«Не играй с огнем»
На примерах подвижных и развивающих игр можно показать дошкольникам, что игры со спичками, зажигалками и открытым огнем очень опасны. В качестве одной из таких может послужить игра «Зачеркни — опасно!». Суть ее в том, что на доске написаны или прикреплены карточки с предметами. Детям нужно зачеркнуть те, которые при неосторожном обращении могут вызвать пожар.
К сведению! Еще одна подвижная игра по теме «не играй с огнем» — «Дракон». Выбирается один «дракон», а остальные дети ведут вокруг него хоровод и говорят: «У нас пожарам не бывать, дракону нас не напугать». Когда спящий дракон просыпается, он размахивает красными ленточками (пламенем). Тех, до кого дотронется ленточка, выходит из круга.
Музей: Правила поведения для детей
Беседа по пожарной безопасности
В ходе беседы можно использовать различные произведения по теме.
Короткие стихотворения для детей
Известные строки К. Чуковского «Путаница» хорошо описывают на примере сказочных персонажей опасность пожара:
Море пламенем горит Выбежал из моря кит. -Эй, пожарные, бегите! Помогите! Помогите!
Пример короткого стихотворения
Воспитатель также может придумать небольшие и легкие для запоминания стишки. Рифмованные строки из детских стихотворений могут оставаться в памяти, даже когда ребенок вырастет.
Осторожней быть с огнем Очень важно день за днем Только волю ему дашь – Сразу дом погубит наш. Губит травку, губит лес, Во все щелки он пролез. Его быстрее зверя нет – Страшный свой оставит след. Чтоб огонь не разозлить, За ним нужно нам следить.
Сказки про пожарную безопасность
Одной из популярных сказок для занятий по пожарной безопасности в детском саду является знакомый многим «Кошкин дом». По ней также ставят сценки или разыгрывают кукольное представление.
Важно! Сотрудник детского сада может самостоятельно выбрать и зачитать несколько коротких сказок, жизненный урок которых — опасность игры с огнем.
Игра «Звонок в МЧС»
Информация легче усваивается маленькими детьми с помощью игры. Воспитатель может предложить разыграть небольшую сценку, где местом действия будет дом, в котором началось возгорание. Главное, не забывать напомнить детям, что игра — это игра, а в жизни нужно действовать четко и быстро, прибегая к тем правилам, что были изучены ими ранее.
Звонок спасателям по номеру 01
Во время проведения игры детей нужно обучить собранности. Когда происходит пожар, они чаще всего в панике спешат спрятаться в более безопасное место — в шкаф, под кровать и т. д. В ходе игры дошкольники учатся действовать и выбираться из опасного места вместе.
Правила поведения при пожаре для детей
Закрепить знания можно с каждым из детей: по очереди они должны будут изобразить или рассказать, что делать, если в их доме начался пожар. На примере других учатся остальные ребята, вместе с воспитателем разбираются ошибки.
Обратите внимание! Через игру ребенок осознает важность сохранения спокойствия и дисциплины.
Также важно дать понять, что в чрезвычайных ситуациях не сразу приходит на ум телефон МЧС, поэтому следует держать рядом список из номеров экстренных служб. Это могут быть заметки в телефоне, листок в блокноте, закладка в книге и т. д.
Для лучшего восприятия информации в игре используют специальный реквизит (игрушечные телефоны, нарисованный огонь) или даже целую сцену в виде комнаты, в которой как будто начался пожар.
Учим правила пожарной безопасности
План мероприятий для детей старшего дошкольного возраста.
Наши маленькие непоседы спешат познать мир, не осознавая той опасности, что он может нести. И не всегда мы, взрослые, можем оказаться рядом и помочь. Вот почему у детей необходимо формировать сознательное и ответственное отношенное к личной безопасности и безопасности окружающих. И в этом смысле очень важно ещё до школы познакомить их с правилами пожарной безопасности.
Ежегодно мы проводим в нашем детском саду цикл мероприятий по безопасности, цель которого: формировать у детей навыки осторожного обращения с огнём и понимание необходимости соблюдать правила пожарной безопасности.
Задачи
- Дать детям первоначальные сведения о причинах возникновения пожара.
- Познакомить со свойствами и качествами предметов с точки зрения их пожарной опасности.
- Дать представления о труде пожарных, их профессиональных действиях.
- Обучать детей правилам безопасного поведения в случае возникновения пожара: уметь ориентироваться в пространстве помещения группы, квартиры, знать первые действия при пожаре, уметь вызывать службу спасения «01».
- Формировать осторожное отношение к предметам — повышенным источникам пожарной опасности.
- Воспитывать уважительное отношение к профессии пожарных.
- Воспитывать желание оказывать взаимопомощь, бережно относиться к своей жизни и здоровью.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных направлениях, основные — работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом и персоналом. Важно не только оберегать ребёнка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребёнка примером для подражания.
Апрель
I. Методическая работа
1. Работа с детьми.
А. Организованная образовательная деятельность:
- Чтение художественной литературы. Познание. Безопасность. Коммуникация. Чтение стихотворения С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое».
- Познание. Безопасность. Коммуникация. Беседа «Почему возникает пожар?».
- Познание. Безопасность. Коммуникация. Беседа «Если начался пожар в доме».
- Познание. Труд. Безопасность. Коммуникация. Беседа «Пожарный — профессия героическая».
- Познание. Труд. Коммуникация. Экскурсия в пожарную часть. Знакомство с пожарной машиной.
- Художественное творчество. Познание. Чтение художественной литературы. Безопасность. Коммуникация. Рисование по впечатлениям от прочитанного произведения и от экскурсии. X Чтение художественной литературы. Познание. Безопасность. Коммуникация. Чтение произведения С. Маршака «Кошкин дом».
- Труд. Познание. Социализация. Чтение художественной литературы. Коммуникация. Совместная деятельность с воспитателем. Изготовление масок к игре-драматизации «Кошкин дом».
Б. Самостоятельная деятельность детей:
- Физическая культура. Социализация. Здоровье. Подвижная игра «Кто быстрее?».
- Социализация. Познание. Безопасность. Коммуникация. Дидактическая игра «Предметы — источники пожара».
- Социализация. Познание. Безопасность. Коммуникация. Сюжетно-ролевая игра «Мы — пожарные».
- Познание. Социализация. Безопасность. Коммуникация. Дидактическая игра «Что необходимо пожарному?».
В. Культурно-досуговая деятельность:
- Вечер развлечений. Познание. Чтение художественной литературы. Безопасность. Коммуникация. Игра-драматизация «Кошкин дом».
- Вечер развлечений. Познание. Безопасность. Коммуникация. Викторина «Огонь — враг».
- Художественное творчество. Познание. Безопасность. Коммуникация. Рисование. Выставка детских работ «Огонь: друг или враг?».
2. Взаимодействие с кадрами.
- Тематическая выставка «Знакомим дошкольников с правилами пожарной безопасности».
- Инструктаж «Охрана жизни и здоровья детей». X Оформление стенда «Служба 01».
II. Взаимодействие с родителями
- Консультация: «Личная безопасность ребёнка».
Май
I. Методическая работа
1. Работа с детьми.
А. Организованная образовательная деятельность:
- Чтение художественной литературы. Познание. Безопасность. Коммуникация. Чтение стихотворения Е. Хоринского «Спичка-невеличка».
- Познание. Безопасность. Социализация. Музыка. Чтение художественной литературы. Коммуникация. «Спички — не для игры».
- Познание. Безопасность. Коммуникация. Экскурсия в прачечную. Знакомство с работой электроутюга.
- Познание. Безопасность. Социализация. Чтение художественной литературы. Коммуникация. «Не суши над газом штаны после стирки, а то от штанов останутся дырки!».
- Познание. Безопасность. Коммуникация. Беседа «Чтобы не было пожара».
- Познание. Безопасность. Коммуникация. Беседа «Если в доме случился пожар. Телефон 01».
- Безопасность. Познание. Социализация. Коммуникация. Игры-тренинги на развитие у детей навыков безопасного поведения.
Б. Самостоятельная деятельность детей:
- Безопасность. Познание. Социализация. Коммуникация. Дидактическая игра «Горит — не горит».
- Физическая культура. Здоровье. Социализация. Подвижная игра «Быстрые и ловкие».
- Безопасность. Познание. Социализация. Коммуникация. Дидактическая игра «Чего нельзя делать в отсутствие взрослых?».
- Социализация. Познание. Безопасность. Коммуникация. Сюжетно-ролевая игра «Мы — пожарные».
- Безопасность. Познание. Социализация. Коммуникация. Дидактическая игра «В мире опасных предметов».
- Социализация. Познание. Безопасность. Здоровье. Коммуникация. Сюжетно-ролевая игра «Больница» (оказание первой помощи пострадавшему при пожаре).
В. Культурно-досуговая деятельность:
- Художественное творчество. Познание. Безопасность. Коммуникация. Рисование. Конкурс детских рисунков «Огонь — друг, огонь — враг».
- Вечер развлечений. Познание. Безопасность. Коммуникация. Викторина «Береги свой дом от пожара!».
2. Взаимодействие с кадрами.
- Тематическая выставка «Пожарная безопасность».
- Организация практического занятия «Эвакуация детей при пожаре».
II. Взаимодействие с родителями
- Консультация: «Правила поведения и действия в условиях пожара».
- Оформление тематической выставки (из совместных работ воспитанников, родителей и педагогов) «Береги природу от пожара!».
Лидия Глазкова, старший воспитатель МБДОУ
«Детский сад общеразвивающего вида «Василёк»,р.п. Мулловка, Мелекесский район, Ульяновская область
Правила пожарной безопасности для детей
Ежегодно при пожарах и возгораниях погибают и получают серьезные травмы дети младше четырнадцати лет. Главной причиной можно назвать недобросовестность родителей, а также отсутствие знаний и навыков поведения при пожаре. Для профилактики пожарной безопасности нужно проводить уроки, беседы, лекции. Рекомендуется закреплять результат при помощи игр, способствующих актуализации полученной информации.
Маленьким детям правила пожарной безопасности помогут объяснить мультфильмы, разработанные при поддержке Пожарной службы («Пожар в лесу», «Пожар в квартире», «Правила поведения детей при пожаре»).
Правила пожарной безопасности объяснят на уроках ОБЖ, а также на классных часах по этой теме. Поможет в этом использование стихотворений С. Маршака «Очень-очень важные правила!», «Песенка спичек», А. Усачева «Огонь», Е. Гладковой «Если огонь в доме» и другие.
Основные правила пожарной безопасности для детей
- нельзя играть со спичками, зажигалками, спичками-свечами;
- нельзя поджигать сухие листья, сухую траву, деревья, тополиный пух;
- нельзя играть с фейерверками, бенгальскими огнями, хлопушками без присмотра взрослых;
- нельзя использовать бензин, керосин и другие горючие материалы в игровых целях;
- нельзя кидать в костер или поджигать флаконы из-под дезодорантов, духов, освежителей воздуха и т.п. Это может привести к взрыву и немедленному возгоранию;
- нельзя разводить костер, играть с открытым огнем в помещениях;
- нельзя разводить костер в деревянных сараях, ветхих постройках, в подвалах и чердаках;
- если возникнет необходимость в свете, лучше воспользоваться фонариком, чем спичками;