Беседа «Как вести себя на природе»
Беседа на тему «Как вести себя на природе»
Автор: Григорьева Ирина Евгеньевна, педагог дополнительного образования
МБУ ДО «Станция юннатов» г. Вязьмы Смоленской области.
Цель беседы
: закрепить знания о правилах поведения на природе.
Оборудование:
карточки с изображением ситуаций на природе.
Ход беседы:
Ребята, нашу беседу я хотела бы начать с таких слов: «Природа – общий дом растений, животных и человека, и нам надо думать о том, чтобы этот дом всегда процветал и богател». Мы часто ходим в гости к природе, чтобы полюбоваться ее красотой, насладиться свежим, душистым воздухом, услышать пение птиц, набрать в лукошко лесных ягод, грибов, орехов. Но мы не должны забывать, что мы – в гостях. Мы в чужом доме, в котором много своих жильцов и правил. Что же это за правила?
Педагог читает рассказ на данную тему.
Воскресная поездка в лес
В конце учебного года в середине мая четвероклассники решили поехать в лес. Рано утром в воскресенье они собрались на автобусной остановке вместе с родителями Иванова Коли. Сели в автобус, купили билеты и с ветерком отправились на природу. С хорошим настроением они прибыли на окраину леса. И здесь перед ними возник вопрос, в каком направлении двигаться дальше. Может быть, вон в тот уголок, за которым проглядываются белые стволы березок. Там, наверное, светло и уютно! Решение принято, и вся компания быстрыми шагами напрямик, по лесным травам, невысоким лесным кустарничкам направляется к выбранному месту.
Правильно, ли поступили четвероклассники? Что не правильно сделали дети? В чем их ошибка?
Послушайте одно выражение, которое, может быть, подскажет вам допущенную ошибку. «Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысяча – пустыню».
Теперь надеюсь, вам стало понятно, какую ошибку совершили гости? Слой почвы в лесу очень тонкий и его легко можно повредить и утрамбовать. А заодно и повредить корни деревьев и кустарников, которые очень страдают от таких нашествий.
Какое важное правило поведения в природе можно сформулировать на основе рассмотренного примера?
1.Не топчите зря лесные полянки и уголки, передвигайтесь по тропинкам!
Место действительно оказалось замечательным. Среди белоствольных березок росло много лесных цветов. Они были очень красивыми, просто не оторвешь глаз. И ребята решили нарвать букеты для своих близких. Собирая цветы, они шумно рассказывали друг другу, как обрадуются родители такому красивому подарку.
(Вопросы повторяются). Правильно, ли поступили четвероклассники? Что не правильно сделали дети? В чем их ошибка?
Все меньше и меньше остается красивых цветов на наших лугах и в лесах из-за бездумного сбора: сорванные цветы быстро вянут и погибают. Многие из них стали редкими и занесены в Красную книгу. Поэтому старайтесь лучше любоваться ими на природе, нежели рвать, а потом выбрасывать охапками по пути домой.
Какое важное правило поведения в природе можно сформулировать на основе рассмотренного примера?
2.Не рвите лесные и полевые цветы огромными охапками!
Довольные собранными букетами дети развеселились и стали громко петь песни. Они решили устроить соревнования между командами, кто громче исполнит песню. При этом не забыли и про магнитофон. Музыка гремела на весь лес. Даша решила всех похвалить: «Какие мы молодцы! Устроили в лесу настоящий праздник!»
(Вопросы повторяются). Правильно, ли поступили четвероклассники? Что не правильно сделали дети? В чем их ошибка?
Шум, громкая музыка, крики в лесу пугают птиц, зверей, насекомых. Детеныши могут потерять своих родителей и погибнуть без них.
Если вы хотите увидеть в природе много интересного и услышать пение птиц, жужжание насекомых, писк лесной мыши – затаитесь и не шумите, прислушайтесь к шорохам и звукам. Вы — в гостях у природы, помните об этом!
Следующее правило поведения:
3.Не шумите на природе! Передвигайтесь и отдыхайте без шума!
После веселого концерта все решили побродить по окрестностям леса, оглядеться, понаблюдать за животными. А потом рассказать, что интересного увидели. Вот о чем позже рассказали девчонки. Недалеко за кустами они нашли ежонка. Он испугался и свернулся в клубок. Дети подумали, что малыш потерялся, поэтому его надо взять с собой в город. Там он привыкнет к ним и станет ручным.
(Вопросы повторяются). Правильно, ли поступили четвероклассники? Что не правильно сделали дети? В чем их ошибка?
Весной и в начале лета в лесу много молодняка: маленькие пушистые бельчата, игрушечные серенькие зайчата, маленькие ежики. Все эти животные находятся у себя дома в лесу. Поэтому когда вы решаете взять их, то по сути дела крадете их. Крадете их из родного дома. Вы ничего не знаете об их привычках, о том образе жизни, который они ведут, об их пище. Кормите дома зверьков обычно не той пищей, которой они питаются в природе, а потом недоумеваете, почему это зверьки, несмотря на заботы, вдруг гибнут. Достаточно полюбоваться животными на природе и принести с собой массу впечатлений о встрече с ними, которые долго не забудутся!
Следующее правило поведения:
4.Не берите зверей из леса домой!
Исключение составляют раненные животные, которым необходимо оказать помощь.
А на пути мальчишек вырос огромный муравейник. Вокруг своего дома суетились муравьишки. Они тащили в муравейник хвоинки, травинки, гусениц, насекомых. Вова сказал: «Муравьи вырабатывают кислоту. Хотите попробовать ее на вкус?» Желающих оказалось много. Мальчики выломали ветки из кустарника и стали ими протыкать муравейник. А потом с удовольствием облизывали кислые веточки.
(Вопросы повторяются). Правильно, ли поступили четвероклассники? Что не правильно сделали дети? В чем их ошибка?
Муравьи играют важную роль в жизни природы. Они уничтожают огромное количество насекомых-вредителей леса. Их нужно охранять и всячески беречь. Ведь муравейников в лесах становится все меньше и меньше. Муравьи гибнут от лесоразработок, разоряют их несознательные люди, готовые поглядеть на то, как суетятся эти маленькие насекомые. Вылавливают муравьев лекари для приготовления муравьиного спирта. Разоряют муравейники и лесные звери: медведи, кабаны.
Следующее правило поведения:
5.Никогда не разоряйте муравейники! Не беспокойте зря муравьев!
Настало время обеда. Решили устроить бивак под большим деревом. Мальчишки принялись собирать хворост, чтобы развести костер. Не забыли они и про еловые ветки, нарвали их, чтобы было мягко и удобно сидеть. Девчонки – стали раскладывать на лесной полянке съестные припасы. Разворачивали бутерброды и бросали в кучу бумагу. Туда же отправлялись пустые консервные банки и бутылки. Вскоре запылал яркий огонь. Дети с удовольствием жарили на костре сосиски, хлеб. А потом с аппетитом все это ели.
Пора возвращаться домой. Затушили костер. Дети торопливо засобирались и отправились в направлении автобусной остановки.
(Вопросы повторяются). Правильно, ли поступили четвероклассники? Что не правильно сделали дети? В чем их ошибка?
Посмотрите, что осталось после отдыха на природе. Черной прогалиной зияет выгоревшая от костра площадь. Огонь сжег корни и ветки соседнего дерева. Рядом – гора засохших еловых веток. На траве валяются бумажки, консервные банки, куски хлеба. Трава кругом вытоптана, поломаны ветки ближайших деревьев и кустарников.
Следующее правило поведения:
6.Умейте организовать свой отдых так, чтобы не навредить природе!
Ребята, а какие еще правила поведения на природе вы знаете?
7.Во время сбора грибов аккуратно срезайте их ножом!
Нельзя грибы вырывать, выкручивать, чтобы не повредить грибницу.
Нельзя сбивать незнакомые вам грибы, они могут пригодиться животным: белкам, лосям, оленям, кабанам.
8.Во время сбора ягод срывайте только зрелые ягоды!
Многие люди спешат собирать недозрелые бледно-розовые ягоды брусники и клюквы, для сбора которых некоторые сборщики используют совки и скребки, собирающие не только ягоды, но подчас и все растение. Собирают букетики из земляники и черники. Веточки очень быстро вянут, а ведь в природе новые вырастут нескоро, лишь спустя несколько десятков лет.
Вот мы с вами и разобрали несколько заповедей поведения на природе. Конечно, это только небольшая часть правил поведения в природном окружении. Но и эти правила помогут сохранять природное многообразие.
Причина многих негативных поступков в природе – незнание. Поэтому первая ваша задача – изучить жизнь природы; узнавать, почему надо в природе поступать так, а не иначе; стараться выполнять необходимые предписания и запреты во время отдыха, сбора грибов и ягод.
Конспект ООД в старшей группе по теме «Безопасность в лесу и парке»
Конспект ООД в старшей группе по теме «Безопасность в лесу и парке»
Автор: Чирова Полина Сергеевна, воспитатель МБДОУ №79 «МАЛЬЧИШ-КИБАЛЬЧИШ», г. Северодвинск
Данная работа полезна для воспитателей. Конспект предназначен для детей старшей группы (5-6 лет). Конспект может быть использован как основное занятие, а также в качестве кружкового занятия.
Программное содержание:
Цель:
Формирование знаний у детей о правилах безопасного поведения в природе (в лесу, парке).
Задачи:
1. Формирование знаний у детей об источниках опасности в лесу, парке: насекомые, растения, огонь, старые деревья.
2. Формирование знаний у детей о правилах безопасного поведения в лесу.
3. Формирование знаний у детей о действиях в опасных ситуациях в лесу.
4. Развитие внимания, логического мышления.
5. Воспитывать чувство бережного отношения к своему здоровью.
Методы и приемы:
беседа, рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений, художественное слово, дидактические игры, чтение художественной литературы.
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, сегодня мы с вами пойдём гулять в лес. Что такое лес? (много деревьев, растут грибы, ягоды, живут животные в лесу).
— Зачем люди ходят в лес? (отдохнуть, подышать свежим воздухом, собирать грибы, ягоды). А что такое парк? Зачем мы ходим в парк?
— Правильно! А для чего нам нужен свежий воздух? (чтобы не болеть, быть здоровыми).
— Лес – это зелёное богатство природы, красота, здоровье, место, где можно отдохнуть, прогуляться! Вот и мы сейчас отправимся с вами в лес, чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом. А для прогулки в лес нам необходимо взять с собой предметы, которые нам могут пригодиться.
Проводится д/и «Что возьмём с собой в поход» — выбираются предметы, которые могут пригодиться в лесу.
Воспитатель:
Кажется, всё взяли, ничего не забыли.
(звучит аудиозапись «Звуки природы»)
Воспитатель:
Вот мы и пришли в лес. Давайте посмотрим на иллюстрации на доске. Что на них изображено? Какие опасности ждут в лесу и в парке нас?
А вы знаете, что растёт в лесу? (грибы, ягоды, травы).
— А мы сейчас проверим, как вы знаете растения леса. (Игра «Съедобное-несъедобное».
Воспитатель:
Сколько много грибов, ягод растёт в лесу! Мы их собираем? (да)
— Все ли грибы, ягоды, травы можно собирать? (нет, есть съедобные и несъедобные, ядовитые).
— Почему нельзя собирать несъедобные растения?
Нельзя собирать, так как они опасны для здоровья, также служат лекарством для животных.
Послушайте одну небольшую историю. Девочка Маша собирала ягоды, вдруг увидела необычную незнакомую ягоду, съела ее и через некоторое время у нее заболел живот. Что же делать девочке? (ответы детей).