Логопедическое развитие речи дошкольника от 6 лет
Для данного детского возраста характерен серьезный прорыв в развитии связной речи малыша. Дети более активно общаются, совершенствуют диалог и монолог, без труда пересказывают сюжет любимого сказочного произведения либо разговор близких людей.
Занятие с логопедом
Ребенок участвует в речевом процессе, развивает ответы того или иного вопроса. Дошкольник переходит от применения в языке только описания, он больше рассуждает и анализирует, следит за культурой речи, полноценно пользуется навыками во время ежедневного общения.
Возможные проблемы и отклонения в развитии
Если у ребенка, который собирается оформляться в школу, отмечаются проблемы от нормы речевого развития, следует править речь, обратиться к профессиональному логопеду, без промедления начать заниматься логопедическими упражнениями для детей. Бить тревогу надо, если ребенок имеет следующие трудности:
- Говорит непонятно, не выполняет согласование части речи, врач определяет на слух неверное применение слова, предлогов.
- Имеет скудный словарный запас.
- Излагает мысли очень короткими предложениями.
- Не выговаривает множество звуков.
- Коверкает слова.
Обратите внимание! Логопедия не прощает ошибок. Чем раньше начать коррекционные занятия, тем меньше сил и времени надо будет затратить на исправление недочетов.
Занятие с шестилетним ребенком
Важно! Так как в основе многих проблем речи лежат заболевания ЦНС, при серьезных отклонениях важно обследоваться у врача-невропатолога, а также пройти рекомендованную терапию в сочетании с занятиями с логопедом и уроками дома с родителями.
Индивидуальные коррекционные занятия с дошкольниками
По различным причинам, процесс развития полноценного произношения у многих детей замедляется. Дефекты произношения сами не устранятся, для их ликвидации, нужны системные упражнения со специалистом, а также совместные индивидуальные занятия дома.
Грамотно составленная система занятий обязательно поможет. Индивидуальные занятия по логопедии проводятся только после консультации и обследования.
Занятие логопедией в форме игры
Общие советы по проведению занятий дома
После подробного диагностирования речи воспитанника ДОУ, необходимо проводить коррекцию, начинать заниматься логопедическими заданиями для детей. Время занятий не должно быть более 20 минут. По теории логопедии, если заниматься больше, чем положено, материал не будет усвоен полноценно.
Кроме того, логопеды советуют заниматься играя, так как игра — главное занятие в дошкольный период.
Обратите внимание! Любые логопедические занятия по коррекции произношения звуков выстраиваются в форме игры.
Как построить занятие
Ребенок лучше усвоит материал и совсем не устанет, если задания будут в форме игры. Помимо этого, занимаясь с воспитанником детского сада дома, важно правильно построить процесс:
- Начинать упражнения надо с 3 минут, аккуратно повышая время занятий до 20 минут.
- Правильно организовывать уроки, чтобы у малыша было искреннее желание позаниматься.
- Запрещено заставлять заниматься — положительного результата от таких упражнений не будет.
- Упражняться надо часто, но не долго.
- Не критиковать ребенка за неудачи (важное условие), не кричать, относиться с пониманием.
Интегрированное занятие по развитию речи в подготовительной группе
Любую ситуацию надо разбирать, находить причину, почему не получается, и вместе стараться ее решить. Разновидностей логопедических упражнений много. Например, онлайн редакция Шаховской и Волковой предлагает занятия и игры.
Индивидуальное логопедическое занятие в старшей группе «В путешествие с мышкой»
Тема: Автоматизация звука /Ш/ в слогах, словах, предложениях, чистоговорках.
Цели: Коррекционно-образовательные: Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука /ш/. Продолжать учить правильно, произносить звук /ш/ в слогах, словах, предложениях, чистоговорках. Продолжать учить определять наличие звука в слове. Учить употреблять в речи существительные Мн.числа, Дат.падежа.
Коррекционно-развивающие: Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику. Развивать навыки словоизменения. Развивать зрительную, образную память, мышление, внимание. Развивать дыхание. Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза, связную речь.
Коррекционно-воспитательная: Воспитывать самоконтроль за речью.
Оборудование: предметные картинки со звуком /Ш/, пособие «Улиткины дорожки», символы звука, карта, игрушка мышка, карточки для артикуляционной гимнастики, карандаш, конверт с письмом.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Загадка о мышке. Серенькая – любит сыр. (Мышь).
2. Тема занятия. В гости к нам пришла мышка, и она приглашает нас в путешествие. Она принесла нам карту, посмотри, которая нам поможет ничего не забыть, не заблудиться. Поможем? Путь неблизкий, предлагаю набраться сил.
3. Артикуляционная гимнастика. Все ребята по порядку Утром делают зарядку Язычок наш тоже хочет На детишек быть похожим.
Решил язычок сделать зарядку вместе с детками
1. Упр. «Хоботок». 2. «Чашечка» 3. «Маляр». 4. «Парус».
А теперь вдохнём волшебную силу. Вдох носом – с закрытым ртом, выдох только ротиком – со звуком /Ш/. Ну всё мы готовы, отправляемся в путь.
4. Акустико-артикуляционная характеристика звука. Где наша карта? Что у нас первое на пути? Домик. Домик, где живёт звук /Ш/. Давай мы вспомним, что мы знаем об этом звуке?
Характеристика звука: язычок вверху, «чашечкой», губки «трубочкой», воздушная струя тёплая, глухой, шипящий, согласный.
Упражнения «Громко-тихо».
Ушки на макушке У мышки-малышки.
Мыши шили шубки, шали Им мышата не мешали.
5. Что нарисовано возле домика? Дорожка. Мышка бежит по дорожке, хвостиком шуршит. Как она шуршит? (Ш-Ш-Ш-Ш). Давай пойдём вместе с мышкой, и прошуршим. Я буду слово начинать, а ты заканчивать. Мы…; Ду…; Камы…; Малы….
6. Посмотри, куда нам дальше? Что у нас на пути? Камыши. Мышка любит слушать, как они шуршат. Послушай камыши, и прошурши, как они:
Ша-шу-ша. Ши-шо-ши. Шу-ша-шу Иш-ош-иш Ши-ша-шу. Ша-ши-шо. Аш-ош-аш Уш-аш-уш (поднять руки вверх, качаем руками над головой и проговариваем слоговые цепочки).
А кто прячется в камышах? Утка. Утка испугалась, крыльями захлопала. (Покажем, как утка хлопает крыльями).
Ши-ши-ши, ши-ши-ши Зашумели камыши
Ше-ше-ше, ше-ше-ше Эта утка в камыше
Ша-ша-ша, ша-ша-ша Выплывай из камыша
Шах-шах-шах, шах-шах-шах Нету утки в камышах
Ши-ши-ши, ши-ши-ши Что нам шепчут камыши.
7. Какие мы молодцы, двигаемся дальше. Что у нас дальше по карте? Смотри, брёвнышки, нам нужно собрать мостик и перейти через речку. Нужно выбрать только те картинки, в названии которых есть звук /Ш/. Шапка, лягушка, чашка, шалаш, машина, груша.
Ребёнок называет слова. А теперь давай прошагаем слова, ребёнок называет слово, прошагивает. Логопед переворачивает картинки.
8. Пришли мы по карте, куда? В магазин. Что мышка купила в магазине? Я начну, а ты продолжи.
Мышка купила много………..(показ картинок – шуба, вишня, шкаф, шапка).
Например: мышка купила много шуб.
9. Андрюша, как же мы возвращаться домой будем. А возвращаться мы будем по нашей знакомому мостику. Вспомни, пожалуйста, что было изображено на картинках. (Работа с символами).
10. Посмотри, дальше Улиткина дорожка. Определим позицию звука /Ш/ в словах – в начале, середине, в конце слова. Шайба, шахматы, подушка, пушка, неваляшка, ландыш.
11. А дальше отправимся по самому короткому пути. На карте он обозначен еле заметной линией. Нам понадобится карандаш. Но перед тем как приступить к работе, немного пальчики поиграют.
Карандаш в руках катаю Между пальчиков верчу Непременно каждый пальчик Быть послушным научу. (игра с ребристым карандашом). По карте проводит по пунктирной линии.
11. Дальше по карте письмо. Что же здесь написано. Сочини стихи и ты узнаешь, где клад.
Я начну, а ты будешь подсказывать последнее слово.
Носит яркий гребешок Наш весёлый…петушок.
Вот бежит малышка Серенькая…мышка.
Зашуршали тихо шины Это едет к нам …машина.
Мышка моется под душем Моет хвостик, моет…уши.
12. Итог. Ну вот, что это тут у нас. Вкусная, сладкая…(шоколадка). Вот какие молодцы. Хорошо помогли мышке. А какой звук нам помогал? А теперь бери мышку, клад, и отправляйтесь в группу, расскажи, где вы были.
Использовано методическое пособие: «Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками» Борисовой Е.А.
Автор материала: Рыбакова Елена Вячеславовна
Виды упражнений для речевого аппарата
Каждый ребенок индивидуален и со своими проблемами, поэтому на практике применяются разные виды упражнений. Логопедические для речевого развития могут состоять из пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики, игр на подражание звуков, формирование слуха, логоритмику (стихи с движениями), стихотворения на обогащение словарного запаса, чтобы развить речь.
Решать проблемы речи воспитанникам средней и старшей группы помогают упражнения дыхательной гимнастики в логопедии.
Пальчиковые игры
Скороговорки и чистоговорки
Скороговорки важны для формирования дикции и обучения малыша полноценно говорить. Начинать читать и заучивать скороговорки можно со 2-3 года жизни, потому что это:
- Эффективная тренировка артикуляции звуков.
- Приобретение правильных навыков речи.
- Коррекция речевых дефектов.
- Результативная борьба с косноязычием.
- Формирование фонематического слуха, так как, чтобы сказать фразу, ее надо правильно слышать.
Чистоговорки для постановки речи и улучшения дикции можно подразделить на 2 группы. Стихотворения с повтором определенного звука, который требует практики. Это стихи, в первых строках которых используются повторы слогов, благодаря чему идет отработка необходимого звука. Конец стихотворения представляет собой просто фразу в рифму, может вообще бессмысленную.
Игры и задания
Чтобы развить речь, можно применять любые тематики в конспектах, но уровень сложности лексики должен соответствовать возрасту ребенка. Например, часто используют задание: «Грибы». Ребенку надо ласково назвать «Масленок — Масленочек, Волнушка — Волнушечка, Лукошко — Лукошечко, Поганка — Поганочка» и так далее.
Обратите внимание! Задания полезно дополнять дидактическими играми.
Подойдет игра «Расскажи мне сказку». Надо взять любые предметные изображения, 30 шт., разместить их перед малышом и предложить придумать сказку. Каждый игрок берет картинку и сочиняет 1-2 предложения, применяя выбранный рисунок. И так по очереди, получается интересный сюжет. Играть надо, пока картинки не кончатся.
Логопедические упражнения для детей на каждый день
Наиболее сложный момент — это заинтересовать дошкольника. И это очень ответственный процесс. Ведь усадить гиперактивного ребенка проблематично. А вообще-то не обязательно и усаживать, можно совместить приятное с полезным — практиковать уроки, когда малыш играет в своем шалаше или прыгает на кровати.
Артикуляционная гимнастика
Занятия в форме игры обязательно дадут результат, и родитель не устанет, и малыш материал усвоит без слез и криков — должен быть контакт, а не вражда. Логопедическую гимнастику для развития речи ребенка должен назначить опытный логопед.
Пальчиковые игры
Благодаря пальчиковым играм идет развитие мелкой моторики малыша. Результат занятий достигается, если работать с ребенком каждый день, по 5 минут. Полезной будет игра «Цветок». Пальцы рук должны смотреть вверх, быть сомкнуты вместе. Из полусогнутых ладошек надо сделать бутон, прижав пальцы. Когда композиция собрана, надо говорить четверостишье, делая движения на каждую вторую строку: Солнышко поднимается — Бутон распускается (развести пальцы в стороны, держа низ ладошек сомкнутым). Солнце садится — Цветок спать ложится (вернуть пальцы обратно).
Занятия на постановку шипящих звуков у детей дошкольного возраста
Артикуляционная практика
Артикуляционная гимнастика — это занятия для языка и губ. Они являются базой в процессе произношения звуков. Если язык развит плохо, ребенок будет плохо говорить, его речь будет нечеткой. Заниматься надо перед зеркалом.
Интересно! Один из популярных приемов «Улыбка». Активно растянуть губы, улыбаться, но разжимать их при этом не надо. Держать улыбку следует полминуты.
Игры для формирования полноценного слуха, подражание звукам, логори — игра на развитие слуха. Для игры потребуется мини-колокольчик и свободная комната. Малыш стоит с повязкой на глазах, родитель в это время осторожно передвигается по комнатному помещению, звеня мини-колокольчиком в различных местах. Ребенок должен, не оборачиваясь, определить рукой, где звенит.
Для игры на звукоподражание надо взять любой сюжетный рисунок. К примеру, на изображении мальчик везет машинку: «Миша тянет машинку и приговаривает „би-би“. Давай поможем ему! Би-би!». Надо помогать малышу, двигаться с ним, повторяя путь автомобиля, контролируя артикуляцию.
Логоритмика — это упражнения, в которых объединены движения, речь и музыка. Логоритмику обожают дети, им увлекательно. Сначала родитель читает стихотворение и демонстрирует движения, все это проходит под музыкальное сопровождение. Далее ребенок повторяет все самостоятельно или с мамой.
Декламация стихов и скороговорок
Декламация помогает быстрее вникать в стих или скороговорку, и заучивать произведение. Надо включить воображение и «нырнуть с головой» в сюжет. Стараться перенестись в то время, которое описано в стихотворении. Оживить строки.
Совет! Важно помочь малышу представить происходящее, рассказать о деревушке, в которой проживал маленький мальчик «мужичок с ноготок», о том, как отцу тяжело было обеспечивать большую семью, о лютом холоде.
Когда будет визуализирован текст, малыш легче примет его, он проникнется эмоциями. А эмоциональное запоминается значительно быстрее.
Советы логопедов, как правильно проводить занятия дома
Исправить произношение сложно, на все нужно время. За один урок научить ребенка четко и внятно говорить, а также применять сложные слова, нереально. В любом занятии важно регулярно тренироваться.
Вариант логоритмического занятия
Ошибки — это часть процесса обучения. Надо быть терпеливым, хвалить малыша даже за незначительные успехи, поддерживать, если что-то не получается. Если орать на ребенка, то лучше говорить он не станет, напротив, может замкнуться в себе, что усугубит проблемы речи. Упражняться полезно 5 минут каждый день, а не раз в неделю по 1,5 часа. Изначально можно заниматься 3-5 минут, со временем повышая время до 15-20 минут дважды в день.
Логопедические занятия, организованные правильно, помогут скорректировать проблемы речи. Важно заниматься по рекомендациям опытного логопеда.
Программа индивидуальных логопедических занятий «Буду говорить правильно»
Наталия Беляева
Программа индивидуальных логопедических занятий «Буду говорить правильно»
Информационная карта образовательной программы
дополнительного образования детей.
Направленность: Специальная педагогическая
Вид образовательной деятельности: Коррекционно-развивающая
Название программы: «Буду говорить правильно»
Сведения об авторе: Беляева Наталия Михайловна
Учитель-логопед
Аннотация программы:Возраст детей: 3-6 лет
Срок реализации программы зависит от тяжести речевого нарушения.
Год разработки: 2022г.
Цель:
• Устранение речевого дефекта детей и предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием.
• Овладение речью как средством общения и культуры. Обогащение активного словаря, развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте.
Задачи:
В зависимости от речевого нарушения ребенка (ФН, ФФНР, НВОНР, ОНР,решаются следующие задачи:
•формирование полноценных произносительных навыков;
•развитие фонематического слуха, фонематических
представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
•совершенствование лексико-грамматических средств языка;
•развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи.
К развивающему аспекту деятельности учителя-логопеда ДОУ следует отнести не только специфические задачи по развитию речевых процессов у воспитанников с нарушениями речи, но и такие задачи,как:
•развитие мотивации к обучению;
•развитие самоконтроля за своей речью;
•развитие психических процессов,которые взаимосвязаны с развитием речевой функции: зрительного и слухоречевого внимания, памяти, восприятия; сенсомоторных координаций, пространственных ориентировок, наглядно-образного мышления, элементов словесно-логического мышления.
Ожидаемые результаты.
В результате логопедического воздействия речь дошкольников должна максимально приблизиться к возрастным нормам. Это проявляется в свободном, безошибочном владении диалогической и монологической речью. Фонетическое оформление речи должно соответствовать нормам родного языка. Кроме того, у детей должны быть достаточно сформированы операции звуко-слогового анализа и синтеза.
Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьироваться у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.
Статус программы:Разработана на основе:
• «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей»,авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова и др., «Просвещение»
, 2009.
Программа рекомендована учёным советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования»
.
• «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей»,авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова и др., «Просвещение»
, 2009.
Программа рекомендована учёным советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования»
.
Программа утверждена:
I. Целевой раздел программы
1.1. Пояснительная записка
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция,а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Так же речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания,творчества в следующие целевые ориентиры:
— активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
-способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
— может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
— проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов, и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
— обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет.
По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.
Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее ярко проявляется к пятилетнему возрасту.
В связи с нарастающей тенденцией появления в массовых садах большого количества детей с нарушениями речи различной степени тяжести, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР, ЗРР, дизартрия, отсутствие специализированных ДОУ шаговой доступности с одной стороны и принятие новых федеральных образовательных стандартов дошкольного образования предусматривающих возможность организации и создания специальных условий для детей имеющих ограниченные возможности здоровья с другой стороны, есть необходимость в функционировании для таких детей психолого-логопедической службы. Анализ организационной и содержательной сторон деятельности психолого-логопедической службы выявляет, что при чёткой организации она может обладать высокой эффективностью коррекционного, профилактического воздействия, разнообразием в выборе средств и играет важную роль в речевой и общей подготовке детей к школе.
Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет,имеющих различные нарушения в развитии речи на родном языке:
• фонетические нарушения (простая и сложная дислалия, а также недостатки произношения, обусловленные нарушением строения и подвижности речевого аппарата – дизартрия, ринолалия);
• фонематическое недоразвитие;
• фонетико-фонематическое недоразвитие.
Программасоставлена в соответствии с:
Законом Российской Федерации «Об образовании»
;
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
Конвенцией ООН о правах ребенка;
Декларацией прав ребенка;
Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «Детский сад 2100»
;
Инструктивным письмом Минобразования России от 14 декабря 2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
Приказом Департамента образования города Москвы от 11.08.2005 г. № 2-34-20 «Об организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, в государственных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования»;
Положением о психолого-логопедической службе ГБОУ Школа № 2072 дошкольного отделения;
Письмом Министерства образования РФ от 27.06.2003 г. № 328-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-медико-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования».
Программа написана в соответствии с современными представлениями науки о механизмах формирования звукопроизношения у ребенка.
Теоретической основой программы являются положения о соотношении коррекции и развития, разработанные Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, Б. Д. Элькониным.
В программе также нашли отражения идеи ряда учёных: Г. А. Волковой, Л. С. Волковой, В. А. Ковшикова, Р. И. Лалаевой, Л. Г. Парамоновой, О. В Правдиной, Т. Б. Филичивой, Т. Б. Чиркиной, М. Ф. Фомичёвой, М. Е. Хватцева, по проблеме коррекции устной речи.
Разнообразие, вариативность используемых методик позволяет обеспечить дифференцированный подход к коррекции речевых нарушений, индивидуализировать коррекционно-развивающий процесс, обеспечить индивидуальное сопровождение каждого ребенка в зависимости от вида и структуры речевого нарушения, наличия вторичных нарушений развития, микросоциальных условий жизни воспитанника.
Программаопирается на следующие принципы:
• системности;
• комплексности;
• деятельностный;
• онтогенетический;
• обходного пути;
• общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).
1.2. Планируемые результаты
Целевые ориентиры, сформулированные в ФГОС дошкольного образования.
Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Целевые ориентиры в рамках реализации рабочей программы по сопровождению детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
В результате логопедического воздействия речь дошкольников должна максимально приблизиться к возрастным нормам. Это проявляется в свободном, безошибочном владении диалогической и монологической речью. Фонетическое оформление речи должно соответствовать нормам родного языка. Кроме того, у детей должны быть достаточно сформированы операции звуко-слогового анализа и синтеза.
II. Содержательный раздел программы
2.1. Цели, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.
Установление степени выраженности, структуры речевого дефекта позволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.
Цели программы:
• Устранение речевого дефекта детей и предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием.
• Овладение речью как средством общения и культуры. Обогащение активного словаря, развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте.
В зависимости от речевого нарушения ребенка (ФН, ФФНР, НВОНР, ОНР,решаются следующие задачи:
-формирование полноценных произносительных навыков;
-развитие фонематического слуха, фонематических представлений,
доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
-совершенствование лексико-грамматических средств языка;
-развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи.
К развивающему аспекту деятельности учителя-логопеда ДОУ следует отнести не только специфические задачи по развитию речевых процессов у воспитанников с нарушениями речи, но и такие задачи,как:
• развитие мотивации к обучению;
• развитие самоконтроля за своей речью;
• развитие психических процессов,которые взаимосвязаны с развитием речевой функции: зрительного и слухоречевого внимания, памяти, восприятия; сенсомоторных координаций, пространственных ориентировок, наглядно-образного мышления, элементов словесно-логического мышления.
Содержание коррекционно-развивающей работы направлено на создание условий для устранения речевых дефектов, на предупреждение возможных последствий речевых недостатков.
Содержание коррекционно-развивающей работы:
• Работа по формированию звукопроизношения.
-Развитие подвижности артикуляционного аппарата.
-Знакомство с артикуляцией звука.
-Постановка отсутствующих у ребенка звуков.
-Автоматизация поставленных звуков в речи (в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте, поговорках, стихах, скороговорках). -Дифференциация смешиваемых звуков (слуховая)
.
• Работа над слоговой структурой слова:
-Усвоение слов различной слоговой структуры и звуконаполняемости.
• Работа по развитию фонематического слуха, фонематических представлений, доступных форм звукового анализа и синтеза.
-Узнавание звука на фоне звуков, слогов, слов.
-Выделение слогов и слов с заданным звуком.
-Отраженное воспроизведение рядов слогов и слов.
-Определение ритмической структуры слова.
-Формирование фонематического анализа: определение места звука в слове (начало, середина, конец)
; называние звука, стоящего перед данным звуком и после него.
-Развитие синтетической деятельности: составление из названных звуков слогов и слов.
-Развитие фонематических представлений: подбор слов на заданный звук, слог; подбор картинок на определенный звук; преобразование слов (добавить начальный или конечный звук)
.
Совершенствование лексико-грамматических средств языка.
-Формирование системы словоизменения.
Практическое знакомство с родовой принадлежностью имен существительных путём подстановки притяжательных местоимений мой, моя, моё (мужской, женский и средний род)
.
Падежные конструкции
Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе.
Формирование умения различать оттеночные значения приставок в глаголах: у-, при-, от-, под-, на -, с-, за -, пере-, вы- (летает, ходит)
.
Согласование имен существительных с именами числительными (один, одна, два, две, три, четыре, пять)
.
Согласование прилагательных и числительных с существительными.
Практические упражнения в понимании и активном употреблении предлогов: у, в, на, над, под, по, около, между.
-Формирование системы словообразования.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -к-; -ок,-ек,-ик; -чек,-чик; -ечк,-ичк,-очк; -ц;-ушк-,-ишк-, -ышк-,-юшк.
Образование прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами – оньк-, — еньк-.
Образование имен существительных при помощи суффикса – ниц — со значением вместилища (для супа – супница, для селёдки – селёдочница)
.
Образование слов с противоположным значением (антонимы из числа существительных, прилагательных, наречий, глаголов)
.
Образование форм единственного и множественного числа существительных с суффиксами, обозначающими названия детёнышей –онок,- енок, — ата, — ята.
Образование относительных прилагательных (соотнесенность с продуктами, растениями, сезонностью, материалами)
и согласование их с существительными именительного падежа в роде и числе.
Образование притяжательных прилагательных от существительных.
• Развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи.
— Формирование синтаксического строя речи: учить составлять предложения. — Составлять предложения по опорным словам, данным в начальной форме.
— Разговорно-описательнаяи повествовательная речь: объединять простые предложения в короткий рассказ; составлять рассказы по сериям сюжетных картинок; составлять рассказ по сюжетной картине.
В соответствии с ФГОС основной формой работы с детьми-дошкольниками по всем направлениям развития является игровая деятельность.
2.2. Направления работы в соответствии с речевыми нарушениями детей.
Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным воспитанником ГБОУ Гимназии № 2072 включает те направления, которые соответствуют структуре его речевого нарушения.
Направления коррекционно-развивающей работы по сопровождению детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Нарушения устной речи
Направления коррекционной работы
Фонетическое недоразвитие речи
— коррекция звукопроизношения.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — коррекция звукопроизношения.
— развитие фонематического восприятия;
— совершенствование слоговой структуры слов.
НВОНР, ОНР — коррекция звукопроизношения;
— развитие фонематического восприятия;
— совершенствование слоговой структуры слов;
— совершенствование лексико-грамматических средств языка;
— развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи.
III. Организационный раздел программы
Организация деятельности логопеда в течение года определяется задачами, поставленными рабочей программой.
3.1. Логопедическая диагностика речевого развития ребёнка.
Работа учителя-логопеда строится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, структуры речевого нарушения, этапа коррекционной работы с каждым ребенком, а также его личных и образовательных достижений.
Логопедическая диагностика уровня речевого развития ребёнка.
Вид диагностики Логопедическая диагностика уровня речевого развития ребёнка
Форма обследования Иллюстрированные тестовые задания с учётом возраста и речевого диагноза ребёнка.
Источник «Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста» О. А. Безрукова, О. Н. Каленкова.
Способы и параметры фиксации Протоколы обследования речи детей, индивидуальные речевые карты с фиксацией симптомов речевых нарушений.
3.2 Форма организации коррекционно-развивающей работы.
Логопедическая работа осуществляется на индивидуальных занятиях.
3.3. Планирование индивидуальной работы.
План учебных занятий строится из расчета 2 занятия в неделю. В течение занятий происходит смена видов деятельность.
Программно-методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда
Программы:
• «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей»,авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова и др., «Просвещение»
, 2009.
Программа рекомендована учёным советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования»
.
• «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей»,авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова и др., «Просвещение»
, 2009.
Программа рекомендована учёным советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования»
.
Технологии:
1. Логопедическиетехнологии формирования произносительной стороны речи:
• Полякова М. А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. М.:Т. Дмитриева,2012.
• Спивак Е. Н. Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. –М.: издательство ГНОМ, 2012
• Ткаченко Т. А. Логопедический альбом. –Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур»
, 2009
• Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. –М.: Издат-школа, 1996
• Дьякова Е. А., Логопедический массаж. – М.: Академия, 2003г.
•Пожиленко Е. Л. Волшебный мир звуков и слов. –М-Л 1999г.
• Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения и комплект тетрадей по закреплению произношения звуков у дошкольников. – М.:Гном и Д, 2001г.
• Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. -С-П. 2000.
Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. Логопедическая тетрадь. — С-П. 1998
• Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. –М, 1993.
• Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб, 1994г.
• Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М, 1989.
• Резниченко Т. Б. Ларина О. Д. Говорим правильно (альбомы)
– М, 2003 г.
• Жихарева-Норкина Ю. Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми : пособие для логопедов и родителей : в 9 вып.:. —М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 136 с.: ил. — (Коррекционная педагогика)
.
• Парамонова Л. Г. Упражнения для развития речи. СПб., 1999.
2. Технологии формирования слоговой структуры слова.
• Маркова А. К. О преодолении нарушения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией.
• Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушения слоговой структуры слов у детей. — С-П. 2000
• Бабина Г. В. Сафонкина Н. Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. – Книголюб, 2005г.
• Ткаченко Т. А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. — М. ,2001.
• Большакова С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей.Москва: Сфера, 2007.
•Курдвановская Н. В. Ванюкова Л. С. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания. М.: ТЦ Сфера,2007
3. Технологии обогащения и активизации словарного запаса,формирования грамматического строя речи:
• Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление ЗРР. — М. 1973г.
•Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду, М.: ГНОМ и Д, 2001г.
•Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР (4 альбома, — М. ООО «Издательство ГНОМ и Д»
, 2008г.
•Ткаченко Т. А.Обогащаем словарный запас: тетрадь. –Екатеринбург: ООО «КнигоМир»
, 2011
•Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Тетрадь логопедических заданий. (тетради для разных возрастных групп)
. — М.: Издательство
«Скрипторий 2003»
, 2010.
•Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб, Детство-Пресс, 2001г.
•Агранович З. Е. Домашние задания для преодоления лексико-грамматического недоразвития у дошкольников с ОНР. –СПб : Детство-пресс, 2001г.
• Филичева Т. Б. ,Чиркина Г. В. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста. Практическое пособие М., 2005г.
• Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. — М. 2000.
•Ткаченко Т. А. Формирование лексико-грамматических представлений. Логопедическая тетрадь. — С-П. 1999.
• Набор игр — занятий, разработанный педагогическим коллективом детского сада №1565.
• Александрова Т. В. Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников. — М. 2003
• Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – С — ПЛ 1999.
• Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление ЗРР. — М. 1973г.
• Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ОНР. – Дрофа, 2009г.
•Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990г.
•Датешидзе Т. А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с PHH. СПб, 2004
4.Технологии формирования связной речи:
•Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду, М.: ГНОМ и Д, 2001г.
•Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Тетрадь логопедических заданий. (тетради для разных возрастных групп)
. — М.: Издательство
«Скрипторий 2003»
, 2010.
•Арбекова, Н. Е. Развиваем связную речь у детей 4—5 лет с ОНР. В 3 альбомах/ Н. Е. Арбекова. — М.: Издательство ГНОМ, 2012.
•Васильева С. А. Рабочая тетрадь по развитию речи. -М. 2002.
• Коноваленко В. В. Развитие связной речи. (Зима; Осень; Весна)
— М. 2001
•Коноваленко В. В. Коноваленко СВ. Формирование связной речи и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. -М. 2003
• Ткаченко Т. А. Логопедические упражнения для развития речи. -М. 2001.
• Ткаченко Т. А. Схемы для составлений дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. -М. 1981
• Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи. Логопедическая тетрадь. -С-П. 1999
• Филичева Т. Б. ,Чиркина Г. В. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста. Практическое пособие М., 2005г.
• Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. -М. 2000.
• Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ОНР. – Дрофа, 2009г.
5. Логопедическиетехнологии обучения грамоте:
•Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В, Кислова Т. Р. По дороге к азбуке (пособие в 4 частях, М.: Баласс, 2003г.
•Кузнецова Е. В., Тихонова Н. А.Ступеньки к школе: обучение грамоте детей с нарушениями речи. – М., 1999г.
• Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. -М. 2000.
• Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ОНР. – Дрофа, 2009г.
•Ткаченко Т. А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. –М., 2000г.
• Ткаченко Т. А. Пиши, читай-ка! Методика ранней грамотности. Рабочая тетрадь. – М.: Эксмо, 2013
• Ткаченко Т. А. Первые прописи. Методика ранней грамотности. – М.: Эксмо, 2013