Особенности построения предметно-игровой среды в дошкольной организации


Особенности построения предметно-игровой среды в дошкольной организации

Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №11 (28) Ноябрь, 2018

УДК 373.24

Дата публикации 26.11.2018

Куликова Татьяна Алексеевна магистрант кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования, ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», РФ, г. Нижний Новгород, [email protected] Ханова Татьяна Геннадьевна канд. пед. наук, доцент,ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», РФ, г. Нижний Новгород, [email protected]

Аннотация: Целью данной статьи является изучение особенностей и закономерностей создания предметно-игровой среды в дошкольной организации и домашних условиях. Авторами раскрывается сущность понятия «предметно-игровая среда», ее содержание и предметное наполнение, обосновывается значение грамотно организованной среды в процессе разностороннего развития личности ребенка дошкольного возраста. Подробно анализируются принципы построения предметно-игровой среды, особенности ее организации в условиях детского сада. Рассмотрена специфика оборудования предметно-игровой среды дошкольника в домашних условиях. Сделан вывод о том, что предметно-игровая среда оказывает существенное влияние на развитие разных аспектов личности ребёнка дошкольного возраста. Ключевые слова: предметно-игровая среда, игрушки, пространство жизнедеятельности дошкольника, игровая деятельность, построение игровой среды, игровое оборудование

Features of building a subject-game environment in pre-school organization

Kulikova Tatyana Alekseevna postgraduate student at the Department of psychology and pedagogy pre-school and primary education, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Russia, Nizhny Novgorod Khanova Tatyana Gennadievna Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Russia, Nizhny Novgorod

Abstract: The purpose of this article is to study the characteristics and patterns of creating a subject-game environment in pre-school organization and home conditions. The authors reveal the essence of the concept of “subject-play environment”, its content and subject content, substantiates the meaning of a competently organized environment in the process of the diversified development of a child of preschool age. The principles of constructing the subject-game environment, highlighted by V.A. Petrovsky [9], especially its organization in kindergarten. The specificity of the equipment of the preschooler subject-game environment at home is considered. It was concluded that the subject-play environment has a significant impact on the development of various aspects of the personality of a child of preschool age. Keywords: object-play environment, toys, preschooler life space, play activity, building play environment, gaming equipment

Необходимо отметить, что практически каждое дошкольное учреждение в России стоит перед проблемой создания оптимальной, соответствующей нормативно-правовым и санитарно-гигиеническим требованиям, развивающей предметно-пространственной среды. Основополагающие принципы и требования, предъявляемые к ее построению и содержанию, изложены в нормативных документах дошкольного образования: ФГОС дошкольного образования, Уставах ДОО, Положениях, СанПиН и др. В этих документах первостепенной задачей построения предметной среды провозглашается создание благоприятной атмосферы для детей в группе и семье. Среда как окружающее ребенка пространство непременно должна быть развивающей, т.е. функционально модернизирующей содержание развития духовного и физического облика ребенка. Определение предметно-развивающей среды дает С.Л. Новоселова: «Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика» [7, с. 123].

Вопросы организации предметно-развивающей среды в дошкольных учреждениях изучали Л.С. Выготский [2], А.Н. Леонтьев [4], С.Л. Новоселова [7], Е.И. Тихеева [11], Е.А. Флерина [15], А.П. Усова [12], Д.Б. Эльконин [19] и другие. В своих трудах предметно-игровую среду они рассматривали как своеобразный комплекс условий, в которых протекает жизнь ребенка в детском саду и семье, и отмечали ее огромное значение в развитии личности ребенка дошкольного возраста. Уровень развития ребенка во многом обусловлен тем, в каком окружении он растет, какие внешние источники активизируют его деятельность.

В данной статье речь пойдет о предметно-игровой среде, поэтому надо уточнить, что предметно-игровая среда – это составная часть предметно-развивающей среды. Предметно-игровая среда является более узким понятием, связанным с подбором игровых материалов: игрушки, игровое оборудование, атрибутика, а также организующее игровое пространство (игровое поле). К предметно-игровой среде часто относят взаимоотношения детей и тех взрослых, которые организуют игровую деятельность, непосредственно участвуют в играх, создают соответствующую эмоциональную атмосферу.

Отметим, что предметно-игровая среда выполняет важную функцию: она побуждает детей к игре, стимулирует воображение, тем самым, направляет деятельность ребенка в нужное русло, подготавливает его к следующему этапу жизненного пути. Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста предполагает особым образом организованное пространство, наполненное игрушками и игровыми материалами. В ней содержится разнообразное количество предметов и объектов, которые, прежде всего, стимулируют ребёнка к деятельности [16]. Грамотно организованная среда необходима детям, так как через нее они познают социальный и предметный мир, при этом большая часть новой информации исходит от самих предметов [18].

Д.Б. Эльконин был убежден, что игра выступает одним из основных условий развития ребёнка [19]. Данное утверждение подчеркивает тот факт, что в процессе игры ребёнок развивается одновременно в нескольких направлениях, и предметно-игровой среде принадлежит не последняя роль в этом. Именно в процессе игры ребёнок ненавязчиво овладевает новыми знаниями, умениями и навыками, испытывает различные эмоции и переживания, поскольку для ребёнка игра – это его реальный мир, а не выдуманный, как часто полагают взрослые. В мире игры он ощущает себя главным действующим лицом, определяющим замысел игры, правила и способы решения игровых задач. При этом он самостоятельно (или с помощью грамотного руководства со стороны взрослых) может неоднократно проигрывать различные жизненные ситуации, как позитивные, так и негативные. Кроме того, предметно-игровая среда в значительной степени влияет на развитие творческих способностей ребёнка, ведь в игре всегда найдётся место для творчества. Это подчеркивали в своих работах Л.С. Выготский [2], Д.В. Менджерицкая [5], Н.Н. Поддьяков [8] и другие: в процессе игровой деятельности ребёнок может проявлять творчество, тем самым совершенствуя сам процесс игры.

Для того чтобы грамотно построить игровую среду, необходимо, в первую очередь, знать принципы, особенности ее построения, обратить внимание на подбор конкретных предметов и оборудования. Содержание предметно-игровой среды включает: крупное организующее игровое поле, игровое оборудование, игрушки, игровую атрибутику разного рода, игровые материалы. Для того, чтобы правильно наполнить игровую среду педагоги и специалисты ДОО обращают внимание на требования и рекомендации ФГОС дошкольного образования [3]. Прежде всего, необходимо позаботиться о том, чтобы в группе было большое количество игрушек, разнообразных по форме, цвету, размеру, величине, структуре. Это нужно для того, чтобы ребёнок мог с помощью различных ощущений получать наиболее точную и полную информацию об окружающем мире и предметах, которые в нем присутствуют.

Помимо прочего, в игровую среду вносят игры, сделанные руками воспитателей и родителей, с помощью которых ребёнок может развивать мелкую моторику рук, речь, физическую и познавательную активность, интеллектуальные способности, а также получать информацию о различных природных материалах. Они могут занимать отдельный уголок в игровом пространстве комнаты, куда каждый ребёнок может в течение дня подойти и взять понравившийся предмет [6].

При наполнении игровой среды требуется многоплановая творческая деятельность всех педагогов дошкольной организации, а также родителей воспитанников. Среда, прежде всего, должна побуждать ребёнка к выполнению различных видов деятельности. Для этого в игровой комнате оборудуются зоны, специально предназначенные для этого. Если в группе есть небольшой столик, на нём можно разместить игрушечную посуду, обустроить уголок для приготовления еды, купания и укладывания кукол. В других местах размещают машины, конструкторы, железные дороги, кубики для постройки.

Групповая комната должна быть оснащена разными по степени обобщенности видами игрушек. Перечислим некоторые из них [14]. Первый вид игрушек – это реалистические игрушки. Они воспроизводят облик людей, животных, черты реальных предметов. Примерами таких игрушек являются: куклы с ресницами, закрывающимися глазами и подвижными частями тела, посуда и мебель, включающие подробные составляющие их детали, например, плита с конфорками и открывающейся духовкой и пр. [15]. Второй вид игрушек – прототипические – лишь условно воспроизводящие детали предмета, например, кукла с нарисованным лицом или плита, на которой нарисованы конфорки и духовка. Третий вид игрушек подходит для детей среднего, старшего и подготовительного возрастов – это строительный материал, настольные игры, настольно-печатные, дидактические игры, конструкторы, мозаики, пазлы, головоломки, различные интерактивные игры, ребусы, загадки и т.д.

При этом следует осознавать, что элементы, которые включаются в предметно-игровую среду (игрушки, оборудование и материалы) не должны:

1) провоцировать ребенка на негативные действия;

2) вызывать проявления агрессии по отношению к персонажам игры, в роли которых могут выступать партнёры-сверстники;

3) стимулировать игровые сюжеты безнравственного характера, связанные с физическим насилием, нездоровым интересом к сексуальным вопросам;

4) вызывать пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что содержание предметно-игровой среды — это очень важный аспект воспитания ребёнка, поэтому необходимо вдумчиво и целесообразно подходить к ее наполнению [10].

Существует ряд принципов построения предметно-игровой среды, сформулированных В.А. Петровским [9]:

1) статичность и неподвижность – среда должна быть постоянной и относительно неизменной, так как это обеспечивает ребёнку психологический комфорт, ощущение надёжности и защиты. С другой стороны, нельзя забывать и о том, что должны быть некоторые изменения в среде, необходимые, как минимум, для дальнейшего развития ребенка и поддержания интереса;

2) гибкость зонирования – формулируя данный принцип, В.А. Петровский предполагает создание функциональных помещений (зон). Другими словами, дети должны иметь возможность взять любой предмет и перенести его в любой уголок комнаты, что необходимо для расширения и развития их кругозора, развития творческого воображения [12];

3) комфортность — один из важных принципов построения предметной среды. Дети будут играть только в комфортной обстановке, то есть там, где ничто не будет ограничивать их поведение и действия с игрушками. Для этого необходимо организовывать имеющееся пространство достаточно свободным для игр и перемещений, не загромождая мебелью;

4) открытость и закрытость предполагает, с одной стороны, возможность некоторого уединения, организации автономной деятельности (например, за ширмой), с другой стороны, ребенок должен иметь условия для общения с остальными детьми, возможность видеть, как они играют, рисуют и т. д.;

5) учет половых различий детей – под этим принципом подразумевается наличие специальных характерных наборов предметов, игрушек как для девочек, так и для мальчиков.

Все вышеперечисленные принципы необходимо учитывать при построении предметно-игровой среды. Однако, кроме данных принципов, необходимо опираться на ряд особенностей построения игровой среды в ДОО и семье [17]. Прежде всего, при построении среды учитываются возраст детей и их половые различия. Для каждого возраста нужно формировать свою оптимальную среду, чтобы ребёнок чувствовал себя в ней комфортно, чтобы развивались все стороны его личности. Кроме того, необходимо наличие игрового оборудования в игровой комнате, которое бы соответствовало санитарно-гигиеническим и психолого-педагогическим требованиям. Для того, чтобы среда активизировала ребёнка на выполнение каких-либо действий, необходимо подбирать игровые предметы и оборудование по цветовой гамме, несложной формы и сделанные из материалов, безопасных для детей. Нельзя забывать и о развитии мелкой моторики детей. Для этого подбираются специальные дидактические игрушки-вкладыши, пирамидки, шнуровки, мозаики и т.д. При организации предметно-игровой среды учитывают также интересы и склонности самих детей [17].

Итак, предметно-игровая среда играет важнейшую роль в воспитании ребенка, выступая не просто значимым фактором, но и источником развития. Именно в среде содержатся те импульсы, которые воздействуя на малыша, способствуют его гармоническому развитию. Соответственно, вопрос о правильной организации предметно-игровой среды неизбежно встает и перед родителями. В условиях дома, семьи также важно правильно оборудовать пространство жизнедеятельности дошкольника. Необходимо учитывать возраст ребёнка. Известно, что для каждого возраста подбираются свои игрушки. Для малышей больше подходят различные погремушки, гирлянды с игрушками, а для более старших детей можно использовать различные конструкторы, пазлы, мозаики и т.д. Распространённой ошибкой, характерной для некоторых родителей, является распространенное мнение, что их малыш может играть абсолютно со всеми игрушками. Нельзя же, например, дать малышу, со слабо развитой мелкой моторикой, серьезный конструктор.

Когда родители начинают обустраивать игровую среду для ребёнка, они не всегда обращают внимание безопасность игрушки. А это очень важное обстоятельство, на которое следует обращать особое внимание. Здоровье и безопасность ребенка должны стоять на первом месте. Всегда при покупке мебели, игрушек, предметов и прочего следует проверять их на наличие дефектов, царапин, трещин или, например, механизмов, которые могут причинить травму.

В процессе организации игровой среды также очень важно обращать внимание на развивающий потенциал игрушек и предметов. Родителям необходимо подбирать для ребенка разнообразный материал и менять его по мере взросления ребенка. Важно, чтобы игрушка или предмет могли использоваться в различных играх с разным назначением, т.е. была полифункциональной.

При построении игровой среды родители могут сделать своими руками игрушки для ребенка. Такой подход очень приветствуется педагогами ДОО. Игрушки могут быть сделаны из крышек, бутылок, дерева, прищепок, тканей и любых других предметов, а, если делать их вместе с детьми, можно достичь еще большего эффекта.

Таким образом, предметно-игровая среда оказывает большое влияние на развитие ребенка. Именно в ней полностью раскрываются его возможности, склонности, таланты. В ней содержится разнообразное количество предметов и объектов, которые стимулируют ребенка к деятельности, познанию мира и себя самого. Через предметно-игровую среду ребёнок знакомится с неизвестным и интересным миром взрослых. Второй вывод, который следует из изложенного выше, в создании предметно-игровой среды основное участие принимают воспитатели и родители (и другие родственники) ребёнка. Именно от этого сотрудничества зависит создание комфортного игрового пространства жизнедеятельности дошкольника. Педагоги могут проводить для родителей различные семинары, консультации, круглые столы на которых происходит обмен опытом и знаниями по данному вопросу. В результате можно построить целесообразную предметно-игровую среду и подобрать правильный материал, чтобы каждый ребёнок мог в ней успешно развиваться.

Список литературы

1. Абдуллаева Е. А. Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду. М., 2016. 212 с. 2. Выготский Л. С. Игра и её роль в психическом развитие ребёнка // Психология образования. 2001. № 3. С. 56 – 79. 3. Вечернина О. М. Игрушки наших детей // Инновационная деятельность в дошкольном образовании. 2016. № 4. С. 343-348. 4. Леонтьев А. Н Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1983. С.303-323 5. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. М.: Просвещение, 1982. 128 с. 6. Никандрова В. В. Игровая деятельность детей дошкольного возраста в развивающей предметно-пространственной среды в ДОО в соответствие с ФГОС ДО // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. №4. С. 157-159. 7. Новосёлова С. Л. Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах. М.: Центр инноваций в педагогике, 1995. 64 с. 8. Поддьяков Н. Н. Предметно-развивающая среда. М., 2010. 156 с. 9. Петровский В.А. Концепция построения предметно-развивающей среды. М., 1995. 166 с. 10. Потанина П. Ю., Ханова Т. Г. Развивающая предметно-пространственная среда ДОО как фактор художественно-эстетического развития в условиях ФГОС ДО // Актуальные вопросы реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования. сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Нижний Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2022. С. 213-217. 11. Тихеева Е. И. Наш дидактический материал // Педагогическая газета. 2001. № 3. 255 с. 12. Усова А. П. Предметно-игровая среда в ДОО. М., 1985. 155 с. 13. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в двух томах / Под ред. А.И. Пискунова, Г.С. Костюка, Д.О. Лордкипанидзе, М.Ф. Шабаевой. М.: «Педагогика», 2004. 14. Урванова Н. Ю. Развивающая предметно-пространственная среда как средство познавательно-речевого развития дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. 2022. № 3. С. 43-47. 15. Флёрина Е. А. Игра и игрушка. М.: Просвещение, 1973. 48 с. 16. Ханова Т. Г. Педагогические условия развития детской игры // Нижегородское образование. 2015. № 3. С. 152-155. 17. Цаплина О. В. Игровая среда в детском саду // Детский сад о А до Я. 2022. №4. С. 39-51. 18. Чугунова Т. А. Моделирование развивающей предметно-пространственной среды ДОО как условие развития игровой деятельности детей дошкольного возраста // Воспитание и обучение детей младшего возраста. М., 2016. № 5. С. 982-984. 19. Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1976. 304с.

← Предыдущая статьяОрганизационная культура учреждения как фактор профессионального выгорания персонала

Следующая статья →Использование нетрадиционных форм и методов работы на занятиях по изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста

Расскажите о нас своим друзьям:

«Создание предметно — игровой среды для детей раннего и дошкольного возраста».

Исходя из этих общих представлений об игровой деятельности можно обозначить типы игрового материала для сюжетной игры и игры с правилами. Принято выделять следующие компоненты воображаемой ситуации:

— персонажи (роли),

— действия персонажей,

— пространство (место) действия.

Воображаемая ситуация в детской игре поддерживается предметными опорами.

Типы игрового материала для сюжетной игры

:

1. предметы оперирования — игрушки, имитирующие реальные предметы,

2. орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздавать смысл настоящего действия (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т.п.)

3. игрушки-персонажи — разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же относится игровой материал, представляющий ролевые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли), например белая шапочка врача, каска пожарника, красочный ремень ковбоя и т.п.

4. маркеры (знаки) игрового пространства — игрушки (игровой материал), указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т. п.).

Чтобы правильно подбирать игровой материал с учетом специфики детской сюжетной игры, необходимо рассмотреть его со стороны меры условности.

В достаточно ёмком понятии меры условности игрушки скрыты три параметра:

первый параметр

— ее внешний облик. В одних случаях это копия реального предмета, (например, игрушечный автомобиль — модель, в крайнем выражении — действующая модель). Этот тип игрушки можно называть реалистической или игрушкой-копией.

В других случаях игрушка может быть достаточно обобщенным отображением реального предмета, например, деревянный игрушечный грузовик может не быть точной копией настоящего грузовика, но отображает его типичные черты: наличие кузова, кабины, колес. Такого рода игрушки принято называть прототипическими игрушками.

второй параметр

, определяющий меру условности игрушки, — ее размер. Игрушки могут быть крупными, соразмерными ребенку, приближающимися к величине реальных предметов (например, игрушечный пластмассовый молоток, утюг и пр.). Это полюс наименее условных игрушек. Игрушки могут быть мелкими, располагающими к режиссерской игре (например, фигурки людей и животных, гаражи, железные дороги, наборы самолетов, автомобилей и пр.). Это полюс наиболее условных игрушек. Ряд между этими полюсами заполняется игрушками среднего размера.

третий параметр

связан со степенью её готовности. Так, принято выделять готовые игрушки и сборные. Готовую сюжетную игрушку мы можем отнести к полюсу минимальной условности, сборную — к полюсу максимальной условности (только после ряда неигровых действий по сборке такая игрушка становится собственно сюжетной, например сборная модель самолета, сборная железная дорога и пр.). В последнее десятилетие появился большой промежуточный класс игрушек по этому параметру — так называемые трансформеры, которые представляют собой изначально готовую сюжетную игрушку, но через ряд последовательных трансформаций она, не теряя своей целостности, может быть преобразована в совершенно иной по смыслу предмет.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Проект модели предметно-развивающей среды в ДОУ.

Авторы:

  • Денисова С. Ю.
  • Постникова И.А.
  • Тамилина Е.Ю.

1. Описание актуальности, необходимости предлагаемой инновации

В настоящее время сфера дошкольного образования открыта общественным запросам и требованиям времени, направлена на привлечение современных образовательных технологий.

В практике работы дошкольных образовательных учреждений часто возникает проблема оптимизации состава предметной игровой среды, которая рассматривается как важнейшая составляющая предметно- развивающей среды. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится о необходимости её оптимизации и формирования с «учётом принципа интеграции образовательных областей». Это положение впрямую относится и к предметнойигровой среде.

Из множества разнообразных игровых средств, предлагаемых современным рынком, сегодня необходимо выбрать те, которые решат задачи синтеза предметной игровой среды.

Вместе с тем, эффективное решение задачи оптимизации предметной игровой среды ДОУ возможно только в рамках системного подхода.

Вопросам построения модели предметно-развивающей среды по программе дошкольного образования «Детство» на основе целевых комплектов игровых средств посвящен представляемый дизайн-проект.

2. Принципы, которые легли в основу методической разработки.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде содержит Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

В соответствии с ним развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

  • максимальную реализацию образовательного потенциала пространства учреждения, а также территории, прилегающей к ней или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации образовательной программы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития
  • возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения
  • реализацию различных образовательных программ, в случае организации инклюзивного образования — необходимые для него условия, учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию образовательной программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой образовательной программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в учреждении полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Вариативность среды предполагает наличие в ДОУ различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

4. Характеристика деятельности педагогов и детей в созданной предметно-развивающей среде

Младшие группы детского сада. Возраст от 2 до 4 лет — это период физического укрепления, быстрого развития психики и начала формирования основных черт личности ребенка. Обстановка в младших группах детского сада должна быть прежде всего комфортной и безопасной для ребенка. Маленькие дети плохо реагируют на пространственные изменения обстановки (особенно дети третьего года жизни), они предпочитают стабильность в этом отношении. Не советуем часто переставлять оборудование в младших группах, лучше тщательно спланировать обстановку в помещении до прихода детей. Дети младших групп еще не умеют хорошо взаимодействовать со сверстниками, предпочитая игры рядом, но не вместе. Отводите место для одновременной деятельности не более 2-3 детей, а также учитывайте возможности организации совместной деятельности взрослого и ребенка, поскольку взрослый — основной партнер трехлетнего ребенка в играх и занятиях.

У младших детей активно развивается двигательная деятельность, в том числе ходьба, бег, лазание. Вместе с тем движения еще плохо скоординированы: нет ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому пространственная организация среды должна учитывать для ребенка возможность достаточно широких, хорошо просматриваемых путей передвижения. Для стимулирования двигательной активности же-лательно поставить в групповой комнате горку со ступеньками и пологим спуском, укрепить оборудование для пролезания, подлезания, перелезания.

Маленький ребенок активно входит в предметный мир и с интересом изучает его. Поэтому предметы, игрушки, их изображения должны со-ответствовать реальным объектам мира, быть приближенными к ним по внешнему облику. Например, игрушечные животные должны соответствовать по цвету, строению, пропорциям реальным животным; не рекомендуется включать в обстановку младших групп объекты шаржеобразного, карикатурного характера, с искаженными пропорциями, неестественного цвета.

В этом возрасте закладывается база для развития интеллекта — сенсорные способности ребенка. Поэтому предметная среда группы должна стимулировать развитие восприятия детей, способствовать развитию анализаторов, «подсказывать» способы обследования и действий. Предметы желательно подбирать чистых цветов, четкой и несложной формы, разных размеров, они должны быть выполнены из разнообразных (но безопасных для здоровья ребенка) материалов. Хорошо, если можно извлекать из предметов звуки, чувствовать их аро-мат, запах, познавать характер поверхности (гладкость, шероховатость), прозрачность, твердость или мягкость и другие свойства.

Для развития мелкой моторики необходимы специальные дидактические игрушки: вкладыши, пирамидки, шнуровки и т. п. С этой же целью можно включать в обстановку пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки, другие хозяйственные предметы, вышедшие из употребления.

Игра — любимая и естественная деятельность младших дошкольников — в этом возрасте у них только начинает развиваться. Игрушки для малышей должны быть прежде всего функциональными и носить обобщенный характер.

Маленькие дети предпочитают крупное оборудование, крупные игрушки. Для них основной толчок к активному действию — внешний стимул. Поэтому необходимо размещать материалы на открытых полках, а сами материалы должны быть внешне привлекательными, яркими, броскими, и довольно часто их нужно менять (не реже одного раза в неделю). Не следует выкладывать сразу все материалы, в этом случае выбор игры для ребенка затрудняется, а наведение порядка на полках потребует слишком много времени и усилий.

Разнообразные конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные) и легкий модульный материал (специальные поролоновые и обтянутые клеенкой блоки разных форм, цветов, размеров), а также разнообразные большие коробки, покрашенные в разные цвета или оклеенные цветной бумагой, — материал бесконечной привлекательности дляребенка, предоставляющий ему возможность изменять и выстраивать пространство по своему желанию.

Рекомендуется в младших группах отводить место для игр с песком, водой, глиной, красками. Эти игры требуют специального оборудования. Из дидактических игр предпочтительны игры типа лото и парных картинок. Конечно, должны быть и мозаика (для трехлетних детей — крупная пластиковая, для четырехлетних — магнитная и крупная гвоздиковая), и пазлы из 3-12 частей, и наборы кубиков из 4-9штук, и развивающие игры (например, «Сложи узор», «Сложи квадрат»), и игры с элементами моделирования и замещения.

Для рисования, к которому ребенок в этом возрасте начинает проявлять все более активный интерес, лучше всего иметь специальные самостирающиеся или восковые доски с палочкой для рисования или рулон простых белых обоев и восковые мелки.

Практически каждый ребенок младшего возраста испытывает интерес и влечение к книжке с яркими картинками. Так как пальчики у детей еще неумелые, действия импульсивные и плохо скоординированные, насыщайте среду книгами с прочными листами из плотной бумаги, из полиэтилена или вложите картинки, изображающие предметы и несложные сюжеты, в прозрачные «карманы». Такие «книги» сохранятся дольше и принесут детям много радости и удовольствия.

Обязательно в группе должны быть материалы для режиссерских и театрализованных детских игр: мелкие игрушки, плоскостные фигурки животных, людей, сказочных персонажей; для проведения развлечений с детьми — теневой и плоскостной театры, перчаточные куклы.

Маленький ребенок познает не только окружающий предметный и природный мир, но и людей, в том числе себя. В группе надо иметь места, где крепятся фотографии, картинки, на которых изображены люди разного возраста (дети, взрослые), пола (мужчины, женщины), с выражением различных эмоциональных состояний (грустные, веселые, смеются, плачут), с разной внешностью (прическа, одежда, обувь и т. п.); можно вывешивать фотографии детей группы и их семей. Очень полезно иметь в группе много зеркал в разных местах. А уголок ряженья позволит ребенку направленно изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя, такого знакомого и незнакомого одновременно.

Средняя группа детского сада. Предметно-пространственная среда для детей этого возраста имеет своеобразие, связанное с особенностями развития дошкольников этого возраста. И одной из таких особенностей является яркое проявление разных темпов развития детей: одни дольше сохраняют черты младшего возраста, перестройка их поведения и деятельности как бы замедляется, другие, наоборот, взрослеют быстрее и уже со второй половины среднего дошкольного возраста все отчетливее начинают проявлять черты более старшей возрастной ступени. Вследствие этого развивающая среда в средней группе должна сохранять некоторые особенности среды для маленьких детей, но в то же время носить черты обстановки, характерной для группы старших дошкольников.

Выросли физические возможности детей: движения их стали более координированными, уверенными, разнообразными. Дети испытывают острую потребность в движении. В случае недостаточного се удовлетворения они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Чтобы избежать таких проявлений, необходимо предусмотреть в группе возможности для разнообразной двигательной деятельности. Вследствие этого предметно-пространственная среда организуется по принципу небольших полузамкнутых микропространств — чтобы избежать скученности детей и способствовать играм небольшими подгруппами по 2-4 человека. Игры, игрушки, пособия размещаются таким образом, чтобы не мешать свободному перемещению детей, не создавать «перекрещивания» путей передвижения.

Желательно иметь в группе компактный спортивный мини-комплекс. В разных местах групповой можно повесить мишени на ковролиновой ос-нове.

Можно создать в группе «дорожку движения», или «физкультурную тропу», — трассу, где с помощью моделей, знаков, картинок, фотографий будут указаны двигательные задания для выполнения их ребенком.

Нужно помнить, что именно на пятом году жизни заявляют о себе первые нарушения осанки. В тех местах, где дети много времени проводят в одной позе (например, долго сидят), необходимо повесить различные «мобили» или нарисовать на стене ладошки на разной высоте и ввести правило: поиграл — встань, подними руки, подпрыгни, дотянись до подвески и можешь играть дальше.

На пятом году жизни проявляется высокий интерес к сюжетно-ролевой игре, это время ее расцвета. Замечено, что дети среднего дошкольного возраста, играя, любят как-то обозначить свою игровую территорию. В связи с этим часто возникают конфликты. Чтобы избежать этого, можно использовать легкие раскладные ширмы (1-2 на группу), цветные шнуры, заборчики из брусков и кирпичиков, игровые коврики.

Ребенок средней группы, как и младший дошкольник, любит многократно повторять полюбившиеся игровые действия и сюжеты. Поэтому, если сюжет игры воспроизводится с увлечением, не надо побуждать детей к новой игре, вносить новые игрушки, другие атрибуты. Пусть дети насладятся знакомым сюжетом в полной мере. Сигналом о необходимости существенных изменений в игровой среде будет служить снижение эмоционального фона, речевой активности и быстрое сворачивание игры. Вот тогда следует внести атрибуты для новых сюжетов. Сюжеты игр в этом возрасте просты и связаны с имеющимся у ребенка опытом: семья, магазин (продуктовый, игрушек, одежды), детский сад, праздник, моряки, цирк, путешествие на дачу и др.

Пятилетний ребенок придает большое значение игрушке, она наталкивает его на новые игровые замыслы. Поэтому в игровых наборах для средней группы должны быть куклы разных полов и профессий, звери (котята, лисята, собачки, зайцы, медведи и др.) разных, лучше не очень крупных, размеров; наборы мебели (крупной и для игр на столе), посуды, одежды, разнообразные виды транспорта. В группе необходим запас дополнительного игрового материала: коробок разного размера и разнообразной формы, бечевок, катушек, лоскутков ткани, палочек, трубок и пр. Все это найдет применение в игре и будет способствовать развитию игровых замыслов и творчества.

Для развития воображения можно порекомендовать вместо некоторых реальных предметов предложить предметы-заместители, имеющие определенное сходство с оригиналом, например: геометрические объемные фигуры — «овощи», брусок – «утюг», палочка — «градусник», коробка — «телевизор». Советуем привлекать к оформлению игровых мест самих детей.

Средние дошкольники уже неплохо понимают юмор, у них есть некоторый опыт знакомства с окружающим миром, поэтому возможно использование игрушек, не совсем точно передающих реальные объекты: шаржеобразных, неточно передающих цвет и пропорции. Вместе с тем возрастает интерес детей к реалистичным и детализированным игрушкам, приближающимся по внешнему виду к реальным предметам.

Для того чтобы воспитать у детей привычку после игр убирать игрушки на место, целесообразно приобрести пластиковые контейнеры или корзины.

Так же как и в младшем возрасте, важно отвести место для ряженья, куда добавляются предметы-украшения (разнообразные бусы, короны, банты и т.п.), детали для обозначения профессии, пола, подчеркивания имиджа. Сюда же можно внести элементы костюмов сказочных героев, маски животных. Напомним, что в этом месте следует повесить большое зеркало, вкоторое ребенок, наряжаясь, будет смотреться.

Увеличивается количество крупного модульного материала: дети очень любят сами выстраивать для себя пространство, видоизменять его.

Более разнообразным становится материал для строительных и конструктивных игр. Усложняются форма деталей, способы крепления, появляются тематические наборы ( «Город», «Поезд» и др.).

Среди дидактических игр, прежде всего, должны быть игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, функции), на группировку по свойствам, на воссоздание целого из частей (типа «Танграм», пазлы из 6-18 частей), на сериацию по разным свойствам, игры на счет. Важно, чтобы у ребенка всегда была возмож-ность выбора игры, а для этого набор игр рекомендуется составлять достаточно разнообразным и постоянно менять его (1 раз в 2 месяца). Примерно 15% игр должны быть предназначены для детей старшей возрастной группы, чтобы дать возможность детям, опережающим в развитии сверстников, не останавливаться, а продвигаться дальше.

В среднем дошкольном возрасте у детей проявляется высокий интерес к языку, речи. В связи с этим группу оснащают техническими средствами (диапроектором, фильмоскопом, диктофоном, магнитофоном или проигрывателем) и учат пользоваться ими самих детей. При этом внимание следует уделять книгам, среди которых должны быть представлены нс только произведения художественной литературы, но также познавательная и справочная литература для детей, обучающие книги и рабочие тетради.

В этом возрасте дети особенно чувствительны к оценке взрослого, они ожидают поддержки и похвалы, хотят услышать и увидеть одобрение своих действий. Поэтому важно найти место, где ребенок мог бы выставить, повесить свою работу, украсить ею групповую комнату.

Усиливается познавательная активность дошкольников. Это проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю. Некоторый опыт познания окружающего у ребенка уже есть, но он требует обобщения, систематизации, углубления, уточнения. С этой целью в группе организуется «сенсорный центр» — место, где подобраны предметы и ма-териалы, познавать которые можно с помощью различных органов чувств.

Игры с песком, водой, глиной, красками, светом, зеркалом, пеной организуются в специальном месте для детского экспериментирования. Требования к его оснащению примерно те же, что и для младшего возраста, но набор материалов шире и представлены они постоянно.

В среднем возрасте важно учить ребенка элементарному планированию своей деятельности. В групповом помещении необходимо размещать опорные схемы, которые помогают ребенку самостоятельно выбирать деятельность и следовать этому выбору, например «планы-паутинки»: лист, куда крепятся знаки — «визитные карточки» ребенка (фотография, имя, рисунок) — и обозначения выбранной им деятельности.

Средний возраст — начало сензитивного периода развития знаково-символической функции сознания, это важный этап для умственного развития в целом и формирования готовности к школьному обучению. В среде группы надо использовать знаковую символику, модели для обозначения предметов, действий и их последовательности. Придумывать такие знаки, модели лучше вместе с детьми, подводя их к пониманию того, что все можно обозначать не только словами, но и графически.

В среднем дошкольном возрасте у ребенка силен интерес к познанию себя, определению своего места в этом мире. Важно помочь ему осознать свои особенности, умения; уточнить его представления о семье, людях разного возраста, пола, национальности, профессии, об эмоциональных состояниях людей. Этому может содействовать самостоятельное изготов-ление и размещение в группе на специально выделенном для этого месте плакатов, подборок иллюстраций, фотографий, например: «Какой я?», «Люди такие разные и одинаковые», «Я плачу и смеюсь».

Старшие группы детского сада. При переходе ребенка в старшую и,в особенности в подготовительную группу меняется его психологическая позиция: он впервые начинает ощущать себя старшим среди детей детского сала. Важно поддержать это его ощущение такой организующей среды, при которой ребенок будет проявлять познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу. Воспитателю следует чаще привлекать старших дошкольников к организации окружающей обстановки, спрашивая их мнение по поводу предстоящих действий по изменению среды, вовлекая, детей в сам процесс преобразований.

Предметно-игровая среда старших групп организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам. Основой для такой деятельности являются различные центры.

Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки их личного опыта. Это должно учитываться при организации среды группы: в нее вносится содержание, расширяющее личный опыт ребенка. Например, через книги и предметы ребенок знакомится с животными и растениями дальних стран, с обычаями и внешним видом людей — представителей разных народов и эпох, с жанрами живописи и другими видами искусства.

К старшему дошкольному возрасту повышаются координированностьи ловкость движений, поэтому пространство группы желательно разбить на небольшие полузамкнутые микропространства. Для этой цели подойдут небольшие ширмы, деревянные или металлические каркасы и отрезы ткани, крупный модульный материал.

Игра продолжает оставаться для старших дошкольников любимым вином деятельности, возможностиучастия детей в разнообразной игровой деятельности расширяются, этому способствует накопленный игровой опыт. Предметно-игровая среда строится так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр.

В сюжетно-ролевых играх дети отражают различные сюжеты: бытовые (магазин, семья), трудовые (моряки, строительство дома, доктор, школа), общественные (праздники, путешествия), содержание любимых литературных произведений и кинофильмов. Атрибутика игр для старших дошкольников должна быть более детализированной. Большая часть оборудования хранится в коробках, на которых есть картинка и надпись для узнавания игры, и дети самостоятельно определяют, в какие игры будут играть. «Развернуты» только те игры, в которые дети в данный период времени играют (игры могут длиться несколько дней и даже недель).

На шестом-седьмом годах жизни дошкольники начинают интенсивно осваивать режиссерскую игру, которая превращается в развернутую форму коллективной деятельности. В отличие от сюжетно-ролевой игры, в которой дети воспроизводят преимущественно профессиональную жизнь людей и их отношения, такие игры опираются на более широкий социальный опыт — впечатления, полученные из сказок, мультфильмов, те-лефильмов.

Для развития режиссерской игры необходимо выделить специальное место, где бы разыгрывались сюжеты (можно изготовить «сцену» с кулисами из большой картонной коробки), набор игрушечных персонажей размером примерно в ладонь взрослого, «бросовый» материал и инструменты, а также некоторые схемы-образцы, фотографии декораций и кукол.

Изобразительная деятельность — одна из самых любимых у детей. Кроме обычных материалов, необходимо включить схемы — способы создания образов с помощью разнообразных техник.

Игры с песком, водой, снегом, камешками, глиной также должны быть представлены в группе, так как перед педагогом стоит новая задача: показать детям различные возможности инструментов, помогающих познавать мир, и прежде всего — микроскопа.

Важную роль в развитии старших дошкольников играет конструктивная деятельность. Включите в среду группы конструкторы и строительные наборы, выполненные из разного материала (пластика, дерева, металла), напольные и настольные, с разнообразными способами крепления деталей, разной тематической направленности. Кроме самих наборов, необходимо включить в среду группы схемы-образцы построек, фотоальбомы (с фотографиями архитектурных сооружений и детских построек), тетради для зарисовки схем созданных детьми конструкций.

Возрастает роль книги как источника новых знаний. Так же как и в средней группе, наряду с художественной литературой в книжном уголке должна быть представлена справочная, познавательная литература, энциклопедии (общие и тематические) для дошкольников. Желательно расставить книги в алфавитном порядке, как в библиотеке, или по темам (природоведческая литература, сказки народные и авторские, литература о городе, стране и т. п.).

Следует помнить, что позвоночник ребенка 5-7 лет очень чувствителен к деформирующим воздействиям, поэтому особое внимание следует уделить укреплению мышц спины — это очень важно для будущих первоклассников. Если позволяют средства и площадь, приобретите спортивный комплекс. В тех местах группы, где у детей длительно сохраняются статические позы, необходимо продумать способы разминки (дартс, кольцебросы, кегли, серсо, баскетбольные кольца, мишени и ша-рики для бросания, подвески-колокольчики для вытягивания, воротца для подлезания и т. п.).

У старших дошкольников начинает активизироваться интерес к будущему школьному обучению. Его надо поддерживать и развивать. Включите в среду группы школьную атрибутику (ранцы, обучающие тетради, линейку, ручку и карандаш, колокольчик для звонка и прочее), подберите книги, в которых рассказывается о школьной жизни, вместе с детьми изготовьте альбомы с рисунками, фотографиями и рассказами о школе. Целесообразно выделить в группе учебную зону, обстановка которой была бы приближена к учебной среде класса.

Важная задача — развитие рефлексии, формирование адекватной самооценки. Детям необходимо показывать рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий. Чаще обсуждайте успехи и достижения ребенка, фиксируйте их зримо для ребенка — знаками, рисунками или пиктограммами.

Умение планироватьочень пригодится ребенку и в школе, и в жизни вообще. Это умение можно развивать, предлагая ребенку определить, чем он будет заниматься в течение дня, в течение недели. План фиксируется разными способами (записывается воспитателем или обозначается с помощью картинок). Для этого в группе надо иметь список имен детей, выставляя напротив каждого имени карточку с планом.

Необходимо развивать у ребенка представления о его собственных возможностях и силах, учить познавать себя, используя самонаблюдение. Для этого есть разнообразные пути. Например, обратите внимание ребенка на его внешние характеристики — «Я расту». Желательно каждый месяц обсуждать с детьми какую-либо тему, связанную с ребенком, его интересами. Эти темы надо не только обговаривать, но и записывать, зарисовывать, делать фотообзоры. Можно привлечь к этому родителей, предложив сделать семейную газету.

Старших дошкольников привлекает возможность изменения внешнего вида — имиджа. Для этого в группе также должно иметься специальное оборудование.

На шестом году жизни ребенка совершенствуются нервные процессы — возбуждение и торможение. Это благоприятно сказывается на возможностях саморегуляции: дети начинают чаще поступать «как надо» и воздерживаться от нежелательных действий, возрастает произвольность поведения. Это важная характеристика, свидетельствующая о готовности к школе. Но в целом способность к произвольной регуляции своей активности выражена все еще недостаточно, наблюдается импульсивность поведения, реакций. Поэтому значительное место должно отводиться играм с правилами, которые способствуют развитию произвольности психических процессов и поведения старших дошкольников. Замечено, что старшие дошкольники, умеющие играть в разные игры с правилами, успешно осваивают учебную деятельность в школе.

Развитие децентрации, т. е. способности понять и принять другую точку зрения, — одно из необходимых условий готовности ребенка к обучению в школе. Существуют специальные игры на развитие децентрации: игры с зеркалом, игры на пространственную ориентацию «от другого объекта», в которых точка отсчета находится вне ребенка.

Обязательно в группе должна быть игротека для самостоятельных игр с игровыми материалами, способствующими познавательному и математическому развитию детей. Обязательны тетради на печатной основе, познавательные книги для дошкольников. Также должны быть представлены игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности, психических процессов, в особенности внимания, памяти, мышления. Для развития мелкой моторики очень хороши разнообразные мозаики, пазлы из 48-120 деталей, книги-раскраски, трафареты, обводки и другие подобные материалы.

Важная задача — развитие фонематического слуха. С этой целью воспитатель может предлагать детям в течение дня подбирать предметы и игрушки, названия которых или начинаются с определенного звука, или этот звук есть в середине, вконце слова.

В старшем дошкольном возрасте дети проявляют активный интерес к прошлому, настоящему, будущему. Включите в среду группы материалы, которые помогут дошкольникам лучше воспринять ваши рассказы. Можно вместе с детьми сделать макеты, отражающие содержание, с которым знакомятся дошкольники.

Для старших дошкольников расширяются возможности познания родного края, страны.

Необходимо продолжать развивать представления детей об эмоциональных состояниях людей. В этом помогут картинки, фотографии, кукольные персонажи. При этом важно показать детям конкретные способы проявления заботы о людях, находящихся в разных эмоциональных состояниях, что опять-таки можно делать с помощью картинок-ситуаций. Отведите в группе место для постоянного вывешивания картинок, изображающих различные эмоциональные проявления людей, и оценки этих проявлений ( «Плюс» — правильно, возможно; «минус» — так поступать нежелательно). Неплохо также иметь игры, в которых дети сами конструируют эмоциональные проявления людей.

5. Характеристика изменений, которые привносит в жизнь детей и педагогов данная инновация

При формировании предметно-развивающей среды дошкольных групп в соответствии с программой «Детство» на основе целевых комплектов игрового оборудования решаются следующие задачи:

  • предметно-развивающая среда дошкольных групп модернизируется, дополняетсяи уточняется в соответствии с образовательной программой
  • характеристики предметно-развивающей среды приводятся в соответствии с ФГОС ДО
  • воспитанники получают доступ к новым сферам деятельности
  • у педагоговформируется полное и чёткое представление о составе и состоянии предметной игровой среды
  • — исключается ненужное дублирование игровых средств,
  • — оптимизируется размещение игровых средств и освобождаются неэффективно используемые площади.
Следующая >
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]