Оксана Николаевна Полежаева
Картотека дидактических игр по экологии для детей старшего дошкольного возраста
Карточка №1
«Что в корзинку мы берем»
.
Дидактическая задача: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу.
Научить различать плоды по месту их выращивания.
Сформировать представление о роли людей сохранения природы.
Материалы: Картинки с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок.
Ход игры. У одних детей — картинки, изображающие разные дары природы. У других – картинки в виде корзинок.
Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т. д.
Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов.Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т. д.)
. Выигрывает тот, кто выполнил это условие.
Карточка №2
«Вершки – корешки»
.
Дид.задача: учить детей составлять целое из частей.
Материалы: два обруча, картинки овощей.
Ход игры. Вариант 1.Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки.
Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки,и корешки: лук, петрушка и т. д.
Вариант 2. На столе лежат вершки и корешки растений – овощей.Дети делятся на две группы: вершки и корешки. Дети первой группы берут вершки, вторая – корешки. По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал «Раз, два, три – свою пару найди!»
, нужно найти свою пару.
Карточка№3
Игра с мячом «Воздух, земля, вода»
.
Дид.задача: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.
Материалы: мяч.
Ход игры: Вариант№1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока»
. Ребенок должен ответить
«воздух»
и бросить мяч обратно. На слово
«дельфин»
ребенок отвечает
«вода»
, на слово
«волк»
—
«земля»
и т. д.
Вариант№2. Воспитатель называет слово «воздух»
ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово
«земля»
— животное, обитающие на земле; на слово
«вода»
— обитателя рек, морей, озер и океанов.
Карточка №4
«Угадай, что в мешочке?»
.
Дид.задача: учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам.
Материалы:овощи и фрукты характерной формы и различной плотности: лук, свекла, помидор, слива, яблоко, груша и др.
Ход игры: вы знаете игру «Чудесный мешочек»
, играть мы будем сегодня по иному. Кому я предложу достать из мешочка предмет, ни будет его сразу вытаскивать, а ощупав, сначала назовет его характерные признаки.
Карточка №5
«Природа и человек»
Дид.задача: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.
Материалы: мяч.
Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.
«Что сделано человеком»
? спрашивает воспитатель и бросает мяч.
«Что создано природой»
? спрашивает воспитатель и бросает мяч.
Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.
Карточка№6
«Выбери нужное»
.
Дид.задача: закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность.
Материалы: предметные картинки.
Ход игры: на столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.
Например: «зеленый»
— это могут быть
картинки листочка, огурца, капусты кузнечика.Или: «влажный»
— вода, роса, облако, туман, иней и т. д.
Карточка№7
«Где снежинки?»
Дид.задача: закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность.
Материалы: карточкис изображением различного состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.
Спортивные игры
Сегодня в продаже имеется большой выбор дидактического материала, используя который можно придумать свои игры
Самой простой спортивной экологической игрой можно считать игру «съедобное-несъедобное». Ведущий кидает мяч ребенку и называет слово. Если слово относится к разряду «съедобное»- то ребенок должен поймать мяч, если слово не означает съедобный предмет, то ребенок должен мяч отбросить. Каждый раз, когда ребенок делает правильный выбор, он делает шаг вперед. Выигрывает тот из группы детей, кто быстрее дойдет до ведущего.
Правила можно немного изменить. Например, вместо съедобного-несъедобного можно называть съедобные — несъедобные грибы, лесные и не лесные растения, домашние — дикие животные и так далее.
Такая игра позволяет ребенку подвигаться, внимательно следить за мячом, а также дает возможность применить и пополнить знания об окружающем мире.
Наглядные пособия и плакаты
Экологические игры для дошкольников на печатной основе
Ребенок совместно с взрослым может изготовить красочный плакат или фотоколлаж на выбранную экологическую тематику. Например, плакат на тему: «Правила поведения в лесу», «Как вести себя в походе», « Не играй с огнем!», «Как вести себя на водоеме» и др.
Такой плакат содержит краткие содержательные подписи к ярким картинкам. Повесьте такой плакат в группе детского сада или в детской комнате. Так информация легко запомнится, а позже станет добрым и веселым воспоминанием о детстве!
Экологические игры с игрушками-аналогами
Такие игры очень эффективно проводить в детском саду, а также в семье при участии взрослых.
•Игрушечная и живая кошка
Цель игры: рассказать о кошках, научить ребенка наблюдать за поведением кошки, отличать живую кошку от игрушки.
Взрослый дает ребенку игрушку — кошку. Просит описать игрушечную кошку. Какого она цвета? Какие у нее лапки? Ушки? Хвостик? Ее можно накормить игрушечной едой, положить спать, спеть кошке колыбельную.
Затем взрослый показывает ребенку живую кошку. Просит описать ее и ответить на те же вопросы. В чем разница между живой кошкой и кошкой-игрушкой?
Главная разница в том, что живая кошка не является игрушкой, ее родила мама-кошка, а игрушку сделали люди. С живой кошкой нельзя играть так же, как с игрушкой, так как живая кошка чувствует боль, голод или может быть испугана. В процессе такого сравнения ребенок учится распознавать признаки живого существа, заботиться о нем и бережно относиться.
•Игрушечная и живая ель
Цель игры: рассказать о живой ели, сравнить живое дерево с искусственным. Во второй половине декабря взрослый показывает ребенку ель в естественных условиях. Лучше всего на прогулке в парке или лесу. На лапах ели лежит снег. Ель — вечнозеленое хвойное растение. Ребенок рассматривает лапы ели, иголки, ее ствол. Можно сделать несколько фотографий.
При подготовке к Новому году используется искусственная ель. Взрослый объясняет ребенку, что искусственная ель тоже красива по-своему. Это красота труда, вложенного человеком. Искусственную ель можно украсить огоньками и игрушками, а после праздника игрушки снять, а ель использовать на празднике в следующем году. Живая ель, срезанная для новогоднего праздника, погибнет и будет после праздника выброшена.
Взрослый объясняет ребенку, что люди могут самостоятельно выбрать живую или искусственную ель для праздника. Выбирая искусственную ель, ребенок сохраняет живое дерево.
Актуальность
Экологические проблемы побуждают профессионалов в различных областях человеческой деятельности к поиску новых способов обращения к подрастающему поколению. Сегодня очень важно донести до детей с раннего детства идею ценности природы.
Чтобы сформировать у дошкольника зачатки экологической культуры, взрослым необходимо проявить творческий подход, последовательность и принципиальность. Для экологического образования дошкольников самой успешной методикой является игра.
Мир игрушек и игр сегодня разнообразен. Это и компьютерные, и настольные, и сюжетные игры. Игра вызывает интерес к новой информации, заряжает положительными эмоциями, сплачивает детский коллектив, сближает взрослого и ребенка, учит мыслить и делать выводы.
Целью экологических игр является обучение дошкольников бережному отношению к природе и всему живому. Ниже мы расскажем о том, в какие простые экологические игры можно играть с дошкольниками.