Детский сад №32 «Ёлочка»
ФГОС ДО ориентирует педагогов на взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность для успешной реализации основной общеобразовательной программы ДОУ.
В рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка мы поставили.
Цель – максимально заинтересовать родителей и привлечь их к активному участию в образовательной деятельности детского сада, возрастной группы через организацию разнообразных форм сотрудничества, направленных на заинтересованное и тесное взаимодействие всех участников образовательных отношений.
В целях эффективного взаимодействия с родителями разрабатывается годовой план работы с комплексом мероприятий, направленных на вовлечение родителей в образовательную деятельность.
В своей деятельности по взаимодействию с семьями воспитанников использую как традиционные, так и активные инновационные образовательные формы сотрудничества в соответствии с ФГОС ДО:
Информационно — аналитические: сбор банка данных по семьям воспитанников — направлена на выявление интересов, запросов родителей: анкетирование, социальные обследования, тесты, тренинги, опрос на любые темы.
Наглядно-информационные: форма используется для ознакомления с работой деятельности сада, жизни группы, особенностями воспитания и развития через презентацию на официальном сайте ДОУ, группы в Контакте в сети Интернет; родительские уголки, включающие: нормативные документы, объявления и рекламы, информационные листы, памятки для родителей, папки – передвижки.
В учебном году работа касается вопросов, связанных с решением задач годового плана ДОУ на текущий учебный год. Через анкетирование родителей, издание информационных папок-передвижек, стендов мы стараемся пояснить родителям значение рассматриваемых вопросов в развитии ребенка. Содержание папок — передвижек включает раздел и из опыта семейного воспитания и развития детей.
Познавательные: дают возможность познакомить родителей с возрастными и психологическими особенностями детей через: семейные клубы, круглые столы, тематические и индивидуальные консультации специалистов ДОУ, открытые занятия с детьми, педагогические беседы, мастер – классы, родительские собрания с использованием фотоотчетов, мультимедийной, видео презентаций о жизни детей в группе; создана детская библиотека для детей и родителей на базе ДОУ – «Мой сказочный мир», где собран фонд не только детской художественной литературы, но и фонд популярной для родителей педагогической, психологической литературы, журналов «Для вас родители», которые родители могут взять на дом на определенное время.
К подготовке родительских собраний привлекаются родители с целью развития родительской заинтересованности и инициативы, на собраниях родители делятся опытом семейного воспитания.
«Родитель — гость группы»: позволяет наиболее полно раскрыть содержание деятельности педагога, наглядно показать эффективные формы, методы и приёмы работы с детьми — родители привлекаются к организации и проведению ООД, режимных моментов; участвуют в «Неделе знакомства с профессией родителей», где рассказывают о своей профессии, используют современные методы, информационно-коммуникативные технологии; читают детям книги, «Нам вместе весело играть» — организуют игры и пр.
Посещение детского сада во время «Дня открытых дверей»: в это время у родителей имеется уникальная возможность “прожить” целый день в дошкольном учреждении вместе со своим ребенком – посмотреть и принять участие в утренней разминке, побывать на занятиях, на прогулке, на приеме пищи, на гимнастике после дневного сна и пр.
Участие родителей в детской исследовательской и проектной деятельности: участвуя в реализации проекта, родители являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. Защита семейных проектов (итог работы над проектом) носит творческий характер: сообщение с наглядной информацией, презентация, выставка, фоторепортаж и пр.
Совместная творческая деятельность с детьми: тематические выставки, конкурсы, задания организованные в рамках реализации проектов по образовательным областям основной общеобразовательной программы ДОУ: выставки, конкурсы и задания предоставляют родителям и детям дома организовать совместную творческую деятельность (нарисовать рисунок, смастерить поделку, макет, оформить фотоколлаж, фотовыставку, сочинить сказку, подготовить костюм и пр.); участие родителей совместно с детьми в конкурсах на разных уровнях — республиканских, муниципальных, внутри ДОУ. В процессе совместной подготовки материалов взрослые и дети еще лучше узнают друг друга; в семье появляется еще одна возможность поговорить о ребенке, о его жизни в группе и дома. Поэтому совместное творчество – еще один путь к выстраиванию отношений воспитателей, родителей и детей.
Досуговые: тематические и творческие — используется для установления эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми: совместная подготовка детских праздников, досугов, тематических дней, викторин, литературных вечеров и участие в них родителей; участие в творческих мастерских ДОУ; «Час семейных увлечений» — родители проводят мастер – классы по обучению мастерства своего рукоделия, освоению нетрадиционных техник рисования, обучают плетению волос и пр; «В гостях у сказки» — привлечение родителей к организации театральных постановок.
Помощь в пополнении развивающей предметно – пространственной среды группы, прогулочной площадки: традиционными в ДОУ стали акции «Подарки для группы» (игрушки, книги, журналы, игры, которые больше не нужны дома, но вполне могут пригодиться при организации образовательной деятельности в ДОУ); изготовление дидактических материалов, пособий для занятий и свободной игровой деятельности детей.
Работа в Родительском комитете группы: в группе Родительский комитет создается из числа заинтересованных родителей и оказывает воспитателям помощь: создание условий для образовательной деятельности в группе, организация чаепитий, участие в трудовых десантах, субботниках «День добрых дел», «Творческий выходной» по благоустройству площадки и группового помещения, организация детских мероприятий за пределами ДОУ: организация экскурсий, посещение театров, музеев, библиотек, спортивной базы.
Введение инновационных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников способствуют:
- Положительному эмоциональному настрою педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей, сплочению участников образовательных отношений.
- Учету индивидуальности ребенка, т.к. педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.
- Самостоятельному выбору родителей форм и направлений в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители начинают понимать ответственность, которую они несут за воспитание детей.
- Укреплению внутрисемейных связей.
- Возможности реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
Как школе вовлечь родителей в учебный процесс (и зачем это нужно?). Опыт педагогов из США
В понедельник, 18 января, российские школьники массово возвращаются в классы. Учителя беспокоятся: как все будет после нескольких месяцев на дистанте? Не отвыкли ли дети от очной учебы? Смогут ли быстро перекроить режим? И это тот случай, когда поддержка родителей нужна и детям, и педагогам. Вместе с преподавателями из США разбираемся, как включить мам и пап в учебный процесс.
Полезная рассылка «Мела» два раза в неделю: во вторник и пятницу
ПОДПИСАТЬСЯ
Зачем родителям участвовать в школьной жизни
Согласно американским исследованиям Национальной образовательной ассоциации и Национального центра профилактики исключения из школ, активное участие родителей в учебном процессе влияет на успеваемость детей.
У школьников, чьи родители поддерживают их в учебе, улучшаются посещаемость и поведение, быстрее развиваются социальные навыки. Кроме того, им легче адаптироваться к изменениям и вероятность поступить в вуз у них выше. Фактически чем больше родители участвуют в школьной жизни, тем большего успеха добьется их ребенок.
Привлекать родителей к учебному процессу можно двумя способами. Во-первых, на микроуровне, когда учитель лично общается с родителями каждого школьника. Во-вторых, на макроуровне, когда коммуникацию с семьями налаживает школа или образовательный комплекс.
Как педагогу вовлечь родителей в учебу
Родители обычно все время заняты, постоянно работают. Иногда им сложно найти время, чтобы сходить на собрание или отвести ребенка в школу — не то что активно участвовать в жизни класса. Как в таком случае вовлекать их в учебу? Хизер Вольперт-Гаврон, учительница английского языка средней школы Лос-Анджелеса, предлагает «8 способов вовлечь родителей в учебный процесс», которые педагог может использовать как в классе, так и на удаленке.
- Похвала.
Звоните родителям не только для того, чтобы рассказать о выключенной камере на онлайн-уроке или несделанном домашнем задании. Сообщайте им и об успехах ребенка, какими бы незначительными они ни были. Подчеркивайте сильные стороны ученика, хвалите его. Родители должны видеть в вас союзника, а не противника. - Атмосфера.
Школа должна сотрудничать с родителями, а не нервировать их. Стоит творчески подходить не только к преподаванию, но и к взаимодействию с семьями. Разговаривайте с родителями не только на собраниях, но и общайтесь с ними в мессенджерах. Старайтесь поддерживать неформальное общение и позитивную атмосферу. - Индивидуальный подход.
Выбирайте удобные для большинства родителей время и способы коммуникации. У некоторых из них может не быть компьютера, а другие могут не уметь пользоваться почтой. Помните о том, что все семьи разные и находятся в разных условиях. - «Кусочек пирога».
Упрощайте все. Родителям тяжело участвовать в учебном процессе. Например, объявления должны висеть не только у входа в школу, но и на сайте, и в чате закрепленным сообщением. Коммуникация по нескольким каналам требует больших усилий и от учителя, и от администрации, но так родители будут активнее вовлекаться в жизнь школы. - Постоянство. Не сдавайтесь.
Продолжайте отправлять рассылки, размещать видеоуроки, звонить и хвалить. У педагогов тоже мало времени и большая нагрузка, но наша настойчивость поможет увеличить родительскую активность. - Причины. Объясняйте свои решения.
Например, вы следуете принципу восстановительного правосудия и при разрешении конфликтов в первую очередь заботитесь о состоянии детей, а не ругаете их. Помните, вас могут неправильно понять и решить, что в школе просто нет дисциплины. Рассказывайте и о целях изменения чего бы то ни было. Проектное обучение или новая программа? Объясните родителям, почему и зачем это появилось. - Личность. Покажите, что вы тоже человек.
Если ученики будут знать вас не только как педагога, они станут вашими союзниками и помогут преодолеть существующий между школой и домом разрыв. - Поддержка.
Школу нужно рассматривать не только как место для получения оценок. В ней же есть кружки и дополнительные уроки, организовывается продленка. Школа должна оказывать родителям поддержку, она один из важнейших общественных институтов. Вышеописанные советы бывает нелегко реализовать на практике. Но педагог не должен делать это в одиночку, нужно научиться сотрудничать с активными родителями, учениками и администрацией школы.
Как школе вовлечь родителей в свою жизнь
Не только учитель, но и вся школа или образовательный комплекс могут принимать меры для того, чтобы наладить коммуникацию с родителями и вовлечь их в учебный процесс.
Это можно сделать несколькими способами. Например, провести опрос родителей, чтобы понять их потребности, выяснить, что им нужно для помощи детям. В то же время узнать у педагогов, какую поддержку они хотели бы получить от семей учеников. Школа также может делать трансляции крупных мероприятий или даже уроков, чтобы родители могли учиться вместе с детьми.
Стоит убедиться, что родители знают, как работает школьный сайт, какие у школы есть соцсети, понимают, где искать информацию
Так, объединенный школьный округ Сан-Габриэль, где работает Хизер Вольперт-Гаврон, создал программу «Родители как партнеры». Они провели несколько вебинаров для школьников и их семей, на которых эксперты рассказывали о том, как правильно общаться и поддерживать дружбу (в том числе и в онлайне), противостоять буллингу, контролировать время, проведенное за экраном.
Инновационные формы работы с родителями классного руководителя
Инновационные формы работы с родителями
Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагогов создаст благоприятные условия для развития ребенка.
В основе взаимодействия семьи и классного руководителя стоят принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Во взаимодействии с коллективом родителей классный руководитель должен проявлять учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции; только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей во всех начинаниях.
Неоспоримо, что на первый план сегодня должна выходить индивидуальная работа классного руководителя. Именно в этом случае возможной становится беседа, обсуждение проблем именно одного-единственного ребенка. Здесь я хочу поделиться своим маленьким «секретом»: во многих статьях можно прочитать совет начинать разговор с родителями с похвалы ребенку. И это абсолютно правильный совет! Причем заканчивать разговор тоже лучше похвалой. Но я хочу сказать вот о чем: скажите родителям, что вы просите их о встрече (обратите внимание — не «вызываете» в школу, а именно «просите о встрече»), так как очень нуждаетесь в их совете, поскольку никто лучше них не знает, какой подход нужен к их ребенку (и, в принципе, это действительно так!). И если родители поймут, что классный руководитель искренне заинтересован в их мнении, охотно пойдут на контакт.
Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:
психолого-педагогическое просвещение родителей;
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе.
Психолого-педагогическое просвещение родителей можно организовать с помощью следующих форм работы:
родительские университеты;
конференции;
индивидуальные и тематические консультации;
родительские собрания;
тренинги.
Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:
дни творчества детей и их родителей;
открытые уроки и внеклассные мероприятия;
помощь в организации и проведении внеклассных дел;
Родители — частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это праздники, посвященные Международному женскому дню 8 марта, Дню Матери, и концерты художественной самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта.
Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей. Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, что предполагает организацию различных кружков, спортивных секций, участие в заседаниях клубов. Кружки могут работать и вне школы.
Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности:
участие родителей класса в работе совета школы;
участие родителей класса в работе родительского комитета.
Хочется остановиться более подробно на некоторых инновационных формах работы с родителями, которые я использую в своей работе классного руководителя.
Интересной и достаточно новой формой работы с родителями являются родительские вечера. Родительские вечера уместно проводить, когда классный руководитель только начал формировать родительский коллектив класса, когда дети только переступили порог начальной школы, но эта форма очень хороша, когда дети переходят из начальной школы в среднее звено, особенно это важно в адаптационный период, переход в 5 класс.
Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Они обычно проводятся 2 раза в год либо в присутствии детей, либо без них.
Темы наших родительских вечеров были следующими:
Друзья моего ребенка.
Праздники нашей семьи.
Вопросы детей, которые ставят нас в тупик.
Фотографии нашего детства.
Такие темы позволяют не только высказывать свое мнение, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, сделать определенные выводы, чему-то научиться, взять нечто на вооружение в свой воспитательный арсенал. Родительские вечера сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях взрослых и детей.
Достаточно эффективная форма формирования культуры быть родителем -это родительские тренинги. Это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании ребенка.
Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы. По результату тренинга психолог проводит собеседование с классным руководителем и дает ему рекомендации по организации взаимодействия с каждым ребенком и с каждой семьей, участвовавшей в тренинге.
Помимо тренингов с учащимися и их родителями, хорошей формой просвещения родителей является родительский ринг. Это одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так.
Полезность таких встреч родителей состоит еще и в том, что они позволяют снять всякие закулисные разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержанию учебно-воспитательного процесса.
Темы родительских рингов могут быть самыми разнообразными. Можно предложить, например, такие:
Можно ли наказывать ребенка собственным домом?
Что делать, если папа не интересуется воспитанием собственного ребенка?
Соблазны и пути их преодоления.
«За и против» школьной формы.
Трудности школьного урока. В чем они состоят?
Практикум — это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей. В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и и школы и т. д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.
Ролевые игры — форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.
Родительские чтения
— очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родители читают книги, а затем используют рекомендованную литературу в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.
Интернет-консультации.
Родители имеют возможность получать информацию о школьных мероприятиях, получать ответы на волнующие их вопросы на школьном сайте.
Обмен различными интересными материалами, ссылками на тематические сайты как между педагогом и семьей, так и между родителями также происходит через Интернет.
Микрогруповая работа с родителями.
В этом случае на встречу приглашаю только тех родителей, чьи дети имеют сходные личностные или учебные проблемы.
Первый эффект. Очень тяжело первый раз проговорить вслух наболевшее. Но, если родители озвучат свою проблему и услышат, что в других семьях практически такое же состояние дел, то у них уже «камень с души упадет» — они не одиноки в этой проблеме!
Второй эффект. На микрогрупповом собрании в разговор вступают и те родители, которые уже сумели справиться с проблемой. Они делятся своим опытом (даже негативным), и у остальных родителей формируется убеждение в том, что все получится и все исправимо. Это позволяет им не «пережевывать эмоции», а перейти к поиску конкретных шагов для выхода из проблемной ситуации.
Третий эффект. Собираю не всех родителей из класса — только часть. Поэтому разговор получается кулуарный, приватный. Родит
ели уверены в том, что другие мамы и папы не узнают о проблемах их детей.
И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного руководителя с родителями учеников ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.
В настоящее время педагоги ДОУ активно используют весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны.
Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Которое включает в себя систематическое активное распространение педагогических знаний среди родителей, оказание практической помощи семьи в воспитании детей, повышения педагогической культуры родителей и активизацию их педагогического образования.
В соответствии с ФГОС детский сад обязан:
- информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
- обеспечить открытость дошкольного образования;
- создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
- родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
- обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
- создавать условия для взрослых представителями) детей вопросов, связанных с реализацией программы.[3]
Задача педагога, непосредственно наблюдающего за детьми, знающего их проблемы, — привлечь родителей к сотрудничеству, к знанию и пониманию педагогических принципов. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье: проведение семейных досугов, следование семейным традициям и т. д. [1]
Наш детский сад сегодня находится в режиме развития, быстро реагирует на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого мы меняем формы и направления работы детского сада с семьей. Начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду, проводимые анкетирование, личные беседы, на эту тему помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Для того, чтобы детский сад стал источником информации о ребенке, развитии детско-родительских отношений, предлагаем различные формы:
- «Круглый стол» по любой теме;
- тематические выставки;
- соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;
- консультации специалистов;
- семейные спортивные встречи;
- почта доверия, телефон доверия;
- открытые занятия для просмотра родителей;
- конкурс семейных талантов;
- день открытых дверей;
- сайт ДОУ.
Основной формой сотрудничества с родителями являются родительские собрания, которые включают в себя весь комплекс психолога — педагогического воздействия детского сада и семьи. Однако на посредственное и формальное проведения встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Выход из этого положения мы видим в изменении форм и методов проведения родительского собрания, которые в нашем детском саду проходят в форме дискуссий, с использованием активных методов, способных длительное время поддерживать живой разговор. Это и презентации о жизни детей в детском саду, озадачивающие вопросы «острого блюда», минуты самоанализа, когда каждый родитель задумывается о своих взаимоотношениях с ребенком.[2]
Одной из интересных и эффективных форм взаимодействия, является выпуск газеты для родителей «Радужные лучики», которая издается в нашем ДОУ и выпускается ежеквартально. Это и способ просвещения семьи, и информирование о жизни детского сада, так же, средство развития творческих способностей педагогов и детей. В оформлении газеты принимают участия не только педагоги, но и дети подготовительной группы. Газета, как форма взаимодействия с семьей, актуальна и тем, что здесь исчезает элемент “принуждения”, о котором с тревогой говорят психологи, подчеркивая, что именно оно отталкивает родителей, мешает восприятию интересной и значимой информации. Информация о том, какая емкая работа ведется с дошкольниками в детском саду, меняет отношение родителей к педагогам и, в общем, к работе ДОУ. Зачастую родители не видят того объема работы, которая ведется с их детьми. Многих, особенно в группах раннего возраста, интересует только то, что и как кушал их ребенок, хорошо ли он спал, а воспитатель не всегда имеет возможность проконсультировать и ответить на вопросы родителей, ведь детей не оставишь без внимания. Информационные стенды, которые есть в каждой группе, родителям зачастую читать некогда, а газету можно взять с собой и уже дома, ознакомиться в спокойной обстановке.
В ДОУ был создан семейный клуб «Мы вместе », который родители активно посещают уже несколько лет. Цель клуба: создать в каждой группе разнообразное по содержанию сотрудничество, способствующее развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми. В ходе работы клуба проводятся развлечения, семейные конкурсы, мастер – классы, родители делятся своими проблемами, семейным опытом, рецептами здоровья. Занятия семейного клуба проводятся 1 раз в месяц. Участвовать в работе клуба приглашаются все желающие родители или члены семьи, а также гости, т.е. привлеченные специалисты в соответствии с выявленными предварительно запросами.
Совместно с родителями к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне был организован мини – музей. Данная форма работы способствует воспитанию патриотических чувств, систематизации ранее полученных знаний у детей.
«День открытых дверей в ДОУ» – одна из форм работы с родителями, которая представляет им возможность познакомиться с образовательным учреждением, его традициями, правилами, задачами воспитательно-образовательного процесса. Детский сад даёт возможность взрослым «прожить» день в детском саду, ощутить атмосферу детской жизни, увидеть работу педагогов. В течение этого дня они могут посетить разные виды совместной деятельности педагогов с детьми, познакомиться с организацией и содержанием режимных моментов.
Одной из форм взаимодействия ДОУ с родителями это день «Моя семья». В этот день родители разных профессий (швея, водитель, врач, библиотекарь, полицейский. военный, парикмахер ид р) приходят в гости к дошкольникам и знакомит воспитанников с особенностями своей профессии. Так же в нашем ДОУ есть день «Добрых дел», который проводится раз в месяц, родители привлекаются к субботникам, к участию в озеленении территории ДОУ, в зимние время года: постройка горок, снежных фигур.
Регулярно в детском саду проводятся совместные тематические выставки поделок и рисунков детей и родителей. Все семьи, которые принимают участие, мы поощряем благодарностями и дипломами на уровне группы, а наиболее активные семьи, которые принимают участие не только на уровне детского сада, но и на уровне города — награждаются грамотами и подарками от детского сада.
В настоящее время активно используется метод проектов, когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания, например, по ознакомлению дошкольников с родным городом. Они собирают информацию об архитектуре, названиях улиц, площадей, делают фотографии и др. Затем представляют свои работы на общем мероприятии (собрании, заседании клуба «Мы вместе»), лучшие проекты печатаются в газете ДОУ. Этот метод способствует сближению родителей, детей и педагогов.
Одним из самых любимых видов совместной деятельности остается участие родителей в праздниках. Живое общение с мамой или папой приносит детям особое удовольствие, а родители, погружаясь в мир детского праздника, лучше понимают своих детей, их желания и интересы.
Вся информация о мероприятиях, проводимых в детском саду, размещается на сайте детского сада и подкрепляется фотографиями (со всеми родителями подписаны согласия на размещение фотографий детей). На сайте ДОУ любой родитель получает возможность познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса в ДОУ, узнать последние новости и таким образом быть всегда в курсе всех происходящих в детском саду событий. Электронная почта детского сада, используется для работы с письменными сообщениями родителей, налаживания динамичной и действенной обратной связи в работе детского сада с семьей; она не заменяет общение, но служит хорошим поводом сделать его продуктивным, понятным и насыщенным.
При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками педагогов в любом деле.
Использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Литература
- Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.
- Метенова Н. М. Родительские собрания в детском саду. 2-я младшая группа. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 104 с.