Развитие общения младшего дошкольника в игровой деятельности
Определение 1
Общение – это процесс установления контактов между людьми, необходимый для реализации ими совместной деятельности и установления дружеских и иных взаимоотношений.
Навыки общения начинают формироваться с раннего возраста ребенка. Их формирование необходимо для социального становления и развития личности дошкольника.
Навыки общения начинают формироваться у детей через игровую деятельность. Это обусловлено тем, что игра является ведущим видом деятельности дошкольника и помогает в освоении им основ устройства окружающего мира.
Рисунок 1. Общение дошкольников. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
В младшем школьном возрасте, общение ребенка со сверстниками имеет свои особенности. Они связаны с тем, что ребенок еще не владеет основами культурного поведения и не знает норм социального общения. Ознакомиться с ними можно посредством игры.
Игровая деятельность помогает развить у детей навыки совместной деятельности, установить азы взаимодействия в коллективе, устранить замкнутость ребенка, убрать его стеснение в установлении социальных контактов и сформировать навыки положительного контактирования со сверстниками.
Игровая деятельность младших дошкольников, ориентированная на формирование навыков общения ребенка, должна строиться на основе соблюдения ряда условий:
- Игровой процесс должен быть свободным от оценивания. Нельзя ставить оценку игровым успехам или неудачам. Это превращает игру в соревнование. Ребенок теряет связь своей деятельности со сверстниками и стремится действовать так, а не иначе для получения положительной оценки взрослого. Поэтому, оценки необходимо убирать, чтобы развивать чувство коллективной общности, единой направленности деятельности дошкольников.
- Построение сюжетной игры или дидактической игры без использования игрушек. Игрушки отвлекают внимание ребенка от совместной деятельности, от общения с другими участниками игры.
- Исключение соревновательных моментов в игровом процессе. В младшем школьном возрасте, необходимо использовать такие игры, которые максимально сосредотачивают ребенка на совместной коллективной деятельности. Конкурсы и соревнования приводят к коллективной разобщенности.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Особенности общения детей дошкольного возраста в игровой деятельности 400 ₽ Реферат Особенности общения детей дошкольного возраста в игровой деятельности 270 ₽ Контрольная работа Особенности общения детей дошкольного возраста в игровой деятельности 190 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Детская игра как среда для развития всех сторон общения
Рассмотрим, как условия игры открывают дошкольникам возможности формировать навыки коммуникации с точки зрения основных функций общения.
Развитие информационно-коммуникативной функции
Если в обычных беседах дети говорят, не особо слушая другого, то игровая ситуация значительно уменьшает подобный хаос. Складывается ситуативно-деловая форма общения.
Нужно ли договориться, в какую игру будут играть, распределить роли или обсудить правила – дошкольники стараются выслушать говорящего. В группе детей всегда находятся те, кто перебивают, не дослушав, выкрикивают свои предложения. Другие дети таких крикунов останавливают, просят помолчать, одергивают: «Дай послушать!».
Следуя сюжету, дошкольники стремятся выполнять роли так, чтобы передавать характер отношений, а не просто выполнять действия. Активно используется ролевая речь, адресуемая партнерам по игре. Часто развиваются диалоги между героями сюжета. Это отличная тренировка коммуникации.
В старшем дошкольном возрасте нередко содержанием игры становятся отношения между людьми и правила, регулирующие поведение и общение. К примеру, изображая занятие в школе, один из дошкольников выступает строгим учителем, делает замечания ученикам, строго следит за учебным регламентом.
Таким образом, благодаря включению в игру дети обмениваются информацией, узнают много нового, приобретают опыт эффективной коммуникации, имеют возможность высказаться самим и услышать других.
Формирование навыков взаимодействия
Освоение дошкольником мира отношений в значительной степени происходит за счет подражания другим. Важнейшая практическая задача для дошкольника – научиться действовать сообща, согласуя свои желания и действия с активностью сверстников.
Чем старше дошкольник, тем больше у него проявляется желание к совместной игре. Он даже может соглашаться на роли, мало ему интересные, ради того, чтобы включиться в коллективную деятельность.
Интересно, что далее срабатывают иные механизмы: выбирая партнера в рамках сюжета, дети не хотят случайного выбора, а предлагают совместно играть тому, с кем уже установились дружеские отношения или проявились общие интересы.
Как пример, девочка может согласиться быть не стюардессой (привлекательная роль), а пассажиром, но при этом пригласит и своего друга в «пассажиры». И только после этого гораздо задорнее включится в исполнение роли, которая изначально особого интереса не вызывала.
Сюжетно ролевая игра создает условия, чтобы у детей параллельно складывались ролевые и реальные отношения. В ролевых они тренируются «как надо», а в реальных ведут себя так, как им хочется.
Когда дети высказываются в соответствии с выбранной ролью, они отражают свои представления о стиле и характере взаимоотношений. Они ежедневно видят, как общаются их родители, как взаимодействуют другие взрослые, и подражают им в соответствии с игровым сюжетом.
Любопытно наблюдать, как дошкольник на минутку выходит из роли и начинает высказывать свои замечания, что кто-то ведет себя не так, или правила игры не соответствуют тому, как это бывает в жизни.
Развитие эмоциональной сферы и восприятия детьми друг друга
Ситуации, проигрываемые детьми, придуманы понарошку, а чувства, переживаемые в игре, – настоящие, реальные.
В игре ребенок может проявить себя так, как он не решится вести себя в повседневном общении со сверстниками. Особенно это касается робких детей. Взрослые, организовывающие или наблюдающие игры дошкольников, должны способствовать тому, чтобы несмелые ребятишки также оказывались в главных ролях. Это не только откроет потенциал ребенка, но и позволит другим детям увидеть сверстника с новой стороны.
В детских играх много экспрессии, смеха или бурных возмущений. Дошкольник учится управлять своим поведением и эмоциональностью, осваивает нравственные нормы взаимоотношений.
Дошкольники, играя, довольно часто ссорятся. Особенно на этапе распределения ролей, установления правил, развития сюжета. Причиной этих ссор являются различия в представлении действий и характера игры. Например, один ребенок считает, что их игровой «магазин» должен копировать супермаркет с самообслуживанием, а другой настаивает, чтобы «продавец» взвешивал, принимал «деньги» и пр.
Спорящим приходится идти на компромисс и договариваться. Иначе игра не состоится. Причем такие споры дошкольники решают сами, без обращения к взрослым. Так они учатся уступать, соглашаться с иным мнением, справляться с обидой и предпринимают первые попытки анализировать свое поведение и поступки других детей.
Коммуникативное развитие ребенка среднего дошкольного возраста в игре
Средний дошкольный возраст является периодом перехода ребенка от общения со взрослыми к установлению тесных контактов со сверстниками. Ребенок испытывает потребность в общении с другими детьми. Он теряет интерес к общению со взрослыми и желает найти себе партнеров по общению со сходными интересами и возможностями.
В среднем дошкольном возрасте происходит объединение детей в небольшие группы по общим интересам. Они строят игры, которые актуальны для них и реализуют их в своем узком кругу.
Общение, возникающее в ходе игровой деятельности детей этого возраста, способствует:
- Развитию внимания ребенка к партнеру по общению;
- Формированию навыков построения диалога;
- Развитию навыков привлечения внимания сверстника, который интересен ребенку;
- Развитию навыков коллективной деятельности (в малых группах);
- Формированию основ невербального общения.
Игры помогают развивать навыки общения дошкольников. Они снимают напряжение детей и помогают устранить стеснение.
Для развития общения в среднем дошкольном возрасте используются игры, ориентированные на парную работу: описание друг друга, построение диалога, вхождение в контакт, а также игры на развитие навыков командной работы: испорченный телефон, хоровод, ручейки и т.д.
Какие условия для общения предоставляет детям игра
В дошкольном возрасте игра является главной формой детской активности, ведущей деятельностью, которая стимулирует всестороннее развитие ребенка. Подавляющее большинство игр рассчитано на партнерство, коллективные взаимодействия.
Хочет ребенок проявить себя в какой-либо роли – ему нужны партнеры; желает бегать-прыгать – нуждается в соучастниках активного действа.
Такая деятельность подразумевает взаимодействие, коммуникацию, общение как друг с другом, так и в коллективе детей.
Игра обладает совокупностью требований и характеристик, которые имеют прямое отношение к развитию общения.
- Необходимость устанавливать связи с другими детьми, что-то сообщать, о чем-то спрашивать.
- Умение и готовность действовать сообща.
- Возможности проявить инициативу и убедить сверстников, чтобы приняли в игру или согласились с предложением какого-либо правила и пр.
- Готовность подчиниться требованиям коллектива и изменить свое поведение.
- Необходимость считаться с мнением других.
- Умение найти свое место в игре и коммуницировать в ходе действий.
- Готовность проявлять внимание и эмоциональную поддержку сверстникам.
- Потребность контролировать свое поведение, высказывания, всплески эмоций.
Общение в жизни человека выполняет три основные функции: информационно-коммуникативную, регулирующую взаимоотношения и обеспечивающую эмоциональность отношений (аффективно-перцептивная). Если проанализировать вышеприведенный список, то становится очевидным, что для каждой из функций общения есть место развитию в игровой деятельности дошкольников.
Материал, который предлагается для работы с детьми и с которым работают дети – распространенный и по большей части известный педагогам: дидактические, коммуникативные игры, рассуждение, запоминание, игры на внимание, проигрывание ситуаций и т.п. Не надо стремиться научить их в совершенстве и автоматически выполнять правила. Усилия детей должны быть сосредоточены на освоении отношений: на выработке умения договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя. Возникновению между детьми доверительных, эмоциональных связей способствуют различные (в основном невербальные) игры и упражнения, участвуя в которых и выполняя которые дети привыкают устанавливать глазной и тактильный контакты друг с другом… Групповая поддержка, возможность действовать заодно с другими вызывают чувство защищенности. Цель: 1. Развитие эмоциональной сферы детей, умения понимать свое эмоциональное состояние 2. Развитие коммуникативных способностей Задачи: 1.Научить детей распознавать эмоции окружающих людей, развивать умение адекватно выражать свои эмоции 2.Формировать навыки совместной деятельности, внимательное доброжелательное отношение к окружающим людям . Способность к общению включает в себя:
- Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»),
- Умение организовать общение («Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации,
- Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).
Дети 5-6 лет уже умеют согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносят свои действия с общественными нормами поведения. В исключительных случаях необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности. Для формирования положительных навыков общения необходимо развивать в детях и эмоциональное восприятие окружающего. Эмоции – одна из составляющих частей человеческой натуры. Научившись различать эмоциональное состояние, дети более дифференцированно проявляют и собственные эмоции. Способность понять эмоциональное состояние человека и возможность передать свои эмоции всеми доступными средствами – высокая ступень человеческого общения. \ Приложение. Практический материал. Игры и упражнения, способствующие созданию положительного эмоционального фона, сплочению группы, возникновению чувства «Мы», умению подчиняться требованиям одного. «Рычи, лев, рычи!» Детям предлагается представить, что все они – львы, большая львиная семья. Устраивается соревнование, кто громче рычит. По команде «Рычи, лев, рычи!» дети должны «рычать», соревнуясь в громкости. Когда выбирается самый громкий голос, все дети начинают «рычать» хором – это делается до тех пор, пока группа не начинает замечать, что получается какая-то мелодия. Танец индейцев Участники свободно рассредоточиваются по комнате. Детям предлагается внимательно смотреть на ведущего и повторять за ним все движения, имитирующие танец индейцев. Темп постепенно убыстряется. Паровозик Дети цепляются друг за друга, изображая вагончики, впереди – паровозик. Каждый должен почувствовать поддержку другого. Паровозик с вагончиками преодолевает в ходе игры всякие препятствия: перепрыгивает через ручей, проезжает по дремучему лесу, пробирается через горы, мимо страшного зверя… «Хочухалки» Ведущий кончиком карандаша рисует в воздухе очень медленно какую-либо букву. Детям предлагается угадать букву (а угадывают они обычно все), но не закричать тут же правильный ответ (а очень хочется), а, преодолев свое «хочу выкрикнуть», дождаться команды ведущего и ответ прошептать. Игры и упражнения, на развитие коммуникативных способностей. Цель: Развивать умение слушать и слышать партнера, сопереживать, учитывать его желания. Умение приветливо обратиться к сверстнику, выразить положительное отношение к товарищу, использовать вербальные и невербальные средства общения. Приветствие \ «Здравствуйте!»\ Участники разбиваются на пары и встают напротив друг друга на расстоянии нескольких шагов. По сигналу экспериментатора партнеры приближаются друг к другу обмениваются разнообразными приветствиями. Это могут быть рукопожатия, объятия, реверансы, похлопывания, восторженные восклицания. Обмениваясь приветствиями, партнеры меняются. Коллективная сказка Дается инструкция – придумать сказку. Первый рассказчик говорит предложение. Второй – говорит второе предложение, третий – третье предложение сказки и т. д. Таким образом, получается рассказывание сказки по очереди. Волшебное слово Дети встают полукругом. Ведущий – перед ними. Ведущий объясняет, что он будет показывать разные движения, а играющие должны их повторять, но только в том случае если он к показу добавит слово «пожалуйста». Замечание: «волшебное слово» ведущий произносит в случайном порядке, через 1-5 движений. Тот, кто ошибается, выходит на середину и «дарит» всем комплименты или высказывает пожелания игрокам. Мы очень любим Инструкция: «Давайте выберем водящего, а потом представим, что все мы все – мама, папа, бабушка, дедушка или друзья – словом, те, кто очень любит нашего водящего. Он будет кидать нам по очереди мячик, а мы – придумывать и называть его ласковое имя». Угадайка Инструкция: «Давайте поиграем в игру. Посмотрите внимательно на своего соседа справа и попробуйте угадать, что нравится в вашем соседе его маме». Дети по очереди проговаривают вслух свои догадки. Затем предлагается выбрать детей, правильно угадавших. Хотя чаще всего дети, о которых угадывают, затрудняются отметить правильность или неправильность отгадок. После первого круга может быть организован второй, в котором дети угадывают, что нравится с соседе его друзьям, далее третий круг – что нравится воспитателю в детском саду. Ведущий должен быть готов оказать детям помощь в угадывании, особенно в третьем круге. Игры с правилами, упражнения и задания, способствующие формированию способности к сотрудничеству. Цель: развивать умение выполнять общее задание вдвоем, работать в паре дружно, без конфликтов, согласовывать свои точки зрения, находить общее решение, один ответ на двоих, согласовывать действия друг друга, обращаться друг к другу за помощью. Собери открытку Детям в паре предлагается 3 открытки с различными изображениями, каждая из которых разрезана на 4 части. /Части всех открыток перемешиваются/. Необходимо вдвоем собрать одну из открыток. «Повтори, дополни, отличись!» Материал: набор геометрических фигур (4 формы, 3 цвета, 2 размера). Играть можно парами, четверками, подгруппами. Условия игры: если ведущий поднимает фигуру и говорит: «Повтори!» — все должны поднять такую же фигуру, если ведущий говорит: «Дополни!» – надо поднять фигуру, отличающуюся каким-то одним признаком. Например, если ведущий показывает фигуру и говорит: «У меня есть маленький зеленый треугольник», ответ-дополнение может быть таким: «А у меня есть меленький зеленый кружок». На команду «Отличись!» – надо показать фигуру, полностью отличающуюся от заданной. (В ответ на показ маленького зеленого круга надо показать фигуру не маленькую, не зеленую и не круглую). Ответы детей оцениваются Знаками + и — . Рукавички Материал: силуэтные изображения рукавичек, 2 набора цветных фломастеров. Вариант 1. Двум детям дают по одному изображению рукавичек и просят украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковыми. Поясняют, что сначала надо договориться, какой узор рисовать, а затем приступать к рисованию. Дети получают по одинаковому набору фломастеров. Вариант 2. Аналогично первому, но детям дают один набор фломастеров, предупреждая, что фломастерами надо делиться. Будь внимателен! Участники встают полукругом. Вариант 1. На счет «Раз, два, три!» все дети одновременно «выкидывают на руках определенное число пальцев. Экспериментатор поясняет: «Внимательно смотрите друг на друга и в следующий раз постарайтесь все показать одинаковое количество пальцев». Упражнение повторяется до тех пор, пока к всех участников не совпадет количество «выставленных» пальцев. Вариант 2. Экспериментатор обращается к детям: «Сколько я сделаю хлопков, столько человек должно присесть (подпрыгнуть). Будьте внимательны!». Старенькая бабушка (игра с элементами тренинга) Вариант 1. Дети стоят у стены парами. Инструкция: «Давайте представим себе, что каждая пара состоит из бабушки (дедушки) и внучки (внука). Причем бабушки очень старенькие, они ничего не видят и не слышат (бабушам завязываем глаза). И вдруг бабушки заболели. Их нужно очень осторожно провести между домами (стульями) и привести в кабинет врача (стуль у стены)». Ведущий показывает, как можно поддержать бабушек, как проводить их между стульями, как усаживать в кабинете врача. После смены ролей можно обсудить, в какой из ролей детям больше всего понравилось быть и почему. (Интересно, что многим детям нравится быть в роли бабушек) Вариант 2. Детям предлагается ситуация «перевести слепого старичка через улицу с интенсивным движением». «Улицу» рисуют на полу мелом. Несколько детей играют роль машин и бегают туда-сюда. «Поводырям» нужно уберечь «старичков» от машин и в крайнем случае принять «удар машины» на себя. Сказка про Ивана. (Для детей: 5-7 лет)
Цель: 1. Показать детям способы владения своими чувствами. 2.Вызвать желание детей владеть своими чувствами, эмоциями. В одной семье жило 3 сына: двое умных, а третий дурак. Двое ходили на службу, начальство было ими довольно, награды давало. И денег они подкопить сумели, так что собирались вскоре жениться и невест присматривали. А третий, как мы уже говорили, Иван был дурак дураком, битым по стольку раз на день бывал, что и не сосчитаешь. То всей округе расскажет, на каких девушек братья глаз положили. «Да ведь людям интересно, спрашивают» – оправдывается он потом. То в драку влезет. Как услышит, кто резкое слово скажет, так скорее кулаком учить его начинает. «Чтобы неповадно было»,- оправдывается потом Иван. То по хозяйству урон нанесет. Как попросят его братья помочь чем-нибудь: лошадь запрячь или же такую малость, как яйцо от курицы принести, так Иван рад помочь, мигом с места срывается, да либо что-нибудь второпях не так сделает, либо разобьет, либо сам упадет – лечи его потом. «Так я же скорее хотел сделать»,- оправдывается он потом. И вот надоело Ивану битым быть и пошел он в лес куда глаза глядят. Шел он шел и устал, сел на пенек и ногами болтает. Глядь, откуда ни возьмись старушонка с гриб величиной, а глаза у нее большие и добрые. «Знаю, знаю про беду твою,- говорит ему старушонка, — не можешь сдержать ты ни гнев, ни радость, ни усердие, нет у тебя крепких запоров, чтобы чувства твои из тебя не выскакивали, когда это не надобно». «Правильно ты говоришь бабушка, отвечает Иван, — радость тут же на язык скачет, а гнев кулаки начинает чесать, да так, что невтерпеж становиться». «Помогу я тебе, — молвит старушонка, — слушай внимательно. Дам я тебе три совета:
- Перво-наперво, когда сильное чувство приходит, встань обеими ногами на Мать-Сыру Землю встань и пяткой и всеми пальцами, чтобы земля силу дала.
- Второй, когда землю почувствовал, осмотрись вокруг и пока что-нибудь маленькое не найдешь – муравья, комара, муху ли какую или цветочек махонький, чувство наружу не выпускай.
- А третий – это вдохни глубоко-глубоко полной грудью и тихонечко выдохни, чтобы ты сам своего выдоха не услышал.
И когда три моих совета выполнишь, то сразу поймешь – надо ли сейчас смеяться или плакать, кулаками махать или спокойный разговор повести». Так сказала старушонка и исчезла. Огорчился Иван, не все он понял, хотел еще спросить-порасспросить, но потом встал на ноги крепко, рассмотрел божью коровку, которая на травинку лезла, вдохнул полной грудью и захотелось ему домой вернуться. «Братья уж волнуются, меня ищут»,- подумал он. И зашагал Иван домой. Но три совета старушонкиных всю жизнь помнил. А когда женился и детишки у него пошли, рассказал их детишкам. А звать его стали с тех пор Иваном Ивановичем. ПРИМЕЧАНИЕ! Сказку обсуждать не нужно. Но необходимо научить детей выполнению трех советов старушки. А затем возвращаться к ним как можно чаще на последующих занятиях, можно использовать их в качестве «минутки расслабления» «Мимическая гимнастика» Цель: изучение мимики лица и связанных с ней эмоциональных состояний человека, тренинг выразительной мимики. Выполнение: Сморщить лоб, поднять брови (удивление). Расслабиться. Сохранить лоб гладким в течение одной минуты. Сдвинуть брови, нахмуриться (сержусь). Расслабиться. Полностью расслабить брови, закатить глаза (а мне все равно – равнодушие). Расширить глаза, рот открыть, руки сжаты в кулаки, все тело напряжено (страх, ужас). Расслабиться. Расслабить веки, лоб, щеки (лень, хочется подремать). Расширить ноздри, сморщить нос (брезгливость, вдыхаю неприятный запах). Расслабиться. Сжать губы, прищурить глаза (презрение). Расслабиться. Улыбнуться, подмигнуть (весело, вот я какой!). Обсуждение проблемных ситуаций Цель: обучение умению принимать во внимание чувства другого человека в конфликтных ситуациях, научиться понимать чувства других людей. Ситуация 1. Миша рос очень высоким и добрым мальчиком, но, к сожалению, он часто трусил. И вот пришло время ему идти в детский сад, т.к. бабушка его уехала в другой город. Не хотел идти Миша в детский сад, боялся, что ребята обижать его будут. И может быть поэтому, когда он вошел первый раз в группу, показалось ему, что ребята как-то странно на него смотрят и сейчас бить будут. Сжал он кулаки, приготовился обороняться. А ребята видят: вошел высоченный мальчишка со сжатыми кулаками, драться хочет. Собрались они все вместе и отлупили Мишу. (После чтения рассказа детям предлагается подумать, что чувствовал в этой ситуации Миша и что ребята, обсуждается почему произошла ссора и как ее можно было избежать. Обращается внимание на то, как легко ошибиться в определении состояния другого человека.) Ситуация 2. Оставшись как-то раз одна дома, Маша решила помочь маме помыть посуду и нечаянно разбила мамину любимую чашку. Очень ей стало стыдно и маму жалко, расстроилась Маша, забилась в уголок между диваном и шкафом. Пришла мама, увидела разбитую чашку, стала искать Машу, раскричалась: «Ни стыда у тебя, ни совести, Маша. Мало того, что чашку разбила, так еще и прячешься, уходишь от ответа». Расплакалась тут Маша. А мама еще больше рассердилась: «Ах, так ты еще и плачешь, еще себя жалеешь!». (Детям предлагается найти ошибки мамы и Маши в понимании друг друга, подумать как им лучше было бы поступить в этой ситуации, придумать хорошее окончание к этому рассказу.) Игры-энергетики Цель: повышение общего тонуса группы, восстановление внимания, создание хорошего настроения, тренировка навыков сотрудничества. Это мой нос Дети делятся на подгруппы из трех человек. Дети договариваются между собой, кто будет судьей. Задача судьи – на листе бумаги поставить игрокам плюсы за каждый правильный ход, а потом подсчитать, сколько плюсов получила пара игроков. Как только кто-то из игроков сделает ошибку, он становится судьей, а бывший судья занимает его место. Тогда подсчет правильных ходов начинается сначала. Правила игры таковы. Первый игрок указывает на любую часть своего тела (берет себя за ухо), но называет ее неверно («Это мой нос»). Второй игрок должен назвать ту часть тела, на которую указал первый игрок, но указать на что-то другое. Так, в нашем примере второй игрок может взять себя за локоть, произнося: «Это мое ухо». Тогда первый, хлопнув себя по пятке, утверждает: «Это мой локоть». На что его партнер, указывая себе на горло, сообщает:»Это моя пятка». Мгновенное построение Дети встают не в круг, а образуют форму квадрата. Это дает возможность для 4-х команд проверить свою способность к слаженной работе. Группа делится на 4 равные команды. Каждая команда строится плечом к плечу шеренгой, образуя одну сторону квадрата. Ведущий располагается в центре квадрата лицом к одной из команд. Каждый игрок должен запомнить порядок, в котором стоит его команда, т.е. твердо выучить, кто находится слева и справа от него. Кроме того, все игроки запоминают, где располагается их команда по отношению к ведущему. Так, команда может быть обращена к ведущему лицом, может находиться за его спиной, слева или справа от него. Когда каждый игрок подаст ведущему условный сигнал («я все запомнил»), тот начинает вращаться вокруг своей оси. Затем ведущий резко останавливается и приказывает: «Стройся!». Все команды должны перегруппироваться и занять правильную позицию. Для этого каждый должен переместиться по своему полю так, чтобы занять свое место по отношению к ведущему и к своей команде. Как только команда выстраивается, ее члены соединяют руки и кричат: «Готовы!» Дождь Все садятся в круг, согнув ноги в коленях, и с открытыми глазами повторяют движения, которые показывает ведущий:
- шуршат, потирая ладони друг о друга,
- щелкают пальцами,
- негромко хлопают в ладоши,
- ударяют себя ладонями по бедрам,
- топают ногами.
После того, как последовательность движений будет разучена, ведущий предупреждает, что сейчас все закроют глаза и начнут повторять звук, который он будет издавать, касаясь каждого игрока по очереди. Сначала ведущий сам начинает шуршать, потирая ладони. Тут же касается головы одного из детей. Этот ребенок начинает шуршать ладонями, а ведущий, неторопливо двигаясь по кругу, прикасается ко всем детям по очереди, пока все не начнут шуршать ладонями и не послышится шум моросящего дождя, который постепенно набирает силу. Игра продолжается. Теперь ведущий начинает щелкать пальцами и снова, касаясь по очереди всех детей, передает звук по кругу. Моросящий дождь превращается сильный. Далее ведущий включает следующее движение – хлопки руками, и все слышат шум проливного дождя. Дождь перерастает в настоящий ливень, когда все дети вслед за ведущим и повинуясь его прикосновению начинают ударять себя ладонями по бедрам. И вот уже небеса разверзлись, и дети слышат все приближающиеся раскаты грома: это началось и нарастает топанье ногами. Потом ливень убывает также, как нарастал: топанье ногами, хлопанье по бедрам, хлопки ладонями, щелчки пальцами, потирание ладоней. И тишина. Когда мы откроем глаза, то, возможно, увидим радугу!
Анализ системы управления персоналом в детском саду «Ладушки»
Структура управления традиционна. Главный орган управления — педагогический Совет, которым руководит руководитель структурного подразделения. Дополнительно организована творческая группа, в состав которого входят воспитатели с II и I квалификационными категориями. Ее задача — обеспечение обогащенного физического, познавательного, социального эстетического и речевого развития детей, основанного на передовом педагогическом опыте и своих методических разработок, позволяет осуществление коррекции в личностном развитии детей через организацию индивидуальных и коллективных видах деятельности основанных на содержательном общении с учетом потребностей и интересов самих детей.
Штат детского сада составляет 65 человек. Структура по категориям работников представлена следующими данными:
— Управленческий персонал — 2 человека
— Педагоги — 22 человека
— Младшие воспитатели – 20 человек
— Технический персонал — 21 человек.
Наибольшее число работников имеют высшее образование.
В детском саду персонал имеет достаточный уровень образованности. Наибольшее количество работников (62%) имеют среднее специальное образования, и лишь 39% персонала — высшее. Однако работников, не имеющих никакого образования в штате детского сада «Ладушки», нет.
Возрастной состав сотрудников представлен в таблице 2.1
Таблица 2.1- Возрастной состав сотрудников
Возраст сотрудниковУдельный вес сотрудников, %12до 25 лет13,2От 25 до 35 лет24,8От 35 до 45 лет35,6Свыше 45 лет26,4 |
Данные, приведенные в таблице 2.1 показывают, что в учреждении наибольшее число сотрудников — от 35 до 45 лет, эта возрастная группа имеет наибольший удельный вес в данной структуре — 35,6%. На втором месте по возрастной структуре персонала — работники свыше 45 лет. С небольшим отрывом — всего в 2,4% третье место занимает возрастная группа сотрудников от 25 до 35 лет. Наименьший удельный вес в возрастной структуре занимают сотрудники до 25 лет. В зависимости от общего стажа работы сотрудников данные представлены в таблице 2.2
Таблица 2.2 — Общий стаж работы сотрудников
Стаж работы | Удельный вес сотрудников, % |
1 | 2 |
до 1 года | 8 |
От 1 до 5 лет | 12,5 |
От 5 до 10 лет | 32,4 |
От 10 до 20 лет | 25,6 |
От 20 до 30 лет | 15,1 |
Свыше 30 лет | 6,4 |
Данные, приведенные в таблице 2.2 показывают, что наибольший удельный вес в данной структуре персонала занимают сотрудники со стажем от 5 до 10 лет (32,4 %), На втором месте в данной структуре персонала работники со стажем от 10 до 20 лет (25,6%). Третье место занимают работники со стажем от 20 до 30 лет (15,1 %). Работники со стажем от 2 года до 5 лет имеют небольшую долю — всего 12,5%. Совсем не опытные и молодые специалисты занимают в данной структуре небольшую долю — всего 8%. Наименьшая доля у группы работников со стажем свыше 30 лет. Их доля составила 6,4%.
В целом, исходя из проведенного анализа можно сказать, что в детском саду «Ладушки» сложился сплоченный коллектив, средний возраст которого составляет 40 лет, имеющий стаж от 10 до 20 лет.
Учреждение стремится к унификации, стандартизации и выработке единых подходов ко всем видам деятельности в области управления персоналом во всех направлениях. Проводится четкое разграничение полномочий и сфер ответственности между Управлением кадровых ресурсов и сотрудниками, рассматривается разработка общекорпоративных регламентов и стандартов деятельности по всем направлениям работы в сфере управления персоналом в качестве одного из средств, направленных на обеспечение этого процесса.
Для полноценного анализа и оценки фактического состояния системы управления персоналом в детском саду «Ладушки» было проведено исследование. Опрос был проведен среди персонала учреждения и охватил весь коллектив полностью (65 человек). Результаты опроса приведены в приложении А.
Наиболее часто сотрудников затрагивают следующие аспекты системы управления персоналом: 70% — система оплаты и мотивации труда; 18% — социальные гарантии и блага; 10% — развитие карьеры и обучение; 2% — остальные аспекты. Результаты опроса, касающиеся выполнения вышеуказанных положений представлены в приложении А.
Больше половины из числа опрошенных (56%) недовольны существующей заработной платой. Также 42% недовольны условиями труда, многие именно поэтому считают, что уровень заработной платы не соответствует условиям труда. Это и понятно, т.к. в большинстве подразделений условия труда являются вредными.