов, одевание и т.д. А в дальнейшем – делать уроки, отдыхать в строго отведенное на это время. Все это поможет ребенку чувствовать уверенность и защищенность; он будет приобретать навыки максимально рациональной и эффективной организации своей деятельности. А также сосредотачивать свое внимание на том, что важно именно в данный момент времени.
Режим дня должен соблюдать каждый ребенок
Существенным плюсом режима дня для детей также является максимально точная «настройка» биологических часов ребенка. Что, в свою очередь, позволяет наладить его режим сна и отдыха, оберегая нервную систему от перегрузок.
На ранних этапах ориентиром для детей должно быть указание родителя. Младшему школьнику можно предложить вместе разработать распорядок дня, которого он будет придерживаться. В средней школе родительский контроль сводится к простым подсказкам, направляющим деятельность ребенка. Следующим шагом станет приобретение ребенком навыка самостоятельной самоорганизации своего дня.
Обучение этикету за столом
Научившись убирать в своей комнате и расставлять по местам игрушки, ребенок не только помогает родителям поддерживать порядок в комнате, но развивает в себе навыки, ценные для него в будущем. Это, прежде всего, способность к упорядоченной деятельности, систематизации, умение фильтровать информацию и отделять существенное от незначительного.
Родителям на заметку
Сложно назвать точный возраст, когда нужно начать обучать ребенка хорошим манерам. Прививать малышу нормы поведения с членами семьи и общества нужно с самого рождения, даже когда ребенок не осознает всей сути. Он понимает интонации, настроение родных и видит картину происходящего.
Приведенная ниже таблица наглядно иллюстрирует примерные возрастные рамки, когда можно знакомить малыша с правилами поведения.
Таблица «Когда и как обучать ребенка этикету»
Возраст | На что обратить внимание |
До 1 года | Употребляем в речи вежливые слова («спасибо», «пожалуйста», «доброе утро», «спокойной ночи») |
Моем руки перед едой, проговаривая вслух, зачем это нужно делать | |
1-3 года | Прививаем опрятность – используем нагрудник или салфетку, после еды меняем запачканную одежду, умываем лицо и руки |
Прививаем нормы поведения и общения в семье, показываем своим примером уважение и вежливость | |
Учим кушать ложкой и вилкой, поильник заменяем кружкой | |
3-5 лет | Совершенствуем навык пользования столовыми приборами, учим кушать аккуратно – не отодвигаться от стола, наклоняться к тарелке, чтобы не проливать суп, не разводить «грязь» вокруг себя |
Активно приучаем к самостоятельной личной гигиене – чистке зубов, мытью рук, использованию носового платка или салфетки | |
Учим прикрывать рот при кашле или чихании; не забываем про вежливые пожелания в адрес другого человека («Будьте здоровы») | |
Знакомим ребенка с правилами поведения в общественных местах, транспорте, в гостях, на культурных мероприятиях, в детском саду | |
5-6 лет | Продолжаем знакомить ребенка со столовым этикетом, добавляем в обиход пользование ножом |
Совершенствуем знание гостевого этикета, применяем правила, если идем в гости; исправляем ошибки, объясняем ребенку, почему некоторые действия неприемлемы | |
Своим примером постоянно показываем, как нужно общаться в семье и в обществе за ее пределами, следим за своим поведением | |
Школьный возраст | Не забываем все, что привили ребенку раньше; напоминаем, как вести себя за столом (в школьной столовой), на уроках (речевой этикет, уважение к учителю, сверстникам), в транспорте (самостоятельные поездки) и общественных местах |
Культура речи
Детям такого возраста тяжело даются сложные слова, однако это не повод отказываться от них. Малышам с раннего возраста нужно говорить «волшебные» слова, которые в будущем им пригодятся. А именно:
- спасибо;
- пожалуйста;
- здравствуйте (привет);
- до свидания (пока);
- приятного аппетита;
- спокойной ночи;
- доброе утро.
В этом же возрасте стоит приучить ребенка не обижаться по пустякам, не жаловаться на других. От этого зависит то, насколько подготовленным он окажется к большему по размеру коллективу (к школе). Уроки этикета для детей 2-3 лет можно проводить в игровой форме, чтобы малышам было интереснее и проще воспринимать новую информацию. Например, обыграть любимыми игрушками ту или иную ситуацию (зайчик сказал мишке «спасибо» за конфетку).