Документы, необходимые при оформлении на работу
Для устройства подростка на работу требуется:
- документ, подтверждающий личность поступающего в организацию (общегражданский паспорт);
- подтверждение образования, получения определенной квалификации или справка о приостановлении обучения;
- книжка трудовая (при наличии);
- документ участника пенсионной системы (СНИЛС), кроме ситуации приема на первое место работы;
- подтверждение воинского учета (для мальчиков);
- разрешение родителя (попечителя), а также органов опеки на трудоустройство ребенка младше 16 лет;
- медицинская справка.
Порядок, определенный министерством здравоохранения и социального развития РФ (Приказ № 302, 12.04.2011), предусматривает обязательность медицинского осмотра подростков каждый год до наступления совершеннолетия.
Внимание! Медицинский осмотр гражданина производится за счет предприятия (ст. 69, 266 ТК РФ). В случае отсутствия у несовершеннолетнего сотрудника медицинской справки руководству организации грозит ответственность за административное нарушение (ст. 5 КоАП РФ).
Наказание за нарушение правил работы детей
Сам ребенок, который стремился к быстрейшему трудоустройству, не будет нести никакой ответственности, равно как и его родители, допустившие незаконный труд. Нести ответственности в такой ситуации будет только работодатель.
Это тоже важно знать:
Аутстаффинг персонала -что такое и почему он запрещен
Итак, если работодатель официально не регистрирует трудовые отношения с подростков или допускает ошибки в это регистрации к нему может быть применена штрафная санкция.
А именно:
- Штраф от 1000 до 5000 рублей – на должностных лиц;
- На ИП – штраф от 1000 до 5000 рублей или административное приостановление деятельности до 90 суток;
- Для юридических лиц – штраф от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности до 90 суток.
Такие меры прописаны в ст. 5.27 КоАП РФ и наступают за нарушения законодательства о труде и его охране.
За каждое отдельное нарушение правил ТК РФ предусмотрено наказание в соответствии со ст. 4.4 КоАП РФ.
Работодатели часто не боятся нарушать нормы ТК РФ, и эксплуатируют детский труд, обманывая подростков и не выдавая им заработную плату. Мало кто из них пойдет жаловаться на поведение компании, в которой они трудились.
Обучение работников
Заведующий ДОУ обязан обеспечить обучение по охране труда всех сотрудников учреждения. Порядок обучения регламентируется Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций».
Обучение по ОТ проводится работникам любых профессий и должностей:
- в течение месяца после приема на работу;
- при переводе на другую работу;
- при повышении квалификации.
Далее обучение проводится:
- для руководителей и специалистов – 1 раз в 3 года;
- для работников рабочих профессий периодичность определяется руководителем учреждения.
Обучение по ОТ не может проводиться реже, чем указано в действующих нормативных актах, отраслевых и межотраслевых правилах.
Работники могут проходить обучение в специализированном учебном центре по соответствующей программе, а также в самом учреждении. Как правило, в учебных центрах обучаются только лица, ответственные за ОТ в детском саду, а также члены постоянной действующей комиссии по проверке знаний требований охраны труда.
Обучение по охране труда работников учреждения утверждается заведующим ДОУ и проводится по программам обучения, разработанным для профессий, должностей и для каждого из видов работ.
Работники, не прошедшие обучение по охране труда и проверку знаний, не могут быть допущены к работе.
Обучение по ОТ завершается проверкой полученных работником знаний. Для этого в учреждении приказом заведующего создается постоянно действующая комиссия по проверке знаний требований ОТ в составе не менее трех человек.
Количество человек в комиссии по проверке знаний требований охраны труда должно быть нечетным.
В состав комиссии обычно включаются заведующий ДОУ, заместители заведующего (по АХР, АХЧ, ВМР, УВР), специалист по ОТ, председатель профсоюзной организации (уполномоченный по охране труда от трудового коллектива).
Проверка знаний проводится в соответствии с нормативно-правовыми актами, регулирующими вопросы охраны труда, соблюдение требований которых входит в должностные обязанности работников.
Результаты проверки знаний оформляются соответствующим протоколом.
Роль семьи
Воспитание ребенка и приучение его к труду начинается в семье. С ранних лет, когда малыш только начинает социализироваться, он наблюдает за родителями, старшими братьями и сестрами, другими родственниками, которые постоянно находятся рядом, и перенимает их отношение к труду.
Не всегда домашние хлопоты доставляют ребенку радость, приходится пересиливать себя. Это формирует характер, развивает силу воли, а если родители не скупятся на похвалу, то еще и повышает самооценку.
Трудовое воспитание в семье является важнейшим этапом формирования личности, ведь там ребенок находится большую часть своей повседневной жизни и с удовольствием выполняет сначала легкие домашние поручения мамы, папы или бабушки (убирает игрушки), а затем приучается к более серьезному труду (моет посуду, выносит мусор).
Если родители прививают ребенку любовь к труду с детства, разрешая ему принимать участие в интересующих его делах (пусть даже он будет сначала только мешать), то по мере его подрастания, они получат полноценного помощника в домашнем хозяйстве. И, наоборот, запрещая малышу помочь маме или папе, не стоит удивляться, что он затем категорически отказывается трудиться на благо семьи, а потом и общества.
Не нужно отталкивать ребенка, если он хочет помочь испечь пирог или отремонтировать машину. Можно дать выполнить несложную работу, которая ему по силам и объяснить, как все сделать правильно. Так ребенок приучается к труду и одновременно у него повышается уверенность в себе, ведь он делает «взрослую работу».
Приучение к труду школьников
Наиболее активно любовь к труду начинают прививать в школе. Младшие ученики собирают гербарии, помогают на приусадебном участке и в живом уголке (если таковой имеется), поливают в классе цветы.
Благодаря трудовому воспитанию ребенок овладевает умениями и навыками, которые затем будут требоваться ему в течение всей жизни (бытовые, самообслуживания).
Труд развивает независимость от взрослых, повышает самооценку и желание развиваться далее.
Самостоятельно выполняя даже самую простую работу, малыш учится делать все аккуратно и красиво, что развивает чувство прекрасного. Он начинает ценить чужой труд, чувствуя, что для достижения результата необходимо приложить волевые усилия.
Трудовое воспитание школьников в старших классах связано с профориентацией учеников.
Для этого проводят лекции, на которых старшеклассникам представители разных профессий:
- рассказывают о своей работе;
- объясняют, куда нужно поступать учиться, чтобы получить профессию;
- отвечают на вопросы детей.
Организуют экскурсии на предприятия, где наглядно показывают труд людей. В основном детей водят в градообразующее предприятие, которое нуждается в свежих кадрах. В результате школьники не понаслышке узнают о различных видах трудовой деятельности, что позволяет им сделать осознанный выбор профессии.
Труд – это основа гармоничного развития личности. Важно с раннего детства воспитывать у ребенка уважение к нему, продуктивно работать, повышая свой профессионализм. Именно это и является основной целью трудового воспитания.
Инструктажи
В детском саду в обязательном порядке должны проводиться инструктажи по ОТ (ст. 212 ТК РФ). Руководителю учреждения запрещено допускать к выполнению должностных обязанностей работников, их не прошедших.
Виды инструктажей, порядок и требования, предъявляемые к организации их проведения работодателем, установлены постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций».
Рассмотрим основные виды инструктажей по ОТ.
Вид инструктажа | Кому проводится | В каких случаях проводится | Кем проводится |
Вводный инструктаж | Всем работникам. | При приеме на работу. | Заведующий / специалист по охране труда. |
Первичный инструктаж | Всем работникам. Исключение: работники, которые освобождены от прохождения инструктажа приказом руководителя организации согласно п. 2.1.4. Постановления N 1/29 от 13 января 2003 г. | При приеме на работу. | Непосредственный руководитель работ, назначенный приказом. |
Повторный инструктаж | Всем работникам. Исключение: работники, которые освобождены от прохождения инструктажа приказом руководителя организации согласно п. 2.1.4. Постановления N 1/29 от 13 января 2003 г. | Регулярно, не реже 1 раза в 6 месяцев или не реже 1 раза в 3 месяца, если работы связаны с повышенной опасностью и данное требование устанавливается отраслевыми правилами по охране труда. | Непосредственный руководитель работ, назначенный приказом. |
Внеплановый инструктаж | Список работников определяется приказом руководителя организации. | По требованию надзорных органов. После возникновения аварийной ситуации или несчастного случая; При запуске нового оборудования. При вступлении в силу новых требований по охране труда. После длительного производственного простоя. | Непосредственный руководитель работ, назначенный приказом. |
Целевой инструктаж | Список работников определяется приказом руководителя организации. | При выполнении разовых работ, не связанных с прямыми должностными обязанностями. При ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий. При выполнении работ по наряду-допуску. При проведении в организации массовых мероприятий, экскурсий. | Непосредственный руководитель работ, назначенный приказом. |
Для чего нужны инструктажи? Прежде всего, чтобы предотвратить возникновение опасных ситуаций и травматизма при исполнении трудовых обязанностей. Сотрудники детского сада должны знать свои зоны ответственности, а в случае возникновения опасной ситуации должны помочь воспитателям предотвратить травмирование порученных им маленьких детей.
Все инструктажи завершаются устной проверкой приобретенных работниками знаний.