Особенности игровой деятельности старшего дошкольного возраста
На данном этапе развития игры слово и дело смыкаются, а ролевое поведение становится моделью осмысленных детьми отношений между людьми. Наступает этап собственно-ролевой игры, в которой играющие моделируют знакомые им трудовые и общественные отношения людей.
Научное представление о поэтапном развитии игровой деятельности даёт возможность выработать более чёткие, систематизированные рекомендации по руководству игровой деятельностью детей в различных возрастных группах.
Чтобы добиться игры подлинной, эмоционально насыщенной, включающей интеллектуальное решение игровой задачи, педагогу необходимо комплексно руководить формированием, а именно: целенаправленно обогащать практический опыт ребенка, постепенно переводя его в условный игровой план, во время самостоятельных игр побуждать дошкольника к творческому отражению действительности.
Игра динамична там, где руководство направлено на поэтапное её формирование, с учётом тех факторов, которые обеспечивают своевременное развитие игровой деятельности на всех возрастных ступенях. Здесь очень важно опираться на личный опыт ребёнка. Сформированные на его основе игровые действия приобретают особую эмоциональную окраску. В противном случае обучение игре становится механическим. Эмоции цементируют игру, делают её увлекательной, создают благоприятный климат для взаимоотношений, повышают тонус, который необходим каждому ребёнку доля его душевного комфорта, а это, в свою очередь, становится условием восприимчивости дошкольника к воспитательным действиям и совместной со сверстниками деятельности.
Все компоненты комплексного руководства формирования игры взаимосвязаны и одинаково важны при работе с детьми. По мере взросления детей меняется и организация их практического опыта, который направлен на активное познание реальных взаимоотношений людей в процессе совместной деятельности. В связи с этим обновляется содержание обучающих игр и условия предметно- игровой среды. Смещается акцент активизирующего общения взрослого с детьми: оно становится деловым, направленным на достижение совместных целей. Взрослые, выступают в роли одного из участников игры, побуждая детей к совместным обсуждениям, высказываниям, спорам, беседам, способствуют коллективному решению игровых задач, в которых отражается совместная общественно-трудовая деятельность людей.
Итак, сформированность игровой деятельности создаёт необходимые психологические условия и благоприятную почву для всестороннего развития ребенка. Всестороннее воспитание детей с учетом их возрастных особенностей требует систематизации используемых в практике игр, установление связей между разными формами самостоятельной игровой и не игровой деятельности, протекающей в игровой форме. Как известно, любая деятельность определяется её мотивом, то есть, тем, на что эта деятельность направлена. Игра является деятельностью, мотив которой лежит в ней самой. Это означает, что ребёнок играет по тому, что ему хочется играть, а не и ради получения какого-то конкретного результата, что типично для бытовой, трудовой и любой другой продуктивной деятельности.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Традиционно подчёркивалось прежде всего воспитательное, образовательное и развивающее значения игры, как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте. Так , в исследованиях Л.А. Венгера,А.В.Запорожца, Р.С.Буре показана роль различных видов игр в социализации ребёнка, его психическом развитии и социально- развитом становлении. А.П. Усов, Т.А. Репина, А.А. Рояк определили значение игры в становлении коллективных взаимоотношений дошкольника, в развитии «детского общества». Труды Л.С.Выготского, Ж.Пиаже, Д.Б.Эльконина раскрыли роль творческих игр и игр с правилами в умственном развитии ребёнка. Развитие произвольности поведения через игру показано в исследованиях З.В Михайленко.
Игра является действенным средством познавательного, социального, физического и психического развития, формирования у ребёнка основ общечеловеческой культуры.
Общеизвестно из «народной педагогики», что «недоигравший ребёнок» быстро теряет интерес к учёбе. Поэтому игра на дошкольном этапе имеет особую ценность: она способствует формированию у ребёнка любознательности,стремления к получению новых знаний. В играх с правилами, дидактических и подвижных происходит развитие произвольного поведения детей. Ребёнок учиться подчинять свои действия образцу, в качестве которого может выступать поведение , мнение и оценка окружающих. К концу дошкольного периода у ребёнка появляется способность управлять своим поведением, подчиняться правилам и требованиям. Именно игра позволяет сформировать у детей первые этические и моральные установки, когда они начинают оценивать свои и чужие поступки.
Наблюдения показывают, что современные дошкольники не умеют организовывать свою деятельность, наполнять её смыслом. Дошкольный возраст- оптимальный период для формирования личности, поэтому не стоит питать иллюзии , что способности эти разовьются сами по себе в более зрелом возрасте.
Условно игры можно разделить на две основные группы: сюжетно- ролевые( творческие) игры и игры с правилами.
Сюжетно- ролевые — это игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры- забавы, развлечения.
Игры с правилами — к ним относятся дидактические игры ( игры с предметами и игрушками,словесные дидактические, настольно- печатные, музыкально- дидактические игры) и подвижные ( сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта)
Остановлюсь более подробно на дидактических играх.
Дидактические игры широко распространены в системе дошкольного образования: они известны как игры обучающего характера или игры с правилами, но обучающая задача в них не выступает прямо, а скрыта от играющих детей, для которых на первом плане оказывается игровая задача. стремясь реализовать её, дети выполняют игровые действия, соблюдают правила игры. Дидактическая игра имеет определённую структуру и включает в себя обучающую и игровую задачи, игровые действия,игровые правила.
Обучающая (дидактическая) задача позволяет воспитателю добиваться в игре конкретных результатов, ориентированных на развитие тех или иных качеств детей(формирование сенсорных способностей, развитие слухового восприятия и т. д.), на уточнение знаний, умений, навыков и представлений (например,умение выделять признаки предметов).
Обучающая задача доводится до детей в виде игровой задачи , имеющей характер практических заданий (рассмотреть картинку и найти несоответствия).
Игровое действие позволяет детям реализовать поставленную перед ними задачу и является способом поведения, деятельности в игре (подбирают картинки, загадывают загадки).
Игровое действие направлено на выполнение игрового правила, которое, в свою очередь, ограничивает своими рамками проявление активности детей в игре, указывает, как должны выполняться игровые действия ( загадывать загадки только о тех предметах, которые находятся в комнате).
Дидактическая задача,игровое действие и игровые правила тесно взаимосвязаны. Каждый структурный компонент дидактической игры напрямую зависит от обучающей задачи и подчиняется ей: игровое действие невозможно определить, не зная поставленной задачи; игровые правила способствуют решению обучающей задачи, но но чем больше ограничений в игре, тем труднее решить поставленную задачу.
Содержание дидактических игр и порядок постановки дидактических задач определяется программой. Дидактические игры могут содержать сразу несколько обучающих задач( например, в словесной игре: развивать слуховое восприятие детей, активизировать речь, учить согласовывать слово и действие).
Дидактическая игра планируется и вводится в занятие педагогом, поэтому именно от него зависит, какие задачи будут поставлены, как будет проходить игра, какого результата можно ожидать. воспитатель должен своевременно планировать игру, определить её место в структуре занятия, подготовиться к игре (подобрать дидактические материалы, обустроить место, продумать методику проведения игры, определить состав игроков), провести последующий анализ игры. Особое внимание при проведении игр следует обратить на создание атмосферы увлечённости, посильность дидактической задачи, темп игры.
Учёные отмечают роль дидактической игры в умственном, сенсорном развитии детей. В раннем детстве ребёнок постигает действительность посредством чувственного восприятия и ощущений в ходе действий с предметами. В процессе специально организованной деятельности он учиться анализировать, сравнивать. обобщать предметы. Основной формой обучения выступают игры- занятия, в основе которых лежат дидактические игры.
В науке нет единого мнения, чем же в действительности является дидактическая игра: средством, формой, методом или видом деятельности. Главное состоит в том,какие возможности открывает дидактическая игра в воспитании и развитии детей, какие новые перспективы в развитии игровых технологий указывает.
У детей в возрасте 6- 7 лет начинают складываться личностные механизмы поведения, в которых основное место занимают осознанность и опосредованность собственного поведения. На смену непроизвольно- произвольному приходит произвольное поведение. Ребёнок начинает осознавать себя членом общества взрослых.
В старшем дошкольном возрасте интеллектуальная активность эффективно развивается в играх с правилами.Особенность дидактической игры состоит в том, что старшие дошкольники будут играть в неё, если она будет занимательной, эмоционально захватывающей. Тогда появится усидчивость, некоторая сдержанность в выполнении игровых действий.
В играх дети подготовительной группы стремятся опередить товарищей по игре, когда возможность стать первым есть у всех членов команды. Не менее важен заключительный этап игры, когда подводятся итоги, даётся оценка работы команд. Коллективный характер творчества, проявляющийся в коллективной игре, побуждает детей рассуждать, сравнивать, обмениваться мнениями, спорить, поддерживать друг друга, уважать чужое мнение, просить совета, помощи. Результат совместной работы значительно превышает потенциальные возможности каждого участника.
В играх детей подготовительной группы значительно усложняется дидактический материал, который воспитатель предлагает им в виде карт, чертежей, рисунков, схем- наглядных пространственных моделей. В процессе работы с моделями дети усваивают соотношение части и целого, существенные черты изучаемых моделей. Им интересна как индивидуальная, так и коллективная форма обучения.Воспитатель варьирует задания, а дети проявляют всё большую самостоятельность, внося в игру новое содержание, выполняя новые для них роли.
Следующая > |
Предметно-развивающая среда в дошкольных учреждениях
В 1990-е годы в работах В.А. Петровского, Л.М. Клариной, Л.А. Смывиной, Л.П. Стрелковой, Н.Ю. Кузнецовой, В.В. Михайленко, Н.А. Коротковой, Е.И. Рзаевой и других ученых был поднят вопрос о предметно-развивающей среде. Термин «среда разработки» стал очень популярным уже довольно давно. Однако термин «окружающая среда» не имеет четкого определения в науке. Термин «среда разработки» можно рассматривать в широком и узком смысле.
В самом широком смысле развивающая образовательная среда — это социокультурное пространство, в котором процесс развития личности происходит спонтанно или с разной степенью организованности. С точки зрения таких психологов, как Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, развивающая среда — это определенное упорядоченное образовательное пространство, в котором происходит развивающее обучение. Большинство специалистов используют концепцию доктора психологических наук С.Л. Новоселовой: «Развивающая предметная среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, которая функционально модернизирует содержание развития его психической и физической фигуры. Обогащенная развивающая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка».
Между тем, в отечественной дошкольной педагогике и психологии накоплен большой опыт работ по проблеме воспитания и обучения дошкольников через игровую деятельность (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, С.А. Новоселова, Е.В. Зворыгина, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, Н.В. Нищева и др.) Особенностью этих исследований является акцент на построении предметно-игровой среды, что предполагает поиск новых подходов к организации в дошкольном учреждении, работу в новой среде — в рамках личностно-ориентированного подхода. В ДОУ можно организовать такую среду, направленную на «гармонизацию по количеству, разнообразию, оригинальности, вариативности, степени влияния на личность ребенка» (Р.Б. Стеркина) всех ее компонентов, которая способствует развитию личности дошкольника, становится источником его знаний и социального опыта, в том числе игрового.
Видно, что важной задачей современного дошкольного образования является совершенствование педагогического процесса и повышение качества работы с детьми через правильную организацию игровой среды, где ребенок может проявить собственную активность и полностью реализовать себя. Созданная в группе предметно-развивающая среда обеспечивает качественное дошкольное образование, обеспечивая охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, способствуя высокому нравственному развитию и воспитанию детей.
В соответствии с рекомендациями федеральных государственных образовательных стандартов образовательная работа с детьми осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности: игры, общения, труда, познавательно-исследовательской деятельности, продуктивной деятельности, музыкально-художественной деятельности, что способствует удовлетворению потребностей детей.
Тематическая строительная среда старшей группы должна быть основана на следующих принципах:
- Информативность, предоставление разнообразных тем детской деятельности, материалов и оборудования, используемых детьми в процессе деятельности;
- Вариативность, обусловленная содержанием регионального образования, национально-культурными и художественными традициями региона;
- Полифункциональность, которая обеспечивает не только варианты различного использования тех или иных компонентов предметно-развивающей среды в зависимости от субъекта деятельности, но и последовательные линии между всеми компонентами образовательного процесса;
- Целесообразность, обеспечение предметно-развивающей среды группы необходимым и достаточным наполнением, которое дает детям возможности для самовыражения, способствует индивидуальному благополучию и эмоциональному самочувствию каждого ребенка;
- Трансформируемость, которая подразумевает возможность изменения предметно-развивающей среды в зависимости от решаемых видов деятельности и образовательных задач.
«Особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте»
В среднем дошкольном возрасте выполнение роли становится значимым мотивом игровой деятельности: у ребенка развивается желание не просто играть, а выполнять ту или иную роль. Смысл игры для дошкольника 4-5 лет заключается в отношениях между персонажами. Поэтому ребенок охотно берет на себя те роли, отношения в которых ему понятны(воспитательница заботится о детях, капитан ведет корабль и т.д.). Ребенок изображает эти отношения в игре с помощью речи, мимики, жестов. В этом возрасте ролевая речь становиться средством взаимодействия. Поскольку у детей формируется избирательное отношение к тем или иным ролям, их распределение до начала игры — процесс довольно эмоциональный. Помощь педагога необходима.
В старшем дошкольном возрасте смысл игры заключается в типичных отношениях лица, роль которого выполняет ребенок, с другими лицами, роли которых берут на себя другие дети. В играх появляются ролевые диалоги, с помощью которых выражаются отношения между персонажами, устанавливается игровое взаимодействие. Для качества выполнения роли важно отношение к ней ребенка. Поэтому следует иметь в виду, что старшие дошкольники неохотно выполняют роли, которые, по их представлениям, не соответствуют их полу. Так, мальчики отказываются исполнять роль воспитателя, заведующего дошкольного учреждения, в игре в школу соглашаются быть только учителем физкультуры. Выполняя роль, ребенок принимает во внимание не столько внешнюю логику, последовательность действий, сколько смысл социальных отношений.
Характеристика сюжетно-ролевой игры, как творческой деятельности.
Творчество определяется как деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие новизной и общественной значимостью, то есть в результате творчества создается что-то новое, до этого еще не существующее.
Психологические и педагогические исследования, а также практика наших детских садов доказывают, что начало развития творческих способностей детей, падает на дошкольный возраст, когда меняется характер их деятельности по сравнению с ранним детством. Воображение старших дошкольников приобретает все более активный характер, у них развивается способность к творческой деятельности. Глубокий и сложный процесс преобразования и усвоения жизненных впечатлений происходит в играх. Творческое начало проявляется и в замысле — выборе темы игры, рисунка, в нахождении способов осуществления задуманного, и в том, что дети не копируют виденное, а с большой искренностью и непосредственностью, не заботясь о зрителях и слушателях, передают свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства. В отличие от взрослых дети не способны во всех деталях обдумать предстоящую работу или игру, они намечают лишь общий план, который реализуется в процессе деятельности. Задача воспитателя — развивать творческие способности ребенка, целенаправленное воображение, побуждать его в любом деле идти от мысли к действию. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача педагога, — опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность. Обучение играет огромную роль в «разумной творческой деятельности» ребенка. При правильном обучении творчество детей достигает относительно высокого уровня. Таким образом, в дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств. Творческое воображение ребенка особенно ярко проявляется и развивается в игре, конкретизируясь в целенаправленном игровом замысле.