Конспект занятия по тестопластике «Расписные здесь игрушки» для детей с ОНР 5-6 лет.


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Использование тестопластики в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)

Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан Филиал муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад №22 г. Туймазы «ДОУ д.Нуркеево»

Воспитатель: Бикмухаметова З.Р.

Младший дошкольный возраст — важнейший период в развитии ребенка. Известно, что формирование мелкой моторики влияет на умственное развитие, и особенно тесно связано с речевым развитием.

Для развития мелкой моторики используют различные упражнения и игры: массаж ладоней и пальцев рук, пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры с крупой, песком и предметами (с бумагой, пластилином, прищепками, раскрашивание и другие. Все эти игры с успехом используются в работе с малышами. К ним я добавила в младшей группе игры с соленым тестом.

Четвертый год жизни ребенка – важный возрастной период, в который лепка имеет большое значение для развития мелкой моторики. Как правило, малыши уже знакомы с пластилином, и с удовольствием работают с соленым тестом.

Тесто – мягкий, пластичный материал, с которым ребенку работать намного легче, чем с пластилином. По сравнению с пластилином соленое тесто имеет большое преимущество. Оно не пачкает руки, более пластично, его легко формовать. Изделия из соленого теста более долговечны, легко раскрашиваются фломастерами, красками и гуашью.

Изделия из соленого теста изготавливаются как плоскими, так и объемными, их легко можно приклеить к бумаге, гипсокартону, ДСП и многим другим жёстким материалам, что позволяет создавать красивые композиции настенных панно. И что очень важно — соленое тесто является экологически чистым продуктом.

Работа с солёным тестом доставляет детям огромное удовольствие, особенно изготовление украшений и подарков.

Готовится оно просто:

  • 200гр. муки
  • 100гр. соли
  • 100 мл. воды
  • 2 ст. л масла

Соль использую мелкую, так как она лучше растворяется.

Для пластичности в тесто добавляю растительное масло.

Кладем в миску, соль, красители, размешиваем, заливаем небольшим количеством воды, добавляем подсолнечное масло. Постепенно добавляем муку и вымешиваем тесто до однородной консистенции, до тех пор пока тесто не будет прилипать к рукам, и не станет эластичным. Готовое тесто убрать на 2 час в холодильник, даем тесту отлежаться.

Но не все знают что существует еще и заварное соленое тесто. Для его приготовления берем те же ингредиенты, что и для классического соленого теста, но добавляем 30гр лимонной кислоты, если у вас нет лимонной кислоты, можете добавить грамм 10, уксусной кислоты, которая будет являться для теста консервантом. Все ингредиенты кладем в кастрюлю, ставим на медленный огонь, постоянно помешиваем, нагреваем, но здесь есть одна особенность, тесто нельзя перегреть. Тесто заварили, остудили, добавляем остатки муки, и доводим до нужной консистенции. Так же как и классическое тесто, помещаем в пакет и в холодильник на 2 часа, через 2 часа тесто готово к работе.

Заварное тесто пластичнее простого теста, при работе с ним на руках не остается соляная пудра, так как соль растворяется вся при нагревании, такое тесто не прилипает к рукам, изделия из него получаются намного изящнее, так как тесто раскатать можно намного тоньше, чем из обычного соленого теста. Хранить его в холодильнике можно до одного месяца.

Для начала я изучила методическую литературу по тестопластике, подобрала художественную литературу, пальчиковые упражнения, шаблоны, эскизы для лепки. Попробовала сама лепить изделия из соленого теста, подобрала рецепт теста и технологию изготовления поделок такой, которые подойдут в работе с детьми.

В своей работе я всегда замешиваю тесто в присутствии детей. Даю возможность принять участие детям: потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о тесте (твердое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т. д.).

Сначала дети учились лепить и украшать плоские фигурки, сердечки и т. д. Сколько было радости, дети не уставали, не отвлекались, всем было интересно.

Для раскатывания использовали скалочки, а для вырезывания – формочки для печенья, крышки от бутылок. Затем учились лепить объемные формы.

В процессе деятельности у детей часто возникали ситуации, которые требовали особой психологической поддержки ребенка (похвала, комплименты, одобрение, восхищение) и необходима поддержка, которая ориентирует детей на переосмысление и переживание.

Поэтому целью моей работы, является:

Формирование у детей умений и навыков в лепке из соленого теста и развитие их творческих способностей, фантазии, воображения.

Для достижения цели определены следующие задачи:

  1. Способствовать развитию творческих способностей детей, воспитанию художественно-эстетического вкуса через занятия лепкой из соленого теста;
  2. Развивать тонкую моторику рук, стимулирующую развитие речи;
  3. Содействовать развитию интереса детей к художественному творчеству;
  4. Обогащать предметно-развивающую среду группы, способствующую проявлению творческой активности детей.

При работе с соленым тестом используются те же приемы, что и при работе с пластилином, глиной. Это:

  • Разминание — надавливание руками и пальцами на кусочек теста.
  • Отщипывание — отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек пластилина или теста, а затем отрывают его.
  • «Шлепанье» — энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.
  • Сплющивание — сжимание куска теста с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев.

Однако при работе с солёным тестом нужно учитывать нежность и пластичность материала. Поэтому, для соединения деталей между собой, нужно провести смоченной в воде кисточкой по местам соединения и, прилепив детали прижать их друг к другу.

Под руководством взрослого малыши с удовольствием учатся раскатывать из теста комочки, сплющивать шар, сминая его ладонями рук, а также раскатывать палочки: лучики и листики.

При помощи тестопластики дети приобщаются к декоративной деятельности: учатся раскрашивать и украшать предметы узором с помощью пластилина. Особое удовольствие малышам приносит раскрашивание готовых предметов красками. Ведь сначала надо представить, что же у тебя получилось, на что больше похожа твоя фигурка, как например, в работе «Овощи», лишь потом раскрасить.

Существуют много вариантов тестопластики, которые можно предложить детям: сделать рамку для фотографии, украшения для новогодней елки, слепить подарки мамам и бабушкам к международному женскому дню и расписать их и т. д.

На Руси фигурки из теста дарили на Новый год в знак благополучия, плодородия, сытости. Еще в те времена, когда на Руси Новый год праздновали 1 сентября, а заодно и свадьбы играли, было принято дарить фигурки из соленого теста. А украшали их росписью, характерной для той местности, где жили наши предки. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, — символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Фигурки из теста называли ХЛЕБОСОЛ.

Для окрашивания соленого теста я использую пищевые красители, но они не всегда бывают под рукой, тогда я беру: кофе растворимый, какао, куркуму.. Если изделие сделано из неокрашенного теста, беру акриловые краски или гуашь.

Чтобы сохранить цвет и защитить свои изделия от внешних воздействий, я покрываю их лаком.

Для того чтобы заинтересовать детей, в начале занятия можно прочитать четверостишие, загадать загадку. Делается это для того, чтобы создать у детей хорошее настроение и направлять их внимание с начала занятия на обдумывание образа в очень краткой, лаконичной форме и отмечать лишь те особенности, которые касаются формы частей и деталей предмета.

На первых этапах я знакомила детей с тестопластикой как видом народно-прикладного искусства, ее историей, особенностями, инструментами, которые необходимы для работы с тестом, простейшими технологическими приемами работы с тестом.

Сначала дети учились лепить и украшать плоские фигурки — декоративные пластины, сердечки. Для раскатывания использовались скалочки, а для вырезания — формочки для печенья, вареников, крышки от бутылок. Затем учились лепить объемные формы: при помощи деревянного стержня (спички или зубочистки). А потом к основе добавлялись характерные признаки: ушки, носик, глазки, хвост.

Одним из этапов изготовления поделок является — раскрашивание. Для этого используются краски-гуашь, акварель, фломастеры.

Для декора я использую натуральные продукты: перец горошком, семечки подсолнечника, семена тыквы, фасоль красную, белую, зерна кофе, различные сорта макарон

Запомнились детям и родителям «Медали» — подарки папам на 23 Февраля. Малыши их сами сделали, затем сами украсили:

Кроме того, мы учились лепить предметы из нескольких частей, а также объединять фигурки в коллективные композиции. Вот такие коллективные работы у нас получились: «8 Марта» и «Самолет».

Сам процесс изготовления изделий из теста увлекателен для малышей, и к тому же их объединяет. Дети учатся взаимодействовать друг с другом: обращаться друг к другу по имени, обсуждать получившиеся предметы, радоваться созданным ими коллективным и индивидуальным работам.

Тестопластика – замечательный способ для развития мелкой моторики, рисования и социализации малышей. Как показал опыт, игры с тестом обязательно надо использовать в работе с младшими дошкольниками.

Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда использую игровые мотивации. А в конце занятия предлагаю детям обыграть свою поделку. Использование диалогической речи в игре позволяет не только развивать речь у ребенка, но и облегчить общение друг с другом, способствует развитию коммуникативных и творческих способностей.

Лепка из соленого теста позволяет создать благоприятную социальную и богатую по материалу предметную среду, которая способствует развитию эмоционального мира ребёнка и подталкивает его к разнообразной творческой деятельности.

Следующая >

Проект в ДОУ «Сказочное тесто» (тестопластика)

  • 9 апреля 2014

Конференция «Проектная деятельность в образовательном учреждении — 2014»
Номинация «Педагогический проект в дошкольном учреждении»

Актуальность проекта. Одним из наиболее любимых детьми пластичных материалов является соленое тесто. Поэтому проблему развития мелкой моторики руки ребенка и речевого развития перед переходом во взрослую, школьную жизнь поможет решить тестопластика – искусство, близкое ему и доступное.

Занятие тестопластикой помогает решить следующие задачи:

Обучающие:

  1. Познакомить детей с историей возникновения тестопластики, её возможностями.
  2. Научить владеть различными материалами и инструментами.
  3. Начать формирование знаний о композиции, основах цветоведения, технике работы с гуашью.

Технические:

  1. Научить лепить всей кистью и пальцами, делать мелкие детали пальчиком и прищипыванием.
  2. Развивать координацию движения рук.

Развивающие:

  1. Развивать мелкую моторику рук, речь, наблюдательность и эстетический вкус, образное и логическое мышление
  2. Расширять кругозор и словарный запас.

Воспитательные:

  1. Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца.
  2. Воспитывать умение общаться со сверстниками и работать в коллективе.

Социальные:

  1. Создать благоприятную атмосферу для общения детей, увлечённых общим делом.
  2. Учить дошкольников организовывать досуг.

Цель проекта: развитие творческих способностей, речи детей, через использование технологии тестопластика.

Задачи проекта:

  1. Приобщить детей к народному искусству, познакомить детей с историей тестопластики, с замешиванием теста.
  2. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
  3. Развивать творческие способности, эстетический вкус, воображение, память, внимание, мышление, мелкую моторику, координацию и тактильные ощущения рук.

Участники проекта: дети, воспитатель.

Тип проекта: долгосрочный. Срок реализации проекта: Октябрь- апрель

Предполагаемый результат: развитие самостоятельности, инициативности, творческих способностей детей, овладение умениями и навыками работы с соленым тестом — лепка с натуры, по представлению, лепка скульптуры из 2-3 предметов, выразительность образа, пропорции, способы лепки (сплющивание и защипывание, соединение краёв теста, оттягивание и вдавливание, сглаживание и прижимание, примазывание и раскатывание).

Реализация проекта:

1. Предварительный этап (сентябрь).

Дети знакомятся с тестопластикой как видом народно-прикладного искусства, ее особенностями, инструментами, необходимыми для работы, простейшими приемами работы с тестом.

Творческие мастерские, начинаются с беседы об истории тестопластики с замешиванием теста вместе с дошкольниками.

Дети действуют с тестом: мнут, нюхают, катают колобки и т.д. Далее предлагается делать отпечатки на поверхности теста, с помощью стеки, пуговиц, пробок и другого. А как интересно его окрашивать и просто смешивать различные цвета.

Далее дошкольники работают с объемные формы — колобок, колбаска, лепешка.

2. Основной этап (октябрь-март).

Задачи основного этапа: познакомить детей с техникой тестопластика (приемами лепки), учить создавать различные предметные и простые сюжетные композиции, развивать творческие способности.

Дошкольники уже освоили лепку, предлагаем поработать с формой для кекса, яйца и изготовить «Пирожное», «Пасхальное яйцо».

В дальнейшем усложняется задачи – облепливание разнообразных объемных форм, например «Украшаем яйцо». Экспериментирование с пуговицами, бусинами, бисером, тесемками и лентами.

3. Заключительный этап (апрель).

Форма презентации проекта: выставка детских работ и коллективных сюжетных композиций.

Проект в ДОУ «Сказочное тесто»

Автор: Костюкова Ирина Ивановна, воспитатель первой категории Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение « комбинированного вида №2 «Ромашка», город Губкин, Белгородская область, педагогический стаж 5 лет, призер муниципальных конкурсов и выставок.

Комочек солёного теста- Лепить из него интересно! Комочек из теста мягкий, На ощупь приятный и гладкий. Лежит у меня на ладошке, Слепить из него могу кошку, Слонёнка слепить или мышку, Картинку, что видела в книжке Комочек помяла немножко, Слеплю ему ручки и ножки, Слеплю ему ушки и глазки, И вместе отправимся в сказку! И. Глебова

В основной общеобразовательной Программе приоритетом является развивающая функция, обеспечивающая становление личности ребенка.

Состояние отечественной системы дошкольного образования в настоящее время характеризуется переходом к новым подходам направленности воспитания на гуманистическую, личностно-ориентированную модель. Это значительно расширяет спектр решаемых воспитательных задач..

Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность и лепка. В процессе изобразительной деятельности и лепки дошкольники усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира. Данная деятельность развивает мелкую моторику пальцев рук, их мускулатуру, координацию движений, благоприятно влияет на развитие речи (т. к. проекция кисти руки находится в непосредственной близости с речевой зоной в головном мозге), снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Изобразительное творчество и лепка дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Изобразительная деятельность в детском саду — эффективное средство познания действительности. Данная деятельность помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, памяти, пространственных представлений, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. «Во всех современных программах представлены три способа освоения изобразительного искусства детьми дошкольного возраста: восприятие — исполнительство — творчество. Каждый ребенок, по моему глубокому убеждению, с детства должен расти в атмосфере любви, красоты, творчества. Совместную деятельность с детьми тестопластикой я стараюсь превратить в творчество, тогда из его рук будут выходить настоящие произведения искусств! Во время работы с тестом я стремлюсь развить у детей – эстетический вкус, чувство ритма, умение понимать прекрасное. Во время лепки из соленого теста у детей происходит активизация словаря, так как во время занятий, я прошу озвучить свои действия. Ребенок лепит и разъясняет: «У медведя такие широкие лапы, потому что…». Ребенок может фантазировать, может поделиться с другими детьми своими познаниями об окружающем мире. Я развиваю логическое мышление, так, как перед работой ребенок, прежде всего, должен последовательно обдумать план действий, обдумать каждую деталь: что? зачем? почему? После выполнения работы дети обыгрывают свою поделку, сочиняют какую- либо сказку, устраивают настоящие театральные представления. Планируя свою совместную работу с детьми, я использую игры – драматизации (дети лепят героев сказки, и озвучивают их). Обучение строю не на основе «делать по указанию или образцу», что предлагает взрослый, а «придумывать» свои собственные планы, формировать замыслы и реализовывать индивидуальные воображения в деятельности. Содержание деятельности строю в соответствии с тематическим планированием логопеда, дефектолога, а также исходя из интересов воспитанников. Дети любят заниматься изготовлением поделок к праздникам (Новогодний тигр, елочки, сказочные подковы); изготовлением игрушек самоделок для малышей; изготовлением героев по мотивам русских народных сказок; атрибутов к сюжетно-ролевым играм: овощей, фруктов, хлебобулочных изделий в магазин. Гордостью детей считаю коллективные панно – «Морское дно», «Загадочный космос», «Корзина с фруктами».

Для создания предметно-развивающей среды мною была изготовлена картотека игр на художественно-эстетическое развитие детей. Наиболее интересными считаю «Угадай и расскажи о народной игрушке», «Узнай элемент узора», «На что похоже?», «Долепи поделку», «Чего на свете не бывает?», «Подумай и отгадай», «Фантастические герои».

Во время деятельности стараюсь, чтобы дети как можно реже говорили слово «не умею», объясняю, что мы здесь собрались, чтобы научиться, что я обязательно помогу. Этим я убираю страх у ребенка перед тем, что у него не получится. Иногда слово «не умею» прикрывает то, что ребенок не хочет заниматься. Тогда необходимо создать у детей мотивацию, вызвать заинтересованность и желание заниматься. Для создания мотивации к деятельности использую игровые приемы, через них развиваю интерес к тестопластике. Часто, чтобы заинтересовать детей, я применяю «оживление» и обыгрывание поделок, с которыми можно разговаривать, советоваться и играть. Содержание игровых действий зависит от содержания поделок. Если это птица, то она может «летать», «клевать», «говорить», «хвастаться друг перед другом».

При лепке животных из цирка, дети были дрессировщиками, рассказывали о своих животных самостоятельно; проводя игру по составлению фоторобота, дети принимали роль «сыщика» и придумывали себе положительного и отрицательного героя и т.д. Предлагая детям роль, я вызываю интерес к заданию, желание выполнять его. Действуя в образе, ребенок увлечен делом, изобретателен, тщательно выполняет свою работу. А также я беру на себя какую-либо роль — волшебницы красок, колдуна или бабушки – загадушки, которая перезабыла все сказки и не может рассказать их детям.

С целью поддержания интереса использовала элементы театрализации, сюрпризные моменты, игровых персонажей (Буратино, Незнайка, Лунтик), дидактические игры (например, «названия игр»). В совместной деятельности тестопластикой, я активизирую речь ребенка и пополняю его словарный запас. (Что ты сейчас лепишь? Что ты потом будешь лепить? Какие ты у зайчика сделаешь ушки? Для чего ты мишке сделал такие мощные, сильные лапы? Какой твой герой будет по настроению: грустный, веселый, задорный, хитрый?)

С помощью тестопластики, я стремилась создавать условия для творческого самовыражения воспитанников (лепка для настольного театра, атрибуты для сюжетно ролевых игр «Дом», «Магазин»; регулярные выставки детского творчества в детском саду, в городской детской библиотеке, в библиотеке Мичуринского Сельсовета Искитимского района, в музее города Бердска и т.д.).

В своей педагогической деятельности, применяя принцип интеграции обучения, развиваю мышление ребенка, его знания в области формирования элементарных представлений в математике, ориентировки в пространстве (поделить кусок теста и посчитать части, сравнить их по величине, форме, какие части поделки находятся впереди, сзади, слева, справа). Развиваю речь ребенка: предлагаю рассказать о своей поделке, описать ее, дать ей название, сочинить рассказ о ее приключениях. Задействую поделки в игровой деятельности: желательно чтобы ребенок поделку сразу домой не забирал, а некоторое время использовал ее в играх. В группе мы собирали коллекцию, чтобы можно было показать для сверстников настольный театр. Это вызывает у детей желание слепить новых героев и развить сюжет сказки или игры.

Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна маленьким детям. Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука. С этой точки зрения технику лепки можно оценить, как наиболее экологически безопасную.

Чтобы научить ребенка техническим навыкам лепки и развивать у него мелкую моторику, для начала я беру руки ребенка в свои руки, даю ему прочувствовать силу нажатия на комочек теста: при раскатывании теста в шар, палочку различной ширины и длинны. Мышцы ладони должны быть напряжены, кисти рук прямые. Поэтому предлагаю ребенку раскатывать тесто на доске. Все детали делаем только руками. Сразу приучаю ребенка работать аккуратно. Рассматривая образец, дети анализируют форму деталей и их расположение. Затем образец убираю. Я на своем куске теста показываю технические приемы лепки: оттягивание, прощипывание, промазывание и другие. После показа я убираю свою работу. Это делается для того, чтобы ребенок не копировал изделие. Если ребенок затрудняется в процессе работы, я показываю ему нужный технический прием на своем куске теста. Если идет самостоятельная работа, я не вмешиваюсь в работу ребенка. Могу только на своем куске теста показать, как исправить ошибку. При совместной деятельности я могу брать в руки изделие ребенка и по его просьбе исправить поделку. Учу детей работать со стекой. Чтобы дети приобрели опыт и знали, какой стороной можно сделать рисунок на тесте, дырочку, прорезь, отрезать необходимый кусок теста.

Я считаю необходимо начинать с создания условий в группе — небольшого уголка творчества. В моей группе я разместила: краски (акварельные, гуашь),

цветные карандаши, фломастеры, мелки, восковые мелки, разные кисточки, кусочки поролона, ножницы, цветную и бархатную бумагу. Природный материал: шишки, семена и плоды различных растений, камушки, ореховые скорлупки, веточки, сухоцвет, вату, палочки, ткань, кусочки целлофана, остатки шерстяных ниток, сюжетные картинки, открытки, клей, картон, пуговицы, бусинки, бисер, и другой бросовый материал. Все это сосредоточенно в разных коробочках, шкатулках, в специальных контейнерах. В уголке творчества я делаю ежемесячно сменяющуюся выставку по ознакомлению с народно — прикладным искусством. Главная моя задача создать условия и предоставить все это многообразие для творческой фантазии детей. Могу с уверенностью сказать, что каждый ребенок находит то, что ему необходимо для воплощения своей задумки.

С помощью поделок из теста происходило развитие общения (ходим в гости друг другу, говорим вежливые слова друг другу); обыгрыванием детских стихов и песенок поделками прививала моральные и нравственные ценности.

Начатая мною работа имеет широкие границы и возможности, и требует продолжения. Работа в данном направлении подтверждает, что художественно- эстетическое развитие складывается и развивается не только на основе продуктивной деятельности (лепки из соленого теста), но и при восприятии художественных произведении, в игровой деятельности, при формировании целостной картины мира – поэтому перспективой своей работой я вижу необходимость соответствующим образом организовать эти виды деятельности и их совершенствование. Планирую разработать программу кружковой деятельности по тестопластике.

Использование форм и методов тестопластики в работе с детьми дошкольного возраста

Педагогическая наука постоянно развивается. На сегодняшний день педагоги и воспитатели имеют доступ к широкому спектру методического инструментария в работе с детьми. Однако стоит отметить, что зачастую различные инновационные техники под своей основой имеют хорошо знакомые и проверенные методики, несколько модифицированные, согласно современным технологиям и особенностям развития современных детей.

Работа с дошкольниками почти всегда направлена на преобразование и развитие физических и когнитивных возможностей ребенка. Сензитивный период в развитии дошкольников в первую очередь характерен тенденциями к развитию мелкой моторики рук, речи, моторной и зрительной координации, выразительности движений и повышению сенсорного восприятия, когда ребенок познает мир ощущая предметы тактильно.

В своей работе я стараюсь применять как новые методики, так и хорошо апробированные. Одним из любимых занятий моих воспитанников является тестопластика. Преимуществами данной техники является ее доступность, вариативность, простота и относительная дешевизна. Детям, почти всем без исключения, нравится лепить своими ручками различные фигурки. Тесто, в отличии от пластилина, более приятное на ощупь, обладает большей пластичностью (более податливо), ему можно придать желаемый цвет, а также с бытовой точки зрения оно более безвредно для ребенка и легче поддается очищению.

Лепка из соленого теста направлена на развитие воображения детей, способствует повышению вариативности мышления, а также развитию восприятия, реализации творческого потенциала ребенка. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, объемом, формируют образ предмета, развивают пальчики, что также способствует развитию речи, развивают наблюдательность, мышление, внимание, эстетическое восприятие, снижают стереотипичность мышления. Работа с тестом всегда приносит детям радость. Технические сложности, возникающие при воспроизведении каких либо фигурок, развивают у детей трудолюбие, настойчивость в достижении цели, а при их преодолении эмоциональное удовлетворение и уверенность в своих силах.

В процессе работы мы всегда ведем беседы с детьми. Выбор такой игровой организации стимулирует речевую активность детей, способствует расширению словарного запаса, речевому подражанию. Ребенок придумывает различные игровые ситуации с персонажем, который лепит из теста, наделяет его качествами, характером. Все это способствует процессу самораскрытия ребенка, а также бессознательному отреагированию негативных эмоций, снятию психических защитных механизмов в процессе творчества.

Тестопластика рекомендована преимущественно для занятий с детьми 4-7 лет. Тесто для занятия приготовить очень легко. Для этого вам понадобятся 2 стакана муки немного сухого крахмала для повышения эластичности, 1 стакан соли, 1 неполный стакан воды, а также 2 столовые ложки клея ПВА. При желании можно добавить немного растительного масла или пищевые красители, но если вы предпочитайте раскрашивать поделки после выполнения, можете воспользоваться техникой смешивания цветов для получения необходимого оттенка или цвета, что будет очень интересно и познавательно для детей.

Необходимый цвет: Голубой = синий + белый Розовый = белый + красный Фиолетовый = синий + розовый Зелёный = голубой + жёлтый Оранжевый = жёлтый + красный Коричневый = зелёный + красный Изумрудный = зелёный +синий Телесный = светло – розовый +чуть-чуть желтого

Солёное тесто должно быть плотным. После замешивания рекомендуется на 2-3 часа поместить тесто в холодильник, в полиэтиленовом пакете.

В процессе непосредственной работы с тестом вы можете использовать различные предметы для декорирования (бусины, пряжу, бисер, различные природные материалы – веточки, травинки, цветы, семена), соединяя их с тестом с помощью клея ПВА. Не забывайте о технике безопасности; перед началом работы рекомендую провести с детьми мини-лекцию или видео урок о правилах работы с тестом и правилах гигиены после его использования.

Стоит отметить, что при использовании тестопластики нет конкретного и точного алгоритма использования методики. Приняв данную технику за основу вы можете разнообразить ваше занятие с детьми, выбрав интегрированный метод, добавить какие либо новые детали, усовершенствовать способ декорирования и так далее. Все зависит от вашей фантазии и желания ваших воспитанников.

Стандартный набор материалов для работы с соленым тестом включает в себя: емкость с водой для смачивания рук, кисточки, гуашь или акварельные краски, доску для лепки, пластмассовые ножи и стеки, маленькие скалки, различные формочки.

Вашему вниманию я предлагаю собственное тематическое планирование, которое вы можете взять за основу, а в последствии изменить или модифицировать.

Полную версию работы можно .

Мастер-класс для педагогов по тестопластике

Автор -составитель:

Епанчинцева Ирина Святославна,

воспитатель

МАУДО города Ялуторовска «Детский сад №9»

высшая квалификационная категория

Педагогический стаж 27 лет

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕСТОПЛАСТИКИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Цель: Представить возможности тестопластики как средства развития дошкольников

Задачи:

  1. Познакомить участников мастер-класса с приемами тестопластики.
  2. Показать систему работы с тестом, как материалом для изодеятельности детей.

Оборудование: соленое тесто, заготовка для изготовления поделки «Цыпленок», материал для украшения поделки.

Ход мастер-класса

Важную роль в создании современной образовательной среды сегодня выполняют инновационные технологии, направленные на развитие интересов детей с особыми образовательными потребностями, строящиеся на принципе фантазирования в игровой деятельности.

Лепка из теста – столь же естественная и органическая потребность ребенка, как и игра. Тестопластика является одним из самых увлекательных видов декоративно – прикладного искусства.

Изготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем и применялось для выполнения фигурок из народных сказаний. На Руси фигурки из этого материала дарили на Новый год в знак благополучия, плодородия, сытности. А украшали их росписью, характерной для той местности, где жили наши предки. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме – символ богатства и благополучия в семье, и хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто — «Хлебосол».

Тесто имеет ряд преимуществ:

• Материал экологически безвредный, не аллергенный.

• Удивительно пластичный материал.

• Поделки из соленого теста более долговечны, их можно использовать в играх.

• Поделки можно раскрашивать в разные цвета.

При работе с тестом могут возникнуть трудности:

  1. Нужно научиться замешивать тесто. Ошибка, когда берем много муки, лучше завести меньше и хорошо вымесить. Рецепт теста: 1 стакан воды, 1 стакан мелкой соли, мука.
  2. Необходимо учитывать тематическое планирование при разработке программы кружка.

При работе с тестом фантазии нет предела!!! Процесс работы – радость познания. Ребенок переносит в работу свой искренний интерес, удивление или восхищение, он не только отражает мир, но и познает его. Велико образовательное и воспитательное значение лепки, особенно в плане умственного и эстетического Работа с тестом позволяет решить разнообразные задачи, и направлена на:

  1. развитие сферы образов-представлений;
  2. формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций, развитие наглядных форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного), конкретно-понятийного (словесно-логического);
  3. развитие пространственного гнозиса и конструктивного праксиса;
  4. формирование пространственно-временных представлений;
  5. развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности;
  6. развитие зрительно-моторной координации, стимулирование рефлекторных зон и нервных окончаний ладоней и пальцев;
  7. активизация формирования связей между полушариями мозга;
  8. развитие творческих способностей.

оме того, решаются и специальные задачи развития и коррекции недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности, что предполагает:

  1. развитие и тренировку механизмов обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям;
  2. профилактику и устранение встречающихся аффективных, негативистских, аутистических проявлений, других отклонений в поведении;
  3. развитие социальных эмоций;
  4. создание условий для развития самосознания и самооценки;
  5. формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;
  6. предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера.

Применение тестопластики незаменимо для предупреждения тяжёлых эмоциональных нарушений, несформированности коммуникативной компетентности, с целью развития игровой деятельности, формирования у ребёнка игровых мотивов и интереса к игре. Тестопластика представляет для ребёнка широкие возможности для эмоционального реагирования социально приемлемым способом.

Во время совместной деятельности с ребенком использование приемов тестопластики дает возможность закреплять цвет, количество, форму, порядковый и обратный счет, а также расширять и уточнять знания об окружающем мире, используя загадки, стихи, пословицы и поговорки.

Тестопластика способствует активизации лексического запаса, актуализации имеющихся представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины; закреплению представлений о сезонных изменениях в природе. Даже неусидчивые дети в процессе тестопластики проявляют несвойственную им столь долгую концентрацию внимания на одном виде деятельности.

Практически нет детей, которые отказались бы поэкспериментировать с тестом, оставляя на нем отпечатки различными предметами, поиграть с формочками и стеками или слепить что-то на свое усмотрение.

В коррекционно-развивающей работе можно использовать различные дидактические игры и игровые упражнения, материалом для которых послужат изделия из теста. Например, в дидактической игре «Четвертый лишний» можно предложить детям найти лишнюю фигуру, изготовленную из теста (ребенок должен выделить признак отличия – по цвету, форме, размеру). Можно предложить детям самостоятельно сделать все фигуры одинаковыми, изменив признак несоответствия.

В игре «Узнай на ощупь» предлагаем детям узнать на ощупь заданный предмет (это могут быть фрукты, овощи, игрушки, изготовленные из цветного теста самим малышом). Кроме того, широкие возможности открывает тестопластика для развития элементарных математических представлений дошкольников.

Дети могут самостоятельно изготовить из теста материал для развития счетных навыков и операций. Возможно закрепление и актуализация таких математических понятий, как «один-много», «больше-меньше», «поровну», «длинный-короткий», «широкий-узкий», «большой-маленький» и т.д. Все предметы, с которыми действует ребенок и которые создаются им в результате продуктивной деятельности, выполняют роль наглядной опоры для речемыслительных упражнений. Причем в данном случае наглядность представлена объемными предметами, а не иллюстративным материалом.

Работа с тестом — это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе детям с ограниченными возможностями здоровья. Продуктивная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием речи.

Тестопластика — это возможность использовать подручный материал:

  • Спагетти (колючки ежика)
  • Раскрашенные макароны и вермишель (украшение торта)
  • Крупы (выкладывали шубку мишке из гречки)
  • Перец горошком (носик, глазки)
  • Чесночнодавилка (прически)
  • Стеки (прорисовывать)
  • Пуговицы (сделать рельефную поверхность)

Вот так, играя, на основе общей увлеченности, тестопластика помогает детям развиваться, а педагогам – решать поставленные коррекционные и воспитательные задачи.

Каждое занятие кружка я начинаю с разминки:

  • Перекладывание и сжимание теста в ладошках;
  • Катание колобка в ладошках;
  • Надавливание на колобок — получение лепешки;
  • Пришли «мышки» стали норки рыть;
  • Налетели «гуси» стали тесто щипать;
  • Пришел «мишка косолапый» стал топать по тесту;
  • Скатывание лепешки в колбаску;
  • Заворачиваем колбаску в «улитку»;
  • «Улитка» спряталась в домик – получился колобок.

После разминки переходим к изготовлению поделки. Предлагаю сделать пасхального цыпленка (идея поделки взята на сайте https://yasno-solnishko.ru).

Для начала мы замесим солёное тесто из 2 ст. муки, 1 ст. мелкой соли и неполного стакана воды. Добавим желтую гуашь.

  1. Затем мы раскатаем тесто в пласт толщиной около 0,5 см и формочкой выдавим овал. В качестве формочки мы возьмем пластиковый стаканчик и слегка его придавим с боков, чтобы получился овал.

  1. Овал отделим от остального теста и слегка смоченным в воде пальцем разгладим его края. Это тело цыплёнка.
  2. Для крылышек мы слепим небольшие овалы, тонко раскатаем их, слегка смочим водой и приклеим к цыплёнку. Зубочисткой нарисуем на крылышках полоски-пёрышки.
  3. Для глазок скатаем маленькие шарики, для клювика – квадрат.
  4. Для ножек мы слепим небольшие овалы, раскатаем их при помощи гуаши.
  5. В заготовке мы сделаем дырочки – вверху одну, для подвешивания яйца и две внизу, для крепления ножек. В ножках мы тоже проделаем дырочки для крепления к цыплёнку.

  1. Затем высушили всё в духовке при небольшой температуре.
  2. Когда тесто остыло, мы раскрасим детали.
  3. Вставим в отверстия ленточки.

Ну, вот, наш пасхальный цыплёнок из солёного теста готов. Можно использовать его для украшения комнаты или в качестве подарка.

Тестопластика выступает как средство познания действительности, имеет большое значение для умственного развития детей, способствует поддержанию положительной мотивации и познавательной активности детей с психофизическими нарушениями. Таким образом, возможности тестопластики в коррекционно-развивающей работе безграничны.

Литература:

  1. https://aplik.ru/shkolniku/9-klass/ispolzovanie-priemov-testoplastiki-v-korrektcionnopedagogicheskoi-rabote-s-detmi-s-ogr/
  2. https://io.nios.ru/articles2/51/10/testoplastika-v-detskom-sadu
  3. https://yasno-solnishko.ru/detki-3-5-let/pashal-ny-j-tsy-plyonok-iz-solyonogo-testa.html

«Свидетельство о публикации в СМИ»: Серия А № 0004382

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал: — Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры; — Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. 2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области 3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ. 4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf

Поделиться

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]