Здравствуйте дорогие друзья. С вами на связи папа Жорика, Александр Борисов и сегодня мы поговорим с вами о методике обучения игре в шахматы детей дошкольного возраста, или как их еще называют, юных дошколят.
Чтобы вы понимали сразу, что я имею право сейчас вас чему-то учить и давать какие-то советы и рекомендации как родителю или педагогу, то сразу представлю вам своего 4-х летнего сынишку Жорика, который научился играть в 3 года и 11 месяцев, а через 3 месяца занял 2 место на этапе кубка России по шахматам в Петергофе, побеждая детей возраста 6-8 лет.
Более подробнее о нем вы можете почитать ЗДЕСЬ. Кто он такой и какие у него есть награды и достижения. Мы с Жориком приготовили целый обучающий курс о том, как нужно родителям и педагогам, правильно учить играть в шахматы дошколят и вообще детей любого возраста.
В целом вы сразу можете приобрести курс по ссылке выше и можно сказать методика у вас в кармане. Научите ребенка играть за 1-2 недели. Но я же не только пишу эту статью, для того чтобы продать вам курс верно? Давайте я коротко расскажу вам о самом главном.
Я это говорю постоянно на каждом нашем вебинаре и в каждой нашей статье.
Совет №1 — Не надо вести ребенка в шахматную школу.
Мне вот и на почту пишут и в скайпе и в онлайн-чат, — «Александр посоветуйте в какую школу отдать ребенка, чтобы его там научили играть…». Я обычно отвечаю так, — «Ни в какую. Учить ребенка вы должны сами в стенах дома».
И тут у человека сразу возмущение, — «В смысле сами? А разве не специалист должен обучать детей?». =) Давайте, чтобы мне не повторяться, я лучше вам дам почитать вот эту статью. Вот реально почитайте в ней самый первый совет и все поймете.
Поведете не окрепшего ребенка дошкольного возраста в шахматную школу, примерно 80% вероятности, что вы испортите ему всю шахматную карьеру, которая может и не начаться.
Уроки шахматной игры в ДОУ
- Подготовительный этап. Можно попросить родителей рассказать о шахматах, как кто-то из родственников участвовал в турнире, предложить вместе почитать или посмотреть самоучитель по шахматам для детей или привести ребенка в то место, где собираются гроссмейстеры. Если дети получат представление о шахматах, то они смогут ими заинтересоваться.
- Организация открытого занятия по шахматам. Можно научить ребятишек рисовать шахматные доски в тетрадях, распознавать фигуры, объяснить, что такое диагональ, горизонталь и вертикаль. После следует рассказать, как каждая фигура ходит, пользуясь схемами. Стишки, загадки и песенки помогут в этом.
- Повторение – мать учения. После урока основ шахматной игры дети запомнят только часть услышанного, а для закрепления результата необходимо провести еще один урок-квест. Ребенку предлагается вспомнить то, о чем говорилось, но так, чтобы это было интересно. Присутствие родителей приветствуется, так как ребенок может похвастаться своими знаниями, а родительское одобрение закрепит результат. Шахматы развитие не только логики, но и творчества.
Шахматный спектакль
Совет! Ребята и девочки могут сами выступать в роли фигур, ведь в коллективе всегда у каждого своя роль: есть принцессы, короли, офицеры и пешки. Не вешайте ярлыки, а объясните, что каждая фигура имеет особое значение и играет чрезвычайно важную роль.
Техника нетрадиционного рисования для средней группы детского сада
Обучать детей шахматной игре можно еще с дошкольного возраста. Она развивает творческие способности, логическое мышление и позволяет работать мозгу на полную силу. Комплексное обучение детей шахматам – в кругу семьи и в ДОУ, – усилит стремление ребенка к занятиям, и позволит понять, что шахматы расширяют кругозор, знакомят с новыми друзьями и дают приоритет в коллективе.
Совет №3 — Не давайте сладкого перед обучением.
Я вообще рекомендую за 1-2 дня до того, как вы решите начать обучать ребенка шахматам, чтобы он посидел дома в тишине. По собирайте с ребенком пазлы, почитайте книжку в тишине и ему будет очень легко даваться обучение шахматам.
Ни каких мультиков, посещения игровых центров, садиков, гора друзей дома и все в этом духе. Когда у ребенка в попе не остывший моторчик ему будет трудно взять сесть за шахматную доску и начать спокойно слушать ваши нравоучения. =)
А если вы еще и сладким накормили ребенка, то считайте пропало =)
Шахматы: правила для начинающих детей
Первое занятие следует со знакомства с фигурами. Малышу требуется запомнить их названия. Возможно он захочет поиграть с шахматными фигурами, как ему хочется. Позвольте ему сделать это. Если ваш малыш любит фантазировать, то можно придумать сказку о шахматной стране.
Второе занятие посвятите с того, что расскажите ребенку о том, у каждой фигуры есть положение на доске и ходят фигуры по определённым правилам:
Пешка делает только один шаг на плоскости доски вперед, а съедает фигурку противника по диагонали. Также пешка превращается в любую фигуру, если ей удастся дойти до противоположного края доски.
На один шажок может ходить и король, правда, в любую сторону.
Ферзь — самая могущественная во всей игре. Передвигается и прямо, и в бок, и по диагонали.
У коня ход необычный: он подпрыгивает через остальные фигурки на две клетки и одну вбок. Его ход похож на букву «Г».
Слон продвигается по диагонали на нужное количество клеток.
Ладья вперед или в боковом направлении.
Все фигурки убираются с доски, а короля съесть нельзя. Можно только объявить мат.
Каждой можно посвятить отдельное занятие. Потом покажите, как они действуют в связке друг с другом. Если малыш устал, то не нужно настаивать на занятии. Так можно отбить интерес к игре навсегда.
Не торопитесь, сопровождайте освоение правил различными играми:
- Чудесный мешочек. B непрозрачном мешочке по очереди спрячьте все шахматные фигуры и попросите ребенка на ощупь определить, какую фигуру вы спрятали. Для большего эффекта позвольте и малышу прятать фигуры, a сами угадывайте, какая шахматная фигура в мешочке.
- «Найди отличия». Попросите ребёнка перечислить все отличия одной фигуры от другой.
- «Что пропало». Выставляете на стол всех представителей шахматных фигур и, когда ребёнок отворачивается, то убираете одну фигуру. Малыш должен отгадать, какую фигуру вы спрятали. Эта игра отлично развивает зрительную память.
- Лепка шахматных фигур из пластилина или глины.
- «Кубик». Возьмите один из старых кубиков, нарисуйте на бумаге каждую из шести шахматных фигур и приклейте рисунки к граням кубика. Или склейте кубик из ватмана. Бросайте кубик по очереди. Бросивший должен назвать фигуру, которая выпадет на верхней грани кубика.
- «Угадайка». Словесно опишите ребенку какую-нибудь шахматную фигуру и предложите догадаться, что это за фигура. Потом поменяйтесь ролями.
- «Запретная фигура». Поставьте шахматные фигуры перед ребенком в один ряд. По вашей просьбе малыш будет называть все показываемые фигуры, кроме «запретной», которая выбирается заранее. Вместо названия запретной фигyры надо сказать: «Секрет».
- «Поигpаем — угадаем». Загадайте ребенку какую-нибудь шахматную фигуру. Малыш перечисляет фигуры, пока не назовет задуманную. Потом поменяйтесь ролями.
- «Буква». Спросите ребенка, названия каких шахматных фигур начинаются c букв K, Л, П, C, Ф.
- «Что общего?». Возьмите две любые шахматные фигуры и спросите ребенка: чем они похожи? Чем отличаются? (Цветом, формой).
- «Большая и маленькая». Поставьте перед ребенком шесть разных шахматных фигур, попросите выбрать самую высокую, назвать ее и отставить в сторону. Затем ребенок определит самую высокую из оставшихся фигур и т.д. B конце игpы все шахматные фигуры возвращаются на место, и начинается новая игра, в которой выбирается самая низкая шахматная фигура.
- «Шахматный теремок». Постройте из кубиков домик-теремок, в который будут по одной, от самой маленькой до самой большой, забегать шахматные фигуры. Ребенок должен назвать каждую из них.
- «Шахматная репка». Посадите «репку». Около нее ребенок по росту выстраивает шахматные фигуры, поясняя: «Дед — это король, бабка — ферзь, внучка — слон, жучка — конь, кошка —ладья, мышка — пешка».
- «Шахматный колобок». Дидактическую игру-инсценировку сказки «Колобок» можно провести так: дед — король, баба — ферзь, заяц — пешка, лиса — конь, волк — слон, медведь — ладья, а колобок — шарик или клубок. Ребенок должен назвать все шахматные фигуры, от которых убегает колобок. B конце сказки пусть лиса колобка не съест, колобок от нее убежит.
- «Белые и черные». B беспорядке поставьте на столе по шесть рaзных белых и черных шахматных фигур. Начиная дидактическую игру, отставьте одну из фигур в сторону, назвав ее и указав ее цвет, например: «Белый конь». Ребенок продолжает игру и выбирает шахматную фигуру иного названия и цвета (таково условие), обязательно называя ее, например: «Черный ферзь». Далее новую шахматную фигуру представляете вы и т.д.
- «Школа». Переверните деревянную шахматную доску клетками вниз, в углубления поставьте шахматные фигуры и скажите ребенку: «Это твои ученики. Как зовут этого ученика? А этого? A этого?. .»
- «Цвет». Попросите ребенка поставить в один ряд все белые или все черные шахматные фигуры. Когда ребенок выполнит задание, поменяйтесь ролями, и, к примеру, располагая друг около дружки белые фигуры, «по ошибке» поставьте там же одну-две черные шахматные фигуры. Ребенок должен заметить вашу ошибку и указать на нее.
- «Пирамида». Посоветуйте ребенку на белую ладью поставить черную, затем снова белую и черную, a на самый верх — белого короля. Спросите y ребенка, нельзя ли построить пирамиду из других шахматных фигур.
- «Догонялки». Выберите одну из белых фигур, к примеру ферзя, и имитируйте его бег по столу. После этого предложите ребенку выбрать и назвать какую-либо черную фигуру и пуститься ей вдогонку за вашим ферзем. Пусть ваша шахматная фигура «бежит» не очень быстро, и фигура ребенка ее догонит. Потом поменяйтесь ролями.
- «Прятки». Спрячьте в комнате несколько шахматных фигур. Ребенок должен найти и назвать их. B этой дидактической игре, в отличие от прочих, весьма опасно меняться ролями, так как вы рискуете остаться с неполным комплектом шахматных фигур.
- «Над головой». Назовите какую-нибудь шахматную фигуру. Ребенок должен ее выбрать и поднять над головой.
- «На стуле». Поставьте на стул одну из шахматных фигур. По разные стороны от стула, но на равном расстоянии от него встаньте c ребенком. Досчитайте до трех и на счет «три» бегите к стулу. Тот, кто первым схватит шахматную фигуру, должен назвать ее.
- «Убери такую же». Все шахматные фигуры стоят или лежат на столе. Уберите одну из фигур в коробку. Попросите ребенка назвать эту фигуру и положить в коробку другую аналогичную шахматную фигуру и т.д.
- «Полна горница». Полный набор шахматных фигур располагается на столе. Рядом полями вниз лежит раскрытая деревянная шахматная доска или коробка для шахматных фигур. Предложите ребенку взять одну из шахматных фигур, назвать ее и уложить «спать» в коробку или в шахматную доску. Следующую фигуру укладываете вы. И так далее, пока все шахматные фигуры не окажутся в коробке. После этого ребенок закрывает коробку или защелкивает шахматную доску.
Последние две дидактические игры предназначены для того, чтобы сделать процесс сбора шахматных фигур после окончания занятия достаточно занимательным.
На третьем занятии отработайте с ребёнком правильную расстановку фигур и простейшие шаги каждой фигуры по памяти.
Как только он запомнит, где их место на доске, можно пошагово обучать правилам игры. Маленький шахматист должен понять основные принципы:
- Всегда обеспечивать прикрытием своего короля.
- Давать на съедение персонажей игры можно только, если их жертвуют в пользу удачного хода.
- Чем слабее фигура, тем ближе к центру она должна стоять.
- Ценность фигур – разная: ладья дороже, чем пешка, а король хоть и влиятелен, но беспомощен.
- Желательно первым нейтрализовать ферзя противника.
Чтобы сохранить интерес к игре и повышать мастерство малыша, существует несколько рекомендаций от преподавателей шахматных школ:
- Победа в игре будет стимулом, но часто поддаваться ребёнку не стоит, иначе он решит, что дальше обучаться нет необходимости.
- Играть только тогда, когда у ребёнка есть желание.
- Подготовительным этапом к игре в шахматы могут быть занятия шашками.
- Полезно после игры обсуждать ее ход, какие были совершены ошибки, а какие действия были удачными.
- Купите книгу с шахматными задачами для детей.
- Нужно отмечать успехи ребенка, хвалить за удачные ходы.
Учите своих детей играть в шахматы. Надеюсь, что советы, как провести с малышом первые шахматные уроки, помогут вам увлечь ребёнка этой замечательной и очень полезной игрой.
Также можете для себя замечательную иллюстрированную книгу для детей
Ф. Халас, З. Геци «Приключения в шахматном королевстве». Желаю удачи!
Польза шахмат для детей
«Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь как один из элементов умственной культуры.» В.А Сухомлинский — талантливый советский педагог и писатель.
Если ваш малыш гиперактивный, и ему понравились шахматы, поддержите его желание, так как они развивают усидчивость и дисциплину. Если вы хотите развить интеллект ребенка обязательно попробуйте научить его играть в шахматы.
Первые шаги в обучении нужно начинать с близкими родственниками, если мама с папой не имеют соответствующих знаний, это могут быть бабушка или дедушка. После изучения фигур и начальных знаний можно отдать ребенка в секцию шахмат. Вы не пожалеете об этом так как польза от игры в шахматы очевидна:
- развивает мыслительный процесс;
- малыш становится усидчивым и внимательным;
- дает понимание о последствиях его действий, учит быть ответственным;
- развивает логическое мышление;
- учит нестандартно думать;
- учит анализировать действия противника и предугадывать его поведение.
Как играть с юным гроссмейстером
- Не стоит стараться обыграть малыша. Если он будет постоянно проигрывать, то быстро потеряет интерес к игре. Иногда проигрывайте если видите, что ваш маленький ученик делает хорошие ходы и выбрал правильную стратегию, а также можно устраивать ничью;
- Нельзя проигрывать постоянно или часто, т. к. после редкого поражения он будет сильно переживать;
- Каждую партию, сыгранную с малышом, разбирайте. Поощряйте хорошие ходы и обсуждайте не удачные;
- Играть нужно регулярно и не делать больших перерывов;
- Не нужно ждать от ребенка быстрых и серьезных результатов, не оказывайте на него давления;
- Не нужно давать малышу перехаживать, он должен осознавать ответственность за сделанный ход.