ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
«Патриотизм – это не значит только любовь к родине. Это гораздо больше. Это – сознание своей неотъемлемости от родины, неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней», — писал А. Н. Толстой.
Детям дошкольного возраста, доступно чувство любви к своей семье, родному городу, к родной природе, к своей Родине. Именно это и является началом патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. В настоящее время, патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС актуально и приоритетно для подрастающего поколения. Дети в дошкольном возрасте очень активны, любознательны, инициативны, имеют удивительные способности к сочувствию, сопереживанию. Именно это время благоприятно для развития патриотизма и духовности.
Исследовав методические рекомендации по патриотическому воспитанию, следует отметить, что патриотизмом является чувство любви к Родине, чувства долга к ней, готовность в любой момент встать на защиту своей страны. Дом и семья – важнейший институт, оказывающий помощь ребенку в привитии теплых чувств к Родине. Многие родители не задумываются о таком направлении в развитии ребенка, поэтому, просветить и дать ценные советы по воспитанию патриотизма в дошкольниках призвано и дошкольное образовательное учреждение.
Я считаю, что чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке, брату, сестре. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартиры. Детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребенок. И хотя многие его впечатления еще им не осознанны, все начинается с восхищением тем, что видит перед собой маленький человек. Каждый из нас должен знать историю, традиции, культуру своего народа, родную природу, испытывать чувства сопричастности к своей семье, своему городу, своей стране, к природе родного края, к культурному наследию народа, уважительно относиться к представителям других народов, их традициям и обычаям.
Таким образом, нравственно – патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Основные задачи можно выделить следующие:
- формирование бережного отношения к природе и всему живому
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
- формирование элементарных знаний о правах человека
- развитие гордости за достижения своей страны.
- развитие интереса к русским традициям и промыслам
- расширение представлений о городах России
- знакомство детей с символами государства
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу
- воспитание уважения к труду
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Нравственно – патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Все выше сказанное определило для меня актуальность и выбор темы: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». Можно выделить следующие этапы работы.
Значение нравственно-патриотического воспитания для гармоничного развития личности ребенка
Изучение выбранной темы я начала с подбора и анализа литературы.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств ребенка. «Те высокие нравственные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания», — писал А.В. Запорожец.
Любовь к Родине воспитывается у детей под влиянием окружающей жизни. Нормальным явлением становится целенаправленное воздействие родителей и педагогов дошкольного учреждения в воспитании чувств патриотизма.
Чувства любви к Родине выражаются из любви и привязанности к близким людям, к семье, где ребенок окружен заботой, вниманием, лаской. Постепенно чувство любви, уважения к родным расширяется и переносится на других людей – работников дошкольного учреждения, соседей, знакомых. Перенимая особенности поведения взрослых, дети усваивают тон, манеру, представления, которые бытуют в семье. Дети чутко понимают особенности, характер отношений между людьми.
Для маленького ребенка Родина начинается с родных мест – с улицы, на которой он живет, где находится его детский сад. Постепенно дети получают представления о родном городе, селе, знакомятся с достопримечательностями улицы, на которой они живут, узнают о том, чем славится их город, село, начинают гордиться им. Дошкольники узнают о людях, прославивших себя трудом, боевыми заслугами, чьими именами названы города, улицы, площади.
Детский сад – вторая семья ребенка, где он окружен вниманием, любовью и заботой работников дошкольного учреждения. У детей формируется уважение к труду тех, кто их воспитывает, лечит, кормит, заботится о чистоте помещений. Наблюдая за трудом няни, прачки, повара, дворника и других работников, дети понимают смысл их действий, направленных на создание в детском саду чистоты, уюта, обеспечение детей вкусной едой, заполнение их жизни содержательной, интересной деятельностью. Дошкольники узнают о технической оснащенности труда, слаженный, коллективный характер труда, на эстетику и культуру. Дети узнают о его общественной оценке труда людей – наградах и поощрениях.
Нравственно – патриотическое воспитание способствует тому, что у ребенка развиваются навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками; развивается интерес к русским традициям и обычаям; появляется чувство ответственности и гордости за достижения страны, чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, району, стране, уважения к труду.
Создание предметно – развивающей среды
На следующем этапе работы для реализации нравственно – патриотического воспитания было необходимо создание развивающей среды, с учетом возрастных особенностей детей.
Решено было создать уголок русской культуры в группе, уголок государственной символики; изготовить и приобрести пособия, художественную литературу, дидактические игры по нравственно – патриотическому воспитанию.
Уголок русской культуры включает:
- художественную литературу
- народные музыкальные инструменты
- народные игрушки
- произведения декоративно – прикладного искусства
Уголок государственной деятельности включает:
Изготовлены следующие дидактическое пособия: «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Города — герои», «Кто лишний», «Выложи узор», «Кто где живет?», «Найди флаг», «Собери флаг», «Москва – столица Российской Федерации», «Расскажи про свой город», «Российская геральдика», «Геральдика Оренбурга»
Альбомы «Страницы ВОВ», «Достопримечательности Оренбурга», «Оренбургский пуховый платок», «Национальная деревня Оренбурга»,
Дидактический материал в картинках «Мой дом, моя семья»,
Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию.
Комплект карточек «Космос», «Расскажите детям о Московском Кремле», «Московский Кремль»
Словарь в картинках «Главные праздники страны»
Развивающие задания для детей «Рассказы о профессиях»
Загадки для детей «Вежливые слова»
К концу дошкольного периода ребенок должен знать: в нашей стране живут люди разных национальностей, у каждого народа есть свой язык, свои обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, художниками, музыкантами…
Таким образом, решая задачи нравственно – патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей.
Работа с родителями.
Не менее важен правильный стиль отношений педагогического и родительского коллективов, который складывается в результате систематической работы детского сада с родителями. Тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи, вовлечение членов семьи в педагогический процесс, проведение бесед, тематических собраний, создание в семье и детском саду предметно развивающей среды.
В группе ведется активная работа с родителями воспитанников. Работа осуществляет ряд задач:
- Проводить с детьми праздники и выходные дни.
- Привлекать ребенка к участию в семейных мероприятиях.
- Рассказывать и показывать ребенку достопримечательности города.
- Рассказывать о подвигах героев Великой Отечественной войны, читать память о них.
- Рассказывать ребенку о своей работе, какую пользу обществу приносит труд его родителей.
- Рассказывать историю своей семьи, о ее традициях, о предках.
- Вместе составлять генеалогическое древо.
Патриотическое воспитание также сочетается со всеми остальными направлениями государственного стандарта:
— речевое развитие
- развитие ребенка в музыкальной деятельности- трудовое обучение
- развитие элементарных естественно — научных представлений
- развитие экологической культуры
- развитие представлений о человеке в истории и культуре
- физическое развитие и здоровье
- художественное развитие.
Добиться успеха в патриотическом воспитании можно только тогда, когда сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего города. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут действительно доступны детям дошкольного возраста, так, чтобы они смогли вызвать у детей чувство восторга и гордости.
Воспитывая будущее поколение, нужно помнить, что обществу нужен правильный, полный сил и энергии созидатель нашего государства. От того как будут решаться задачи патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны.
Следующая > |
Особенности формирования патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста
Библиографическое описание:
Чисникова, И. А. Особенности формирования патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста / И. А. Чисникова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2022 г.). — Казань : Бук, 2022. — С. 63-66. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12299/ (дата обращения: 13.01.2022).
В статье рассматриваются педагогические и методические основы и особенности процесса формирования патриотических чувств и гражданской идентичности детей дошкольного возраста в современном дошкольном образовательном учреждении.
Ключевые слова: развитие, формирование, патриотические чувства, гражданская идентичность, дети дошкольного возраста
Постановка проблемы. Современное дошкольное образование опирается на принцип единства образовательного пространства Российской Федерации. Он реализуется в задачах обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства и создания условий преемственности содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различны. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации № 1493 от 30 декабря 2015 г. Она определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов.
Патриотическое чувство раскрывается и крепнет еще в дошкольном возрасте; оно не требует особенного заботливого культивирования, ибо оно столь же естественно и неизбежно, как чувство семейной привязанности, каждый день, каждый час, каждое событие и явление, ровно, как и все картины окружающей жизни и окружающей природы, помогает ему расти и развиваться лучше каких бы то ни было воспитательных мероприятий.
Развитие теории и практики патриотического воспитания характеризуется выдающимися педагогическими экспериментами А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, направленными на воспитание в коллективе гражданина-патриота, которые актуальны и в настоящее время. В 60–80-е гг. ХХ в. теория и практика патриотического воспитания нашла отражение в научных работах Ю. К. Бабанского, А. В. Барабанщикова, А. Н. Вырщикова, В. А. Караковского, В. И. Ковалева, М. Н. Терентия и др. В современной науке имеет место разное мнение по вопросу о сущности патриотизма.
В «Концепции патриотического воспитания» (А. К. Быкова) патриотизм рассматривается с позиции индивидуального самосознания, формируемого в условиях рыночной экономики и предполагающего рациональное соотношение общественного и личного в реализации конституционного долга гражданина по защите государственных интересов.
Исследователь считает, что на уровне личностных качеств патриотизм — это любовь к большой и малой Родине, готовность выполнить конституционный долг, современное патриотическое мировоззрение, соответствующие установки и ценности, социальная (в том числе религиозная и национальная) толерантность, общественно значимые поведение и деятельность. Приведенный перечень личностных качеств коррелирует с основными компонентами патриотизма — сознанием, отношениями и деятельностью — и может рассматриваться как конечная цель патриотического воспитания в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности [3, с.41].
Такое множество мнений обусловлено сложностью рассматриваемого явления. Исходя из этого, необходимо уточнить сущность и содержание патриотизма, так как эффективность патриотического воспитания зависит от точного определения исходных понятий и положений.
Определение патриотизма как нравственного чувства не отражает его сущности в полном объеме, так как нравственные чувства — это переживания человеком своего отношения к окружающей действительности, поступкам и действиям, нормам ответственности. Патриотизм предполагает переживания личностью своего отношения к Родине, Отечеству, осознание своего патриотического долга, а также стремление к его реализации.
В структуре патриотических чувств, как и в других личностных качествах, можно выделить следующие структурные компоненты:
‒ когнитивный;
‒ эмоционально-чувственный (взгляды, убеждения, эмоции);
‒ деятельностный.
Одним из компонентов в структуре патриотических чувств, который выделяет большинство исследователей, является когнитивный компонент. Основу патриотического сознания составляют знания патриотического характера, на основе которых вырабатываются патриотические взгляды и убеждения. В убеждениях проявляется единство моральных знаний и чувств человека. Они являются идейно-психологическим компонентом сознания, непосредственно стимулирующим поведение человека, выбор действий и поступков. «Под воздействием мировоззрения возникает прочная структура мотивации личности, в которой решающее влияние имеют взгляды и убеждения» [2, с. 10–11].
Однако знания превращаются в личностные убеждения только в процессе деятельности человека. Кроме того, именно в практической деятельности человек проявляет свои убеждения, формирует необходимые умения и навыки. Это выделяет в структуре понятия «патриотические чувства» третий — деятельностный компонент.
Как показывает предыдущий анализ понятия «патриотических чувств», во всех работах, посвященных данной проблеме, подчеркивается деятельный, активный характер патриотизма, проявляющийся в практической деятельности человека на благо Родины, в служении Отечеству. Все это дает основание выделить в структуре данного понятия деятельностный компонент.
Все выделенные компоненты тесно связаны и представляют целостное единство. Данные компоненты составляют «полный набор, из которого нельзя исключить ни одного компонента, не нарушив обусловленности» [1, с.7], т. е. они являются необходимыми и достаточными для характеристики понятия «патриотические чувства».
В связи с этим определение понятия «патриотические чувства» в современных условиях должно, на наш взгляд, опираться на исторические, общефилософские, психолого-педагогические положения, отражающие специфику данного понятия, учитывать процессы демократизации и деполитизации педагогической науки и системы образования, усиления личностного аспекта в воспитательной работе с подрастающим поколением. Важным моментом в определении содержания патриотические чувства является усиление взаимосвязи личностной значимости патриотизма и его коллективистического характера.
Любовь к Родине как высшее моральное чувство обусловливает трансформацию потребностей общества, Отечества в собственные потребности отдельной личности. Все формы любви выражают потребность человека в других людях и стремление быть нужным, приносить пользу. Патриотизм, как и коллективизм, вбирает в себя единство и многообразие личностных и общественных целей, сотрудничество, взаимодействие людей. Это определяет направленность личности не только на собственное «Я», но и вне себя, на других людей, что выражается в стремлении взаимодействовать, приносить пользу, сочувствовать.
Проявлением этого служит осознание и выполнение человеком своего патриотического долга. В современных условиях в содержании данного понятия неизменным остается единство общественных и личных интересов человека, гражданина. Однако, при этом акцент несколько смещается. Важным, на наш взгляд, является и смещение акцента в осознании патриотического долга на личные интересы человека.
Возрастные психологические особенности детей среднего дошкольного возраста зависят от предшествующего психологического развития детей младшего дошкольного возраста, от их готовности к чуткому отклику на воспитательные воздействия взрослых. Приведем здесь наиболее типичные, чаще всего встречающиеся показатели возрастных психологических особенностей детей среднего дошкольного возраста. Это период первоначального становления личности:
‒ возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения;
‒ возникновение самооценки;
‒ усложнение и осознание переживаний;
‒ обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально-потребностной сферы.
Дошкольное детство — совершенно особенный период развития ребенка. В эти годы происходит дальнейшее физического развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. Движения его становятся свободными, он хорошо разговаривает, мир его ощущений, переживаний и представлений богаче и разнообразнее.
В оценке уровня развития любого вида детской деятельности можно выделить две важнейшие характеристики:
- Степень освоения деятельности как способа передачи ребенком своего видения действительности. Например, когда ребенок конструирует, он передает свое представление о том, как устроен дом, машина, корабль. Когда он рисует — образ своей мамы, семьи, зачастую, это сделано не очень умело, но степень сложности произведения, то как проработаны его детали — это важнейшие показатели развития детской деятельности.
- Уровень освоения операционально-технической стороны деятельности, а именно, овладение необходимыми навыками. Например, в изобразительной деятельности это может быть овладение техникой рисования гуашью, пастелью, акварелью. В аппликации — владение ножницами, клеем, картоном (бумагой).
Главная цель воспитания при таком подходе — развитие личности дошкольника; личность выступает системообразующим фактором организации всего образовательного процесса; ведущими мотивами воспитания, его ценностью становятся саморазвитие и самореализация всех субъектов дошкольного образования; формирование прочных знаний, умений и навыков становится условием обеспечения компетентности личности; полноценная компетентность воспитываемого обеспечивается путем включения его субъективного опыта; целью личностно ориентированного образования становится развитие самостоятельности, ответственности, устойчивости духовного мира, рефлексии.
Вывод. Личностно-ориентированное воспитание — это процесс сохранения и обеспечения здоровья ребенка. Развитие его природных способностей — ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладение первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством. Ближайшее окружение и Родина как личностные ценности в структурно-содержательной модели отражает стремление ребенка любить ближайшее окружение, своих родителей, а через них и свою Родину в целом.
Это реальная преобразующая сила, возвышающая объективное достоинство человека, делающая его субъектом собственной деятельности. Знание, которое рассматривается вне аксиологического контекста, превращается в безличную информацию, ведет к утрате нравственно-духовной ответственности личности за сформировавшуюся у нее картину мира.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 года № 1155, зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) — режим доступа://www/firo.ru/? page_id=11678.
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы».- режим доступа // www.rosvoencentr-rf.ru/obobshchennye-doklady/razrabotka-gpp-2016–2020-iyun-noyabr/utochnennyy-variant-gosprogrammy.php.
- Сотникова С. В. Патриотическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы [Текст] / С. В. Сотникова, А. С. Белкина // Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 19 февр. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 1 (6). — С. 286–287. — ISSN 2412–0529.
Основные термины
(генерируются автоматически)
: патриотическое воспитание, дошкольный возраст, чувство, Российская Федерация, ближайшее окружение, детская деятельность, дошкольное детство, личной интерес человека, психологическая особенность детей среднего, Родина.