Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников
«Только тот, кто любит, ценит и уважает
накопленное и сохранённое предшествующим
поколением, может любить Родину,
узнать её, стать подлинным патриотом».
С. Михалков.
В современном мире, когда происходят большие изменения в жизни общества, патриотическое воспитание становится одним из главных направлений работы в дошкольном образовании. Все больше возникает необходимость обращаться к народным традициям, культуре, истории, к вековым корням, к понятиям родство, Родина.
В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» дано следующее определение патриотического воспитания: это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.
Чувство патриотизма включает в себя не только любовь и преданность к Родине, ответственность и гордость за нее, но желание и стремление трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатство. Без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике невозможно воспитать в ребенке чувство собственного достоинства, уверенность в себе и полноценную личность.
Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.
В последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции. Воспитание целостной личности требует применение взаимосвязанных средств и различных форм влияния.
В трудах Б.Г. Белинского, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского патриотическое воспитание было центральной идеей. Большой вклад в научное обоснование данной проблемы внесли Б.Т. Лихачев, Н.В. Виноградова, Е. И Радина и др. Современные исследователи, такие как Т. Т. Зубова, Е. П. Арнаутова, А. С. Козлова, С. Е. Шукшина, О. А. Артамонова, М. В. Крулехт и др., так же уделяют большое внимание патриотизму. Особенно исследованиям в области содержания дошкольного образования и воспитания, направленные на изучение механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребенка, осознания им самого себя как представителя человеческой цивилизации, а также восприятия детьми предметов окружающего их мира, формирование у них представлений о трудовой деятельности взрослых и т.д.
Башкирскими педагогами-исследователями Агишева Р.Л., Атнабаева Ф.Г., Нарынбаева А.З., Аминева Р.И., Нафикова З.Г., Галиева Г.Г. разработаны методические пособия, программы по изучению родного края.
На научно-методическом уровне актуальность заключается в необходимости расширения содержания работы с семьей. В нормативных документах и программах дошкольных учреждений отражена необходимость активного взаимодействия с семьей, однако при этом недостаточно разработаны содержание и формы работы с семьями с целью воспитания чувств патриотизма.
Противоречия, сложившиеся в настоящее время, приобретают особую актуальность в формировании основ патриотизма у дошкольников:
— приоритет материальных интересов и прагматических ценностей над духовными и нравственными;
— резкое снижение воспитательного воздействия семьи в сфере воспитания.
В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине.
Основное противоречие – противоречие между необходимостью освоить определенные знания, умения и навыки в процессе дошкольной подготовки и разрозненностью, оторванностью от жизни знаний, умений и навыков, усвоенных традиционным путем.
Необходимо создать пространство, которое поможет взрослым и детям взаимодействовать в передаче одними и принятии другими культурных ценностей прошлого и настоящего, познании и сохранении их в настоящем и будущем.
В дошкольном возрасте формируются основные качества человека. Поэтому важно не упустить возможность наполнить душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории своей Родины.
В процессе нравственного, трудового и умственного развития ребенка зарождаются первые ростки гражданско-патриотического воспитания.
Исходя из вышесказанного, под гражданско-патриотическим воспитанием понимается процесс становления сознательного человека, который любит и ценит свою землю, родной край, знает и уважает культурные ценности и историю своего народа.
Задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Включение национально-регионального компонента в патриотическое воспитание дошкольника определяется современными условиями: углубляющимся социально-культурным кризисом, противоречием между возросшим национальным самосознанием и сложившейся практикой воспитания исключительно на общечеловеческих ценностях.
С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. С 1 января 2014 введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).
Основной целью образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является – позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
Исходя из этого, патриотическое воспитание дошкольников включает в себя следующие компоненты:
— воспитание у ребенка отношения к себе как полноправной личности;
— уважения своей семьи как носителя семейной традиции и родного языка;
— формирование духовно-нравственных отношений;
— формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города);
— формирование любви к культурному наследию своего народа;
— толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
В связи с остро стоящим вопросом патриотического воспитания подрастающего поколения в условиях меняющегося мира возникает необходимость обратиться к родным истокам, к корням, а именно традиции и культуре народа, его истории, таким понятиям, как «Родина», «родной край», «любимый город», побуждать любовь к Отчине, чувства гордости за свою Родину.
В настоящее время все чаще обсуждается проблема гражданско — патриотического воспитания дошкольников. При модернизации образования выстраиваются образовательные модели, отмечающие необходимость проводить их с учетом национально-регионального опыта и местных условий.
Один из целевых ориентиров в Законе Российской Федерации «Об образовании» направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.
В рамках данной статьи мы хотим показать работу МАДОУ детский сад № 198 г.Уфа по воспитанию в детях любви к родному краю, чувства патриотизма.
В детском саду функционирует группа, в которой образовательная деятельность ведется на татарском языке. В нем педагоги посредством игр, организованной образовательной деятельности, бесед, чтения сказок, рассказов стремятся вызвать интерес у ребенка к родному краю. В группе предметно-развивающая среда организована так, что каждый ребенок в игровой форме может ознакомиться с традициями, культурой татарского народа. В доступной форме для развития познавательных интересов дошкольников представлены некоторые предметы быта, национальные костюмы, музыкальные инструменты. В форме альбомов, картинок, фотографий, лэпбуков представлен демонстрационный материал. В уголке художественно — эстетического развития имеются картины, художественные произведения татарских авторов, которые также используются в работе по гражданско-патриотическому воспитанию. Детям очень нравится находиться в группе, они с удовольствием слушают рассказы педагогов, рассматривают, задают вопросы, рассказывают о традициях своих семьи, истории, услышанные от дедушек и бабушек.
На базе МАДОУ детский сад № 198 г.Уфы педагогами был подготовлен долгосрочный проект (с октября по май) по гражданско – патриотическому воспитанию дошкольников с использованием регионального компонента под названием «Башкортостан – мой край родной».
Участниками проекта стали дети старшего дошкольного возраста, педагоги и родители.
Были определены цели и задачи, направленные на более глубокое изучение природы родного края, курортов, заповедников республики, памятных мест городов Башкортостана. Педагоги разработали перспективный план, по которому был подобран материал с помощью родителей. Совместно с родителями были организована экскурсия в краеведческий музей, походы по памятным местам города Уфы.
Продуктом данной работы явилась организация праздника «Сабантуй». Он проводился на территории учреждения, в оформлении и проведении праздника принимали активное участие как педагоги так и родители дошкольников.
Ни одна из программ не даёт возможности в полном объёме решить задачи по ознакомлению детей с родным краем. Педагогам приходится самостоятельно собирать и систематизировать материал. В своей работе мы используем методические пособия и рекомендации Закировой К.В., Гилязетдиновой Г.Р., Агишевой Р.Л., Шаеховой Р.К.
В стенах нашего детского сада проводится праздник «Шэжэрэ». Дошкольники, начиная с младшего возраста, участвуют в этом мероприятии, вместе с родителями готовят генеалогическое дерево, презентацию: рассказывают историю семьи, какие у них есть традиции, какие отмечаются праздники, показывают музыкальный номер. Родители активно поддерживают идею проведения таких праздников, с удовольствием участвуют в них. Такие мероприятия не только благотворно влияют на взаимодействие дошкольного учреждения и семьи, но и улучшают отношения в семье, воспитывают в детях нравственные качества, которые перерастают в чувство патриотизма. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением, а также с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.
В.А. Сухомлинский утверждал, что «детство — каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».
Нравственные качества не возникают естественным путем. Становление их происходит в результате эмоционального накопления и осознания определенных личностных явлений и зависит от средств и методов воспитания, от условий в котором живет ребенок.
Список использованной литературы.
- Агаркова, Е.И. Разработка региональных программ развития системы дошкольного образования [текст] / Е.И. Агаркова, С.В. Загребельная, И.В. Клемоинова, А.П.Самородова, Г.А.Шешерина, под общей ред. Н.Г.Астафьевой, методические рекомендации. –М.: Аркти, 2010.-72 с.
- Агишева, Р.Л. Я познаю Башкортостан [текст] / Р.Л. Агишева, учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов. –Уфа.: БИРО,2009.-100 с.
- Зеленова, Н.Г. Мы живем в России [текст] / Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова, учебное пособие. -М.: Академия, 2007. -82 с
- Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [текст] / С.А.Козлова, Т.А.Куликова, учебник для студ. Сред. Проф. Учеб. заведений.-М.: Издательский , 2009.
- Новицкая, М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду [текст] / М.Ю. Новицкая, учебное пособие. -М.: Линка-Пресс, 2012.
- Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 “О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 — 2015 годы” [Электронный ресурс]. – Режим доступа http: //www.garant.ru/ (15.01.2015).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Составитель: Музыкальный руководитель первой квалификационной категории Буркова Екатерина Вячеславовна Реутов, 2022 Управление образования Администрации г. Реутов Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 17 «Журавлик»
«Мы сегодня поговорим о проблеме, которая давно назрела и часто на слуху, но вот так системно, пожалуй, не помню, чтобы она обсуждалась: вопрос о патриотическом воспитании молодежи. На самом деле это разговор о самом главном: о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать детей, развивать общество, в конечном итоге укреплять нашу страну».
В.В. Путин
На протяжении пяти последних лет в нашем детском саду (МАДОУ д/с №17) ведется большая работа по патриотическому воспитанию дошкольников. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества
Задачи:
- воспитание патриотизма
- знакомство с историей своей страны и своего народа
- знакомство детей с наиболее значимыми событиями Великой Отечественной войны
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения своей страны
- воспитание уважительного отношения к защитникам Отечества, традициям государства, общественным праздникам
- формирование у детей таких черт характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином
- знакомство с символикой российского государства, ее значением
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям
В нашем детском саду начиная с 2013 года ведется очень активная работа по патриотическому воспитанию дошкольников. Ежемесячное планирование всей деятельности ДОУ (в том числе планирование и разработка рабочей программы деятельности всех узких специалистов) осуществляется в рамках именно патриотического направления.
Формы и методы организации работы.
Программа патриотического воспитания в дошкольных учреждениях подразумевает прежде всего организацию внутренней методической работы в этом направлении. Так как если педагог сам не испытывает чувства любви к отечеству, то он не сможет передать его детям, также воспитателю нужно знать, как наиболее эффективно донести идеи патриотизма дошкольникам. Методическая работа по патриотическому воспитанию в ДОУ направлена на повышение квалификационного уровня воспитателей, их педагогической грамотности. Для этого проводятся тематические педсоветы, консультации, взаимопосещения занятий.
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС определяет такие методы работы с дошкольниками как: обустройство патриотических уголков в ДОУ; организация экскурсий, посещение музеев, выставок; организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования, конкурсы, викторины); проведение тематических занятий-рассуждений на патриотическую тематику.
Ежегодно в ДОУ составляется план по патриотическому воспитанию, который охватывает все формы и методы воспитательной работы. Примерный перечень мероприятий и тем занятий, предусмотренный планом, включает: мероприятия, посвященные государственным и народным праздникам, спортивные конкурсы, тематические занятия по изучению природы, особенностей, традиций родного края, государственной символики.
На базе нашего ДОУ были разработаны и внедрены 2 больших проекта в рамках патриотического воспитания: «Музеи – детям» и «Растим патриотов вместе». Проект «Растим патриотов вместе» участник РИП-2016 на муниципальном уровне и участник конкурса «Наше Подмосковье». Эти два проекта взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Проект «Музеи – детям».
Мы начали работу в рамках этого проекта с посещения ряда московских музеев посвященных музыкальной тематике. Сначала мы посетили такие музеи как: Всероссийский музыкальный музей им., Музей русской гармоники А.Мирека, Центральный театральный музей им. Бахрушина. Далее перешли к общей тематике искусства побывали в Государственной Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке, во Всероссийском музее декоративно прикладного искусства, в музее Славянской культуры К. Васильева. Далее был блок военных музеев, посвященный 70 летней годовщине Победы в ВОВ: это Музей обороны Москвы, музей истории ВМФ (с посещением настоящей подводной лодки, которая пришвартована на канале им. Москвы в Химкинском водохранилище); Музей военной техники В. Задорожного, Музей современной истории России, и наконец, Мемориальный музей космонавтики.
Все музеи, которые мы посетили имеют возрастную адаптацию для дошкольников 4+. Все программы экскурсий доступные и как правило, всегда интерактивные.
Проект «Растим патриотов вместе».
В рамках этого проекта, помимо основных программных утренников и праздников мы проводим тематические мероприятия в рамках Федерального закона от 13 марта 1995 г. N 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России».
- традиционно утренники, посвященные Дню Победы
- возложение цветов к могиле Неизвестного солдата в Александровском саду, приуроченные ко Дню Победы и ко Дню неизвестного солдата в России (3 декабря)
- открытое мероприятие посвященное, 75-ой годовщине начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой в 1941г.
- вечер памяти «Война. Блокада. Ленинград.», посвященный 75–летней годовщине прорыва блокады Ленинграда
- урок мужества (встреча с ветераном блокадного Ленинграда)
- фотовыставка «Герои России»
- викторина «Россия – Родина моя!»
- Конкурс чтецов «Стихи о России»
- открытое мероприятие, посвященное Дню народного единства
- открытое мероприятие, посвященное Дню пограничника
- праздник
- акция «Бессмертный полк», «Лес Победы»
- акция по сбору гуманитарной помощи для жителей Новороссии (Луганской и Донецкой Республики)
- праздничное мероприятие «День Государственного флага Российской Федерации»
- открытое мероприятие «Дорогая моя столица – Золотая моя Москва» к 870-летию Москвы
И еще, мы провели ряд социально-направленных и общественно значимых акций и мероприятий, направленных на взаимодействие с социумом, в рамках патриотической работы нашего ДОУ.
Итак, как я сказала ранее, в течении всего учебного года, проходят плановые мероприятия и акции по созданию целостной системы патриотического воспитания дошкольников. На некоторых из них мне бы хотелось остановиться отдельно.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Знакомя детей с родным городом, с его историко-культурными особенностями, с историей своей страны, народа мы формируем у детей такие черты характера, которые помогают им стать патриотами и гражданами своей Родины. Ведь самое яркое впечатления, полученное в детстве, остается в памяти на всю жизнь.
Следующая > |