Казанский образовательный портал
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе Тема: «Чудеса природы» Программные задачи: Воспитательные: — воспитывать экологическую культуру, любовь к природе. Образовательные: -учить детей проводить простейшие действия похожие на явления природы (дождь, ветер, гром); -дать элементарные сведения о профессии синоптика; -учить детей анализировать и делать выводы, устанавливать причинно- следственные связи; -закреплять умение классифицировать явления природы по временам года; -продолжать знакомить детей с явлениями природы. Коррекционно-развивающие: -развивать познавательные способности детей; -развивать наблюдательность, любознательность, мышление; -развивать мелкую моторику; -развивать связную речь, умение правильно строить предложение, совершенствовать звуковую культуру речи детей, добиваясь чистого произношения звуков и слов, правильной постановки ударений. Работа со словарем: -ввести в активный словарь следующие слова и словосочетания: проталины, капель, ледоход, половодье. природные явления, народные приметы; -ввести в пассивный словарь слова и словосочетания: метеоролог, синоптик Гидрометцентра Материалы и оборудование: — Тазики с водой, поролоновые губки; — Конфетти, барабан. Мультимедийная презентация о явлениях природы «Чудеса природы» Эмблемы «Солнышко» на каждого ребенка. Предварительная работа: — Наблюдение за сезонными изменениями; — Чтение художественных произведений; — Отгадывание загадок; — Рассматривание картин и иллюстраций с явлениями природы. Ход занятия Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами поговорим о чудесах, которые дарит нам природа. Я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать. Солнце светит, Ветер свищет, Дождик льет, как из ведра. После дождика на небе Сразу радуга видна Эти изменения погоды Дарят нам ………………(явления природы). Воспитатель: Правильно отгадали. Что произойдет, если подуть на конфетти? Попробуйте. (Дети берут конфетти и дуют на него). Ответы детей: (конфетти разлетятся в разные стороны). Воспитатель: Что это вам напоминает? Ответы детей (как будто идет снег и ветер дует). Воспитатель: (ударяет в барабан) Что напоминает вам этот звук? Ответы детей: (раскаты грома). Воспитатель: Давайте намочим губки, приподнимем их и отожмем. Слышите звуки? С чем их можно сравнить? Ответы детей: (с дождем). Воспитатель: С чем можно сравнить все то, что мы только видели и слышали? Ответы детей: (с явлениями природы). Воспитатель: Я вам сейчас буду загадывать загадки о явлениях природы. Постарайтесь их отгадать. Загадки. 1. С мамой мы пошли гулять, Стал он землю поливать. Поливал да поливал, Всех под зонтики загнал. (дождь) ( Слайд 2) 2. Не снег и не лед А серебром деревья уберет (иней)( Слайд 3) 3. Над рекой и над долиной Повисла белая холстина (туман)( Слайд 4) 4. Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали А пошли искать их днем, Ищем, ищем – не найдем (роса)( Слайд 5) 5.Он чёрной тучей был сначала, Он белым пухом лёг на лес. Покрыл всю землю одеялом, А по весне совсем исчез.(снег) ( Слайд 6) 6.Цветное коромысло Над рекою повисло (радуга)( Слайд 7) 7.Огненная змейка в небе появилась Как она средь тучек серых очутилась ( молния)(Слайд 8.Говорю я брату: — Ох, с неба сыплется горох! — Вот, чудак, — смеётся брат,- — Твой горох, ведь это (град) ( Слайд 9) 9.Звенит хрустальным бубенцом Сбегая с крыши над крыльцом Журчит, звенит, поет Она ломает снег и лед (капель)( Слайд 10) 10.Он на улице живет, Листья осенью несет, А зимой несет снежинки, Иногда весной дождинки, Летом, если он подует- С головы панамку сдует.( ветер)( Слайд 11) Дети отгадывают загадки и описывают эти явления, воспитатель следит за правильностью речи и построением предложений, при необходимости поправляет и дополняет. . Воспитатель: Молодцы! Воспитатель: Ребята, скажите в какое время года можно наблюдать росу, туман, радугу, град? Ответы детей: (летом). Воспитатель: А когда можно увидеть снег, вьюгу? Ответы детей: (зимой). Воспитатель: А капель когда бывает? Ответы детей: (весной). Воспитатель: Скажите мне, какое сейчас у нас время года? Ответ детей: (Весна) Воспитатель: Посмотрите на экран какие явления природы мы замечаем весной.( слайд 12) Во второй половине марта заметно удлиняются дни, уменьшаются ночи; солнце все выше поднимается в полдень над горизонтом, лучи его прямее падают на землю и сильнее прогревают ее. Снег становится рыхлым, начинает таять, и на открытых местах образуются проталины. Начинает звенеть капель. Во второй половине марта появляются первые кучевые облака( Слайд 13). Они очень красивы, имеют вид белоснежных, куполообразных масс с ровными основаниями. Облака возникают обычно утром или в полдень вследствие нагревания воздуха, прилежащего к земле; к вечеру, когда восходящие токи ослабевают, они начинают исчезать, таять. В первой половине апреля сходит с земли снег; образующиеся при его таянии ручьи сбегают к водоемам. ( Слайд 14)Ледоход обычно начинается в середине апреля. Незадолго перед этим у берега появляются закраины ? узкие полоски воды. Под действием воды и солнца во льду образуются трещины, он раскалывается и трогается с места. Это явление называется ледоход. Льдины, теснясь и толкаясь, несутся вниз по реке, ударяясь о берега и сваи мостов. Посередине реки льдины движутся быстрее, чем у берегов. По пути они тают. Река освобождается от ледяного покрова, выходит из берегов и разливается. Начинается половодье.( Слайд 15) А как вы думаете, ребята, благодаря чему начинаются в природе все эти весенние изменения? Ответы детей. Воспитатель: Ну, конечно же, все благодаря яркому, теплому, весеннему солнцу! . Давайте мы с вами отдохнем под ласковым весенним солнышком. Проводится физкуль.(под музыку) Воспитатель: Почему появляется капель и текут ручьи? Ответы детей: Солнышко светит весной ярче, греет теплее и растапливает снег Воспитатель: Многие явления природы (дождь, ветер, град, вьюга и т.д.) влияют на состояние погоды. Дети, а вы знаете, что прогноз погоды нам сообщают синоптики Гидрометцентра.( Слайд16) Ученых, которые изучают погодные явления, называют метеорологами (Слайд 17). Для составления прогнозов погоды они пользуются фотографиями Земли, сделанными со спутников. Эти спутники беспилотные, они называются зонды.( Слайд 18) По фотографиям метеорологи определяют, где будет холодно, а где тепло, какой ветер, где будет снег, дождь, и т.д. (Слайд 19) Скажите мне, а как можно еще предугадать погодные явления?(Слайд 20)Как можно узнать будет солнечно, ясно, или пойдет дождь?( Слайд 21) Ответы детей: (по народным приметам). Воспитатель: Давайте поиграем с вами в игру «Предскажи погоду». Проводится игра – «Предскажи погоду». Воспитатель называет примету, а дети предсказывают погоду. Приметы: 1. Солнце садится за тучу – (жди ненастья) 2. Яркий закат солнца – (день будет жарким) 3. Ласточки низко летают – (к дождю) 4. Много мошкары вечером – (к теплой погоде) 5. Муравьи прячутся в муравейнике – (к дождю) 6. Одуванчики днем закрываются – (к дождю) 7. Ласточки летают высоко – (дождя не будет) 8. Много рябины – (осень дождливая) 9. Звездное небо – (к похолоданию) 10. Прыгает лягушка по земле – (к дождю) 11. Дым из трубы кверху поднимается – (мороз ожидается) 12. Много желудей на дубу – (к лютой зиме) 13. Собака по земле катается – (дождик ожидается) Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы такие наблюдательные. Вот какая у нас природа – фокусница. Она дарит нам свои чудеса. Это – солнце, дождь, снег, радуга, вьюга, капель, роса и многие другие. А скажите, какие чудеса нам природа подарила сегодня? Ответы детей: (дождь, ветер, и т.д.). Воспитатель: Вы сегодня узнали, что прогноз погоды нам сообщают синоптики Гидрометцентра. Еще погоду можно определить, ориентируясь на народные приметы. Вы сегодня слушали, как капал дождь, гремел гром, дул ветер. Вы так хорошо справились с заданиями, что выглянуло солнышко, которое принесло нам свой свет и тепло. Я хочу подарить вам маленькие солнышки, чтобы почаще была хорошая погода и мы с вами могли гулять. Я желаю, чтобы солнце всегда вам ярко светило, и вы были здоровыми и счастливыми!
Формы и методы ознакомления детей в детском саду с природой
Формы и методы ознакомления детей с природой
Я сорвал цветок — и он завял. Я поймал жука – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем. Павол Гнездослав
Приходилось ли вам задумываться о том, что нынешнее поколение маленьких детей живет в отрыве от природы? Современные дети практически лишены возможности видеть растительный и животный мир своими глазами, удивляться чудесам, которые приносит непосредственное общение с этим миром. А ведь по своей необыкновенной природной любознательности малыш, завидев в траве букашку, червячка или лягушонка, проявляет живой интерес к ним и начинает задавать свои бесчисленные «почемучные» вопросы. Звери, птицы, рыбы – неизменные объекты не только детской любознательности, но и игрового действия, наблюдения, заботы и любви. Знакомство с окружающим миром – словно путешествие по многоводной, неизведанной реке. Какие тайны она хранит в себе? Что ждет нас в пути? Куда приведет эта река? Что придаст нам уверенности в пути, сделает нашу лодку надежной? — Интерес к познанию окружающего мира; желание исследовать, открывать; умение мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы – вот то, что поможет нам в стремлении к неизвестному. Отправляясь в путешествие, вооружимся веслами, которые помогут нам двигаться вперед в заданном направлении.
Первое весло – деятельность. Необходимо создать такие условия, при которых ребенок становится субъектом познавательной деятельности, т.е. новые знания, умения, навыки, новые способы действия добываются в процессе поисковой, исследовательской – экспериментальной деятельности. Важно поощрять и поддерживать стремление ребенка самостоятельно думать, чувствовать, пробовать, и тогда многие свои проблемы он постарается решить самостоятельно, получая при этом огромное удовольствие. Второе весло – эмоции. Известно, что ведущей сферой психического развития в дошкольном детстве является эмоциональная сфера. Поэтому важно придать процессу познания яркую эмоциональную окраску, осторожно воздействовать на чувства детей, их воображение и фантазию. Важно помнить, что только при условии гармоничного развития двух основных сфер – интеллектуальной и эмоциональной – возможна гармония личности.
Формы ознакомлению дошкольников с природой.
Ознакомление детей с природой осуществляется в разнообразных формах Формами организации деятельности детей при ознакомлении их с природой являются занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы, работа на земельном участке. Занятия — проводятся в определенные часы, по заранее разработанному плану, согласованному с программой. На занятиях воспитатель не только сообщает детям новые знания, но и уточняет, и закрепляет их. Главное в занятии — это усвоение детьми программного материала. Для этого используются разнообразные методы – наблюдение натуральных объектов, труда взрослых, дидактические игры, работа с картинами, чтение художественной литературы, рассказы, беседы. Экскурсия – это занятие, на котором дети знакомятся с природой в естественных условиях: в лесу, на лугу, в саду, у водоема. Экскурсии проводят в часы, отведенные для занятий. На экскурсиях осуществляется определенное программное содержание, усвоение которого обязательно для всей группы детей, что отличает экскурсии от повседневных прогулок. Пребывание на свежем воздухе в лесу или на лугу среди душистых цветов, движения и радостные переживания, обычно с этим связанные, благотворно сказываются и на физическом развитии детей. Выбор места экскурсии зависит от её задач и возраста детей. Экскурсии за пределы детского сада проводятся с детьми средней, старшей и подготовительной групп. Экскурсии в одни и те же места рекомендуется проводить в разное время года. Готовясь к экскурсиям, воспитатель заранее посещает те места, куда намечается экскурсия. В проведении экскурсии большую роль играет организация детей. Перед выходом проверяют, всё ли необходимое они взяли, затем напоминают детям, как они должны вести себя. Прогулки – ежедневные прогулки широко используются для ознакомления детей всех возрастных групп с природой. Они могут носить характер небольших экскурсий, во время которых воспитатель проводит осмотры участка, организует наблюдение за погодой, сезонными изменениями в жизни растений, животных. На прогулках дети знакомятся с природой по намеченному плану, заранее составленному на основе программы и с учётом местных условий. Программное содержание плана осуществляется на ряде прогулок в то время, когда появляются те или иные явления природы. На прогулках воспитатель организует игры с использованием естественного материала – песка, снега, воды, листьев. Для игр во время прогулок на земельном участке нужно иметь ящик с песком, небольшой бассейн, водоплавающие игрушки. Во время повседневных прогулок дети участвуют в трудовых процессах: сгребают опавшие листья, очищают дорожки от снега, поливают растения. Работа на земельном участке – на земельном участке дети трудятся преимущественно после дневного сна. Так же, как и в уголке, это сочетается с наблюдениями и способствует накоплению у них знаний о растениях и животных, совершенствованию трудовых навыков и умений, воспитанию трудолюбия. Работа в уголке природы – работа в уголке природы проводится в часы, отведённые для труда. Дети наблюдают за растениями и животными, привыкают к бережному отношению к ним, приучаются к совместному труду с взрослыми, друг с другом, а затем и самостоятельно.
Методы ознакомления дошкольников с природой
Наглядные методы Как доказано психологами, для детей первых семи лет жизни характерны наглядно – действенное и наглядно – образное мышление. Поэтому процесс обучения мы строим таким образом, чтобы основные сведения дети усваивали не вербальным, а наглядным методом. Одним из основных методов ознакомления с окружающим миром является наблюдение. Наблюдения на прогулке обогащают представления об окружающем мире, способствуют формированию доброжелательного отношения к природе, стимулируют детскую любознательность, учат делать самостоятельные выводы. Так зимой обращали внимание на красоту зимней природы – деревья в снежном уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки, наблюдали за прилетающими на участок птицами, подкармливали их. Рассматривание картин – картины дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы. При ознакомлении детей с природой используются дидактические, предметные, а также художественные картины. Цель использования картин состоит в том, чтобы сформировать у детей эстетическое отношение к природе, умение видеть её красоту, воспринимать образно-художественный смысл картины, видеть яркие средства выразительности. Рассматривание художественной картины может сопровождаться слушанием музыки или поэтических произведений. Учебный экран — при ознакомлении детей с природой в детском саду используются диафильмы, кинофильмы, телефильмы. С их помощью воспитатель формирует у детей представления о динамике явлений природы – росте и развитии растений и животных, о труде взрослых, показывая явления, которые протекают в природе длительное время. Практические методы Дидактические игры — в дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию внимания, памяти, наблюдательности, активизируют и обогащают словарь. Предметные игры — игры с листьями, семенами, цветами, фруктами и овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке?». Широко используются в младших и средних группах. Настольно-печатные игры: «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Ягоды и фрукты», «Растения» — дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Словесные игры «Кто летает, бегает, прыгает», «Нужно — не нужно» — проводятся с целью закрепления знаний. Подвижные игры природоведческого характера — связаны с подражанием, повадкам животных, их образу жизни. Это такие как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик». Труд в природе – организуют в форме индивидуальных и коллективных поручений. Индивидуальные поручения дают возможность более тщательно руководить действиями детей, коллективный труд даёт возможность формировать трудовые умения и навыки одновременно у всех детей группы. Элементарные опыты — это наблюдение, проводимое в специальных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной целью. Опыт используют как способ решения познавательной задачи. Решение познавательной задачи требует специального процесса: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. Обсуждение условий опыта проходит под руководством воспитателя. Словесные методы Рассказ воспитателя – рассказывать детям можно с разными целями: для расширения знаний об уже знакомых явлениях, животных, растениях, для ознакомления с новыми явлениями и фактами. Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным материалом – фотографиями, картинами, диафильмами. Продолжительность рассказа для детей старшего дошкольного возраста должна быть не более 10 — 15 минут. Беседа – выделяют два вида: итоговую и предварительную. Предварительная — используется перед наблюдением, экскурсией. Цель – уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения со знаниями. Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение. Беседа — это итог проведенной работы с детьми. Поэтому перед воспитателем стоит задача накопления у детей представлений через наблюдения, трудовую деятельность, игры, чтение, рассказы. Беседа как метод ознакомления детей с природой используется с детьми среднего и старшего возраста. Чтение художественной литературы – детская природоведческая книга используется педагогом, прежде всего в воспитательных целях. Книга дает богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности и любознательности.
Реализация принципов и методов ознакомления дошкольников с природой.
И мне хотелось бы поделиться опытом своей работы по ознакомлению детей с природой. Для улучшения своей работы я объединила разные виды деятельности – изобразительную, музыкальную, физическую, так я смогла сформировать более полное представления об окружающей действительности. Так после наблюдения за солнцем ребята рисуют «лучистое солнышко», на музыкальных занятиях поют песни о природе, на занятиях по физической культуре используем сравнения – «ходим как мишки, прыгаем как зайчики». Я старалась создать в группе необходимую развивающую предметную среду (в том числе условия для самостоятельной и совместной деятельности детей), в течении дня ребёнок вовлекается в различные виды деятельности (наблюдения в группе, на прогулке, игры, чтение и обсуждение литературы, рисование ит.д.) У нас имеется специальный уголок, где дети имеют возможность закреплять свои знания, полученные на занятиях. Здесь настольно-печатные и дидактические игры, пособия для индивидуальной работы, альбомы для рассматривания. Учитывая возраст моих воспитанников, наибольшее место отводится совместной деятельности воспитателя с детьми. Это обусловлено важностью накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития. Для этого наше взаимодействие с детьми строится с учетом индивидуального подхода, что помогает поддерживать неуверенных детей, сдерживать торопливых, нагружать шустрых и не торопить медлительных. А для того, чтобы ребята стремились к правильному ответу и к более самостоятельной работе мы сделали «Домик успеха», где каждый ребенок накапливает свои, пусть пока еще маленькие и на первый взгляд неприметные, успехи. Чем старше будут становиться дети, тем выше будет их самостоятельность, тем насыщенней станет их деятельность в природе. Особое значение по ознакомлению детей с природой я уделяю наблюдениям на прогулке. Например, осенью я просила обращать внимание на цвет неба через ветки: в это время разнообразная раскраска листьев особенно подчеркивает цвет неба. Дети любят собирать опавшие листья разной формы. Для того чтобы развить наблюдательность и расширить кругозор детей мы используем листья в игре. Особое значение мы с детьми придали организации зимней подкормки птиц. Кормушки у нас самой различной конструкции, все их сделали воспитанники вместе со своими родителями. Кормушки развешиваются на участке. С детьми заготавливаем корм из семян растений и деревьев, крошки и т.д. зимняя подкормка птиц дает возможность уточнить представление о зимующих птицах и особенностях их жизни в зимнее время; показать необходимость зимней подкормки; подвести к пониманию того, что человек подкармливая птиц зимой спасает их от гибели. Много внимания, я уделяю знакомству детей с неживой природой: землёй, водой, воздухом и .т.д. дети знакомятся с таким понятием как ветер, причинами и условиями его возникновения. На опытах дети получили возможность познакомиться с воздухом, учились превращать воду в твердое и жидкое состояние.
В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям. Дидактические игры: «Большой–маленький»; «Где чей домик?»; «Назови, кто я?»; «Времена года»; «С какого дерева листик»; «Оденем куклу на прогулку» мне очень помогают в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы. Словесные игры: «Узнайте по описанию»; «Съедобное – несъедобное»; «Хорошо – плохо»; «Что лишнее?»; «Волшебная палочка»; «Узнай по голосу»; «Кто как кричит?»; «Это кто к нам пришел?» развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире. С помощью игрушек и картинок знакомлю детей с домашними и дикими животными, воспитываю интерес к ним и их детенышам. В работе с дошкольниками я каждодневно убеждаюсь, что они очень любят сказки, рассказы, стихи, поэтому я большое внимание уделяю сказкам, ее очарованию поддаются дети всех возрастов, да и взрослых она не оставляет равнодушными. Поэтому сказка должна быть одной из обязательных составляющих экологического воспитания детей. Часто я использую художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего, нужно использовать литературу, рекомендованную программой детского сада. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помог?» Очень важно донести до детей смысл произведения. Экологическое воспитание в настоящее время не только одно из сложных направлений в работе с детьми, но и важный процесс воспитания экологической культуры родителей, т.к. семья играет главную роль в жизни ребенка. Поэтому нами был разработан план сотрудничества с родителями. Для них создан журнал «Лесовичок», который содержит интересные факты из жизни растений и животных, факты о явлениях природы. Была оформлена рубрика на тему «Знай, люби и береги», девизом которой стали слова В.Сухомлинского: «Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать и наблюдать». Предлагались домашние задания в виде ребусов, кроссвордов, викторин, опытов. Цель выпуска журнала – поддержать интерес родителей к экологическому воспитанию детей. Привлечь внимание родителей к экологическому воспитанию детей помогает и наглядная информация. Были предложены консультации «правила друзей природы», «формирование культуры природолюбия у дошкольников», предложен список детской литературы, которая поможет в экологическом воспитании детей, а также совместно с родителями сделали гербарий из листьев деревьев. Надеемся, что наша совместная работа даст хорошие результаты. Ознакомление дошкольников с природой является важным средством воспитания экологической культуры дошкольников. Без знания природы, и без любви к ней невозможно человеческое существование. Важно закладывать основы экологического воспитания с раннего детства, так как, основные черты личности, закладываются в дошкольном возрасте. Очень важно использовать разнообразные формы, методы и приёмы в работе с детьми, проводить её в тесном сотрудничестве с родителями и педагогами. Сделать ознакомление с природой интересной, творческой, познавательной деятельностью для детей, больше использовать практических занятий. И тогда через ознакомление с природой мы воспитаем чувственных, добрых, внимательных и заботливых жителей нашей планеты.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по экологии в старшей группе Экологическое воспитание детей в детском саду Аналитическая справка ДОУ по организации работы. Раздел «Экологическое воспитание» Экологический утренник в детском саду. Сценарий
Похожие статьи:
Сценарий экологического мероприятия в детском саду
Конспект НОД по развитию экологических представлений у детей старшей группы
Конспект НОД по экологии в подготовительной к школе группе
Экология в музыке
Конспект занятия на тему «Красная книга» в подготовительной группе