Методика ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста.


Развитие речи при ознакомлении детей с художественной литературой

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

«Программа воспитания в детском саду» ставит задачу — заложить в детях любовь к художественному слову, уважение к книге, определяет тот круг произведений художественной литературы, который надо детям прочитать, рассказать, заучить наизусть.

Репертуар литературных произведений, данный в «Программе» по всем возрастным группам, является обязательным для каждого воспитателя, также обязательно выполнение всех задач, которые ставятся в связи с ознакомлением детей с художественной литературой.

Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.

Перед воспитателем стоит сложная задача — каждое художественное произведение донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам, их чувствам, поступкам или к лирическим переживаниям автора, т. е. интонационно передать свое отношение к героям и действующим лицам. А для этого необходимо самому воспитателю, прежде чем знакомить детей с произведением, понять и прочувствовать его, суметь проанализировать со стороны содержания и художественной формы. И, конечно, педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания — четкой дикцией, средствами интонационной выразительности (правильно расставлять логические ударения, паузы, владеть темпом, умея ускорять или замедлять его, в нужных местах повышать или понижать голос).

Только при условии выразительного донесения до ребенка литературного произведения каждого жанра можно говорить о правильном его восприятии.

Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности само собой к ребенку не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста, чтобы сформировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь.

Конечно, это очень сложная задача — донести до ребенка и познавательную, и нравственную, и эстетическую сущность литературного произведения, но это необходимо. При анализе текста очень важно соблюдать чувство меры, избегая прямолинейного морализирования, голого назидания, и правильно сочетать вопросы по содержанию с вопросами о художественной форме произведения.

К. Д. Ушинский писал: «…не педагогически поступает тот, кто, стараясь объяснить маленькому читателю каждое слово, навязывает на небольшой и иногда пустой рассказ целый том разнообразнейших словесных толкований».

Многие положения К. Д. Ушинского о восприятии литературных произведений, о развитии «дара слова» путем упражнений, начиная с раннего возраста, не утратили своего значения и в наше время.

В советской дошкольной педагогике в разработку методики ознакомления детей е художественной литературой большой вклад внесли Е. И. Тихеева, В. А. Флерина, О. И. Соловьева, Л. А. Пеньевская, М. М. Конина, Н. С. Карпинская, В. М. Федяевская, Р. И. Жуковская и др.

При целенаправленном педагогическом руководстве, возможно обеспечить эстетическое восприятие литературного произведения и осознание ребенком и его содержания, и средств художественной выразительности.

В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются своя задаче речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух.

Мы рассмотрим лишь некоторые вопросы развития речи детей при ознакомлении, с художественной литературой но возрастным группам, начиная со второй младшей, потому что здесь эта работа занимает гораздо большее место, чем в предыдущей (в «Программе воспитания в детском саду» выделен специальный раздел «Художественная литература»).

Вторая младшая группа

Перед воспитателем стоят задачи «пробуждать у детей желание слушать рассказывание сказок, чтение художественных произведений воспитывать умение следить за развитием действия в сказке, рассказе, сочувствовать положительным героям».

В программу ознакомления детей с художественной литературой входят сказки, рассказы, стихи и произведения «малых форм» фольклора: потешка, песенки, скороговорки и т. а.

Начиная с младшей группы детей необходимо подводить к различению жанров.

Воспитатель обязательно должен называть жанр литературного произведения: «Сегодня я вам расскажу сказку», «Сейчас я прочитаю рассказ (стихотворение)».

Конечно, углубление понимания специфики жанров, их особенностей произойдет в более старшем возрасте. В младшей группе дети, слыша название жанра, просто запоминают, что «Маша и медведь», «Кот, петух и ласа» — это сказки, «Игрушки» А. Барто, «Мой Мишка» 3. Александровой — это стихотворения, а «Ясочкин садик» Н. Забилы — это рассказ.

Необходимо избегать неправильных выражений («я вам расскажу стишок», «почитаю сказочку»). Названия жанров должны даваться четко и правильно: сказка, рассказ, стихотворение (а не стишок). Сказка рассказывается, рассказ читается, стихотворение читается и заучивается.

Различные литературные жанры требуют разного характера передачи. Детям младшего дошкольного возраста предпочтительнее рассказывать сказки, а не читать их по книге: это усиливает эмоциональное воздействие, что, в свою очередь, способствует пониманию основного смысл сказки. Когда воспитатель смотрит не в книгу, а на детей, он как бы разговаривает с каждым ребенком и этим воспитывает очень важное умение слушать и понимать монологическую речь.

Если сказка но содержанию невелика, можно рассказать ее два и даже три раза, а можно повторить только самые яркие места. После рассказывания рекомендуется предложить детям вспомнить наиболее интересные моменты и повторить их словами сказки. Например, после прослушивания сказки «Маша и медведь» можно спросить: «Что говорил медведь, когда он хотел съесть пирожок?» Дети, подражая воспитателю, низким голосом отвечают: «Сяду на пенек, съем пирожок». Вопрос: «А что Машенька отвечала медведю?» — побуждает их вспомнить слова: «Вижу, вижу! Не садись на пенёк, не ешь пирожок! Неси бабушке, веси дедушке!»

Повторяя эти строчки, дети лучше усваивают содержание сказки и учатся интонационно передавать слова ее героев.

И пусть пока они повторяют интонации воспитателя. Это закладывает основы для самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.

После слушания сказок «Волк и козлята», «Кот, петух и лиса» можно повторить песенки действующих лиц.

А чтобы дети младшей группы приучались отвечать на вопросы педагога по одному, он вызывает ребенка и предлагает: «Коля, повтори, какую песенку лиса пела под окошком петушку» — или: «Аня, вспомни, какую песенку коза пела своим козлятушкам».

Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легкой быстро запоминают такие образы, как петушок — золотой гребешок, козлятушки-ребятушки, коза-дереза и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имен героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, и они начинают использовать их в своих играх.

Для чтения младшим дошкольникам рекомендуются небольшие рассказы и стихотворения. Стихотворения для малышей, такие, как «Игрушки» А. Барто, «Мой Мишка» 3. Александровой, воспитывают у маленьких слушателей чувство симпатии, положительные эмоции. Их несложное содержание, близкое личному опыту ребенка, выражено в простой и доступной форме: смежная рифма, короткие стихотворные строчки. Повторяя их, дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а затем и запоминают все стихотворение.

Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью.

При повторном чтении дети усваивают смысл стихотворения, утверждаются в чувстве рифмы и ритма, запоминают отдельные слова и выражения и тем обогащают свою речь.

В младшем возрасте большое значение имеет воспитание звуковой культуры речи: при чтении стихов нужно научить малышей произносить их не спеша, четко выговаривая каждое слово. У детей есть привычка ставить ударения на рифмующихся словах, поэтому воспитатель особенно точно должен расставить логические ударения и добиваться, чтобы и дети произносили стихотворение правильно.

После чтения рассказов и стихотворений, содержание которых близко и доступно каждому ребенку, можно напомнить детям аналогичные факты из их собственной жизни. Например, после чтения рассказа Н. Забили «Ясочкин садик» спросить у детей, играют ли они со своими игрушками в детский садик и как играют или с кем. Прочитав стихотворение Е. Благининой «Вот какая мама», воспитатель может задать вопрос: «Оля, а как твоя мама наряжала тебя к празднику?»

Пусть, отвечая на эти вопросы, дети строят свое высказывание только из одного-двух простых предложений, но это уже подготовка к последующему развитию связной речи.

Конечно, много вопросов малышам задавать не следует, но два три вопроса, выясняющих, как они поняли содержание произведения, какие слова запомнили и как это содержание связывается с личным опытом ребенка, задать надо.

В течение года детям повторно читают знакомые рассказы, стихи, некоторые сказки или ритмические строчки из сказок, для того чтобы поэтические образы лучше усваивались и не забывались.

Запоминание стихов и сказок оказывает большое влияние на развитие словаря детей. Надо стремиться к тому, чтобы слова, услышанные детьми на занятии, входили в их активный словарь. А для этого следует чаще повторять эти слова в самых разнообразных сочетаниях, иначе малыш воспримет новые слова просто как сочетание звуков, не постигнув их значения. Задача воспитателя — научить детей понимать слова, которые они произносят, показать, как их можно употреблять в сочетании с другими словами.

В практике работы иногда встречается такой подход к ознакомлению с художественной литературой: педагог выразительно, эмоционально читает сказку или стихотворение и на этом «ознакомление» заканчивает. Дети, возможно, и хорошо поняли смысл прочитанного, но чтение не разовьет их мысли, содержание произведения и слова, которые они услышали, быстро забудутся. Конечно, очень важно соблюдать чувство меры, но работа над произведением, дальнейшее повторение слов и выражений, которые дети запомнили и усвоили, совершенно необходимы.

Все малыши быстро запоминают строчки из стихотворения К. И. Чуковского «Мойдодыр»: «Да здравствует мыло душистое!» А вот слово душистое

(или
душистый, душистая)
в разговорной речи ими почти не употребляется. Причина в том, что дальнейшей работы с этим словом не было. А такая работа нужна. Например, после занятия, на котором дети услышали слово
душистое,
можно спросить, почему мыло названо душистым. Если они затрудняются ответить, нужно объяснить, что мыло приятно пахнет, а когда умываются им, то и руки становятся душистыми. На прогулке надо дать детям понюхать цветок и спросить, приятно ли он пахнет. Затем задать вопрос: «А каким словом можно сказать про цветок, который приятно пахнет?»
(Душистый.)
Закрепить это слово можно в последующие дни, показав разные цветы и назвав их душистыми.

После чтения рассказа К. И. Чуковского «Цыпленок» можно спросить: «Какой был цыпленок?» (Маленький, желтый, пушистый.)

«А какая была его мама?»
(Большая, добрая, ласковая.)
Если после каждого занятия повторять, закреплять слова, преподносить их в самых разнообразных сочетаниях, дети будут усваивать словарь и строй родной речи, расширится их активный словарь и они начнут свободнее оперировать этими словами в своей речи.

Особое внимание надо уделять формированию грамматически правильной речи, следить, чтобы, отвечая на вопросы по содержанию литературных произведений, дети пользовались словами в правильной грамматической форме.

Таким образом, ознакомление с художественной литературой влияет на всестороннее развитие речи: звуковую культуру, грамматический строй, словарь. Уже с младшего возраста закладываются основы развития связной речи. Это необходимо для последующего восприятия более сложных произведений, для дальнейшего развития речи.

Средняя группа

В среднем дошкольном возрасте углубляется работа по развитию восприятия литературных произведений детьми, по формированию способности глубже вникать в содержание. Дети ярче выражают свое отношение к героям и описываемым событиям, осознают возникающие у них чувства.

Как и в младшей группе, воспитатель называет жанры изучаемых произведений: «Я расскажу вам русскую народную сказку «Жихарка» или «Прочитаю рассказ «Умей обождать» и т. п. Это называние в дальнейшем поможет детям осознать особенности каждого жанра.

Тематика литературных произведений более разнообразна.

Однако в средней группе можно останавливать внимание детей не только на содержании произведения, но и на некоторых особенностях литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). Это закладывает основы для дальнейшего развития поэтического слуха, «чувства поэтического слова».

Очень важно продумать и правильно поставить вопросы после чтения произведения, чтобы помочь детям вычленить главное — действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно доставленный вопрос заставляет детей думать, размышлять, самим делать выводы, глубже осознавать нравственную сущность произведения и в то же время замечать и чувствовать красоту его художественной формы.

Например, после чтения сказки «Жихарка» можно спросить: «О чем рассказывается в этой сказке? Кто и чаи понравился? Как можно сказать про Жихарку? Какой он? Какие слова здесьповторяются? Как в сказке говорится про Жихаркину ложку? Какая она?»

Эти вопросы выяснят, поняли ли дети основное содержание сказки, запомнили ли повторы и образное описание Жихаркиной ложки («не простая, точеная, ручка золоченая»), выявят их отношение к героям.

Используя в своих пояснениях отдельные строчки из сказки, или другого читаемого произведения, воспитатель выделяет их интонационно, привлекая внимание детей к языку художественных произведений.

Правильный анализ литературного произведения делает художественную речь достоянием самого ребенка, и в последующем он будет осознанно использовать ее средства, особенно в таких видах деятельности, как самостоятельное рассказывание.

При чтении стихотворений педагог, выделяя ритмичность, музыкальность, напевность стиха, подчеркивая образные выражения, развивает у своих воспитанников способность замечать красоту и богатство родного языка.

Повторяя текст, дети вначале подражают выразительности воспитателя, но потом начинают проявлять некоторую самостоятельность в использования интонаций, пауз, передавая этим свое отношение к стихотворению, свои чувства и настроения. Конечно, творческие способности в выразительном чтении проявляются здесь в еще очень элементарной форме.

Обращая внимание детей на четкость и отчетливость произнесения звуков и слов, педагог развивает звуковую культуру детской речи, стремится, чтобы эти навыки были перенесены и в обычную разговорную речь.

В средней группе продолжается работа над обогащением словаря. Как ив младшей, здесь необходимо закреплять слова, усвоенные на занятии.

Например, после чтения стихотворения С. Маршака «Усатый-полосатый» спросить: «Почему так назван котенок?» Чтобы детям легчебылоответить, можно рассмотреть игрушку-котенка, показать, какие у него усы, в повторить слова усатый-полосатый.

А затем задать другой вопрос: «А как еще можно сказать про котенка? Какой он?»
(Мягкий, пушистый, веселый, озорной, забавный.)
Такое закрепление расширяет понятия детей о данном предмете. Они также видят, что слова, относящиеся к одному предмету или существу, можно применить и к другому.

Так происходит активное усвоение слов ипонятий. Если к

тому же повторять закрепляемые слова, показывая картинку, игрушку, предмет, к которым данные слова относятся, они надолго войдут в активный словарь ребенка.

При этом следует помнить, что если после чтения литературного произведения надо закрепить название предмета, то подобранные предмета, картишки или игрушки должны быть привлекательными для детей; если закрепляется качество предмета, то оно должно отчетливо выделяться.

В средней группе продолжается подготовка ребенка воспринимать не только эмоционально, нои разумом то, что он слышит, Дети привыкают для выражения своих мыслей отбирать слова, точно передающие то, что они хотят сказать. А это является основой для последующего развития всех сторон речи.

Старшая группа

«Программа воспитания в детском саду» ставит задачу воспитывать у детей старшего дошкольного возраста «способность при восприятии содержания литературно-художественных произведений замечать некоторые выразительные средства».

Дети старшей группы способны более глубоко осмыслить содержание литературных произведений и понять некоторые особенности формы, выражающей содержание, т. е. могут уже различать литературные жанры и характерную их специфику. Они легко различают прозу и поэзию, говорят, что стихи написаны складно, их можно петь, т. е. замечают ритмическую и метрическую организованность, созвучие стихотворных строчек. Надо обращать внимание детей на особенности жанров, тогда они будут глубже осознавать художественные достоинства литературных произведений.

После чтения сказки необходимо так проводить ее анализ, чтобы дети смогли понять и почувствовать и идейное ее содержание, и художественные достоинства, и особенности сказочного жанра, чтобы поэтические образы сказки надолго запомнились и полюбились им.

Например, после рассказывания сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» нужно спросить: «Что я вам рассказала? Почему вы думаете, что это сказка? О чем в ней рассказывается? Кто из героев сказки вам понравился и чем? Вспомните, как начинается сказка и как она кончается. Кто из вас запомнил песенку козленочка и ответ Аленушки и может повторить их? Какие слова вам особенно запомнились?»

Эти вопросы направлены на осознание детьми основного содержания и характеров героев сказки, средств ее художественной выразительности (зачин, повторы, концовка).

При ознакомлении детей с жанром рассказа необходим такой анализ произведения, который раскрывает общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращает детское внимание на слова, какими автор характеризует и самих героев и их поступки. Вопросы, предложенные после чтения рассказа, должны выяснить и понимание основного содержания, и умение оценить действия и поступки героев.

Так, после чтения рассказа Е. Пермяка «Торопливый ножик» можно спросить: «Как Митя научил ножик терпеливым быть? Каким стал сам Митя?» Если дети правильно поймут содержание рассказа, они ответят, что Митя сам стал терпеливым и выдержанным, т. е. самостоятельно сделают вывод, какие качества воспитывал в мальчике отец. Повторяя эти слова, соотнося их с действиями героев, дети глубже почувствуют и содержание рассказа, и слова, его отражающие.

Особенно тщательно надо продумывать вопросы о средствах художественной выразительности в рассказах о природе.

Например, после чтения рассказа К. Д. Ушинского «Утренние лучи» воспитатели обычно ставят вопросы, сосредоточивающие внимание детей лишь на последовательности появления лучей. «Куда попал первый луч?.. Второй?» и т. д. Эти вопросы помогают ребенку запомнить композицию рассказа. Но этого недостаточно. Вопрос: «Как автор рассказал про жаворонка и какую песенку жаворонок запел?» — заставит вспомнить слова: «Встрепенулся жаворонок, вспорхнул из гнездышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку». Можно спросить, почему автор назвал песенку жаворонка серебряной, и некоторые дети ответят, что эта песня звонкая, весенняя, поэтому автор так и назвал ее. Аналогичные вопросы можно задать про зайчика, про пчелку, собирающую мед с душистых цветов.

Такое восприятие, когда наряду с содержанием дети усваивают и художественную форму, можно назвать полноценным, а образные слова и выражения впоследствии перейдут в их активный словарь.

Особое внимание на восприятие литературного произведения в единстве его содержания и художественной формы надо обратить при чтении стихотворений и заучивании их наизусть.

Все стихи воспитатель должен читать не по книге, а наизусть, только тогда его слушатели поймут выразительность интонаций, ритм, размер. Не надо сразу давать установку на запоминание — это отвлекает внимание детей от музыки стиха. Пусть они почувствуют сначала красоту и напевность стихотворения, глубже осознают его содержание. После чтения надо провести беседу, выясняющую, правильно ли оно понято.

Так, по стихотворению И. Сурикова «Зима» можно задать такие вопросы: о чем рассказывается в стихотворении? (О зиме, о снеге.) О каком снеге? (О первом снеге.) Как автор описывает лес? («Темный лес что шапкой принакрылся чудной».) С чем сравнивается снег?

После беседы воспитатель читает стихотворение еще раз (если длинное, то два раза) и дает установку на запоминание, так как дети уже усвоили его содержание, прочувствовали художественную форму, запомнили отдельные слова и выражения.

Воспитатель решает, кого из детей лучше вызвать: тех, кто хорошо запоминает текст, или наоборот. Это зависит и от содержания стихотворения, его объема, и от конкретных задач данного занятия.

Итак, каждое занятие по заучиванию стихотворений ставит перед педагогом много задач: он должен выразительно читать стихотворение, правильно ставить вопросы, обращая внимание на содержание и выразительные средства произведения, учить выразительному чтению, находя правильные интонации, верно расставляя логические ударения, соблюдая паузы, управляя своим голосом (повышая или понижая его в нужных местах).

А чтение детей должно показать, что они не только понимают то, что читают, но и умеют донести до слушателей свое отношение к произведению.

В занятие необходимо включать (как часть занятия) повторение заученных стихотворений, чтобы образные слова и выражения

прочно закрепляли установившиеся разнообразные ассоциативные связи.

В дальнейшем, когда дети перейдут к самостоятельному рассказыванию, они будут использовать в своей речи усвоенные слова и выражения, легка перенося их на другое содержание. Это явится подготовкой для развития поэтического слуха дошкольников.

Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой

Методика работы с художественной литературой в детском саду

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

Н. С. Карпинская также считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность.

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.

Особенности восприятия детьми литературных произведений

Эстетика и психология рассматривают восприятие искусства как сложный творческий процесс. «Эстетическое восприятие действительности представляет собой сложную психическую деятельность, своеобразно сочетающую в себе как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые мотивы» (А. В. Запорожец). Литературное произведение обращается одновременно и к чувству, и к мысли читателя, помогая ему освоить богатый духовный опыт человечества.

Е. А. Флерина называла характерной чертой восприятия художественного произведения детьми единство «чувствующего» и «мыслящего».

Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

В трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, А. В. Запорожца, О. И. Никифоровой, Е. А. Флериной, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста.

О. И. Никифорова выделяет в развитии восприятия художественного произведения три стадии: непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе – работа воображения); понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление); влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание).

Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показывают исследования, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребенка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства.

Как уже говорилось выше, одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами. На спектаклях кукольного театра дети иногда вмешиваются в события, пытаются помочь герою, хором подсказывают персонажам, чего делать не надо. Е. А. Флерина отмечала и такую особенность, как наивность детского восприятия: дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив (малыши не хотят, чтобы даже глупого мышонка съела кошка).

Художественное восприятие ребенка на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется. Л. М. Гурович на основе обобщения научных данных и собственного исследования рассматривает возрастные особенности восприятия дошкольниками литературного произведения, выделяя два периода в их эстетическом развитии: от двух до пяти лет, когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства, и после пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство слова, становится для ребенка самоценным (СНОСКА: Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребенок и книга. – М., 1992; Гурович Л. М. Понимание образа литературного героя детьми старшего дошкольного возраста: Автореферат канд. дисс. – Л., 1973).

На основе особенностей восприятия выдвигаются ведущие задачи ознакомления с книгой на каждом возрастном этапе.

Кратко остановимся на возрастных особенностях восприятия. Для детей младшего дошкольного возраста характерны: зависимость понимания текста от личного опыта ребенка; установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков; эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.

В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.

По словам К. И. Чуковского, начинается новая стадия литературного развития ребенка, возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).

В исследованиях отмечается, что у ребенка 4 – 5 лет начинает в полной мере функционировать механизм формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста. В возрасте 6 – 7 лет механизм понимания содержательной стороны связного текста, отличающегося наглядностью, уже вполне сформирован.

Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.

Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой

Существенное значение имеет определение задач литературного образования в детском саду. Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С. Я. Маршака, – это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека.

Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой определены на основе знания особенностей восприятия и понимания произведений литературы и представлены в программах детского сада.

Обобщенно эти задачи можно сформулировать следующим образом:

1. воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;

2. формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;

3. воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения,

4. улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.

У детей формируют также способность элементарно анализировать содержание и форму произведения. Ребенок подготовительной к школе группы должен уметь: определять основных героев; на основе анализа поступков персонажей высказывать свое эмоциональное отношение к ним (кто нравится и почему); определять жанр (стихотворение, рассказ, сказка); улавливать наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения).

Задача детского сада, как отмечает Л. М. Гурович, заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном детстве ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица и др.). В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой – с произведениями А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, братьев Гримм, X. К. Андерсена, Ш. Перро и др.

Решая задачу подготовки детей к литературному образованию, предлагается давать им знания о писателях и поэтах, о народном творчестве, о книге и иллюстрациях.

В современных вариативных программах раскрываются вопросы литературного развития детей.

Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. В основе отбора – педагогические принципы, разработанные на основе общих положений эстетики.

При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и. нравственные функции, т.е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

При выборе книг учитывается также единство содержания и формы. Литературоведение выделяет в содержании тематику, проблематику и идейно-эмоциональную оценку. В литературно-художественной форме – предметную изобразительность (персонажи, события, поступки, диалоги, монологи, портретные и психологические характеристики героев), речевой строй и композицию.

Проблема отбора книг для чтения и рассказывания дошкольникам раскрывается в работах О. И. Соловьевой, В. М. Федяевской, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других.

Разработано несколько критериев:

1. идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги;

2. высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык;

3. доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;

4. сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;

5. конкретные педагогические задачи.

Критерии отбора дают возможность определить круг детского чтения и рассказывания. В него входит несколько групп произведений.

1. Произведения русского народного творчества и творчества народов мира. Малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, пестушки, небылицы и перевертыши; сказки.

2. Произведения русской и зарубежной классической литературы.

3. Произведения современной русской и зарубежной литературы.

Требования современной жизни, педагогической науки заставляют постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями.

Круг детского чтения составляют произведения разных жанров: рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки и др.

Ежегодно издается много новой литературы для детей, за выходом которой воспитателю необходимо следить и самостоятельно пополнять детскую библиотечку, руководствуясь рассмотренными выше критериями и творческим подходом к выбору книг.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]