Ход игры :
дети (2 человека)
по очереди берут
картинку, называют, что на ней нарисовано
определяют, когда это бывает. Если осенью, кладут картинку на игровое поле
Если в другое время года — убирают в сторону. Далее по каждой картинке составляют
предложение, используя ключевое слово «осенью»
.
Примечание: игра может быть индивидуальной.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
.
Задачи: совершенствовать умение на ощупь определять фрукт или овощ по его форме,
правильно называть его цвет,развивать внимание,память, устную речь
Атрибуты: мешочек, муляжи овощей и фруктов.
Игра «Подарки осени»
Чему научится ребенок: различать листья, шишки, орехи и желуди; использовать в речи слова «еще», «один».
Оснащение: поднос, 4 блюдца.
Ход игры:
поздним летом или ранней осенью, гуляя с ребенком, предложите ему собрать букет из листьев; собрать в корзинку шишки, желуди или орехи.
Принеся эти находки (по 3-4 штуки) домой, подготовьтесь к игре с ребенком: выложите все на поднос, аккуратно разложите на нем, подсушите.
Предложите ребенку разложить собранное по отдельным блюдцам, при этом комментируйте действия ребенка: «Положи орех. Положи еще орех». (Попросите ребенка повторять за вами: «Вот еще орех… Вот еще один орех…»)
Продолжайте: «Сюда положи желудь. Еще один желудь. И еще один желудь…» Помогите ребенку разложить шишки, листья.
Игра «Угощения»
Чему научится ребенок:
правильно употреблять имена существительные мужского и женского рода единственного числа в винительном падеже без предлога; отвечать на вопросы, требующие сопоставления фактов и простейшего вывода.
Оснащение:
игрушки — заяц, медведь, белка; предметные картинки.
Ход игры:
скажите ребенку, что сегодня к нему в гости пришли зайка, мишка и белка. Предложите угостить их чем-нибудь вкусным — тем, что они любят.
Положите перед ребенком морковку, капусту, шишку, желудь, грушу, сливу. Спросите: «Что любит зайка? Что любит мишка? Что любит белка? Что дадим зайке? Что дадим мишке? Что дадим белке?» (Зайке — морковку, капусту. Мишке — грушу, сливу. Белке — шишку, желудь.)
Почему зайке не дали шишку? (Потому что он не ест шишки.)
Почему зайке дали морковку? (Потому что он любит морковку.)
Игра «Мы на даче»
Чему научится ребенок:
видеть разницу между травой — деревьями — кустами; узнавать их изображения; у дерева выделять ветки, листья; различать глаголы «срезает — выкапывает»; понимать несложные сюжеты; слушать рассказ взрослого.
Оснащение:
сюжетная картинка.
Ход
игры:
ранней осенью, гуляя с ребенком на даче (или в парке, сквере), начните беседовать с ним о том, что вы видите вокруг. Попросите, чтобы ребенок показал вам дерево, кусты, траву.
Если ребенок затрудняется это сделать, покажите ему сами; через некоторое время спросите еще раз, чтобы проверить, как он понял и запомнил показанное. Если ребенок
произнесет какое-нибудь слово, например, «ветка», спросите: «Где ветка?» Постоянно старайтесь поддерживать у ребенка желание разговаривать.
После ознакомительной прогулки рассмотрите вместе с ребенком картинку. На ней изображено примерно то, что ребенок видел, гуляя по даче. Спросите ребенка, кто нарисован на картине? (мальчик и девочка). Предложите ребенку придумать имена мальчику и девочке. (Старайтесь подбирать такие имена, чтобы онисостояли из двух одинаковых слогов, например Тата, Ляля, или из разных слогов, но с ударением на первом слоге, например: Нина, Ната, Толя и т. д.) Расскажите, что надето на мальчике (курточка, сапожки, брюки), на девочке (платок, курточка, юбка). Затем предложите ему это показать. Расскажите, что девочка срезает цветы; что мальчик выкапывает картофель.
Попросите ребенка показать на рисунке деревья, кусты, траву, цветы. Скажите ребенку: «Видишь, ветер гонит засохшие листья, качает ветки деревьев, от ветра хлопают окна, качается белье на веревке».
Эмоционально произнесите: «Дует, дует ветер, дует-задувает, желтые листочки с дерева срывает. Падают листочки прямо нам под ножки». Спросите, как дует ветер («у-у-у»). Предложите провести карандашом линию от одного дерева до другого такого же; от одного куста до другого такого же.
Игра «Положи туда, куда скажу»
Чему научится ребенок:
различать предлоги, выражающие некоторые пространственные взаимоотношения двух предметов (на, в).
Оснащение:
книга, коробка, предметы мебели (стол, стул, диван); любой предмет (желудь, листик, камешек).
Ход игры:
положите перед ребенком выбранный вами предмет. Попросите ребенка положить этот предмет туда, куда вы скажете: на книгу, на стол; на стул; в коробку, в книгу.
Дидактическая игра «Осень»
Дидактическая игра «Число. Признак. Предмет» по лексической теме «Осень»
Игра предназначена для детей 4-6 лет, с тяжелыми нарушениями речи, а также для детей дошкольного и младшего школьного возраста для развития лексико-грамматического строя речи.
Дидактическую игру «Число. Признак. Предмет» можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях с детьми.
Цель:
данный комплекс игр поможет взрослому научить ребенка:
- согласовывать существительные с числительными и прилагательными в роде, числе, падеже.
- подбирать качественные, относительные, притяжательные прилагательные к существительным.
- употреблять в речи порядковые числительные, согласовывать их с существительными и прилагательными в роде, числе, падеже.
- активизировать мыслительную деятельность, ассоциативное мышление;
- составлять сравнительные предложения с союзом «а».
Материал для игры:
карточки с игровыми заданиями по двум предметам одной лексической группы; игровое поле и разрезные карточки для самостоятельного подбора и составления сюжетного ряда; наборы цифр.
Описание игры:
Игра с готовыми моделями: на каждой таблице размещены задания по двум предметам одной лексической группы для большего объема образовательной нагрузки. В начале игры ребенку нужно наглядно показать, как можно использовать ассоциации для обозначения признаков предметов. Например, как можно изобразить горький вкус, показать твердость, мягкость, сочность овощей, цвет и форму.
Ниже представлены готовые игровые карточки:
- две овальные глубокие лужи;
- шесть больших холодных капель;
- одно круглое холодное солнце;
- пять коротких холодных осенних дней;
- два осенних холодных дождя;
- семь осенних холодных ветров;
- одно осеннее красное дерево;
- четыре осенние синие тучи.
Игра предполагает соблюдение следующих этапов:
- Назвать слово, обозначающее число (какая цифра? — один).
- Назвать слово, обозначающее предмет (что это? – дерево).
- Согласовать существительное с числительным в роде числе (сколько деревьев? — три одно).
- Назвать слова, обозначающее признак предмета, согласовать их с числительными и существительными в роде, числе (одно дерево (какое?) – осеннее красное).
- Согласовать числительное с прилагательными и существительным в роде, числе. (Скажи полным предложением, начиная с цифры. – Одно осеннее красное дерево.)
- По такому же принципу рассмотреть другой предмет лексической группы – тучу.
- Составить сравнительные предложения с союзом «а». (Дерево — одно, а тучи — четыре. Дерево — красное, а туча — синяя.)
Игра с разрезными карточками: проводится по такому же принципу, как и с готовыми моделями. Только здесь ребенок занимает активную позицию и ему предоставляется больше самостоятельности.
Вначале следует предложить ребенку выбрать предмет по лексической теме и разместить его на сектор со звездочкой, далее цифру (расположить в первом секторе) и подобрать прилагательные в виде картинок-символов (располагать в самом длинном секторе игрового поля). Картинки-символы предварительно рассматриваются и объясняется, что они обозначают.
Для лучшего понимания хода игры с разрезными карточками ниже предлагается образец.
С помощью дидактической игры «Число. Признак. Предмет» дети быстрее овладеют навыками согласования прилагательных, существительных и числительных в роде, числе, падеже; научатся подбирать прилагательные к существительным и разовьют свое ассоциативное мышление.
Развитие ассоциативного мышления положительно сказывается на процессе запоминания и воспроизведения необходимой информации.
На нашем сайте вы сможете найти и другие дидактические игры из серии «Число. Признак. Предмет». Для этого перейдите по выделенной ссылке.
Желаем всем успехов.