Безопасность ребенка в детском саду
Наши дети — наше будущее… Это всем известная истина, особенно с учетом социальных ценностей нашего государства. Но при этом постоянно на слуху различные ЧП, которые происходят с детьми в тех или иных учреждениях образования. Кто несет за них ответственность? Как и кем обеспечивается безопасность детей, например, в стенах детских садов? Разбираемся в материале.
Кто обеспечивает безопасность и несет ответственность
Воспитанники детского сада имеют право на охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса <*>. Обязанность создать безопасные условия лежит на учреждении образования, т.е. на его работниках, под контролем и надзором которых находятся дети <*>. В детском саду это:
— воспитатель дошкольного образования (воспитатель), который несет персональную ответственность за создание безопасных условий при организации образовательного процесса. Он должен соблюдать правила охраны жизни и здоровья детей; установленные требования пожарной безопасности и др.; должен знать основы доврачебной помощи;
— помощник воспитателя, который должен знать правила и нормы охраны жизни и здоровья обучающихся; санитарно-гигиенические нормы содержания помещений, оборудования, инвентаря; правила оказания первой медицинской помощи; правила и нормы пожарной безопасности и др.
На заметкуНа практике, как правило, на одну группу воспитанников приходится два воспитателя, работающих по сменам, и один помощник воспитателя. То есть непосредственный контроль и надзор за детьми осуществляют одновременно два человека. При этом воспитатель всегда несет персональную ответственность за детей. Наряду с ним ответственность несет и помощник воспитателя, если дети остались только под его контролем, а в ночное время в детских садах с круглосуточным пребыванием детей он несет ответственность в полной мере;
— заведующий детским садом, который несет ответственность за результаты деятельности учреждения образования; за жизнь и здоровье, соблюдение прав и свобод детей во время осуществления образовательного процесса; принимает меры по созданию для детей безопасных и благоприятных для жизни и здоровья условий обучения, воспитания; обеспечивает соблюдение правил и норм пожарной безопасности и др.
Обратите внимание!Не имеют права работать с детьми лица <*>:— имеющие судимость — до ее погашения или снятия;— лишенные права заниматься педагогической деятельностью;— когда-либо совершившие преступления против половой неприкосновенности или половой свободы либо некоторые другие <*>;— не прошедшие предварительный профилактический наркологический осмотр <*>.
Таким образом, как только вы, приведя ребенка в детский сад, передали его воспитателю или его помощнику, ответственность за вашего ребенка несут сотрудники детского сада. В их зоне ответственности ребенок находится вплоть до того момента, когда он возвращается под ваш непосредственный контроль, т.е. когда вы находитесь рядом с ребенком и можете его контролировать (например, держать за руку).
На заметкуВозможны ситуации, когда ребенок увидел «на горизонте» маму и побежал к ней навстречу; или ему позвонили по телефону и сообщили, что скоро заберут, и ребенок ушел в раздевалку одеваться; или он сам решил, что пора идти домой, и самостоятельно вышел из группы. Если с ним в это время что-то произошло (упал, ударился, попал под машину), ответственность будут нести лица, под контролем и надзором которых ребенок находился или должен был находиться. Во всех приведенных ситуациях это воспитатели и их помощники.
Как обеспечивается безопасность
В комплексную безопасность воспитанников детских садов, как правило, включаются:
— меры по противопожарной безопасности;
— меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;
— меры по обеспечению сохранности жизни и здоровья детей;
— меры по охране труда и техники безопасности;
— меры по электробезопасности;
— мероприятия гражданской обороны (обучение администрации и персонала);
— меры по антитеррористической защищенности.
За соблюдение администрацией детского сада требований безопасности в каждой из перечисленных сфер отвечают уполномоченные на то государственные органы и организации (например, отделы образования администраций районов, органы государственного пожарного надзора, государственные санитарные инспекции, органы внутренних дел и др.). В рамках своей деятельности они издают обязательные к применению правила, инструкции, положения и др. Следование этим нормам проверяется путем проведения проверок и других мероприятий. При этом родителям на практике довольно сложно убедиться в том, что все эти нормы действительно соблюдаются.
Однако у родителей есть и иные возможности повлиять на обеспечение безопасности детей в детском саду. Некоторые меры и мероприятия по обеспечению безопасности нигде не прописаны, но могут быть введены заведующим на уровне конкретного детского сада по предложению родителей или же по собственной инициативе. При этом желательно, чтобы эти меры реализовывались в комплексе. Причиной для их введения, как правило, и служат различные ЧП, новости о которых разносятся довольно быстро. Приведем некоторые из таких мер.
Пропускной режим или «система доверенных лиц»
Забрать ребенка из детского сада могут только так называемые доверенные лица. И это не просто круг лиц, которых ребенок узнал и с которыми готов уйти, например родственники, соседи или знакомые. В первую очередь в число таких лиц входят законные представители ребенка, т.е. его родители, усыновители (удочерители), опекуны, попечители <*>.
На заметкуНа практике бывают случаи, когда воспитателю стоит проверить даже законного представителя. К примеру, родители ребенка разведены и ребенок постоянно проживает с мамой, которая всегда его забирает. В случае если за ребенком вдруг пришел папа, воспитателю рекомендуется позвонить маме и уточнить, разрешает ли она отпустить ребенка с ним.
Доверенные лица в свою очередь могут доверить забрать ребенка из детского сада и другим лицам, в частности бабушкам и дедушкам, взрослым братьям и сестрам.
На заметкуНа практике, как правило, такое доверие оформляется путем написания доверенности, которая отдается воспитателю вместе с копией паспорта доверенного лица и хранится в помещении детского сада.
В некоторых детских садах оформляется специальный пропуск на каждое доверенное лицо, без которого ему не только не отдадут ребенка, но даже не пропустят на территорию детского сада.
Видеонаблюдение
Эта мера может помочь:
— воссоздать картину произошедшего ЧП, определить виновника, местоположение ответственных лиц;
— обнаружить детей, оставленных без присмотра;
— отследить направление движения ребенка, если он покинул территорию детского сада самостоятельно;
— выдворить с территории детского сада посторонних лиц либо опознать их по изображению, если они совершили противоправные действия, и др.
Вместе с тем организация грамотного видеонаблюдения по всей территории детского сада — это дорогостоящее мероприятие. Зачастую самим учреждениям образования такие траты не под силу. Обычно родители воспитанников детского сада или реже другие лица приобретают необходимое оборудование в качестве спонсорской помощи. Кроме того, видеокамеры и другое оборудование необходимо не только установить, но еще и обслуживать.
На заметкуЭта мера хороша при соблюдении определенных условий, в частности:— камеры всегда должны быть в рабочем состоянии;— есть возможность просмотра изображения на любом из входящих в систему дисплеев;— на постоянной основе есть сотрудник, уполномоченный наблюдать за изображением с камер (сторож, охранник);— записи с камер хранятся на сервере определенный период времени;— есть возможность поиска изображения по дате и времени записи, а также увеличения выбранных изображений или их фрагментов, распечатки отдельных кадров и др.
Несвободный вход и выход
Эта мера может предотвратить:
— присутствие на территории посторонних лиц с неясными намерениями;
— появление на территории детского сада предметов и вещей, которые могут причинить вред ребенку (шприцы, иглы, петарды, зажигалки, битое стекло, жестяные банки и др.);
— выгул собак, которые могут напугать или укусить детей, и др.
Реализуется путем установления запирающих устройств на входах (дверях, калитках, воротах) в детский сад. Они открыты только на время прихода и ухода воспитанников, как правило, с 7 до 9 и с 16 до 19 часов. В некоторых садах осуществляется вход по звонку с ворот, когда охранник (сторож) дистанционно их открывает.
Также есть смысл установить запирающие устройства с защелкивающимся механизмом и на входах в здание детского сада. Тогда дверь будет открываться изнутри и снаружи после нажатия кнопки, которая находится на высоте роста взрослого человека. В этом случае можно предотвратить выход детей на улицу без сопровождения взрослых.
Профилактические мероприятия с участием детей
Их проводят сотрудники МЧС и ОВД в виде лекций и практических занятий с пользой для детей и взрослых. Во время мероприятий:
— расскажут о правилах обращения с огнем и пожароопасными предметами;
— научат правилам поведения на дороге и на улице;
— объяснят в доступной форме для детей, как не потеряться на улице и в толпе, как себя вести с незнакомыми людьми;
— напомнят взрослым об опасности оставления детей без присмотра и др.
Эти мероприятия проводятся как в рамках собственных акций, так и по просьбам администраций детских садов.
Полезные гаджеты
В XXI веке нельзя не воспользоваться высокими технологиями. Современные гаджеты не только носят развлекательную, обучающую, служебную функции, но и вполне могут помочь в опасной ситуации либо не допустить этой ситуации.
Например, умные детские часы с GPS помогут:
— отслеживать перемещение ребенка в течение дня;
— совершать ему звонки;
— оградить зону, при выходе ребенка из которой придет уведомление;
— прослушивать происходящее вокруг ребенка.
Также ребенок сам может позвонить родителям и поговорить по громкой связи либо, нажав на кнопку SOS, оповестить об опасности. Несомненный плюс в том, что часы всегда при ребенке, их не так легко потерять, как телефон, ведь они фиксируются на запястье. Кроме того, ребенок сам не сможет их выключить (по заявлению производителя), а в некоторых есть специальный датчик, который оповестит родителя при снятии часов. Такие часы можно применять с возраста 3 лет.
На заметкуВ опасных ситуациях порой и взрослые могут растеряться и не знать, что предпринять. Родителям и работникам детского сада можно порекомендовать установить на мобильный телефон приложение «МЧС Беларуси: помощь рядом» . Оно поможет сориентироваться в нестандартных ситуациях (потерялся ребенок или заблудился взрослый, укусила собака, появилось задымление или запах газа и др.). Раздел «Первая помощь» оснащен аудиоподсказками действий по оказанию первой помощи в самых распространенных случаях. Также есть возможность звонка в МЧС с помощью кнопки «112» практически с любой страницы приложения.
Безопасность детей дома
Даже в правильно организованном домашнем пространстве могут появиться неожиданности, представляющие опасность для малышей. Например, возможность залезть на подоконник, выйти на опасный балкон. Надо попытаться предусмотреть максимальное число опасных ситуаций и предотвратить их осуществления. Для контроля над ними предлагается воспользоваться списком «популярных» опасных мест дома:
- Розетки, электроприборы. Доступ к ним должен быть недоступен.
- Плита в кухне считается особенно притягательным местом. Горячий чайник, кастрюли нельзя ставить близко к краям.
- Все острые углы на мебели должны быть защищены специальными накладками.
- Пакеты (их дети любят одевать на голову), шнурки, веревочки, пояса, шарфики часто примеряют на шею.
- Все химические средства, налитые в бутылки, напоминающие сок, воду (уксус, моющие средства).
- Режущие, колющие средства. Иголки, нитки, маникюрные принадлежности, пуговицы, булавки.
- Лекарства, спички, зажигалки.
Время оставить детей дома одних наступает обязательно в каждой семье. Это определяется индивидуально и зависит от самостоятельности, доверия к ребенку. Постепенное приручение его оставаться одному надо делать обязательно, предусмотрев следующие приемы безопасности:
- На видном, доступном месте (всегда на одном и том же) оставить телефоны: родителей (рабочий и личный), (ближайших родственников, которые могут быстро приехать). Милиции, скорой помощи, соседей. Сейчас у детей рано появляются личные мобильные телефоны, и они прекрасно ими пользуются.
- Проверить работу газовой плиты, воды, закрыть окна, двери или проверить защитные устройства. Еду для детей оставить в приготовленном виде или научить пользоваться СВЧ устройством для подогрева.
- Научить детей пользоваться глазком и не открывать дверь по первому сигналу в домофон или дверь. При появлении незнакомого человека за дверью никогда не говорить, что ты один дома (по телефону это тоже делать запрещается), а быстро связаться по одному из родительских телефонов, соседям (или позвонить в милицию).
- Объяснить детям, что за закрытой дверью они находятся в безопасности. Выходить на площадку нельзя. Надо подождать ухода, стоящего за дверью незнакомца.
- Уходя из дома в вечернее время, необходимо оставить включённым свет в комнатах.
- .Если ребенку разрешается погулять (возраст и обучение правилам прогулок позволяют), то нельзя размещать ключи от квартиры на шее, поясе. Для этого необходимо предусмотреть удобный внутренний карман с застежкой. Перед прогулкой ребёнок должен быть приучен выполнять следующее правило: оставить информацию куда, с кем, на какое время идет, когда вернется домой. Указать способ быстрой связи с ним.
Информационная безопасность детей
Практические навыки безопасной жизни дети осваивают в период своего формирования по-разному. Далеко не сразу правильно выполняются советы родителей типа «не ходи», «не разговаривай», «не бери» и т. д. Роль частицы «не» в понятийном аппарате формируется не сразу. Часто следует обратное действие: «не открывай, заменяется значением – открывай» и т.д.
Психологи советуют подавать информацию о безопасности другими выражениями с детальным уточнением. Например, вместо запрета «не гуляй», правильнее сказать «гуляй во дворе, недалеко от дома». Вместо выражения «не открывай» говорить «не открывай дверь быстро, не посмотрев в глазок, и незнакомым людям». Запрещающие действия лучше подавать в разрешительном формате с объяснениями, что надо делать.
Правила информационной безопасности можно объединить по следующим направлениям:
1. Знание полных сведений о друзьях ребёнка, их местах проживания, адреса родителей (при этом не надо бояться оставлять свои координаты). Места для игр в собственном и соседнем дворе.
2. Объяснение опасных для жизни ситуаций, находящихся в зоне игр. Например, правила поведения на открытом водоеме, правильным мероприятиям на воде. Для этого первые навыки надо объяснять во время купания в ванне (нырять, задерживать дыхание, не закрывать глаза под водой). Главное, преодолеть первый испуг, когда дети «теряют дно» под ногами. Рассказать об опасностях замерзших водоёмов, хождениях по тонкому льду.
3.Обучение правилам дорожного движения для пешеходов. При этом важно помнить, что детям свойственно подражание и если родители сами нарушают требования прохода на зеленый свет или по зебре, то и дети обязательно попробуют сделать так же. Результат может оказаться тяжелым. Оптимальный маршрут надо освоить вместе, много раз, выполняя все требования, несмотря на поведение рядом идущих.
Необходимо учитывать, что маленький ребенок не всегда слышит предупреждающие сигналы автомобиля. Он фиксирует внимание одновременно на нескольких объектах. Эмоции, темперамент ребенка могут быть вызваны удивлением новой модели машины или любого другого предмета. Радость, любопытство отвлекает его от осторожности, элементов безопасности. В то же время при прогулке вместе с подростком, надо давать ему определённый объём самостоятельности, не вызывая излишнего нравоучения, что вызывает негативную реакцию.
4.Кроме указаний родители всегда должны помнить о тактичном поведении с детьми, особенно при объяснении информации о безопасности. Это относится к разговорам о сексуальных проблемах, возникающих в неблагоприятных ситуациях. С раннего детства рекомендуется осторожно объяснять детям, к каким местам нельзя допускать прикосновение чужих людей.
Почему нельзя посещать общественный туалет по одному, гулять на пустырях, заходить подвалы, заброшенные здания. К сожалению, сексуальная преступность настоящего мира сильно возросла и дети должны знать об этом. Малыши не должны брать конфеты, другие сладости у незнакомых людей, подходить к неизвестным машинам, отзываться на предложения типа «я отведу тебя к маме».
5.Особое внимание надо уделить вопросу общения с животными на улице. Лучше всего, если дома есть свои собака, кот, а родители регулярно рассказывают о разных породах собак, их характере, правилах поведения при встрече.
6.Новшеством современного мира явилось общение в интернете. Остановить этот тип прогресса (полезный и интересный) нельзя. Но он таит в себе множество опасностей для несформированного детского мировоззрения. Что бы избежать очень неприятных ситуаций рекомендуется выполнить следующие правила при первой покупке компьютера:
- оговорить перечень правил посещения сети интернет. Компьютер должен находиться в зоне видимости родителей. Иметь антивирусные программы, настройки, фильтры, используемые для безопасного путешествия по интернету. Установить режим «родительский контроль» со списком запрещённых сайтов, игр, программ. Оговорить время работы в сети;
- постоянно разговаривать с детьми об их друзьях в интернете. Объясните, почему встречаться с ними нельзя (они часто не те, за кого себя выдают в сети). Научите пользоваться псевдонимом (во время онлайн игр), не выдавая личную информацию. Не открывать файлы, сообщения незнакомых адресатов;
- с подростками следует обсуждать проблемы азартных игр, сайтов с порнографией, насилием. Просто запретить это делать нельзя (запретный плод сладок). Только доверительные, дружественные отношения помогают справиться с нежелательной информацией и выработать правильное отношение ко всей информации из интернета. И тогда знаменитое выражение «интернет это помойка» можно не слушать, а получать массу интересных знаний без похода в библиотеку.